Зарецкий. `Евгений Онегин`

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Современному читателю господин Зарецкий на первый взгляд может показаться малозначимым героем с нейтральным характером, однако на самом деле он является одним из самых ярких отрицательных персонажей произведения Пушкина «Евгений Онегин». В романе ему посвящено целых пять строф, что считается много для второстепенного героя. Но это совсем не случайно. Пожалуй, более беспощадной характеристики, нежели характеристика Зарецкого, у Пушкина нет. Его внешность не представлена в романе, однако обрисовывается его характер и некоторые привычки. Согласно описанию, Зарецкий был невероятно хитрым человеком, который мог с легкостью одурачить даже умного человека. Он умел аргументировано спорить и весело подшучивать, но ради своей выгоды мог промолчать или повздорить.

Этот герой был заядлым картежником, сплетником и буяном, но самое главное – в его руках была судьба Онегина и Ленского. Зарецкий, с его хитростью и опытом, мог с легкостью помирить их. Вместо этого именно он подсказал Владимиру разрешить разногласия посредством дуэли, сыграв на его романтизме, крайности в оценке людей и незнании жизни. Евгений согласился на дуэль и поддался на данную провокацию, так как был очень расстроен вмешательством в ссору злого сплетника и старого дуэлиста Зарецкого.

Онегин всячески пытался избежать дуэли и демонстрировал свое презрение к истории, в реальность которой он на тот момент все еще не верил. Он опоздал почти на два часа, в то время как опоздание хотя бы на две минуты считается нарушением правил и опоздавший автоматически должен признавать проигравшим. Зарецкий, будучи единственным распорядителем дуэли, имел все основания не допустить кровопролития, объявив Евгения не явившимся, ведь опоздать на место поединка считается крайне неуважительным. К тому же, в качестве секунданта Онегин взял своего слугу Гильо. Это также было против правил, ведь как и противники, секунданты должны быть социально равными. Для Зарецкого прямым оскорблением должна была стать мотивация Онегина, что лакей Гильо хотя бы «честный малый», пусть и не является состоятельным и известным. Господин Зарецкий отлично понимал, что правила были нарушены, однако не отменил поединок. Он вел себя не как сторонник строгих принципов искусства дуэли, а как человек, который заинтересован в шумном, максимально скандальном и кровопролитном исходе. Ему очень хотелось посмотреть, как друзья будут стреляться.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что образ Зарецкого в романе «Евгений Онегин» объединяет в себе отвратительные аморальные черты, свойственные некоторым представителям провинциального дворянства. Из эксцентричного буяна, предводителя картежной шайки и трактирного повесы он смог превратиться в якобы надежного друга, мирного помещика, простого, доброго и честного человека. Но это всего лишь маска, за которой скрывалось его моральное разложение.

Сочинение: Пушкин А. С. - Евгений Онегин - "Дуэль Онегина и Ленского(По роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин»)"

"Дуэль Онегина и Ленского(По роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин»)"

Дуэль Онегина и Ленского(По роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин»)

Дуэль - это поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам и имеющий целью снятие позорного пятна, оскорбления и восстановление чести. Строгость выполнения правил достигалась обращением к знатокам и арбитрам в вопросах чести. Эту роль в романе исполняет Зарецкий, в дуэлях классик и педант», и, как видно из романа, ведет дело с большими упущениями. Точнее, он сознательной игнорировал все, что могло устранить кровавый исход. При первом посещении Онегина для передачи вызова он и не подумал обсудить возможность примирения. А это было прямой обязанностью секунданта. Далее, непосредственно перед поединком он. опять ничего не предпринимает, хотя всем, кроме восемнадцатилетнего Ленского, ясно, что никакой кровавой обиды не существует.

Вместо этого он «встал без объяснений... Имея дома много дел». Далее было еще как минимум две причины остановки или вообще прекращения дуэли. Во-первых, Онегин опаздывает более чем на час. В этом случае, согласно дуэльному кодексу, противник объявляется появившимся. Во всяком случае, в «Герое нашего времени» Печорин абсолютно точно приходит к месту дуэли, устраняя малейший повод для ее отмены.

