Сообщение на тему русская культура 17 века. Русская культура XVII века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

4. Быт и ремесло

Заключение

Введение

Семнадцатый век в российской истории стал во многом переломным для судеб русской культуры. События Смутного времени, частые народные движения и войны не могли не показать нашему народу, что он и сам может участвовать в своей судьбе. Изменилось миропонимание, расширился кругозор "простых" людей. Начинают зарождаться ростки нового в культуре и быте. Эта эпоха, несомненно, отличается от "досмутного" периода тем, что появилась необходимость движения вперед во всех областях, в том числе и в духовной жизни, потребность в обучении людей, в подготовке кадров для государственного управления.

Россия, находившаяся на периферии европейской цивилизации, стала заметно отставать от передовых западных стран. Крепостное право, разорительная налоговая политика, отсутствие частной собственности непосредственно у производителя - все это придавало экономике России застойный характер. Конечно, рано еще говорить о коренных сдвигах, пройдет еще немало времени, прежде чем будут хотя бы частично искоренены невежество и необразованность, но именно XVII столетие можно назвать началом нового периода в истории русской культуры.

1. Образование в России XVII века

Одним из наиболее ярких показателей уровня развития общества является народное образование. Кажется, ни по одному вопросу нашей истории не существует такой разницы во мнениях, как по вопросу о роли школы и распространения грамотности среди населения в Древней Руси. Одни считают существование школ до Петра I редким исключением, другие говорят о многочисленных церковно-приходских училищах. Одни - о поголовной безграмотности, другие - наоборот.

Трудно согласиться с обеими точками зрения, скорее всего истина лежит где-то посередине. В России существовал пласт людей, для которых грамотность была необходимостью, - это, безусловно, духовенство, но и среди них было много невежд, они лишь зазубривали наизусть тексты основных служб, минуя хитрую науку грамоты. Считалось, что грамотности можно достичь и без школ, нужно лишь найти себе "мастера" (учителя). Но, научившись читать, русский любитель просвещения попадал в мир рукописей и печатных книг. Тогда становилось ясно, что одной грамотности мало, появилась нужда в грамматике, а за ней потребность в остальных знаниях.

Несомненным остается одно, что рассматриваемый век в области образования шагнул значительно дальше века XVI благодаря распространению массового книгопечатания. Наряду с традиционной духовной литературой издается ряд учебных пособий. Так, в 1634 г. был опубликован букварь В. Бурцева, став первым учебником для многих поколений русских людей. Он был неоднократно переиздан в течение XVII в. Выходят в свет также грамматика М. Смотрицкого и практическое руководство для счета - таблица умножения.

Несмотря на то, что все мировоззрение русского человека в это время определяет Русская Православная Церковь, достаточно консервативный общественный институт, у народа растет интерес ко всему иноземному. При царе Алексее Михайловиче Романове увлечение западной культурой возрастает, в Москве появилась Немецкая слобода, где проживали иноземцы, многие из которых являлись специалистами в различных областях науки. Но справедливости ради необходимо заметить, что наряду с людьми знающими и образованными в Россию стремились и разного рода авантюристы, проходимцы, искатели легкой наживы и просто безграмотные люди.

По приглашению царя в Москву приезжает выдающийся белорусский ученый и поэт Симеон Емельянович Петровский-Ситнианович. В России он стал широко известен под именем Симеона Полоцкого. Он был обласкан при дворе, и ему поручили обучение царских детей, т. к. считался образцом домашнего учителя того времени.

Имея самые обширные и разносторонние научные знания, он старался преподать их занятно, заставлял учить шутя. Зная латинский и польский языки, он собирает разного рода изречения, определения, анекдоты и все это передает стихами, виршами ("того ради да присвойственного себе сладостию сердцам читателей приятнейши суще, аки нуждею вликут я ко читанью частейшему и удобнее памятью содержаться могут").

Успехи С. Полоцкого при дворе не могли не оскорбить старых учителей. О нем пошли толки, что учение его не совсем правильно, а это являлось страшным обвинением при тогдашней подозрительности к новым учителям.

Все же Полоцкий, благодаря своей ловкости, удержался, но не мог не выразить своего негодования на несправедливые обвинения. Он, как ревнитель просвещения, в своих проповедях нападал на старых учителей, священников, обличая их в невежестве. В 1664 г. Симеон Полоцкий становится руководителем одной из первых в России Заиконоспасскойгреко-латинской школы. Учениками в эту школу были назначены четверо подьячих. Они должны были освоить латынь и грамматику. На деле же Полоцкий, кроме указанных предметов, преподавал своим ученикам полный курс Киевского университета.

В 1668 г. этот курс был закончен, а ученики отправлены заканчивать учение в Курляндию и тайно наблюдать за действиями русских послов. Школа же Полоцкого, по всей видимости, на этом первом выпуске и прекратила свое существование. Но один из учеников, Семен Медведев, постригшись в монахи, вернулся в Москву и стал ревностным пропагандистом как взглядов своего учителя, так и самой идеи латинской богословской школы. Дело в том, что все научные издания того времени печатались в Европе исключительно на латинском языке.

Естественно, попадая в Россию, они требовали либо перевода, либо глубокого научного знания этого языка, а также традиций западного богословия. Однако его идеи встречают препятствия со стороны высшего московского духовенства. И это понятно: для людей сугубо православных латинский язык означал всякое латинство, т. е. католичество, враждебное во многом русской религиозной традиции.

