Скрипка какой инструмент. История скрипки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Скрипка - наиболее распространенный смычковый , пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века в качестве сольного и аккомпанирующего инструмента в составе оркестра. Скрипку также называют «королевой оркестра».

Происхождение скрипки

Споры о том, когда и где появился этот легендарный музыкальный инструмент, не стихают и по сей день. Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к арабам и персам, а от них уже перешел в Европу. В ходе музыкальной эволюции было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный вид скрипки. Среди них можно выделить арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель, появление на свет которых произошло в XIII-XV веках. Именно эти инструменты стали прародителями двух главных смычковых - виолы и скрипки. Виола появилась раньше, она была разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже - на плечах. Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки.


Ребаб

Некоторые источники указывают на происхождение скрипки от польского инструмента скрипица или от российской скрипели, появление которых относится к XV веку. Долгое время скрипка считалась простонародным инструментом и не звучала сольно. На ней играли бродячие музыканты, а основным местом ее звучания были трактиры и кабаки.

Преображение скрипки

В XVI веке за изготовление скрипок берутся итальянские мастера, занимавшиеся производством виол и лютней. Они облекли инструмент в идеальную форму и наполнили лучшими материалами. Первым мастером, изготовившим первую современную скрипку, считается Гаспаро Бертолотти. Основной вклад в преобразование и изготовление итальянских скрипок все же осуществило семейство Амати. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер звучания - более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой мастера, они выполнили превосходно - скрипка, как и голос человека, должна была в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются в целые состояния.


Страдивари

В XVII веке скрипка становится сольным участником оркестрового состава. В современном оркестре насчитывает около 30% скрипачей от общего числа музыкантов. Диапазон и красота звучания музыкального инструмента настолько широки, что для скрипки пишутся произведения всех жанров музыки. Великие композиторы мира писали множество непревзойденных шедевров, где главным солирующим инструментом была скрипка. Первое произведение для скрипки было написано в 1620 году композитором Марини и называлось «Romanesca per violino solo е basso».

Скрипка – артефакт в мире музыки, это настоящая волшебная палочка. Скрипка известна всем. При воспоминании о ней никто не начинает спорить, как о других струнных: «А виолончель, это большая такая? Или контрабас побольше? А виолина тогда какая?». Всем известно, что такое скрипка и как она выглядит. Но это в том случае, если играть вы на ней не собираетесь. А вот если собираетесь, узнать о ней придётся гораздо больше, ведь скрипки бывают очень и очень разными.

Итак, скрипка – струнный смычковый инструмент высокого регистра, считается предназначенной в основном для сольных партий. Имеет древнейшую историю, современный вид получила в 16 веке. Скрипки всегда делали скрипичные мастера, нынче очень ценятся работы Страдивари и Гварнери.

Инструмент имеет четыре струны по квинтам g, d1,a1,e2, (бывают пятиструнные, с – «до» малой октавы). Тембр инструмента густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.


Компоненты и виды современных скрипок

Анатомия скрипки


Корпус имеет грушеподобную форму, рассчитанную строго математически. Деки корпуса – верхняя и нижняя соединены обечайками. Они формируют своды скрипки, их толщина и форма являются важными для силы и тембра звучания. Чем выше обечайки из твёрдого дерева, тем более глухой и мягкий звук, чем ниже – тем более пронзительны и невесомы верхние ноты. Уголки на обечайках нужны для позиционирования смычка. В корпусе находится душка, которая передаёт вибрации с подставки через верхнюю деку у нижнюю, благодаря чему скрипка звучит густо и звонко. Нижняя дека делается из целого куска или двух одинаковых половинок древесины твёрдых пород. Верхняя половина сделана из ели, и имеет резонаторные отверстия – эфы. На середине деки закреплена подставка для струн, под ней прикреплена пружина, планка, благодаря которой верхняя дека лучше резонирует. Сила и звучание очень зависят от материала и менее от состава лака для инструмента. Лак играет большую роль в защите инструмента от внешней среды, и придаёт ей цвета от золотистого до орехового.

