Путеводитель по романам франсуазы саган. Королева эпатажа франсуаза саган

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет славянской филологии и журналистики

Кафедра русской и зарубежной литературы


Жизнь и творчество Ф. Саган


Выполнила:

студентка 3 курса

Медведева Мария Сергеевна


Симферополь, 2015


Введение

Заключение


Введение


Яркая личность Ф. Саган, с юных лет ставшей литературной звездой, всегда привлекала к себе интерес публики и внимание критиков. Восприятие писательницы как некоей популярной фигуры, отразившей в своем творчестве некоторые характерные особенности своего времени, определило и соответствующий подход к исследованию ее творчества, при котором Саган обычно рассматривается как своеобразный социологический феномен, заслоняющий собой творческий облик писательницы. Во французском литературоведении критическая литература, посвященная творчеству Саган, представлена монографиями Ж. Мурга, Ж. Урдена и Ж. Лами, а также многочисленными статьями, содержащими рецензии на ее произведения, посвященными анализу тех или иных аспектов ее творчества и причин ее популярности (П. де Буадеффр, Ж. Ган, М. Надо, Ф. Сенар, П. Вандром, А.Вийлор).

Совершенно с другой точки зрения подходит к изучению творчества Саган ряд англо-американских исследовательниц, представляющих феминистическую литературную критику и рассматривающих романы писательницы с точки зрения воплощения в них женской проблематики (Дж. Г. Миллер, В. А. Липтон, М. В.Сент-Онж).

В отечественном литературоведении последнее время отмечено появлением ряда статей, в которых наблюдается стремление пересмотреть негативные оценки творчества Саган, вынесенные литературной критикой 50-60-х годов и дающие о нем достаточно искаженное представление. Однако в основном литература, посвященная творчеству Саган, представлена предисловиями и послесловиями, носящими ознакомительный характер, а также упоминаниями в статьях и очерках преимущественно учебного или обзорного характера (Л. Зонинз, Ю. Уваров, Л. Андреев, Н. Ржевская, И. Шкунаева), причем исследователями рассматриваются в основном отдельно взятые ранние произведения писательницы, а более поздняя проза Саган остается без внимания.

Цель настоящего исследования - представить Ф.Саган и ее творчество не только как социологический феномен, но и, приподняв завесу окружающей ее легенды, увидеть в ней писателя, личность, женщину, определить художественное значение ее творчества, его связь с литературной традицией и место в современной французской литературе.

саган писательница женский


Глава 1. Обзор биографии Ф. Саган


В двенадцатом часу утра 21 июня 1935 года во французском департаменте Ло, в городке Кажарк, в роду потомственных фабрикантов и мелкопоместных дворян родилась девочка, которую позднее собратья по перу назовут «маленький очаровательный монстр», - Франсуаза Мари Анна Куарэ. Ее псевдонимом станет имя «Франсуаза Саган», которое, едва удостоившись появления на свет, превратилось в синоним ошеломительно раннего взлета и всемирного признания.

Отец ее, Пьер Куарэ, преуспевающий инженер, окончивший Индустриальный институт Севера, вел свое происхождение от испанских завоевателей, а пращуры матери, Мари Куарэ (в девичестве Лобард) ходили за Гробом Господнем, и герб их рода красуется в Версальском зале Крестовых походов. Но сама Франсуаза - или Кики, как ее называли близкие- любила заверять, что ее бабушка по лини отца русская, да и по линии матери она потомок петербуржцев. С детства мучило будущую писательницу обостренное чувство собственности по отношению к близким, страх потерять их - и, как следствие, невероятная ревность, которая и саму Франсуазу ужасала. И все эти переживания она переносила на страницы своих романов.

Кажарк, родной город Франсуазы, был центром епархии и оплотом католической церкви, но по сути представлял собой большую деревню с населением едва превышающем тысячу человек, многие из которых на зиму покидали городок. Но Франсуаза, имевшая замашки сорванца-мальчишки, не была склонна к унынию. В компании со старшими ребятами она играла в воров и полицейских, взбиралась на деревья и карабкалась по скалам - при этом всегда оказываясь впереди, ничего не боясь и неизменно ввязываясь в новые авантюры. Другой стороной ее натуры оказалась тяга к природе. Созерцание окрестностей питало романтические фантазии Франсетты и с ранних лет стало для нее необходимостью. Однако помимо всего этого душой маленькой Франсуазы все больше и больше завладевал мир, который открывало перед ней чтение. Она втайне пробиралась на чердак, где стоял шкаф, набитый книгами, и пропадала там целыми днями, зачарованная неизведанными тайнами и чувствами.

С началом Второй мировой войны Пьер Куарэ будучи лейтенантом запаса инженерных войск отправляется на линию Мажино, где исправно служит десять месяцев. После его демобилизации в 1940-м году семейство Куарэ переезжает в Лион, а Кики идет в первый класс. Девочку определили в школу «Ле Кур де ла Тур Питра». Одновременно она брала уроки музыки. У бедной вдовы, обучавшей Франсуазу, не было фортепьяно. Женщина использовала клавиатуру, нарисованную на картоне, и Франсетте приходилось разучивать на этом более чем странном приспособлении гаммы в полной тишине. Вот так она приобщилась к Моцарту и Баху, Бетховену и Брамсу. Как ни парадоксально, но Кики влюбилась в классическую музыку и впоследствии достойно послужила ей: после выхода в свет четвертого романа Саган «Любите ли вы Брамса?» продажи записей ее любимых композиторов увеличились впятеро.

В период оккупации Франции семья Куарэ прятала у себя евреев. Как-то немецкий солдат перепутал этажи и постучался к Куарэ. Мать Франсуазы Мари очень вежливо ответила ему, а, закрыв дверь, едва не лишилась чувств.

В 1946 году семья Куарэ переезжает в Париж, и начинаются скитания Кики по привилегированным католическим школам не только столицы Франции, но и швейцарских курортов. Однако «маленький очаровательный монстр» не вписывался в чопорные рамки пансионов, где основы воспитания составляли хорошие манеры и Библия, к учению которой Франсуаза, увлекшись в четырнадцатилетнем возрасте идеями Сартра, навсегда охладела.

С 14 лет Франсуаза стала пробовать свои силы в прозе и отправлять первые произведения по издательствам, но везде получала отказ. Домашние не придавали значения попыткам дочери что-то писать. Мари Куарэ впоследствии рассказывала, что Кики читала ей свои работы, перед тем как послать их в журналы, но мать лишь отметила для себя богатое воображение дочери. Выпускной экзамен Франсуаза так и не сдала, да и не стремилась. Выйдя из пансиона в 1953 году, Кики с одобрения родителей поступила на филологический факультет Сорбонны - Парижского университета. Однако чувство свободы и предчувствие новых острых ощущений побуждали ее проводить большую часть своей жизни не в аудиториях и библиотеках, а за столиками литературных кафе. Богема, точно водоворот, захватила ее целиком. Лишь среди писателей и художников, поэтов и музыкантов, в разговорах до полуночи она чувствовала себя в своей тарелке. Компания свободных, неординарных людей - это был ее мир! Как знать, не там ли она и услышала сюжет романа, сделавшего ее знаменитостью?

Начав свою книгу, Франсуаза, по ее собственным словам, испытывала чувство глубокой тоски. Утром она не осмеливалась перечитать написанное накануне - от страха почувствовать себя униженной, окажись это плохо. Наброски романа она записывала в тетрадку. Из опасения, что в общежитии тетрадь кто-нибудь найдет, Франсуаза отдала рукопись на хранение своей подруге, которая закрыла драгоценность в сейф. Но вскоре несчастная внезапно заболела и умерла, и труд начинающего автора бесследно исчез.

Из-за неудачи на экзамене по английскому Франсуазе пришлось забыть о Сорбонне. Теперь лишь литературные успехи могли успокоить уязвленную гордость, оправдать себя перед родными и друзьями. С огромным азартом Кики принялась восстанавливать утраченный текст и закончила роман за два с небольшим месяца. 6 января 1954 года Франсуаза отнесла его сразу в два издательства: «Жюйар» и «Плон». Пьер Жаве, литературный директор издательства «Жюйар», был крайне удивлен возрастом и видом Франсуазы Куарэ - ее вес был 49 килограммов, рост чуть больше полутора метров, она совершенно утопала в огромном плаще. Бросив беглый взгляд на первые листки, Жаве тут же обнаружил совершенно новые, необычные нотки в манере повествования этой девушки, такой еще юной. Пьер Жаве ознакомил с находкой редактора Франсуа Ле Гри, и поутру на столе Рене Жюйара, главы издательского дома, появился отчет, что в этом романе «жизнь струится, точно ручей», а автор отважился отразить без ложной стыдливости психологию своих персонажей настолько живо, что вряд ли читатель сможет когда-нибудь их забыть.

В ходе длительной беседы Рене Жюйар поинтересовался и размером желаемого аванса. Франсуаза, бывшая полным дилетантом в издательской системе расчетов, рискнула назвать сумму в двадцать пять тысяч франков, но тут же смутившись, предположила, что это, вероятно, слишком много. Жюйар предложил ей двойную сумму, но с условием, что первый тираж составит не три тысячи экземпляров, как это принято для первой публикации, а пять.