Несмотря на это, школы открывались и значительно ранее, так, первое греко-латинское училище было организовано в 1649 г. в Москве при Андреевском монастыре. Ее основоположником стал один из культурнейших людей того времени, близкий к царю боярин Ф.М. Ртищев. Вторая греко-латинская школа при Чудовом монастыре возглавлялась известным церковным писателем Епифанием Славинецким, являвшимся одним из первых русских филологов.

В 70-е годы Полоцкий разработал проект создания первой в России академии, в которой могли бы учиться люди разных сословий. Выбор преподавателей для нее был возложен на Константинопольского патриарха.

И в 1685 г. по его рекомендации в Москву приезжают учителя, доктора наук братья Иоанникий и Софроний Лихуды, получившие высшее образование в Падуе и Венеции. В 1687 г. была учреждена Славяно-греко-латинская академия, в которую принимали людей "всякого чина, сана и возраста", но обязательно православного вероисповедания. Академия должна была стать оплотом православия и в то же время очагом распространения "латинской культуры". Здесь преподавались латинский и греческий языки, грамматика, пиитика, риторика, логика, психология, физика, мораль и богословие, изучение которых должно было снабдить учеников "семенами мудрости". Академия была наделена деньгами и разными льготами, получила собственную библиотеку. Братья Лихуды составили учебники грамматики, пиитики, риторики, психологии, физики и других предметов. Они сами же и преподавали эти предметы. Обучение шло успешно. Уже через три года лучшие ученики могли сами делать переводы книг с латыни и греческого.

Но в 1694 г. Иоанникий и Софроний были обвинены в распространении ереси и изгнаны из академии.

Способствовал этому противник светского образования патриарх Досифей. Однако дело просвещения приносило свои плоды. Отчасти оно распространилось в Поморье, Поволжье. Но образование, как и многое другое, было привилегией феодалов, духовенства и богатого купечества. Уделом же большинства крестьян и посадских людей оставалась неграмотность.

В академии продолжали преподавать ученики братьев, и ее выпускниками стали многие знаменитые деятели русской культуры.

2. Народное творчество. Литература. Подвижническая деятельность Протопопа Аввакума

Надо сказать, что "бунтарский" XVII в. во многом способствовал развитию устного народного творчества, даже тяжелейшее время Смуты и последовавшие за ней события не могли помешать расцвету русского фольклора.

Именно тогда впервые были записаны народные песни, пословицы и поговорки. Особенно хороши сказания о Стеньке Разине - народном заступнике, образ которого вырастает до былинных размеров.

Проникновение фольклора в различные области культуры очевидно. Многие писатели используют народное творчество в своих сатирических произведениях, т. к. оно, в отличие от церковной литературы, является более реалистичным. Многое всколыхнули Смута и народные восстания. Появляется демократическая литература, которую создают простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.

Они смело критикуют феодальное общество, реалистически объясняют действительность. Наиболее ярко это видно в таких произведениях, как "История о российском дворянине Флоре Скобееве", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Повесть о Шемякином суде", "Служба кабаку".

Антицерковное идеологическое движение XVII в. способствовало появлению сатирической литературы о духовенстве. В ней жестоко высмеивается быт монахов, их распущенность и обжорство ("Калязинская история"), лицемерие и корыстолюбие попов ("Сказание о куре и лисице", "Сказание о попе Савве и его великой славе"), склонность к вину и бражничеству ("Повесть о бражнике"). Особо следует выделить "Повесть о Горе-Злосчастье", которая, несомненно, является неким вызовом лицемерности церкви. Автор решительно порывает с религиозной трактовкой бедствий человека как козней дьявола или божьего наказания за грехи. Все беды, считает автор, от пьянства и разгула.

Большое распространение получает переводная западная литература. Русские книжники переделывают ее на свой лад. Повести о Еруслане Лазаревиче и Бове-Королевиче пользуются популярностью вместе с рыцарскими "гисториями". Появляются новые жанры в литературе: светская повесть, драма, стихи с бытовыми и любовными мотивами. По-прежнему русские люди любят читать жития святых: Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и других, где расписываются их беспорочная жизнь, подвиги и чудеса. Появляются также жития- биографии не церковных деятелей, а гражданских лиц.

Одним из таких памятников литературы является "Житие протопопа Аввакума", которое переносит нас в Россию XVII в., помогая нам лучше понять характеры людей того времени, изумляющие читателя своей силой и бессилием. В сущности, это произведение достаточно консервативно, поскольку автор защищает старину, "древнее благочестие", но по художественной форме оно является глубоко новаторским. Сам Аввакум заслуживает особого внимания, т. к. он вошел в историю как наиболее яркий представитель раскольнического движения.

Родился этот религиозный деятель в селе Григорове Нижегородской губернии в семье священника. В 21 год Аввакум стал дьяконом, через два года - священником. Усердие в выполнении своих обязанностей привлекало к нему одних и вызывало ненависть других людей. Сохранилось немало свидетельств, которые говорят о жестокости, проявленной к Аввакуму со стороны его противников и недругов. Он подвергался неоднократным избиениям, были попытки убить протопопа. В конце концов, у него отняли двор и все имущество, после чего Аввакум с женой и маленьким ребенком отправляется в Москву.

В столице протопоп произвел на духовенство впечатление необыкновенно сильного человека. О нем доложили государю, после чего помогли вернуться на родину. Но беды продолжали преследовать этого человека: его вторично изгоняют из села, но церковное начальство переводит его в Юрьевец Поволжский. Там он за восемь недель службы успел настроить против себя духовенство и мирских людей. Толпа била и топтала нового протопопа, но, к счастью, вмешательство воеводы спасло горемыку.

