Бельканто композиторы. Композиторы эпохи belcanto

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мелодичные пассажи и фиоритуры, поразительное владение голосом и отточенная красота виртуозного пения. На рубеже XVI-XVII веков в Италии возникла певческая школа, подарившая миру исполнительскую вокальную технику, которой падкие до вычурных терминов итальянцы дали название bel canto (бельканто) - «красивое пение». Не преувеличим, обозначив этот период началом расцвета театрального вокала и отправной точкой дальнейшего развития оперного жанра.

Зарождение оперы: Флоренция

Появившиеся в описываемый временной отрезок первые оперы обязаны своим рождением членам небольшого кружка любителей античного искусства, образовавшегося во Флоренции и вошедшего в музыкальную историю под названием «Флорентийская камерата». Поклонники древнегреческой трагедии мечтали возродить былую славу этого жанра и придерживались мнения, что актеры не проговаривали, а пропевали слова, используя для воспроизведения текста речитатив, мелодичный плавный переход звуков.

Первые произведения, написанные на сюжет древнегреческого стали импульсом для рождения нового музыкального жанра — оперы. А служившие ее составной частью сольные вокальные партии (арии) заставили певцов серьезно заняться тренировкой голоса, что и стало причиной появления искусства красивого пения — бельканто. Это подразумевало способность исполнения протяжных мелодичных фрагментов на длинном дыхании с сохранением плавности звукоизвлечения на протяжении всей музыкальной фразы.

Неаполитанская школа

В конце XVII века сформировалась неаполитанская оперная традиция, окончательно утвердившая на театральной сцене искусство бельканто. Это было одновременно и развитие замысла флорентинцев, и его изменение. В Неаполе главной составляющей спектакля стали музыка и пение, а не поэзия, которой до этого времени отдавали главенствующую роль. Такая новация пришлась по вкусу зрителям и вызывала бурные восторги.

Неаполитанские композиторы структурно преобразовали оперу. Они не отказались от использования речитативов, которые разделили на различные виды: аккомпанированный (сопровождавшийся оркестром) и сухой, содержавший информацию, подаваемую в разговорной манере под редкие аккорды клавесина для удержания музыкальной тональности. Обучение вокалу, ставшее обязательным для исполнителей, повысило популярность сольных номеров, форма которых также претерпела изменения. Появились типовые арии, в которых герои выражали чувства обобщенно, применительно к ситуации, а не исходя из образа или характера. Скорбные, буффонадные, бытовые, страстные, арии мести — внутреннее пространство неаполитанской оперы наполнялось живым содержанием.

Алессандро Скарлатти (1660-1725)

Выдающийся композитор и энтузиаст Скарлатти вошел в историю как основоположник оперной школы Неаполя. Им созданы более 60 произведений. Жанр серьезной оперы (opera seria), созданный Скарлатти, с помощью мифологического или исторического сюжета рассказывал о жизни знаменитых героев. Оперное пение оттесняло на второй план драматическую линию спектакля, а речитативы уступали место ариям.

Широкий диапазон вокальных партий в серьезной опере расширил требования, которым должны были соответствовать оперные голоса. Исполнители совершенствовались в искусстве пения, хотя иногда это приводило к курьезам — каждый из них желал, чтобы композитор непременно включил в оперу арии, выгодно подчеркивающие достоинства голоса. В результате получался набор не связанных друг с другом сольных номеров, из-за чего opera seria стали называть «концертом в костюмах».

Красота и мастерство

Еще одним вкладом неаполитанской оперной школы в развитие bel canto стало применение в вокальных партиях орнаментальных (колоратурных) украшений музыкальной палитры. Колоратура использовалась в окончании арий и помогала исполнителям продемонстрировать слушателям степень владения голосом. Большие скачки, трели, диапазонные пассажи, применение секвенции (повторение музыкальной фразы или мелодического оборота в отличающихся регистрах или тональностях) — таким образом увеличивалась выразительная палитра, используемая виртуозами бельканто. Это привело к тому, что степень мастерства певца нередко оценивалась по сложности исполняемых им колоратур.