Пьер и Мари Куарэ согласились на публикацию романа дочери без особого энтузиазма и с непременным условием, что книга будет издана под псевдонимом. Они считали свою фамилию слишком известной, чтобы трепать ее «по пустякам».

Роман «Здравствуй, грусть!» появился без предварительной рекламной компании, но ни у кого в издательстве не было и тени сомнения, что продажа будет вполне успешной. Действительность превзошла все ожидания: уже первые несколько дней после начала продаж показали, что необходимо готовить переиздание. Дополнительный тираж определили в три тысячи экземпляров. Но вскоре потребовалось третье переиздание - уже в двадцати пяти тысячах экземпляров, вдогонку которым последовали еще пятьдесят. В течение года бестселлер вышел небывалым тиражом для Франции тех времен- триста пятьдесят тысяч экземпляров! А во всем мире общий объем выпуска книги, переведенной на тридцать языков, превысил миллион экземпляров.

Девятнадцатилетняя Франсуаза получила в качестве гонорара фантастические деньги - сто тысяч долларов. Даже Пьер Куарэ, считавшийся человеком с весьма солидными доходами, лишь за несколько лет смог бы заработать подобное состояние.

После такого успеха все ожидали от Саган следующего романа. Одни надеялись, что он будет лучше предыдущего. Другие были готовы побиться о заклад, что он будет провальным. Франсуаза понимала, что успех необходимо закрепить новым произведением, иначе ее славу признают случайной, и это навсегда закроет ей дальнейший путь в литературе. Но работа не шла. К тому же в тот период у нее вспыхнул бурный роман с фотографом Филиппом Шарпентье. Откровенно, почти напоказ выставляемые писательницей чувства шокировали публику. Для Филиппа же это была обыкновенная интрижка, и в скором времени он оставил Франсуазу. Саган погрузилась в депрессию, которую пыталась лечить алкоголем, но это отчаяние привело ее к новому роману - «Смутная улыбка» (1956 г.), который был встречен новыми восторгами.

В апреле 1957 г. Франсуаза лишь чудом не погибла. Она мчалась в машине на огромной скорости в нетрезвом состоянии. Жандармы потом скрупулезно подсчитают, что ее «астон мартин» проехал по канаве двадцать с лишним метров, затем подпрыгнул и приземлился еще почти через четыре метра. Врачи сами удивлялись, как им удалось ее спасти. Франсуаза долго пребывала в коме, а около нее в больнице все время находился мужчина, который был на двадцать лет старше писательницы, - Ги Шеллер, директор по спецпроектам издательства «Ашетт». 16 марта 1958 г. они поженились, но брак оказался недолгим. Франсуаза сама подала на развод: она не могла свыкнуться с тихими семейными буднями. К тому же за время, проведенное на больничной койке, Кики пристрастилась к наркотикам. Зависимость она вскоре преодолела, но личная жизнь с тех пор так и не складывалась. Забеременев, она вышла замуж второй раз - за скульптора Боба Уэстхоффа. В 1962 году у супругов родился сын Дени, но вскоре и этот брак был расторгнут.

Франсуаза Саган опубликовала около пятидесяти книг, многие из которых, такие как «Любите ли вы Брамса?» и «Немного солнца в холодной воде», стали мировыми бестселлерами. Написала она и несколько пьес, которые пользовались успехом и до сих пор идут на мировых подмостках, в том числе и в России. Но, несмотря на огромные гонорары и славу Королевы французской литературы, последние годы писательница прожила в нищете и забвении. Умерла она 24 сентября 2004 года в больнице нормандского города Онфлер - в возрасте шестидесяти девяти лет, от легочной эмболии.


Глава 2. Анализ творческого метода Ф. Саган


1 Тема «потерянного поколения» в произведениях писательницы


Большинство критиков, исследующих творчество Саган (Р.М.Альберес, П.де Буа-деффр, Т. Витман), сходятся во мнении, что ее романы близки по духу произведениям ряда молодых писателей, вошедших во французскую литературу на рубеже 40-50-х годов и отразивших в своем творчестве негативные настроения, воцарившиеся в послевоенной Франции. Представителями этого пласта литературы стали Р. Нимье, Ж. Лоран, А.Блонден, а также ряд других, близких им по настроению писателей. Т.Витман в диссертации, посвященной исследованию творчества этих авторов, называет это поколение «потерянным» по аналогии с «потерянным поколением», появившимся после первой мировой войны. Повествуя о трагедии послевоенного поколения, молодые авторы затрагивают в своем творчестве извечную тему французского романа - проблему взаимоотношений отцов и детей, тему судеб молодого поколения. В этом смысле они, по сути, продолжают традиции жанра семейного романа, в то же время отказываясь от традиционных для него формы и сюжета.

Рассматриваемая обычно в традиционном жанре семейного романа проблема взаимоотношения поколений приобретает совершенно новое звучание в произведениях «потерянных» авторов, отразивших в своем творчестве настроения разочарования результатами войны и пессимизма относительно будущего, охватившие значительную часть населения послевоенной Франции. Основой творчества этих авторов стал отказ от идеи «ангажированности», популярной в годы Сопротивления, от социальной и политической проблематики, свобода от всяких моральных обязательств и нравственных норм. Они создали специфичный для французской литературы тип романа - саморазоблачения, повествующего о выбитых из колеи, циничных, аморальных молодых людях, о трагедии молодого поколения, оказавшегося перед хаосом разрушающегося у них на глазах мира. Пессимистическое мироощущение «потерянных» авторов обусловило своеобразную трактовку в их творчестве тем, характерных для жанра семейного романа: проблема взаимоотношений отцов и детей однозначно решается ими как неприятие мира взрослых, а в решении темы судеб молодого поколения выражен крайний пессимизм.

Творчество писателей «потерянного поколения» является симптоматичным для своего времени, поскольку отражает мироощущение и настроения значительной части послевоенного поколения молодых людей. Вместе с тем оно представляет собой лишь определенное направление в развитии французской литературы этого периода, в которой продолжает развиваться семейный роман в его традиционном виде. Поэтому анализ ранних произведений Саган именно с этой точки зрения способен пролить свет на истоки пессимистического мироощущения автора, объяснить безнадежность ее жизненной концепции, сохранившейся и в более поздних романах писательницы.

В ранних произведениях Ф. Саган намечаются тематика и тональность ее последующего творчества, и тема любви, женской судьбы, обычно находящаяся в центре внимания писательницы, безусловно, занимает в них самое значительное место. Однако далеко не самое основное. Примером этому может служить роман «Здравствуй, грусть» (1954), в котором тема женской судьбы связана скорее не с образом главной героини, а раскрывается во взаимоотношениях других персонажей книги. В романах «Смутная улыбка» (1956) и «Через месяц, через год» (1957) тема любви уже непосредственно связана с образами главных героев, однако служит, скорее, для раскрытия другой, не менее интересной и значительной проблематики - темы молодого поколения и его судеб и связанных с нею проблем воспитания, взаимоотношения поколений.

Рассматривая в своем творчестве проблемы, характерные для семейного романа, романа воспитания, писательница трактует их в ключе «потерянного поколения». Произведениям Саган свойственно полное отсутствие социального фона, сужение сферы изображаемого до межличностных отношений героев. Замкнутость персонажей Саган в мире чувств и любовных переживаний предстает как своеобразная реакция молодых на окружающую действительность и обусловливает своеобразный «эскепизм» романов писательницы, присущий произведениям и других авторов «потерянного поколения». Главной особенностью воплощения семейной проблематики в творчестве Саган является то, что писательница рассматривает проблемы, характерные для семейного романа, через призму любовных отношений. В произведениях Саган традиционный семейный сюжет предстает в значительно измененном виде, поскольку писательница не показывает семью в ее обычном, традиционном варианте. В романе «Здравствуй, грусть» семья представлена в лице главной героини Сесили, ее отца Раймона и Анны, его любовницы. Во взаимоотношениях этих трех персонажей и разворачивается в произведении Саган настоящий конфликт поколений. В противоположность Анне, отстаивающей мир прежних, традиционных ценностей, Сесиль и Раймон являются представителями нового, разуверившегося поколения французов. Описывая взаимоотношения отца и дочери, Саган подходит к объяснению того факта, что целое поколение молодых людей, не будучи непосредственными участниками войны, тем не менее стали ее жертвами, ощутив на себе ее воздействие через посредство старшего поколения. Это поколение отцов, вышедшее из войны разочарованным и опустошенным, оказалось не способным передать по наследству своим детям ничего, кроме безверия, бездуховности и циничного отношения к действительности. В связи с этим в центре внимания писательницы оказывается именно сложный внутренний мир подростка, проблема душевного взросления юной героини, едва вступающей в жизнь и обнаруживающей вокруг себя цинизм и равнодушие взрослых.

