Значение пословиц онлайн. Русские пословицы и поговорки: значение и смысл

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Объяснить смысл пословицы «Азбука – к мудрости ступенька» : чтение позволяет человеку получить образование. А образование наделяет человека знаниями, мудростью, которую годами накапливало человечество.

«Береги честь смолоду» . Полная версия пословицы «Береги платье снову, а честь смолоду» . Значение пословицы указывает на необходимость с юных лет следить за тем, что думают о тебе люди, следить за своей репутацией, не совершать недостойных и позорных поступков. Поговорка сравнивает честь человека с платьем: беречь старое платье, покрытое пятнами, уже нет смысла. Платье нужно беречь новым, тогда оно сохранит свой вид надолго. То же самое с честью, с репутацией. Испорченную в юности, ее уже не отмоешь, не выбелишь. Окружающие люди запомнят, что плохого и непристойного этим человеком было сделано, и всю жизнь будут относиться к нему соответствующие. Поэтому ошибаются те, кто думает, что молодым людям все ошибки прощаются, а все дурные проступки забываются. Честь дается человеку одна на всю жизнь, постарайтесь не запятнать ее еще в юности.

Объяснить смысл пословицы «В здоровом телездоровый дух» . Бодрость духа, ясность мыслей и хорошее настроение зависит от хорошего самочувствия тела. Когда где-то болит и ощущается слабость – душевное состояние тоже страдает. Слабость тела плохо влияет на умственные способности, возможность думать, концентрироваться. Поэтому забота о теле – это и укрепление ума, и забота о душевном спокойствии тоже.

Объяснить смысл пословицы «Вода камень точит» , «Капля камень точит» : со временем любое действие обязательно даст результат. Ничто не проходит бесследно, даже самые малые события. Так и в жизни человека - упорные, методичные усилия обязательно преодолеют препятствие, достигнут цели.

Объяснить смысл пословицы «Глухой слушает, как немой говорит» : пословица означает непонимание людьми друг друга, бессмысленность разговора, и невнимательность к собеседнику. Пословица, схожая по смыслу: «Разговор слепого с глухим».

Объяснить смысл пословицы «Гость хозяину не указчик» : по законам вежливости, не принято, чтобы гость распоряжался в доме хозяина. Гость в чужом доме, в чужой стране, не хозяйничает, не указывает хозяину, как ему жить, не позволяет себе резкой критики. А уж тем более гостю неприлично ссориться или конфликтовать с хозяином. Пословица, сходная по смыслу «В чужой монастырь со своим уставом не лезут» .

Объяснить смысл пословицы «Гнев твой – враг твой» : в гневе человек способен на очень плохие поступки. В гневе человек не разбирает слов, которые говорит. Поэтому с гневом нужно держаться так же, как с врагом: стараться не допускать его до себя, и не позволять ему управлять собой.

Объяснить смысл пословицы «Дело мастера боится» :любое, даже, самое трудное дело, поддается умелым рукам и настойчивым усилиям. Пословица, сходная по смыслу:

Объяснить смысл пословицы «Делить шкуру неубитого медведя» . Это означает присваивать себе достижения, которые еще не достигнуты.

Объяснить смысл пословицы «Делу время, потехе час» . Дела нужно планировать и отдавать им большую часть времени. Развлечения должны занимать небольшую часть жизни, иначе пострадает работа. Чтобы достойно жить, нужно трудиться в первую очередь, а уж потом можно с удовольствием оставить себе какое-то время для развлечения.

Объяснить смысл пословицы «Доброе слово человеку - что дождь в засуху» : слово обладает большой силой. В трудную минуту доброе слово поддержки способно ободрить человека, вдохнуть в него жизнь, укрепить его силы. Это как глоток воды, утоляющий жажду.

Объяснить смысл пословицы «Друг познается в беде» . Ее смысл таков: настоящий друг – этот тот, кто приходит на помощь в несчастье или помогает решить проблему. Только так и можно узнать настоящего друга: по готовности помочь. Настоящими друзьями пока нельзя называть тех, с кем просто развлекаешься или общаешься, когда у тебя все хорошо. Неизвестно еще, как они поведут себя, если тебе будет плохо, нужен ли ты им будешь. Друга, его искренние чувства к тебе и готовность помочь можно проверить только в проблемной ситуации.

