Самостоятельное занятие родителей с детьми бегом. Причины того, что ребенок ходит на носочках

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Детям свойственно вести достаточно активный образ жизни, при котором нет минуты свободного времени. По данной причине многие взрослые считают лишним участие в спортивной жизни ребенка, которая и без того насыщенна событиями. Однако иногда все-таки стоит задуматься о качестве в ущерб количеству, в особенности в случае со спортивным воспитанием. Речь о беге. Любой ребенок любит быстро бегать и игры в догонялки, но лишь единицы делают это правильно. А неверная техника бега, в свою очередь, способна отрицательным образом сказаться на здоровье. Вследствие этого, целесообразно научить ребенка правильно бегать, чтобы данный этап в его развитии стал не только интересным, но и полезным.

Основы бега

Когда ребенок учится бегать нужно обьяснить ему, что основой любого вида бега является дыхание , в соответствии с которым определяются скоростные и временные показатели тренировок. Ритмичность движения обуславливается темпом самого бега:

  1. Прогулочный бег. В данном случае на вдох и выдох должно приходиться по 4 шага.
  2. Бег умеренной интенсивности. При ускорении темпа соотношение шагов снижается до 3.
  3. Быстрый бег . Максимальный темп предполагает максимально быструю вентиляцию легких. В таком случае на вдох и выдох должно хватать по два шага.

Дети, не достигшие школьного возраста должны учиться бегать в быстром ритмичном темпе с хорошей координацией верхних и нижних конечностей. Важно менять техническую и типовую составляющие бега соответственно имеющимся условиям:

  • по неровной поверхности темп должен быть замедленным;
  • при поднятии в гору — бег должен осуществляться посредством мелких шагов, при спуске — широких.

Бег в игровой форме требуют способности резкой смены темпа и интенсивности. Верно выполняемый бег обуславливается небольшим наклоном корпуса вперед и прямым взглядом. Движения согнутых рук и плечей должны быть незажатыми, пальцы находятся в полусогнутом положении.

Виды бега для детей

Ребенка можно научить следующим техникам бега, которые станут полезными для его здоровья:

1. Бег с поднятием колен вверх

Такая разновидность бега всегда комбинируется с пешей ходьбой или простой пробежкой. Техническая сторона сводится к следующему:

  • нога в согнутом положении поднимается соответственно прямому углу, после чего на пол ставится носок стопы;
  • шаг должен быть коротким;
  • голова должна быть в высоко поднятом положении, корпус — прямым, немного наклоненным назад;
  • руки должны лежать на поясе.

Продолжительность такого занятия составляет 10-20 секунд.


2. Бег на носочках

Такая техника предполагает отсутствие касания пола пятками. Бег осуществляется посредством коротких шагов. Руки должны находиться в поднятом положении или располагаться на поясе. Длительность тренировки аналогична предыдущей — 10-20 секунд.


3. Бег с использованием широкого шага

Суть такого бега заключается в усилении толчка и увеличении продолжительности полета. Это выглядит, будто ребенок совершает прыжки. Данный тип бега делает возможным использование различных гимнастических снарядов в виде палок, мячей и скакалок . При этом должна соблюдаться дистанция в 10-20 метров.

4. Бег с отведением согнутой ноги

Такая техника бега также разбавляется классической пробежкой. После наклона вперед нога в согнутом положении по завершении толчка направляется назад. Одновременно с этим, необходимо доставить до ягодицы пяточной частью стопы. Местоположение рук — пояс. Длительность тренировочного процесса в среднем равна 15 секундам.

5. Перекрестный бег

Нижние конечности в практически прямом положении захлестываются перекресток. Когда производится постановка ноги на поверхность , должна задействоваться стопа.

6. Бег с прыжками

Такой бег выполняется в энергичном темпе, сопровождаясь широкими движениями. Толчок выполняется в верхнем и переднем направлениях.

7. Быстрый бег

Тренировка характеризуется быстрым темпом с использованием широких и стремительных шагов. При этом корпус должен быть направлен вперед. Важно соблюдать прямое положение головы, а также развернутость и отсутствие напряжения в плечах. Нога,осуществляющая толчок, после отталкивания полностью выпрямляется, а нога, совершающая маховые движения, выносится в верхне-переднем направлении. Руки должны совершать активные движения, совпадающие с тактом ног.

Быстрый бег актуален в соревновательных тренировка х. Его продолжительность может составлять 8 секунд. Повторы можно совершать до 5 раз , чередуя их с отдыхом.


Польза бега

И в завершении хочется обратить внимание на пользу , которую несёт бег для детского организма:

  1. Развивается система дыхания.
  2. Увеличивается объем легких, пропадает одышка .
  3. Происходит укрепление системы сердца и сосудов .
  4. При нагрузках физического типа уменьшается сердцебиение, и повышается выносливость.
  5. В правильном направлении формируются все мышечные структуры.
  6. Регулярные занятия бегом способствуют нормализации и улучшению качества сна.
  7. Повышается аппетит. При этом важно следить за здоровым питанием.
  8. Организм очищается от вредных компонентов.
  9. Кровь, насыщаясь кислородом, быстрее бежит по сосудам, что способствует улучшению питания всех органов и тканей.
  10. Улучшается мозговая деятельность.
  11. Повышается устойчивость к стрессовым и депрессивным состояниям.

