Вопросы к главе мальчики братья карамазовы. «Отзыв о прочитанных главах романа Ф

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие произведения А.П. Чехова хоть и смешат читателя, но при этом служат для выражения моральных ценностей и важных идей. Например, рассказ «Хирургия» ставит перед обществом злободневный вопрос о невежестве в такой отрасли, как охрана здоровья граждан. Называя книгу наименованием целого врачебного направления, автор обобщает, тем самым говоря, что вся медицина в России находится в плачевном состоянии, а не одна только земская больница. Он по опыту знал, как необходимы государству не только реформы здравоохранения и соответствующее финансирование, но и ответственное отношение людей к этой должности. Именно проблеме его отсутствия посвящена работа писателя.

Краткое содержание рассказа

Действие происходит в земской больнице в воскресный день, где больных принимает фельдшер Курятин, потому что доктор уехал жениться. Туда приходит Вонмигласов, у которого болит зуб. Вначале пациент нахваливает лекаря: «На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни…». Сам Курятин утверждает, что хирургия – пустяки … раз плюнуть. Но после неудачной попытки вырвать зуб у обоих меняется точка зрения: дьячок начинает ругаться, а неудавшийся стоматолог уже защищается тем, что не легкое это дело – зуб рвать. Во время второй попытки у больного во рту остается два выступа на месте зуба, что окончательно выводит его из себя: «Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!». Врачеватель же пытается оправдаться, что уже удалял зуб некоему Египетскому помещику, но так невнятно говорит об этом, что невольно задумываешься: а был ли помещик? Дьячок уходит восвояси, а фельдшер даже не попытался исправить ситуацию. Чехов избрал для произведения открытый финал: пациент покидает кабинет, и на этом повествование резко обрывается.

Жанр произведения

Писатель берет за основу сюжета реальный случай из медицинской практики того времени. Будучи врачом, он знал, что в этой сфере работало очень много непрофессионалов, которые не лечили, а калечили. Хирургия – как раз то направление медицины, где промахи наиболее болезненны и очевидны. Автор обнажил насущную проблему общества, где здравоохранение для людей с низким доходом превращается в лотерею, где выиграть практически невозможно, а проигрыш обходится очень дорого. Поэтому произведение Чехова можно отнести к остро социальным рассказам.

Автор делает акцент на осмеянии пороков, то есть хочет исправить создавшееся положение. Если люди увидят, насколько нелепо выглядит их поведение, они перестанут себя так вести. Смех больно ранит человека, в отличие от морализаторских выпадов и поучений. По стилю писатель даже ближе к фельетону. Меткие характеристики героев указывают на их недостатки, выявляя порочную натуру, скрывающуюся за ними. Внешний их облик не так смешон, как внутреннее безобразие души. Юмор в «Хирургии» играет роль обличителя, которого приятно слушать, несмотря на его обвинения. Он проявляется даже в сюжете: доктор уехал жениться, фельдшер ничего не умеет, но все же принимается за работу, дьячок то хватит, то проклинает врача, ведь он не в силах любить ближнего своего и терпеть земные муки. Таким образом, произведение можно назвать юмористическим рассказом.

Главные герои

Персонажи изображены в характерной для писателя сатирической манере. Он заострил внимание на их комическом поведении и нарисовал иронический портрет целого сословия. Их характеры схематичны, но при этом вмещают в себя плоды пристального наблюдения автора за изменяющейся и пульсирующей действительностью. Герои рассказа «Хирургия» Чехова выдержаны в черно-белых цветах фельетона: они лишены полноценного внутреннего мира. Образы строятся вокруг одного порока, который высмеивается и осуждается. Читатель не видит их жизни, семей и обстоятельств, которые повлияли на формирование личности. Важно то, и Антон Павлович подчеркивает это, что пороки развиваются с молчаливого согласия общества. Все мы не обращаем внимания на то, что происходит, и ничего не делаем, чтобы это исправить.

Фельдшер Курятин . Самовлюбленный, важный, невежественный человек, который любит болтать и пускать пыль в глаза. У него недюжинное самомнение, и даже если его разрушает сама жизнь, он всегда готов привести кучу оправданий, противореча себе. Точку зрения он меняет в зависимости от того, что ему нужно впарить собеседнику. Медицинский работник не чувствует особой ответственности, он просто отсиживает свое дежурство, стараясь при этом сохранить напускную «приятность» и никого не покалечить. С профессиональной точки зрения он дилетант. Автор дает ему юмористическое описание:

«Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки - сигара, распространяющая зловоние».

