Вавилонская башня. Сочинение: Вавилонская башня

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(вольное изложение мифа)

"была вся земля - один язык и слова одни: И сказали люди: "Построим же себе город и башню до небес. И назовемся, чтобы мы не распылились по всей земле"
(Библейское предание; 11 глава книги «Бытие»)

Рассказ путника
Палящий зной полуденного солнца; раскалённый воздух прозрачным маревом поднимается от растрескавшейся земли. Усталость и жажда всё сильнее дают о себе знать. Но ничего. Ещё немного и этот путь будет пройден. Впереди уже видна цель моего путешествия – ещё недостроенное, но великое по замыслу творение рук человеческих. Люди, как муравьи, копошатся на лесах. Стройка идёт полным ходом: башня, высотой способная достичь неба, почти завершена.
Теперь можно и передохнуть. Скоро мне предстоит стать свидетелем триумфа человечества.
****
Однажды всё изменилось…
Стоял самый обычный день; строительство башни близилось к концу. Через два дня стройка, возможно, была бы окончена.
Тогда погода удивляла своей неестественной неподвижностью, каким-то странным затишьем. Ни одного облака на небе, ни единого дуновения ветра, только одна удушающая жара.
И, точно, не к добру оказалось всё происходящее: на горизонте появилась маленькая елезаметная тёмная точка. Она приближалась, росла, и вскоре люди увидели, что это вовсе не туча, а стремительно надвигающаяся пыльная буря!
Все спешат поскорее где-нибудь укрыться. А бушующая стихия всё ближе! Вот она уже у городских ворот: сметает всё на своём пути – даже толстые каменные стены не выдерживают бешеного натиска бури! Кругом одни обломки! Никто, даже старики, не могут вспомнить подобное. Но самое страшное не это. Бурей до основания разрушило ту самую башню! Великое творение было уничтожено в один миг!
А после наступила тишина…
Пыль постепенно оседала на руины. Ветер стих. Тучи, закрывшие собой всё небо, начали редеть. Уцелевшие жители стали осторожно выходить из своих убежищ. Но, к несчастью, их злоключения на этом не кончились…Страшная буря, так внезапно начавшаяся и так же внезапно отступившая, ещё не преподнесла свой главный «подарок». Не только великая башня была разрушена, но произошло ещё нечто невероятное – люди просто перестали понимать слова друг друга. Речь окружающих стала казаться каким-то непонятным набором звуков. Вот тогда все по-настоящему ужаснулись: никто никого не понимал, абсолютно.
Со всех сторон слышны крики не понимающих, потерянных друг для друга людей.

Wo bist du?!
- Somebody!..
- Qui comprend d"autre moi?
- Riesci a capirmi?
- Что в конце концов происходит?!
******
(Где ты? (пер. с нем.)
Кто-нибудь! (пер. с анг.)
Кто ещё меня понимает? (пер. с франц.)
Ты можешь меня понять? (пер. с итал.)
*******
Но всё со временем проходит, прошла и первая волна страха и паники. Постепенно люди начали собираться по группам, где речь была в целом схожа и понятна. Конечно, не одна семья была разлучена подобным образом, не одно сердце разбито. Но всё же волнения понемногу улеглись, крики смолкли.
Спустя несколько лет люди разошлись кто куда, каждый со своей группой, говорящих на одном языке. Только в их памяти остались все события недавнего прошлого. Хотя,через поколение и они стали казаться неправдоподными, а потом и вовсе обратились в миф.

(спустя 200 лет)

В одном достаточно зажиточном городе, некоего государства однажды появился неизвестный музыкант. Он был молод, хорош собой, но беден и совсем не понимал, что ему пытались сказать. Но не это впоследствии оказалось главным. Он пел, да как! Голос, звонким ручьём лился над толпой, проникал в каждый уголок сердца даже случайного слушателя, не оставляя равнодушным никого. И не важно было, на каком языке песня. Понятно было всё и так, без слов.