Подгрифок – держит струны, ранее делался из красного или чёрного дерева, нынче часто - из пластмасс или сплавов. Подгрифок имеет петлю и чётыре петлицы для струн. Ныне в отверстии часто ставят рычажно-винтовые механизмы, которые облегчают настройку. Также в состав скрипки входит петля из толстой струны или проволоки, и пуговка, навершие колка, она держит подгрифок и выдерживает нагрузку около 24 кг. Подставка оказывает опору для струн и передаёт колебания со струн на деки, поэтому её местоположение определяет звучание – если она ближе к подгрифку – звук глуше, а дальше – ярче.

Гриф состоит из целой полочки твёрдого дерева (чёрного эбенового или палисандра), изогнутая, чтобы смычок не цеплял при игре другие струны. Порожек – пластинка из дерева, в которую проведены струны. Шейка – полукруглая деталь, за которую исполнитель держит скрипку. Колковая коробка – часть шейки, где находятся две пары колков, которые настраивают струны. Их необходимо смазывать притирочной пастой. Завиток – украшение скрипки, «фирменный знак» мастера.

Струны: 1-я - Ми второй октавы, звучит звонко и блестяще, 2-я - Ля первой октавы, мягкое звучание, 3-я - Ре первой октавы, мягкий матовый тембр, 4-я - Соль малой октавы, густой звук.

Аксессуары

Смычок, деревянная трость с колодкой и волосом из конского хвоста с чешуйками. Подбородник – устройство для держания скрипки. Мостик – пластинка для держания скрипки на ключице. Также к скрипке полагаются «глушилка», благодаря которой скрипка еле звучит – слышная исполнителю и неслышная окружающим (для учёбы), а также машинка – средство для настройки, которое зависит от размера скрипки.


Виды скрипок

Скрипки бывают:

  • Акустическими . Другими словами, это обычная деревянная скрипка, которая звучит благодаря корпусу и его особенностям. Акустическая скрипка предназначена для игры в оркестре или соло. Это лучший вариант для того, чтобы учится играть на скрипке, ведь только на натуральном инструменте можно научиться полноценно извлекать звуки, на других видах скрипки это невозможно. Лишь после полного обучения игры на скрипке акустического типа можно играть на других инструментах.
  • Электроскрипка . Её звучание отличается материалом – сталь, ферромагнит, электромагнит, а также звукоснимателями пьезоэлектрическими или магнитными. Электронная скрипка очень напоминает традиционную скрипку, но звучание её более резкое и ближе к синтетическому, это легко понять, послушав Ванессу Мей или Линдси Стирлинг. Скрипка может иметь до 10 струн и резонирующий или каркасный корпус. К сожалению, скрипка не подходит для оркестра, она будет очень выделяться звуком, а также не даст чистоты и уникальности звука.
  • Полуакустическая скрипка – объединение корпусного звучания и звукоснимателей.

Также выделяют мастеровые, фабричные или заводские скрипки. Мастеровые очень дорогие и сделанные под конкретного музыканта, фабричные – старинные, сделанные вручную мастерами небольших фабрик до 20 века, а также заводские – базовый вариант для любого музыканта – они могут звучать ничем не хуже авторских, но не имеют материальной ценности.


Скрипка – основные размеры

Размер скрипок зависят от длины руки играющего. Итак, скрипка – основные размеры:

  • 4/4 – четыре четверти (целая) – самая большая скрипка, предназначена для самых старших учеников школы и взрослых. Скрипка 4/4 в Кишиневе приобретается в основном для уверенной игры на инструменте.
  • 1/2 – одна вторая (половинка) – для детей 9 –10 лет, а также для младших, но высоких.
  • 3/4 – три четверти (трехчетвертная) – нечто среднее между (1/2) и (4/4), для детей около 12–15 лет, но это необязательный вариант, можно переходить с половинки сразу на целую скрипку.
  • 1/4 – одна четверть (четвертинка) – для возраста с 4 до 9-ти лет.
  • 1/8 и 1/16 (восьмушка и шестнадцатая) – для самых маленьких. Детская скрипка 1/8 в Молдове пользуется стабильно высоким спросом, в основном такой размер покупают для ребят, которые еще находятся в процессе обучения.
  • 7/8 – чуть больше трехчетвертной, обычно такой размер имели скрипки знаменитых мастеров Амати и Страдивари.

