Vbulletin галерея же де пом. Галерея Жё-Де-Пом: подробное описание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

И з древних исторических источников известно, что игрой маленьким мячом, который перебывали или ладонью руки, или широкой палкой или кожаным ремнём, увлекались ацтеки Америки, обитатели античной Греции и Рима, древней Ассирии, Вавилонии, Египта, Персии и Китая.

Известный итальянский художник Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo ) в картине «Смерть Гиацинта» (1751) в правом нижнем углу изобразил ракетку с мячами. Безусловно древнегреческий мифический герой умер не от изнурительных теннисных баталий, а от попадания в голову диска, который метнул Аполлон во время состязания между ними. Но, тем не менее, сюжет Тьеполо наводит на мысль, что живописец хотел подчеркнуть древнее происхождение тенниса.

В течение нескольких столетий историки хотели установить прямую связь между этими играми с играми в мяч раннего средневековья, но отсутствие документальных подтверждений, скорее всего, оставит этот вопрос без ответа. В настоящее время исследователи истоков тенниса склонны думать, что игры древности пережили медленный эволюционный процесс со многими трансформациями.

Б ольшинство медиевистов полагают, что прообраз тенниса появился во Франции в XI веке под названием "жё-де-пом" (фр.- Jeu de Paume ) (в буквальном переводе с французского "игра ладонью"). Мячи, имевшие название "esteufs" были различной величины и веса.

Существуют свидетельства тому, что в Париже в 1292 году было 30 ремесленников (Paumiers ), изготовлявших мячи (Esteuf ). Для сравнения, к примеру, в то время во французской столице было 8 библиотек и один поставщик красок.

Играли на улицах, вымощенных камнем, что улучшало отскок мяча. Улицы выбирались, как правило, узкими, чтобы была возможность перетянуть их лентой или верёвкой. Игра собирала толпы зрителей, которые болели громко и эмоционально.

Несколько позже в XIII-XIV веках игры схожие с французской "жё-де-пом" стали популярны в Италии (игра называлась "джиоко делла палла"; "паллоне"; "паллакорда"), в Англии ("гейм оф пэлм"; "тенесс"), в Испании ("лонг-пом"; "курт-пом"), в Стране Басков ("пелота "), в Валенсии ("фронтон").

Вначале "жё-де-помом" увлекались простолюдины, но со временем игра пришлась по душе французским монахам. Служители церкви играли, как правило, в галереях с каменным полом, которые окружали внут­ренние дворики монастырей. Эти помещения получили название "бальхаусы" (Ballhaus ).

В сохранившихся рукописях имеется повествование аббата Кохарда о популярности этой игры среди французской монашеской братии в XII ве­ке. Он упоминает и о традиции, существо­вавшей в Орлеане, когда епископ за неделю до Пасхи дарил своим прихожанам подарки, в ответ на что они презентовали ему в день Христова Воскресения несколько бит (фр.- Battoir ) и набор новых мячей, чтобы настоятель монастыря и каноники могли играть в теннис. Эта традиция существовала и в других монастырях Франции.

С о временем монашеская забава становится модной среди коронованных особ и дворянства (подробнее в статье "Теннис голубых кровей "). За любовь английской королевской знати к игре она получила название "королевский теннис" (Royal Tennis ). Но термин "королевский" был введён только в середине XX века, чтобы отличить эту форму теннис от тенниса, который появился несколько позднее под называнием "реал-теннис " (Real Tennis ).

Статус королей и их придворных не позволял играть в присутствии более низкого сословия. Поэтому, чтобы уберечься от нежеланных взоров, во многих замках стали строиться крытые теннисные залы с боковыми галереями для зрителей дворянского сословия. Такие дворцовые корты появились в: Пуатье, Лувре, Фонтенбло, По, Амбуаз, Компьене, Плесси-ле-Тур и в других замках. Игра в закрытых помещениях получила название "Jeu dе Сourte Paume ". Дословно "courte" – короткий, что имелось в виду – корт, ограниченный в длину, в отличие от "Jeu dе Longue Paume " – игры на длинном корте, то есть на улице, где длина площадки не ограничивалась (игра носила развлекательный характер, а соревнования по Люнг-пому стали проводиться с 1817 года ).

Предполагается, что первый закрытый корт появился в Пуатье (Франция) в 1230 году. Но доподлено известно, что в 1285 году был построен корт в Валенсии (Испания). Сегодня о нём напоминает лишь название улицы – «Улица джентльменов теннисного корта».

Пристрастие вельмож к теннису не только дало толчок к появлению закрытых кортов, но и внедрению новых игровых принадлежностей. Причиной тому послужили опухоли и потёртости кистей рук, появляющиеся в результате многоразовых ударах ладонью по жёсткому и тяжёлому мячу (в истории известны смертельные исходы от попадания его в голову ). А аристократических поклонников игры это обстоятельство никак не устраивало. Они то и начали вначале использовать специальную кожаную перчатку, а затем деревянный щиток, одеваемый на кисть руки. Что касается ракетки, то они вошли в широкий обиход в XVI веке, а первое упоминание о бите виде весла относится к 1505 году. Хотя, английский поэт Джеффри Чосер (Geoffrey Chaucer ) в поэме «Троил и Крессида» (Troilusand Cressida ) (1380), описывая игру в мяч, употреблял термин "racket" (прим.авт.– Поэма с аналогичным названием есть и у Шекспира, но в ней не упоминается об игре в мяч, хотя в других его произведениях причастность к теннису его героев встречается не одноразово ).

Недавно архивариусами Шотландского Университета в Глазго была обнаружена книга под названием «Театр изящных устройств» (Le theatre de bons engins ), опубликованная в Париже в 1540 году. ) из Тулузы. В ней содержится 100 рисунков с описаниями на разные темы и среди них два рисунка посвящены жё-де-пому. Это одна из первых книг на французском языке, в которой имеются печатные изображения первых теннисистов с ракетками (история ракеток ).

С реди французских королей первым поклонником тенниса являлся Людовик Х (1289-1316). Увлекались игрой, также Иоанн II (1319-1364) Карл V (1338-1380), Карла VI (1368-1388), Людовик XI (1423-1483), Карл VIII (1470-1498), Франциск I (1494-1547), (1519-1559), Карл IX (1550-1574), Людовик XIII (1601-1643), Людовик XIV (1638-1715), Людовик XV (1710-1774). Однако, наибольшее развитие королевский теннис получил при правлении Генриха IV (1553-1610).

На Британских островах королевский интерес к теннису начался с Генриха V (1387-1422), о чём свидетельствует трагедия Уильяма Шекспира «Генрих V». Продолжателями его увлечения были: Яков I (1394-1437), Генрих VII (1457-1509), Генрих VIII (1491-1547), Джеймс V (1512-1542), Джеймс VI Шотландский и I Английский (1566-1625), Карл I (1600-1649), Карл V (1500-1558), Карл II (1630-1685), Георг IV (1762-1830).

Из летописей известно, что весьма неплохими игроками были и представители королевских семей Испании и итальянских вельмож. Так, например, первый закрытый теннисный корт в Италии был построен в 1457 году в Белригуардо (Belriguardo ) – загородной резиденции герцогов д"Эстов (d"Este ). Из итальянских архивных документов, датированных 1490 годом, игра наподобие тенниса получила название: "pallacorda" (итал.– "palla" – мяч; "corda" – верёвка). Это название свидетельствует о том, что игра предполагает разделение игровой площадки верёвкой. К тому же “corda” созвучно и со словом "корт" (прим.авт.– Сетка начала использоваться в первые годы XVI столетия ).

