Сценарий открытого урока в группе раннего эстетического развития по предмету «Развитие музыкальных способностей. Музыкальная игра «Юмористический оркестр» Видео

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Павлова Надежда Ивановна

Музыкальный руководитель I квалификационной категории

МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Космос»

города Балашова Саратовской области

Пояснительная записка

Музыкально-дидактическая игра «Дирижёр» разработана для детей старшего дошкольного возраста и предназначена для использования в процессе непосредственно образовательной деятельности, а впоследствии может быть использована в самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Цель : Развитие чувства ритма детей.

Задачи:

  • Развивать ритмический слух, музыкальную память детей;
  • Развивать слуховое внимание, умение воспроизводить предложенный ритмический рисунок;
  • Закреплять умение игры в ансамбле;
  • Развивать креативные способности детей;
  • Побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных во время организованной музыкальной деятельности;
  • Доставить детям радость от совместной творческой деятельности.

Игровой материал:

  • Две деревянные палочки для отстукивания ритма
  • Детские музыкальные инструменты по выбору музыкального руководителя в количестве 6-14 шт.

Предварительная работа : Разучивание музыкального приложения к игре «Дирижёр» (см. Приложение 1).

Описание и ход игры:

Для начала игры определяется ребенок – «дирижёр», остальные дети группы в произвольном порядке делятся на две команды. Одна команда с музыкальными инструментами в руках располагается в центре зала, лицом к «дирижёру», другая команда образует круг, взявшись за руки вокруг детей с инструментами в руках. Ребенок – «дирижёр» с двумя деревянными палочками в руках располагается за кругом.

Исполняется музыкальное приложение к игре (см.Приложение1), поют все дети и педагог. На вступление и слова игры «дирижёр» дети с инструментами в руках выполняют движение «пружинка», а дети, образующие круг двигаются по кругу, держась за руки.

Дети и педагог : «Мы в кружочек дружно встали, дирижёра мы позвали» Останавливаются, поворачиваются лицом к «дирижёру»: «Дирижёр!»

Дирижёр: «Это я! Повторяйте-ка, друзья!»

По окончании пения дирижёр отстукивает на деревянных палочках несложный по своему выбору ритмический рисунок. Дети, образующие круг повторяют предложенный «дирижёром» ритмический рисунок, хлопая в ладоши, затем этот же ритмический рисунок повторяют дети, стоящие в центре круга, играя на музыкальных инструментах.

Если ритмический рисунок воспроизведен детьми правильно, педагог хвалит детей, затем дети меняются ролями - игравшие на музыкальных инструментах отдают их детям, которые прохлопывали ритмический рисунок, а сами образуют круг, держась за руки. Игра повторяется.

Если же при воспроизведении ритма произошла ошибка, педагог говорит: «Дирижёр, наш дружок, повтори ещё разок».

На этапе знакомства с игрой роль «дирижера» может исполнять педагог. В самостоятельной музыкальной деятельности «дирижёр» выбирается при помощи детской считалочки.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо...

методические разработки по музыкальным, музыкально-ритмическим, музыкально-дидактическим играм для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальные, музыкально-ритмические, музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...

Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста (исследовательская деятельность). Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. М...

Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для музыкально- творчески - способных детей....

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей дошкольников игрового матерьяла по музыкальной -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха....


Наталья Шабалина

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР »

ЦЕЛЬ ИГРЫ : Доставить удовольствие от игры на музыкальных инструментах , создать условия для создания атмосферы праздника.

ЗАДАЧИ : Развитие ритмического слуха, развитие творческого потенциала : умения импровизировать танцевальные движения под музыку , закрепление понятий «музыкант » и «дирижер» .