Во-вторых, в качестве секунданта Онегин приводит своего лакея, француза Гильо, мотивируя тем, что тот по крайней мере «честный, малый», а это было уже явным и недвусмысленным оскорблением Зарецкого, Ведь секунданты должны были быть равны, то есть оба должны иметь дворянское звание.

Итак, Зарецкий развел противников на 32 шага, поставив барьеры на «благородном расстоянии», видимо шагов десять, а то и меньше, и не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Таким образом, наш знаток дуэльной этики ведет себя не столько как сторонник строгих правил дуэльного искусства, а как лицо, крайне заинтересованное в скандальном, шумном, а применительно к дуэли - смертельном исходе.

Правила дуэли нарушают и Зарецкий, и Онегин. Первый - потому что видит в ней возможность приобрести скандальную известность, .второй -чтобы продемонстрировать презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой не верит. Все поведение Онегина на поединке свидетельствует о том. Что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для его современников, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает противнику гибели, не стреляет с ходу, под дулом чужого пистолета с дальней дистанции.

Однако почему же Онегин стрелял в Ленского, а не мимо?

Думаю, что едва ли мог способствовать примирению демонстративный выстрел в воздух или в сторону. Скорее это было бы расценено как оскорбление. И потом, известно, что в случае безрезультативной дуэли она перестреливалась до получения первой раны или гибели одного из дуэлянтов. Дуэль в онегинскую эпоху имела строгий ритуал. Люди, участвующие в ней, давали некое представление. Они действовали не по своей воле, подчиняясь установленным правилам. Так случилось, что общество, которое презирал Онегин, все-таки употребило его. Оно оказалось властно над его поступками и душой. Онегин боится показаться смешным, стать темой провинциальных сплетен. Таким образом, его поведение определяется колебаниями между естественными движениями его души, его человеческими чувствами к Ленскому и страхом прослыть шутом и трусом, нарушив условные нормы поведения у барьера. Ленский убит.

Зарецкий в романе "Евгений Онегин" - один из второстепенных героев. Господин Зарецкий выступает секундантом Ленского на дуэли с Онегиным. Зарайский появляется в роман "Евгений Онегин" в 6 главе. По сюжету романа, Ленский просит Зарецкого отвезти Онегину вызов на дуэль. Затем Зарецкий выступает секундантом на дуэли Ленского и Онегина. Зарецкий сам был когда-то повесой и картежником. Он видел Зарецкий много дуэлей. Но теперь он - отец семейства и образцовый помещик. Зарецкий в романе "Евгений Онегин" Зарецкий живет в 5 верстах от деревни Ленского: "...В пяти верстах от Красногорья, / Деревни Ленского, живет..." Онегин уважает Зарецкого за ум и здравый смысл: "... Он был не глуп; и мой Евгений, / Не уважая сердца в нем, / Любил и дух его суждений, / И здравый толк о том, о сем..." Сейчас Зарецкий - тихий и мирный помещик. Он - холостяк, но у него есть семейство. Что это значит? В те времена понятие "отец семейства холостой" означало семейство незаконнорожденных детей, родившихся от простых крестьянок: "...Теперь же добрый и простой / Отец семейства холостой, / Надежный друг, помещик мирный / И даже честный человек..." Зарецкий - старый дуэлист. Он участвовал во многих дуэлях: "... в это дело / Вмешался старый дуэлист..." "...В дуэлях классик и педант, / Любил методу он из чувства..." Зарецкий, по мнению Онегина - злой сплетник: "...Он зол, он сплетник, он речист..." (Онегин о Зарецком) Когда-то Зарецкий был буяном, картежником и повесой: "...Зарецкий, некогда буян, / Картежной шайки атаман, / Глава повес, трибун трактирный..." Когда-то Зарайский участвовал в сражении с французами. Он был пьян и свалился с лошади. Французы взяли его в плен: "...И то сказать, что и в сраженье / Раз в настоящем упоенье / Он отличился, смело в грязь / С коня калмыцкого свалясь, / Как зюзя пьяный, и французам / Достался в плен: драгой залог!.." Зарецкий умел заморочить голову как дураку, так и умному: "...Умел морочить дурака / И умного дурачить славно..." Зарецкий, как и все люди, иногда сам попадал впросак: "...Хоть иногда и сам впросак / Он попадался, как простак..." Зарецкий был когда-то расчетливым и хитрым: "...Умел он весело поспорить, / Остро и тупо отвечать, / Порой расчетливо смолчать, / Порой расчетливо повздорить..." Он мог как поссорить друзей, так и помирить их: "...Друзей поссорить молодых / И на барьер поставить их, / Иль помириться их заставить, Но с возрастом удалой Зарецкий изменился, его "удалость" прошла: "...Удалость [...] Проходит с юностью живой..." Сейчас Зарецкий - спокойный и хозяйственный помещик: "...Живет, как истинный мудрец, / Капусту садит, как Гораций, / Разводит уток и гусей / И учит азбуке детей..." "...Меж тем, механик деревенский / Зарецкий..." У него много дел в поместье: "...Остаться доле не хотел, / Имея дома много дел..." Это было описание Зарайского в "Евгении Онегине"- одного из второстепенных героев романа.
Если ответ помог вам пометьте ответ как лучший. Спасибо