Думаю, дорогой мой читатель, пришло время вернуться в наше время, ведь сейчас также можно встретить много подобных примеров. Хотите узнать почему?
В музыке, в искусстве заключены все человеческие чувства: и радость, и печаль, и любовь, и тоска и много всего такого, что трудно выразить словами. А ведь всё это общее для всего человечества: люди из разных стран, на разных континентах испытывают практически одно и то же. Поэтому, язык здесь не имеет большого значения, многое понятно и так, без слов…


важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (см. Быт. 11, 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес», сделаем себе имя, – говорили они, – прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт. 11, 4). Однако строительство было пресечено Господом, Kоторый «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и расселились по земле (см. Быт. 11, 8). Город получил название «Вавилон». По преданию, строительством Вавилонской башни руководил потомок Хама Нимрод. Библейское повествование о Вавилонской башне дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, которое может быть соотнесено и с современным пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим», из него вычленились другие языки. Kроме того, рассказ о Вавилонской башне является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы.
В христианской традиции Вавилонская башня – символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Таким образом, антитезу Вавилонской башне представляет чудо основания Церкви, которая соединяет народы Духом Святым (см. Деян. 2, 4-6). Вавилонская башня также является прообразом современной технократии с ее тоталитарной идеологией и тираническим отношением к человеку.
На образ Вавилонской башни, несомненно, наложила отпечаток месопотамская традиция храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения, на верхней террасе находилось святилище божества. Священное Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства. Во время активного археологического изучения Древней Месопотамии было сделано множество попыток найти прообраз Вавилонской башни, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука, который имел название «основание неба и земли».

Еще по теме ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ:

  1. Физические гипотезы относительно возникновения народовСвязь этой проблемы с вопросом о различии рас.- Причина разделения народов - духовный кризис, доказываемый на основании узла связей, существующих между разделением народов и возникновением языковКн. Бытия, 11. - Объяснение кризиса и позитивной причины воз-никновения народов.- Средство воспрепятствовать рас-падению на отдельные народы - поддерживать сознание единства (праисторические монументы. Вавилонская башня).

Предупреждаю:Легенда не маленького обьема:)

Это было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали.

И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.

Давайте соберемся все вместе и выстроим высокую башню! - сказал один.

Все обрадовались и закричали:

Мы выстроим башню, мы выстроим башню до самого неба!

Выбрали высокую гору - и закипела работа! Одни месят глину, другие лепят из нее кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвертые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню.

Все работают, всем весело, все поют.

Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня. Город Вавилон.

Башня строилась не год и не два. Одних кирпичей для нее понадобилось тридцать пять миллионов! И для себя пришлось еще дома построить, чтобы было где отдыхать после работы, а возле домов посадить кусты и деревья, чтобы птицам было где петь.

А на горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю - золотой, чтобы, как солнце, сверкала!

И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется среди людей сам бог Ягве. Не понравилась ему их затея - выстроить башню до самого неба. Не захотел он, чтобы люди добрались до неба.

"Это оттого они умудрились свою башню выстроить,- подумал он,- что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились!"

И наслал Ягве на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.

Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла. Кровельщики пошли к кузнецам сказать, чтобы те скорее ковали тонкие золотые листы для кровли, А кузнецы не понимают ни слова.

И во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.

Маляр кричит;

Краска кончилась!

А у негополучается:

Номорпэнт!

Ничего не понимаю! - кричит ему снизу другой. А получается

Жэнэком пренепа!

И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные Другим.

Виндадоры!

Маракири!

Бобэоби!

Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять?

И стали люди собираться кучками - кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старсется держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.

И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону - строить свои города. А башня стала мало - помалу разваливаться.

Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской Башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.

И до сих пор на всех языках света люди рассказывают эту сказку о недостроенной Вавилонской башне.