Дьяк Вонмигласов . Лицемерный, узколобый, болтливый, грубый и импульсивный. Меняет мнение, как перчатки, в зависимости от того, что в данный момент чувствует. Ему не нужно доказательств и раздумий, чтобы сделать вывод, достаточно просто поверхностных впечатлений, и суждение готово. Этот герой тоже пошел работать не по призванию: он слишком глуп, чтобы нести достойно служить в церкви. Персонаж легкомысленный, но при этом отличается ханжеством. Религия для него просто условность: «Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером».

Характеристика героев – одно из ярчайших средств создания комического эффекта в произведениях Чехова. Книга «Хирургия» является одной из лучших в своем роде, ведь актуальна до сих пор. Невежество вредит не только конкретному человеку, но и всему обществу. Оно не развивается, так как глухо к прогрессу и живет только ради добычи мелкой выгоды и потребительского существования, лишенного высшей цели. Над этим смеется писатель, однако это не веселый смех, а грустная усмешка, ведь с годами в России мало что изменилось.

Галина Александровна АДЫБАЕВА - учитель Куйбышевской СОШ, г. Новокузнецк Кемеровской области.

“Детская” тема в романе Достоевского «Братья Карамазовы»

Г орячая любовь к детям - важнейшая черта духовного облика Достоевского. Писатель умел тонко вникать в душевную жизнь детей, раскрывать всю глубину, разнообразие и оригинальность их характеров. Долгие годы мечтал он написать роман о детях. В «Дневнике писателя» Достоевский замечает: “Я и прежде смотрел на детей, но теперь присматриваюсь особенно. Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о теперешних русских детях”. Этому замыслу не суждено было сбыться, но образы детей поразительной художественной правдивости и силы встречаются почти в каждом произведении писателя.

Известны слова Достоевского: “Человек - есть тайна”. И эту тайну ему помогает раскрывать ребёнок. Необычность обращения к этой теме у Достоевского в том, что она сопряжена с глобальными, “вечными” вопросами нравственного и философского уровня. Нет у писателя сколько-нибудь важной мысли, которая не соприкасалась бы так или иначе с темой детства. Нет в его творчестве ни единого образа ребёнка, который не прояснил бы нечто существенное.

Каждый роман Достоевского - произведение педагогическое. Многие исследователи полагают, что у писателя была своя “концепция детства”. Ребёнок для Достоевского - это воплощение лучших душевных качеств человека, “ангельской” чистоты, невинности, доброты, открытости, так отделяющих его от взрослого человека: “Дети, пока дети, страшно отстоят от людей. Совсем будто другое существо, другое природой” (2; 112).

Если говорить о взглядах Достоевского на воспитание и воспитателей, то одним из важнейших моментов в становлении личности является, по мысли писателя, “впечатление прекрасного”, которое остаётся на всю жизнь. “Без святого и драгоценного, унесённого в жизнь впечатления не может жить человек <….> Именно оно создаёт капитал для дальнейшей жизни” (3; 92). “Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, - может быть, лучшее воспитание и есть, если много таких воспоминаний набрать с собою в жизнь, то и спасён человек”, - утверждает Алёша Карамазов.

“Концепция детства” представлена во многих произведениях Достоевского: «Слабое сердце», «Мальчик у Христа на ёлке», «Ёлка и свадьба», «Подросток». Но с наибольшей полнотой она раскрыта в романе «Братья Карамазовы».

Ребёнок в творчестве Достоевского символизирует, по его словам, “капитальнейшие идеи: нравственное совершенство, высший суд, движение к гармонии, чистоту душевную” (2; 87). К тому же “детки - ведь это будущее, а любишь ведь только будущее, а об настоящем-то кто ж будет беспокоиться?” (3; 114).

Многие положения “концепции” детства отражены в словах старца Зосимы. Он говорит о детях так: “Деток любите особенно, ибо они безгрешны, яко Ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших. Младенцы пред Престолом Божьим дерзновенны. Даже и нет никого дерзновеннее в Царствии Небесном”.

Есть в мире Достоевского и такое понятие как “детскость”, обозначающее особое состояние души взрослого человека, не растерявшего в жизни свою душевную чистоту, целомудрие, доброту, открытость. Именно наличием “детских” свойств определяется “положительно прекрасное” в героях Достоевского. Детскость для него - мерило нравственного совершенства, оружие против фальши. Вопрос об идеальном человеке для Достоевского неразрывно связан с этим понятием: “Лучшие люди познаются не умом и образованностью, а наличием духовного света в душе, благоустроенностью сердца” (2; 91). Писатель искал таких людей и в жизни, и в творчестве и, быть может, нашёл в образе Алёши Карамазова.

