Ритуальные танцы древних людей. Древние ритуальные танцы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Во многих уголках Чёрного континента бережно хранятся традиции, идущие испокон веков. И танцы народов Африки являются ярким примером того, как мыслят, чувствуют и живут здешние люди на протяжении многих столетий.

Любой танец тут становится зрелищем, особенно для приезжих, ведь понять всю суть и логику движений невозможно, нужно просто чувствовать присутствующий в африканских сердцах и окружающей природе, только так можно оценить всю красоту здешнего искусства.

При этом африканский танец является образцом древнейшей формы мировой хореографии, сохранившей многие старинные элементы. Каждое племя старается всем своим членам ещё с детства вложить основы традиционных танцевальных па, чтобы они передавались и дальше, новому поколению. Тот азарт, с которым жители Африки исполняют свои привычные танцы, передаётся каждому наблюдателю, поэтому во всём мире они известны, и часто исполняются иностранцами, даже специально их изучающими.

Впервые стал заметным интерес к африканскому искусству в колониальном периоде, когда происходило аборигенов и европейских захватчиков. Тогда африканские стили проникли в Европу, и наоборот.

Различаются танцы народов Африки по регионам, так как разные части континента проходили свои этапы развития и истории, некоторые из них ощутили активное воздействие иностранных культур, навсегда поменявших традиционные представления, например, североафриканские страны стали арабскими с соответствующими проявлениями искусства. Те же территории, которые изолированы от цивилизации, являются носителями традиций, самобытных и ни на что не похожих. Всё это делает континент максимально интересным в плане разнообразия здешних танцев, изучение которых может быть весьма длительным и увлекательным.

Африканские танцы имеют яркие особенности, которые и выделяют их среди остальных:

  • массовость;
  • аккомпанемент ударными инструментами;
  • специфические движения.

Большинство мировых танцев являются парными, однако это совсем не присуще танцам народов Африки, которые исполняются обычно группами, причём обычно танцоры разделены по полу, каждый из которых танцует для другого пола.

Здесь пускаются в пляс все, независимо от возраста и статуса, только для определённого возраста имеется свой танец, благодаря чему закрепляется племенная роль и утверждается групповая идентичность.

Что касается то они сопровождают всю жизни жителей Африки, поэтому естественно, что все основные движения делаются под ритмичные и заводные звуки разнообразных ударных инструментов. При этом многие племена даже не представляют себе игру на барабане без танца. Используются обычно такие инструменты:

  • джембе;
  • шакера.

Традиционные музыканты обязательно сохраняют все былые ритмы и мелодии, в точности передавая их такими, какими они были сотни лет назад. Поэтому к искусству музыки и танца относятся крайне серьёзно, рассматривая их не как развлечение, а как способ объединения племени.

О движениях африканских танцоров говорить нужно отдельно, ведь их мастерство управлять своим телом не подвластно многим зарубежным мастерам. Во время танца жители Африки запросто могут заставить всё тело или нужный орган двигаться в любом направлении, при этом используя сразу несколько ритмов.

Среди плавных замысловатых движений встречаются и резкие:

  • прыжки;
  • удары;
  • размахивания руками или всяческими предметами.

Мужские танцы сопровождаются движениями, имитирующими животных или охотников, поэтому часто исполняются с оружием (палка, копьё).

Женские танцы имеют соответствующий характер, они более плавные, ноги обычно согнуты, туловище наклоняется вперёд, шаги шаркающие. Особенными движениями, выделяющими танцовщиц-африканок, являются:

  • кручение;
  • тряска.

Понятно, что каждый танец в Африке, равно как и имеет свой глубокий смысл, поэтому для определённого события и группы людей подбираются свои движения. Выделяются всевозможные ритуальные танцы народов Африки, отличающиеся региональными традициями и тематикой:

  • воинов;
  • посвящения;
  • охотников;
  • любви;
  • урожая;
  • вызова и изгнания духов.

Танцы воинов присутствуют во всех частях материка, и, несмотря на отличающиеся названия, имеют схожие движения и смысл. Их особенности таковы:

  • агрессивность стиля;
  • характерные движения;
  • сложные барабанные ритмы;
  • использование вспомогательных предметов в качестве оружия.