В письме известного гуманиста Паоло Кортези (Paolo Cortesi ) повествуется, что он, находясь во Флоренции, был вовлечён в интереснейший теннисный матч на корте дворца Медичи. Команда, в которую входили он, его сын и глава Флорентийской республики Лоренцо ди Пьеро де Медичи (1449-92) проиграли команде из Рима, и за проигрыш заплатили 25 дукатов.

В «Латинской энциклопедии придворных нравов» (известной под названием "De Cardinalatu" ), составленной в 1510 году Кортези, указано, что корты должны быть во всех светских и церковных дворцах. При этом автор давал описание двух типов кортов: открытые на внутренних дворах и закрытые – залы, который может легко переустроить как для игры в паллакорду, так и для других мероприятий.

Папа Римский Юлий II (Iulius II ), покровитель Кортези, считал паллакорду самой полезной из всех игр в мяч, и поэтому она должна стать самым популярным времяпрепровождением итальянской знати после охоты. Следуя его наставлению, игру полюбил Генрих V (1500-1558) – император Священной римской империи (король Италии, Испании, Германии).

П ринято считать, что с восшествием на престол короля Франции представителя династии Бурбонов, а Англии – Тюдоров, в этих странах начался "Золотой век" средневекового тенниса.

Н о короли, есть короли. Им и их знати никто не препятствовал игре в теннис, а вот горожанам начали запрещать играть в него. Дело в том, что городские и монастырские власти обеспо­коились тем, что игра затрудняет движение по улицам, шум болельщиков нарушает спокойствие горожан, торговцы и ремесленники оставляют свою работу, обучающаяся молодёжь – прогуливает занятия, а священнослужители уклоняются от своих монашеских обязанностей.

Поэтому, с середины XIII века начинаются гонения на "уличный" теннис. В исторических источниках существует много тому примеров. Приведу несколько из них.

Постановление синода города Руана (Франция), датированное от 1245 года, запрещало монахам играть в мяч.

Статус колледжа при монастыре Мармонтье (Франция), принятый в 1390 году, предписывал ученикам: "...возможность играть, если получат на то разрешение мастера и, при условии, что не станут мешать другим. Играть разрешается только в колледже при закрытых дверях ".

Из-за массовых прогулов студентов, увлечённых теннисом, мэр Орлиана (Франция), с целью возвращения их в лоно университета, издал указ о закрытии 14 теннисных залов.

В 1397 году Главный судья Парижа запретил играть в теннис каждый день, кроме воскресенья, так как "торговцы и другие горожане оставляют свои рабочие и семейные обязанности, что вредно сказывается на состояние общества ".

В Лейдене (Южная Голландия) в 1463 году городские власти приняли постановление, согласно которому теннисные корты не должны находиться ближе, чем на 40 ярдов от церквей или монастырей.

В Брюг­ге (Бельгия) теннисные площадки запрещалось строить в центре города.

В Англии Эдмунд Люси, епископ города Экзетер, в 1452 году написал докладную архиепископу Кентерберийскому: "Мы получили сведения, что многие члены монастырской братии участвуют в дьявольской игре в теннис на территории церкви Святой Ма­рии и даже на освящённом захоронении христиан. Они играют в праздники, впрочем, как и в будни, превращая церковь в ярмарку. При этом упоминают имя господне, грязные слова и проклятия, в результате чего возникают перебранки, скандалы и бессмысленные битвы слов. Эта беззаконная игра предосудительным образом оскорбляет верующих, прихо­дящих сюда для молитвы... Более того, они бесчестным образом посягают на права церкви, и потому должны быть подвержены осуждению и наказанию, вплоть до отлучения от церкви ". Одновременно он обратился и к городским отцам: "Наша церковь больше не святое место – вокруг смех, крики и неблагородные игры. Мы узнали, что даже некоторые монахи участвуют в игре с мячом, который обычно называют теннисом. А для упражнений они пользуются стенами домов ".

Таким образом, теннисисты стали нарушителями порядка, их штрафовали и даже заключали в тюрьму. И, тем не менее, в XV-XVI веках игра приобрела всеобщее признание, и англичане стали называть её "реальный (настоящий) теннис" (Real Tennis ). Вы спросите: почему "англичане"? И почему "настоящий"? Во-первых, теннис в XV веке стал культивироваться и в Англии. На этот счёт имеется красивая версия о том, что его показал английскому королю Генриху V французский герцог Карл Орлеанский, возглавлявший в 1415 году (во время англо-французской столетней войны ) французские войска в битве при Азенкуре (Франция) и пленённый англичанами (в плену пробыл 20 лет ). Хотя, в английских документах имеются ссылка на реал-теннис, отмеченная 1365 годом. Во-вторых, если светское общество играло в теннис, в основном, за-ради забавы, то в других сословиях появилось много игроков, для которых теннис носил соревновательный характер, и первую очередь игру на деньги. Стало быть, теннис, как карты и кости, становится игрой на реальные ставки, а не приятным времяпровождением или упражнением для здоровья.

Несмотря на то, что теннис был сугубо мужским занятием, в «Летописи провинции и округа Эно» (Annales de la province et comté du Hainaut ) (1854) можно найти сведения об успешном выступлении в 1427 году в Париже молодой женщины 28 лет под именем Марго из Эно (Margot du Hainaut ) (Эно – провинция Валлонии ). Немногим мужчинам удавалось обыграть эту звезду средневекового тенниса. Как отмечалось, по завершению своих выступлений она увезла с собой достаточно большую сумму денег.

О популяризации тенниса в Европе в XV-XVI веках сохранилось немало различных документов: королевские указы, монастырские послания, постановления магистратов, заметки путешественников, трактаты и др. В этом плане наиболее любопытными являются два произведения известных гуманистов того времени. Это сборник "Семейные диалоги" ("Colloquia Familiaria") нидерландского путешественника и философа Эразма Роттердамского (Erasmus of Rotterdam ), изданный на латыни в 1524 году (сборник много раз переиздавался под названиями: "Домашние беседы", "Дружеские беседы", "Непринужденные беседы", "Разговоры запросто" ). В одной из бесед воспроизводится следующий диалог (с сокращениями):
"Николас: Ничто не развивает так хорошо тело, как игра в мяч. Только возьмём ракетки, чтобы меньше вспотеть.
Джереми: Нет уж. Они напоминают мне сеть для рыбы. Оставим их рыбакам. Ладонью бить легче.
Николас. Ладно, я не против. А на что играем?
Джероми.: Можно на щелчки: деньги целее будут.
Николас. Ну, нет уж, мне лоб дороже денег.
Джероми. И мне тоже. Но в игру нужно внести хоть какой-то интерес, иначе мы заснём от скуки.
Николас. Вот то-то и оно.
Джероми. Какая сторона выиграет трижды, получит от побеждённых шестую часть драхмы. Но с тем условием, чтобы выигрыш целиком истратить на пирушку для всех игравших.
Николас. Прекрасное условие. Утверждается! Теперь осталось только бросить жребий, чтоб разбиться по сторонам. Силы у всех почти равны, и, значит, не так уж важно, кто с кем.
Джерони. Но ты намного опытнее меня!
Николас. Допустим. Зато ты удачливее.
Джерони. Разве и тут имеет значение удача?
Николас. Она правит везде.
Джерони. В добрый час! Подавайте! Но кто подает без предупреждения, теряет подачу.
Николас. Тогда вот – держи.
...........................
Николас. Отметь заднюю линию черепком или камешком, или, если хочешь, своею шапкой.
Джерони. Лучше твоею.
Николас. Принимай-ка снова мяч.
Джерони. Подавай. И веди счёт.
Джерони. Ура! У нас пятнадцать! Эй, докажите же, что вы мужчины! Не бил бы ты своего места – мы бы снова выиграли! А теперь сравнялись.
Николас. Ненадолго. У нас тридцать! У нас сорок пять!
Николас. Вот теперь пошло всерьёз. Отлично! Мы впереди!
Джерони. Долго не продержитесь! Что я говорил? Опять сравнялись!
Николас. Что-то долго колеблется Судьба, словно никак не решится, кому отдать победу. О, Судьба-Судьбинушка, если будешь к нам благосклонна, дадим тебе муженька! Ура, услышала наше обещание! Мы выиграли! Запиши-ка мелом, чтобы не забылось.
Джерони. Скоро вечер, да и вспотели мы изрядно. Пора заканчивать. Сосчитаем выигрыш.
Николас. Мы выиграли три драхмы, вы – две, на выпивку, значит, остаётся одна. Да, кстати, а за мячи кто заплатит?
Джерони. Все вместе, каждый свою долю: из выигрыша ничего отнимать не будем – слишком он скудный.

