Воронихин архитектор его работы.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Андрей Никифорович Воронихин - личность в русской истории. Талантливый, непревзойденный мастер. Один из плеяды невероятных, космических архитекторов, ковавших вид а.

Воронихин, один из тех, кто сделал Северную столицу городом-музеем. Жизнь, судьба, биографии Воронихина достойны восхищения и уважения потомками.

Семья Воронихина

Воронихин родился в семье крепостных крестьян. Его отец Никифор Степанович, мать - Пелагея Ивановна. Семья Воронихиных принадлежала графу Александру Сергеевичу Строганову. Ходят слухи, что на самом деле отцом ребенка был барон Александр Николаевич Строганов. Он состоял в связи с Марфой Чероевой.

Итогом интрижки стало появление ребенка. Но в силу определенных обстоятельств Александр Николаевич не мог признать ребенка своим. Если следовать легенде, то получатся, что Александр Сергеевич приходился Воронихину дядей, и именно поэтому взял его под свою опеку.

Учеба

С ранних лет Андрей учился иконописи у Гаврилы Юшкова. Это был один из лучших мастеров своего дела на Урале. Мальчик хорошо зарекомендовал себя. Взрослые видели в нем недюжий талант и потенциал. Строганов был влиятельным человеком. Юшков рассказал ему о талантливом мальчике, и тот отправил его учиться в . Произошло это весной 1772 года.

Львиный Эрмитажный каскад фото

Юношу устроили в Московскую школу архитектуры. С Андреем делились знаниями знаменитые архитекторы Казаков и Баженов. Мальчик прилежно учился, новые знания впитывал как губка. Любознательный, с острым умом, талантливый и рукастый мальчик быстро становился настоящим мастером.

Баженов приметил таланты Андрея и взял в свои помощники. Четыре года молодой человек на практике изучал архитектурную науку и живопись. Писал миниатюры на эмали, рисовал архитектурные пейзажи. Подрабатывал в , участвуя в росписи и реставрации.

В Петербурге

В 1779 году обучение в Москве было законченно. Молодому Воронихину предстояло отправиться в Санкт-Петербург. Дорога заняла две недели. Прибыв в столицу Российской Империи, Андрей явился к Александру Сергеевичу Строганову. Граф жил в роскошном особняке, который находился на пересечении Мойки и Невского проспекта. Воронихин несколько лет работал в команде графа.


Дворец в Павловске фото

В 1785 году Андрею даровали вольную грамоту, он становился полностью свободным человеком. У Александра Строганова был сын Павел, обучением которого занимался гувернер Ромм. Молодые люди быстро подружились. А Ромм неподдельно восхищался успехами Андрея в области наук. Строганов старший справедливо решил, что ребятам нужно развиваться. И отправил сына с Воронихиным и гувернером Роммом в путешествие по Европе.

Долгие четыре года Андрей и Павел были в Швейцарии и Франции, получали знания у лучших мастеров архитектуры, искусства, математики, физики, механики. В 1789 году разразилась Великая французская революция. Историческое событие застало трех путешественников в Париже. Ромм активно участвовал в событиях, стал видным деятелем революции. Узнав об этом, Строганов срочно отозвал Павла и Андрея в Россию. Так закончилось их обучение в Европе.

Архитектор Воронихин биография

По возвращению молодых людей, в доме Строганова случился пожар. Александр Сергеевич верил в таланты Воронихина, и доверил молодому архитектору перестройку внутреннего и внешнего убранства дома. Дом Строганова строил сам знаменитый Расстрели. У Андрея была серьезная задача. Его работу, так или иначе, сравнивали бы с творчеством признанного мастера. Воронихин не стушевался, и заменил пышное барокко на строгий классицизм. Работа понравилась как хозяину дома, так и критикам. Александр Сергеевич тут же попросил архитектора заняться его дачей на Черной речке.

Казанский собор - шедевр Воронихина

Казанский Собор - вершина творческого пути Воронихина. В 1799 году император обяъвил конкурс на проект собора. Собор должен был быть величественным похожим на римский собор Святого Петра. Собор планировалась возвести на Невском проспекте, вместо церкви Рождества Богородицы.

Большое внимание к будущему собору со стороны императора было потому, что в церкви хранилась икона Казанской Божьей Матери. Изначально конкурс выиграл архитектор Чарльз Камерон. Этот почтенный муж был среди любимчиков Екатерины II. Павел имел сложные отношения с матерью, поэтому любимчиков императрицы не жаловал.