В контексте всего творчества Достоевского Алёше отведена важнейшая роль именно потому, что он единственный его герой, которому позволено обрести состояние внутренней гармонии осознанно, в расцвете жизненных сил. Значение этого образа подчёркнуто отведённым ему местом в романе. Именем Алёши роман начинается, этим же именем завершается. Более того, роман «Братья Карамазовы», как сообщает повествователь, “есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя” (1; 14).

В предисловии «От автора» Достоевский обращает внимание читателя на то, что Алёша является главным героем, а сам роман - его “жизнеописанием”. При этом мы знаем, что Алёша в самой интриге романа, в событиях принимает скромное участие. Тогда в чём смысл такого обособления героя?

Очевидно, в особой значимости образа Алёши, в той интенсивности переживаний, которая выпадает на душу юноши. События, происходящие в его душе, активны и значительны. Присутствие Алёши одних поднимает из смуты обыденности, других - облагораживает, очищает. Он незримо входит в жизнь каждого из неустроенных героев романа: помогает возродиться Грушеньке, жалея её; поддерживает Дмитрия; насаждает семена добра и любви в сердцах мальчиков. Даже на своего отца, духовно гибнущего человека, сумел повлиять Алёша: “Приезд Алёши как бы подействовал на него с нравственной стороны. Как бы что-то проснулось в этом безвременном старике из того, что давно заглохло в душе его” (1; 16). Сердечный труд Алёши является “духовным фондом” всего романа.

Алёша многим кажется ребёнком, чудаком, и “каждый, чуть узнавший его, уверен, что Алёша непременно из таких юношей, вроде как бы юродивых”. Для писателя это представляет форму выражения “главного ума”. “Ибо бывает так, что он-то и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи - все каким-либо наплывным ветром оторвались от него” (2; 74).

Алёше присуща целостность характера. Показательна в этом смысле аналитическая характеристика героя: “Алёше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему”. Сказано: “Раздай всё и иди за Мной, если хочешь быть совершен”. Алёша и сказал себе: “Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне” (1; 17). Отсутствие в его чистом сердце меркантильных установок позволяет ему полнее понимать и сердечнее любить людей.

Детскости присуща открытость и искренность. Алёша в полной мере имеет эти качества. Он, как и чистый сердцем ребёнок, не лжёт, исполняя завет своего старца: “Главное - избегайте лжи, лжи в себе самом особенно”, “всяк возле сердца своего ходи, всяк себе исповедуйся неустанно” (1; 53). Алёша абсолютно искренен в своих чувствах и мыслях, именно это притягивает к нему окружающих.

Он является воплощённым примером воздействия детских впечатлений на жизнь человека. В памяти Алёши навсегда запечатлелся образ матери, плачущей и молящейся о нём, прижимающей его к своей груди и подносящей к иконе Божией Матери. Может быть, это воспоминание во многом повлияло на выбор Алёшей своего пути. И даже сам этот выбор - монашество - говорит о цельности и чистоте героя.

По словам Святых Отцов Церкви, задача и цель жизни монаха, инока - приобрести ангельскую чистоту на земле, отсекая свои страсти, работая над своей душой. Ребёнок уже имеет этот “духовный статус”, он ангелоподобен от рождения. “Дети безгрешны, яко Ангелы, и живут для очищения сердец наших”, - говорит старец Зосима. Алёша с чистой детской душой выбирает путь ещё большего совершенства - монашество. По словам Феофана Затворника, русского святого, замечательного мыслителя, “иноки - это жертва Богу от мира, который, предавая их Богу, из них составляет себе ограду” (4; 32).

Именно как к духовному “защитнику” обращаются к нему все уставшие от суеты герои. Неспроста и таким именем наделил его ). С ним рядом тепло и светло всем, потому что его детское чистое сердце умеет сострадать людям, жалеть их, “ходить за ними, как за малыми детьми”. Возникает и перекличка с именем одного из любимых русских святых - Алексия, человека Божия.

Качества, которыми Достоевский наделяет своего героя, такие как душевная чистота, целомудрие, чистое сердце, незлобие, ведут человека к святости, к особому состоянию духа, достичь которого можно, сохранив в себе детское сердце. Эта мысль писателя восходит к Евангелию: “Истинно, истинно говорю вам, если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное”.

Видят и чувствуют этот свет и все персонажи романа, называя Алёшу “ангелом земным”, “херувимом”. “Ты - Ангел на земле, ты выслушаешь, рассудишь, простишь. А мне того и надо, чтобы меня кто-то Высший простил”, - говорит Дмитрий Карамазов. Исцеляющую силу в брате прозревает и Иван Карамазов. Над всем и всеми зло иронизирующий, при встрече с Алёшей он раскрывается с “радостной”, “детской стороны”: «Братишка ты мой, не тебя я хочу развратить, я, может быть, себя хотел бы исцелить тобой», - улыбнулся вдруг Иван, как маленький, кроткий мальчик”.