Другое произведение принадлежит перу друга Эразма Роттердамского испанскому философу Луису Вивесу (Lluís Vives ). В своих «Диалогах», написанных в 1555 году на латинском языке, Вивес описывает разговор двух уважаемых синьор из Валенсии – Борджиа и Сцинтилла. Разговор идёт главным образом о том, чем отличается игра в теннис в Испании от французской игры.
Сцинтилла. В Париже я видел множество теннисных кортов, которые были практичнее и удобнее, чем ваши.
Борджиа. И какие же, хотел бы я узнать?
Сцинтилла. Например, корт на улице Сент-Мартен.
Борджиа. А есть ли во Франции общественные корты, как у нас в Испании?
Сцинтилла. Именно о таких я и говорю. И не один, а множество. Например, на улицах Сен-Жак, Сен-Марсель и Сен-Жермен.
Борджиа. А играют они так же, как и мы?
Сцинтилла. Более или менее, за исключением того, что их игроки надевают шапочки и специальную обувь.
Борджиа. И на что же она похожа?
Сцинтилла. Обувь сделана из войлока.
Борджиа. Наверное, она была бы хороша и для нас.
Сцинтилла. Да, она хороша для паркетного пола. Во Франции и Бельгии играют на ровном и гладком полу, выложенном плитками. Мячи у них меньше, чем наши, более твёрдые. Они покрыты белой кожей. И набивка у них другая. Они набивают мячи не кусками материи, как мы, а собачьей шерстью. Поэтому они не играют руками.
Борджиа. Чем же они тогда играют, кулаками?
Сцинтилла. Конечно, нет. Они пользуются ракетками.
Борджиа. А ракетки натянуты верёвками?
Сцинтилла. Вовсе нет, жилами такой толщины, как пятая струна арфы. Сетка у них такой же высоты, как наша. Если вы попадаете мячом в сетку, вы теряете очко. Две линии ограничивают на площадке место, называемое "чэйзес" (chases). К тому же существуют четыре градации счета: 15, 30, 45 и преимущество, а также равенство (deuse), когда счёт равный. Мяч может возвращаться с лёта (volley) или с первого отскока, но если он отскочит два раза, то мяч считается проигранным.

В Италии теннис стал приобритать популярность в XVI веке. Так, представитель Папы Римского в Испании граф Бальдассаре Кастильоне (Baldassare Castiglione ) в своём трактате «Придворный» (ит.- Cortigiano ) (1528) писал, что теннис не только благородное занятие, но и игра способствующая развитию "гармонии тела в целом, быстроты и гибкости каждой его части . Теннис – единственный спорт, который является королём игр и игрой королей! " Красиво, не правда ли?

Итальянский скульптор и художник Бенвенутто Челлини (Benvenuto Cellini ) в своих мемуарах под названием "Жизнь" (Vita ) вспоминал, что в 1540 году его в качестве ювелира пригласил Франциск I и для его обитания подарил небольшой замок «Петит Несли» (Petit Nesle ). На его территории находился корт, где придворный ювелир часто упражнялся в игре.

В 1555 году в Венеции была опубликована книга итальянского священника Антонио Скаино да Сало (Antonio Scaino da Salo ) «Трактат об игре с мячом» (итал.– Trattato del Giuoco della Palla ). Автор учился и получил сан священника в университете Падуи (старейший университет в Италии ). Именно там он серьёзно увлёкся изучением различных игр с мячом. Его трактат, состоящий из XX глав на 315 страницах, описывает шесть игр, которые стали прямыми "предками": регби, футбола, бейсбола, волейбола и, конечно же, тенниса, который, по утверждению автора, любил больше всего. В книге ведётся речь о правилах, системе счёта, оборудовании и размерах площадок (впервые была сделана попытка их стандартизации ), технике и тактике игр, а также о спортивном этикете и форме одежды. Скаино в соей работе даёт аргументацию, почему теннис "очень полезен для расслабления тела, восстановления сил и отдыха ума, а также для подготовки военных ". Что касается последнего, то он указывает, что игра в теннис, вырабатывает качества "оставаться спокойным при любых обстоятельствах, быть не слишком смелым и не слишком робким, уметь сдерживать противника ". А с тактической точки зрения теннисный матч: "позволяет научиться: планировать сражение и захват крепостей, выбирать наиболее удачное время для наступления или отступления, понимать характер противника, какой он – храбрый или трусливый, бесхитростный или хитроумный, несдержанный и терпеливый ".

Да Сало посвятил книгу своему другу, покровителю и страстному поклоннику тенниса герцогу Альфонсу де Эсте (Alphone d"Este ) – последнему правителю суверенного герцогства Ферарра. Поводом к написанию послужил однажды возникший во время игры серьёзный спор между герцогом и его соперником, а так как на игру были сделаны большие ставки, то спорный момент обсуждался достаточно оживлённо, в том числе и зрителями.

В начале XVI века во Франции появилось достаточно большое количество игроков, которые на игре в жё-де-пом зарабатывали себе на жизнь. Поэтому в 1527 году Франциск I, дабы теннисисты, сплачивали в королевскую казну налоги, утвердил, как таковую, профессию "игрока в жё-де-пом" (Paumiers ) и даже подписал первый патент. Таким образом, 1527 год можно считать годом официального зарождения профессионального тенниса.

В 1571 году во Франции была создана «Корпорация профессионалов тенниса» (фр.- Corporation des raquettiers qui fabriquent les raquettes de jeu de paume ), Устав, которой утвердил сам Карл IX (1550-1574). В ней все игроки были поделены на три категории: ученики (Apprentices ), партнёры (Associés ) и мастера (Maitres ). Особенными привилегиями пользовались мастера тенниса (Мaitres Paumiers ), которым надавалось право на гильдию и на собственный герб с теннисной символикой. (прим.авт.– 1. Примерно к 1350 году слово "paume" приобрело два новых значения: "игра в мяч "(т.е. теннис) и "помещение для игры в теннис" (корт), хотя прямой перевод означает – "ладонь". Поэтому в разных переводах словосочетание "maitres paumiers" употребляется либо "мастер тенниса", либо "мастер корта". 2. Гильдия – объединение ремесленников и продавцов, создаваемое для защиты их интересов и дающее монопольное право на их вид деятельности; члены гильдий связывались взаимными обязательствами, в том числе по взаимопомощи, имели иерархическую структуру и возможность повышения ранга, в данном случае, не ранее чем через три года ).