ХОД ИГРЫ : Перед началом игры музыкальный руководитель спрашивает ребят : «Кто такой музыкант ? (Человек, который играет на каком-либо музыкальном инструменте .) Кто такой дирижер? (Человек, который руководит музыкантами – оркестром , хором)» В процессе игры мы выбираем две команды «Дирижеры» и «Музыканты » . В каждой команде по 4 человек (можно увеличить команду музыкантов в два или три раза ) . Музыкантам раздаются музыкальные инструменты – маракасы, колокольчики, бубны и джинг-стики (бубенцы) . Команда музыкантов стоит спиной к экрану, на котором будет транслироваться музыкальный клип . Дирижеры садятся на стульчики лицом к экрану (при этом музыканты должны встать так , чтобы не закрывать обзор экрана для дирижеров). Каждый дирижер руководит своим музыкантом (музыкальным инструментом ) : свой дирижер у бубна, свой дирижер у маракаса и т. д.

С началом игры включается музыкальный клип и дирижеры должны внимательно смотреть на экран – как только появиться их музыкальный инструмент – дирижер встает и начинает дирижировать, а музыкант , чей дирижер встал – начинает не просто играть на своем музыкальном инструменте , но и пританцовывать, импровизируя движения под музыку .

Во время игры могут одновременно звучать несколько музыкальных инструментов .

ПРИМЕНЯТЬ данную игру можно на празднике 8 марта (когда мамы у нас выполняют роль музыкантов-танцоров , а их дети – дирижеров) или во время проведения юмористических досугов (например, дня смеха) .

Публикации по теме:

Музыкально-дидактическая игра «Наш оркестр» для детей младшего дошкольного возраста Видео Авторская дидактическая игра "Наш оркестр", представлена в виде мастер - класса для педагогов ДОУУважаемые педагоги! Предлагаю Вам на минуту.

Музыкальная сюжетно-ролевая игра во второй младшей группе «Игрушки идут в гости» МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Игрушки идут в гости Музыкальная сюжетно-ролевая игра во 2.

Музыкальная игра-драматизация для детей 3–4 лет «Кто сказал «Мяу?» 2018. «Кто сказал «мяу?» Музыкальная игра-драматизация для детей 3-4 лет. Цель: Формирование умений исполнять знакомые движения в различных.

«Угадай мелодию». Музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Угадай мелодию» Музыкальная игра для детей старшего дошкольного возраста и родителей. Цель и задачи игры: 1. Способствовать музыкальному.

Игра на детских музыкальных инструментах «Музыкальная карусель» Раздайте детям (обязательно каждому малышу) небольшие шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, бубны, барабанчики, шумелки. На первую часть.

Мастер-класс «Музыкальная игра в жизни ребенка» Мастер-класс на тему:»Музыкальная игра в жизни ребенка» «Играйте с детьми в музыкальные игры» Музыкальное воспитание должно осуществляться.

Музыкальная игра «Кого разбудило солнышко?» (для детей 2-4 лет)Цель: Развивать умение создавать под музыку разные игровые образы (медведя,.

Тырышкина Юлия Борисовна, преподаватель теоретических дисциплин


Пояснительная записка


Данная разработка представляет сценарий урока по предмету «Развитие музыкальных способностей» для детей третьего года обучения класса раннего эстетического развития и направлен на создание условий для раскрытия музыкально-творческого потенциала юных учащихся. На уроке применяется различная игровая и музыкальная деятельность с учетом возрастных особенностей детей (6 лет). Объединяющим моментом урока является включение в каждое задание палочек (клавесов, дирижерской палочки и т.п.)

Урок или его отдельно составляющие: задания, игры, номера,- могут быть рекомендованы преподавателям ДШИ и ДМШ для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель урока: развить музыкально-творческие способности детей через различные виды музыкальной и игровой деятельности.

Задачи:

Развить слух, память, чувство ритма, вокально-певческие навыки, чувство целого (формы), координацию движений;

Развить творческую фантазию и воображение детей через образно-игровое вхождение в музыку с помощью движения, творческих заданий, активизации мыслительной деятельности;

Продолжать учить детей осваивать ДМИ;

Воспитать внимание, выдержку;

Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы:

● словесный (беседа, объяснение);

● наглядный (ритмические карточки);

● игровой;

● практический;

Оборудование :

● палочки- клавесы разной длины;

● детские шумовые инструменты (бубны, треугольники, барабаны, маракасы, «дождевая палка»);

● ритмические карточки;

● палочка дирижера;

План занятия:

1.Приветствие. Обмен рукопожатиями.