Такие свойства души, как свобода от корыстных житейских нужд, искренняя весёлость, простодушие, находят своё отражение в отношении Алёши с детьми (гл. «Мальчики»). Дружба с детьми преображает и облик, и поведение Алёши; он сам, общаясь с детьми, становится ближе душой к их состоянию. “Через детей душа лечится”, - говорит старец Зосима. И сам Алёша влияет на душу ребят. Уважая их, разговаривая с ними на равных, любя их, он располагает детей к себе, помогая избавиться от зла их душам. В последней книге романа Алёша выступает в новой для себя роли - роли воспитателя.

Достоевский считал, что эта роль очень важна. “Ты же для будущего работаешь, для грядущего делаешь”, - говорит старец Зосима. “Берущий на себя такую роль, с первого прикосновения к ребёнку должен учитывать его чуткое сердце. И если человек не желает вырастить зло в маленьком существе, должен уничтожить зло в себе” (2; 86).

“Дети делают нас лучше одним только соприкосновением с нами, они очеловечивают нашу душу своим присутствием” - эта педагогическая мысль Достоевского художественно убедительно доказана в его произведениях.

Литература

  1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М., 2003.
  2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя (1878-1879). М., 1989.
  3. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 22 (письма).
  4. Феофан Затворник. О монашестве. М.: Православное слово, 1992.