Деятельность мастеров тенниса была разнообразна и включала: изготовление ракеток и мячей, обучение игре, участие в показательных выступлениях, содержание кортов, предоставление игровых костюмов, организацию, судейство и обслуживание игр.

Аналогичное объединение профессионалов, со своим Уставом, было создано во Флоренции приблизительно в 1550 году.

Г енрих Наваррский став королём Франции Генрихом IV издаёт Указ от 15 октября 1594 года «Статьи о положении и организации мастеров и владельцев теннисных кортов» содержание, которого достаточно любопытно. Вот некоторые выдержки из него:

  • В Париже и его окрестностях должно быть четыре гильдии мастеров тенниса, которые должны руководить представителями этой профессий. Мастер должен избираться на два года путём подсчёта голосов.
  • Руководители гильдии должны производить инспекции не менее раза в месяц, чтобы дела велись в порядке и точности.
  • Те, кто хотят стать членами гильдии должны продемонстрировать своё мастерство в присутствии руководителей и других членов гильдии.
  • Никто в городе, пригороде или университете не имеет права владеть мастерской или кортом без разрешения городских властей, и пока он не получит звание мастера.
  • Никто, независимо от его положения и богатства, не имеет права сдавать в ренту корт, пока он не получит звание мастера.
  • Мастер имеет право владеть всего лишь одной мастерской в Париже или в его окрестностях.
  • Никто не может получить звания мастера, пока он не продемонстрирует хороший характер, трезвость и высокую нравственность.
  • Никто, кроме мастеров тенниса, не имеет права продавать мячи, независимо от того, новые они или старые.
  • В случае смерти мастера его жена, пока она остаётся вдовой, имеет право вести дело мужа и держать корт открытым.

Генри, милостью Божьей, король Франции и Наварры.

Следовательно, мастерам тенниса предоставлялись исключительные права на владение и сдачу в аренду кортов, на изготовление и продажу мячей (прим.авт.– О ракетках, почему-то, в документе речь не идёт ).

Поскольку королевская знать нуждалась в теннисных ракетках и мячах, а также в партнёрах и тренерах, то профессия "мастер тенниса" стала не только почётной, но и приносящая значительный доход.

В о многих европейских университе­тах начали сооружаться закрытые корты, на которых студенты проводили свободное время. Так, например, на карте Кембриджа 1592 года между нескольких зданий колледжей можно хорошо рассмотреть корты. Сейчас это место застроено университетскими зданиями, а о кортах только напоминает название улицы «Теннисная». Несколько позднее и в Оксфорде на территории Мертон-колледжа был построен один из старейших кортов, сохранившийся до наших дней.

Французский писатель Франсуа Рабле (Francois Rabelais ) в сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533), иронически описывает занятия великана Пантагрюэля, блиставшего больше на кор­те, чем на университетских занятиях по праву. "Если ваши карманы набиты теннисными мячиками, на голове – шляпа юриста с полями, в ногах – неуемная жажда танцев, а в мозгах – сплошная вата, значит, вы вполне созрели до степени доктора или кандидата" .

А как тут не вспомнить, всеми нами любимое, произведение Александра Дюма «Три мушкетёра» (1844), в котором описанные события относятся к 1625-1628 годам. В начале повествования читаем: "...Так как приём у короля был назначен на полдень, Атос условился с Портосом и Арамисом отправиться в кабачок около люксембургских конюшен и поиграть там в мяч. Они пригласили д"Артаньяна пойти вместе с ними, и тот согласился, хотя и не был знаком с этой игрой ". В оригинале относительно "игры в мяч " употребляется слово "paume ", что и подразумевает игру схожую с теннисом. Следовательно, герои Дюма играли именно в теннис, причём два на два.

В своей книге «Взгляд на Францию» , выпущенной в 1594 году, секретарь английского посольства в Париже Роберт Даллингтон (Robert Dallington ) пишет: "Вся страна буквально покрыта кортами. Их здесь намного больше, чем церквей. Кажется, что французы рождаются уже с ракеткой в руке. Игроков больше, чем на Британских островах посетителей пабов. Они лишены всякой умеренности в своём увлечении. Их можно видеть играющими в теннис в жаркую пору дня, когда большинство нормальных людей и не помышляет о том, чтобы выйти на улицу " ("паб" – английская пивная ).

В 1596 году теперь уже венецианский посол в Париже Франческо де Ирни (Francesco d"Ierni ) в своём докладе сообщал, что во французской столице насчитывалось 250 специальных домов для игры в теннис, 40 – в Орлеане, 25 – в Руане, 20 – в Пуатье, 15 – в Бордо,13 – в Ле-Мане, по 8 – в Бурже и Анже (прим.авт.– Это не считая кортов в замках, таких как Лувр, Блуа, Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, и т.д.). А французских подданных, имеющих прямое или косвенное отношение к теннису (маклеров, массажистов, поставщиков материалов для производства инвентаря и др. ), составляет порядка 7000.

К началу XVI века сдача в аренду кортов и изготовление теннисного инвентаря становится очень прибыльным делом.

В 1599 году вышла в свет книга мастера тенниса Жана Форбе (Jean Forbet ) под названием «Полезное влияние тенниса на ум и тело» (фр.– L"Utilité qui provient du jeu de la paume au corps et à l"esprit ). Первая часть касалась пользы от игры в теннис и была написана в поэтичной форме. Вторая часть, более объёмная, называлась так: «Правила королевской и благородной игры в теннис, как образец других игр и занятий, в 24 параграфах, предупреждающие обо всех трудностях и спорах во время игры, в особенности, если на каждой стороне корта более одного игрока. Написаны в Париже в 1592 году Форбе старшим, мастером этой игры».

Наведу несколько параграфов из этих правил:

§ Джентльмены, желающие сражаться друг с другом в теннис, не должны приносить ложные клятвы или богохульствовать на корте. Прежде всего, игроки должны, вращая ракетку, определить, кому начинать (прим.авт.– Предматчевый жребий выбора подачи). Первая подача совершается во имя Бога и во славу благородных дам (прим.авт.– Является разминочной).

§ В самом начале участники могут заключать ставки. Тот, кто выиграет первый сет, устанавливает размер заклада. В сете четыре гейма, но если счёт после четырёх геймов будет равным, то должно разыгрываться преимущество. Но если сет состоит из шести геймов, то преимущество не разыгрывается.

§ За игрой должны следить один или два маркера (прим.авт.– Маклеры выполняли функции организаторов игр и судей). Если мяч отскочит от пола дважды, они обязаны предупреждать об этом, крича "случайный удар" (chasse morte) (прим.авт.– Никаких ограничений на количество отскоков от стен и крыши, которые являлись частью корта, не было; по мячу можно было бить до его приземления).

§ Маркер должен быть справедливым по отношению к обоим игрокам и не отдавать предпочтение одному из них в интересах публики и её ставок.