Император много общался со Строгановым, считал его большим специалистом в области искусства. Строганов же рекомендовал отдать проект Андрею. Строганов создал «Комиссию о построении Казанской церкви», после всех подсчетов вышла смета в 2843434 рублей. Павел проект принял, только просил убрать из него колокольню и домик для служащих собора.

Проект планировали реализовать за три года. Вскоре Павла убили, и собор заканчивали уже при . Собор получился величественным и прекрасным. Невский проспект стал парадным подъездом к собору, а между ним и собором образовалась великолепная площадь. Воронихин был настоящим новатором, и впервые в русской истории при строительстве купольных перекрытий использовал чугун и железо.


убранство Казанскогсобора фото

Строгость внешнего убранства гармонирует с пышностью и величием собора. Собор осветили в 1811 году. Строительство его затянулось. Но грандиозность постройки признавали все. Казанский собор - один из самых красивых и величественных в Европе.

Что построил архитектор Воронихин

Главные достопримечательности Санкт-Петербурга

  • Дворец в Павловске
  • Львиный «Эрмитажный каскад» в Петергофе
  • Шереметьевский дворец на Фонтанке
  • Константиновский дворец
  • Здание Горного института
  • Дом Государственного казначейства

Личная жизнь

В 1801 году архитектор женился на девушке - Марии Фёдоровне Лонд. Она была англичанкой. Любила и умела отлично чертить. До свадьбы она была гувернанткой в доме Строгонова. В браке у молодых родилось шесть детей. Двое из них умерли в детстве.

  • Участвовал в конкурсе на строительство Исаакиевского собора, но его проект уступил проекту Огюста Монферана
  • Участвовал в конкурсе на проект Храма Христа Спасителя в Москве, но тут нашего героя обскакал Константин Андреевич Тон
  • Награжден орденом Святого Владимира, орденом Св. Анны

Горный институт фото

Когда умер Андрей Воронихин

Итоги

Андрей Никифорович Воронихин - один из лучших русских архитекторов. Наравне конкурировал с иностранцами, вместе с ними задавал направления развития русской архитектуры. Андрей не только прекрасный архитектор, но и замечательный художник, работы которого признавали в «Академии Художеств». Великий человек, оставивший большой след в русской истории.

В. К. Шуйский

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого произведения зодчего — здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга — Павловск и Петродворец.

Воронихин Андрей Никифорович

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец Никифор Степанович и мать Пелагея Ивановна были крепостными графа А. С. Строганова.

Александр Сергеевич Стро́ганов. Портрет работы А. Г. Варнека

Сведения о детстве, юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях — в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, куда попадали в возрасте шести-семи лет. Здесь он овладевал основами иконописных знаний, а к тринадцати-четырнадцати годам начал проявлять пристальный интерес к архитектуре.

Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией.

Воронихин попал в архитектурную команду выдающегося русского зодчего В. И. Баженова. Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы — М. Ф. Казакова, предсказавшего ему большое будущее. По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал участие в росписи сеней Троице-Сергиевой лавры в 1778 г.

В конце 1779-го или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин впервые приехал в Петербург.

Выписав из Парижа по рекомендации знаменитого французского философа-просветителя Дени Дидро для своего сына Павла Строганова учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам.

В систему такого домашнего образования, практиковавшегося в аристократических семьях, входили длительные путешествия по России и за границу в сопровождении учителя. Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин вернулся в Петербург, а получив вольную в 1786 г., отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с памятниками архитектуры, изучал достижения современных инженеров и зодчих.

После возвращения из-за границы в Петербург в конце 1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. В это время дворец окончательно перестраивается и заново отделывается по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. Этот очень важный для понимания эволюции творчества Воронихина факт был установлен искусствоведом Н. В. Глинкой. На основе анализа архивных материалов и графических листов было доказано, что автором проектов переделки парадных интерьеров Строгановского дворца, в частности Минерального кабинета и Картинной галереи, также был Демерцов. Н. В. Глинка достаточно убедительно доказала, что под руководством Демерцова Воронихин впервые получил систематические знания по архитектуре и строительству, что Воронихин не был самоучкой, как представляли себе предыдущие исследователи. Поначалу он копировал чертежи Демерцова, помогал ему в отделке интерьеров Строгановского дворца и лишь затем стал разрабатывать собственные проекты. (На подготовку к самостоятельной работе в Петербурге ушло несколько лет.)

