Рассказ на тему фашист пролетел. Сочинение по картине А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Картина А. Пластова «Фашист пролетел» была написана в 1942 году. Она пробирает до слёз не только переданным на холсте драматическим смыслом, но также представляет собой некое историческое доказательство тех событий и деяний, которые происходили во время Великой Отечественной войны.

На переднем плане картины изображён лежащим на жёлтой осенней траве маленький мальчик в одежде пастушка. Его поза неестественна: правая рука вытянута вверх, за голову, а левая подвёрнута и придавлена телом к земле. На голове у мальчика видна рана, из которой льётся кровь. Рядом лежит на траве слетевшая с головы шапка, и упавший кнут пастушка.

Глядя на картину, очень хочется надеяться, что мальчик жив, что он скоро очнётся и поднимется, но художник изобразил рядом с ним чёрно-белую собачку, которая протяжно воет, подняв мордочку к небу. Поэтому становится ясно, что произошло непоправимое.

Чуть поодаль от пастушка мы можем увидеть на картине группу животных: коров и овец, часть из которых также лежат на земле в неестественных позах.

Становится понятно, что несколько минут назад случилось что-то нелепое, мальчик и животные стали невинными жертвами. На картине находятся в диссонансе мирный осенний пейзаж и переданный художником глубокий смысл произошедшей трагедии: в голове не укладывается, что же могло стать причиной гибели ни в чём не повинного ребёнка-пастушка и его подопечных.

Трагедия произошла внезапно, это понятно. И как подтверждение тому, художник изобразил перепуганную корову, которая с опаской выглядывает из-за деревьев, ставших для неё временным убежищем. Рядом с коровой остановились в неуверенности угрюмые овцы и растерянно смотрят по сторонам. Они привыкли к своему пастушку и теперь без его вмешательства стоят, словно сиротки.

Зритель не сразу замечает на картине А. Пластова причину данной трагической ситуации.

Возникает немой вопрос о том, почему маленького пастушка настигла на родной земле внезапная и такая нелепая смерть. Художник изобразил на заднем плане, в правом верхнем углу картины, еле заметную, словно затерянную в облаках, стальную птицу.

Это фашистский самолёт пронёсся над косогором, где находился беззащитный пастушок со своей собачонкой и мирно паслись животные. Фашисты, пролетая над ними, устроили жестокую расправу и понеслись дальше, выискивая новую жертву. Пролетел самолёт мимо скирды сена, над оврагом, зелёными полями, чтобы и дальше сеять град из свинцовых пуль.

Картина «Фашист пролетел», искусно написанная маслом на холсте, способна глубоко затронуть душевные струны человека. Она напоминает нам о реальном прошлом нашей страны, которое пришлось пережить народу во время фашистской оккупации. Первоначальным названием картины было: «Немец пролетел», но в связи с нормами политкорректности его изменили.

Описание картины «Фашист пролетел» А. Пластова

Что есть фашизм? Сегодня этим словом называют всех, кого не лень: тех, кому повезло больше, чем нам, тех, кто совершает преступления, тех, кто пропагандирует аморальную жизнь, безумные националистические идеи и еще много чего.

Тема фашизма в живописи, художественной литературе, кинематографе имела и будет иметь своих сторонников и противников. Эта шовинистская идеология – не просто преступления одной расы против человечества. Это образ жизни, искоренить который мы не в силах.

Можно, конечно, не встревать в дискуссии и просто сказать, что понятие «фашизм» - идея исключительно Бенито Муссолини, и что называть все остальные деяния (или злодеяния) таким словом просто неуместно.

В отечественном сознании слово «фашист» прочно укрепилось со времен Великой Отечественной Войны. Дело тут даже не в привычном «освобождении от немецко-фашистских захватчиков», давно ставшим своего рода клише. Дело тут в том, что совершали приверженцы режимов Гитлера, Муссолини и Франко. Дело в том, что вы увидите на картине А. Пластова «Фашист пролетел».