При регулярных тренировках и следованию приведенных рекомендаций можно быть уверенными в здоровье и крепком иммунитете ребенка.

Видео. Тренировка детей по легкой атлетике

Хотела спросить совета. У нас маленький ребенок. Муж приходит домой поздно - малыш ждет, когда папа вернеться, мы вместе ужинаем и спать..Но дело в том, что сын очень "бурно" и радостно реагирует на приход папы, которого весь день не видел- поэтому от радости начинает перебегать из комнаты на кухню из длинного коридора (он просто в силу своего подвижного характера не ходит, а бегает). Так вот, стал к нам приходить сосед этажом ниже (причем, его квартира не прямо под нашей, а как-бы по-диагонали).(да, к слову, соседи, что живут конкретно под нами, никогда нам ничего не высказывали, что мы сколько-нибудь шумим, а вот этому, который по-диагонали,жить, видите ли, не даем..) Так вот, он требовал, чтобы беготня поздно вечером была прекращена- а то ему мешает это заснуть. На что мы сказали- конечно, мы его прекрасно понимаем и со своей стороны постараемся сделать все, чтобы малыш наш ходил, а не бегал.
Но, к сожалению, как понимаете- ребенок он и есть ребенок. Не понимает он, как взрослые люди. Ну не объяснишь ему, почему днем, пожалуйста, сколько хочешь- бегай, а вечером - ни в коем случае. Очень часто он не реагирует на просьбы не бегать. Поэтому иногда бывает, что пробежит разок-другой по коридору..
И вот вчера муж опять поздно вернулся. Было 00.15 ночи.Ну и малыш, как всегда.
Сосед тут же прискакал, стал в дверь названивать. Орал, что ведь он уже один раз просил нас.
Говорил, что его не волнует, что мы обязаны его уговорить и т.п. Пытались мы ему объяснять, что это ребенок, и не может он как взрослый все понимать и т.п. В таком случае он стал угрожать, что будет нам трезвонить назло в дверь и в 3, и в 5 ночи и т.п.- чтобы нам несладко было. Сказал, что в милицию будет обращаться.
Ну что тут делать? Ну не может мой ребенок рано засыпать, и что мне его теперь лупить, избивать за то, что он пробежит из кухни в комнату? Что, когда младенцы плачат по ночам, какой-нибудь недовольный соед придет и скажет "заткните как хотите вашего ребенка"?
Я и так каждый раз слежу за ним вечером, он ни кричит, не плачет- все тихо, проблемы только в его беготне. И человеку старалась идти на встречу как могла. А он в ответ- ничего не желаю знать и понимать, чтоб не бегал и все.. И еще угрожает. Нам что, теперь нормально по своей квартире передвигаться нельзя? Мы же в конце концов не сверлим, не стучим, не орем, не музыку слушаем.. Что, теперь до смерти ребенка избить, чтобы угодить соседу, который, как он сам как то оговорился, слышит даже как вилки в розетки соседи вставляют.
Честно говоря. как мне кажеться, если еще раз явиться- лучше, наверно, самой вызвать милиию- наверняка они у виска покрутят на этого соседа.

Как, по-вашему мнению,мне поступить. Или я, может, в корне не права, и должна излупить ребенка и запугать чем-то до смерти, чтоб не бегал?
Пожалуйста, посоветуйте и рассудите!
Заранее всем спасибо! Екатерина.

Со старшим сыном Алешей мы начали заниматься бегом, когда ему было три года. Сейчас ему одиннадцать, следовательно, наш спортивный стаж - восемь лет. Почему я начал с ним заниматься? В первую очередь потому, что хотелось видеть его здоровым. А кроме того, очень хотелось как можно раньше открыть для него то чувство радости, которое я сам испытывал от выступления в соревнованиях, когда еще активно занимался лыжным спортом.

Наши совместные занятия начались незаметно. Каждый день мы направлялись с ним в детский сад, до которого было примерно 3 км. Ехали на троллейбусе, и от дома до остановки быстро проходили расстояние 400 м. Иногда выходили с опозданием, и приходилось бежать. Стал замечать, что эти пробежки даются Алеше значительно легче, чем я ожидал. Стали бегать уже сознательно, и вскоре почувствовали, что дистанция для нас коротка. Тогда побежали до следующей остановки (примерно 800 м), позднее до третьей (это уже больше километра), и через 2 года, когда ему было 5 лет, мы перестали пользоваться троллейбусом и все 3 км преодолевали бегом-шагом, а то и просто бегом. Вечером повторяли этот путь в обратном направлении. Бегали как бы играя. Алеше это нравилось, и часто он сам предлагал перейти с ходьбы на бег. Во время бега мы все время разговаривали, и по его ответам можно было легко контролировать дыхание. Если ответы становились слегка отрывистыми, темп тут же снижали, но делалось это незаметно для него. Лишь много позднее он научился сам поддерживать темп на пределе «свободного разговора», и только тогда получил разрешение самостоятельно бегать на соревнованиях.