В 1793 г., после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал большую акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое звание — "назначенного" в академики. В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795—1796 гг.

Малая дача для П. А. Строганова — очень компактная двухэтажная постройка с небольшими прямоугольными в плане помещениями — была построена Воронихиным на территории Строгановской дачи также вблизи набережной Большой Невки. Со стороны реки по всей длине фасада Воронихин спроектировал веранду в виде полуротонды с завершающим ее балконом. Обширный балкон-терраса служил, вероятно, смотровой площадкой.

Сохранилась знаменитая картина Воронихина, изображающая Строгановскую дачу. За это произведение, хранящееся ныне в Государственном Русском музее, архитектор был удостоен в 1797 г. звания академика перспективной и миниатюрной живописи.

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе. Архитектору поручается разработка проекта перестройки колоннад возле ковша. Эта работа позволила ему окончательно утвердиться в звании архитектора, хотя к тому времени он уже получил должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части архитектуры.

1800 г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. 3 декабря создается Комиссия по построению Казанского собора во главе с А. С. Строгановым, а в следующем году Андрей Никифорович начинает его строительство.

Получив положенное от казны жалованье, архитектор становится материально независимым. В конце 1801 г. он женится на англичанке Мэри Лонд, после чего переезжает из Строгановского дворца в один из домов вблизи строящегося Казанского собора. Это здание через несколько лет за ветхостью было разобрано, и в 1806 г. Воронихин поселился в доме Силы Глазунова, на левом берегу Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова).

Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене

Для быстро разраставшейся семьи (у Воронихиных было шестеро детей, из которых двое умерли в младенчестве) ее глава решил построить дачу на Каменноостровской перспективе (участок дома № 62). В начале октября 1804 г. жена Андрея Никифоровича обратилась в Комитет городских строений с просьбой разрешить построить собственную дачу. Строение предполагалось окончить в 1807 г. Вероятно, по проекту самого архитектора был возведен одноэтажный деревянный дом с шестиколонным портиком. В таком виде бывшая дача Воронихина существовала до конца XIX в. В 1890-х гг. был надстроен второй этаж и пристроена двухэтажная каменная лестница, а в 1930-х гг. разобрали портик. До нашего времени дача не сохранилась.

Живя вблизи Казанского собора, архитектор непрерывно наблюдал за ходом работ и руководил строительством.

1 января 1811 г. создатель Казанского собора был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года по освящении собора "пожалован кавалером ордена Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсиею".

В процессе строительства Казанского собора А. С. Строганов предложил Воронихину принять участие в конкурсе на проект перестройки Исаакиевского собора. Наряду с Воронихиным в конкурсе участвовали архитекторы Ж. Ф. Тома де Томон, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, братья Андрей и Александр Михайловы, В. П. Стасов и некоторые другие. Воронихин разработал целую серию проектов Исаакиевского собора. В одном из них он попытался сохранить старую кладку собора, заложенного еще в 1768 г. по проекту А. Ринальди, спроектировав небольшие пристройки с севера, юга и востока в окружении колоннады. В другом варианте проекта перестройки Исаакиевского собора Воронихин предложил разобрать колокольню, абсиду и полуциркульные приделы наподобие абсид со стороны южного и северного фасадов. Со всех четырех сторон он спроектировал одинаковые многоколонные портики. В одном и другом случае планировочная композиция имеет четко выраженный равноконечный крест.

Конкурс, в котором так активно принимал участие Воронихин, не дал окончательного решения, и новый Исаакиевский собор был построен значительно позже по проекту О. Монферрана.

Немного раньше Воронихин принял участие в конкурсе с Тома де Томоном на проекты фонтанов вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. Он представил серию проектов и на этот раз, но утвержден был только один — проект фонтана на склоне Пулковой горы. Остальные фонтаны сооружались по проектам Тома де Томона.

Фонтан на склоне Пулковой горы был решен в виде грота, ведущего в недра земли. Вход был оформлен монументальным приземистым портиком с двумя мощными колоннами греко-дорического ордера, каннелированные стволы которых вросли в землю. По сторонам портика по замыслу Воронихина установили каменные изваяния львов, лежащих со скрещенными передними лапами и как бы охраняющих покой и тишину у входа в прохладный грот.

25 сентября 1806 г. Воронихин представил на рассмотрение смету на производство работ, которые начались в следующем году. В сооружении фонтана ему помогал Тома де Томон, а также инженер М. П. Сакер, занимавшийся устройством водовода, и каменных дел мастер Г. Грауер. "Обрабатывание леса по садовому образцу на Пулковой горе" поручили произвести придворному садовому мастеру Д. Бушу.