Объяснить смысл пословицы «За двумя зайцами погонишься - не одного не поймаешь» . Смысл пословицы: делать одновременно два дела неразумно, потому что ни одно из них не получится хорошо. Это происходит потому, что внимание и усилия распыляются сразу на многое. Одно дело мешает другому, и наоборот. Два дела, как два зайца, тянут человека в разные стороны, и в итоге он остается с пустыми руками.

Объяснить смысл пословицы «Заткнуть за пояс». Она происходит от привычки в старой России затыкать за пояс рукавицы, инструменты, разные мелочи. Так говорят о мастере своего дела, которому нет равных, все соперники значительно слабее его. «Заткнуть за пояс» - означает обходиться с чем-то или с кем-то небрежно, лихо, умело и даже не брать в расчет. Поговорка, похожая по смыслу: «И в подметки не годится»

Объяснить смысл пословицы «Лес рубят – щепки летят» . Пословица означает, что при больших событиях часто страдают маленькие дела и люди. Зачастую на них при этом не обращают никакого внимания, потому что большое дело важнее. Примером может служить революция или реформа. Поэтому если творится что-то глобальное, жди беды – обычным людям нужно искать укрытие, потому что «щепки» попадут в них.

Объяснить смысл пословицы «Мал золотник да дорог» : не все важное имеет большие размеры и пышный вид. Не все ценное заметно сразу, но это не умаляет его важности и ценности. Так монета мала, да цена ее велика.

Объяснить смысл пословицы «Медведь на ухо наступил» . Так говорят о тех людях, которые не умеют музыкального слуха, поют невпопад и фальшивят.

Объяснить смысл пословицы «Много снега – много хлеба» . Издавна замечено, что после снежной зимы урожай лучше. Под снежным покровом земля хорошо отдыхает за зиму, не промерзает, и весной обильно смачивается талыми водами. Талые воды также несут с собой частички плодородной земли.

Объяснить смысл пословицы «На воре и шапка горит» . Поговорка подтверждает народное наблюдение, что в каждом деле виноватого видно – все в нем выдает его поступки. Даже внешний вид его, выражение лица и одежда вызывают подозрение. Пословица, близкая по смыслу – «Знает кошка, чье мясо съела» .

Объяснить смысл пословицы «Нашла коса на камень» . Означает, что сила неожиданно наткнулась на препятствие, на такую же силу противодействия, и остановилась.

Объяснить смысл пословицы: «На обиженных воду возят» или «На сердитых воду возят» . Говорится, когда кто-то сердится или обижается без оснований, из-за пустяка. Данная поговорка гласит, что самому сердитому от его гнева или от обиды становится только хуже.

Объяснить смысл пословицы «Один в поле не воин» : человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей. Только сообществом можно действительно быть «воинами» и менять что-то в мире.

Объяснить смысл пословицы «Один за всех, и все за одного» . Она говорит о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу. Они поддерживают и стоят горой друг за друга в беде.

Объяснить смысл пословицы «При царе Горохе» Здесь говорится о чем-то, что было очень давно, в незапамятные времена. А может быть, то, о чем говорится, не происходило вообще. Ведь царь Горох – персонаж сказок, и никто не уверен, жил ли он когда-нибудь на самом деле.

Объяснить смысл пословицы «Рвет и мечет» . Эта присказка означает крайнюю степень злости и ярости. Для этого необязательно буквально что-то рвать в клочки и метать (швырять). Но смысл говорит о том, что человек готов к разрушению, так он зол.

Объяснить смысл пословицы «Рыбак рыбака видит издалека» . Пословица говорит о солидарности людей. Каждый человек в первую очередь замечает в толпе людей того, кто похож чем-то на него самого, кто ему подобен. Существует солидарность профессий, братство по признаку профессии: будь то рыбак, журналист, врач, рабочий на заводе, военный и так далее.

Объяснить смысл пословицы «Работа дураков любит» . Поговорка напоминает о том, что существует «дурная работа», излишняя и ненужная. Дурак тот, кто берется за нее, вместо того, чтобы подумать, стоит ли этим заниматься вообще, или изобрести более практичный, более полезный путь ее выполнения. Упорно трудиться и выбиваться из сил – не самое правильное решение в таком случае.