Боясь перегрузить Алешу, я постоянно сдерживал его попытки увеличить скорость, но вскоре понял, что это приносит как раз обратный эффект. Стал позволять ему делать небольшие ускорения, каждый раз проверяя частоту пульса. В спокойном состоянии она у него 70-75 ударов в минуту, при равномерном беге средней интенсивности поднимается до 96-100 ударов, а при ускорениях достигает 120-130. Заметил, что в среднем через 3 мин после ускорения частота уже вновь находится в пределах 100 ударов при простом снижении темпа бега. При резкой остановке частота пульса снижается почти так же, но его субъективные ощущения при этом хуже: дыхание учащается, щеки краснеют, выступает пот. Итак, ускорения я ему разрешаю, но никогда не позволяю после резко останавливаться. Кстати, когда был снят запрет на ускорения, желание ускоряться заметно уменьшилось.

Предвижу вопрос: что же, так весь год и бегали? А если дождь? А зимой? Конечно, при плохой погоде изредка ездили на троллейбусе, а зимой не бегали, но шагом (по возможности быстрым) ходили все время. По выходным дням становились на лыжи и проходили иногда до 15 км. Правда, самостоятельно он проходил 2-3 км, а остальное расстояние шел на буксире, в качестве которого использовались два связанных резиновых бинта. Двигаясь со сравнительно высокой для него скоростью, он привыкал правильно направлять лыжи при поворотах, а на подъемах активно помогал мне, работая палками. Так что нагрузки нам хватало и зимой.

С пятилетнего возраста начали заниматься спортивным ориентированием. Постепенно осваивали чтение карты, работу с компасом, движение по азимуту, учились сличать карту с местностью и другие технические приемы. Продолжаем и сейчас заниматься этим.

Кроме того, мы всегда отдавали должное спортивным играм (футболу, бадминтону, настольному теннису), а дома у нас есть поролоновый коврик, на котором ребята любят кувыркаться, прыгать, делать стойки, мостики и т. д. Таким образом, Алеша хоть и не обладал высокими физическими данными, но рос подвижным, гибким и достаточно ловким.

Шел 1980 г., приближалась Московская олимпиада. В ее честь Калужский облсовет ДСО «Спартак» и клуб любителей бега «Пульс» организовали для всех желающих конкурс под названием «Олимпийская тропа». По условиям конкурса в течение месяца перед олимпиадой по субботам и воскресеньям участники бегут или идут на километраж. Контрольное время - 2 ч. Победители определяются по сумме километров за все дни конкурса. Мы сразу почувствовали, что это как раз то, что нам надо: и соревнование и игра одновременно. В первый день Алеша легко пробежал 10 км. Он был самым маленьким среди взрослых участников, и на него почти сразу обратили внимание. Мнения любителей бега разделились. Одни весело приветствовали его, другие подходили ко мне и убеждали, что в его возрасте так много бегать нельзя.

Так или иначе, но Алеша почувствовал общую доброжелательность. Уважаемые в городе члены КЛВ «Пульс», о которых он раньше только слышал с моих слов, подходили к нему и без тени превосходства, как равному, пожимали руку, поздравляли с успехом. Что это значило для семилетнего мальчика, объяснять по-видимому не требуется. В последующие дни у Алеши появился на тропе друг-соперник 9-летний Витя Орлов, отец которого тоже участвовал в конкурсе. Вдвоем мальчики пробегали уже по 15-16 км, из которых только 3-4 км шли шагом. После каждого дня бега проводил тщательное медицинское обследование сына. По моим наблюдениям, все было нормально, у него жалоб тоже не было. После бега в субботу он за сутки успевал полностью восстановиться и в воскресенье бежал не хуже, а иногда и лучше, чем накануне. Бегал по-прежнему с удовольствием.

Всего Алеша пробежал 128 км за 8 беговых дней. По окончании конкурса он прошел медицинское обследование в Калужском областном врачебно-физкультурном диспансере. Оно подтвердило, что состояние здоровья хорошее: данные анализов, электрокардиограмма, давление крови - в норме, противопоказаний к занятиям бегом нет. С тех пор медосмотры мы проходим регулярно весной и осенью.