Книга десятая
Мальчики

I
Коля Красоткин

Ноябрь в начале. У нас стал мороз градусов в одиннадцать, а с ним гололедица. На мерзлую землю упало в ночь немного сухого снегу, и ветер «сухой и острый» подымает его и метет по скучным улицам нашего городка и особенно по базарной площади. Утро мутное, но снежок перестал. Недалеко от площади, поблизости от лавки Плотниковых, стоит небольшой, очень чистенький и снаружи и снутри домик вдовы чиновника Красоткиной. Сам губернский секретарь Красоткин помер уже очень давно, тому назад почти четырнадцать лет, но вдова его, тридцатилетняя и до сих пор еще весьма смазливая собою дамочка, жива и живет в своем чистеньком домике «своим капиталом». Живет она честно и робко, характера нежного, но довольно веселого. Осталась она после мужа лет восемнадцати, прожив с ним всего лишь около году и только что родив ему сына. С тех пор, с самой его смерти, она посвятила всю себя воспитанию этого своего нещечка мальчика Коли, и хоть любила его все четырнадцать лет без памяти, но уж, конечно, перенесла с ним несравненно больше страданий, чем выжила радостей, трепеща и умирая от страха чуть не каждый день, что он заболеет, простудится, нашалит, полезет на стул и свалится, и проч., и проч. Когда же Коля стал ходить в школу и потом в нашу прогимназию, то мать бросилась изучать вместе с ним все науки, чтобы помогать ему и репетировать с ним уроки, бросилась знакомиться с учителями и с их женами, ласкала даже товарищей Коли, школьников, и лисила пред ними, чтобы не трогали Колю, не насмехались над ним, не прибили его. Довела до того, что мальчишки и в самом деле стали было чрез нее над ним насмехаться и начали дразнить его тем, что он маменькин сынок. Но мальчик сумел отстоять себя. Был он смелый мальчишка, «ужасно сильный», как пронеслась и скоро утвердилась молва о нем в классе, был ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. Учился он хорошо, и шла даже молва, что он и из арифметики, и из всемирной истории собьет самого учителя Дарданелова. Но мальчик хоть и смотрел на всех свысока, вздернув носик, но товарищем был хорошим и не превозносился. Уважение школьников принимал как должное, но держал себя дружелюбно. Главное, знал меру, умел при случае сдержать себя самого, а в отношениях к начальству никогда не переступал некоторой последней и заветной черты, за которою уже проступок не может быть терпим, обращаясь в беспорядок, бунт и в беззаконие. И однако, он очень, очень не прочь был пошалить при всяком удобном случае, пошалить как самый последний мальчишка, и не столько пошалить, сколько что-нибудь намудрить, начудесить, задать «экстрафеферу», шику, порисоваться. Главное, был очень самолюбив. Даже свою маму сумел поставить к себе в отношения подчиненные, действуя на нее почти деспотически. Она и подчинилась, о, давно уже подчинилась, и лишь не могла ни за что перенести одной только мысли, что мальчик ее «мало любит». Ей беспрерывно казалось, что Коля к ней «бесчувствен», и бывали случаи, что она, обливаясь истерическими слезами, начинала упрекать его в холодности. Мальчик этого не любил, и чем более требовали от него сердечных излияний, тем как бы нарочно становился неподатливее. Но происходило это у него не нарочно, а невольно — таков уж был характер. Мать ошибалась: маму свою он очень любил, а не любил только «телячьих нежностей», как выражался он на своем школьническом языке. После отца остался шкап, в котором хранилось несколько книг; Коля любил читать и про себя прочел уже некоторые из них. Мать этим не смущалась и только дивилась иногда, как это мальчик, вместо того чтоб идти играть, простаивает у шкапа по целым часам над какою-нибудь книжкой. И таким образом Коля прочел кое-что, чего бы ему нельзя еще было давать читать в его возрасте. Впрочем, в последнее время хоть мальчик и не любил переходить в своих шалостях известной черты, но начались шалости испугавшие мать не на шутку, — правда, не безнравственные какие-нибудь, зато отчаянные, головорезные. Как раз в это лето, в июле месяце, во время вакаций, случилось так, что маменька с сынком отправились погостить на недельку в другой уезд, за семьдесят верст, к одной дальней родственнице, муж которой служил на станции железной дороги (той самой, ближайшей от нашего города станции, с которой Иван Федорович Карамазов месяц спустя отправился в Москву). Там Коля начал с того, что оглядел железную дорогу в подробности, изучил распорядки, понимая, что новыми знаниями своими может блеснуть, возвратясь домой, между школьниками своей прогимназии. Но нашлись там как раз в то время и еще несколько мальчиков, с которыми он и сошелся; одни из них проживали на станции, другие по соседству — всего молодого народа от двенадцати до пятнадцати лет сошлось человек шесть или семь, а из них двое случились и из нашего городка. Мальчики вместе играли, шалили, и вот на четвертый или на пятый день гощения на станции состоялось между глупою молодежью одно преневозможное пари в два рубля, именно: Коля, почти изо всех младший, а потому несколько презираемый старшими, из самолюбия или из беспардонной отваги, предложил, что он, ночью, когда придет одиннадцатичасовой поезд, ляжет между рельсами ничком и пролежит недвижимо, пока поезд пронесется над ним на всех парах. Правда, сделано было предварительное изучение, из которого оказалось, что действительно можно так протянуться и сплющиться вдоль между рельсами, что поезд, конечно, пронесется и не заденет лежащего, но, однако же, каково пролежать! Коля стоял твердо, что пролежит. Над ним сначала смеялись, звали лгунишкой, фанфароном, но тем пуще его подзадорили. Главное, эти пятнадцатилетние слишком уж задирали пред ним нос и сперва даже не хотели считать его товарищем, как «маленького», что было уже нестерпимо обидно. И вот решено было отправиться с вечера за версту от станции, чтобы поезд, снявшись со станции, успел уже совсем разбежаться. Мальчишки собрались. Ночь настала безлунная, не то что темная, а почти черная. В надлежащий час