Из маленькой скрипки невозможно извлечь качественный звук, ведь они предназначены для учёбы. Чтобы понять, какого размера скрипка нужна музыканту, нужно измерить длину от нижней части завитка до деки (исключая «пуговицу» на которой крепят подгриф. Далее мерим заднюю деку от «плеча» скрипки до низа деки, исключая «пятку», которая выступает у основания шейки скрипки со стороны задней деки.

Смотрим данные таблицы:

Размер
скрипки

Длина скрипки
корпус / общая (см.)

Примерный
возраст (лет)
4/4 35,5 см / 60 см 11 - 12 / взрослый
7/8 34,3 см / 57,2 см 11+ / взрослый
3/4 33 см / 53,3 см 9 -12
1/2 31,75 см / 52 см 7 - 9
1/4 28 см / 48,25 см 5 - 7
1/8 25 см / 43 см 4 - 6
1/10 22,9 см / 40,6 см 4 - 5
1/16 20,3 см / 36,8 см 3 - 5
1/32 19 см / 32 см 1 - 3

Используя данную таблицу можно подобрать ориентировочный размер инструмента.

Подобрать смычок для скрипки можно используя следующие параметры:

Размер скрипки Длина руки Размер смычка
(длина см.)
Примерный
возраст (лет)

4/4

58 см и более

11 - 12+ / взрослый

7/8

56 см и маленькие кисти рук

11+ / взрослый

3/4

1/2

1/4

1/8

1/10

1/16

1/32

менее 35,5 см

В основном все взрослые играют на полноразмерных скрипках. Самое главное в выборе – убедиться в комфортности игры на инструменте, чтобы четвёртый палец попадал в интонацию удобно.

Скрипка – живое существо, с характером, эмоциями и душой. Её голос способен играть на струнах нашей души и делать их тоньше, открывать в них новые, неизведанные ранее глубины. Вы сможете приобрести эти чудесные инструменты на нашем сайте. В нашем магазине доступные скрипки разных размеров, в том числе обучающий инструмент для самых маленьких. Цена на скрипки в Молдове в нашем магазине полностью соответствует заявленному высокому качеству!

В нашем интернет магазине вы сможете . У нас самые низкие цены на скрипки в Кишиневе. Акустические скрипки 1/2, 1/4, 1/8, 3/4, 4/4 в наличии. Доставка осуществляется по всей стране.

Скрипка — инструмент, оказавший колоссальное влияние на музыку. Она широко использовалась в классических произведениях, где её струящийся нежный звук пришёлся очень кстати. Народное творчество также заприметило этот красивый инструмент, хоть появился он не так уж и давно, но успел занять своё место в этнической музыке. Скрипку сравнивают с человеческим голосом, так как её звук текуч и разнообразен. Её форма напоминает женский силуэт, что делает этот инструмент живым и одушевлённым. Сегодня не все хорошо представляют, что такое скрипка. Давайте исправим эту досадную ситуацию.

История появления скрипки

Своим появлением скрипка обязана многим этническим инструментам, каждый из которых оказал на неё своё влияние. Среди них можно выделить британскую кротту, армянский бамбир и арабский ребаб. Конструкция скрипки отнюдь не нова, многие восточные народы веками используют подобные инструменты, исполняя на них народную музыку и по сей день. Свою нынешнюю форму виола приобрела в XVI в., когда ее производство было поставлено на поток, начали появляться великие мастера, создающие уникальные инструменты. Особенно много таких умельцев было в Италии, где традиции создания скрипок живы до сих пор.