2.Коммуникативная песня - танец «Давайте дружить».

3.Песенка - импровизация «Вот какие палочки»

4.Песенка «Шла коза на каблуках»

5.Ритмическая игра - импровизация «Сигнал в космос».

6.Ритмическая игра «Назови имя».

7. Определение метра. Упражнение «Взять-отдать».

8.Ритмодекламация, канон «Левой, правой».

9.Определение метра. Движения под трехдольную музыку.

10.Движение в пространстве на смену частей в музыке, прочтение ритма.

11.Игра на координацию движений, умение двигаться под музыку, играть в ритме на ДМИ «Лыжный слалом».

12.Игра «Дирижер».

13.Музыкальный номер на барабанах «Марш Радецкого», И.Штраус.

Ход урока

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие. Как вы думаете, почему? (ответы) Правильно, потому что у нас сегодня присутствуют гости.

Какое у вас настроение? Давайте передадим свое настроение друг другу, обменявшись рукопожатием.

1. Игра «Обмен рукопожатием»

А если поиграть со своим другом, поднимется настроение?

2.Коммуникативная песня-танец «Давайте играть» (см. Приложение 1)

Теперь мы получили настоящий заряд бодрости и можем приступать к работе.

Сегодняшнее занятие называется «Волшебные палочки». Как вы думаете, почему? (ответы).

Какими палочками мы пользуемся на наших занятиях? (ответы).

Мы сегодня с вами увидим, как можно придумать много игр с палочками, вспомним те игры, в которые мы с вами уже играли, узнаем новые.

А почему палочки я назвала «волшебные»? (ответы) Да, потому что волшебные палочки помогают человеку во всем, что он задумает или пожелает. Давайте мы тоже пожелаем себе, чтобы у нас все получилось.

Вспомним песенку про палочки.

3. Песенка - распевка «Вот какие палочки» (см. Приложение 2)

Какую песенку мы пели и украшали палочками? (ответы)

4. Песенка «Шла коза на каблуках» (см. Приложение 3)

Предлагаю вам игру «Сигнал в космос» Вы когда-нибудь разговаривали с инопланетянами? А мы сейчас с вами попробуем.

Палочкам разной длины или цвета придумать имя-слог, например «зюм», «дрик» и т.п. С помощью набора палочек выкладываем рисунок, проговариваем (2 варианта).

5. Игра «Сигнал в космос»

Замечательные сигналы в космос мы с вами отправили. Теперь я вам предлагаю придумать такой сигнал-позу, который мы будем применять на уроке тогда, когда кто-нибудь из вас разбалуется или станет не внимательным (предложения детей).

Итак, как только увидите этот сигнал, принимаете все такую позу.

Следующая игра называется «Назови имя». Посмотрите на эти карточки и придумайте имена на два слога и три слога. Передаем по кругу «дождевую палку» и называем имя, соответственно этой карточке под музыку.

6. Ритмическая игра «Назови имя»

А теперь такое задание: встаньте справа от меня те, у кого имя совпадает с этой карточкой

Как звали господина, который жил на «Острове ритмических фигур»?

Что он делал на острове?

Как назывались его шаги?

Как он считал свои шаги?

В музыке, значит, мы считаем две доли или три доли.

А теперь сделаем упражнение «Взять-отдать».

7. Движения под двухдольную музыку: упражнение «взять-отдать»

8. Ритмодекламация и канон «Левой - правой» (см. приложение 4)

А теперь сделаем такие движения: на раз, два шагаем и стучим палочками, на три – присесть в реверанс.

9. Движения под трехдольную музыку

Дети, давайте подойдем к доске и рассмотрим еще карточки и прочитаем ритмические фигуры. А теперь слушаем двухччастную музыку, на часть А двигаемся по залу и импровизируем ритм палочками, на часть В – подходим и стучим ритм по карточке, называя ритмослоги. Только давайте добавим еще инструменты, на которых мы играем с помощью палочек. Какие это инструменты? (ответы). Треугольники, ксилофоны, металлофоны.