Это настолько мощная и одновременно жуткая работа, что в свое время Сталин отвез ее на Тегеранскую конференцию. По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль несколько минут просто не могли говорить. В тот момент был открыт второй фронт, во многом предрешивший ход не только Великой Отечественной, а и Второй мировой войны. Правда, перед тем, как отвезти картину вождь проявил чудеса политкорректности и изначальное название «Немец пролетел» изменил на то, которое мы знаем.

Первое впечатление от полотна у многих – это то, что отцы и деды не зря проливали свою кровь. Они отстаивали сотни сожженных деревень, они мстили за гибель Хатыни и миллионы умерших в концлагерях. Однако, самое страшное – это не масштабы преступлений фашистов, а то, что происходило в обыденной жизни военных лет.

В то время люди испытали не только нищету, голод и слезы, работу на фронтах, в партизанском движении и в тылу. В то время у многих мальчиков и девочек просто не стало детства. Они наравне со взрослыми делали снаряды для ракет, уходили на фронт, а в свободное время помогали по хозяйству. Один из таких невероятно страшных моментов и запечатлен на холсте «Фашист пролетел».

Потрясающий пейзаж осеннего косогора открывает нам золотое убранство тоненьких березок. Все наполнено игрой желтых оттенков и уникальным светом. И тут зритель явственно слышит, как жутко воет собака. Присмотревшись, мы видим рассеянных овец и мальчика-пастушка, упавшего на землю.

Поначалу кажется, что он просто попытался скрыться в траве от пролетающего истребителя, но… Настолько неловкое падение, так неправдоподобно вывернутая рука, странно далеко лежащие кнут и шапка и алые пятна крови на детских русых волосах. Многие зрители в ступоре, ведь, действительно, трудно понять, зачем нужна смерть ребенка. Здесь даже нет сил плакать, а есть бесконечная горечь и сотня вопросов.

Насколько нужно быть безжалостным или слепым, чтобы не заметить ребенка? Что он плохого сделал? Мирно пас овец? Что будет с его матерью? А найдут ли его вообще? И нежели детоубийство останется безнаказанным? Сколько их было таких, мальчиков-пастушков?

За изумрудной зеленью холмов скрывается фашистский истребитель. Его пилот, не задумываясь, выпустил ливень свинца, а потом скрылся в чистом и поразительно ясном небе. Самолет в этой местности – чужак, он оказался тут совершенно случайно, а мальчика убил только потому, что он его видел.

Животные, которых пас мальчик, пытались убежать от выстрелов, но и им не удалось спастись. Свинцовый дождь задел коров и теленка, которые упали среди берез. Остальные, овцы, потихоньку начинают возвращаться на пастбище и искать своего хозяина. Одна собака осталась рядом и сообщает всем о трагедии.

Преступление не было бы таким чудовищным, если бы Пластов изобразил фронтовую обстановку или поле боя. Здесь же – контрасты: мирная осенняя природа. Именно она своей красотой и увяданием оттеняет весь трагизм смерти мальчика. Склон косогора написан не как природный мотив, а как волшебный ковер, изысканный, теплый и золотой. Ему вторит драгоценное убранство тонких березок, бархат зеленеющих озимых и багряно-алые листы кустарников, такие же, как и пятна крови на висках пастушка. Природа у Пластова может звучать, но сейчас это не песнь, а своеродный реквием по детским мечтам и надеждам.

Приглушенная колористика картины – светло-коричневые и желтоватые оттенки, свет уходящего дня как нельзя лучше олицетворяют всю трагичность сюжета, всю боль того времени и весь ужас фашизма. Картина «Фашист пролетел» не призывает задуматься, она влияет на эмоции так же, как и «Герника» Пикассо. Разница лишь в том, что сюрреалист воздействует на ассоциативное мышление, а Пластов – на безусловные рефлексы ненависти к убийцам.

Невольно возникают параллели, которые при первом взгляде оставались незамеченными. Так, багряная листва начинает восприниматься как пятна крови, оголенные ветви кустарника – как штыки орудий, а дрожь березовых листов – как плач или страх. Вся природа погрузилась в скорбь, ведь дети – это надежда всего человечества. А со смертью пастушка выходит, что надежды и вовсе не осталось. Всеобщая боль природы тесно связана с болью человека, хоть раз взглянувшего на картину «Фашист пролетел».