Объяснить смысл пословицы «Семеро одного не ждут» : решает всегда большинство. Решение в любой ситуации принимается всегда, исходя из интересов большинства.

Объяснить смысл пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь» : перед тем, как что-то делать, нужно подумать, все взвесить, просчитать возможные ошибки и результаты. Тогда и дело выйдет хорошо.

Объяснить смысл пословицы «Слово-серебро, а молчание – золото» . К месту сказанные слова имеют большую важность. Но, вовремя придержав язык, можно иногда поступить намного лучше, чем, если бы высказался. Во многих ситуациях красноречивое или сдержанное молчание намного более ценно, чем любые слова.

Объяснить смысл пословицы «Старость не радость» : в старости человека одолевают слабости и болезни. Тело уже не слушается так, как раньше, и возможности человека ограничиваются. Становится все меньше товарищей, которые уходят в мир иной. Потому и радоваться старости нет причин.

Объяснить смысл пословицы «Хороший друг ближе брата» : часто люди становятся очень близки не по родству, а по дружбе. Верный товарищ играет в жизни не меньшее место, чем родня. А часто – и большее, ведь родню не выбирают – плохая или хорошая, она уже есть. А вот друзей мы выбираем сами, по общим интересам, по душевным качествам, по нашему с ними взаимопониманию.

Объяснить смысл пословицы «Цыплят по осени считают» . Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. Происхождение пословица «Цыплят по осени считают» ведет от сравнения: вырастить цыплят после того, как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица, близкая по смыслу: «Делить шкуру не убитого медведя».

Объяснить смысл пословицы «Язык без костей мелет» : языку болтать легко, ему ничего не мешает. Так говорят, когда человек совсем не думает, что говорит, и насколько это сказанное к месту, и насколько вообще это стоит говорить.

Объяснить смысл пословицы «Язык до Киева доведет» : общаясь с людьми, можно справиться с любым заданием. Главное – не бояться спрашивать.

Объяснить смысл пословицы «Язык мой – враг мой» : часто неосторожно высказанные слова доводят человека до беды, до конфликта с другими людьми. От этого проистекают ссоры, обиды, непонимание, даже насилие. Потому, прежде чем давать волю собственному языку, нужно каждый раз обдумывать то, что собираешься сказать. Как будто свой язык - действительно враг, и с ним нужно держаться настороже.

Объяснить смысл пословицы «Язык языку весть подает» : любые новые сведения очень быстро передаются из уст в уста.

Объяснить смысл пословицы «Терпение и труд все перетрут» . Усилия и старания человека со временем способны решить любую проблему, преодолеть любую преграду. Пусть это произойдет не сразу, но все-таки. Постепенно, медленно, но дело пойдет на лад, только нельзя отступать, нужно продолжать добиваться. Пословица, схожая по смыслу: «Капля камень точит»

Объяснить смысл пословицы : никто не идеален. У каждого человека есть свои недостатки, каждый так или иначе ошибается в жизни.

Объяснить смысл пословицы «И лягушка может утонуть» : нет ничего, от чего человек был бы застрахован. Каким бы сильным, умным, энергичным он не был, он все равно может допускать ошибки, или с чем-то не справляться. Пословица, сходная по смыслу: «От тюрьмы и сумы не зарекайся» , «И на старуху бывает проруха» .

Объяснить смысл пословицы «Лиха беда начало» : начинать всегда труднее, а уж потом все начинает идти легче, быстрее, «катиться, как по маслу».

Объяснить смысл пословицы «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» : лучше довольствоваться малым, но реальным, чем стремиться к огромному, но несбыточному.

Всыпать по первое число
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Все трын-трава
Таинственная «трын-трава» - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын - это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле «сокол» - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек
В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы
Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба - «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - «баклушечниками», и пошла наша поговорка.?

Пословицы и поговорки вошли в нашу речь дойдя из глубины веков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества. А ведь целиком изречение порой несёт иной смысл.

1. Аппетит приходит во время еды а жадность – во время аппетита.

2. Бабушка гадала, надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

3. Бедность – не порок, а несчастье.

4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.

5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.

6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо.

69. Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.

70. Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

Всего одно короткое стихотворение, чтобы запомнить трудные ударения

Вот так правильно произносятся самые распространенные «трудные» ударения в русском языке:

Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.