В ходе заготовки материалов и строительства Воронихин предложил внести в первоначальный проект фонтана некоторые изменения. Чашу в глубине грота, куда должна была стекать вода, предполагалось выполнить из гранита. Но поскольку подходящего куска гранита под рукой не оказалось, Воронихин вынужден был изготовить ее из серого рускольского мрамора. К тому же кровля должна была быть из чугунной черепицы, которую "обязался сделать заводчик Берд". Заказ к сроку завод Берда не выполнил, и крышу покрыли железом. Был сделан не предусмотренный сметой каменный мостик, ведущий к фонтану, и вдоль боковых внутренних стен поставлены две гранитные скамейки.

Строительство фонтана на Пулковой горе предполагалось закончить в том же 1807 г. Эту дату можно видеть на главном фасаде. Однако окончание строительства произошло двумя годами позже. Согласно архивным документам 18 июня 1809 г. "архитекторам Воронихину и Томону за сооружение на горе Пулковой фонтана" были "пожалованы перстни ценою каждый по семьсот рублей".

Фонтан-грот на Пулковой горе. Акварель 19 в.

В фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится картина неизвестного художника, на которой представлена Царскосельская дорога и фонтан-грот вскоре после его сооружения.

Из неосуществленных градостроительных замыслов Воронихина значительный интерес представляет проект татарского подворья. В сущности это архитектурный ансамбль, задуманный с большим размахом на достаточно обширной территории.

Наряду со свойственными классицизму принципами построения фасада Воронихин широко использовал национальные мотивы, что заметно выделило бы весь ансамбль на фоне прилегающей застройки. В центре композиции, построенной на игре разновеликих архитектурных объемов, предполагалось, видимо, поместить мечеть, а по сторонам — службы и комнаты для приезжих. Татарское подворье должны были соорудить в Петербурге на углу набережной реки Фонтанки и Измайловского проспекта, близ усадьбы поэта Державина. Этот факт был установлен архитектором Л. Г. Ивановой в результате архивных изысканий.

В начале XIX в. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (наб. р. Фонтанки, 34). Построен он был еще в середине XVIII в. и связан с именами выдающихся архитекторов прошлого — С. И. Чевакинского и Федора Аргунова — крепостного архитектора графов Шереметевых. Дворец со времени его строительства до 1918 г. находился во владении представителей того же графского рода, поэтому государственные архивы содержат о нем очень скупые сведения. Основным документом, подтверждающим участие Воронихина в его перестройке, является план, по которому можно судить, что архитектор в незначительной степени перепланировал интерьеры и установил новые печи и камины. В наибольшей степени реконструкция коснулась центральной части: колонный портик он предлагал застроить, превратив его в вестибюль частично реконструированной им парадной лестницы.

Еще выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына — сравнительно небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным портиком. Среди чертежей Воронихина, хранящихся в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, имеются чертежи фасада и плана дома Голицына. Однако изучавший их профессор Г. Г. Гримм предполагал, что они копийные, а Воронихину принадлежит лишь проект устройства церкви в этом доме, что, впрочем, спорно,— не исключено и его авторство в самом доме.

Церковь представляла собой небольшое прямоугольное в плане и крытое кирпичным коробовым сводом помещение, расположенное в верхнем этаже. Оно не имело окон, и свет в него попадал через расположенный вверху световой фонарь. В центре одной из поперечных стен помещалась дверь, а напротив находился иконостас. Церковь, устроенная в 1812 г., была посвящена Святой Троице.

Выдающимся произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса — первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки — с 1806 по 1809 г.

Многочисленны работы Воронихина в пригородах Петербурга. Кроме Петергофа и Пулкова он выполнял проекты для Стрельны, Павловска и Гатчины, особенно же много — для Павловска.

В начале 1803 г. во время пожара выгорели интерьеры центрального корпуса Павловского дворца. Его владелица императрица Мария Федоровна поручила восстановление здания Воронихину, назначенному главным архитектором Павловска. Выбор ее не был случайным: в 1802 г. Воронихин отделывал в Зимнем дворце, на половине Марии Федоровны, интерьеры, располагавшиеся на втором этаже центральной части южного корпуса, выходящего на Дворцовую площадь.