Такую картину просто невозможно забыть. Она одновременно подталкивает к действиям против врагов и заставляет задуматься. Мало боли за написанного Пластовым маленького мальчика – есть сегодняшние дети на далеко не мирном Донбассе, которые находятся не в другой географической широте, а совсем рядом. Там уже нет тишины, характерной для работы Пластова. Там есть плач и очередные преступления против человечества.

А зрители, вновь глядя на «Фашист пролетел» заносят в свои воспоминания, думают не о героических подвигах солдат, защищавших Родину и свой дом, а о том, какой ценой далась победа, о том, какой трагический путь был пройдет и о том, сколько детей стало жертвами войны.

«Фашист пролетел» (1942г.) – одно из самых сильных полотен советской живописи времен Великой Отечественной войны. Картина -" участница" Тегеранской конференции 1943 года. 31 января 2018 года исполнилось 125 лет со дня рождения великого советского живописца, народного художника СССР (1962г.), действительного члена АХ СССР (1947г.), лауреата Ленинской (1966г.) и Государственной премий Аркадия Александровича Пластова, чья жизнь и творчество глубокими корнями тесно связаны с ульяновским краем, селом Прислонихой, где он родился, жил и работал до конца своей жизни. Во время Великой Отечественной войны А.А. Пластов создает целую серию картин на военную тематику: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка», «Фашист пролетел». Художник в своих произведениях достигает огромного драматизма, живописного воплощения мыслей и чувств. «Фашист пролетел» (1942г.) – одно из самых сильных полотен советской живописи времен Великой Отечественной войны. Вот о том, с каким трудом доставил художник эту картину из Прислонихи в Москву, рассказала журналисту Г. Демочкину невестка Аркадия Александровича, художница Елена Николаевна Холодилина – Пластова. Самая ближайшая от Прислонихи железнодорожная станция находится в Вешкайме, видимо, художник там садился на поезд. Во время войны нельзя было купить билет на поезд. Пластов, как и другие, садился на проходящий до Москвы поезд, пока он на минуту останавливался, и ехал на подножке вагона. Таким образом, он и повез картину «Фашист пролетел» в Москву. Чтобы не упасть с подножки, нужно было держаться за поручни, а руки у него были обморожены. Чтобы руки не разжимались, он привязывал себя к поручням. В какой- то момент он задремал, барабан с навернутым холстом соскользнул и стал биться о шпалы. Подтянуть барабан к себе одной рукой он не смог. Попросил мужика висящего рядом: «Помоги!» Вместе они сумели вытянуть картину. Мужик поинтересовался: «Чего у тебя там?» Пластов сказал: «Чертежи. Новая пушка». Он знал, что если скажет «картина», его никто не поймет, тут, мол и людям негде поместиться. А так его пустили в тамбур, а в Рузаевке, уже на территории Мордовии, даже протолкнули в вагон. Полотно посвящено войне, которую Пластов переживал вместе со всем народом, как личное, собственное горе. Вместе с другими крупными мастерами искусств ему приходилось выезжать на фронт, к местам недавно прошедших боев, видеть их тяжелые следы. Вместе с жителями Прислонихи приходилось испытывать тяготы житья в тылу. Потребность откликнуться на грозное время в своем творчестве была у художника очень сильной. Мастер не мог писать того, чего сам не пережил, не видел, не имел возможности охватить своей жадной и точной кистью. Потому и не появилось у него батальных сцен, а появилось ставшее нашей классикой полотно «Фашист прилетел». В картине война предстает в своем страшном обличье. «Есть такие картины, пока пишешь – наплачешься», - говорил художник об этом полотне. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина проникнута глубоким гуманистическим содержанием. Она словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая позднюю осень. Низкое хмурое небо. Поздняя осень. Березы стоят уже голые. Только на дубах остались листья – тяжелые, бурые, пропитанные осенними дождями. Холм, поросшей порыжевшей травой, а вдали, как сине – зеленый ковер, уходят к горизонту поля озимых. И над этими полями, уже далеко, летит самолет. Только что он пролетел здесь, над опушкой леса, над мальчишкой пастухом, над его стадом. Фашист прижал машину к земле и бессмысленно, жестоко полоснул из пулеметов: по скотине, по маленькому пастуху. Русоволосый мальчик – пастушок упал мертвым на свою деревенскую землю, уткнулся головой в траву. Сгрудились овцы. Воет над убитым собака. А над пробуждающимся к жизни полем озимых летит самолет, и фашист, должно быть, жалеет, что поле хлеба нельзя расстрелять из пулемета, как маленького пастушка. Война ворвалась в этот уголок России и внесла в него самое безобразное, самое бессмысленное, самое преступное из всего, что может произойти на свете, - насильственную смерть ребенка. Это преступление особенно ощутимо на фоне мирной, бесхитростной родной природы. То, что ещё мгновение назад было жизнью и надеждой, обернулась смертью и тленом. Нет пафоса, есть всё та же неизменно прекрасная русская природа и … беспощадность, и бессмысленность войны. Необратимость содеянного взывает к отмщению сильнее, чем иные пламенные памфлеты и эпические произведения. Картина потрясает удивительным, почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны – смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. Это щемящее сердце полотно, надолго останавливающее зрителя в раздумье, называют одной из самых проникновенных картин, посвященных военной тематике. В 1943 году полотно А.А. Пластова висело в залах советского посольства в Тегеране, когда там проходила конференция глав трех великих держав антигитлеровской коалиции, на которой решался вопрос об открытии второго фронта. По свидетельству очевидцев, эта картина так потрясла Рузвельта и Черчилля, что повлияла на их решение открыть второй фронт. И теперь спустя годы, это полотно не может оставить равнодушным никого. Анатолий Виноходов.