В романе «Смутная улыбка» Саган продолжает исследование темы взаимоотношения поколений, полностью перенося ее в область чувств, на любовную почву. В этом произведении писательница еще дальше отходит от первоначальной модели семейных отношений. Она совсем не показывает родителей главной героини, однако любовник Доминики и его жена, не имеющие детей и взявшие девушку под своеобразную опеку, по возрасту вполне могли бы быть ее родителями. Подобное изображение семьи, постановка семейной проблемы не случайны, поскольку продиктованы особенностями времени, характеризующегося свободой нравов и неустойчивостью, распадом традиционных форм семейных связей. В результате послевоенное поколение молодежи оказывается, как отмечает Ж. Урден, «поколением без родителей», что верно как в буквальном (чьи-то родители, возможно, не вернулись с войны), так и в переносном смысле. Это старшее поколение, вынесшее из военных лет ощущение внутреннего надлома и опустошенности, не в состоянии выполнять свои родительские функции по отношению к детям, поскольку способно передать им лишь негативный опыт, безверие и пессимизм. Таким образом, молодые люди, вступая в мир, оказываются в нем совершенно одинокими и беззащитными.

В романе «Через месяц, через год», в котором Саган отходит от семейной тематики, на первый план выступает судьба молодого поколения, а точнее, тема «потерянности» молодежи, приобретающая здесь еще более трагический оттенок, а ощущение безысходности становится всеобщим, распространяясь на целый ряд персонажей книги - вялых, пресыщенных, уставших от жизни несчастных молодых людей, безуспешно пытающихся любовными переживаниями и рассеянным флиртом заполнить пустоту своего существования. В отличие от тех французских писателей, которые связывают с новым поколением надежды на будущее (Р. Мартен дю Гар «Семья Тибо», С. де Бовуар «Прелестные картинки»), Саган не верит в будущее своих героев, поскольку историческая реальность дает слишком мало поводов для оптимизма, и, подобно «потерянным» авторам, решает тему молодого поколения в пессимистическом ключе.

Итак, вслед за писателями «потерянного поколения», Ф.Саган в своем раннем творчестве в определенном ракурсе запечатлела облик послевоенной эпохи, отразила настроения пессимизма, разочарования, отчаяния и безысходности, охватившие значительную часть французской молодежи 50-х годов. Анализ творчества писательницы на фоне литературы «утраченных иллюзий» позволяет сделать вывод о том, что, при всей кажущейся поверхностности, произведения Саган обладают достаточно серьезной проблематикой, поскольку проливают свет на духовную и социальную драму XX в., дают ключ к осмыслению послевоенной эпохи, а также к пониманию всего последующего творчества писательницы.


2 Воплощение «женской» темы в творчестве Саган


Соприкасаясь, с одной стороны, с семейным жанром, Саган в то же время продолжает традиции женской литературы, поскольку основные темы ее произведений обычно получают выражение через женский образ, почти всегда стоящий в центре повествования. Несмотря на то, что термин «женский роман» достаточно широко используется в современном литературоведении, до сих пор нет единого мнения о том, что включает в себя это понятие. Подвергается сомнению вообще правомерность выделения этого пласта литературы в особую группу. В данной работе, говоря о женской литературе, мы имеем ввиду произведения, написанные женщинами о женщине, женской судьбе, восприятии женщиной окружающего мира и себя в нем, иными словами, произведения, в которых делается попытка осмысления особого, отличного от мужского, бытия женщины в мире.

В отечественном литературоведении нет традиции рассматривать женскую литературу как целостное явление, в то время как во Франции попытка подобного подхода к исследованию произведений женщин-писательниц была предпринята еще в начале века Ж.Ларнаком в его «Истории женской литературы во Франции» (1923). Среди современных исследований в области истории женской литературы можно назвать работы Э. де Ларошфуко, М. Мерсье и некоторых других авторов.

Что касается отечественного литературоведения, то здесь, за исключением редких статей, затрагивающих вопросы американского феминизма, нет работ, посвященных исследованию теоретических аспектов женского вопроса и женской литературы как целостного явления. Анализ произведений Саган в контексте женской литературы дает возможность не только определить особенности преломления в ее творчестве женской проблематики, но и позволяет дать представление о состоянии современной женской прозы во Франции и теоретических взглядов на данную проблему.

Анализ теоретических аспектов женского вопроса показывает, что проблема женской судьбы, женского предназначения получает различные решения в зависимости от того, как понимается суть женщины. В случае если женщину рассматривают преимущественно как половую сущность (Э. Дойч), смысл ее существования сводится к исполнению ею своей непосредственной биологической функции жены и матери. Если же делается акцент на культурном, человеческом аспекте ее существования (С. де Бовуар), то в этом случае предназначение женщины не отличается от предназначения мужчины и заключается в том, чтобы реализовать свое человеческое призвание. Наиболее целесообразным представляется утверждение С.де Бовуар о том, что женщина является «человеческим существом, обладающим сексуальностью». В этом случае ее самореализация как личности включает два аспекта: осуществление ею своего женского предназначения, то есть природной роли жены и матери, и выполнение социальной задачи, то есть самоутверждение в профессиональной, творческой, культурной деятельности.

В произведениях Ф.Саган начинают звучать некоторые социальные мотивы, однако в целом писательница остается верна позициям «потерянных» авторов, что и обусловливает своеобразие трактовки в ее творчестве женской темы.

В литературе проблема женской судьбы приобретает различные решения в зависимости от мировоззренческих установок и творческой концепции автора. Так, если С.де Бовуар, рассматривающая женщину в свете экзистенциалистской философии, почти всегда ставит своих героинь перед проблемой решительного выбора, позволяющего им либо обрести полную свободу, либо остаться заключенной в рамках ограничивающей их ситуации («Гостья»), то есть перед проблемой реализации своего женского и человеческого призвания, то героиням Ф.Саган не удается осуществить ни одного из этих предназначений.

Наиболее показательна в этом отношении судьба Поль из романа «Любите ли Вы Брамса?..» (1959), в котором писательница выводит на сцену уже не беспечную и праздную юную героиню, а женщину, для которой настало время подводить итоги. В этом произведении Саган блестяще демонстрирует свою способность проникновения в женскую психологию, раскрывая внутреннее состояние героини в трудный, кризисный момент, когда та обнаруживает себя на пороге старости и одиночества. Если взглянуть на судьбу Поль через призму существующих представлений о сути и предназначении женщины, то не остается сомнений в том, что ей не удалось реализовать себя в полной мере. Героини Саган без сожаления отвергают традиционную роль хранительницы домашнего очага, которую общество предлагает женщине, и в то же время отказываются от выполнения своей социальной роли, от самоутверждения в профессиональной сфере. Объяснение подобному решению женской темы в творчестве Саган следует искать в мироощущении автора, проникнутого послевоенным пессимизмом. Отсутствие в романах Саган темы материнства, столь характерной для произведений женщин-писательниц объясняется тем, что в литературе с образами детей обычно связана тема будущего, в то время как Ф. Саган, подобно большинству авторов «потерянного поколения», скептически настроена относительно будущего своих героев.

Между тем, тема детства все-таки присутствует в творчестве писательницы, но связана здесь с образами взрослых героинь Саган, которым присуща беззаботность, безответственность, инфантильность, социальная пассивность и неприспособленность к жизни. Что же касается отрицательного отношения героинь Саган к трудовой деятельности, то оно, вероятно, идет от убеждения писательницы в том, что труд, в том виде, в каком его предлагает современное общество, не соответствует внутренним потребностям личности, поскольку носит в основном принудительный, антигуманный характер. В произведениях писательницы работа почти всегда предстает лишь либо как средство обеспечения жизни («Сигнал к капитуляции»), либо как способ заполнить пустоту существования («Любите ли Вы Брамса?..»). Воспринимаемая таким образом, она не приносит ее героиням внутреннего удовлетворения, а вызывает лишь чувство протеста и стыда. С учетом взглядов писательницы на трудовую деятельность, в которых опять же чувствуется ее близость «потерянным» авторам, становится ясно, что социальная пассивность героинь Саган обусловлена не их женской природой, как предполагает фрейдистская концепция женщины, рассматривающая ее как существо, склонное к «пассивности, нарциссизму и мазохизму», но диктуется, в первую очередь, особенностями социальной среды. Социальная пассивность героинь Саган в этом случае предстает как протест против общества, не дающего им возможности реализовать себя в жизни. Однако протест героинь Саган несостоятелен, поскольку, отказавшись от выполнения традиционной женской роли жены и матери, от самоутверждения в профессиональной сфере, они не нашли ничего более достойного, что оправдало бы их существование, придало ему смысл.

В этом заключается и трагедия героини романа «Сигнал к капитуляции» (1965) Люсили, которая отвергает предложенную ей писательницей реальную возможность изменить свою жизнь, не попытавшись ни реализовать себя в материнстве, ни найти точку приложения своим силам в профессиональной деятельности. В отличие от Поль, остро ощущающей свое одиночество и страдающей от того, что жизнь ее прошла совсем не так, как ей хотелось в юности, для Люсиль, в силу ее возраста, еще не пришло время подводить итоги. Тем не менее очевидно, что героиня «Сигнала к капитуляции» несчастна, поскольку ей не удалось найти себя в жизни.