В сентябре того же года мы приняли участие еще в одном замечательном соревновании - IV пробеге памяти С. П. Королева в подмосковном Калининграде. Решили для начала вместе пробежать дистанцию 10 км. Тогда-то Алеша впервые почувствовал, что бежать не только интересно, но и трудно. Сначала все шло нормально. С общего старта уходим одними из последних, но постепенно улучшаем свою позицию. На втором километре замечаем невдалеке похожую на нас пару. Как потом узнали - Алексей Лукаш с девятилетним сыном Сергеем. Бегут легко, спокойно. Видно, что бегать привыкли, могут и побыстрее, но отец считает, что быстрее пока не нужно. Несколько километров бежим вместе, но на седьмом километре Алеша начинает уставать. Немного снижаем темп. Лукаши уходят вперед. Алеша начинает злиться, но сил от этого не прибавляется, скорее наоборот. Говорит о желании остановиться и сойти, Я соглашаюсь, но предупреждаю, что через несколько минут он отдохнет и будет очень жалеть, что не добежал до конца. «К тому же, - говорю, - на твоей майке написано «Калуга». Подумают, что калужане такие уж слабаки?» Он задумался и говорит: «Ладно, попробую продержаться». Бежим медленно, постепенно становится легче, вот уже скорость почти прежняя. На финише Алеша ускоряется, я его рывок как бы не замечаю, и он, страшно довольный, обгоняет меня на два шага. Вскоре он мне говорит: «А знаешь, если бы мы сошли, я бы действительно очень пожалел».

Вот так прошли первые четыре года наших занятий бегом, и, как мне кажется, значение этих лет трудно переоценить. Бег стал для Алеши увлечением, дал ему хорошее здоровье и работоспособность, а кроме того явился очень хорошей формой воспитания. Об этом мне хотелось бы сказать подробнее.

Рассказывая о наших первых пробежках, я часто упоминал о том, что мы разговаривали во время бега. Как я понял позднее, разговор на бегу оказался важен не только для контроля дыхания. Еще важнее оказалось то, как сын воспринимал содержание этих разговоров. Говорили о многом, чаще всего приходилось отвечать на его бесконечные «почему?», говорили о жизни, о технике бега (и тут же пробовали применить это на практике), шутя выучили таблицу умножения, азбуку Морзе, научились определять расстояние по числу шагов и многое другое. Любопытно, что на бегу все это постигалось им необыкновенно легко и все это он до сих пор хорошо помнит. Много говорили с ним о честности в спортивной борьбе, об уважении к сопернику, о чувстве команды, о спортивном патриотизме и его примерах. На бегу он особенно остро воспринимал рассказы о том, как в 1954 г. «терпел» на дистанции 50 км лыжник В. Кузин, как в борьбе с К. Чатуэем и Г. Цири проигрывал и все же побеждал В. Куц, как почти без сознания в страшной жаре бежал X. Пярнакиви, как боролись на олимпиадах В. Веденин и В. Капитонов.

Конечно, не обходилось и без обсуждения отрицательных примеров. Я всегда старался узнать его собственное мнение. И вот стал замечать, что, отдавая должное героям спорта, Алеше больше импонируют те спортсмены, которые в трудные для своей команды время оставались до конца верными ей, или те, которые помогали сопернику на дистанции, хотя сами из-за этого проигрывали. Хорошо, думал я, если такие примеры станут для Алеши главными на всю жизнь. Ну а пока приятно уже то, что он думает об этом.

Вообще мне кажется, что в трудной беговой обстановке появляется необыкновенная легкость восприятия и эффективность воздействия слова. Например, одно дело твердить о вреде курения, и совсем другое - сказать об этом тогда, когда дорог каждый глоток воздуха.

Так что, дорогие папы и мамы, подумайте над таким способом внушения нужных мыслей. Я, по крайней мере, почувствовал большое воспитательное значение тех разговоров немного позднее, когда он пошел в школу.

Как у всех, начало учебы вызвало некоторые трудности с режимом дня. Но мальчик довольно быстро привык к новому режиму. Более того, он вдруг проявил интерес еще и к музыке (в семье у нас до него музыкантов не было). Проверили способности, оказалось, кое-что есть. Стал проситься в музыкальную школу. Разрешили готовиться, но с условием, чтобы это не помешало основной учебе. Обещал и слово держит: сейчас в обеих школах учится отлично. Уроки готовит сам, без напоминаний (считаю, что сказались разговоры о честности спортивной борьбы), немного ревниво, но доброжелательно и без зависти относится к успехам товарищей (уважение к сопернику), радуется успехам своего класса и сожалеет при неудачах (чувство команды).

Бегать мы продолжаем, но теперь уже не каждый день. Вместе бегаем примерно 3 раза в неделю. Дистанции от 7 до 15 км. По выходным дням - на «Олимпийскую тропу» или участвуем в каком-нибудь пробеге в Калуге или в области. Теперь уже бегаем раздельно - каждый в свою силу и на свою дистанцию. Алеша пока в соревнованиях больше 10 км не бегал, но на «Олимпийской тропе» уже преодолевал и 30 км. Медицинская проверка после этого снова показала нормальное состояние организма.

Тренировка у нас рассматривается как подготовка к какому-либо конкретному пробегу. Это интереснее, чем тренироваться вообще, без видимой цели. О пробегах мы знаем заранее: из календаря КЛБ «Пульс». Главным стартом года считаем пробег памяти С. П. Королева в Калининграде, где стартовали уже четыре раза. Этот пробег, проводимый КЛБ «Муравей», считаем образцом организации соревнований для любителей бега. Кстати, до сих пор это был единственный пробег, где на дистанции 10 км официально допускались участники в возрасте до 10 лет, и стоило видеть, с каким удовольствием бежали там малыши и как много их там было.