Вот два полотна. «Фашист пролетел» и «Герника». Одно написал художник Пластов, другое всем известный Пабло Пикассо. Я, к сожалению, могу разместить только одно изображение. Ещё одно не проходит. Но ведь увидеть "Гернику" совсем не проблема. В два щелчка найдём по Интернету. А увидеть надо, поскольку речь пойдёт о сравнении двух картин.

Что их объединяет, спрошу я вас? Только одно. Одна тема. Смерть пришла с неба. Не в том смысле, как божья кара. А в том, что пришла она по воле летчиков, ниспославших с неба смерть. И только одна эта тема, повторяю, объединяет обе картины. Всё же остальное просто разительно несхоже.

Война. На войне убивают. Убивает человек человека Две противостоящие силы стремяться уничтожить одна другую. И при этом неважно, чем они мотивированы. И дело это совершается подготовленными к этому делу, то есть к убийству, людьми, для которых готовность к убийству и быть убитым тоже – суть их профессии И в этом смысле убийство становиться как бы узаконенным деянием.

На обеих же картинах мы видим убийство людей, которые находятся вне поля этого жестокого закона. Убивали мирных людей, которые не обучались ремеслу убийства. И убили их вовсе не по законам военного времени. Это жертвы войны. Невинные жертвы.

Я, может быть, говорю и банальные вещи. Но иногда нужно с истины снять обволакивающую её то ли патину, то ли грязь, чтобы воссияла она своим первозданным светом и обожгла прикосновением к ней. Все мысли, имеющие великие последствия, просты, как говорил Толстой. Но к этой простоте надо ещё подойти, предприняв иногда не малые усилия.

Так вот оба художника и попытались к ней подойти, используя живопись, как средство. То есть, наглядно нам всем показать, что такое фашизм. Надавив при этом на самые болевые точки нашей души. И так, чтобы вскипела ярость против этого чудовищного явления, порожденного уж каким просвещенным двадцатым веком. Потому как за все прошедшие века всеобщей истории миру подобные неслыханные и массовые жестокости не были известны.

Но я хочу поговорить сейчас о другом. А именно о средствах,при помощи которых художники решили выразиться. Говорят они об одном, но средства задействованные ими просто до чрезвычайности разные. Вот давайте и разберёмся.