Описывая очередную грустную историю своей героини, Саган на этот раз вводит в роман некоторые социальные мотивы, показывая роль денег в сфере чувств и воздействие потребительской идеологии на женскую психологию. В отличие от других авторов, поднимающих в своем творчестве тему «потребительского общества», Саган, оставаясь верной самой себе и ограничиваясь изображением личных взаимоотношений героев, исследует в своих романах скорее духовный, чем социальный аспект проблемы, показывая проникновение нравов, порожденных «потребительским обществом», в сферу чувств («Сигнал к капитуляции», «Немного солнца в холодной воде»).

В романе «Немного солнца в холодной воде» (1969) тема женской судьбы приобретает еще более трагическое звучание. Как и для предыдущих героинь писательницы, любовь для Натали имеет необычайно большое значение, поскольку является для нее единственным способом самовыражения. Крах любви воспринимается как потеря смысла жизни. Поэтому Натали, ощущающая это острее других героинь писательницы, кончает жизнь самоубийством.

В пессимистической трактовке Саган темы женской судьбы, любви, человеческих взаимоотношений ощущается некоторая связь с теорией экзистенциализма. В 50-е годы экзистенциализм перестал оказывать непосредственное воздействие на литературу, но сохранил на нее косвенное влияние, поскольку идеи Сартра, наложившись на царившие после войны пессимистические настроения, были усвоены многими молодыми писателями, прокламирующими отказ от сартровского экзистенциализма, его идеи ангажированности. Безусловно, интеллектуальный климат послевоенной Франции не мог не оказать своего воздействия на формирование мировоззрения Ф. Саган. Однако идеи философа получили в ее произведениях своеобразное преломление. Применительно к писательнице было бы справедливо говорить о «бытовом» экзистенциализме. Описывая любовные драмы своих персонажей, Саган не погружается в философские глубины, а скорее интуитивно воплощает на бытовом уровне идеи, созвучные сартровским, как бы перенося их из области чистой философии в повседневную жизнь.

Романа «Потерянный профиль» (1974) особенно наглядно демонстрирует характер и особенности ее творческой эволюции, выражающейся, с одной стороны, в попытках расширить диапазон своих произведений путем введения в них новых тем, персонажей и, с другой стороны, в неспособности реализовать свой замысел на том высоком уровне, на котором выполнены первые романы Саган. Роман «Потерянный профиль» дает представление и о развитии женской темы в творчестве писательницы. Постепенно Саган сводит протест своих героинь на нет и пытается вывести их из жизненного тупика путем возврата к отрицаемым прежде традиционным ценностям. В романе «Потерянный профиль» она дает, наконец, своей героине возможность самореализации, вводя в повествование тему труда, семейной жизни, материнства. Однако писательница не показывает на страницах романа, как сложилась дальнейшая судьба Люсили. Это говорит о том, что Саган все же так и не удалось преодолеть присущего ей пессимизма в трактовке женской темы. Таким образом, концепция женской судьбы в творчестве писательницы в целом остается безнадежной.


Заключение


Романы Саган, несмотря на близость произведениям «массовой литературы» и распространенное мнение о поверхностности, незначительности ее творчества, содержат в себе достаточно серьезную и значительную проблематику и заслуживают действительно внимательного и пристального прочтения.

Ранние произведения писательницы несут на себе печать послевоенного пессимизма и являются более поздней модификацией романа «утраченных иллюзий», возникшего в конце 40-х годов в творчестве авторов так называемого «потерянного поколения», с которыми Саган сближает общность творческих принципов, настроений и восприятия жизни. Соприкасаясь в своем раннем творчестве с традициями жанра семейного романа, Саган, в силу своего мироощущения, придает особое звучание характерной для него проблематике и, вслед за писателями «потерянного поколения», предлагает крайне пессимистическое решение темы судеб молодого поколения и проблемы взаимоотношений отцов и детей. В дальнейшем Саган несколько отходит от позиций «потерянных» авторов, однако безнадежная жизненная концепция, истоки которой содержатся в ее ранних романах, сохраняется и в более поздних произведениях писательницы, определяя своеобразие воплощения в ее творчестве темы женской судьбы.

Следует отметить, что Саган поднимает данную проблему не только в отношении женских персонажей, но и в отношении героев-мужчин, которые также не могут найти себе места в жизни. Выходя таким образом за рамки женской темы, писательница поднимается до осмысления всеобщей, универсальной проблемы смысла жизни и человеческого предназначения.

Особенности мироощущения Саган обусловили пессимистическое решение темы человеческой судьбы в ее творчестве и настойчивое звучание в ее произведениях мотива неудавшейся, несостоявшейся жизни. Тем не менее, сквозь безнадежность жизненной концепции в романах Саган неизменно проступает вера писательницы в человека, в его способность жить и любить. И именно в этой особенности ее произведений заключается своеобразный «грустный» гуманизм Ф.Саган.


Список использованной литературы


1. Биографии известных людей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Биография Ф. Саган [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Великие люди. Биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Жизнь и творчество Ф. Саган [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Интервью с Дени Уэстхофф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archive.is/20120804163203/www.izvestia.ru/person/article3112767/

Творчество Ф, Саган. Автореферат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Франсуаза Саган: Баловень Судьбы или неизбежность эпохи? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Ф. Саган. Биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Франсуаза Саган: жизнь по большому счету [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Франсуаза Саган. «Чтобы помнили» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=635


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Имя: Франсуаза Саган (Франсуаза Куаре)

Возраст: 69 лет

Деятельность: писательница

Семейное положение: разведена

Франсуаза Саган: биография

Яркая скандальная биография великой французской писательницы полна любовных интриг, вечеринок, прожигания жизни и денег, а еще книг, которые произвели фурор в литературе.

Будущая звезда романтической прозы родилась 21 июня 1935 года в Кажаре, Франция. В один день с любимым , произведениями которого будет зачитываться в подростковом возрасте. Родители Саган – чета Куарэ, такова настоящая фамилия писательницы.


Глава семьи – зажиточный промышленник, мать Франсуазы с удовольствием занималась домашними хлопотами и блистала на устраиваемых ею светских вечерах. Помимо Франсуазы, у супругов было еще двое детей, с которыми будущая звезда пера искренне и нежно дружила.

С самого детства девочка обожала чтение – это стало настоящей страстью. Она всегда превосходила интеллектом сверстников, любознательность и живость ума не знали границ. Но вместе с этим воинственный дух и неповиновение играли злую шутку в чопорном аскетичном порядке обучения, принятом в частных школах, которые посещала юная бунтарка. Родители относились к непослушанию снисходительно, считая поведение проявлением личности.


В 1953 году амбициозная юная леди поступает на филологический факультет Сорбонны, однако, провалив экзамен по английскому языку, незадачливая студентка покинула стены учебного заведения. Впрочем, для Франсуазы всегда интересней было общение с богемной элитой в кафе и ресторанах, чем скучная учеба в душных аудиториях. Как покажет вся ее жизнь, скука стала самым главным врагом и фобией писательницы, от которой она старалась скрыться.

Литература

Юная писательница стремительно ворвалась в чопорный мир французской литературы со скандальным по своей откровенности и нестандартности характеров героев романом «Здравствуй, грусть!». В 1954 году 18-летняя девушка принесла в кабинет опытного и хваткого издателя Рене Жюйара рукопись о хитрой и коварной юной нимфетке, разбивающей любовь собственного отца и мачехи вдребезги. История полнилась подробностями романтических встреч и близости между мужчиной и девушкой.


Для литературы того времени такая история стала исключительной, скандальной, но имела бешеный успех на следующий же день после выпуска на прилавки. Тогда по настоятельной просьбе родителей, которые считали свою фамилию слишком известной для обложек сомнительных книг, Франсуаза взяла псевдоним Саган. Обожавшая , юная интеллектуалка назвалась в честь героини «В поисках утраченного времени».

Получив первый колоссальный гонорар, девушка растерялась и обратилась к отцу с вопросом, что же делать с такой баснословной суммой. Глава семейства ответил, что деньги губительны для дочери и их следует немедленно потратить. Собственно, этой философии писательница придерживалась в течение всей жизни.


Стремительно взлетев на вершину успеха, Саган переживала, что в случае отсутствия второй книги, такой же блистательной, как дебютная, ее назовут бабочкой-однодневкой и с презрением забудут. В 1956 году выходит второй роман «Смутная улыбка», который получил не меньший успех.

По признанию Саган, она сама считала свое творчество неидеальным, а себя – лентяйкой. Браться за перо литераторшу вынуждала потребность в деньгах. Она никогда не подводила издателей и сдавала работы четко в срок.

В общей сложности Саган написала около двадцати романов. Все произведения наполнены любовью, грустью и одиночеством. Четкое лаконичное описание действий, точные психологические портреты героев – отличительные черты прозы Саган.


Особой популярности снискали такие романы, как «Любите ли вы Брамса?» (1959г.), «Немного солнца в холодной воде» (1969г.), «Смятая постель» (1977г.).