Ночью, втайне, бросив жену и ребенка, он бежит в Москву. Здесь со своими товарищами Аввакум становится во главе старообрядческого движения, которое поднимается с новой силой против новшеств, введеных патриархом Никоном, касавшихся обрядовой стороны православного религиозного культа, а также затрагивавших некоторые постулаты, относящиеся к Святой Троице. Последствия столкновения с обновленной церковью неописуемы, но протопопа пощадили, его отправили в ссылку в Сибирь. Другим раскольникам власть уготовила лишь жестокие казни.

"Гораздо Еремей разумен и добр человек, - пишет Аввакум - уж у него своя борода седа, а гораздо почитает отца и боится его".

Привезли после этого протопопа в Братский острог, бросили в тюрьму. Хотел он просить прощения у Пашкова, но терпел. Далее подвижническое дело Аввакума продолжается, он терпит вместе со своей семьей необыкновенные лишения, у него умирают два сына, сам он остается еле жив. Но вскоре приходит приказ о его возвращении в Россию. Вернулся Аввакум в Москву полный сомнений. Принимают его хорошо, он видится с государем. Но ничто не может поколебать его веры, он снова начинает борьбу с никонианством, чем навлекает на себя новые беды: его опять высылают, запирают в монастырь, судят, но Аввакум до конца остается непреклонным и гордо всходит на костер.

Жизнь протопопа производит неизгладимое, а во многом и поражающее воображение впечатление, заставляет задуматься, какой силой духа должен обладать человек, чтобы, пройдя через страшные лишения, остаться верным своей совести.

Личность самого протопопа очень сложна и парадоксальна, как и та идея, которую он отстаивал всю жизнь, не считаясь даже со своей семьей. Но, безусловно, верно то, что этот человек стал величайшим явлением своего времени, оставив мощный след в русской культуре.

А "Житие" - талантливая и яркая автобиография, острая и живая, как о ней отозвался Максим Горький, считавший ее "образцом пламенной и страстной речи борца". Остальная литература большей своей частью продолжает старые традиции, которые будут еще долго главенствовать в России.

3. Архитектура и изобразительное искусство

Но вернемся в Россию начала XVII в. "Лицом" культуры любой страны, безусловно, являются архитектура и искусство градостроительства. Не была исключением и Россия. Здесь после событий Смуты многие города и особенно столица серьезно пострадали от пожаров и военных действий. Москва возрождалась из пепла, ведь в 1612 г. она была почти вся сожжена поляками. Пострадал и Кремль, его стены и башни постепенно восстанавливают. Над Спасскими воротами возводят красивую шатровую надстройку, наверху у башни появляются куранты. Главную площадь теперь называют Красной. Сам Кремль становится резиденцией русских царей и патриархов.

Талантливыми зодчими А. Константиновым, Б. Огурцовым, Т. Шарутиным был построен Теремной дворец, в котором со второй половины XVII в. постоянно живут российские государи. Здесь проходят заседания царской палаты, или думы. В 1660 г. тут рассматривается деятельность патриарха Никона. 27 апреля 1682 г., в день смерти царя Федора Алексеевича, в Теремных покоях были избраны на царство царевичи Иоанн и Петр, при фактическом переходе власти в руки царевны Софьи Алексеевны, т. к. государи были еще слишком малы.

Трудно переоценить историческое значение этого памятника архитектуры.

Вся Москва строится с необыкновенным размахом. Ее можно поставить в один ряд с самыми крупными городами Западной Европы. Столичные церкви, монастыри, каменные дома приводят в восхищение приезжих иностранцев своей красотой, украшениями, прочностью и изяществом. Таким образом, каменное зодчество, прерванное Смутой, получает новое развитие. Одни за другими по всей стране строятся шатровые церкви и соборы: Архангельский собор в Нижегородском кремле (1631 г.), Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове (1620-е гг.), Успенская "Дивная" церковь в Угличе (1628 г.) и многие другие.

Богатые дворяне, бояре, купцы строят каменные палаты. А возведенные в конце XVI I в. пышные "чертоги" для царской семьи в Троице-Сергиевой лавре предвосхищают дворцы следующего столетия. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства, складывается пышный и величественный стиль московского, или нарышкинского барокко. И.Э. Грабарь писал: "Подводя итоги всему, что сделано в России в области искусства, приходишь к выводу, что это страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм, - словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводит на мысль о совершенно исключительной одаренности русского народа".

В архитектуре заметно стремление к светскости, реализму, а также к использованию народных традиций.

Те же черты можно отметить и в живописи. Здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты и формы. Еще в конце XVI в. в иконописи возникла школа, получившая наименование строгановской, по фамилии купцов Строгановых - больших ценителей искусства. В XVII в. эта школа получает дальнейшее развитие.

Основным центром русского изобразительного искусства являлась Оружейная палата Московского Кремля. Здесь работали русские и иностранные художники. Они старались добиваться все большего сходства с натурой. Это стремление к реализму заметно в портретах царей Алексея Михайловича Романова (С. Лопуцкого), Федора Алексеевича (И. Богданова), патриарха Никона (И. Детерсона и Д. Вухтерса). На иконах же появляются изображения пейзажей и зданий как самостоятельных элементов композиции, а не как блеклого фона для мощных религиозных образов. В 70-х гг. был составлен "Титулярник" - собрание портретов русских правителей от Рюрика до Петра Алексеевича включительно, а также "парсуны" иностранных царей, патриархов, включены в него были еще и гербы.