Существуют люди, которые упиваются несчастьем и страданиями других. Действительно, кому-то доставляет радость, когда остальные счастливы, а другой ищет возможности посмотреть как кому-то плохо. При этом такие негативные люди не всегда глупы, даже напротив, часто они обладают великолепными познаниями в человеческой психологии, могут отлично манипулировать и менять собственные социальные маски по обстоятельствам.

Именно таким человеком является Зарецкий, которому Пушкин посвящает около пяти строф. Этот представитель провинциального дворянства, явно подобно всем остальным представителям высшего света, описываемым Пушкиным, страдает от скуки. Только, если более, скажем так, образованные и возвышенные представители столиц выбирают более гуманные и цивильные развлечения, то провинциальные помещики не стесняются и вполне примитивных «радостей».

Суть Зарецкого заключается в умелой смене социальных ролей и собственных личин, ради получения удовольствия. Этот человек эксцентричен и не чужд простым развлечениям, но он также может быть вполне сдержанным, если этого требует ситуация или какая-то более глобальная цель.

Полностью личина Зарецкого становится понятной в ситуации дуэли Онегина. Зарецкий умело манипулирует Ленским, для того чтобы натравить его на Онегина, который в свою очередь мудрее романтичного и вспыльчивого Ленского и понимает манипуляцию. Онегин соглашается на дуэль не столь по причине действий Зарецкого, сколь из-за печали от самого факта такой манипуляции, которая вводит в заблуждение и его оппонента и всех остальных.

Онегин старается всячески избегать дуэли и фактически наносит оскорбление самому Зарецкому. Во-первых, он опаздывает на дуэль (тут Зарецкому даже при минимальном опоздании нужно было бы признать Онегина проигравшим и отменить мероприятие) а, во-вторых, берет секундантом своего слугу, хотя следует брать в секунданты только равных людей по статусу, а Гильо – не ровня Зарецкому. Тем не менее, помещик не обращает на эти невероятно существенные детали внимания и ничего не отменяет, таким образом он фактически пренебрегает даже собственной честью (не говоря о разумном поведении и благе других людей) ради получения своего садистического и примитивного удовольствия.

Сочинение Образ Зарецкого

Образ Зарецкого предлагает рассмотреть человека, который обладает довольно прогрессивным умственным развитием, но при этом практически полностью лишен развития нравственного. Этот помещик является приятелем Ленского и представляет в романе провинциальную знать. Зарецкий сам принимал участие во многих дуэлях и в романе выступает как секундант между Онегиным и Ленским.

Герой полностью негативный, хотя автор и Онегин не пренебрегают его, условно говоря, положительными качествами. К примеру, Зарецкий отлично знает человеческую психологию, он может ссорить и мирить людей по собственному усмотрению. Онегин «Любил и дух его суждений, / И здравый толк о том, о сем...» то есть признает наличие в этом человеке некоторой образованности и понимания мира, но также «Не уважая сердца в нем».