§ Если мяч попадёт в сетку и упадёт перед ней, то теряется очко.

§ Если мяч попал в игрока или коснулся его одежды, то он теряет очко.

§ Счёт должен объявляться своевременно, и игроки не должны жаловаться, что они не готовы.

§ Если подающий спросил принимающего "Вы готовы?", а тот ответил "Да", а затем закричал "Не готов", то он теряет очко.

§ Если возникают трудности при определении счёта, игроки вправе обращаться к публике и выслушивать её решение (прим.авт.– Зрители выступали в качестве судей-консультантов).

§ Если игроки ошиблись в счёте и это обнаружилось до окончания гейма, счёт меняется на один гейм назад (прим.авт.– Гейм начинается со счёта 0:0).

§ В случае возникновения спора мяч должен переигрываться.

§ Обычно матч состоит из трёх сетов и может быть прерван из-за дождя или наступления ночи. В этом случае, проигрывающий джентльмен должен оплатить полностью свои расходы за корт, а тот, кто ведёт в счёте, только половину. Если игроки захотят доиграть матч в следующий раз, то они должны это делать с общего согласия.

§ Королевская игра в теннис рассчитана на благородных людей, она предполагает деликатное поведение игроков. Каждый должен оплачивать свои расходы, и если кто-либо не может завершить матч, он должен заплатить на треть больше, чем его соперник.

§ Те трудности и споры, которые могут возникнуть в игре, помимо тех, что описаны выше, решаются с помощью обращения к мастеру тенниса, маркерам или зрителям.

Имеются сведения, что во Франции в то время при встрече было принято желать не "bonjour" (добрый день), а "bonjoueur" (хорошей игры).

В 1610 году во Франции было создано «Сообщество мастеров тенниса, владельцев мастерских по изготовлению ракеток, мячей и других предметов для тенниса» (фр.- Communauté des maîtres-paumiers, raquetiers, faiseurs d"éteufs, pelotes et balles ), которому был дан статус монопольной организации-производителей. Кроме основных функций им предоставлялось право осуществлять обучение своей профессии. Срок обучения составлял три года, после чего сдавались экзамены, и выдавался патент на самостоятельную работу. Этот патент было разрешено передавать по наследству. Таким образом, стали возникать династии теннисистов.

С оседство Франции и Британии, их тесные связи во многих сферах, не могли не коснуться и тенниса. Как уже отмечалось, в Англии увлечение теннисом и строительство кортов началось при вступлении Генриха V на престол (1413).

В XV веке корты появились в лондонском Тауэре, в Виндзоре, в Вестминстере. Возникли новые профессии: изготовители ракеток (мячи изготовлялись только французами), маркёры, мастера тенниса. Многие летописцы кого времени упоминают некого Ричарда Стайреса (Richard Stayres ), который занимался теннисом профессионально и зарабатывал им себе на жизнь.

К концу XVI века только в Лондоне насчитывалось 14 кортов.

Теннисный бум продолжался в Англии до прихода к власти Оливера Кромвеля в 1645 году. При его правлении теннисные корты стали демонтировать или использовать для других целей, к примеру, как хранилища зерна. Однако, спустя сорок лет, когда Карл II (1630-1685) вернул монархию, интерес к теннису возродился, и всё вернулось на круги своя. Именно в это время был опубликован первый английский вариант правил реал-тенниса в «Академия Арсенала» (1668). Её автор Рэнделл Холм (Randall Hill ).

В 1767 году Уильям Хики (William Hickey ) организовал клуб в Баттерси (район южного Лондона), в котором стали играть в реал-теннис на открытом воздухе . Игра получила название "полевой теннис" (f ield tennis ). Лорд Абердэйр в своей книге « Королевская и древняя игра в теннис » (The royal and ancient game of tennis, 1977 ) цитирует донесение Хики (стр.19) "Летом у нас был еще один клуб в Баттерси-Филдс... и состоял из очень уважаемых людей... Игра, в которую мы играли, была изобретением нашего собственного "Полевого тенниса", которое обеспечивало благородные упражнения... Наши регулярные встречи проводились каждые две недели " .

Нельзя не обойти вниманием, ещё одну игру, оказавшую влияние на развитие тенниса. В то время, как реал-теннис считался привилегией аристократии, то для сословия, не относящегося к джентльменам, стала популярна игра под названием "рэкетс" (Rackets ). Она зародилась в XVIII веке во дворах английских долговых тюрем и городских трущобах. В рэкетс играли без сетки во дворах, обнесённых стенами (наподобие сквоша ), а счёт вёлся по натуральному ряду чисел до 15 очков .

В озвращаясь к Франции отмечу, что в течение XVII века теннис в ней начал постепенно терять свои позиции, в частности по причине того, что владельцы кортов принялись сдавать их в аренду актёрам – это оказалось более прибыльным делом. Например, известно, что труппа Мольера нередко давала спектакли в провинциальных залах для игры в теннис.

Теннис косвенно оставил свой след и в истории Французской революции, когда 20 июня 1789 года депутаты третьего сословия собрались в зале теннисного корта и дали клятву не расходиться, пока не будет выработана конституция. Это событие запечатлено на известной картине "Клятва на теннисном корте " (1791) французского художника Жака Луи Давида. Но это не помогло выживанию тенниса во Франции, а наоборот Наполеон и Веллингтон запретили все дворянские развлечения, в том числе и теннис. Хотя современники утверждают, что до революции Наполеон также увлекался теннисом.

К концу XVIII века число кортов во Франции сократилось до 50 (из них только 10 осталось в Париже). Многие известные игроки совершают многоразовые турне через Ла-Манш, где выступают и передают своё мастерство в английских городах. Первым и самым именитым среди них был Гийом Барселлон (Guillaume Barsellon ), королевский игрок (Paumier de Roi ) при дворе Людовика XIV. Сохранился его портрет кисти Этена Луи (Etienne Loys ), находящийся в Уимблдонском музее. И, хотя в стране всё сильнее ощущался упадок тенниса, но тем не менее, его уровень был выше, чем в других странах. Поэтому первый чемпионат мира по реал-теннису всё же прошёл именно в Париже в 1740 году. В истории игровых видов спорта это было вообще первое состязание такого ранга. Первым чемпионом мира стал француз Клир (Clergе ). Два последующих чемпионата также проводились в Париже: в 1765 году победителем стал Раймон Массон (Raymond Masson ) – королевский игрок Людовика XV, и в 1785 году – Жозеф Барселлон (Joseph Barcellon ) – сын Гийома Барселона. Следующий чемпионат мира состоялся в 1816 году уже в Лондоне, где француз Маркизио (Marchisio ) переиграл англичанина Филиппа Кокса (Philip Cox ), но это уже другая история (см. «История тенниса: XIX век »).

Одним из лучших игроков второй половины XVIII века считался и сын первого чемпиона – Антуан-Анри Массон (Antoine-Henry Masson) (1735-1793), которого запечатлел на полотне в 1769 году английский живописец Джон Гамильтон Мортимер.

В о второй половине XVIII века модной аристократической игрой заинтересовались и во дворе Екатерины II. Из двух игр: жё-де-пом и реал-теннис дамы и кавалеры российского императорского двора отдали предпочтение первой, так как в то время мода преобладала на всё французское.