Как у нашей Марфы
Есть в полоску ша́рфы!
Долго ели то́рты -
Не налезли шо́рты!

Звони́т звонарь,
Звоня́т в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи́.
Баба Фёкла копала свЁклу,
а Коко Шанель любила щаве́ль.

1. Причину и пластырь можно приклеить где угодно.

2. Пировать приходят чужие, горевать - свои.

3. Лишняя вещь — лишняя забота.

4. Когда легко на сердце — и походка легка.

5. Без обыкновенных людей не бывает великих.

6. Благодарность помни так же долго, как и обиду.

7. Не было случая, чтобы голый что-нибудь потерял.

8. Где права сила, там бессильно право.

9. Одна собака залает впустую — остальные подхватят всерьез.

10. Нечестно нажитое впрок не идет.

11. Спросить — стыдно на минуту, а не знать — стыд на всю жизнь.

12. Прямой человек, что прямой бамбук, встречается редко.

13. Мало быть мужем и женой, надо еще стать друзьями и любовниками, чтобы потом не искать их на стороне.

14. Пришла беда — полагайся на себя.

15. Муж с женой должны быть подобны руке и глазам: когда руке больно — глаза плачут, а когда глаза плачут — руки вытирают слезы.

16. Бывает, что лист тонет, а камень плывет.

17. Легче найти десять тысяч солдат, чем одного генерала.

18. Любая женщина кажется красивой в темноте, издалека или под бумажным зонтиком.

19. Даже путь в тысячу ри начинается с одного шага.

20. С тем, кто молчит, держи ухо востро.

21. Подумав — решайся, а решившись — не думай.

22. В пути нужен попутчик, в жизни — друг.

23. Нет врага опаснее дурака.

24. Не задерживай уходящего, не прогоняй пришедшего.

25. Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует.

26. Почитаемый храм узнаешь по воротам.

27. Горе, как рваное платье, надо оставлять дома.

28. Никто не спотыкается, лежа в постели.

29. Хороший купец не выкладывает весь товар сразу.

30. Семь раз упади, восемь раз поднимись.

31. Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Солнце светит без цели кого-то согреть. Нашедший себя подобен солнцу.

32. Семь раз проверь, прежде чем усомниться в человеке.

33. В дом, где смеются, приходит счастье.

34. В улыбающееся лицо стрелу не пускают.

35. У кого веселый нрав, тот и сквозь железо пройдет.

36. Хорош ли лук — зависит от натягивающей его руки.

Древние римляне были очень изобретательным народом. Современному миру они подарили дороги, мосты и множество других новшеств. Но главное их богатство - это язык. На латыни говорили многие великие мыслители, поэтому она впитала в себя всю мудрость веков.

Перед вами список выражений, знанием которых вы можете блеснуть в любой компании .

  • Адам - первый счастливчик, потому что не имел тещи.
  • Если проблему можно решить за деньги, это не проблема - это расходы.
  • Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил.
  • Да убережет тебя Бог от дурных женщин, от хороших спасайся сам!
  • Каждый еврей знает, как лучше.
  • Бог не может быть везде одновременно - поэтому он создал матерей.
  • Не будь сладок - иначе тебя съедят. Не будь горек - иначе тебя выплюнут.
  • Бойся козла спереди, коня - сзади, дурака - со всех сторон.
  • Гость и рыба через три дня начинают попахивать.
  • Знания много места не занимают.
  • Лучше еврей без бороды, чем борода без еврея.
  • Человек должен жить хотя бы ради любопытства.
  • Глухой слышал, как немой рассказывал, что слепой видел, как хромой быстро-быстро бежал.
  • Бог защищает бедняков по крайней мере от грехов дорогостоящих.
  • Если бы благотворительность ничего не стоила, все бы были филантропами.
  • Когда старая дева выходит замуж, она тут же превращается в молодую жену.
  • Родители учат детей разговаривать, дети родителей учат молчать.
  • С деньгами не так хорошо, как без них плохо.
  • Издали все люди неплохие.
  • Может быть, яйца намного умнее кур, но они быстро протухают.
  • Мужчины больше бы сделали, если бы женщины меньше говорили.
  • Хорошо молчать труднее, чем хорошо говорить.
  • Плохая жена - хуже дождя: дождь загоняет в дом, а плохая жена из него выгоняет.
  • Мир исчезнет не оттого, что много людей, а оттого, что много нелюдей.
  • Господи, помоги мне встать на ноги - упасть я могу и сам.
  • Если жизнь не меняется к лучшему, подожди - она изменится к худшему.
  • Какой бы сладкой ни была любовь, компота из нее не сваришь.
  • Когда нечего делать, берутся за великие дела.
  • Выбирая из двух зол, пессимист выберет оба.
  • Все жалуются на отсутствие денег, а на отсутствие ума - никто.
  • Кто детей не имеет, хорошо их воспитывает.
  • Лучше умереть от смеха, чем от страха.
  • Опыт - это слово, которым люди называют свои ошибки.
  • Седина - признак старости, а не мудрости.
  • Старея, человек видит хуже, но больше.