Коля лег между рельсами. Пятеро остальных, державших пари, с замиранием сердца, а наконец в страхе и с раскаянием, ждали внизу насыпи подле дороги в кустах. Наконец загремел вдали поезд, снявшийся со станции. Засверкали из тьмы два красные фонаря, загрохотало приближающееся чудовище. «Беги, беги долой с рельсов!» — закричали Коле из кустов умиравшие от страха мальчишки, но было уже поздно: поезд наскакал и промчался мимо. Мальчишки бросились к Коле: он лежал недвижимо. Они стали его теребить, начали подымать. Он вдруг поднялся и молча сошел с насыпи. Сойдя вниз, он объявил, что нарочно лежал как без чувств, чтоб их испугать, но правда была в том, что он и в самом деле лишился чувств, как и признался потом сам, уже долго спустя, своей маме. Таким образом слава «отчаянного» за ним укрепилась навеки. Воротился он домой на станцию бледный как полотно. На другой день заболел слегка нервною лихорадкой, но духом был ужасно весел, рад и доволен. Происшествие огласилось не сейчас, а уже в нашем городе, проникло в прогимназию и достигло до ее начальства. Но тут маменька Коли бросилась молить начальство за своего мальчика и кончила тем, что его отстоял и упросил за него уважаемый и влиятельный учитель Дарданелов, и дело оставили втуне, как не бывшее вовсе. Этот Дарданелов, человек холостой и нестарый, был страстно и уже многолетне влюблен в госпожу Красоткину и уже раз, назад тому с год, почтительнейше и замирая от страха и деликатности, рискнул было предложить ей свою руку; но она наотрез отказала, считая согласие изменой своему мальчику, хотя Дарданелов, по некоторым таинственным признакам, даже, может быть, имел бы некоторое право мечтать, что он не совсем противен прелестной, но уже слишком целомудренной и нежной вдовице. Сумасшедшая шалость Коли, кажется, пробила лед, и Дарданелову за его заступничество сделан был намек о надежде, правда отдаленный, но и сам Дарданелов был феноменом чистоты и деликатности, а потому с него и того было покамест довольно для полноты его счастия. Мальчика он любил, хотя считал бы унизительным пред ним заискивать, и относился к нему в классах строго и требовательно. Но Коля и сам держал его на почтительном расстоянии, уроки готовил отлично, был в классе вторым учеником, обращался к Дарданелову сухо, и весь класс твердо верил, что во всемирной истории Коля так силен, что «собьет» самого Дарданелова. И действительно, Коля задал ему раз вопрос: «Кто основал Трою?» — на что Дарданелов отвечал лишь вообще про народы, их движения и переселения, про глубину времен, про баснословие, но на то, кто именно основал Трою, то есть какие именно лица, ответить не мог, и даже вопрос нашел почему-то праздным и несостоятельным. Но мальчики так и остались в уверенности, что Дарданелов не знает, кто основал Трою. Коля же вычитал об основателях Трои у Смарагдова, хранившегося в шкапе с книгами, который остался после родителя. Кончилось тем, что всех даже мальчиков стало наконец интересовать: кто ж именно основал Трою, но Красоткин своего секрета не открывал, и слава знания оставалась за ним незыблемо. После случая на железной дороге у Коли в отношениях к матери произошла некоторая перемена. Когда Анна Федоровна (вдова Красоткина) узнала о подвиге сынка, то чуть не сошла с ума от ужаса. С ней сделались такие страшные истерические припадки, продолжавшиеся с перемежками несколько дней, что испуганный уже серьезно Коля дал ей честное и благородное слово, что подобных шалостей уже никогда не повторится. Он поклялся на коленях пред образом и поклялся памятью отца, как потребовала сама госпожа Красоткина, причем «мужественный» Коля сам расплакался, как шестилетний мальчик, от «чувств», и мать и сын во весь тот день бросались друг другу в объятия и плакали сотрясаясь. На другой день Коля проснулся по-прежнему «бесчувственным», однако стал молчаливее, скромнее, строже, задумчивее. Правда, месяца чрез полтора он опять было попался в одной шалости, и имя его сделалось даже известным нашему мировому судье, но шалость была уже совсем в другом роде, даже смешная и глупенькая, да и не сам он, как оказалось, совершил ее, а только очутился в нее замешанным. Но об этом как-нибудь после. Мать продолжала трепетать и мучиться, а Дарданелов по мере тревог ее всё более и более воспринимал надежду. Надо заметить, что Коля понимал и разгадывал с этой стороны Дарданелова и, уж разумеется, глубоко презирал его за его «чувства»; прежде даже имел неделикатность выказывать это презрение свое пред матерью, отдаленно намекая ей, что понимает, чего добивается Дарданелов. Но после случая на железной дороге он и на этот счет изменил свое поведение: намеков себе уже более не позволял, даже самых отдаленных, а о Дарданелове при матери стал отзываться почтительнее, что тотчас же с беспредельною благодарностью в сердце своем поняла чуткая Анна Федоровна, но зато при малейшем, самом нечаянном слове даже от постороннего какого-нибудь гостя о Дарданелове, если при этом находился Коля, вдруг вся вспыхивала от стыда, как роза. Коля же в эти мгновения или смотрел нахмуренно в окно, или разглядывал, не просят ли у него сапоги каши, или свирепо звал Перезвона, лохматую, довольно большую и паршивую собаку, которую с месяц вдруг откуда-то приобрел, втащил в дом и держал почему-то в секрете в комнатах, никому ее не показывая из товарищей. Тиранил же ужасно, обучая ее всяким штукам и наукам, и довел бедную собаку до того, что та выла без него, когда он отлучался в классы, а когда приходил, визжала от восторга, скакала как полоумная, служила, валилась на землю и притворялась мертвою и проч., словом, показывала все штуки, которым ее обучили, уже не по требованию, а единственно от пылкости своих восторженных чувств и благодарного сердца. Кстати: я и забыл упомянуть, что Коля Красоткин был тот самый мальчик, которого знакомый уже читателю мальчик Илюша, сын отставного штабс-капитана Снегирева, пырнул перочинным ножичком в бедро, заступаясь за отца, которого школьники задразнили «мочалкой».