Популярный до сих пор в традиционных африканских племенах обряд посвящения всегда сопровождается танцем, который считается одним из важнейших ритуальных танцев народов Африки. Перед тем, как его исполнить, молодые члены племени уединяются на месяцы, а затем лишь предстают перед всем обществом, радуясь за себя и приветствуя зрелость.

Охота стала традиционной темой для многих африканских танцев, так как она - часть жизни, а именно быт обычно и является основой всех образов в здешнем искусстве. Танцевальные движения соответствующие, имитируют животных и людей на охоте.

Для большего антуража используются различные дополнения:

  • перья;
  • животные шкуры;
  • маски зверей.

Танцы любви прежде всего сопровождают традиционные свадьбы, исполняются не только молодожёнами, но и в их честь. Ещё подобные движения можно увидеть во время проведения:

  • юбилеев;
  • племенных обрядов.

Танцы урожая - это древнейшие ритуальные танцы народов Африки, они являются способом общения с божественными существами. Во время таких движений члены племени просят о достойном урожае.

Множество таинственных и старинных ритуалов африканских народов связано с вызыванием духов, для этого имеются и соответствующие танцы. Обычно вызываемыми объектами являются не абстрактные потусторонние существа, а конкретные личности:

  • божества;
  • предки;
  • духи объектов природы.

Во время таких танцев можно задобрить духа и попросить его о защите или помощи. Особенным аксессуаром для такого действия являются маски, сопровождающие различные обряды, в том числе свадьбу и похороны, таким же образом духов и изгоняют.


С древних времен танец являлся важной частью церемоний, ритуалов и праздников.Но при этом сведений о древних танцах и их описаний до наших дней практические не дошло. Сегодня известно не так много древних танцев, у каждого из которых интереснейшая история. Правда, эти танцы в настоящее время находятся на гране исчезновения.

1. Танцы с мертвыми



Мадагаскар
Жители острова Мадагаскар раз в семь лет совершают уникальный ритуал, “танцы с мертвыми”. Во время этого обряда, сопровождаемого живой музыкой, они вскрывают склепы с останками своих родственников, достают их оттуда и заворачивают покойников в новую чистую ткань.

Из принесенных в жертву животных готовится угощение. Затем начинаются радостные танцы с покойниками на руках.

2. Пляска Св. Витта



Германия
Танцевальная мания, необъяснимый феномен средневековья XIV-XVII века, известный, как пляски Св. Витта, является одной из ранних описанных форм "массового помешательства". Десятки, сотни людей, находящихся в бессознательном состоянии, могли танцевать до полного изнеможения целыми днями и неделями, пока не валились с ног.

Впервые вспышка этой мании была отмечена в 1374 году в городе Аахене, распространившись впоследствии по всей Европе.

3. Кружение дервишей


Турция
Широко известный танец «кружащихся дервишей», «сема», имеет ритуальный смысл. Его участники, семазены, – дервиши братства мевлеви. Сема - это больше, чем танец, это магический процесс. Дервиши в процессе кружения, наклоняют головы так, что сдавливают сонную артерию, и в результате этого впадают в транс и достигают союза с божественным.

Каждый элемент символичен. Белая юбка обозначает саван, шляпа из верблюжьей шерсти - надгробную плиту. Сбрасывание черного плаща символизирует духовное возрождение. Братство мевлеви, к которому принадлежат дервиши, было основано в 13-ом столетии в Турции их наставником Мевлеви и существует до сих пор.

4. Танец Вендиго



Канада
Вендиго у индейцев-алгонкинов - это истощенные, вечно голодные монстры-людоеды со спутанными волосами и разлагающейся кожей.

У индейцев есть традиционный танец, в котором одни танцоры в сатирическом ключе изображают ужасных монстров, пожирающих людей, а другие – отважных охотников на Вендиго.

5. Тарантелла



Италия
Тарантелла - очень быстрый танец, появившийся на свет в 15-м столетии в Неаполе. Его название, по одной версии, связано с городом Таранто, по другой - с встречающимся в этих местах пауком, тарантулом. Долгое время считалось, что его укус приводит к «тарантизму», смертельной болезни, излечиться от которой можно только безудержной, неистовой пляской, в результате которой разгоняется кровь и выделяются токсины.