Итальянская предъявляла высокие требования. Голоса знаменитых певцов отличались красотой и насыщенностью тембра. Обучение вокалу помогало совершенствовать исполнительскую технику, добиваться ровности и беглости звука во всех диапазонах.

Первые консерватории

Спрос на bel canto привел к образованию первых учебных заведений, в которых готовили певцов. Сиротские приюты — консерватории — стали первыми музыкальными школами средневековой Италии. Техника бельканто преподавалась в них на основе подражания, повторения за педагогом. Этим объясняется высокий уровень подготовки певцов того времени. Ведь они обучались у признанных мастеров, таких как Клаудио Монтеверди (1567-1643) или Франческо Кавалли (1602-1676).

Ученикам сочинялись специальные упражнения для развития голоса, сольфеджио, которые надлежало повторять, совершенствуя певческую технику и развивая дыхание — навыки, столь необходимые для бельканто. Это приводило к тому, что, начав обучение в 7-8 лет, к 17 годам из стен консерватории выходили профессиональные исполнители для оперных подмостков.

Джоакино Россини (1792-1868)

Своим появлением итальянское бельканто предопределило тенденцию развития оперной музыкальной культуры на три последующих столетия. Этапным в его развитии стало творчество итальянского композитора Дж. Россини. Ритмическая энергия, блеск и подвижность вокальных партий потребовали от исполнителей насыщенного тембрального разнообразия, виртуозности и исключительной певческой школы. Даже распевные арии и речитативы в сочинениях Россини требовали полной отдачи.

Мелодизм Россини проложил путь классическому bel canto, отличающемуся законченностью фраз, нежной и воздушно чистой, свободно льющейся плавной мелодией (кантиленой) и чувственно-возвышенной пылкостью. Примечательно, что сам композитор знал об искусстве пения не понаслышке. В детские годы он пел в церковном хоре, а в зрелом возрасте, помимо сочинительства, увлеченно отдавался педагогике вокала и даже написал несколько книг, посвященных этому вопросу.

Педагогика

Итальянское оперное пение, ставшее символом европейской музыкальной культуры XVII-XIX веков, появилось благодаря труду одаренных педагогов-новаторов, изучавших вокал и экспериментировавших с человеческим голосом, доводя его звучание до совершенства. Описанные в их трудах приемы до сих пор используются при подготовке певцов.

От внимания преподавателей не ускользала ни одна мелочь. Ученики постигали секреты свободного и легкого певческого дыхания. Вокальная подготовка предполагала умеренную громкость звука, короткие мелодические фразы и узкие интервалы, что давало возможность использовать речевое дыхание, характеризующееся быстрым и глубоким вдохом с последующим медленным выдохом. Разрабатывались комплексы упражнений для тренировки однородного звукоизвлечения в высоких и низких регистрах. Даже тренировки перед зеркалом входили в учебный курс начинающих исполнителей — излишняя мимика и напряженное выражение лица выдавали судорожную работу голосового аппарата. Рекомендовалось же держаться свободно, стоять ровно и с помощью улыбки добиваться звучания ясного и близкого.

Новые приемы пения

Сложные вокальные партии, драматургия и театрализация спектаклей ставили перед певцами сложные задачи. Музыка отражала внутренний мир героев, и голос становился неотъемлемой частью общего сценического образа. Это ярко проявилось в операх Дж. Россини и Дж. Верди, творчество которых ознаменовало взлет стиля бельканто. Классическая школа считала приемлемым использование фальцета на высоких нотах. Однако драматургия отвергала подобный подход — в героической сцене мужской фальцет входил в эстетический диссонанс с эмоциональной окраской действия. Первым преодолел этот голосовой порог француз Луи Дюпре, который стал пользоваться манерой звукообразования, устанавливающей физиологические (сужение гортани) и фонетические (язык в «ы-образном» положении) механизмы защиты голосового аппарата и получившей в дальнейшем название «прикрытой». Она позволила формировать верхний участок звукового диапазона без перехода на фальцет.