Кроме романов, писала великая француженка пьесы и новеллы. В 1987 году свет увидела написанная Саган биография , которую писательница обожала. А в 1980 году опубликовано открытое письмо Саган Сартру, где она с восторгом называет кумира самым честным и умным писателем поколения.

Книги Франсуазы Саган экранизированы в кинематографе, переведены на сотни языков мира и до сих пор переиздаются миллионами экземпляров.

Личная жизнь

Кроме ошеломительного успеха в творчестве, биография Саган удивляла насыщенностью, безрассудностью и яркостью. Гонорары писательницы позволяли вести разгульную жизнь на широкую ногу, что извечная бунтарка и делала. Она устраивала грандиозные вечеринки, на которых алкоголь лился рекой, вывозила толпу приятелей за границу, оплачивала всеобщие гулянки в ресторанах.


Страстью Саган всю жизнь оставались азартные игры и скорость. В казино беззаботная транжира просаживала целые состояния. А страсть к автомобилям почти привела Франсуазу к смерти. В 22 года на огромной скорости перевернулся автомобиль под управлением прожигательницы жизни. Врачи чудом спасли ее, буквально собирая по кусочкам любительницу гонок. После тяжелейшей реабилитации, когда для избавления от боли писательнице приходилось принимать морфин, Саган пристрастилась к наркотикам.

Очнувшись в больнице, девушка увидела возле постели своего давнего приятеля, издателя Ги Шеллера, который был старше ее на 20 лет. Мужчина предложил писательнице стать его женой, чтобы, как он уточнил, спасти ее. А взбалмошная Саган неожиданно согласилась. Впрочем, браку не суждено было продлиться долго. После года совместной жизни женщина поняла, что размеренный брак не для нее, испугавшись быта, она, ни слова не объясняя, собрала сумку и ушла от мужа.


Вторая попытка создать семью сделана писательницей в 1962 году, когда Саган вышла замуж за Боба Уэстхоффа, бывшего летчика ВВС. Оставив службу в армии, мужчина перебрался на Монмартр, пытался строить карьеру манекенщика, называл себя скульптором. Как рассказывал в интервью сын пары Дэни Уэстхофф, появившийся на свет в том же 1962 году, отец не умел делать ничего, кроме как прожигать жизнь вместе с супругой. Скульптором он себя называл только потому, что в его съемной квартире имелась печь для обжига глины.

Вскоре и этот брак распался, хотя после развода бывшие супруги мирно жили под одной крышей еще семь лет. Сын великой писательницы делится, что, конечно, Саган не была матерью, которая штопает деткам носки, но она всегда тепло и заботливо относилась к сыну.


Франсуазе приписывали множество романов, причем не только с мужчинами, но и с женщинами. Сын писательницы подтверждает бисексуальность матери и вспоминает, что длительное время одна из ее любимых женщин - Пегги Рош - жила в одном доме с Франсуазой. Она даже похоронена в одной могиле с писательницей, правда, без упоминания имени на памятнике.

А вот подтверждений романа с президентом Франции Франсуа Миттераном никто не дает. Сама Саган, как и ее сын, говорила, что это была искренняя теплая дружба. Влиятельный друг не раз вытаскивал беззаботную Саган из передряг. А их было немало – обвинения в хранении и употреблении наркотиков, некая загадочная афера, в которой писательница передала письмо бизнесмена Андре Гельфи с предложением о добыче нефти в Узбекистане президенту.


Когда президентом избрали , в дом звездной женщины нагрянула налоговая проверка, в результате которой вскрылась неуплата налогов. На писательницу наложили неподъемный штраф. В итоге звезда романтической прозы полностью разорилась.

Смерть

Образ жизни, который вела Франсуаза Саган, не мог не отразится на ее здоровье. Организм утомился постоянными дозами алкоголя и наркотиков. 24 сентября 2004 года в клинике городка Онфлер великая писательница скончалась от легочной эмболии.


Творчество и судьба писательницы до сих пор интересны поклонникам и обывателям. В 2012 году вышла книга «Одиночество и любовь», собравшая интервью, архивные фото, переписки великой Саган.

Библиография

  • 1954 – «Здравствуй, грусть!»
  • 1956 – «Смутная улыбка»
  • 1959 – «Любите ли Вы Брамса?»
  • 1965 – «Сигнал к капитуляции»
  • 1969 – «Немного солнца в холодной воде»
  • 1972 – «Синяки на душе»
  • 1977 – «Смятая постель»
  • 1980 – «Приблуда»
  • 1981 – «Женщина в гриме»
  • 1985 – «И переполнилась чаша»
  • 1991 – «Окольные пути»
  • 1996 – «В туманном зеркале»
  1. Женщины
  2. Королева Великобритании с 1837 года, последняя из Ганноверской династии. Трудно найти в истории правителя, который продержался бы у власти дольше, чем Александрина Виктория (первое её имя дано в честь русского императора - Александра I). Целых 64 года из 82 лет жизни!…

  3. Коко Шанель - это она освободила женщину XX века от корсетов и создала новый силуэт освободив её тело. Модельер Коко Шанель произвела революцию в облике женщины, она стала новатором и законодателем моды, её новые идеи противоречили старым канонам моды. Будучи из…

  4. Американская киноактриса 1950-х годов популярность которой сохраняется до сих пор. Самые знаменитые фильмы с её участием: "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки"), "Как выйти замуж за миллионера" и "Неприкаянные", а также другие. Имя Мэрилин давно стало нарицательным словом в определении…

  5. Нефертити, жена фараона Аменхотепа IV (или Эхнатона), жившая в конце XV века до нашей эры. Древний мастер Тутмес создал Изящные скульптурные портреты Нефертити, которые хранятся в музеях Египта и германии. Только в прошлом столетии ученые смогли понять, когда смогли расшифровать множество…

  6. (1907-2002) Шведская писательница. Автор повестей для детей "Пеппи - Длинный чулок" (1945-1952), "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше" (1955-1968), "Расмус-бродяга" (1956), "Братья Львиное Сердце" (1979), "Роня, дочь разбойника" (1981) и др. Помните, как начинается повесть о Малыше и Карлсоне, который…

  7. Валентина Владимировна достаточно сильно оберегает свою личную жизнь и её близких, поэтому биографам и журналистам трудно писать о ней. Учитывая, что в последние годы она не встречается с журналистами и не участвует в литературных трудах посвященных ей. Видимо, такое отношение к…

  8. Премьер-министр Великобритании в 1979-1990 годах. Лидер Консервативной партии с 1975 по 1990 год. В 1970-1974 годах министр просвещения и науки. Пройдут годы, и образ "железной леди" обретёт новые краски, появятся очертания легенды, исчезнут детали. Маргарет Тэтчер останется в истории XX века…

  9. Жена вождя большевиков В.И. Ленина. Член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" с 1898 года. Секретарь редакции газет "Искра", "Вперёд", "Пролетарий", "Социал-демократ". Участница революций 1905-1907 годов и Октябрьской революции. С 1917 года член коллегии, с 1929 года заместитель наркома просвещения РСФСР.…

  10. (1889-1966) Настоящая фамилия Горенко. Русская поэтесса. Автор многих поэтических сборников: "Чётки", "Бег времени"; трагического цикла стихов "Реквием" о жертвах репрессий 1930-х годов. Много писала о Пушкине. Кто-то из российских остроумцев, пройдя сквозь горнило войн XX века, сталинских лагерей, шутливо заметил в…

  11. (1896-1984) Советская актриса, народная артистка СССР (1961). В театре служила с 1915 года. В 1949-1955 годах и с 1963 года играла в театре им. Моссовета. Её героини - Васса ("Васса Железнова" М. Горького), Берди ("Лисички" Л. Хелман), Люси Купер ("Дальше тишина"…

  12. (1871-1919) Деятель германского, польского и международного рабочего движения. Один из организаторов "Союза Спартака" и основателей коммунистической партии Германии (1918). В годы Первой мировой войны занимала интернационалистские позиции. Её путь в политику начинался в Варшаве, где революционные настроения были особенно сильны. Польша…

  13. Анна Франк родилась 12 июня 1929 году в еврейской семье, стала известна своим дневником очевидца еврейского геноцида, которая умерла в Берген-Бельзен один из контрационных лагерей смерти Освенцима. В 1933 году, когда в Германии к власти пришли нацисты и начались притеснения еврейского…

  14. (1917-1984)Премьер-министр Индии в 1966-1977 годах и с 1980 года, министр иностранных дел в 1984 году. Дочь Джавахарлала Неру. Участница национально-освободительного движения. Один из лидеров партии Индийский национальный конгресс, а после её раскола в 1978 году - председатель партии сторонников Ганди. Убита…

  15. (1647-1717)Немецкая художница, натуралист, гравер и издатель. Совершила путешествие в Суринам (1699-1701). Первооткрывательница мира насекомых Южной Америки ("Метаморфозы суринамских насекомых", 1705). Ценнейшую часть изданий, коллекций и акварелей Мериан приобрёл Пётр I для музеев и библиотек России. Из XVII века до современников дошло…

  16. Шотландская королева в 1542 (фактически с 1561 года) - 1567 годах, претендовала также на английский престол. Восстание шотландской кальвинистской знати вынудило её отречься от престола и бежать в Англию. По приказу английской королевы Елизаветы I была заключена в тюрьму. Замешанная в…

Франсуаза Саган


«Франсуаза Саган»

Франсуаза Саган (1935-2004) французская писательница. Автор романов: "Здравствуй, грусть" (1954), "Любите ли вы Брамса?" (1959), "Немного солнца в холодной воде" (1969), "Потерянный профиль" (1974), "Нарисованная леди" (1981), "Уставшая от войны" (1985) - о любви, одиночестве, общей неудовлетворённости жизнью.