В те времена по Италии даже разъезжали оркестры специально для больных «тарантизмом». И только спустя 300 лет было обнаружено, что укус этого паука вовсе не смертелен, а вызывает лишь легкую опухоль вокруг ранки.

6. Танец Морриса



Англия
Танец Морриса является древней английской традицией. Многие полагают, что танец зародился в далеком языческом прошлом Англии, как ритуальный танец плодородия у кельтов. Другие же считают, что возник он гораздо позже.

В 16-м веке в европейских дворах стали очень популярны танцы с использованием тщательно продуманных костюмов, с колокольчиками на голенях. Этот танец в Великобритании танцуют и по сей день.

7. Танцы в честь Качина



Аризона, Юта, Колорадо/США
Согласно хопи, все в природе наполнено духами Качина, которые полгода живут вместе с индейцами в их деревнях, а в конце июля возвращаются в свой мир. Провожая Качина, хопи целых восемь дней исполняют в их честь танец.

Пятьдесят танцоров в масках и цветных костюмах, изображая духов, танцуют весь день под звуки барабанов и песнопений. По окончании праздника, как считали хопи, духи отправлялись до ноября в горы, по своим домам.

8. Танец с саблями



Пакистан/Непал
Танцы с саблями - один из самых распространенных ритуалов в мире. В Пакистане и Непале они являются обязательным атрибутом свадеб и других торжеств. С Крита они пришли в Древнюю Грецию. Широко распространились и в Европе, особенно в областях, соседствующих со Священной Римской империей и Страной Басков. В течение примерно четырех тысячелетий мировые культуры развивали эти танцы. Они стали неотъемлемым компонентом боевых искусств.

В Китае танец с саблями стал также одним из четырех главных танцев китайской Оперы. Только османы запретили исполнение танцев с саблями, полагая, что под этим предлогом будет приобретаться оружие для движения Сопротивления.

9. Ритуальный танец кандобле


Бразилия
Странная и загадочная религия кандобле, запрещенная до середины ХХ века, появилась в Бразилии в результате завоза сюда рабов из Африки. Одним из основных ее ритуалов является танец с бесконечным повторением однообразных движений, в результате чего танцор впадает в состояние транса.

Считается, что при этом в него вселяется один из богов, общаясь с которым, можно очистить свою душу. Исполняется танец в сопровождении бразильского барабана и погремушек.

10. Танец Залонго



Греция
Это не совсем танец, и эту историю знает каждый грек. Это был акт массового самоубийства перед лицом геноцида. В 1803 году после подписания мирного соглашения, вассал османской империи Али-Паша нарушил его и напал на сулиотов с целью порабощения их женщин и уничтожения мужчин. В знак протеста группа из 50 женщин с младенцами на руках поднялась на утес Залонго. Сначала они сбросили с него своих детей, а после этого прыгнули и сами.

Слухи об этом разнеслись повсюду, по османским землям и Европе, художники и поэты обессмертили этих женщин в своих поэмах и картинах. Говорили, что женщины при этом танцевали и пели народные песни, но, возможно, эта деталь была добавлена позднее для усиления эффекта.

БОНУС

По материалам: listverse.com

Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Танец По настоящему танцевать любят лишь те, кто танцует голыми ногами на колюч … Сводная энциклопедия афоризмов

Пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. танец пляска, перепляс, вертеж; пуститься в пляс, вприсядку; буги вуги, вальс, вариация,… … Словарь синонимов

Танец - Танец ♦ Danse Разновидность гимнастики, одновременно являющаяся искусством. Танец нацелен не столько на укрепление здоровья, сколько на достижение удовольствия, и требует не столько силы, сколько красоты и привлекательности. Обычно танец… … Философский словарь Спонвиля

- (нем. Tanz). Род, вид пляски. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАНЕЦ нем. Tanz, фр. danse. Вообще пляска. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… … Словарь иностранных слов русского языка

Белых лебедей. Жарг. шк. Шутл. Женская раздевалка в спортзале. ВМН 2003, 131. Танец боро. Жарг. угол. Шутл. Вино. Балдаев 2, 74; ББИ, 241; Мильяненков, 245. Танец на воде. Жарг. мол. Шутл. ирон. О походке пьяного человека. Максимов, 65, 415.… … Большой словарь русских поговорок