Первый павильон в России под названием "Жё-де-пом" был построен Бартоломео Франческо Растрелли в 1750-х годах деревянным, а в 1769 году его перестроили в камне. Из Франции "выписали", как тогда говорили, "мастера мячефной игры" монсеньора дю Плесси (Du Plessis ). В контракте оговаривалось, что он будет обучать игре не только наследников престола, но и воспитанников Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, в учебную программу которого были включены занятия на корте. Вначале корт находился во дворе Меншиковского дворца. В 1793 году для этого аристократического учебного заведения было возведено новое здание, в котором размещался зал для игры в жё-де-пом, о чём свидетельствует мемориальная доска "Jeu De Paume – дом для игры в мяч. Это первое в России крытое спортивное сооружение" (прим.авт.– В 1867 году оно было передано Сант-Петербургскому академическому университету и в этом же году Врачебно-гимнастическое общество взяло его в аренду и переоборудовало под гимнастический зал. С 1870-го в нём замещались кабиниты физической географии, антропологии, музейные экспонаты. С конца 1901 года и по сегодняшний день "Жё-де-пом" используется для физического воспитания студентов ).

Н есомненно, у вас возникает вопрос, почему же игру назвали "теннисом" (Tennis)? К сожалению, доподлинно не известно о происхождении этого слова. Наиболее вероятной версией (на мой взгляд) является происхождение этого слова от французского "тене" (Tenir) (лат. Tenez), означающее: "держите". Этим выкриком предупреждали соперника о введении мяча в игру.

Приведём ещё одну версию, исходящую из английских источников конца XIV века, в которых фигурирует слово "тенесс" (Teness). Так, в одном из судебных документов говорится о неком Уильяме Терри из Кентербери, содержателе дорожного приюта, на территории которого он позволял своим постояльцам играть в запрещённую игру "teness". Дело в том, что во времена англо-французской Столетней войны (1337-1453) были запрещены любые азартные игры, в том числе и с мячом.

В некоторых летописях относящихся к этому времени, встречаются и другие схожие слова: "tenetz", "tennesse", "tennys".

Т акже однозначно не установлено и происхождение системы ведения счёта (так называемой "пятнадцатибальной"): 15-30-40(45)-60. Первое упоминание о системе теннисного счёте, в сохранившейся литературе, относится к 1316 году, второе – к 1354. В трактате Антонио Скаино да Сало (1555) также фигурирует эта же система подсчёта очков. Но достоверно никто не берётся утверждать её происхождения. Имеется несколько версий.

Первая версия. Ещё в XIV веке во Франции в жё-де-пом играли на деньги. В то время французская денежная система строилась по шестидесятеричному принципу, то есть номинал более крупной монеты составлял 60 денежных единиц и разменивалась она четырьмя монетами более низкого достоинства равными 15 единицам. Таким номиналом была монета по одним источникам в 15 су, по другим – в 15 пенсов. Что касается монеты с номиналом в 60 единиц, то разные источники указывают на "донье" (лат. – динарий), "корона" или "луидор" (последний приравнивался к 60 сантимам). Почему же такое расхождение в названиях монет? Да потому, что точно не установлено время внедрения теннисного счёта, а в те времена каждый король выпускал свои деньги, да и короли менялись часто. В материалах, опубликованных на сайте Французской федерации тенниса, указаны монеты: "двойной золотой" (Double D"or ) – 60 су (Sou ) и "золотой донье" (Denier D"or ) – 15 су.

Выиграл розыгрыш мяча – получи донье, проиграл – отдай. Ставкой в одной игре (прообраз современного гейма) была монета достоинством в 60 денежных единиц.

Позже англичане для краткости заменили "сорок пять" на "сорок". Это произошло ориентировочно в первой половине XIX века. Во всяком случае, из книги Дональда Уолкера (Donald Walker ) "Игры и спорт" (Games and Sports ), изданной в 1837 году, фигурирует ещё "сорок пять".

Вторая версия. Она также связана с деньгами. Существующие в то время законы ограничивали размер ставок в азартных играх, в том числе и в теннисе. Например, в средневековой Германии ставки свыше 60 динар запрещались. Вот и ставили на одну игру 60 динар, а так как бывшие в то время в ходу монеты имели номинал в 15 динар, получалось как раз по 15 за каждое очко.

По третьей версии ещё с периода вавилонской культуры (начало II тысячелетия, 539 года до н.э. на территории современного Ирака ) существовала система исчисления, называемая "шестидесятикратной". В ней начальная мера равнялась шестидесяти единицам (прим.авт.– Происхождение этой системы также связывают с денежными единицами: шекел и мина, которые имели соотношение: 1 мина = 60 шекелей ).

Предполагается, что с каждой стороны корта находился циферблат со стрелкой (наподобие табло). При выигрыше каждого розыгрыша мяча, стрелка передвигалась на отметку соответствующую четверти круга, что соответствовало 15 минутам. Прошла стрелка целый круг значит, одна игра выиграна.

Встречается и такое предположение: вместо циферблатов стояли слуги или маклеры и направлением вытянутой руки, по окончании каждого розыгрыша указывали счёт. То есть, при счёте 0:0 обе руки – в бока. Выиграл первый розыгрыш мяча – правая рука вытянута горизонтально в бок, выиграл ещё раз – рука поднята, следующий выигрыш – левая рука вытянута вбок, последний выигрыш сигнализировался поднятием левой руки вверх. Таким образом, две поднятые верх руки соответствовали выиганной игре (гейму ).

Четвёртая версия . В начальный период позднего Средневековья аристократия увлекалась влиянием небесных тел на судьбу человека путём определения градуса эклиптики, который отвечал конкретному гороскопу. Эти измерения проводились с помощью астрономического прибора – астролябия. А число «60» было краеугольным камнем астрономии со времён Вавилона.

Пятая версия. Лучшим примером шестидесятеричной системы является время: 60 секунд в минуте, 60 минут в часе. Поэтому некоторые историки предполагают, что именно четверть часа (15 мин) стала отправным элементом в теннисной системе счёта. Между тем если учитывать, что циферблат для часов был внедрён голландский астрономом Христианом Гюйгенсом после изобретения маятниковых часов (1656), то версия происхождения счёта от временных интервалов становится несостоятельной.

Шестая версия связана с длиной закрытой теннисной площадки (Courte Paume ), равной 45 футов с каждой стороны. Игрок при выигрыше первого и второго розыгрышей мяча передвигался вперёд на 15 футов, а при выигрыше третьего – на 10 футов, то есть становился "сеточником", а так как игра с лёта разрешалась, то чем ближе к сетке, тем больше тактическое преимущество (прим.авт.– Мне такой подход нравится и его можно применять в тренировочном процессе, что позволит совершенствовать удары как с отскока, так и с полулёта, и с лёта ).

О происхождении системы счёта дискутируют много, основываясь на выше перечисленных гипотезах. Но мало кто задавался вопросом: почему нужно выиграть именно четыре розыгрыша и при этом, разница в выигрышах должна составлять не менее двух? Мне кажется, если найдётся ответ на этот вопрос, то, скорее всего, удастся устранить и предыдущие сомнения.

Как бы то ни было, но с уверенностью можно контактировать, что подобной системы счёта нет ни в одном виде спорта.