Ну а теперь специально для тех, кто не согласен с таким способом воспитания, приведу результат другого (облегченного) варианта.

Дочь Юля на два года младше Алеши. Ходила в детский сад, расположенный рядом с домом, так что бегать было незачем. Однако в шесть лет и она заявила: «Вы все бегаете, а я?» Стали брать и ее. Конечно, бежать за нами она не могла, но мы ее и не подгоняли. Алеша убегал вперед, возвращался, а мы с Юлей бежали и шли вместе. Стали брать ее на «Олимпийскую тропу», и, оказалось, не зря, В 1981 г. именно ее 105 км (из общих 790) обеспечили победу нашей семейной команде. Но главное не в победах, а в том, что и она полюбила бег. Сейчас, в 9 лет, девочка пробегает без остановки не больше 6 км, но бегом-шагом проходит и до 15 км. Мы с ней не делаем никаких волевых усилий: бежим только в том случае если есть желание. Контроль обычный: по дыханию и пульсу. Бегает один раз среди недели и по выходным дням. В соревнованиях (кроме конкурса) еще не участвовала. Зимой ходит с нами на лыжах. За счет буксировки ходим довольно быстро и много (16-17 км). Воспитанием на бегу я с ней стал заниматься позже только потому, что еще не видел результатов невольного эксперимента с Алешей. Кстати, Юля очень любит бегать со мной именно из-за возможности поговорить. Занимался я с ней меньше, и примерно пропорциональны этому ее школьные успехи. Второй свой учебный год она заканчивала с одной четверкой, и в музыке успехи довольно скромные, зато очень общительна и любит выступать в художественной самодеятельности. Замечаний по поведению нет. Немного рассеяна и нуждается в большем контроле.

Доволен ли я своими детьми? Пока доволен. Они не капризны, редко болеют, охотно помогают в домашних делах, хорошо учатся при минимальном контроле с нашей стороны. И все же забот с ними немало, как и со всеми детьми - недостатков у каждого из них хватает. Будут ли они хорошими спортсменами? Если захотят, то будут. Но этот вопрос пусть решат сами, когда подрастут. Я же хочу вырастить их просто здоровыми, жизнерадостными людьми, любителями бега, лыж и ориентирования. Пусть любят эти виды спорта всю жизнь, и пусть будут счастливы.

Ну а если вы, дорогие родители, решили тоже использовать такой способ воспитания, то позвольте предупредить вас о двух подводных камнях, которые могут вызвать крушение корабля ваших надежд. Первый - родительское тщеславие. При малейших успехах родителям может показаться, что их ребенок способен на большее, и возникает большой соблазн форсировать его подготовку. Ребенка нельзя заставлять бежать быстро. Пусть бежит как хочет, лишь бы хотел. Не нужна слава, нужны здоровье и радость. Второй камень - «медные трубы», испытание славой. Легко получаемые призы и грамоты «самому молодому участнику» или «за участие в...» легко могут вскружить голову юному победителю, и тем болезненней будут переноситься неизбежные в будущем поражения. Сколько таких юных чемпионов не только не стали хорошими спортсменами, но и вообще не остались в спорте. Я считаю, что уже с самого начала нужно учить ребенка объективно оценивать свои достижения и обязательно учить его проигрывать достойно, подобно тому, как в борьбе самбо учат сначала правильно падать, а уж потом всему остальному.

Итак, нужно ли самим родителям заниматься с детьми бегом? Считаю, что нуясно. Вижу это и по своему личному опыту и по наблюдениям за детьми, отцы (а иногда и матери) которых поступают так же. Уверен даже в большем: кроме родителей, это и делать-то некому - спортшколы любят получать подготовленных бегунов, а не новичков.

И последнее. Начиная с детьми «играть в бег», родители получают превосходный стимул для собственных занятий бегом, как произошло, например, со мной.

Малыш подрос, и к огромной радости родителей, начинает делать первые самостоятельные шаги. Взрослые часто умиляются, как их любимый человечек аккуратно ступает на носочках. До определенного возраста походка как у балерины считается нормой. Но если малыш, достигший двухлетнего возраста, продолжает ходить на пальчиках – это повод обратиться к врачу.

Почему ребенок ходит на носочках

Передвижение малыша на цыпочках является нормальным явлением, когда кроха бежит или быстро идет, пытается дотянуться до какого-либо предмета или что-то рассмотреть. Причиной может послужить возбужденное состояние малыша, вызванное всплеском эмоций. В остальных случаях при ходьбе должен опираться на полную стопу.