Первое, что сразу же бросается в глаза, это как реализм одного художника и почти абстракция другого вступают в негласное состязание.

В моих глазах, если это состязание, то Пабло Пикассо потерпел в нем сокрушительное поражение от Аркадия Пластова. Но об этом чуть позже.

При этом Пикассо художник – мировая величина, один легкий мазок которого стоил и стоит несусветных денег. Пластов – известен только что в России сегодня. Да и то не всеми.

А теперь о различиях.

«Герника» Она вся наполнена грохотом рвущихся бомб, обрушением жилищ, плачем и стенаниями, предсмертным хрипением. Словом, задействована вся шумовая гамма, чтобы передать картину жуткой драмы.

«Фашист пролетел». Тишина. Слышен только слабеющий рокот, пролетевшего самолета – убийцы. Да вот ещё тонкий вой собачонки и шелест берёзовой осенней листвы, потревоженной вихрем низко пролетевшего самолёта. Не слышно ни воплей, ни грохота. Сама природа, кажется, оцепенела от ужаса смерти, пронесшейся в небе.

Гернику бомбили десятки бомбардировщиков летчиков легиона Кондор, применивших, кажется, впервые в истории практику ковровой бомбардировки. На картине Пластова мы видим, да ещё и не сразу, одинокий распластавший свои крылья самолет.

Летчики Люфтваффе знали, что и кого они бомбили. Цель была выбрана заранее. Это была чудовищная акция устрашения. Устрашения противостоящей им силе. И они успешно справились с поставленной задачей. Они, правда, еще не знали, как эта акция им ещё аукнется в Дрездене.

Летчик на картине Пластова и в голове не держал, выйдя на свободную охоту, что нажмет он на гашетку своих пулемётов по совершенно случайной цели. Решил так просто забавы ради коров погонять. Но ещё вот до кучи убил и пацаненка-пастушка, даже и не заметив этого.

Художник Пикассо создал это полотно не спонтанно. Он написал картину по заказу правительства Испанской республики для испанского павильона Всемирной выставки в Париже. Получив за столь ответственную работу немалые деньги. Что, разумеется, не исключает личное отношение художника к своему творению и событию, которое он так изобретательно изобразил.

А вот Пластов творил картину в самый разгар войны по зову и заказу собственного сердца. Это был его вклад художника в общее дело борьбы страны, напрягавшей все силы ради спасения и ради победы, конечно. Победы, которая еще не была тогда так очевидна. И уж о деньгах он думал менее всего.

Пикассо таскал не без труда свое произведение по многим городам и весям. Преимущественно в США.

А картина Пластова только раз покинула отечество. Была представлена в нашем посольстве на Тегеранской конференции. И понятно для чего и, главное, для кого. Говорят, Черчилля она очень впечатлила.

Да и размеры картин такие разные. Вот у Пикассо в сантиметрах 349 Х 775. Просто гигантское полотно. Вот для сравнения известные «Три богатыря» 295 Х 446 см. Сравните. Даже и Богатыри далеко не дотягивают до творения Пикассо. Картина просто расплющит вас, если вы станете напротив неё.

У Пластова тоже конечно не миниатюра. Но, как говорится, и рядом по размеру не стояло. Вот эти размеры. 138 х 185 см.

А вот и ещё сравнение. После блицкрига немцев Пабло оказался в зоне их оккупации. И вот однажды немецкий офицер зашёл в его художественную мастерскую и увидел открытку на столе с иллюстрацией уже знаменитой картины. И спросил у художника, не он ли это сделал. Думаю, спросил, либо с целью удостовериться в авторстве этого произведения, либо, не исключаю, чтобы польстить художнику. И получил дерзкий ответ от храброго художника: « Нет, это сделали вы». Какая смелость. Восхитимся. Ничего на это не ответил немец. Ушёл. Вы можете представить себе подобный диалог между нашим художником и фашистом, окажись живописец Пластов по ту сторону фронта. Это только в кино, да и то очень плохом.