Теперь относительно "нуля". В теннисной терминологии для счёта соответствующему «0» используется слово "лав" (Love ). И опять же, однозначного мнения по его происхождению нет. Одни утверждают, что англичане, когда игрок не выиграл ни одного розыгрыша (т.е. денег не получал ), выражались следующим образом: "Ни любви, ни денег " (Neither for Love nor for Money ). Вот вам и "ноль". Ну, куда денешься от английского пессимизма. Не то, что у нас: "Не повезёт в игре, повезёт в любви ".

Другие "лав" связывают с созвучным французским словом "L"oeuf", означающее "яйцо", которое напоминает форму "нуля".

И ещё одно непривычное слово, употребляемое при объявлении счёта: "дьюс" (анг.– Deuce ), означающее "ровно" (когда счёт в гейме переходит на "больше – меньше" ). Здесь исследователи теннисной терминологии соглашаются с тем, что оно имеет французский корень либо от выражения "deux le jeu", обозначающее "игра обоих", либо от "deux points" – игра до двух очков, то есть игроку надо выиграть два очка для победы в гейме.

С о счётом закончили. Перейдём к ещё одному непонятному слову: "сервис" (англ.- Service ), означающее подачу. Мы же привыкли это слово воспринимать как "услуга". Так оно в начале и было. Для аристократической знати ввод мяча в игру считалось зазорным элементом игры и, поэтому подача осуществлялась слугами, обслуживающими игроков. В связи, с чем и появился термин, обозначающий подачу от французского "serviz", – "обслуживание" или от английского "servant" – слуга.

Когда играли ладонью, то выиграть розыгрыш мяча с подачи, практически, было невозможно. Но с появлением ракеток со струнами (XVI век) этот удар стали выполнять сверху, что значительно повышало скорость полёта мяча, а значит и возможность выигрыша. Отличиться с первого же удара на глазах публики стремились и знатные особы. Однако при подаче сверху повышалась вероятность промаха. Поэтому имеются предположения, что вторую подачу ввели именно короли. Рассказывают, как один из коронованных особ самовольно присвоил себе право на вторую подачу. А так как это был король, причём жестокий и непредсказуемый, то возражать ему никто не осмеливался. Некоторые английские историки приписывают это нововведение Генриху VIII (1491-1547), теннисисту посредственному, но азартному, проигрывавшему на корте огромные суммы.

Знаменитые места | Франция

Национальная галерея современного искусства Жё-де-Пом находится в здании, которое Наполеон III в 1861 году построил в саду Тюильри для игры в мяч (jeu de paume).Это старинная игра, предок тенниса, распространенная в странах Европы с XIII века. Упоминается в романе Дюма «Три мушкетёра»: д’Артаньян играл в неё перед аудиенцией у короля. Играл в неё и Наполеон III, последний император Франции. Построенное им здание, по сути, теннисный корт, по своей архитектуре являлось двойником Оранжери, расположенного на другом краю сада.Уже с 1909 года здание Жё-де-Пом использовалось для проведения различных выставок. В 1922 году после масштабной реконструкции галерея экспонировала свою постоянную коллекцию, не отказываясь при этом и от временных выставок. В эти годы Жё-де-Пом начала интенсивно приобретать работы выдающихся художников – Модильяни, Пикассо, Шагала, Сутина, Хуана Гриса.Во время оккупации галерея использовалась нацистами в качестве склада для конфискованных у еврейского населения произведений искусства. Часть награбленных культурных ценностей была предназначена для музея фюрера в Линце. Одновременно нацисты, органически не переносившие так называемого «дегенеративного искусства», пытались продать в третьих странах не устраивавшие их картины. Часть произведений продать не удалось, и в ночь на 27 июля 1942 года они были сожжены в кострах возле Жё-де-Пом (в их числе – работы Пабло Пикассо и Сальвадора Дали).В 1947 году галерея была превращена в музей, экспонирующий в основном работы импрессионистов: отличное естественное освещение создавало для этого идеальные условия. Но в 1986 году коллекцию произведений импрессионистов передали музею д’Орсэ, а зал для игры в мяч был серьёзно перепланирован архитектором Антуаном Стинко с ориентацией на современное искусство.Сегодня здесь работают не только выставочные помещения, но и аудиовизуальный зал, книжный магазин, кафе. Галерея проводит выставки современной живописи и графики, фотографии, демонстрирует кинофильмы, видео. Контрастом к ним за огромными окнами Жё-де-Пом – неизменные сад Тюильри, Сена, площадь Согласия.

После капитальной реставрации здания (именно тогда были снесены все атрибуты игры в Же-де-пом: балкон, крытые галереи, тамбур) наступил период его служения университетской науке. В здании Же-де-пома размещались в разное время кабиниты физической географии и антропологии. Почвенный музей. Музей древности и др. Одно из наиболее ярких событий в истории Же-де-пома тех лет связано с именем А.С.Попова (на заседании физико-химического общества 25 апреля 1891 г. ученый сделал доклад об опытах радиосвязи и продемонстрировал созданный им радиоприемник).

В тот период в программах российских высших учебных заведений не было предмета "физическое воспитание", однако в Санкт-Петербургском университете, всегда отличавшемся своими прогрессивными позициями, идеи физической культуры находили офицальную поддержку. Популярность занятий спортом среди студенчества в тот период связана с именем студента юридического факультета И.В.Лебедева. С разрешения Министерства народного просвещения по инициативе И.В.Лебедева в помещении Же-де-пома были открыты "Курсы шведской гимнастики и атлетики". Занятия на курсах проводились ежедневно. 1 ноября 1901 г.-дата офицального признания физического воспитания как предмета обучения в системе университетского образования в России. Курсы просуществовали до 1905 г.

С течением времени группа энтузиастов создала в университете своеобразную малую кафедру физического воспитания. Она состояла из трех преподавателей, хотя заработную плату получал лишь ее руководитель И.В.Лебедев. Интерес к занятиям спортом в те годы был очень велик и не случайно первым российским Олимпийским чемпионом стал студент Санкт-Петербургского университета Н. А. Панин-Коломенкин.

Годы первой мировой войны и революции тяжело отразились на состоянии физической культуры. Только в 1928 г. физическое воспитание как предмет вошел в учебные программы университета, а организованная кафедра была первой кафедрой подобного профиля в вузах страны. И вновь, как много лет назад, под сводами старого Же-де-пома зазвенели молодые голоса. На чердаке был оборудован тир, в верхнем зале проходили занятия физкультурой, были построены раздевалки и душевые. За прошедшие почти 70 лет здесь получили физическую закалку десятки тысяч студентов. Кафедра физического воспитания Санкт-Петербургского государственного университета за годы существования стала ведущим учебным и научным спортивным центром. Таким числом олимпийских чемпионов, победителей первенств мира и Европы могло бы гордиться любое государство: чемпионы Олимпийских игр Н. Панин-Коломенкин, Г. Шатков, Э. Озолина, Т. Казанкина, Ю.Тармак, целое созвездие шахматистов- Б. Спаский, В. Корчной, А. Карпов и др.

В здании Же-де-пома сегодня помещается научная лаборатория, располагающая современной аппаратерой и ведущая исследования в области физической работоспособности. С 1964 г. кафедра выпускает периодическое издание - ежегодник "Вопросы физического воспитания студентов".

Старый Же-де-пом остается не только памятником истории, его с полным основанием можно назвать колыбелью российской физической культуры.

(Кафедра Физической Культуры и Спорта Университета)

В Царствование Императрицы Екатерины II ... построены... здание, называемое Jeu de paume. По сему плану предполагалось построить здание для помещения всего Кадетского Корпуса; но как исполнение оказалось неудобным, то постройка была оставлена и дом остался неоконченным.