Почти каждая третья книга в сегодняшней Франции написана женщиной. Литературное творчество - поприще, на котором женщины наряду с любовным фронтом давно завоевали себе прочное место, но никогда ещё не мелькало на обложках самых разнообразных изданий столько имён представительниц прекрасного пола, сколько в конце XX века. Детективы, любовные романы, биографии... Объяснять это явление будут критики и философы. Возможно, мужчины просто освободили слабому полу периферию человеческой культуры, захватывая более современные средства коммуникации, чем литература. Возможно, растёт женский интеллект. Возможно, действует все вкупе. Ясно одно, сегодня каждый библиофил назовёт десяток писательниц, книги которых вызывают интерес. И нет никакого сомнения в том, что этот список откроет имя Франсуазы Саган. И не потому, что она самая значительная современная романистка, а потому, что именно на её долю выпал наиболее прочный и длительный успех. Плодовитость и доступность книг Саган словно символизируют общую тенденцию сегодняшней женской литературы - все для среднего читателя, никакой этой мужской зауми, называемой новаторством. Простые истории, понятные обывателю... Недаром Франсуаза, несмотря на солидный возраст, заявляет, что любит игру, ночь и когда отношения между людьми складываются просто.


«Франсуаза Саган»

Никогда Франсуаза не упускает случая продемонстрировать окружающим ниточку, которая связывает её с великим писателем, и вполне возможно, что астрологи найдут неслучайное совпадение этих двух событий. Для Саган Жан-Поль стал "властителем дум", учителем, заводилой, выдернувшим своими манифестами юную благообразную католичку из традиционной буржуазной среды. Прочитав Сартра в 14 лет, Франсуаза неожиданно утратила веру в Бога и, как ни странно, во всякие чудеса, что, впрочем, никогда не мешало ей, чисто по-женски, обращаться к ясновидящим, особенно если она влюблялась.

Как и Сартр, Франсуаза воспитывалась в обеспеченной семье, получила прекрасное книжное образование, как и он, в один прекрасный день восстала против скучного однообразного существования. Окончив школу, наша героиня, имея безумное пристрастие к литературе, не придумала ничего лучшего, как поступить на филологический факультет знаменитой Сорбонны - Парижского университета. Однако опьянённая свободой и предчувствием новых острых ощущений, она большую часть времени проводила не в аудиториях и читальных залах, а в маленьких уютных парижских кафе. Богема засасывала её целиком. Днём и по вечерам Франсуаза предавалась общению с писателями, художниками, артистами; влюблялась, спорила до хрипоты, напивалась, а ночами писала свою первую повесть. Провал экзамена по английскому вынудил её оставить Сорбонну, и теперь только литературные успехи могли спасти её от позора и презрения родителей.

Рукопись своего первого произведения "Здравствуй, грусть" она принесла в издательство, названное именем своего шефа - "Жюйяр". Сегодня в рассуждениях Саган нет-нет да и появляются стариковские нотки - дескать, высокие кресла издателей заполонили невежды и глупцы, оттого и хороших книг становится все меньше и меньше.


«Франсуаза Саган»

Ей же, считает Франсуаза, повезло - она попала к издателю, у которого одновременно наличествовали и средства и талант. Ловкий Жюйяр вовремя почувствовал, что на этой худенькой, востроносой девчонке можно сделать хорошие деньги. Он организовал одновременно с выходом повести шумную рекламу, привлекая внимание читателей к необычному факту: писательнице ещё не исполнилось 19 лет, а она уже рассуждает далеко не на детскую тему. Жилка опытного шоумена подсказала издателю, что история о семнадцатилетней Сесиль, которая имеет любовника, вовсе не сгорая от страсти, вызовет у обывателя негодование. Тогда, в 1954-м, ещё не знали произведений литературы, в которых столь юную особу представляли бы с такой долей цинизма - бедных невинных "овечек", попавшихся в лапы к похотливым "животным" обычно принято было жалеть. Жюйяр потирал руки в предвкушении скандала, обещавшего пролить денежный дождь на его издательство.

Однако даже в самых смелых мечтах Жюйяр не мог предвидеть того оглушительного успеха, который обрушился на юную дебютантку. Книга стала бестселлером, и за год разошлась миллионным тиражом на многих европейских языках. Саган получила 5 миллионов франков и в одночасье стала богатейшей девушкой страны. Каждый маститый критик считал своим долгом написать о новом таланте; большинство корифеев сходилось на том, что Саган - никакой вовсе не талант, а всего лишь нахалка, ворвавшаяся в литературу случайно. Доброхоты предсказывали, что Франсуаза больше не напишет ни одной книги, да и изданное произведение, мягко говоря, далеко от совершенства. Но тиражи росли, а одновременно множилось количество статей и исследований о дебюте Саган, появился даже термин "поколение Франсуазы Саган".


«Франсуаза Саган»

Толпы французских и иностранных журналистов преследовали писательницу. Из неё сделали литературную "суперзвезду", наподобие тех, что сияют в кинематографе. Такое впервые произошло в области, которая исстари считалась не совсем публичной.

Надо сказать, что детище Франсуазы отражало характер его родительницы. Саган своим неукротимым нравом, своим стремлением "светиться" в обществе, своим скандальным поведением вполне подошла на роль "дивы", постоянно мелькающей в журнальных хрониках. Достаточно заметить, что любимым женским образом Саган ещё с детства стала Сара Бернар. Всю жизнь Франсуаза питала слабость к этой сумасбродной французской актрисе. Она даже купила в Париже дом, принадлежавший некогда Бернар, написала роман, в котором обменивается воображаемыми письмами со своим кумиром. "Сара Бернар одна из немногих знаменитых женщин, которая весело прожила свою жизнь и не закончила её в бедности, в каком-то приюте для сирых".

В 19 лет, разбогатев в одночасье, Франсуаза пришла к отцу и спросила, что ей делать с пятью миллионами франков, полученными за первую книгу. Тот, зная характер дочери, ответил: "Немедленно их истрать, ибо деньги для тебя - опасная вещь". Наверное, это был единственный родительский совет, которому наша героиня последовала с лёгкостью. Свою жизнь Франсуаза разогнала, как дорогую скоростную машину. Мгновенным острым ощущениям приносились в жертву собственное здоровье, покой близких, общественное мнение. "Когда я думаю о своём прошлом, то испытываю головокружение..." - заявляет сегодня Саган.

Она находилась на смертном одре пять или шесть раз. Первый раз она должна была умереть в 22 года в зените обрушившейся на неё славы.


«Франсуаза Саган»

На сумасшедшей скорости её "мерседес" с откидным верхом перевернулся. Сами врачи не могли понять, каким чудом им удалось вернуть к жизни Франсуазу, у которой были переломаны чуть ли не все кости. Но даже эта катастрофа не охладила горячую натуру Саган. Вернувшись к жизни, писательница не стала осмотрительней - снова начались опасные аварии, рискованные партии в казино, ночи в пьяных компаниях. Ей продолжало везти, словно её, неверующую, постоянно сопровождал ангел-хранитель. Он помог ей выкарабкаться и тогда, когда её положили на операцию с диагнозом "рак поджелудочной железы", и тогда, когда после трехнедельного плеврита она впала в кому. "Я смотрела смерти в глаза, которая предстала предо мной в виде чёрной дыры. После этого она утратила для меня всякий интерес... Я вас уверяю, что там, по ту сторону бытия, ровным счётом ничего нет. И слава Богу! Мне было бы неприятно, если бы моя неприкаянная душа в одиночестве витала в каком-то пространстве".

Первый раз Франсуаза вышла замуж в 1957 году за крупного издательского деятеля Ги Шеллера, который на 20 лет был её старше. Но размеренная семейная жизнь оказалась не для её буйного нрава. Сама она рассказывает, что однажды после нескольких месяцев супружества вернулась домой и застала мужа, мирно читающего на диване газету. Эта картина до такой степени поразила молодую женщину своей серостью и обыденностью, что она упаковала чемоданы и ушла навсегда без сцен и истерик. Справедливости ради стоит добавить - её поступок не особенно огорчил покинутого мужа. Личная жизнь с того достопамятного дня у Франсуазы не сложилась. Несмотря на бурные романы, она так и осталась одна. Правда, от второго брака у Саган в 1962 году родился сын, которого писательница обожает и считает самым близким человеком.