Существует несколько причин отклонения от нормальной постановки стопы при ходьбе:

Гипертонус икроножных мышц Причиной хождения на носочках может служить мышечная дистония. В этом случае тонус мышц распределяется по стопе или ножке неравномерно . На одних участках мышцы излишне расслаблены, а на других наблюдается их гипертонус.
Пирамидальная недостаточност, или несуществующий диагноз Пирамидальная недостаточность, как таковая, не является диагнозом, хотя именно такой вердикт выносит доктор, когда не может установить точную причину хождения малыша на пальчиках. Доктор Комаровский говорит: «Такая запись в карте ребенка появляется, когда врач сталкивается с непонятными проблемами в двигательной сфере». На самом деле, это говорит о том, что участки мозга, отвечающие за движение ребенка, пока еще недостаточно развиты .
Длительное использование «ходунков» Когда малыш находится в , он при ходьбе опирается не на полную стопу, а на пальчики, так как не достает всей ступней до пола. Если вы пользовались ходунками достаточно долго, малыш мог привыкнуть к хождению на носочках. Теперь, когда кроха ходит самостоятельно, он просто следует приобретенной привычке .
Подражание взрослым Иногда малыш встает на носочки, так как хочет казаться выше и взрослее. Он видит, к примеру, что когда мама ходит на шпильке, ее пятка расположена выше уровня пола. Подражая ей, или увиденной по телевизору балерине, кроха при ходьбе старательно отрывает пятки от пола .
Психологический дискомфорт Когда в доме напряженная атмосфера , малыш чувствует себя некомфортно, он на уровне сознания «прячется», старается быть незаметным, как бы крадется на цыпочках.
Чрезмерная возбудимость или подвижность ребенка К группе риска относятся детки, которые родились раньше срока или просто эмоциональные и легковозбудимые малыши.

Кроме того, на носочках бегают детки, которые вечно куда-нибудь торопятся и просто не успевают наступать на всю стопу.

Кроме того, малыш может ходить на пальчиках по более прозаичным причинам . Если кроха несколько раз нечаянно наступал на свои игрушки или другие твердые или острые предметы, испытывая при этом неприятные ощущения, он инстинктивно уменьшает площадь соприкосновения ножки и пола. То же самое происходит, если у ребенка банально мерзнут ножки, когда он ходит босиком.

Однако ряд причин, которые присутствуют у ребенка 2 лет, требуют повышенного внимания и лечения, к ним относятся:

  • Гипертонус мышц.
  • Синдром .
  • Психологическая травма и испуг ребенка.
  • Повышенная нервная возбудимость.
  • Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

Чтобы быть уверенным, что здоровью вашего малыша, бегающего на носочках, ничего не угрожает, необходимо проконсультироваться у специалистов .

Как отучить ребенка ходить на носочках

Прежде чем отучать ребенка ходить на пальчиках, нужно выяснить причину балетной походки малыша.

Для этого следует проконсультироваться со специалистами:

  • Педиатром.
  • Ортопедом.
  • Детским невропатологом.

Только врачи могут подобрать правильную тактику лечения, согласно выявленному диагнозу.

Заниматься развитием ребенка нужно всегда и при первой удобной возможности:


По какой бы причине малыш ни начал ходить на носочках, нельзя сильно акцентировать на этом его внимание и ругать его за неправильную походку. Делать замечания и поправлять малыша нужно спокойно и ненавязчиво, иначе можно достичь обратного результата.

Независимо от причины, всем деткам помогут такие мероприятия, как:

Лечебная физкультура ЛФК способствует улучшению кровообращения тканей, способствует снижению тонуса мышц.

Достаточно выполнять с малышом несколько простых упражнений:

  • Прыжки с приземлением на всю стопу
  • Упражнения, способствующие нормализации координации движений
  • Попеременная ходьба по твердой, мягкой и наклонной поверхности
  • Ходьба вприсядку, как уточка
  • Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы

Нелишним мероприятием будет ежедневная зарядка по утрам.

Массаж Массаж способствует активизации кровообращения, нормализуется тонус мышц, состояние связок, сухожилий и суставов .

Несложный массаж ножек могут делать и сами родители:

  • Разминаем икроножные мышцы большим и указательным пальцем
  • Чертим на ступне малыша восьмерки
  • Выполняем движение стопы ребенка на себя и от себя

Первые результаты можно заметить уже после нескольких сеансов.

Плавание Современным и эффективным способом исправления патологии признан специальный бассейн с шариками. Кроме того занятия плаванием способствует улучшению координации движения и развитию моторики .
Ортопедическая обувь Использовать ортопедическую обувь нужно только после консультации со специалистами .

Если причина хождения на носочках не связана с серьезным заболеванием, лучше прибегнуть к другим способам ее устранения, так как бегать дома босиком полезно для развития ребенка.

Парафиновые обертывания Сапожки из парафина согревают ножки и оказывают расслабляющее действие на мышцы ног.

Процедура противопоказана деткам с сахарным диабетом и с проблемами сердечно – сосудистой системы .

Медикаментозное вмешательство Использовать лечебные препараты и специальные процедуры нужно, если только не помогают другие методы и строго по назначению врача.

Если у ребенка не выявлено отклонений в нервной системе или тонусе мышц, значит, он просто пытается подражать взрослым или использует алгоритм движения, к которому привык во время нахождения в ходунках.