Тяготение к реализму проявляется и в церковной живописи, что приводит патриарха Никона в ярость. Однажды со свойственным ему темпераментом он побросал не понравившиеся ему иконы на каменные плиты пола, выколол у них глаза и приказал сжечь их, оглашая имена их владельцев.

Признанным авторитетом нового художественного направления в России второй половины ХVII в. стал Симон Ушаков, талантливый московский художник, выходец из посадских людей (1626-1686). Он состоит на государевой службе при Оружейной палате, является первым жалованным царским изографом и главным экспертом по вопросам искусства.

В его живописи нашло яркое выражение новое эстетическое мировоззрение, которое разделяли уже многие художники XVII в.: Иосиф Владимиров, Иван Безмин, Карп Золотарев и некоторые другие. Принципы реализма, живости, точности и даже зеркальности изображения Ушаков развивает в своем рукописном труде "Слово к любителю иконного писания". Он даже пытается издать подробный анатомический атлас. Таким образом, реализм Ушакова встает в жестокое культурное противоречие с традиционной русской художественной школой.

Это не остается без внимания духовных лидеров страны, в числе которых ярый противник всяких нововведений в этой области протопоп Аввакум, считавший, что нет ничего хуже и низменней, "чем будто живые писать".

Эти два взгляда на искусство, два мироощущения, отвергавшие друг друга, шли вместе до конца века, проявляя себя в самых различных памятниках, в иконах и росписях церквей. Но все же в живописи теряются лаконичность и высокая одухотворенность, зато появляется живая, яркая, фантастическая струя.

Ушаков пишет такие шедевры, как "Великий архиерей", "Нерукотворный Спас", "Насаждение Древа Российского", "Троица". В них он стремится к точному изображению образов, реальному изображению лиц, фигур, обстановки.

Эти и другие его работы сыграли немаловажную роль в становлении русского искусства.

Однако это еще не реализм, а скорее компромисс со старой, традиционной художественной школой.

4. Быт и ремесло

Даже самый устойчивый компонент жизни людей - быт, и тот испытал в XVII в. серьезные изменения. В небольшой степени у крестьян: по-прежнему большинство из них жили в избах, топившихся "по-черному", без трубы. Дым выходил через отверстие в крыше, поэтому стены были покрыты толстым слоем копоти и имели мрачный вид. В окнах - бычий пузырь вместо слюды или стекла, свет давала лучина. Вместе с людьми в избах зимой жили овцы, куры, телята. Посуда и вся утварь были сделаны из дерева. Ели ложками из мисок и тарелей, пили из стаканов, ковшей, братин. Спали и сидели на деревянных лавках. Из мебели были еще коробья и сундуки, часто украшенные красочной росписью. Ели крестьяне в основном черный хлеб, горох, толокно, капусту, морковь и репу. По праздникам на столе появлялось мясо, рыба. Из пития - квас и пиво. Одежду шили чаще всего сами из холста, украшали вышивкой. Летом носили лапти, зимой - валенки.

Важную роль в повседневной жизни простых людей играли обряды: песни, ряженья и гадания; в ночь на Ивана Купалу плели венки и прыгали через костер. Эти традиции имели глубокие исторические корни, истоки этих праздников можно найти еще в языческой Руси. Популярностью пользовался "Петрушка" - кукольный театр, в представлениях которого звучали порой политические и антицерковные мотивы.

Основная масса горожан тоже жила в простых бревенчатых избах, которые резко контрастировали с палатами знати. Хозяйство вели очень скромно, все в семье подчинялись хозяину. Так велел жить "Домострой" - свод житейских правил и традиционных норм того времени. Убранство в доме обычное: те же лавки вдоль стен, столы, шкафы. У более зажиточных - кресла, стулья и зеркала на западноевропейский манер.

На удивление гостям выставлялось оружие - холодное и огнестрельное, сделанное искусными мастерами, которые не жалели золота, камений драгоценных и фантазии на усладу богатым заказчикам. Именно здесь, в городе были сосредоточенны декоративные ремесла, связанные с роскошью. Это и золотых дел мастера, - и литейщики, и сканщики, и чеканщики. Широчайшее распространение получают искусство живописной эмали, резьба по дереву, белокаменная резьба и изразцы. Богатые люди не скупятся на траты, чтобы подчеркнуть свою исключительность, выделиться из толпы, используя все приемы декоративного и прикладного искусства.

Вот описание дома князя Голицына: "В его обширном московском доме, который иноземцы считали одним из великолепнейших в Европе, все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иностранных государей, немецкие графические карты в золоченых рамках, на потолках была нарисована планетарная система; множество часов и термометр художественной работы довершали убранство комнат".

У Голицына была значительная и обширная библиотека из рукописных и печатных книг на русском, польском и немецком языках.

Еду в богатых домах подавали самую разнообразную, из мяса, рыбы, птицы. Ее сдабривали пряностями, солеными лимонами, которые привозили из Голландии. Это было большой роскошью, доступной лишь богатым людям, что не осталось незамеченным в народе: "Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, - одни огурцы". Из Астрахани привозили арбузы, дыни и виноград. образование творчество искусство ремесло

Особой роскошью отличалось одеяние бояр. Огромные шубы, украшенные драгоценностями, кафтаны из дорогой материи отличались особой красотой и великолепием, но были очень тяжелы и неудобны. Все это дополняли высокие меховые шапки и яркие сафьяновые сапоги с загнутыми носами.