Но это всё было присказкой. А теперь я хочу перейти к главному различаю. Глубинному и основному. Чтобы понять, что я хочу сказать, предположим следующее. Перед вами выставили обе картины. И при этом волшебным образом стерли из вашей памяти имена художников и названия самих картин. И спросил бы я вас, что происходит на представленных картинах? Что хотели сказать художники? Каким образом хотели художники воздействовать на ваши чувства и на ваше сознание? А ведь именно в этом состоит задача любого вида искусства и каждого творца. Художник должен донести всеми доступными ему средствами и всем своим умением свою мысль и состояние своей души в надежде найти отклик в наших душах.

В картине с убитым мальчиком всё ясно без всяких слов. Объяснять ничего не надо. Прозрачно и ясно до слёз. Мне безумно жаль этого ребёнка, и слёзы подступают у глазам. Я смотрю и стараюсь понять, как взрослый человек потехи ради прервал юную жизнь. А убил он не со зла, не от какой то особой ненависти к этому неведомому ребёнку. Совсем нет. А потому что его послали с целью убивать. Убивать, уничтожать всю эту неполноценную человеческую расу. Послали в земли, которые нужно было зачистить для собственного жизненного пространства. Вот и всё. И мы понимает, что это не просто убийство, а проявление обыкновенного фашизма. И я чувствую, как во мне вскипает ярость и чувство мести. Мне хочется отомстить за этого убитого мальчика. Да разве только у меня?

А теперь перейдём к другой картине, и, спрошу я вас, что вы почувствуете и поймёте, созерцая это просто чудовищное по обширности полотно испанского художника. Повторяю, что вы ровным счётом не знаете, что именно художник попытался представить нам. И уверяю вас, что не поймете вы ровным счетом ничего. И испытаете вы лишь одно чувство. Чувство недоумения, что это за фигню нам тут показывают. Будете рассматривать и мучительно думать, что это за живопись такая. Да и живопись ли это вообще.

Ну кое что мы разглядим, однако. Вот бык с рогами, а вот лошадь с опрокинутой мордой. А еще внизу отрубленная рука, держащая сломанный меч. В окно лезет маска. Вытянутая рука с лампой. И ещё справа воздетые руки. Плоские лица. Открытые рты, круглые глаза. Всё как в дурном сне. И больше ничего. И не говорите мне, что это не так. Нет, это именно так. И никак иначе. В здравом уме, не затуманенном наркотой, вы ничего не разберёте. И я спрашиваю себя, что это за живопись такая, в которой весь сюжет да и сами предметы закодированы в непонятные загогулины. И вот при помощи этих-то загогулин художник решил тронуть мою душу и возмутить всё мое сознание от чудовищной трагедии

И не зная, о каком событии идет речь, вы ни черта не поймете во всех этих отрубленных руках и переплетении и вовсе непонятных нам предметах. Да даже если вы и прочтете внизу название города, даже и тогда тоже ничего не поймёте. В потеряетесь в напрасных потугах пробиться к истине, покрытой толстым, плотным мраком иносказаний и зашифрованных смыслов.

И меня от этого берет досада. А ещё и злость. И я спрашиваю себя, для чего художник заставляет меня решать какие-то ребусы. Вместо того, чтобы проникнуться болью и страданиями невинных сотен жертв, я пытаюсь разобраться в мешанине сваленных в кучу обрубков тел и плоских, как будто вырезанных из белой бумаги человеческих лиц, больше похожих на призраки.

И что бы понял в черно-белой абракадабре даже и искушенный искусствовед. Кисть Пикассо он, может быть и узнал бы, а вот все остальное - полный мрак. Ничего бы он не понял.

А ещё во мне закипает злость и при невольном вопросе, почему для художника человеческая трагедия стала поводом и предлогом для непонятных практически никому упражнений с кистью и выкрутасов его нездорового воображения. Не есть ли вся эта абракадабра оскорбление этих самых жертв.

Скажу прямо, что мне наплевать какой он там великий – развеликий этот Пикассо. В моих глазах эта «живопись» - просто издевательство да и надругательство над несчастными жителями Герники. Жертвы, простите каламбур, принесены в жертву живописным выкрутасам.