В этом случае во время ходьбы или игры нужно создать такую ситуацию, когда опора на полную стопу окажется единственным удобным способом передвижения:

  • Прыжки с небольшой высоты . Можно предложить малышу спрыгивать с небольшой высоты, например, с невысокой скамеечки, приземляясь на обе ступни, поиграть в цаплю, стоя или прыгая сначала на одной, потом на другой ножке.


  • . Движение, при котором вес ребенка полностью переносится вначале на одну, потом на другую ножку, также способствует тому, что ребенок опирается на полную ступню.


  • Использование фитбола . В качестве упражнения можно использовать ходьбу по фитболу. При этом рядом с ребенком должны находиться двое взрослых. Один поддерживает его на мяче, а второй следит, чтобы малыш полностью опирался на стопу.


Комаровский на видео: что делать, если ребенок ходит на носочках

Возможные последствия и осложнения при продолжительном хождении на носках

Если малыш в 2 года все еще продолжает ходить на носочках, нужно обязательно принимать меры, так как только полная опора на ступню считается нормой при хождении. В противном случае без надлежащей нагрузки пятка ребенка может перестать расти, а передняя часть стопы расширится. При этом атрофируются сухожилия и мышцы голеностопного сустава.

Это приводит к таким патологиям, как:

  1. Неправильная осанка . Нарушения в развитии рефлексов опорно-двигательного аппарата фиксируются нервной системой, превращая положение тела при ходьбе на носочках в неправильную осанку. Искривление позвоночника, в свою очередь, ведет к неправильному функционированию внутренних органов ребенка.
  2. Деформация стоп , которая может привести к искривлению ножек малыша.
  3. Отставание ребенка в общем физическом развитии.

Как видно, достаточно безобидное хождение на носочках детей в раннем возрасте, может в дальнейшем привести к серьезным последствиям. Поэтому родители должны внимательно наблюдать за развитием своего малыша и вовремя принимать необходимые меры.

Родители с умилением и восторгом смотрят, как малыш делает свои первые шаги. Иногда ребенок ставит ножку не на всю ступню, а ходит, как танцор, на цыпочках. Если он делает это постоянно, закрадываются сомнения: а нет ли тут какого-то отклонения. Дело в том, что двигательные навыки формируются у ребенка до 3 лет, поэтому нарушение походки в этом возрасте не является патологией. Но когда на цыпочках ходит 4-5 летний малыш, необходимо обследовать его у невропатолога. Одной из причин неправильной походки может быть гипертонус мышц.

Содержание:

Причины неправильной ходьбы здорового ребенка

Если ребенок здоров, а у мамы беременность и роды протекали нормально, то волноваться, когда малыш ходит неправильно, скорее всего, не о чем. Он только привыкает держать равновесие, передвигать ножками, осваивает новый способ перемещения в пространстве. Причинами того, что ребенок ходит на цыпочках в возрасте до 3 лет, могут быть:

  • стремление показать, как он быстро растет;
  • игра в "ходьбу на каблуках";
  • подражание танцорам и спортсменам, которых он видит по телевизору;
  • мера предосторожности, чтобы не наступить на игрушки, на холодный пол.

Возможно, ему приходилось испытать боль, когда он наступал на что-то жесткое, это закрепилось в сознании. Ребенок может ходить на носочках, если родители ставили его в ходунки, чтобы он передвигался самостоятельно. В них малыш не ставит ножку на всю ступню, вынужден вытягивать носочки, опираться на них, чтобы давать направление своим движениям, подпрыгивать на месте.

Видео: Почему ставить ребенка в ходунки вредно

Все это неопасно, со временем пройдет. Ребенок сам почувствует, что на всей ступне ходить удобнее. Возможно, ему не хватает физической нагрузки, и он ходит и бегает на цыпочках просто потому, что ему некуда деть свою энергию. В таком случае надо больше бегать и прыгать во время прогулки.

Видео: Является ли патологией ходьба на цыпочках до 3 лет, рассказывает доктор Комаровский

Патологии, при которых ребенок ходит на цыпочках

Существуют заболевания или нарушения в развитии, при которых ребенок ходит на носочках. Об этих патологиях многие родители не знают. Ходьба на цыпочках может быть признаком неврологических заболеваний, которые надо обнаружить своевременно. Зачастую такому ребенку помогают исправить походку, не допустив возможных осложнений.

К патологическим причинам того, что ребенок при ходьбе ставит ножку неправильно, относят:

  • мышечную дистонию;
  • пирамидальную недостаточность;
  • детский церебральный паралич (ДЦП).

Мышечная дистония

Для поддержания определенного положения тела требуется напряжение различных мышц. Сила напряжения регулируется центральной нервной системой. Мышцы реагируют на сигналы, которые поступают из головного мозга в виде нервных импульсов. Если в мышцах возникает слишком большое напряжение, то говорят об их гипертонусе. Мышечная дистония является признаком того, что напряжение мышц распределяется неравномерно.