Но всех краше были царская одежда и облачение духовенства. Великолепие же самого дворца изумляло современников, поражая их блеском золота и богатством убранства. Мебель в царских хоромах была немногочисленная: те же лавки вдоль стен, в больших приемных палатах стоял трон, в красных углах, под образами, располагались дубовые столы, покрытые золотыми коврами или скатертями. Стены, если не были украшены росписью, обивались сукном или атласом. Стулья или кресла использовались редко, лишь в торжественных случаях. В постельной комнате главным предметом была кровать с балдахином, украшенная резьбой и позолотой. В сундуках хранились белье и одежды.

Но это никак не гармонировало с бытом миллионов русских крестьян.

За всем этим благополучным великолепием богатых дворцов и боярских хором стояла простая, деревенская Россия, погрязшая в нищете и убогости. Страдающее от налогов и жестокой эксплуатации население не раз в XVII в. поднимается на восстания против социальной несправедливости.

Заключение

Подводя итоги всему вышесказанному, надо отметить, что основной тенденцией в развитии русской культуры XVII в. стало еще робкое, но достаточно явное обращение к светскости. Постепенно начинается так называемое обмирщение духовной жизни русских людей. Но процессы эти очень замедлены. По словам В.О. Ключевского, "сделав шаг вперед, русский человек останавливался, чтобы посмотреть, не слишком ли далеко он зашел".

Поэтому пройдено было меньше, чем задумано. Мысль тронулась, но в допетровской России, как видно из наших примеров, даже небольшие, робкие шаги вызывали возмущение и негодование у приверженцев старинных традиций. Страна далеко не одинаково реагировала на западное влияние.

Реформа патриарха Никона еще более расколола общество по принципу принятия или неприятия новшеств во всех областях культуры. Бурная деятельность лучших людей того времени на поприще духовной жизни всего государства в целом определила дальнейшее развитие образования, науки, культуры; стала плацдармом для будущих реформ начала XVIII в.

Список использованной литературы

1. Буганов В.И. Мир истории. История России XVII века. М., 1989.

2. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVII и XVII столетиях. Государев двор или дворец. М., 1990.

3. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.

4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994.

5. Соловьев С.М. Об истории Древней России. М., 1993.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности народной культуры XVII века. Формирование городской жизни как носителя новых культурных процессов. Развитие образования, литературы, музыки и изобразительного искусства в период XVII века. Эпоха расцвета древнего московского монастыря.

    презентация , добавлен 05.12.2010

    Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века, особенности данного периода. Состояние просвещения, художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства и архитектуры. Вклад русской культуры в мировую.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2014

    Отличительные черты омирщения русской культуры XVII в. Особенности развития литературы этого периода, в которой утвердились два течения: панегирическое (феодально-охранительное) и народно-обличительное. Изучение архитектуры, зодчества, живописи, обрядов.

    реферат , добавлен 19.06.2010

    Семнадцатый век в истории России феодального периода. Культурные достижения XVII века. Материальная культура, ремесленничество. Устное народное творчество. Зодчество, развитие каменного строительства. Скульптура и резьба. Живопись. Музыка и театр.

    реферат , добавлен 17.01.2008

    Обмирщение культуры переходного периода, изменение традиционного мировоззрения и расширение культурных связей России с Западной Европой. Развитие системы образования, книгопечатания и литературы. Особенности архитектуры, живописи и прикладного искусства.

    презентация , добавлен 16.12.2012

    Общие условия и предпосылки развития русской средневековой культуры X-XIII веков. Памятники литературы периода феодальной раздробленности, развитие устного народного творчества, архитектуры, живописи и религии. Исторический жанр древнерусской литературы.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2014

    презентация , добавлен 14.05.2013

    Конец XIX века, вошедший в российскую историю как золотой век химии. Большие успехи в области математики и физики. Журналистика и книгоиздательское дело в России. Авторы, чьи произведения составляют классику литературы и музыки данного периода времени.

    презентация , добавлен 22.05.2016

    Рассмотрение развития западноевропейской литературы и искусства XIX века. Ознакомление с основными направлениями художественного творчества. Изучение основ классицизма, романтизма, реализма. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Ознакомление с историей становления и развития науки, народного образования, устного и музыкального творчества, театрального искусства, различных религиозных взглядов в Казахстане. Описание свадебных и похоронных обрядов, основных видов ремесел.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Введение.............................................. 2

2. Материальная культура..................... 3

3. Устное народное творчество.............. 4

4. Научные знания.................................. 8

5. Литература.......................................... 10

6. Зодчество............................................ 11

7. Скульптура и резьба......................... 12

8. Живопись........................................... 13

9. Музыка театр..................................... 14

10. Заключение....................................... 15

11. Список литературы.......................... 16

ВВЕДЕНИЕ

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить, У ней особенная стать:

В Россию надо верить.

Ф.И. Тютчев

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное

разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей.

Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благот-

ворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, бла-

готворное отсутствие единства (русская культура при рождении была

комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде

всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение)

и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования. Кроме того,

в нашей культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развива-

лись равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на

протяжении нескольких веков - это единство: каждая из ее сфер обога-

щает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у

Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры,

приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глуби-

не, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. По-

является неудержимое стремление к описательности, декоративности.