танец - вдохновенный (Полонский); дикий (Городецкий); необузданный (Серафимович); радостный (Серафимович); размеренно радостный (Брюсов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л … Словарь эпитетов

ТАНЕЦ, танца, муж. (от нем. Tanz). 1. только ед. Пластические и ритмичные движения как искусство. Искусство танца. Теория танца. 2. Ряд таких движений, определенного темпа и формы, исполняемых в такт определенной музыке. Вальс и мазурка… … Толковый словарь Ушакова

ТАНЕЦ, нца, муж. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство танца. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений … Толковый словарь Ожегова

- (нем. тanz) – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои… … Энциклопедия культурологии

Танец - майстэрства ўбіраць нагу да таго, як на яе наступіць партнёр … Слоўнік Скептыка

танец - ТАНЕЦ1, хореография ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ, хореографический ТАНЕЦ2, перепляс, пляска, разг. пляс, жарг. дрыгалка ТАЦЕВАЛЬНЫЙ, плясовой ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, приплясывать ТАНЦЕВАТЬ/СТАНЦЕВАТЬ, вальсировать, плясать/сплясать, разг.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Танец , Сапожников С.. Вашему вниманию предлагается книга Танец Сергея Сапожникова. . . …

Танцы возникли в глубокой древности. Сначала они были частью древних обрядов, их движения имели ритуальный смысл: на языке танца первобытные люди общались со своими древними богами. Обряд-действия, установленные обычаем. В обряд могли входить песни, танцы, заклинания, теарализованные карнавальные представления. Ритуал - порядок обрядовых действий, который строго соблюдался в каждом обряде. Близко по значению к ритуалу понятие «церемония». Люди просили у своих богов удачной охоты или обильного урожая. Часто движения таких танцев подражали трудовым движениям, разыгрывались целые «сцены» охоты или сбора урожая.

Народные танцы

Из древних обрядовых танцев произошли народные танцы, которые служили для весёлого времяпрепровождения и утратили свой ритуальный смысл. Но следы древних танцев в них сохранились. Например, почти в каждой стране есть свои хороводы - медленые круговые танцы. Их главный признак - движение по кругу. Когда-то в глубокой древности такое движение имело магический, ритуальный смысл: круг - символ солнца. Хороводы часто сопровождаются песнями. Песнями иногда сопровождаются и другие танцы. У каждого народа - свои танцы. В них отражаются особенности разных народов. У всех народов есть и быстрые, стремительные танцы, и медленные, плавные. Южным, более темпераментным народам свойственны более стремительные, зажигательные танцы. Например, грузинская лезгинка, итальянская тарантелла или венгерский чардаш («Венгерские танцы» И.Брамса). У северных народов преобладают более сдержанные танцы, соответствующие их спокойному темпераменту. К русским народным танцам, распространённым по всей России, можно отнести трепак, камаринскую, хоровод.

Трепак и камаринская - быстрые, весёлые танцы. Подобные есть и у других народов: украинский гопак, норвежские халлинг и спрингданс («Норвежские танцы» Э.Грига). Мелодии народных танцев часто использовали композиторы. А иногда они сами сочиняли мелодии, близкие народным танцам.

Яркостью и разнообразием отличаются испанские танцы - болеро («Болеро» для сифонического оркестра М.Равеля) и хабанера (Хабанера Кармен из оперы Ж.Бизе «Кармен»).

Старинная танцевальная сюита XVI века

Мелодии народных танцев не записывали, а передавали устно из поколения в поколение. С появлением бальных танцев появились придворные музыканты. Они делали и записывали специальные обработки народных танцев, приспособленные для аристократических балов. А чуть позже придворные музыканты стали сами сочинять и записывать танцевальные мелодии. На балах вырабатывался свой этикет-правила поведения в определённом месте и в определённом обществе. Это понятие родственно понятиям «ритуал» и «церемония».

Бальный этикет включал в себя также и определённую последовательность танцев. Именно в этой последовательности записывались танцы в специальных нотных тетрадках.

Как правило, бальные танцы объединялись в пары, включавшие быстрый и медленный танец. В XVI веке самой распространённой была пара, включавшая в себя павану и гальярду.

Павана (от слова «раvо» - «павлин») - медленный танец-шествие испанского происхождения. Этим танцем обычно открывались балы: хозяева в этом танце приветствовали гостей. Размер паваны, как правило, четырёхдольный.