С XVII века игра на скрипке начала приобретать современную форму. Именно тогда появились композиции, которые принято считать первыми произведениями, написанными специально для этого нежного инструмента. Это Romanesca per violino solo е basso, созданная Бьяджо Марини и Capriccio stravagante, которую написал Карло Фарина. В последующие годы мастера игры на скрипке стали появляться как грибы после дождя. Особенно в этом плане отличилась Италия, которая породила наибольшее количество

Как устроена скрипка

Своё мягкое и глубокое звучание скрипка получила благодаря уникальной конструкции. В ней можно выделить 3 основные части — это головка, шейка и корпус. Совокупность этих деталей позволяет инструменту издавать те завораживающие звуки, что принесли ему всемирную славу. Самая большая часть скрипки — корпус, на который крепятся все остальные детали. Он состоит из двух дек, соединённых обечайками. Изготавливают деки из разных пород дерева, чтобы добиться максимально чистого и красивого звука. Верхняя часть чаще всего делается из ели, а для нижней используют или тополь.

Во время игры на скрипке верхняя дека резонирует с остальными частями инструмента, создавая звук. Для того чтобы она была живой и звонкой, её делают как можно тоньше. На дорогих мастеровых скрипках толщина верхней деки может составлять всего пару миллиметров. Нижняя дека обычно толще и прочнее верхней, а дерево, из которого её изготавливают, подбирают так, чтобы оно подходило к обечайкам, соединяющим обе деки вместе.

Обечайки и душка

Обечайки — это бока скрипки, находящиеся между верхней и нижней деками. Их изготавливают из того же материала, что и нижнюю деку. Более того, зачастую для этих частей используется древесина с одного и того же дерева, старательно подобранная по фактуре и узору. Держится эта конструкция не только на клею, но и на маленьких колодках, увеличивающих её прочность. Они называются клотцами и находятся внутри корпуса. Также внутри расположена басовая балка, которая передаёт вибрации корпусу и придаёт дополнительную жёсткость верхней деке.

На корпусе скрипки присутствуют два выреза в виде латинской буквы f, которые называются эфами. Неподалёку от правого выреза располагается одна из важнейших частей инструмента — душка. Это небольшая деревянная балка, служащая распоркой между верхней и нижней деками и передающая вибрацию. Своё название душка получила от слова "душа", что намекает на важность этой маленькой детали. Мастера заметили, что положение, размер и материал душки серьёзно влияют на звучание инструмента. Поэтому только опытный изготовитель скрипок может правильно расположить эту маленькую, но важную часть корпуса.

Струнодержатель

Рассказ про скрипку и её конструкцию будет неполным, если не упомянуть такой важный элемент, как струнодержатель, или подгрифок. Раньше его вырезали из дерева, но сегодня для этих целей всё чаще используется пластик. Именно струнодержатель закрепляет струны на нужной высоте. Также на нём иногда располагаются машинки, делающие настройку инструмента гораздо легче. До их появления скрипка настраивалась исключительно колками, при помощи которых очень трудно произвести точную настройку.

Держится подгрифок на пуговке, вставленной в отверстие на корпусе со стороны, противоположной грифу. Эта конструкция постоянно испытывает серьёзную нагрузку, так что отверстие должно идеально подходить к пуговке. В противном случае обечайка может треснуть, превратив скрипку в бесполезный кусок дерева.

Гриф

На передней части корпуса приклеена шейка скрипки, под которой находится рука музыканта во время игры. На шейку крепится гриф — округлая поверхность из твёрдого дерева или пластика, к которой прижимаются струны. Его форма продумана так, чтобы струны не мешали друг другу при игре. В этом деле ему помогает подставка, приподнимающая струны над грифом. На подставке делаются прорези для струн, которые можно сделать самостоятельно, на свой вкус, так как новые подставки продаются без прорезей.

Также бороздки для струн присутствуют на верхнем порожке. Он находится в самом конце грифа и отделяет струны друг от друга перед тем, как они попадают в колковую коробку. В ней находятся колки, служащие основным инструментом Они просто вставлены в деревянные отверстия и ничем не закреплены. Благодаря этому музыкант может отрегулировать ход колков под свои нужды. Можно сделать их тугими и неподатливыми, слегка надавив во время настройки. Или наоборот, вынуть колки, чтобы они легче двигались, но хуже держали строй.