Часто гипертонус мышц проявляется у грудных детей. Определить его можно по некоторым признакам: малыш поджимает пальчики на ногах, не может удерживать головку, позже начинает переворачиваться на животик, не может хватать игрушки.

Если не обратить вовремя внимание на отставание в физическом развитии, эти отклонения впоследствии явятся причиной неправильной ходьбы. Гипертонус мышц у ребенка старше 3 лет - это неврологическое нарушение. Если не лечить такое состояние, то у него могут появиться и другие признаки мышечной дистонии: сколиоз, кривошея, косолапость.

Видео: Недоразвитие мышц у ребенка и его последствия

Пирамидальная недостаточность

Это нарушение работы нервной системы ребенка из-за родовой травмы шейного отдела позвоночника. Ухудшается кровоснабжение ствола головного мозга, клетки которого имеют пирамидальное строение (отсюда - название патологии). Это приводит к возникновению гипертонуса мышц конечностей, в частности, мышц стопы и икр. Причиной такой патологии может быть также гипоксия мозга малыша при родах и опухоли.

О наличии пирамидальной недостаточности судят по таким признакам:

  1. Ребенок запрокидывает голову.
  2. У него дрожит подбородок.
  3. Наблюдается тремор рук, он не может хватать и удерживать предметы.

У малыша наблюдается замедленное физическое развитие, он позже начинает садиться, вставать. Если ребенок ходит на носочках, то часто наблюдается гипертонус мышц бедра, нарушение походки.

Детский церебральный паралич

Тяжелое заболевание, связанное с поражением головного мозга, его недоразвитием или повреждением при беременности и родах. Гипертонус мышц - это лишь одно из проявлений этого тяжелого заболевания. Дети, больные ДЦП, отстают в физическом развитии, а когда начинают ходить, не могут ставить ножку на всю стопу.

Примечание: Во время периодических осмотров ребенка в возрасте от 1 месяца до 1 года врач проверяет, насколько легко сгибаются и разгибаются конечности, разводятся ноги в тазобедренных суставах. Наличие гипертонуса мышц может быть признаком ДЦП.

Возникновению патологий, приводящих к тому, что ребенок не может при ходьбе ставить ногу на всю ступню, способствуют инфекционные заболевания матери во время беременности, такие осложнения, как гестоз , преждевременные роды .

Причиной патологий становится и обвитие шеи ребенка пуповиной. Кислородное голодание, которое при этом испытывает новорожденный, приводит к повреждению клеток головного и спинного мозга. Нарушение в развитии нервной системы возникает из-за приема некоторых лекарственных препаратов во время беременности.

Как исправить походку ребенка

Если нарушение походки не связано с заболеванием, то помочь ребенку ставить ножку при ходьбе правильно можно несколькими способами.

Нужно покупать обувь с закрытым носочком и твердой пяточкой, на шнурках или тугих липучках, позволяющих зафиксировать стопу. Больше времени уделить активным прогулкам, где ребенок будет много ходить пешком, бегать, прыгать, чтобы ноги уставали, а мышцы испытывали достаточную нагрузку. Полезно походить на пятках. Расслаблению мышц и развитию правильной координации движений способствуют занятия плаванием. Для ребенка после 3 лет очень полезна езда на велосипеде. Для того чтобы крутить педали, он вынужден ставить ножку всей ступней.

Лечебная гимнастика помогает разрабатывать голеностопный сустав, растягивать икроножные мышцы, укреплять связки на ногах. Для снятия гипертонуса мышц детям уже с 3 месяцев назначают лечебную гимнастику с использованием спортивного мяча (фитбола), а также лечебный массаж. Такой массаж рекомендуется проводить любому малышу, начиная с рождения, в домашних условиях. Врач-массажист научит родителей, как его делать.

Ребенку надо объяснять, как ходить правильно, играть с ним в "мишку" или "слона", чтобы он попеременно ставил каждую ножку на всю ступню (топал). Нельзя сравнивать ребенка, который ходит на цыпочках, с балериной или бабочкой. Малыш (особенно девочка) может принять это за похвалу.

Для лечения мышечной дистонии и пирамидальной недостаточности у ребенка, который ходит на носочках, при необходимости применяется медикаментозное лечение. Назначается прием витаминов, общеукрепляющих средств. Используются также препараты, улучшающие работу центральной нервной системы (Ноотропил, Аминалон), улучшающие кровоснабжение и питание тканей кислородом.

Чтобы устранить гипертонус мышц, улучшить состояние центральной нервной системы, используются точечный массаж, рефлексотерапия (иглоукалывание), бальнеотерапия (лечебные ванны). В домашних условиях можно делать расслабляющие ванночки с настоями пустырника, ромашки, череды, лаванды.

В некоторых случаях исправить неправильное положение стопы позволяет использование ортопедической обуви. Если причиной того, что ребенок становится на пальчики при ходьбе, являются опухолевые и другие заболевания головного и спинного мозга, то применяется хирургическое лечение.




Рассказать друзьям