Проще говоря, этот герой является эгоистом и безнравственной личностью, он пользуется своим положением и возможностями для достижения собственных, как правило, низменных целей. Ведь именно Зарецкий по большому счету ссорит Ленского с Онегиным, пользуясь незрелостью Ленского. Более того, хотя Онегин понимает эти махинации, он все равно соглашается на дуэль, то есть даже осознавая манипуляцию, оказывается под воздействием Зарецкого.

Довольно характерными деталями Пушкин подчеркивает тягу этого человека только к собственному удовольствию. Ранее он был картежником и балагуром, а перед битвой с французами напился и свалился с лошади, в итоге оказался плененным и в общем-то подвел своих товарищей по битве. Такое было бы позором для честного офицера, но, вероятно, Зарецкий вообще не чувствует своей вины.

Со временем он остепенился, но тоже типичным для себя образом. Он холостяк, который воспитывает детей. Вероятнее всего, эти дети от его крепостных – простых девок, с которыми вступил в связь, наверное, тоже по большей части не из намерения заводить семьи и воспитывать достойных людей. Касательно этого человека такие оценки не являются морализаторством, нужно ясно осознавать негативную роль подобной личности.

Хотя фигура Зарецкого может казаться в романе незначительной, на самом деле он – одна из самых низких и коварных личностей, которые вообще включены в повествование. Пушкин не расписывает о нем много и не дает подробной нравственной оценки этого героя, позволяя вдумчивому читателю самостоятельно определить кем является Зарецкий.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Маруся в повести В дурном обществе Короленко характеристика образ

    «В дурном обществе» – повесть Владимира Галактионовича Короленко раскрывающая «болезни общества», главной из которых является социальное неравенство. Образы героев переданы писателем настолько ярко

  • По моему мнению, благородство показывает, в каком состоянии пребывает душа человека. В человеке либо присутствует благородство, или оно отсутствует. Данное качество начинает формироваться еще с детских лет.

  • Сочинение Шурочка в повести Поединок Куприна характеристика, образ

    Пожалуй, главным женским образом в повести Куприна «Поединок», является Шурочка. Полное имя героини - Александра Петровна Николаева. Она замужем за поручиком Николаевым

1. Поместье Онегина.
2. Провинциальные жители.
3. Семья Лариных.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» значительная часть действия происходит в провинции, в поместьях Онегина и Лариных. Словно по контрасту со светской жизнью главного героя, представлявшей собой вихрь развлечений, быт деревенских дворян размерен до однообразия. Писатель иронично намекает на это, обращаясь к предыстории комнаты, где до Онегина жил его дядя:

Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
...Онегин шкафы отворил:
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не смотрел.

Косность и ограниченность взглядов и интересов помещиков сказывается и в том, как они воспринимают реформаторскую деятельность Онегина, заменившего в своих владениях «ярем барщины старинной оброком легким». Соседи тут же высчитывают, что выгоднее, а что — нет, и приходят к выводу, что новшества молодого помещика вредны, что он «опаснейший чудак».

Онегин и Ленский выделяются из толпы остальных сельских помещиков своей образованностью. Это и неудивительно, ведь один недавно приехал из Петербурга, другой — из-за границы. Поэтому им интересно общаться друг с другом, но не с соседями, которые в подавляющем большинстве обсуждают сельскохозяйственные работы в своих имениях, псовую охоту, рассказывают о своих родственниках. Онегина сельские дворяне расценивают как неблагонадежную личность. Что же касается Ленского, то к нему отношение более благожелательное:

Богат, хорош собою,
Ленский Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа...

Мечта о женихах — немаловажная составляющая жизни и сельских барышень, и их родителей. Пушкин с иронией показывает и способы, которыми деревенские помещики пытаются направить мысли молодого соседа в желаемое русло — намеки на «скуку жизни холостой». Дочь хозяев «запищит», исполняя сентиментальную песенку.