При восстановлении Павловского дворца Воронихин вносит изменения в отделку основных парадных помещений. В центральном Итальянском зале по рисункам архитектора были выполнены кариатиды второго яруса, фигуры орлов на верхнем карнизе, обработка купольного перекрытия кессонами с лепными розетками. В Греческом зале по замыслу Воронихина на перекрытии появилась орнаментальная роспись, имитирующая купол. В залах Войны и Мира по проекту Андрея Никифоровича вместо прежних живописных плафонов были устроены кессонированные своды, а в люнетах размещены барельефы. В первом этаже Воронихин создал, пожалуй, самый поэтичный интерьер дворца — кабинет "Фонарик" с двумя кариатидами, поддерживающими арку, которая отделяет светлую часть помещения, раскрытую в Собственный садик.

Рисунки и акварели архитектора с изображением мебели, драпировок, осветительных приборов, ваз, курильниц свидетельствуют о высоком мастерстве Воронихина-рисовальщика. Выполнены они в свободной живописной манере и с удивительной точностью передают формы предметов и свойства материала, из которого предполагалось изготовить то или иное произведение. Так, в 1803 г. по его рисункам был выполнен туалетный прибор с большим красивым зеркалом "в число подарков для Ея Величества королевы прусской".

До последних лет жизни Воронихин работал в области прикладного искусства. В архивных документах содержатся сведения о том, что в 1812 г. ему были выплачены деньги "за сделанные им для Е.ГО Величества два походных иконостаса и за модели для серебряного туалета".

Андрей Никифорович являлся также превосходным мастером садово-парковой архитектуры. Эта грань его таланта с особой силой раскрылась в Павловском парке, где он продолжал трудиться почти до конца своих дней. Для Павловского парка Воронихин проектировал мосты, беседки, павильоны, памятники, ворота.

Из осуществленных работ Воронихина наибольший интерес представлял перестроенный им в 1807—1812 гг. Розовый павильон, для которого он спроектировал также мебель. Павильон был выстроен деревянным с имитацией фасадов под каменную кладку и живописными панно, выполненными однотонной живописью в технике гризайль, создававшей иллюзию скульптурных барельефов. Завершенный небольшим куполом легкий и изящный Розовый павильон стоял на берегу пруда в искусственно созданном окружении из розовых кустов.

Во время второй мировой войны павильон сгорел. В настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.

Воронихин являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I в Павловске. Кроме Воронихина свои проекты представили архитекторы А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон и Пьетро Гонзага, более известный как художник-декоратор. Победителем оказался Тома де Томон. По его проекту в Павловском парке был сооружен мавзолей в виде небольшого греческого античного храма с четырехколонным портиком со стороны главного фасада. Воронихин, как главный архитектор Павловска, принимал деятельное участие в его создании.

В отличие от Тома де Томона Воронихин предлагал иную композицию — в виде круглого в плане храма, наподобие римского Пантеона, но не с одним, а с четырьмя портиками. Наиболее развитый главный портик должен был отмечать вход в интерьер с символическим каменным надгробием.

Из утилитарных построек для Павловска интересен проект оранжереи с центрально расположенным остекленным купольным павильоном, такими же прозрачными крыльями и фланкирующими их небольшими боковыми пристройками.

Среди других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, следует отметить мост через реку Славянку около Пиль-башни. Небольшой пологий арочный мост хорошо вписался в уже сложившийся архитектурно-художественный ансамбль.

Известно, что Воронихин принимал участие в работах по переделке интерьеров Гатчинского дворца, однако документы, конкретизирующие эти работы, до сих пор не найдены. По сохранившемуся проекту перестройки угловой части Конюшенного каре, где находились комнаты императрицы, можно заключить, что Воронихин в незначительной степени касался их перепланировки и в основном перекладывал печи и камины.

Наряду с А. Д. Захаровым Воронихин разрабатывал проекты Гатчинского сельского воспитательного дома, предложив несколько вариантов. При этом Воронихин исходил из одной и той же архитектурной схемы: центрально расположенное здание церкви объединено с диагонально ориентированными жилыми и учебными корпусами, образующими два симметричных относительно церкви каре. В одном случае центр композиции Воронихин акцентировал изогнутой по дуге колоннадой и спроектированным на всю ширину церкви куполом, в другом — скромно отметил шестиколонным портиком, чем добился большей слитности всех архитектурных объемов.

Малоизученной стороной деятельности архитектора остаются его работы в качестве реставратора. Сохранился документ 1809 г., согласно которому Воронихин реставрировал Румянцевский обелиск, воздвигнутый по проекту В. Бренны в 1799 г. на Марсовом поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, сооруженный там же, но ближе к Мойке.