Урок развития речи. 6 класс

Вавилонская башня

Но стали - чудо из чудес - мы строить башню до небес…

А.Малинин

Цели : воспитание интереса к изучению русского языка; анализ живописного полотна и литературного источника в единстве содержания и средств художественного выражения; побуждение учащихся к самостоятельной творческой активности в работе с живописным и литературным образом; использование информационного пространства сети Интернет для работы над картиной Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня»; обучение разностороннему анализу произведения через таблицу «Шесть шляп мышления».

Задачи : использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности; оценить гармонию единства художественных средств живописи и содержания картины; совершенствовать навыки и умения анализа текста; построить высказывание о лично воспринятом художественном образе, переданном в собственном образном слове.

Оборудование : мультимедийный проектор, слайды с портретом художника и репродукцией картины, цветные жетоны, таблица «Шесть шляп мышления», карты ответов, эпиграф, дополнительная специальная литература, Интернет-ресурсы (http:// clck .yandex .ru ; http:// go . mail .ru ).

«Шесть шляп мышления»

а) Какие события произошли?

б)Герои произведения.

в) Место, время и т.д.

Желтая шляпа

Положительное,

позитивное

мышление

Выделение позитивных сторон и аргументирование: почему они являются позитивными.

Что хорошо, что полезно, конструктивно и почему?

Черная шляпа

Критическое мышление

Не только выявление противоречий, недостатков, но и анализ их причин.

Что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – почему так произошло?

Красная шляпа

Эмоциональная

Нужно связывать изменения эмоционального состояния с теми или иными моментами.

С каким именно моментом связана та или иная эмоция: грусть, радость, раздражение…

Зеленая шляпа

Творческое мышление

Помогает найти новые грани в изучаемом материале.

а) Что можно было бы сделать иначе, почему, как именно?

б) Как можно усовершенствовать тот или иной аспект?

Синяя шляпа

Философская, обобщающая, аналитическая

Анализ содержания. Приемы и средства создания образа, нужно сделать общие выводы, найти обобщающие параллели.

Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня» 1563 г.

Ход урока

    Вызов.

Учитель. Вавило́нская ба́шня - башня, которой посвящено библейское предание, изложенное во 2 главе «Ноах» книги Бытие. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Прочитайте выразительно текст упр. 413, определите тип речи, тему, основную мысль (задание для сильной группы учащихся).

Выписать из текста словосочетания «существительное + причастие» (задание для слабой группы).

    Осмысление.

Учитель. Вавилонская башня - впечатляющее достижение древних строителей, но этим не ограничивается интерес к ней, к ее замечательной истории, воплощенной в литературе, в музыке, в живописи, например, в картине Питера Брейгеля Старшего «Вавилонская башня», созданной в 1563 году. Ваша работа в группах должна показать, что легенда о Вавилонской башне представляет интерес с точки зрения роли языка как средства межнационального общения и с точки зрения искусства.

Учащиеся делятся на 6 групп, используя цветные жетоны, выбирают одну из «шести шляп мышления»; в группе выбирают одного человека, который озвучивает ответ от имени всех.

Время для подготовки ответа – 10 минут. Во время подготовки учащиеся работают с дополнительной специальной литературой и в сети Интернет, оформляют свои ответы на листах бумаги фломастером того же цвета, что и шляпа, выбранная группой.

Белая шляпа : Научная история поисков Вавилонской башни началась с нескольких кусков раскрашенных кирпичей, найденных на месте Вавилонского царства немецким архитектором и археологом Робертом Кольдевеем. Обломки кирпичного барельефа послужили достаточно веской причиной, чтобы кайзер Вильгельм II и только что основанное Германское восточное общество стали щедро финансировать раскопки древнего города на реке Евфрат на территории нынешнего Ирака. 26 марта 1899 г. Кольдевей торжественно начал раскопки. Только в 1913 г. уровень грунтовых вод снизился, и археологи смогли приступить к исследованию остатков легендарной башни. На дне глубоких раскопов они освободили из-под наслоений сохранившуюся часть фундамента из сырцового кирпича и несколько ступеней лестницы.