Этот личный жизненный опыт и множество "маленьких трагедий", разыгрывавшихся у неё на глазах в богемно-элитарной среде Парижа, определили характер произведений, последовавших после нашумевшей повести о Сесиль.


«Франсуаза Саган»

Саган всегда пишет только о богатых, о тех, кто "на самом верху", кому не нужно "забивать себе голову" расчётами о доходах и расходах. Герои её новых книг мучаются поражениями в любви, предательством в дружбе, непонятной тоской от быстро уходящей молодости. Один критик написал о Саган, что её книги представляют собой светский коктейль цинизма, эгоизма, лиризма с большой долей "пофигизма". Но писательница по-прежнему остаётся законодательницей мод ладно скроенного чтива, которое не стыдно обсудить в приличном обществе. Её тема - проблемы отношений между людьми - всегда будет интересна и домохозяйке, и бизнесмену, и музыканту.

Сама Саган осознает несоразмерность своей славы и таланта. Она утверждает, что стремление сохранить своё место в истории - признак мужского начала, а её, как женщину, посмертное признание не волнует. И всё же в её высказываниях, в поисках новых форм и литературных жанров едва проступает скрытое желание наконец-то превзойти себя. И окружающим, и критикам кажется - ещё чуть-чуть, ещё рывок - и гениальная книга окажется на столе у читателя.

В 1991 году Франсуаза опубликовала небольшой роман "Давид и Бетштабе" (всего 100 страниц). Он основан на эпизодах легенды о царе Давиде. Библейский сюжет призван был придать новой сагановской истории универсальный характер, застолбить место среди богов человеческой культуры. Роман открывается предисловием известного израильского политического деятеля Шимона Переса и вышла в специальном издании для библиофилов-коллекционеров: роскошные, редкие иллюстрации, пышное художественное оформление, тираж - всего 599 экземпляров и все пронумерованы, а некоторые лично подписаны автором. Каждый том стоил десятки тысяч франков.


«Франсуаза Саган»

Книжное шоу Франсуазы Саган было отрежиссировано по всем законам рынка, однако знаменательным событием в литературной жизни роман не стал. Шедевр так и остался в будущем.

"Мой любимый писатель Пруст (кстати, настоящее имя нашей героини Франсуаза Куарез, а псевдоним Саган взят в честь героини её кумира из романа "В поисках утраченного времени") перестал вести нормальный образ жизни из-за астмы и только писал. У меня нет астмы, это здорово мне мешает..." Ну что ж? Если дело в приоритетах, то литература ещё долго не потеснит у нашей героини страсть к острым ощущениям. Последний скандал, связанный с именем Саган, разразился в 1995 году. Писательницу приговорили к большому штрафу и тюремному заключению за употребление кокаина. Правда, уважая её возраст и заслуги, наказание она отбывала условно, однако возмущению Франсуазы Саган не было предела. "Если в Японии есть клубы... где меня встречают цветами и оркестром, то во Франции ко мне относятся как к маленькой преступнице. Я никогда не отрицала, что принимала наркотики. Но я взрослый человек и хочу иметь право разрушать себя, если мне того хочется".

Впрочем, талант Франсуазы особенный. Он - в её органичном отношении к жизни и к литературе. Она всегда делает то, что хочет, она по-настоящему свободный человек - свободный от надрыва, от непосильного труда, от диктата: будь то диктат общества или диктат любимого дела. "Я пишу инстинктивно, как живу или дышу". Наверное, поэтому её книги многим людям, погрязшим в обязательствах, долгах, суете, нужны как глоток свежего воздуха. Наверное, поэтому у Саган множество друзей.

Юношеский восторг перед Сартром у Франсуазы перерос в тёплые чувства к кумиру её молодости, в глубокое понимание его сложного творческого пути.

В 1980 году Саган опубликовала открытое письмо к Сартру, в котором назвала его самым честным и умным писателем своего поколения. Помимо общих литературных интересов этих двух знаменитых французов связывали общие шалости. Однажды Франсуаза со смехом рассказала журналистам, что столкнулась с Жан-Полем нос к носу... в некоем "доме свиданий". Каждый пришёл туда со своим спутником. Они часто вместе обедали в ресторанах. И поскольку к концу жизни писатель почти ослеп, Франсуазе разрешалось резать для него на тарелке мясо.

Многолетняя интимная дружба связывала Саган и с бывшим президентом Франции Франсуа Миттераном. Писательница гордилась, что за годы их общения они никогда не говорили о политике.

Однажды Саган призналась, что её бабушка со стороны отца была русской, а потому свою склонность к игре и авантюрам она объясняет "русскостью". Возможно, и страстная любовь отечественного читателя к Франсуазе объясняется этим почти забытым фактом родства. Во всяком случае, на необъятных российских просторах Саган - имя популярное.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Е е жизнь была такой же яркой, как и ее книги: Сен-Тропе, дорогие автомобили, наркотики, случайные связи, швыряние денег на ветер. В 18 лет она издала роман об ученице монастырского пансиона, ведущей праздный образ жизни, и стала одним из самых известных и состоятельных авторов Франции. Многие сочли книги Саган аморальными и безнравственными, другие нашли в них отражение эпохи и полюбили юную писательницу за простоту языка и мастерство психологического портрета.

Ее проза - о любви, одиночестве, потерянности, праздности и сексуальной свободе. Предлагаем вам подробнее изучить главные мотивы творчества французского автора.

Любовь

Любовь - главный двигатель сюжета в романах Саган. Она часто бывает неразделенной, как в «Смутной улыбке», где юноша Бертран страдает по студентке Сорбонны Доминике, а та в свою очередь тоскует по его дяде. Страстная любовь с первого взгляда связывает героев «Сигнала к капитуляции» Люсиль и Антуана - молодых людей, существовавших до их роковой встречи на попечение состоятельных партнеров. А вот в романе «Здравствуй, грусть!» читатель наблюдает первую любовь: его герои Сесиль и Сирил встретились во время каникул на средиземноморском побережье.

И я поняла, что куда больше подхожу для того, чтобы целоваться на солнце с юношей, чем для того, чтобы защищать диссертацию.

«Здравствуй, грусть!»

Саган редко называет любовь. Она, скорее, опишет ветер на коже, случайное прикосновение во время танцев в парижском ресторане, разговоры о Прусте - ведь и в реальной жизни мы редко говорим о чувствах во всеуслышание. Если герои Саган и признаются в любви, то, скорее всего, они просто прячут страх одиночества, тоску, скуку или жажду мести.

Одиночество

«Одиночество и любовь» - так называется книга интервью с Франсуазой Саган. Пожалуй, это название в полной мере описывает настроение ее романов. Герои погружены в одиночество. Их не понимают любимые. Им скучно на богемных вечеринках. Они не разговаривают с мужьями. Изменяют. Засыпают в пустой постели. Бегут из города, чтобы пережить боль. Осознают, что их жизнь пуста и никчемна, но ничего с этим не делают.

Ей были мерзки эти воскресные дни одиноких женщин: книга, которую читаешь в постели, всячески стараясь затянуть чтение, переполненные кинотеатры, возможно, коктейль или обед в чей-нибудь компании; а дома по возвращении - неубранная постель и такое ощущение, будто с утра не было прожито еще ни одной минуты.

«Любите ли вы Брамса?»

В «Смятой постели» женщина возвращается к бывшему любовнику спустя 5 лет - хоть до конца и не понимает, зачем ей это нужно. Героиня «Любите ли вы Брамса?» от одиночества сходится с юношей, который на 15 лет младше ее. В «Волшебных облаках» девушка скучает в браке, изменяет своему мужу, но не решается уйти от него. Саган бесстрастно описывает одиночество в его худших проявлениях.

Сексуальная свобода

За Франсуазой Саган ходила скандальная слава: она меняла мужей, любовников, а по некоторым слухам - и любовниц. Она жила подобно героям своих романов, предпочитая сиюминутные наслаждения и редко задерживаясь с кем-то надолго.

Знакомые советовали ей переменить обстановку, а она с грустью думала, что просто собирается сменить любовника: так оно менее хлопотливо, больше в парижском духе, весьма распространено.

«Любите ли вы Брамса?»

Герои Франсуазы редко задумываются о чувствах других. Они изменяют. Любят втроем, а то и вчетвером. Выбирают тех, кто значительно младше, и тех, кто значительно старше. Они могут переспать от скуки или за деньги. Им не чужда однополая любовь.

Пошло? Мерзко? Отнюдь. Безнравственность в романах Саган - чувственная, нежная, хрупкая. Ее язык предельно чист.

Деньги

Многие осуждали ее за то, что в своих произведениях она описывала исключительно жизнь богатых избалованных людей. «Да, я люблю деньги, которые для меня всегда были хорошим слугой и плохим хозяином. Они всегда присутствуют в моих книгах, в моей жизни и в моих беседах», - говорила писательница, сколотив огромное состояние в 18 лет на бестселлере «Здравствуй, грусть!».

Ее герои избалованы деньгами. Они скучают в дорогих ресторанах, на виллах и в казино. Они покупают любовь молодых и продают свое тело за деньги. Они готовы уйти от любимого человека к более состоятельному любовнику. Им так удобно. Немного скучно, но удобно.