10. Чтение ритма и ритмические импровизации

Дети скажите, в каком виде спорта спортсмены двигаются только с помощью палок? (ответы)

Мы сейчас с вами поиграем в лыжный слалом, надо построить лыжный спуск с помощью палочек, и отметить препятствия. Болельщики берут инструменты (бубны и треугольники) и становятся по краям трассы. Из

гостей приглашаем «судью», который будет следить за правильностью прохождения трассы, и награждать медалями злотыми или серебряными.

11. Игра «Лыжный слалом»

Как называется музыкант, который управляет целым оркестром с помощью палочки? (ответы)

Кто хочет быть дирижером?

Остальные делимся на 3 группы инструментов (бубны, маракасы, деревянные)

12. Игра «Дирижер»

Отгадайте загадку:

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит —

В ногу всем шагать велит.

А теперь давайте возьмем настоящие барабаны и исполним с помощью волшебных палочек замечательную музыку композитора И.Штрауса «Марш Радецкого».

13. Шумовой оркестр «Марш Радецкого».(см. Приложение 5)

Наше занятие подходит к концу. Как ваше настроение, осталось таким же хорошим как в начале?

Какая игра вам понравилась больше всего?

Я вас благодарю за хорошее занятие, вы все молодцы. До свидания.

1.Игра «Обмен рукопожатиями»

Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие – общение без слов.

2. «Сигнал в космос»

В игре участвуют палочки разной длины или цвета, например, 2 длинные и 4 короткие. Вместе с детьми придумать слог-имя длинной и короткой палочке. Например, длинная - «зюм», короткая – «чик». Дети выкладывают палочки в любом порядке и читают получившееся «послание». Можно придумывать и исполнять несколько вариантов.

3.Назови имя

Детям показывается карточка с думя четвертнымы длительностями

I I

I I I

Дети называют имена, соответствующие такому ритму, например Ма-ша, Ди-ма, Са-ша. Далее под двухдольную музыку, по кругу называем имя и передаем «дождевую палку». Также с трехдольными именами

под трехдольную музыку, например, Машенька, Дашенька и т.д.

4. Упражнение «взять-отдать»

Дети сидят на полу по кругу на коленках. На полу перед каждым ребенком лежат две палочки. На слово «взять» дети берут правой рукой палочки, на слово «отдать» кладут палочки на пол у соседа справа и т.д. Это упражнение можно выполнять со словами и без слов, под музыку. Этим упражнением прорабатывается синхронность действий, ощущение метра, координация движений.

5. Ритмодекламация и канон «Левой - правой»

При разучивании стихотворения, совместно с детьми придумываем, как украсить его звучанием палочек, например:

Левой-правой, левой- правой, палочки шагают по полу

На парад идет отряд. стучим палочкой о палочку

На парад идет отряд. стучим палочкой о палочку

Барабанщик очень рад, стучим двумя палочками по полу

Барабанит, барабанит стучим как на барабане

Полтора часа подряд. стучим палочкой о палочку концами

Для исполнения канона делимся на две команды (два круга).

6. Игра «Лыжный слалом» Из палочек выкладываем две дорожки - границы «лыжной трассы». Внутри лыжной трассы выкладывается дорожка из карточек разного размера и цвета.

Правило прохождения трассы: на синюю карточку прыгаем на одной ноге, на желтую карточку- двумя ногами. Движения делаются под музыку. Остальные участники играют на инструментах. «Судья» выбирает, кто лучше пройдет «трассу», без ошибок и награждает «золотой» или «серебряной» медалью (вырезанные из самоклеющееся пленки).

7. Игра «Дирижер»

Считалкой выбирается дирижер. Остальные учащиеся делятся на 3 группы инструментов (деревянные, маракасы, бубны). Дирижер показывает дирижерской палочкой какой группе играть на смене частей произведения. Далее выбирается новый дирижер, дети меняются инструментами.



Приложение 3

ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ

сл. рус. народные, музыка Е.Попляновой



l.Шла коза на каблуках.

Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах.

Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок,

Чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок.

2.Вот коза на одной ножке

Прыг-скок, прыг-скок,

Поскакала по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок,

Чок,чок, чок, чок.

Вновь сломала каблучок.