Струны

Что такое скрипка без струн? Красивый, но бесполезный кусок дерева, который годится разве что на то, чтобы забивать им гвозди. Струны — очень важная часть инструмента, так как от них во многом зависит его звучание. Особо важна роль материала, из которого сделана эта маленькая, но значимая часть скрипки. Как и всё в нашем мире, струны развиваются и вбирают в себя лучшие дары техногенной эпохи. Однако их изначальный материал трудно назвать высокотехнологичным.

Как ни странно, но овечьи кишки — то, чему обязана своим нежным звучанием древняя музыкальная скрипка. Их высушивали, обрабатывали и плотно скручивали, чтобы впоследствии получить струну. Мастерам удавалось долгое время держать в тайне материал, используемый в производстве струн. Изделия из овечьих кишок давали очень мягкий звук, но быстро изнашивались и требовали частой настройки. Сегодня также можно найти подобные струны, но куда большей популярностью пользуются современные материалы.

Современные струны

Сегодня овечьи кишки - в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные "коллеги".

Ещё один вид струн — стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны.

Скрипка. Долгий путь

За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.

Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.

Скрипка-лиса

Забавная история поместила скрипку в песню известного музыканта — Игоря Саруханова. Однажды он написал композицию, которую планировал назвать «Скрип колеса». Однако произведение оказалось очень образным и туманным. Поэтому автор решил назвать его созвучными словами, что должно было подчеркнуть атмосферу песни. До сих пор в интернете ведутся ожесточённые баталии по поводу названия этой композиции. Но что же на этот счёт говорит автор песни — Игорь Саруханов? Скрипка-лиса — настоящее название песни, как утверждает музыкант. Ирония это или же интересная задумка, построенная на игре слов, знает лишь сам находчивый исполнитель.

Стоит ли учиться играть на скрипке?

Уверен, многие желают освоить этот замечательный инструмент, но забрасывают эту идею, так и не начав воплощать её в жизнь. Почему-то считается, что обучение игре на скрипке — очень трудный процесс. Ведь на ней нет ладов, да ещё и этот смычок, который должен стать продолжением руки. Безусловно, проще начать обучение музыки с гитары или фортепиано, но освоение искусства игры на скрипке сложнее лишь поначалу. Зато потом, когда базовые навыки будут прочно усвоены, процесс обучения становится примерно таким же, как и на любом другом инструменте. Скрипка хорошо развивает слух, так как на ней нет ладов. Это станет хорошим подспорьем в дальнейших занятиях музыкой.

Если вы уже знаете, что такое скрипка, и твёрдо решили освоить этот инструмент, то важно знать, что они бывают разных размеров. Для детей подбираются небольшие модели — 3/4 или 2/4. Для взрослого человека необходима стандартная скрипка — 4/4. Естественно, начинать занятия нужно под присмотром опытного наставника, так как самостоятельно научиться очень тяжело. Для тех же, кто желает попытать счастья в самостоятельном освоении этого инструмента, создано множество учебников на любой вкус.

Уникальный музыкальный инструмент

Сегодня вы узнали, что такое скрипка. Оказывается, она не является архаичным пережитком прошлого, на котором можно исполнять лишь классику. Скрипачей становится всё больше, многие группы начали использовать этот инструмент в своём творчестве. Скрипка встречается во многих литературных произведениях, особенно детских. Например, «Фенина скрипка» Кузнецова, любимая многими детьми и даже их родителями. Хороший скрипач может играть в любом музыкальном жанре, от тяжёлого металла до поп-музыки. Можно смело сказать, что скрипка будет существовать до тех пор, пока есть музыка.

Зачастую в симфонических оркестрах скрипка применяется для ведения основной музыкальной темы. Такую роль может исполнять одна или несколько скрипок. Скрипка-соло принадлежит первому скрипачу. Кстати, начинать учиться играть на скрипке лучше с четырехлетнего возраста.