Художественное творчество из священного занятия превращается в ре-

месло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами

культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха

Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась

отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной,

традиционной: от саобытного типа культуры страна не отказывалась,

но внимательнее учитывала западные тенденции.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодально-

го периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй

еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется на-

чальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-кре-

постнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс обществен-

ного разделения труда, рост товарного производства и обращения были

условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-эконо-

мической жизни России. Новые явления в области культуры затронули

прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных

по тому времени городах, развитие торговли общение с другими страна-

ми подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей.

Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало про-

мышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы

в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских

людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся

заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в

прикладное искусство.

События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значи-

тельной территории Российского государства и подрыву его матери-

альной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на

положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства

оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были

прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

В области ремесленного производства произошли значительные сдви-

ги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском

хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермячные сукна, обувь,

одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, осо-

бенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового

превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в

XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значи-

тельному обогащению материальной культуры.

Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве,

Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки

железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли,

подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерст-

вом выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено произ-

водство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.

Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан,

его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали

башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичани-

на Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие

механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

Высокого технического уровня достигла обработка благородных ме-

таллов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золо-

той и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изго-

товлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные

вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое.

Важное значение имела чеканка монет.

В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был

отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты

в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с

сыном для митрополитного двора в Ростове.

Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Осо-

бенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых

лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские

плотники умели строить прочные и удобные суда - не только речные, но

и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной промысел, а

также производство поташа. Возникли центры массового производства

изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде,

Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах ра-

ботали скорняки, изготовляя разные меховые вещи. Развивалось также

производство по переработке шерсти, например изготовление вяленой

обуви, крупным центром которого стал Углич.

Значительно большее по сравнению с предшествующими временами раз-

витие получило каменное строительство. В XVII в. в России изготов-

лялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую

прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений

достигла высокого уровня.

В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России.

Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее

творцами и создателями были многие тысячи народных масте-

ров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.

В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицирован-

ных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев произ-

водство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных

мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и

выполняли сложные технические работы с большим искусством.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас,

благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном

творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными

конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был

временем значительного подъема народного творчества. Характерно ши-

рокое распространение исторических песен, проникнутых чувством глу-

бокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины,

песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца

XVII века. В пословицах ярко воплощалась народная оценка человеческ-

их качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до

наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за

гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические

отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: "из одно-

го дерева икона и лопата", "молебен нет, а пользы нет". Для XVII ве-

ка характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте:

"Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недо-

верие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота шиороки, а со

бвора узки", "обещать - по дворянски, а слово держать по

крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ

Послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - при-

воз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что

рогатка". Одним из любимых героев произведений народного творчества

стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его

имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды,

песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказы-

вался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались, и

Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Илья

Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья Мурамец ока-

зывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют восстание

как праздник:

На матушке Волге праздник -

Сходись, голытьба, на праздник.

Готовтесь, бояре на праздник.

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. - «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которое стало первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17-м в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий ввел два новых жанра - поэзию и драматургию, создав стихотворные произведения и пьесы, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе .

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во второй половине 17-го в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» (или «Насаждение дерева российского государства»), на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Помимо создания шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском Севере, значительно увеличивается количество зданий, возводимых из камня.

В зодчестве 17-го в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко, - московское (или нарышкинское) барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярустность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля - церкви Покрова в Филях (1693) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены знания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В. Пояркова, С. Дежнева и Е. Хабарова по освоению новых территорий.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 века появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 века появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

В зодчестве 17 века намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярустность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.

В заключении, следует еще раз отметить, что в культуре России в 17 веке главной чертой был отход от церковных канонов и обращение к светскому началу в искусстве.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I. Просвещение………………………………………………………………….4

II. Литература…………………………………………………………………..5

III. Архитектура………………………………………………………………..10

IV. Изобразительное искусство……………………………………………….13

V. Музыка и театр…………………………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….19

ВВЕДЕНИЕ.

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название "обмирщения" культуры (от слова "мирской" светский).

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, "латинское" влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей в специально отведенной для них Немецкой слободе. Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д.

Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается

печатное дело. Заметным становится личностное начало, которого практически не знала средневековая культура, имевшая дело не с живыми людьми, а с носителями либо добра, либо зла. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

I. ПРОСВЕЩЕНИЕ.

О развитии просвещения в XVII веке свидетельствует работа печатного двора, который стал издавать все больше книг гражданского содержания. Первой из них был букварь Василия Бурцова, вышедший в свет в 1634 году. В середине столетия увидела свет «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в конце – богато украшенный рисунками букварь Кариона Истомина .

Возникают регулярные школы. В 1665 году при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Ее учащиеся овладевали грамматикой и латинским языком. В школе при Печатном дворе, открытой в 1680 году, обучалось свыше двухсот человек, главным предметом был греческий язык. В 1687 году в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили грамматике, риторике, диалектике, философии и богословию. Академия готовила кадры для правительственных и церковных учреждений. Возглавили Академию братья Лихуды. Здесь готовили священников и чиновников.

В XVII веке, как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т.п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 году экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева.

Е.П. Хабаров в 1649 году составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII века сибирский казак В.В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова .

II. ЛИТЕРАТУРА.

В начале XVII века произведениях литературы отражались события Смутного времени. Сохранились народные песни о Григории Отрепьеве, Марине Мнишек, царевне Ксении Годуновой. О Смуте рассказывают и многие произведения письменной литературы: «Сказания Авраамия Палицина», «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Новый летописец», который излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол .

Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия сковывала божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных начинаниях. Герои литературы XVII века начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.

В литературе XVII века утвердились два течения: панегирическое и народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовавшийся в Москве Симеоном Полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан.

С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров – поэзии и драматургии. Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные стихи. В сочинениях Полоцкого господствуют панегирические тона, идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу принадлежат оригинальные пьесы на русском языке, например, «Комедия притча о блудном сыне». В новую форму автор вложил традиционное содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубить» и отправился странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших.

Полоцкий известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать внешнеполитические задачи. Самодержец, однако, должен подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.

Оценка самодержавия как самой лучшей политической системы обрела наиболее полное обоснование в сочинениях Крижанича. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659 году и написавший ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал предпочтение «самовладству», потому что только с ним он связывал справедливое правление, обеспечивавшее стране покой и согласие народа, а также возможность без проволочек исправлять промахи. Но порядок и гармонию способен обеспечить только мудрый царь. Крижанич выступал за объединение славянских народов. Крижанич, как и Полоцкий, не осуждал крепостнических порядков, но оговаривался, что надлежит ограничить аппетиты помещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина придет в упадок, и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистекала убежденность обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной эксплуатации.

Народно-обличительную литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум – талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра. Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной личностью с достоинствами и недостатками. «Житие» – остросюжетное полемическое сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия. Во всех поступках вождя старообрядчества четко прослеживается его неприятие новизны, науки и всего, что шло из Западной Европы. Язык «Жития» прост, динамичен, рассчитан на широкую аудиторию, которую автор намерен склонить на свою сторону. Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами живой народной речи.

Темой «Повести о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он оказывается в монастырской келье. В отличие от предшествующего времени келья уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна самоубийству. В повести раскрыт образ человека, его внутренний мир и трагические переживания.

В «Повести о Савве Грудцыне» фигурируют реальные исторические личности и определенная географическая среда, чем создается видимость подлинности рассказанной истории. Герои повести – богатые купцы Грудцыны – Усовы, торговавшие по городам Волги и Камы. В основу сюжета положены похождения купеческого сына Саввы Грудцына, отправленного отцом по торговым делам в Соль Камскую: беспутный сын предался разврату, продал душу дьяволу, затем попал в солдаты, участвовал в Смоленском походе, освободился от дьявола с помощью казанской иконы Богоматери и оказался в монастыре, где и закончил свою жизнь.

Примечательны сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов, бесправие простого человека и т. д. Повесть о «Шемякиной суде» рассказывает о разбирательстве в суде конфликта между двумя братьями, один из которых был богатым, а другой бедным. Богач дал своему брату лошадь и сани, чтобы тот вывез из леса дрова, но пожалел дать сбрую. Бедняк привязал сани за хвост лошади, хвост оборвался, и богач через суд затребовал от брата возвращения лошади с хвостом. Бедняк во время суда многозначительно показывал из-за пазухи судье Шемяке сверток, давая понять, что его ожидает богатый посул. Это и определило поведение Шемяки – он решил дело в пользу бедняка. На поверку оказалось, что в платок был завернут простой камень. Выражение «Шемякин суд» стало нарицательным для характеристики продажности и беспринципности судей.

«Повесть о Ерше Ершовиче» тоже пародирует судебные порядки, предусмотренные Уложением 1649 года Герои повести - рыбы Ростовского озера: здесь и рыбы-господа Осетр, Белуга и Белая рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного царства. Выиграть процесс мелкой рыбешке Ершу у сына боярского Леща оказалось не под силу, Ерша суд признал виновным. Повесть заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям в глаза и скопил в хворост: только того Ерша и видели».

Повесть «Калязинская челобитная» высмеивает быт монахов Калязинского монастыря, прославившегося распутной жизнью. Монастырская братия озабочена не молитвами, а наличием в достатке пива и вина. Мечта монахов состояла в том, чтобы иметь такого архимандрита, «который бы с нами горазд лежа вино да пиво пить, а в церковь не ходить, а нас бы не томить» .

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил "Синопсис" (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII первой половине XVIII в. "Синопсис" использовался как учебник русской истории .

III. АРХИТЕКТУРА.

Архитектурные сооружения XVII века отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII века многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII веке получили многоцветные «солнечные плитки» - изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли «каменным узорочьем», «дивным узорочьем».

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII века, в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля - церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII века можно назвать церковь Николы в Хамовниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Троицы в Никитниках.

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатная крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «нарышкинского» (по фамилии главных заказчиков), или московского, барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей. Внутреннее убранство зданий отличается пышностью и богатством: многоярусный иконостас, ложа для владельца здания, резные обрамления арок. Наконец, почти во всех зданиях «нарышкинского» барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI веке итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. К выдающимся памятникам деревянного зодчества XVII века относится затейливый и роскошный царский дворец в Коломенском, называвшийся современниками восьмым чудом света. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII века, когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости. Комплекс представлял сочетание больших и малых срубов-клетей и включал соединенные между собой переходами хоромы царя, царицы, царевичей и царевен, а также разнообразные служебные постройки. Дворец венчали разной формы покрытия, окрашенные в яркие цвета: шатровые, бочечные и кубовые. Снаружи его украшала позолоченная резьба.