Гальярда (итальянское слово «gagliardа» означает «весёлая, бодрая») - быстрый итальянский трёхдольный танец с лёгкими прыжками. Этот танец требовал значительной ловкости, и на балах даже устраивались соревнования на лучшее исполнение гальярды.

Этим танцам, идущим друг за другом, придворные композиторы стали придавать общие черты. Как правило, оба танца звучали в одной тональности. Но темп и характер оставались у каждого танца свои.

Благодаря общим чертам, эти два танца не просто следовали друг за другом, а превращались в двухчастную танцевальную сюиту.

Старинная танцевальная сюита XVII века

В старину, как и сейчас, существовала мода на отдельные танцы. И она тоже изменялась, но гораздо медленнее. Мода на павану и гальярду длилась около ста лет, но в конце концов они вышли из моды. В XVII веке были популярны уже другие танцы, но, как и прежде, они объединялись в контрастные пары: медленный и быстрый. Одна из таких новых пар состояла из умеренно медленной аллеманды и живой, подвижной куранты. Появилась и другая пара: очень медленный испанский танец-шествие сарабанда и стремительная жига, которая произошла от лихого, грубоватого танца английских матросов. Эти пары танцев по традиции объединяли в сюиты.

Первым композиторoм, который придумал большую четырёхчастную сюиту из двух пар новых танцев, был немецкий композитор Иоганн Якоб Фробергер.

Порядок танцев в сюитах Фробергера всегда был один и тот же: аллеманда, куранта, сарабанда и жига.

  • 1. Аллеманда - неторопливый изящный двухдольный танец немецкого происхождения.
  • 2. Куранта - трёхдольный танец, бытовавший в Италии и во Франции. Слово соurantе означает по-русски «бегущая». Однако французская куранта - танец

умеренного темпа и торжественного характера, в то время как итальянская куранта - подвижный танец. В сюитах чаще встречается оживлённый вариант куранты, ведь каждая пара должна включать в себя и медленный, и быстрый танец.

  • 3. Сарабанда - трёхдольный танец испанского происхождения. Это танец-шествие. В Испании, на родине этого танца, существовало много разновидностей сарабанды, в том числе печальные и скорбные, которые можно было услышать на испанских погребальных церемониях. Были торжественные, величественные сарабанды, которые звучали на балах. Именно этот торжественный танец-шествие утвердился в других европейских странах. Сарабанда - самый медленный танец в сюите, обычно в минорном ладу. У сарабанды есть ритмическая особенность, выделяющая её среди других танцев: вторая доля такта часто удлиняется, «утяжеляется» и происходит как бы смещение сильной доли с первой на вторую.
  • 4. Жига-стремительный английский танец с триольным движением. Встречаются жиги на 3/8, 6/8, 9/8, 12/8. Во всех этих размерах одна доля составляет три восьмые. Быстрое движение триолей всегда придаёт музыке стремительность. Такой же тип ритмического движения мы найдём в самых вихревых и «огненных» танцах - итальянской тарантелле и грузинской лезгинке. В этом стремительном движении очень выразительно звучит полифоническая имитация (если забыли, что это такое, загляните в главу о фактуре) - голоса как бы догоняют друг друга. Жига - самый быстрый танец в сюите.

Свои сюиты Фробергер создавал для клавесина - клавишного инструмента, предшественника фортепиано. Внешне он похож на маленький рояль без педалей, но часто с двумя клавиатурами. Звук извлекался не молоточками, а перышками, щипавшими струны, поэтому он слегка напоминает гитару. У клавесина не было возможностей делать crescendo и diminuendо, но одна из двух клавиатур могла звучать громче, а другая тише.

Полонез - торжественный бальный танец-шествие. Его прототип - народный польский танец степенного, торжественного характера. В народном быту - 4-дольный, в процессе эволюции преобразился в 3-дольный. Постепенно стал танцем аристократии, потеряв свою простоту. В шляхетской среде сначала танцевался только мужчинами и приобрел черты уверенной, спокойной, воинственной горделивости: "...не скоро, но важно танцевать его следует".