Ко времени реставрации памятников многие бронзовые детали исчезли или были повреждены. Воронихин выполнил рисунки "повредившихся или утратившихся бронзовых украшений", а мастер Академии художеств В. П. Екимов, отливавший ранее статую Суворова, изготовил в бронзе недостающие детали.

Свою проектную и строительную деятельность Воронихин сочетал с педагогической работой. Воспитанники Академии художеств проходили практику на строительстве Казанского собора и Горного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 г. Андрей Никифорович профессор, а 23 сентября 1811 г. определен старшим профессором архитектуры, сменив на этом посту автора Адмиралтейства А. Д. Захарова.

Став профессором Академии художеств, Воронихин получил право на академическую квартиру. Предоставленный ему небольшой деревянный дом, располагавшийся когда-то в академическом садике со стороны 3-й линии Васильевского острова, на месте мозаичной мастерской, архитектор полностью перестроил по собственному проекту, оборудовав в нем свою мастерскую. Работы начались в 1808 г. и были закончены в следующем году. В академическом доме Воронихин жил до конца своих дней.

Движимый патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812—1814 гг., он создает проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек. Но они так и остались на бумаге. 21 февраля 1814 г. Андрей Никифорович внезапно скончался. Похоронили его на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.

Воронихин навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры. Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности, патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и незаурядный талант.

Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1

О происхождении знаменитого зодчего Андрея Никифоровича Воронихина почти ничего не известно. В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье записано, что 17 (по новому стилю — 28) октября 1759 года у «домового Никифора Воронина родился сын Андрей». Это была семья крепостных крестьян графа Строганова , на Урале. Мальчишкой семи лет он попадает в мастерскую уральского иконописца Гаврилы Юшкова . К 13 годам рисует, увлекся архитектурой. Талант юноши привлёк внимание Строганова, который часто брал своего крепостного в многочисленные поездки по стране.
Результатом этих поездок стал альбом зарисовок и акварелей на 125 листах, известный под названием "Путешествующий по России живописец". В качестве награды за труд, граф отправил Воронихина учиться в Москву . Здесь у Баженова, в Московской школе архитектуры, Андрей Воронихин жадно впитывал в себя науку о зодчестве.
Перед молодым человеком раскрывались новые, неведомые ему жизненные пути.
В 1785 году А. Воронихин получил вольную, однако связей со своим бывшим хозяином и покровителем не прерывает. Напротив, многое делал для строительства и украшения дворцов графа и его семьи. С 1786 по 1790 годы он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии . За границу он отправился вместе с сыном Строганова Павлом, на полном обеспечении барона. Незаметно пролетели два года в Женеве и в разъездах. В Париже было чему поучиться. Целые дни и вечера Андрей проводил в библиотеке, тщательно выписывая из книг и запоминая мысли древних зодчих о том, как они соблюдали пропорции зданий, как мостили полы, как сочетали архитектуру и ваяние в целях придания красоты строениям.

Вернувшись в Россию Воронихин занимается реконструкцией дворца Строгановых на Мойке, и усадьбы на Черной речке. Он создает прекрасные архитектурные отделки внутреннего убранства залов, в то же время продолжая свое самообразование.

Строительная деятельность Андрея Никифоровича Воронихина не ограничивалась столицей и её окрестностями. Помимо своих крупнейших работ в Петербурге, Павловске, Петергофе, А. Н. Воронихин строил также и в русской провинции. Недалеко от Калуги по проекту Воронихина была создана усадьба Городня - прекрасный образец усадебно-паркового зодчества того времени. Здесь Воронихин создал и общий план всего усадебного участка, и самый парк с аллеями, сходящимися к помещичьему дому, и ворота со львами, и павильон, и ряд других небольших парковых построек.

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе . С 1802 года он стал профессором Академии художеств. Всю жизнь этот человек оттачивал свой талант и знания упорным трудом, что не мешало создавать вокруг его имени мутный ропот завистников и интриганов.

Зодчий, необыкновенно цельный по характеру своего творчества, сохраняющий свою индивидуальную художественную манеру во всём, что он создавал, А. Н. Воронихин отличается исключительной разносторонностью своего дарования. В его личности и во всей его деятельности сказывается сочетание самобытного русского таланта с широкой образованностью и упорной неутомимой работой над собой .