З.Вот коза сняла сапожки,

Так-так, так-так.

Побежала по дорожке.

Так-так, так-так.

Стала прыгать высоко.

Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко!

Их-вох! Их-вох!

Приложение 4

Левой-правой, левой- правой,

На парад идет отряд,

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад,

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Слова Агнии Барто

Приложение 5


Использованная литература:

1. Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей, В помощь педагогам и родителям. Издание 4.- 48с., илл., ноты. - (Серия «Игровое сольфеджио».)

2. Васильева Н.Н., Новгородцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.

3. Куприна Н. Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002.

4. Михайлова М.А. Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с., ил.

5. Поплянова Е. И. Давай, Земля, кружиться! (Танцы народов мира в переложении для детей России). – Челябинск: АвтоГраф, 2006.

6. Поплянова Е. И. Палочки- скакалочки. Игры, песенки и танцы для малышей, веселой компании и всей семьи.

7. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Г.М.Орлова, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 1988.- 143 с. : нот.

Целесообразность проведения :

Материалы: просторное помещение.

Ход игры: Ведущий: Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на пол и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто, где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.

После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начнётся вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.

Когда вся группа справится с этой задачей, можно попробовать составить бутоны большего размера, добавляя в каждую группу по одному ребёнку.

Анализ игры:

Насколько вам понравилась эта игра?

Как ваша группа справилась с этим заданием?

Быстро ли вы смогли подняться? Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?

Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?

Игра «Картина»

Целесообразность проведения: игра на сплочение и взаимодействие.

Необходимые материалы: площадка, позволяющая встать или сесть в круг.

Ход игры: Все сидят или стоят лицом в круг. Ведущий: «Сейчас мы все вместе будем рисовать картину, и делать это мы будем не карандашами или красками, а словами. Я беру большой лист бумаги (показывает руками) и рисую на нём линию горизонта. Теперь я передаю эту картину тебе, ... (имя сидящего рядом участника). Участник берёт картину, и говорит: «Я вижу на этой картине линию горизонта, которую нарисовал... (имя ведущего) и рисую на ней (называет то, что хочет внести в картину), теперь я передаю эту картину... (имя следующего по кругу участника)». Таким образом, каждый участник называет всё, что до него «нарисовали» другие, в том порядке, в каком эти предметы появились на картине, при этом, добавляя к названию каждого предмета: «... который нарисовал (имя автора)». Когда картина обошла круг, и каждый участник добавил в неё что-то свое, она вновь оказывается у ведущего, и он опять перечисляет все предметы и авторов по порядку. Затем ведущий подводит итог: «Вот такая у нас получилась картина». Если дети, услышав инструкцию, выражают тревогу, что они не смогут запомнить, кто что «нарисовал», ведущий успокаивает их обещанием подсказать.

Игра «Дирижёр и оркестр»

Целесообразность проведения: игра на сплочение и присоединение.

Необходимые материалы: площадка, где можно всем игрокам встать в круг.

Ход игры: Каждый из участников выбирает для себя музыкальный инструмент, на котором он впоследствии буде «играть». Лучше всего, если дети выберут разные инструменты. Выбирается ведущий - «дирижёр». Он становится лицом к «оркестру», и по сигналу «оркестр» начинает играть! Дирижёр делает движения, будто он играет на своём инструменте (например, изображает барабанный бой, надувает щеки, будто играет на флейте и т. д.). Остальные участники оркестра делают такие движения, будто играют каждый на своём инструменте, но при этом не сводят глаз с дирижёра. Вдруг дирижёр «переходит» на другой инструмент – начинает изображать игру на музыкальном инструменте, выбранном другим участником. Игрок, на чьём инструменте начал играть дирижёр, тут же должен прекратить все движения и зажать уши руками. Все остальные участники игры теперь переключаются на тот инструмент, который выбрал дирижёр. Через некоторое время дирижёр возвращается к своему первоначальному инструменту, и оркестранты тоже возвращаются к своим инструментам. Итак, дирижёр «играет» то на своём, то на чужом музыкальном инструменте, а игроки стараются уловить все движения и не ошибиться.



Рассказать друзьям