Когда зачинатель кубизма представляет нам своих «Авиньонских девиц», то я не могу без страха и содрогания смотреть на этих «девиц». Ну и рожи, так и хочется сказать. Кстати, первоначально картина по мысли художника называлась «Философский бордель». Какие уж тут девицы. Но главное даже и не в этом. И тут те же экзерсисы кубистические. И я, так думаю, что в этом случае совершенно уместные. Вот так он увидел бл…. Ну и Бог с ним. А вот святое не надо трогать. А именно трагедию маленького городка Герника.

И последнее, что я хочу сказать, сравнивая картины. Я за то, чтобы цвели все сто цветов. Я не против того, чтобы художник выражал себя так, как он хотел, в силу своего воображения. Но я против того, чтобы один цветок со всеми своими сторонниками так называемого беспредметного искусства, поплевал через брезгливую губу на предметное искусство, вознося самого себя в заоблачную высь. Находя при этом железный и неотразимый довод. Не понял меня – ну так и сам дурак, что не понял. Иди там к своим передвижникам. И дорасти ещё до меня.

И я бывает, хочу действительно искренне понять. И не понимаю. Не понимаю, например, как «Крик» Мунка, от которого с души воротит, может уходить с молотка много дороже, чем мадонны Рафаэля. Не могу понять. Да и не хочу

Рецензии

Нет, здесь, конечно, не согласен. Картина Пластова прекрасна (хотя сюжет пугает). И мне она очень понравилась. Действительно сильное произведение. Но и "Герника" сильна по-своему. Не хочу никого ругать и сравнивать эти картины по цене или размеру. Они обе бесценны. А то, что на аукционах всякую чушь продают, так это их дело. Пусть себе тешутся.
И кстати, "Крик" мне тоже не нравится. И именно так, с души воротит. Но мне же не обязано нравится всё, что люди рисуют. Если кто-то платит за нее такие деньги, то пусть. Но вообще, этот "Крик" считается одной из ключевых-поворотных картин в истории живописи.

Да, конечно, картина Герника сильна. Но очень уж по-своему. Вот у Кандинского всё по-честному. Ну вот он написал свою картину. Со всякими своими точками, линиями и закорючками. И названия ей не дал. Потому как предмета в ней никакого нет. Вот и назвал ей «Композиция». Как например композитор редко дает названия своим симфониям и концертам. Он их нумерует. Он предлагает слушать его музыку, которая беспредметна, и наслаждаться гармонией звука. Кандинский предлагает наслаждаться гармонией линий и цвета. И думать и воображать при этом всё, что вам понравиться. И всё.
А Пикассо дал название своему огромному полотну. ТО есть своим названием он отсылает нас к ужасному предмету, который должен нас потрясти. Только я не понимаю, зачем эту трагедию нужно было зашифровывать в разные загогулины. Заставляя нас размышлять и гадать о том, что каждая загогулина означает. И назвать всё это живописью.
Я не понимаю, почему вообще весь мир по его предложению нужно было изображать в виде исключительно геометрических фигур. Да это ещё и не все. Предлагается считать все эти геометрические ребусы новым словом в живописи и искусстве. А тех, кто что что-то не понял в этих ребусах, вот как я,например, считать некомпетентными дураками, которые ещё не доросли для этих извращений больного воображения.

Геннадий, я не склонен преувеличивать. Да, я согласен, что не все понимают. И что ж с того? Некомпетентными дураками я, например, их вовсе не считаю. Причём здесь дураки? Все мы чего-нибудь да не понимаем. Кто-то музыку Вагнера, кто-то балет, а кто и мерную топологию, к примеру. И это почти ничего не значит.
К сожалению, я не являюсь искусствоведом или просто даже сильным знатоком живописи. Но Пикассо люблю и считаю его гениальным художником. Поэтому мне трудно будет отстаивать свою точку зрения с фактами и аргументами. Хотя даже я могу сказать, что в его "Гернике" чувствуется сильнейшая экспрессия, динамика и даже моральный надлом. Что такое движение в картине, вы, наверное, и сами хорошо знаете, так что тут говорить не стану.
Что же касается точных критериев оценки, то уверен, что вполне можно найти море литературы, где всё подробно и скрупулёзно описано. Мне же эта картина просто нравится, безотносительно к деталям или даже к имени художника (тут уж поверьте просто на слово).