Значительной работой Воронихина стало здание Горного кадетского корпуса - первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но главным творением жизни архитектора стал Казанский собор.

«Горный кадетский институт» — настоящий памятник русской культуры начала 19го столетия. В 1806 году на берегу Невы Воронихин воздвиг здание, фасад которого состоит из громадного фронтона, покоящегося на двенадцати мощных колоннах. По сторонам портала — две большие скульптурные группы, на берегу — спуск к воде в виде гигантской лестницы.



Горный институт

Здание Горного института архитектор задумал построить как храм науки «геологии». В этом произведении Андрей Никифорович создавал свой образ античного храма, как он его воспринимал и понимал. При этом его русский характер и мягкость сказались и здесь.




Работая на строительстве садовых павильонов и мостов в Павловском парке, он часто отлучался туда к Камерону. Была тому и другая причина. В Павловске же на строительстве, в Стрельне и Петергофе стала часто появляться помощница зодчего Камерона, чертежница Мери Лонг, англичанка, дочь британского пастора.

Воронихин женится на 31-летней Марии Фёдоровне (принявшей православие) проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. У супругов было шесть сыновей, двое умерли в детстве, остальные тоже прожили немного, не оставив потомков.


Вид на Строгановскую дачу. худ.Воронихин А.Н 1794 г


Несмотря на признание таланта живописца, Воронихин всю свою жизнь посвятил архитектуре. Постройка Казанского собора явилась делом всей жизни Воронихина. «Комиссия о построении Казанской церкви» — так именовала она себя — 8 января 1801 года, во главе со Строгановым, явилась к императору окончательно утверждать проект Воронихина. Павел согласился со всем, кроме постройки колокольни и дома для церковнослужителей. Вычеркнув эти расходы, он учинил надпись:

«Кроме сих статей, быть по сему».

Казанский собор освятили в мае 1811 года. Общее мнение было единым — это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе.

Умер Воронихин А.Н в 1814году, прожив всего 54года, исполнив до конца свое жизненное предначертание. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На этом же кладбище покоится прах покровителя архитектора и его бывшего барина - графа Строганова.

Творчество А.Н. Воронихина

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Творчество А.Н. Воронихина
Рубрика (тематическая категория) История

Андрей Никифорович Воронихин, 1759-1814 гᴦ.

Был крепостным графа А. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Скорей всœего Воронихин был его внебрачным сыном, т. к. с детских лет воспитывался вместе с детьми графа. Вместе с сыном графа осуществил путешествие по Европе, где продолжил свое обучение.

В 1785 ᴦ. Воронихин был отпущен на волю. С 1786 по 1790 ᴦ. он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии.

В 1797 ᴦ. художник получил звание академика ʼʼперспективной живописиʼʼ Академии Художеств за картины:

С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.

Именно граф Строганов дал Воронихину вольную, однако и после этого Воронихин остался жить с ним под одной крышей. Возможно именно по протекции Строганова, его проект Казанского собора в обход конкурса был принят к строительству (несмотря на победу Камерона).

Начался творческий путь Воронихина еще в конце 18 века, т. е. его творчество - это переходный период от екатерининского классицизма к ампиру.

Дворец Строгановых, архитектор Растрелли К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца в 1793. Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом.
Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке под Петербургом в 1795-1796. Постройка в стиле Камерона.
Кабинœет-фонарик дворца в Павловске, 1803-05 гᴦ.
Дача Багратиона в Павловске, 1811-12 гᴦ. Эту постройку достраивал уже Росси, в дальнейшем она стала называться Павильон роз.

Из архитекторов 18 века Воронихину наиболее близок Камерон.

  • Казанский собор в Петербурге, 1801-11 гᴦ.

В этой постройке очень много от ампира, но в то же время в решении отдельных деталей прослеживается образ, связанный с 18 веком. Это первое монументальное каменное сооружение в творчестве мастера.

Образ храма был задуман еще при Павле I. При этом если бы согласно первому проекту Воронихин возвел колоннаду перед западным фасадом, как у Бернини, это бы обрезало собор и площадь перед ним от главной магистрали города - Невского проспекта. По этой причине Воронихин заложил в проект две колоннады: со стороны северного и южного фасадов. Планировалась еще одна колоннада, соединяющая северную и южную. А перед западным фасадом еще и полукруглая площадь. Площадь оформлена решеткой, выполненной по рисункам Воронихина в 1810-12 гᴦ.