(Висковатов А. Краткая история Первого Кадетского Корпуса. СПб.: Военн. Тип. Гл. Штаба Е.И.В., 1832 .С. 106., anchurian)

В старом здании Jeu de Paume (возле университета в Петербурге) предполагается устроить в будущем году физический кабинет и помещения для членов физического общества. Постройка производится архитектором И. И. Горностаевым.

(«Зодчий», 1872, Вып. 12, С. 194, miraru1 )

Мемориальная доска:

"Здесь 24(12) марта 1896 года была принята А. С. Поповым на изобретенном им приборе первая радиограмма".

Бюллетень Ленгорисполкома, № 7, 1959.

Установка мемориальных досок изобретателю радио А. С. Попову

В связи со 100-летием со дня рождения великого русского ученого изобретателя радио А.С. Попова Исполком Ленгорсовета разрешил Ленинградскому университету установить мемориальную доску А.С. Полову на здании кафедры физкультуры и спорта со следующим текстом: «В этом здании 7 мая (25 апреля) 1895 г, изобретатель радио Александр Степанович Попов впервые в мире публично продемонстрировал радиоприемник в действии». Текст, предложенный Ленгорисполкомом, был изменен. (добавил v3p1s4 )

Район Тюильри в Париже образует известный искусствоведам и любителям «Золотой квартал импрессионизма». В него входят, в частности, знаменитые д’Орсэ и Оранжереи. Тысячи интересующихся современным искусством туристов посещают его, не забывая провести несколько восхитительных часов в Национальной Галерее Жё-Де-Пом (Galerie nationale du Jeu de Paume), имеющей достаточно бурную историю и содержащую обширное собрание подлинных шедевров современности. Побывать во французской столице, не посетив галерею значит оставить за бортом путешествия самые интересные впечатления и объекты.

История происхождения

Этот шедевр архитектуры далеко не всегда был картинной галереей. Строительство здания, начатое по указу Наполеона III, было закончено в 1861 г. Само здание было предназначено для игры в мяч. На то время она была предком нынешнего тенниса и пользовалась успехом в европейских странах. Игра называлась по-французски «игра ладонью», что и дало название галерее, так что удивляться такому оригинальному наименованию не стоит.

Это здание не что иное, как теннисный корт, но уже с 1909 года здесь начали устраивать различные выставки. В 1922 свершилась основательная перестройка галереи и она обзавелась собственным собранием, хотя и периодически устраиваемые выставки тут продолжали проводиться.

Во Вторую мировую Жё-Де-Пом использовалась гитлеровцами как некое хранилище для отобранных у евреев художественных ценностей, часть которых собирались вывезти в Линц, в музей самого фюрера. Картины, которые нацисты относили к «дегенеративному искусству», сбывали на стороне. Те произведения, что не удалось реализовать, сожгли 27 июля 1942. В число утраченных работ вошли, в частности, некоторые всемирно известные шедевры.

В 1947 в галерее стали экспонировать работы экспрессионистов, позднее эта коллекция была передана д’Орсэ, а зал, в котором когда-то Наполеон III играл в мяч, подвергся серьёзной реконструкции (по проекту Антуана Стинко) из расчета на представление современности.

Жё-Де-Пом в наши дни

На сегодняшний день галерея- подлинный центр искусства современности, в котором устраивают выставки живописных и графических произведений, фотовыставки. На территории арт-центра устроен ультрасовременный видеозал, в котором показывают видео- и кинофильмы.

Так же есть несколько выставочных залов, кафе и магазин, в котором продают открытки, репродукции и книги по искусству. Многие экскурсии по Парижу включают посещение этого знаменитого на весь мир центра современного искусства.

Сама по себе галерея небольшая, но её площадь всё же позволяет проводить здесь сразу несколько выставок, каждая из которых продолжается несколько месяцев. Интересная особенность галереи здесь выставляются как маститые мастера, так и малоизвестные художники, только начинающие свой творческий путь.

Любители всего необычного, уникального и интересного всегда найдут здесь для себя много интересного. Экспозиция все время обновляется, поэтому посещать заведение можно в каждый приезд во французскую столицу. И каждый раз будет, как первый. За окнами галереи расположен знаменитый сад Тюильри и воспетая сотнями поэтов Сена.

Практическая информация

Популярная среди любителей и знатоков искусства современности галерея находится на площади Согласия (Place de la Concorde). Сюда ходят автобусы 24, 42, 72, 73, 84, 94 (остановка Concorde). есть возможность доехать к галерее на метро по линиям M1, M8, M12 до станции Concorde.

Музей работает всю неделю с 11.00 до 19.00, во вторник немного дольше до 21.00. В понедельник галерея закрыта. За одно посещение необходимо заплатить €10. Со скидкой билет стоит €7,5. Цены были актуальны в марте 2018.

Существовали две разновидности: лонг-пом (длинный пом) и курт-пом (короткий пом). Площадка для лонг-пома открытая, 60-80×14 м, разделена верёвкой на высоте 1 м, партия - 5-7 игр; для курт-пома - зал 28,5×9,5 м, высота не менее 7 м, высота сетки 0,92 м в центре и 1,5 м по краям, партия - из 6 игр.

Мяч из двух пробковых полушарий, обтянут мягкой тканью, диаметр около 6 см, вес 16-20 г (лонг-пом) и 60-65 г (курт-пом). Способ подсчета очков, принятый в игре (15, 30, 40, игра) используется в современном теннисе .

Спортивная дисциплина

Проводились соревнования одиночные и командные (в команде 2, 4 или 6 человек).

Жё-де-пом (курт-пом) входил в программу Олимпийских игр 1908 , на Олимпийских играх 1928 проводились показательные выступления.

Клятва в зале для игры в мяч

С жё-де-помом связана одна из страниц Великой французской революции . 20 июня 1789 года депутаты Генеральных штатов от третьего сословия, которых не пропустили в зал заседаний по королевскому приказу (не связанному, впрочем, с политикой: король просто держал траур по своему сыну , умершему незадолго до этого от туберкулёза), собрались в близлежащем зале для игры в жё-де-пом и поклялись продолжать собрания, пока не будет написана и принята конституция . Этот эпизод более известен под русским названием «клятва в зале для игры в мяч» .

Напишите отзыв о статье "Жё-де-пом"

Примечания

Ссылки

  • Жё-де-пом - статья из Большой олимпийской энциклопедии (М ., 2006)

Отрывок, характеризующий Жё-де-пом

Как ни страшна казалась для графини мысль, что князь Андрей мог (весьма вероятно, по словам доктора) умереть во время дороги на руках ее дочери, она не могла противиться Наташе. Хотя вследствие теперь установившегося сближения между раненым князем Андреем и Наташей приходило в голову, что в случае выздоровления прежние отношения жениха и невесты будут возобновлены, никто, еще менее Наташа и князь Андрей, не говорил об этом: нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти не только над Болконским, но над Россией заслонял все другие предположения.

Пьер проснулся 3 го сентября поздно. Голова его болела, платье, в котором он спал не раздеваясь, тяготило его тело, и на душе было смутное сознание чего то постыдного, совершенного накануне; это постыдное был вчерашний разговор с капитаном Рамбалем.
Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день.
«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?



Рассказать друзьям