В настоящее время на музыкальном рынке существует несколько основных размеров скрипок. К примеру, самым маленьким музыкантам подойдет скрипка размера 1/16. Самыми популярными размерами принято считать 1/8, 1/4, 1/2, ¾. Обычно такие музыкальные инструменты подбирают для детей, которые уже занимаются в музыкальной школе или недавно приступили к обучению. Для среднестатистического взрослого наилучшим инструментом станет скрипка размера 4/4. Также могут создаваться и скрипки промежуточных размеров 1/1 и 7/8. Однако они являются наименее востребованными.

Также выделяют три основные категории скрипок - мастеровые, фабричные и заводские. Мастеровыми называются музыкальные инструменты ручной работы. Обычно они изготавливаются под конкретного заказчика и могут передаваться из поколения в поколение. В основном мастеровые скрипки полноразмерными.

Мануфактурные скрипки - это инструменты начала прошлого века. Правда среди них можно встретить битые и затем восстановленные инструменты. Поэтому лучше покупать такую скрипку с профессионалом.

Заводскими скрипками принято называть современные музыкальные инструменты, которые изготавливаются на различных фабриках. Правда скрипки такого уровня являются базовым и бюджетным вариантом. На вторичном рынке они не будут иметь никакой ценности.

Как правильно выбрать скрипку

Для того, чтобы подобрать скрипку под себя необходимо поставить ее на левое плечо и вытянуть впереди себя левую руку. При этом голова скрипки окажется в середине ладони музыканта. Пальцы же должны полностью обхватывать головку. Современные потребители могут выбрать для себя классическую или электроскрипку.

Некоторые музыканты предпочитают только классические скрипки, потому что электрический вариант инструмента не может дать такой же чистый звук. Тем более играть в симфоническом оркестре на электроскрипке просто невозможно. По тембру и тональности она сильно отличается от классической версии. При покупке скрипки не стоит выбирать первый попавшийся инструмент.

Не все музыкальные инструменты могут обеспечить чистое и красивое звучание. К выбору скрипки для ребенка нужно подходить очень серьезно, так как даже небольшие недочеты могут существенно усложнить процесс обучения.

На рынке существует две вида моделей: электрические скрипки и обычные. Если ваш ребенок только обучается игре на этом музыкальном инструменте, лучше остановиться фабричном варианте. Если у него уже есть опыт выступлений, можете посмотреть и иностранные модели. Стоят они, как правило, дороже, но звучание у них лучше. Электрическую скрипку ребенку лучше вообще не покупать. Она довольно тяжела, сложна в обращении и редко используется в классических концертах.

Размер

Размеров скрипки действительно много. Среди них выделяют стандартные, которые выпускают на фабриках, и редкие, изготавливающиеся для конкретных исполнителей. Самые используемые детские размеры: ¾, ½, 1/4, 1/8. Придите в магазин с ребенком и вам подберут наиболее подходящий вариант.

Помимо размера нужно учитывать вес, в противном случае игра будет вызывать физический дискомфорт. К тому же ребенок научится неправильно ставить скрипку. Но самое главное − он может расхотеть играть. Если тренировки у него будут ассоциироваться с болью в руках, он вряд ли захочет продолжать процесс обучения.

Дефекты

Высокая или кривая подставка, поддерживающая струны, потребует дорогостоящего исправления и не позволит извлечь по-настоящему красивый звук. Плохо пригнанные колки не позволят должны образом настроить инструмент. Из-за неправильно поставленной душки на древесине во время сушки могут появится сильные трещины, способные привести к быстрой поломке скрипки.

Внимательно осмотрите гриф. Если на нем есть какие-нибудь трещины, сколы, шероховатости или неровности, такой инструмент лучше не покупать. Лак должен быть положен однородно и ровно.

Вес инструмента для ребенка должен быть максимально комфортным. Покупки лучше всего делать в специализированных магазинах, которые дают гарантию.