Когда, в какие времена появились пословицы, эти словесные жемчужины, с помощью которых познаётся истина?

Каждая нация имеет своеобразную копилку из коротких поучительных суждений, коротеньких притч, называемых пословицами. В них – гибкость ума, характер, нравы и обычаи народа, сила языка его. В пословицах — выработанная жизненным опытом практическая философия, передаваемая устно одним поколением другому. Пословицы появились много веков назад.

Пословица полна мысли, добродушия и касается всех сторон внутренней жизни человека; вместе с тем она отличается выразительностью, меткостью, колкостью, юмором и, как говорится, каждому следует мотать ее себе на ус.

Для пословицы равны все сословия и убеждения, и богатый и бедный, и умный и глупый, словом, она ко всем одинаково строга и справедлива. Пословица соприкасается с каждым коротко, откровенно и с насмешкой. Хотя порой она не слишком разборчива в способе выражения, но не следует строго осуждать ее за эту бесцеремонность: ведь пословица, по большей части, зарождалась не в салонах, а в толпе народа. Немцы, например, хитро назвали пословицы — «площадная мудрость».

Самое крепкое нравственное звено, соединяющее людей одной нации, составляет, бесспорно, язык, и потому всестороннее изучение его необходимо для ознакомления с внутреннею жизнью народа. Потребность к таковому ознакомлению в особенности проявляется в настоящее время в повсеместном стремлении к этнографическим изысканиям.

Хорошее знание пословиц может содействовать как серьезному филологическому изучению живых языков, так равно и ознакомлению с нравом и особенностями каждой отдельной нации.

Не каждый вспомнит то или иное стихотворение, поведает басню, но каждый в своей речи найдёт место пословице.

Что такое пословица? Пословица – это свод правил жизни, продукт народной мысли, народного творчества. Трубочист, башмачник, учёный математик, портной, пекарь – люди этих различных профессий и положений были создателями пословиц. Каким образом? Они обменивались тем, «что живёт у них на языке». Так вот и появлялись остроумные суждения, меткие выражения, истинные лукавинки.

В современный период, период противоречий и поиска истин найдется место для объективной мысли далёкого прошлого. Каждая эпоха рождает свои пословицы. Одни забываются сразу, другие шлифуются и занимают свою нишу в языке надолго.

Какое значение имеют пословицы в русском языке?

— изучение пословиц является методом совершенствования языка, методом познания грамматических, фонетических и других его особенностей;

— штудирование пословиц помогает глубже познакомиться с культурой страны, понять образ мыслей, жизнь людей;

— пословица обогащают речь людей, она искрится, плетется, как кружево;

— ряд пословиц являются откликом на исторические события, по ним мы можем изучать эпоху, общественные взаимоотношения.

Изучайте пословицы – «до пределов вселенной слава их доходит».

Как и в случае с крылатыми выражениями многие русские пословицы и поговорки потеряли свой первозданный смысл. Чаще всего, хоть и не всегда, это было связано с утратой их окончания.

Например, всем известная поговорка: «Голод не тетка», продолжается как «пирожка не подсунет» (есть разные варианты окончания).

Как в усеченной, так и в полной версии смысл один и тот же: голод - это жестокое испытание, которое не пожалеет, словно родственник, а наоборот, может подтолкнуть любого на совершение преступления.

Но сегодня мы с вами разберем именно ту часть славянского наследия, которая дошла до нас в искаженном виде.

Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше

Общепризнанное значение пословицы заключается в том, что любой человек ищет себе место, где ему будет хорошо и комфортно. Однако есть версия, что первоначальное значение было другим:

Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше послужить Родине.

То есть речь шла не о меркантильных чувствах человека, а, наоборот, о благородных порывах души. Утверждать, что это правда, я, конечно, не буду, но сама теория выглядит красиво.

Бедность не порок

Так говорят, чтобы показать, что бедности нечего стыдиться. Однако оригинал:

Бедность не порок, а вдвое хуже, намекает на то, что лучше иметь какие-то пороки, чем быть бедным. Причем акцентировать внимание нужно не на том, что в пороках есть какая-то польза, а в том, что нищета - это очень тяжелое и негативное явление, с которым лучше не сталкиваться.

Гол как сокол

Сейчас так говорят про человека, у которого нет ничего за душой. Славяне же под этим подразумевали не просто бедного человека, но и смекалистого, пробивного, говоря:

Гол как сокол, а остер как топор.

Ты кашу заварил - тебе и расхлебывать

Изначально сия пословица понималась буквально: крестьянин, приходивший в гости к соседу и получавший приглашение отобедать, из вежливости отказывался и отвечал именно этими словами.

Теперь же мы понимаем ее в переносном смысле: каждый человек должен сам справляться со своими проблемами.

Кто старое помянет - тому глаз вон

Пословица учит тому, что нужно забывать прошлые обиды и прощать людей, причинивших нам зло. Однако в оригинале она звучит как:

Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.

То есть не нужно точить зуб на обидчика, однако и забывать про причиненное вам зло тоже не стоит - нужно быть готовым к повторной подлости от этого человека.

Горбатого могила исправит

Взрослого человека, сформировавшегося как личность, исправить невозможно. С этим сложно не согласиться. Наши предки же говорили иначе:

Горбатого могила исправит, а упрямого дубина.

Они имели в виду то, что физическое несовершенство тела человека исправить уже невозможно (да, пластических хирургов и возможности поставить себе, например, протез ноги, тогда не было), а вот духовно-нравственные качества можно и нужно исправлять в лучшую сторону.

На тебе, Боже, что нам негоже

Такое неуважение к Богу в те далекие времена люди вряд ли бы стали проявлять. Они говорили:

На те, небоже, что нам негоже.

Слово «небоже» произошло от «небога» - так в старину называли нищих и убогих. То есть сирым и несчастным дарили то, что дающему было без надобности.

Везет как утопленнику

Сейчас это означает, что человеку жутко не везет. В давние времена же пословица выглядела иначе и понималась почти буквально:

Везёт как субботнему утопленнику - баню топить не надо!

Мол, удача улыбнулась человеку: и помылся, и хлопот, связанных с растопкой бани, у него нет.

Собаку съел

Так говорят про человека, который является мастером или специалистом в какой-то сфере. Он на этом деле «собаку съел».

Наши предки же говорили иначе:

Собаку съел, а хвостом подавился.

Это означало, что некто работу, в общем-то, выполнил неплохо, но не идеально, споткнувшись на какой-то мелочи.

Дело мастера боится

Фразеологизм означает, что мастер способен справиться с любой задачей на «отлично». Но продолжение у этой пословицы опровергает это утверждение:

Дело мастера боится, а иной мастер дела боится.

Повторенье - мать ученья

Учителя говорят нам это, пытаясь доказать, что повторение - это важная часть образовательного процесса. Исходя же из значения оригинала, можно расценивать это как насмешку над учениками:

Повторенье – мать ученья, утешенье дураков (или как вариант прибежище ослов).

То есть умные понимают все сразу, а глупые только через зубрежку.

Каждый человек о своих проблемах трепещет

Здесь речь идет не о личном эгоизме, а о совместной работе. Наши предки вкладывали сюда такой смысл: каждый человек при выполнении общей работы отвечает за ее определенную часть.

Рыбак рыбака видит издалека

Так говорят о родственных душах или людях, имеющих общие интересы, что позволяет им сближаться.

В оригинале выражение звучало так:

Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит

И понималось буквально.