Генеральный план Казанского собора архитектора А.Воронихина. На плане видна вторая, нереализованная колоннада собора. В 18 веке колоннады всœегда были ниже основного объёма, т. е. они его не скрывали, а, напротив, выявляли. А у Воронихина колоннада скрывает базилику за собой. В случае если бы Воронихин сделал всœе три колоннады, они бы поглотили тело собора, т. е. можно сказать, что здание - образец ампира, т. к. оно обнимает пространство.
Современный план Казанского собора Колоннада скрывает несимметричность базиликального плана, центрируя постройку, что опять же типично для эпохи ампира.
О назначении постройки говорит лишь купол, увенчанный крестом. Конструкция купола выполнена не из дерева, а из металла, следовательно, можно сказать, что Воронихин - новатор в области технологий.

Решается градостроительная задача и одновременно организуется целый район города,

  • планируется ожерелье площадей
  • сквозь портики пропущены улицы, соединяющие периферию с центром города
  • в отличие от овальной закрытой площади Бернини, Воронихин раскрывает свою колоннаду городу, мыслит большими объёмами, как настоящий градостроитель
  • пилястры скрывают углы постройки
  • орден коринфский с канелюрами
  • зодчий использует овы, жемчужники, декоративные вставки, ниши, однако в дальнейшем ампир от этого откажется

Изначально на площади перед собором высился деревянный обелиск. Он исчез когда появились статуи Кутузова и Барклая де Толли, работы скульптора Орловского в 1830-х годах.

После окончания Отечественной войне 1812 года храм стал своеобразным памятником победы. Здесь был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. В этом соборе хранятся ключи покоренных городов и знамена неприятелœей.

В собор ведут двери, копирующие райские двери флорентийского баптистерия Сан Джованни работы Лоренцо Гибберти, однако порядок рельефов нарушен.

Здание украшают аттики, а в центральной части они соединяются с фронтоном. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.

  • Горный институт, 1806-11 гᴦ.

Здание стоит на изгибе реки, что ставило перед зодчим трудную задачу. На этом месте уже стоял постройки предшествующего времени, в которых функционировал горный институт. Постройки сообщались между собой с помощью пробитых в стенах дверей. С точки зрения эстетики, красоты в этих сооружениях не было. Здания и интерьеры были неудобны для работы. К уже существующей застройке Воронихин пристраивает два боковых крыла центральный портик. Постройку украшают всœего несколько деталей: сандрики небольшого размера, 12-колонный портик, мощная дорика, гладь стены, которая лишена скульптурного декора. Единственным украшением постройки являются две скульптурные группы:

Творчество А.Н. Воронихина - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Творчество А.Н. Воронихина" 2017, 2018.

Небольшой рассказ о главном авторе Казанского собора, замечательном зодчем Санкт-Петербурга 19 века — Воронихине Андрее Никифоровиче. Ему и лично утвердившему проект храма наш город обязан этому Великому архитектурному шедевру.

Биографическая справка:

Биография А. Н. Воронихина

Детство и юность будущего зодчего:

Родился будущий мастер в 1759 г. в городе Новое Усолье (Пермская губерния). Его родителями были крепостными графа А. С. Строганова (с 1800 по 1811 гг. — президент Академии художеств). Начальное образование получил в Уральской церковной школе, где своими успехами и привлёк внимание своего будущего покровителя.

А. Н. Воронихин — архитектор Петербурга:

В 1777 г. граф отправляет юношу на учёбу в Москву. Его учителями были М. Ф. Казаков и В. И. Баженов (известные Московские архитекторы). С 1779 г. работает в Петербурге.

С 1786 по 1790 гг. проходит обучение архитектуре в Швейцарии и Франции.

В 1797 г. получает звание академика живописи. В 1800 г. получает звание академика архитектуры, а с 1802 г. становится профессором

Работы зодчего Воронихина в СПб:

Главное творение мастера — Казанский собор

1. Своё самое , сделавшее его одним из самых известных архитекторов нашего города мастер создал с 1801 по 1811 гг..

Другие работы архитектора

В Санкт-Петербурге и окрестностях зодчим создано около 30 сооружений и построек, здесь приведены только самые яркие его работы.

2. Здание Горного университета (Горный музей) 1806 — 1811 гг.

3. Здание Военно-медицинской академии 1798 — 1809 гг.

4. (восстановление после пожара) 1803 — 1809 гг.

5. Розовый Павильон (Павловский парк) 1807 г.

6. Воронихинские колоннады () 1800 — 1803 гг.



Рассказать друзьям