Особое внимание уделите смычку. Определите, насколько он ровный. Для этого необходимо посмотреть с одного края смычка на другой.

Консультация с учителем

Лучше всего посоветоваться с преподавателем. Опытный скрипач легко определит, какая именно скрипка подойдет ученику и сможет дать конкретные рекомендации. Если у вас уже есть скрипка, он скажет, что именно не подходит ребенку и как это можно исправить.

Попросите учителя пойти с вами в магазин, если это возможно. Он сможет распознать на скрипке любые дефекты. Попросите его сыграть на инструменте и выявить качество звучания. Без должного слуха это сделать почти невозможно.

Скрипка – струнный смычковый инструмент, без которого не обходится ни один оркестр. Чтобы научиться играть на скрипке, необходимы годы тренировок под руководством опытного наставника.

Инструкция

Родина скрипки - Европа. Время рождения – тринадцатое столетие. Прежде чем скрипка обрела свою хорошо знакомую форму, она подвергалась различным изменениям и усовершенствованиям. Можно сказать, что скрипка формировалась столетиями, и связно это формирование с развитием и эволюцией музыки как искусства. Появлением классической формы скрипки мир обязан итальянскому мастеру Андреа Амати, который сумел добиться от скрипки приближенного к человеческому голосу тембра. Скрипка Амати благодаря сильному и насыщенному звуку вышла на сцену больших концертных залов и стала одним из самых популярных инструментов. Другой знаменитый итальянский мастер, Антонио Страдивари, усовершенствовал строение скрипки, что позволило добиться яркого звука в сочетании с мягкостью и нежностью, присущей только этому инструменту.

В наше время скрипка не потеряла свою популярность. Она является достаточно сложным инструментом, и овладеть игрой на нем значительно сложнее, чем, например, . Чтобы научиться профессиональной игре на скрипке, необходимо потратить несколько лет, и начинать желательно в детском возрасте. Чем раньше приступают к обучению, тем лучше, поскольку техника игры на данном инструменте требует большой гибкости и подвижности кистей рук. Для игры на скрипке вовсе необязательно обладать абсолютным музыкальным слухом, куда важнее гармонический слух. Для его развития понадобятся регулярные занятия сольфеджио.

Помимо мастерства музыкального исполнения, важным элементом является и забота о самом инструменте. Скрипка очень метеочувствительная, для нее разрушительны сильные температурные колебания и любые изменения окружающей среды. Ее следует беречь от попадания прямых солнечных лучей, тепла, влаги. Важно подобрать для нее качественный футляр. Обычно выбирают просторный и термоустойчивый. Футляр необходимо периодически проветривать. Скрипку хранят в специальном мешочке из «дышащей» ткани и регулярно очищают мягкими фланелевыми салфетками. Внутреннюю поверхность скрипки чистят с помощью подогретого овса или промытого сухого риса. Кроме того, существует масса средств заводского производства по уходу за скрипкой. Смычок для лучшего скольжения натирают канифолью.

Ухаживайте за своей скрипкой с любовью, не жалейте сил для обучения игры на ней и она отплатит вам сторицей – великолепным звуком и долголетием!

Совет 4: Какие музыкальные инструменты есть в симфоническом оркестре

В состав симфонического оркестра входят акустические инструменты, традиционно использующиеся в академической музыке. Состав оркестра, как правило, неизменен, но для воплощения творческого замысла допускается использование и других инструментов.

Инструкция

К первой группе инструментов симфонического оркестра, самой обширной и, наверное, самой узнаваемой, относятся струнные смычковые инструменты. Сюда входят скрипки, альты и виолончели, которые во время обычно находятся на «передовой», прямо перед дирижером, а также контрабасы. Все эти инструменты представляют собой деревянную деку с натянутыми поверх струнами, на которых играют с помощью смычка. Форма деки у всех представителей этого музыкального «семейства» одинакова, различается ее размер и, соответственно, высота издаваемого звука. Скрипка обладает самым высоким строем и при этом является важнейшим инструментом в симфоническом оркестре. Чуть ниже по звучанию альт, а затем виолончель. Самым низким звуком обладает контрабас, который обычно выступает в роли ритм-секции, в отличие от солирующей скрипки.