В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними получили распространение ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков (Вознесенская церковь в Торжке). Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.

Гражданское строительство в XVII веке не отличалось многообразием типов сооружений. Торгово-промышленные здания представлены гостиными дворами в Китай-городе в Москве (1661–1665 гг.) и в Архангельске (1668 – 1684 гг.), а также Хамовным двором в Москве. Гостиный двор в Архангельске, построенный под наблюдением Дмитрия Старцева, вытянулся вдоль Северной Двины на 400 метров, его окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутри гостиного двора размещалось более двухсот торговых помещений.

Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий общественного назначения. За основу были положены жилые, постройки, которым были приданы более монументальные формы. Примером может служить Сухарева башня архитектора Михаила Чоглокова, воздвигнутая для стрелецкого Сухарева полка, проявившего верность Петру во время его конфликта с Софьей. Над массивным первым ярусом, по традиции являвшимся подклетом, расположились два яруса палатного строения, увенчанного башней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусу вела широкая парадная лестница. К общественным постройкам в Москве, сооруженным тоже в конце столетия, относятся здания Земского приказа в Кремле (1683 год), а также Монетного двора .

IV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы Симона Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи «парсуны» (персоны), изображавшей реальные персонажи, например, царя Федора Ивановича, М.В. Скопина-Шуйского. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII века появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII веке.

Живопись относилась к тому виду искусства, где в наибольшей степени сохранилось влияние традиций и где новое проявлялось меньше, чем в литературе и зодчестве. Это объясняется тем, что изобразительное искусство XVII века представлено преимущественно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. В патриаршей и царской грамотах 1668 и 1669 гг. живописцам предписывалось придерживаться издавна установившихся традиций. Особенно рьяно защищали старину старообрядцы, считавшие святотатством всякие отклонения в изображении

Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. Возникнув еще в XV веке, как хранительница драгоценностей царской семьи и мастерская по производству оружия, она в XVII веке становится художественным центром страны. В Оружейную палату были привлечены лучшие художники со всей страны, а также иностранные мастера. В ней выполнялись работы для царского двора: писали иконы, парсуны (портреты), украшали рукописи, изготавливали знамена, шатры, повозки, мебель, утварь, игрушки для царевичей. Среди художников Оружейной палаты сложилось разделение труда: одни из них разрабатывали композицию иконы, другие писали лица, третьи – одежду, четвертые специализировались на изображении растений и животных.

Помимо икон, художники расписывали стены храмов, в частности Архангельского собора. Стены нижнего яруса собора и столбы были украшены изображениями похороненных князей и царей.

В течение 30 лет художественную деятельность в Русском государстве возглавлял Симон Ушаков. Он выступал в роли художника, организатора живописцев страны, работавших в Оружейной палате, а также теоретика нового направления в живописи. Характерная черта творчества Ушакова – пристальный интерес к изображению человеческого лица.

В ранних произведениях лик под кистью Ушакова мало отличался от традиционного: худое плоское лицо, прямой тонкий нос, темные круги под глазами. Постепенно он преодолевал суровость выражения, аскетичное лицо приобретало живые черты. Стремление очеловечить лик Христа ярче всего выражено Ушаковым в знаменитой иконе «Спас Нерукотворный».

Широко известна другая его икона – «Насаждение древа государства Российского». У истоков древа находится Иван Калита и митрополит Петр. На ветках древа укреплены медальоны с изображением наследников Калиты. С левой стороны древа стоит царь Алексей Михайлович, справа – его супруга и двое царевичей. Это был живописный панегирик Романовым, якобы составлявшим единое древо с Рюриковичами.

Высказывания Ушакова об искусстве и его назначении существенно отличались от традиционных. Искусство должно быть близким к природе, радовать глаз яркими красками, а не мрачным, изображающим святых тощими и смуглыми. В основе оценки иконы должен лежать эстетический принцип, ей надлежит быть красивой. Ушаков создал живописную школу. Его последователями были Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев. Иосиф Владимиров развивал взгляды на иконопись, близкие взглядам Симона Ушакова .

В XVII веке было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Оба жанра, однако, не преодолели еще манеры письма, присущей иконографии. Портретная живопись представлена немногочисленными парсунами. В парсунах, даже выполненных Ушаковым, отсутствует объемность изображения, стремление достичь сходства с оригиналом сочеталось с плоскостной трактовкой. Таковы, например, парсуны царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. Пейзаж тоже еще не стал объектом самостоятельного изображения, он в иконе выполнял вспомогательную функцию, являлся фоном: рядом с ликом святого художник писал деревья, лес с птицами и зверями, цветы и др.

V. МУЗЫКА И ТЕАТР.

К XVII веку русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «распевов». Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающие самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей. Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки власть предержащих.

О начале обмирщения культуры говорит появление при дворе Алексея Михайловича первого русского театра в 1672 году. Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин Артамон Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра. Режиссером театра был пастор Грегори. Репертуар театра составляли пьесы, написанные на основе библейских сюжетов. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слабоды, это были исключительно мужчины и юноши.

Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил серьезных следов в истории русской театральной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила замечательные богатства творческих сил народа в культуре. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества

пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие. Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего

национального богатства, славы и величия нашего народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 661с.

ISBN 978-5-94879-739-7

Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до 1861 года. 3-е издание. – М.: «Высшая школа», 2004. – с. 233-234

Кириллов В.В. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – с. 176



Рассказать друзьям