Шаг Полонеза, изящный и легкий, сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. Танец воспитывал стройность осанки, умение изящно и с достоинством "шествовать". В реальности танцевального быта Полонез исполняли по-разному: "...одни совсем не придерживались правил; другие прибавляли свое; иные ни своего, ни чужого не делали, потому что не танцевали, а ходили в такт; производили шарканьем ног неприятный шум...". Полонез составлялся из трех шагов - эта простота исходной фигуры способствовала его распространению во всех странах Европы. Во Франции Полонез стал придворным танцем в 16 в., а в России был известен еще в допетровское время. Полонез был первым европейским танцем, бытующим в боярской Руси. О "степенных польских танцах" при дворе Алексея Михайловича упомянул Я. Штелин. Полонез был популярен в начале 18 в., его танцевал Петр I и его окружение. В эти годы русский вариант Полонеза отличался от общеевропейского большей сдержанностью, степенностью. Некоторые иностранцы, в частности принцы гессенские, танцевавшие другие, более сложные танцы "довольно хорошо", будучи в 1723 при русском дворе, со сравнительно простым "польским никак не могут совладать".

Особой разновидностью Полонеза являлся церемониальный свадебный танец, сочетающий поклоны, степенное шествие пар и собственно танец. С него начинались и им заканчивались дворянские свадьбы. Сохранились сведения о церемониальных танцах в 1721: 29 сент. на свадьбе П.Мусина-Пушкина; 12 ноя. на свадьбе Матюшкина и др. аристократов. Церемониальный танец не исключал обычного Полонеза, который следовал после: так было, например, на свадьбе кн. Репнина, кн. Ю.Трубецкого в 1721.

Прощальный танец несколько отличается тем, что его танцевали, "во-первых, не три, а пять пар; во-вторых, что маршал со своим жезлом танцует впереди, и все должны следовать за ним и, наконец, в-третьих, тем, что польский начинается тотчас же". Во время танца все шаферы держат в руках восковые свечи, с которыми обыкновенно провожают танцующих в спальню невесты. Церемониальные танцы предполагали особый порядок танцующих. Обычно они открывались тремя парами: маршалом с невестою и двумя старшими шаферами с посаженой матерью и сестрой невесты. За первым танцем следовал цикл других, регламентированный бальным ритуалом.

Полонез (обычный) танцевался, разумеется, не только в пределах сугубо свадебных ритуалов. На балах, маскарадах, ассамблеях петровской эпохи этому танцу уделялось много внимания. И позднее Полонез не потерял для знати своей привлекательности. В 1744 по случаю приезда принцессы Ангальт-Цербстской (будущей Екатерины II), а также год спустя в день ее свадьбы при дворе давались балы. Второй бал был примечателен тем, что продолжался не более часа и танцевали на нем "только полонезы". Насыщенный балами и маскарадами придворный музыкальный быт елизаветинской и екатерининской эпох привносил в простую основную фигуру Полонеза разнообразие и изобретательность. Так, в 1765, 21 OKT., на придворном балу танцевали "...польский в четыре пары с шеном", то есть с цепью. Двадцатилетие спустя Полонез танцевали как на пышных бальных празднествах, так и в интимном кругу приближенных и фаворитов на малых эрмитажах и взрослые, и младшие члены царской семьи.

Наиболее полное описание церемониальных танцев - первого и прощального - дает Ф.В. Берхгольц: "Дамы, как и в Английских танцах, становятся по одну, а кавалеры по другую сторону; музыканты играют род погребального марша, в продолжение которого кавалер и дама первой пары сперва кланяются (делают реверансы) своим соседям и друг другу, потом... делают круг влево и становятся опять на свое место. Такта они не соблюдают при том никакого, а только... ходят и отвешивают зрителям поклоны. Прочие пары, одна за другою делают то же самое. Но когда эти туры заканчиваются, начинают играть польский, и тогда уже все танцуют как следует и тем заканчивают". Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М., 1987

В зависимости от ситуации в Полонезе принимало участие различное число танцующих. В церемониальном танце по 3 пары в начале свадьбы и по 5 - в конце. Танцы в 3 пары характерны и для неритуального Полонеза. Но эти правила выполнялись нестрого уже в петровское время. А в случаях, когда балы устраивались в просторных залах, число танцующих доходило до 12 пар; в более поздние времена - и больше. Полонез был популярен среди лиц любого возраста и звания.



Рассказать друзьям