За чужим добром ходит он с ведром

Как может показаться, тут говорится о жадных людях. И, как обычно, первоначальное значение пословицы абсолютно противоположное. Бедные крестьяне, получая материальную помощь от более зажиточных соотечественников, стремились хоть как-то их отблагодарить: например, натаскав им воды из колодца.

Ума палата

Многие говорят так об умных образованных личностях, отличающихся высоким уровнем интеллекта. Но более правильно употреблять поговорку в ироническом ключе, ибо полная версия фразы звучит по-другому:

Ума палата, да ключ утерян!

Делу время, а потехе час

Сейчас мы понимаем это «людоедское» выражение как необходимость большую часть времени отдавать работе, а меньшую - отдыху и развлечениям.

В древности слово «час» служило синонимом слову «время». Когда русский царь Алексей Михайлович (1629-1676) писал эти слова в «Уряднике», то он имел в виду, что нужно равномерно распределять свое время и тратить его как на работу, так и на отдых.

Свою курицу за крыло держи, а чужую - щипли

И опять речь идет не о людской жадности, а, наоборот, о щедрости. На Руси существовала такая необычная забава, когда два человека брали в руки по курице и щипали перья с птицы, которую держал сосед.

Моя хата с краю

Сейчас так говорят, когда хотят показать безразличие и равнодушие к чему-либо. В древние времена же, наоборот, тот, кто жил в хате с краю, отвечал за общую безопасность деревни. То есть первым, увидев нападающего врага, такой человек должен был предупредить всех остальных об опасности.

Не свое - не жалко

В нашем сознании закрепился стереотип, что на чужую и казенную собственность всем наплевать. Поэтому к такому имуществу люди относятся безответственно.

Пьяному море по колено

Думаете, наши предки хотели сказать, что нетрезвому человеку все нипочем? Нет, они имели в виду, что, несмотря на всю ту «храбрость», которую из себя источает выпивший человек, он может «сломаться», встретив самое малое препятствие:

Пьяному море по колено, а лужа - по уши.

Когда для чужого делаешь, и день не кончается

Казалось бы, пословица означает, что работа «на дядю» - это долгий и бесполезный труд. Но первоначальное значение фразы было иным: когда работаешь на общее благо, а не только на свой карман, то успеваешь сделать гораздо больше.

Первый блин комом

В сегодняшнем понимании она означает, что у человека не получается сделать что-то с первого раза. В древности пословица звучала так:

Первый блин - комАм, блин второй - знакомым, третий - дальней родне, а четвертый - мне.

Она учила, как нужно вести себя по отношению к другим людям.

А комы – это медведи, которых славяне чтили с древних времен. Любой хозяин в первую очередь должен был предложить угощение (образно) именно им.

От работы кони дохнут

Сейчас так говорят, намекая на то, что человек не должен «рвать пуп» на работе. В оригинале поговорка звучала иначе:

От работы кони дохнут, а люди - крепнут.

Имелось в виду то, что труд полезен и облагораживает человека.

Работа не волк, в лес не убежит

Еще одна народная мудрость, которая сейчас служит оправданием для лентяев и бездельников. В древние времена она понималась по-другому. Крестьяне считали, что от повседневных трудов никуда не деться, поэтому нужно делать их сейчас, а не ждать, пока они «убегут в лес»:

Пословица означала кучу дел, которые нужно решить. Но есть меткое продолжение:

Хлопот полон рот, а перекусить нечего.

В широком смысле это значит, что усердная и тяжелая работа не всегда гарантирует наличие «еды» - достойной оплаты.

Заключение

Получается, что народная мудрость оказалась еще мудренее, чем может показаться сначала. Поэтому, если вы желаете похвастать своей эрудированностью, то, чтобы не попасть впросак, используйте пословицы и крылатые фразы правильно.

созерцатель

Первый блин комом
Первоначально поговорка звучала так - «Первый блин комАм (медведям), блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне».

Почему медведям первый блин? У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы - медведи). Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки.
Все трын-трава
Таинственная «трын-трава» - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын - это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.
Всыпать по первое число
Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле «сокол» - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!
Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.
Непутевый человек
В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Водить за нос
Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Козел отпущения
Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.
Точить лясы
Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
Тертый калач
В старину действительно был такой сорт хлеба - «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.
Зарубить на носу
Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - «баклушечниками», и пошла наша поговорка.



Рассказать друзьям