У нее были денежные затруднения. Потом они уладились, и она сразу повеселела. Я очень люблю женщин, которые радуются деньгам. Мадемуазель Алис пожала плечами.

Значит, вы всех подряд любите!

«Любите ли вы Брамса?»

В каждом своем романе Франсуаза стремилась описать пустоту буржуазного общества с его альфонсами, кокотками и богатыми вдовами, и ей это удавалось.

Гедонизм

Герои Саган живут сегодняшним днем. Они не хотят работать и учиться. Они предпочитают пьянствовать, танцевать, проводить каникулы в Каннах, заниматься любовью на смятой постели. Они не верят в Бога и знают, что им дана одна жизнь. А потому посвящают ее сиюминутным удовольствиям. Короче, гедонизм в чистом виде.

Жить, в конце концов, значило устраиваться как нибудь так, чтобы быть максимально довольным.

«Смутная улыбка»

В историях своих персонажей писательница воплотила настроение целой эпохи.

Франция

Саган описывает французское общество. Действие ее романов разворачивается в Париже, на Лазурном побережье, в Лимузене - бесконечные виноградники, горы, тихие улочки, шум моря, терпкое вино. В «Смятой постели» давние любовники отправляются обедать в парижский пивной бар после ночи любви. Героиня «Слезинок в красном вине» тратит бешеную сумму в Летнем казино в Ницце. А в романе «Прощай, печаль» персонаж болен раком; глядя на набережные у Парижского порта и загорающих под сентябрьским солнцем горожан у Сены, он едет к любовнице, чтобы сообщить о приближающейся смерти.

В четыре часа дня, когда вовсю светит солнце, они, спрятавшись в тени за стеклом террасы и чувствуя, как оно беснуется снаружи, заказали две порции крепкой выпивки и благодаря усталости, желанию и алкоголю ощутили себя героями Фицджеральда. Больше их никто не видел и не слышал, потому что в тот день Эдуар и Беатрис целый день были наверху блаженства.

«Смятая постель»

Саган воссоздает короткие зарисовки из жизни французов: они ужинают в уютных ресторанах Парижа, гуляют на Елисейских полях, а лето проводят у моря. Словно это и не книга, а легкая французская мелодрама со сменяющимися декорациями.

Смерть

Любовь в произведениях Саган часто приобретает трагические обороты. В романе «Немного солнца в холодной воде» героиня решает покончить с собой, узнав, что ее больше не любят. «Здравствуй, грусть!» имеет похожий сюжет: юная Сесиль доводит до самоубийства подружку отца, спровоцировав его измену. Неожиданный финал имеет «Прощай, грусть»: ее герой узнает, что болен раком, и прощается с жизнью, пока не узнает, что ему поставили ошибочный диагноз.

Она вдыхала такой родной запах Роже, запах табака и чувствовала, что она спасена. И что погибла.

«Любите ли вы Брамса?»

Даже в романах, где, на первый взгляд, отсутствует трагическая развязка, тень смерти накрывает героев. Отказ в любви для них зачастую сродни смерти. Как, впрочем, и согласие на любовь. Они бесконечно размышляют о смысле жизни, убегая от реальности. Мечтают о самоубийстве, измученные праздностью и бездельем. Занимаются саморазрушением, злоупотребляя наркотиками и алкоголем.

Ученица монастырского пансиона Сесиль проводит летние каникулы на вилле отца на Лазурном побережье, крутит романы и мечтает избавиться от папиной подружки Анны.

20-летняя студентка юридического факультета Сорбонны влюбляется в дядю своего бойфренда и проводит с ним каникулы в Каннах.

В богемной парижской тусовке завязывается любовный многоугольник между актрисой, писателем, режиссером, литературным критиком, молодым медиком.

49-летняя Поль стоит перед выбором: остаться с Роже, который изменяет ей уже много лет, или же уйти к 25-летнему красавцу Симону, потерявшему от нее голову.

Француженка Жозе замужем за ревнивым американцем Аланом; она изменяет супругу, но не решается уйти от него.

Люсиль живет на попечении у своего состоятельного любовника Шарля, но на одном из светских вечеров влюбляется в Антуана - бойфренда богатой дамы Дианы.

45-летняя сценаристка Голливуда Дороти сбивает юношу Льюиса и забирает его к себе домой.

Спасаясь от депрессии, журналист Жиль решает провести лето у сестры на юго-западе Франции; в Париж он возвращается с женой местного чиновника.

Элеонора и Себастьян - сестра и брат, которые ведут разгульный образ жизни за счет друзей и любовников; они по очереди спят с состоятельной женщиной за деньги.

Беспечная Жозе уходит от наскучившего мужа к состоятельному покровителю Юлиусу, хоть и не способна ответить на его сильную любовь.

Актриса Беатрис, привыкшая менять мужчин, встречает бывшего любовника, от которого ушла 5 лет назад, и решает снова закрутить с ним роман.

В разгар Второй мировой Жером приезжает со своей девушкой Алисой на виллу друга, чтобы та соблазнила его и убедила поддержать антифашистское движение.

Престарелый режиссер русско-немецкого происхождения Костя фон Мекк снимает в оккупированной Франции фильм для Германии и спит с мальчиками и девочками.

Музыкант Венсан женился на Лоранс по расчету, однако спустя 7 лет брака он внезапно становится богатым и задумывается о том, чтобы бросить супругу.

Четверка аристократов в июне 1940 бежит из Парижа в Брюссель, но по дороге попадает под обстрел и вынуждена скрываться на близлежащей ферме.

Матье узнает, что у него рак легких и жить ему остается недолго; он навещает любовниц и коллег, а позже приходит к жене, чтобы сообщить о скорой смерти.

Журналист Франсуа решает переспать с 50-летней владелицей театра, чтобы добиться постановки пьесы, принадлежащей его возлюбленной Сибилле.

Классический роман великой французской писательницы Франсуазы Саган "Ангел-хранитель" - пронзительная история двух непохожих людей и их попыток найти счастье. Вот уже больше сорока лет эти вечные сюжеты заставляют трепетать сердца читателей всего мира.
"Иллюзия искусства - заставить читателя поверить, будто великая литература очень близка к жизни, но в действительности все наоборот. Жизнь аморфна, литература строга."
Франсуаза Саган

Женщина, о которой мечтают, женщина, по которой сходят с ума, женщина, которую богато содержат и заботливо опекают, находит вдруг свою любовь. Настоящую любовь, дающую ей смысл, счастье и уверенность, как будто из-под серой пыли и грязи на свет пробился прекрасный цветок.

Нью-Йорк - город, где много воздуха, прямой, как стрела, продуваемый ветром так, что не чувствуется никакого кислородного голодания, где двумя искрящимися лентами изогнулись реки - Гудзон и Ист-Ривер. Нью-Йорк вибрирует днем и ночью - под порывами морских ветров, пропитанных запахами соли и бензина днем и выпитого алкоголя ночью.

Любовь - это тайна, завесу над которой люди пытаются приподнять уже много веков. Настоящую любовь, подлинную страсть дано испытать далеко не каждому, но только тот, кто отмечен ею, проживает полноценную жизнь.

Франсуазу Саган всегда привлекал мир сцены. Она даже пробовала себя в качестве режиссера, но роль драматурга принесла ей гораздо больший успех.
Все три пьесы, опубликованные в этой книге, относятся к позднему периоду творчества Саган.
"Счастливая случайность" - парадоксальный рассказ о трусе, которого все считали героем.
"Пианино в траве" - комедия о попытке вернуть молодость.

В романе Франсуазы Саган "Женщина в гриме" снова рассказывается о любви. О любви, в начале которой ни Он, ни Она не знают, к чему приведет их встреча. Быть может, к недолгой и неудачной связи, быть может, к порыву страсти, не оставляющей ничего, кроме стыда. Но уже невозможно отвести глаза друг от друга и страшно упустить возможность радостного сосуществования, наполненного светом и нежностью.
На русском языке роман публикуется впервые.

Франсуаза Саган (Françoise Sagan, настоящая фамилия - Куаре (Quoirez); 21.VI.1935, Кажар - 24.IX.2004, больница города Онфлёр, Нормандия) - французская писательница, драматург, в 1985 году удостоена премии князя Монако за вклад в литературу.
Действие происходит холодной зимой, замок окружен снегом.

Перед вами три романа великой Франсуазы: "Здравствуй, грусть", "Смутная улыбка", "Через месяц, через год" - романы, с которых началась ранняя и стремительная творческая дорога писательницы и которые, так же, как и полвека назад, расходятся огромными тиражами и зажигают сердца миллионов читателей во всем мире.

С милым рай в шалаше? Женщине, легко и беззаботно порхающей по жизни, как бабочка над усеянным цветами полем, доводится проверить это нехитрое высказывание. Так что же все-таки "главнее": беззаботность и привычка к счастливой безбедной жизни в комфорте и роскоши или любовь, влечение тел и душ? Или же просто всему свое время?

Рассказать друзьям