В 1962 г. экспедиция под руководством архитектора Ханса-Георга Шмидта продолжила исследования развалин башни. Профессор Шмидт создал новую модель постройки: две боковые лестницы вели к широкой террасе, расположенной на высоте 31 м от земли, монументальная центральная лестница заканчивалась на втором ярусе на высоте 48 м. Оттуда вели вверх еще четыре лестничных марша, а на вершине башни стоял храм. Зиккураты, как называли вавилоняне свои башни, были высотой примерно с современный 25-этажный дом!

Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 миллионов кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.

Желтая шляпа : Храм был высотой 91 метр и имел одну прямоугольную ступень и семь спиральных - всего их было восемь. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею» или «краеугольный камень Небес и Земли». Знаменитый храм верховного божества Мардука.

Многие историки убеждены, что храмовые башни служили жрецам также в качестве астрономических обсерваторий. Поскольку эти сооружения были самыми высокими точками на плоской, как стол, равнине междуречья Тигра и Евфрата, а глиняные таблички сохранили в веках свидетельства глубоких познаний вавилонских мудрецов в астрономии. Астрономия была в те времена чисто вавилонской наукой. Жрецы использовали знания о небесных светилах для обоснования астрологических предсказаний будущего, а также при составлении и исправлении календаря. В представлении обитателей древней Месопотамии астрономия и астрология были неразрывно связаны между собой. Наблюдая звездное небо, жрецы определяли траектории движения звезд по небосклону, а позднее научились заранее их рассчитывать.

Черная шляпа : Вавилоняне за шесть веков до нашей эры строили величественные сооружения высотой до 90 м, но до наших дней от них дошли только жалкие остатки.

Вавилонский «небоскреб» стал символом безумной гордыни земного человека, посмевшего равнять себя с самим Богом. О плачевном конце Вавилонского царства в Библии тоже говорится как о возмездии за грехи и высокомерие перед Господом. Библейская мораль ясна: усмири гордыню, не замахивайся на то, что тебе не под силу, иначе будешь повержен. Однако на людей это древнее предостережение не подействовало... У строителей Вавилонской башни есть много последователей в разных странах, и рекорды высоты зданий падают один за другим, чему в немалой степени способствует технический прогресс.

Красная шляпа : Мы считаем возможным то, что евангельские волхвы, пришедшие поклониться новорожденному младенцу Иисусу, происходили из Вавилонии, ведь никто другой не мог предсказать появление на небе Вифлеемской звезды. Вавилонские мудрецы позаботились сохранить свои знания для будущих поколений и записали их клинописью на множестве глиняных табличек, снабдив для ясности рисунками.

Легенда о Вавилонском столпотворении, в которой говорится, что Бог покарал людей за гордыню, сформировала у многих европейских народов отрицательное отношение к царству Вавилонскому как рассаднику греха и порока. В действительности нравы и обычаи в тех краях были вполне пристойными.

Зеленая шляпа : Легенда о Вавилонской башне, представленная в упражнении, является повествованием. Хотелось бы добавить описание башни, отсутствующей в тексте учебника: «А на горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица-башня: внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет: в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый и оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю – золотой, чтобы, как солнце сверкала!». Это описание объясняет, почему кирпичи были разного цвета. Разноцветные кирпичи сами по себе глубоко символичны – они как предвестники различий, которые появятся у некогда единого народа. Это разные языки, разный цвет кожи, разрез глаз, цвет волос и другое.

В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563).

Синяя шляпа : Действительно, легенда о Вавилонской башне позволяет объяснить, почему люди стали говорить на разных языках. Примечательна она тем, что раскрывает важность одного из обязательных условий общения – знание общего языка.

III . «Рефлексия»

Домашнее задание: написать сочинение-этюд по картине «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего.



Рассказать друзьям