Пушкин рисует пестрое сборище провинциальных дворян, съехавшихся на именины Татьяны. Фамилии гостей, которые перечисляет автор, говорят сами за себя: Пустяков, Петушков, Скотинины, Буянов. Хотя Пушкин пишет о каждом из них крайне мало, одной-двумя строками поэт метко характеризует этих людей. Главным интересом «толстого» Пустякова и его «дородной» супруги, несомненно, является обильная еда. Кроме того, вполне возможно, что главой семьи Пустяковых является жена.

Два эпитета, которые автор использует, характеризуя другого гостя, звучат взаимоисключающе: «Гвоздин, хозяин превосходный» — и он же «владелец нищих мужиков». Подобное сочетание наводит на мысли о том, что этот помещик, подобно фонвизинским Скотининым, отобрал у крестьян все, что можно, так что теперь уж содрать что-либо представляется делом непростым — из-за отсутствия у мужиков сколько-нибудь ценного имущества.

Фамилия «Скотинины» тоже фигурирует в романе Пушкина. Однофамильцы фонвизинских героев предстают многодетным семейством, возраст детей в котором колеблется от двух до тридцати лет. Пушкин показывает в романе и образ провинциального чиновника, являющийся достаточно типичным явлением для своей среды:

...Отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

Автор описывает сложившийся ритуал празднества, в котором значительное место отводится еде («уста жуют»). Затем следуют танцы для молодежи («девчонки прыгают заранее»), для старшего поколения — игра в карты. Схема торжественного приема та же, что и в светских кругах, однако в провинции, естественно, все это не столь пышно и великолепно. Например, пирог оказался пересоленным, в ходу старомодные танцы, давно забытые в столичном свете.

Пушкин чуть подробнее остановился на образе Зарецкого, секунданта Ленского. Автор с юмором повествует о перерождении этого «буяна, картежной шайки атамана»:

Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек...

Зарецкий всегда рад вмешаться в чужую ссору — видимо, для него это своего рода развлечение, ностальгический вздох по юношеским проказам. Случай, описанный Пушкиным, живо характеризует этого человека: пьяный Зарецкий, будучи офицером, свалился с коня и попал в плен к французам. Подлинных, глубоких понятий о чести и порядочности у этого человека нет:

Умел он...
Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их
Иль помириться их заставить,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить
Веселой шуткою, враньем.

Среди положительных черт Зарецкого Пушкин отмечает житейское здравомыслие и неунывающий нрав. Правда, веселость Зарецкого тесно связана с его легкомыслием, отсутствием духовной глубины.

Домашний быт провинциального дворянства автор показал на примере семьи Лариных. «Простая, русская семья» — так характеризует их Онегин. Действительно, в этой семье свято сохраняются русские традиции: они празднуют масленицу, постятся, любят и знают старинные обычаи («подблюдны песни, хоровод»). Когда был жив отец Татьяны и Ольги, он не мешал жене распоряжаться так, как она считает нужным. Хотя она в юности была светской барышней, влюбленной в другого, вскоре после свадьбы она привыкла к сельской жизни и прожила с мужем счастливо. Оставшись вдовой, женщина чистосердечно оплакала своего мужа. Главной ее заботой стала судьба дочерей. Она гостеприимна — черта большинства провинциальных помещиков. «Ничем мы не блестим», — скромно сознает ее дочь Татьяна, чувствуя разницу между светским привычками Онегина и старинными обычаями, сохранившимися в ее семье. Однако нужно отметить, что Пушкин, воссоздавая на страницах своего романа незамысловатый быт семьи Лариных, показал то достойное, что было в провинциальном дворянстве.

При этом автор «Евгения Онегина» не пытался скрывать и непривлекательные черты, распространенные в среде помещиков — ограниченность интересов («вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор»), негативное отношение ко всему новому, отсутствие, в подавляющем большинстве, глубоких духовных переживаний. Поэтому Татьяна и отказывается выйти замуж за местных франтов — Петушкова или Буянова. Девушка хорошо видит внутреннюю пустоту этих претендентов на ее руку.



Рассказать друзьям