В этой статье представлено краткое содержание " Мальчиков" Достоевского. Это не отдельное произведение, а часть романа " Братья Карамазовы" . В десятой главе идет речь о Коле Красоткине и Илюше - сыне Снегирёва, человека, которого когда-то прилюдно унизил Дмитрий Карамазов. Конечно, присутствует здесь и один из главных героев - Алексей.

Для чего нужно краткое содержание?

Во время школьных каникул учителя советуют детям заводить читательские дневники. Краткое содержание " Мальчиков" Достоевского внести в такую тетрадь следует, пожалуй, в первую очередь. Ведь не секрет, что проза этого писателя довольно сложна. В его книгах большое количество персонажей и пространных рассуждений. Основную информацию о прочитанном, а также собственное мнение о героях и событиях произведения желательно фиксировать на бумаге. И это следует делать не для учителя, а для себя.

" Мальчики" Достоевского, краткое содержание которого войдет в читательский дневник, школьник вспомнит спустя годы, уже будучи взрослым, когда откроет один из знаменитейших романов русской литературы .

Почему мы десятую главу рассматриваем как отдельное произведение? Здесь рассказано о героях, которые встречаются и в романе, при этом события, отражённые в этой части, связаны с основными лишь косвенно. История о Коле Красоткине и его дружбе с мальчиком Илюшей очень трогательная. Она будет интересна даже тем, кто не читал роман и не ознакомлен с его кратким содержанием. " Мальчики" Достоевского нередко издаются в составе сборника произведений для детей. Писатель часто в своих книгах показывал тяжелые детские судьбы. Вспомним " Униженные и оскорблённые" , " Неточку Незванова " .

В сжатом изложении романа " Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского краткое содержание " Мальчиков" составляет всего лишь два-три предложения, в то время как десятая глава книги может рассматриваться как полноценная повесть. Здесь есть и проблематика, и система образов, и трагическая развязка. Изложению краткого содержания " Мальчиков" Ф. Достоевского можно уделить совсем немного времени, рассказав лишь об основных событиях. Но лучше сделать более подробное описание героев и событий.

План

Излагая краткое содержание " Мальчиков" Достоевского, желательно придерживаться определенного плана. Начинать пересказ, конечно, следует с характеристики главного героя. А именно Коли Красоткина. А затем уже рассказать о взаимоотношениях гимназиста с другими детьми, а также с Алёшей Карамазовым. Краткое содержание " Мальчиков" Достоевского по главам будет иметь следующий план:

  • Коля Красоткин.
  • Детвора.
  • Школьники.
  • Жучка.
  • У Илюшиной постельки.
  • Раннее развитие.

Итак, приступим к пересказу краткого содержания рассказа " Мальчики" Достоевского.

Коля Красоткин

Чиновник Красоткин умер много лет назад. Его жене было тогда всего 18 лет. Всю энергию и любовь она направила на маленького сына, которому не исполнилось еще и года, когда женщина овдовела. Звали мать Коли Красоткина Анной Фёдоровной . Вдова мальчика страстно любила, но за свою недолгую жизнь он причинил ей больше страдания, нежели радости. Каждый день она с ума сходила от страха, что вдруг он упадет , расшибет коленку или с ним не дай бог случится еще какое-нибудь несчастье. Когда же он повзрослел и поступил в гимназию, она принялась изучать вместе с ним все науки, для того чтобы помогать, подсказывать сыну.

Коля Красоткин имел все шансы приобрести репутацию маменького сынка. Но этого не произошло. Оказалось, был он не робкого десятка. Умел завоевать уважение сверстников, с учителями вел себя достойно, любил пошалить, но никогда не переходил допустимых пределов. Анна Фёдоровна переживала, ей часто казалось, что сын ее любит недостаточно. Она упрекала его в холодности, бесчувственности. Но вдова Красоткина ошибалась. Коля ее очень сильно любил, но не терпел того, что на языке гимназистов было принято называть " телячьими нежностями" .

Случай на железной дороге

Коля был очень самолюбив. И немало страдал от этого. А еще больше несчастья его самолюбие причиняло матери. Однажды летом произошел случай, который едва не свел ее с ума. Коля поспорил с местными мальчишками, что сможет пролежать на рельсах под несущимся поездом. Они были старше его и уж слишком задирали нос. А это было нестерпимо. Коля выиграл спор. Но в то время как он лежал на рельсах под мчащимся поездом, всего на две минуты потерял сознание. Мальчишки испугались, затем приняли в свою компанию и уже не считали маленьким.