"Я, к сожалению, могу разместить только одно изображение. Ещё одно не проходит. Но ведь увидить "Гернику" совсем не проблема. В два щелчка найдём по Интернету. А увидить надо, поскольку речь пойдёт о сравнении двух картин".

В этом рассуждении Вы не совсем правы, Геннадий. Показать "Гернику" лучше всего на странице Вашего обсуждения, рядом с картиной "Фашист пролетел". Переход на Интернет и обратное возвращение к Вашей статье технически не совсем просты и, к тому же, очень неудобны, так как отвлекают от непосредственного изучения Вашей работы.

Вместе с тем, существует довольно простое решение размещения двух, и даже более, картин на Вашей странице Проза.ру:

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Над Мурманском был ас фашистский сбит,
Его останки на земле валялись.
И люди очень сильно удивлялись,
Что был он без рогов и без копыт.

/Из воспоминаний моей матери /

АРКАДИЙ ПЛАСТОВ.

«ФАШИСТ ПРОЛЕТЕЛ»

/ 1942 год/

В его картинах очень много света.
Всегда на «ты» с природой Пластов был.
Всегда любил художник краски лета,
И золото осенних дней любил.

Он не стремился, чтоб его искусство
Кого-то ублажало там в Кремле.
Он воспевал всегда простые чувства
Людей, что хлеб растили на земле.

Здесь, на картине, осени начало!
Но не в природе сила полотна.
Рвёт души наши горечью печали
Трагедия с названием «война»!

В траве лежит молоденький парнишка.
Устал пасти колхозные стада?
И тут же сразу озаренья вспышка:
«Он мёртв, он не проснётся никогда!»

Над полем вражья нечисть пролетела,
Неся на крыльях боль кровавых бед.
И пастушка безжизненное тело -
Той нечести поганой страшный след!

Стрелял фашист безжалостно и точно,-
Не дрогнула жестокая рука,-
И пуля в голове, как будто точка
В короткой книге жизни паренька!

Хозяином летел он в небе нашем.
Вертелась мысль в фашистской голове:
Он, повелитель жизней тех «букашек»,
Что от него попрятались в траве.

Летел, любуясь собственной "отвагой",
Ещё он гнева русского не знал…
Тот парень наш расстрелян был в ГУЛАГЕ,
Который бы ему по морде дал!

Воспитанный в безбожье и фашизме,
Стрелял для развлеченья, просто так…
Что для него теперь чужие жизни?
Чужая жизнь для нелюдей - пустяк!

Но скоро в грозном небе Сталинграда,
Паскудной жизни подводя итог,
Собьёт в бою мальчишка русский гада.
На стороне мальчишки будет БОГ!

Промчатся годы, нелюдь вновь воскреснет,
Начнёт людей к погромам призывать,
И воздух осквернять фашистской песней,
И свастики на стенах рисовать.

Вздымается волна насилья снова.
О высших целях, поднимая хай,
Давным – давно уж нелюди готовы
Орать своё зловещее «Зиг! хайль!»

Рецензии

Владимир, здравствуйте!
Прекрасно написано, трогает душу и
познавательно. Признаться, такого
художника Г.Пластова не знала.
Теперь буду знать и почитаю ещё
в википедии. А картина впечатляет.
Спасибо! С уважением и теплом души!

Уже посмотрела картины Аркадия Пластова,
потрясают своей живописностью, такое
русское раздолье. Его картины я видела,
вот только о самом художнике ничего не знала.
Спасибо, Владимир!

Владимир, добрый вечер! Именно по этой картине я его вспомнила,
у меня ведь оказалась книга из серии о великих художниках под
№ 78 и на обложке эта "Весна".

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



Рассказать друзьям