К деревянным духовым относятся инструменты, принцип звукоизвлечения которых строится на вибрации воздуха в полой трубе, где с помощью клапанов изменяется высота звука. Несмотря на название, современные представители этой группы могут быть сделаны вовсе не из дерева, а из металла, полимерных материалов или даже стекла. Например, оркестровые флейты обычно сделаны из сплава, в который могут входить и драгоценные металлы. Компанию им составляют гобой, кларнет и самый низкий по звучанию деревянный духовой инструмент - фагот. Внешне, как правило, все они представляют собой длинные трубки с клапанами-отверстиями сверху, воздух в которые музыкант подает прямо из своих легких. В эту группу также входит и саксофон, однако он не является традиционным инструментом симфонического оркестра.

Медные духовые по принципу звукоизвлечения похожи на своих «деревянных» собратьев, хотя отличаются от них внешне. Кроме того, все инструменты этой группы обладают громким и ярким звучанием, за счет чего имеют довольно ограниченное применение в симфоническом оркестре и не всегда в нем в полной мере представлены. Чаще всего в традиционный состав входят труба, тромбон, валторна, туба.

Ритм-секцию симфонического оркестра представляет группа ударных инструментов. В нее входят и ксилофоны, и треугольники, и другие , но чаще всего в оркестре можно встретить двух представителей этого «семейства». Литавры представляют собой большие металлические барабаны, обтянутые мембраной, по которой исполнитель ударяет специальными палками. Также используются тарелки - металлические диски, которые музыкант держит в руках и ударяет друг об друга. Вообще-то во время концерта оба эти инструмента могут прозвучать всего однажды, однако это, несомненно, будет очень напряженная часть, кульминация произведения.

Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны.

Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. В отличие от классической формы корпусаформа из трапециевидного параллелограмма является математически оптимальной с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса -- деки -- соединены друг с другом полосками дерева -- обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки - через верхнюю деку - нижней деке. Без нее тембр скрипки теряет живость и полноту.

На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака. Известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивария, после которого звук ее не изменился. Лак предохраняет скрипку от изменения качества дерева под влиянием окружающей среды и окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.

Нижняя дека (музыкальный термин) делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.

Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия -- эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке). Под ножкой подставки со стороны струны Соль к верхней деке прикреплена единственная пружина - продольно расположенная деревянная планка, во многом обеспечивающая прочность верхней деки и ее резонансные свойства.

Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже -- тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.

Душка -- круглая распорка из еловой древесины, механически объединяющая деки и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю деку. Идеальное её расположение находится экспериментально, как правило, конец душки расположен под ножкой подставки со стороны струны Ми, или рядом с ней. Душка переставляется только мастером, так как ее малейшее передвижение значительно влияет на звучание инструмента.

Подгрифок, или струнодержатель, служит для крепления струн. Ранее изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева (обычно из эбенового дерева или палисандра соответственно). В настоящее время часто делается из пластмасс или легких сплавов. С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой -- четыре отверстия шлицами для крепления струн. Конец струны с пуговкой (ми и ля) продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц. Струны Ре и Соль чаще закрепляются в подгрифке петлей, проходящей в отверстие. В настоящее время в отверстия подгрифка часто устанавливаются рычажно-винтовые машинки, значительно облегчающие настройку. Серийно выпускаются подгрифки из легких сплавов с конструктивно интегрированными машинками.

Петля из толстой струны или стальной проволоки. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный подгрифок.

Пуговка -- шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и обечайки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.

Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению строя инструмента за счет изменения мензуры и к некоторому изменению тембра - при сдвиге к подгрифку -- звук глуше, от него -- ярче. Подставка приподнимает струны над верхней декой на разную высоту для возможности игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии одну от другой на дуге большего радиуса, чем верхний порожек.



Рассказать друзьям