Это происшествие дошло и до гимназии. Мог бы разразиться скандал, который, возможно, привел бы к исключению Коли Красоткина . Но вмешался учитель по фамилии Дарданелов . У этого человека имелся личный интерес. Много лет Дарданелов был влюблён в Анну Федоровну , и возможно, это чувство было взаимным. Но вдова считала замужество предательством по отношению к любимому сыну. Вечером разразилась настоящая драма в доме Красоткиных . Мать рыдала, умоляла сына больше не повторять подобных поступков. Закончилось все тем, что и Коля сам, как маленький, расплакался и пообещал матери, впредь никогда ее не расстраивать.

Детвора

Вскоре после события, которое так огорчило мать Коли, но вызвало уважение его сверстников, мальчик принес домой дворняжку. Собаку назвал Перезвоном и мечтал, видимо, вырастить из неё умного пса, потому как часами занимался ее дрессировкой. В главе " Детвора" , по сути, не происходит каких-либо событий. Рассказано лишь о том, как однажды Коля был вынужден присматривать за соседскими детьми.

Мать Насти и Кости повезла служанку в больницу, а Агафья, которая присматривала за сыном Красоткиной , отправилась на рынок. Гимназист не мог оставить " пузырей" , как он ласково называл малышей, до тех пор, пока кто-нибудь из них не вернется . Но у него были какие-то, на его взгляд, очень важные дела. Поэтому, не дождавшись Агафьи, Коля отправился на улицу, взяв с детей обещание в том, что без него они не будут ни шалить, ни плакать.

Школьники

Что за срочные дела были у Коли Красоткина ? Выйдя на улицу, он пошёл навстречу мальчику по фамилии Смуров. Это был отрок из зажиточной семьи. Отец его запрещал общаться с Колей, потому как у того была репутация отчаянного парня. Стоит сказать, что направились мальчики вовсе не сторону железной дороги, а к дому Снегирёва . Того самого жалкого человека, которого в округе принимали за шута и с которым так жестоко однажды обошелся Дмитрий Карамазов. Но обо всём этом читатель знает лишь в том случае, если ему знакомо содержание всего романа Достоевского. Впрочем, и в десятой главе эта неприятная история также упоминается.

Мальчики в этот день должны были навестить Илюшу Снегирёва , который долго и тяжело болел. Это желание возникло у них не спонтанно. Заходить к Илюше попросил их Алексей Карамазов - человек , с точки зрения Коли , довольно странный. К тому времени уже по округе распространилась весть об аресте его старшего брата. В семье Алексея разворачивалась настоящая драма. При этом он находил время для помощи совершенно посторонним ему людям. Это удивляло и поражало Красоткина . Мальчик давно мечтал познакомиться с Карамазовым.

Жучка

Быть изгоем - это, видимо, участь каждого члена семьи Снегиревых . Старшего никто не воспринимал всерьёз в округе. У младшего - Илюши - тоже были проблемы со сверстниками. Красоткин познакомился с этим мальчиком еще тогда, когда тот ходил в подготовительные классы. Он обратил внимание на то, что Илюшу обижают старшие, но он всячески пытается этому противиться. Независимость мальчика понравилась Коле, вскоре он взял его под свою опеку. Но однажды произошел случай, который рассорил их.

Лакей Карамазовых научил Снегирева-младшего жестокому трюку. А именно: вставить в хлебный мякиш булавку, а потом скормить этот хлеб голодной собаке. Жертвою Илюши стала дворняжка Жучка, которая вскоре после такого завтрака пропала бесследно. Коля решил наказать своего младшего друга за жестокость и перестал с ним общаться. А вскоре Илюша заболел.

У Илюшиной постельки

Жилье Снегирёва было чрезвычайно жалким. В углу сидела полубезумная мать, отец, который не так давно бросил пить, время от времени выбегал в сени, не в силах сдержать рыдания. Снегирев очень любил сына и, казалось, окончательно лишится рассудка, когда тот умрёт.

Коля присел у кровати Илюши, а затем, спустя несколько минут, позвал Перезвона. Собаку он выдал за пропавшую Жучку и уверил мальчика, что та не появлялась так долго, потому как подвергалась его уроком дрессировки.

Раннее развитие

После посещения Илюши Коля вышел на улицу, где долго беседовал с Алексеем Карамазовым. Эти события оказали огромное влияние на Красоткина . Всего за несколько дней он стал взрослее, милосерднее, мудрее. Последние дни жизни Илюша проводил в доме Снегиревых . Однажды больного мальчика осмотрел столичный доктор, прибывший сюда по просьбе Катерины Ивановны - несостоявшейся невесты Дмитрия Карамазова. Врач вынес Илюше приговор: жить ему осталось несколько недель. Услышав это, Красоткин выскочил в сени и горько расплакался.



Рассказать друзьям