Джузеппе Верди (1813-1901)

Обозревая оперное вокальное искусство, немыслимо обойти стороной фигуру и творческое наследие великого итальянского композитора Дж. Верди. Он преобразил и реформировал оперу, ввел сюжетные контрасты и противопоставления. Первым из композиторов принял деятельное участие в проработке сюжета, сценического оформления и постановки. В его операх главенствовали теза и антитеза, бушевали чувства и контрасты, соединялось будничное и героическое. Подобный подход диктовал новые требования, предъявляемые к вокалистам.

Композитор критически относился к колоратуре и говорил, что трели, форшлаги и группетто не способны становиться основой мелодии. В сочинениях почти отсутствуют орнаментальные украшения, оставаясь лишь в партиях сопрано, а позднее полностью исчезнув из оперных партитур. Мужские партии в кульминационных моментах переходили в с использованием уже описанного ранее «прикрытого звука». Исполнители баритональных партий вынуждены были перестраивать работу голосового аппарата из высокой тесситуры (высотного расположения звуков относительно певческого диапазона), продиктованной отражением эмоционального состояния героев. Это привело к возникновению нового термина — «вердиевский баритон». Творчество Дж. Верди, 26 прекрасных опер, поставленных в театре Ла Скала, ознаменовало второе рождение бельканто - искусства доведенного до совершенства владения голосом.

Мировое турне

Легкий и изящный вокальный стиль невозможно удержать в границах одного государства. Под его очарованием постепенно оказалась большая часть Европы. Красивое пение покорило мировые и оказало влияние на развитие музыкальной европейской культуры. Сформировалось оперное направление, получившее название «белькантовое». Стиль раздвинул границы своего применения и шагнул в инструментальную музыку.

Виртуозная мелодика Ф. Шопена (1810-1849) синтезировала польскую народную поэтику и итальянское оперное bel canto. Мечтательные и нежные героини опер Ж. Масне (1842-1912) наполнены белькантовым очарованием. Воздействие стиля оказалось столь велико, что его влияние на музыку стало поистине грандиозным, простираясь от классицизма до романтизма.

Соединение культур

Основоположником русской классики стал великий композитор М. И. Глинка (1804-1857). Его оркестровое письмо — возвышенно-лирическое и одновременно монументальное — наполнено мелодикой, в которой просматриваются и народные песенные традиции, и белькантовая изысканность итальянских арий. Свойственная им кантилена оказалась схожей с напевностью протяжных русских песен — правдивых и выразительных. Преобладание мелодии над текстом, внутрислоговые распевы (певческое акцентирование отдельных слогов), речевые повторы, создающие протяжность напева, — все это в сочинениях М. И. Глинки (и других русских композиторов) поразительным образом гармонично соединилось с традициями итальянской оперы. Протяжные народные песни, по мнению критиков, заслуживали титула «русского бельканто».

В репертуаре звезд

Блестящая эпоха итальянского бельканто завершилась в 20-х годах XX века. Военные и революционные потрясения первой четверти столетия перечеркнули нормативную сущность романтического оперного мышления, на смену ему пришел неоклассицизм и разделенные по направлениям импрессионизм, модернизм, футуризм и другие. И все же прославленные оперные голоса не переставали обращаться к шедеврам итальянского классического вокала. Искусством «прекрасного пения» блестяще владели А. В. Нежданова и Ф. И. Шаляпин. Непревзойденным мастером этого певческого направления был которого называли послом бельканто в России. Великая (США) и удостоенная от коллег титула «голос столетия» Джоан Сазерленд (Австралия), лирический тенор Лучано Паваротти (Италия) и непревзойденный бас Николай Гяуров (Болгария) - их искусство зиждилось на художественно-эстетической основе итальянского бельканто.

Заключение

Новые течения в музыкальной культуре не сумели затмить блеск классической итальянской белькантовой оперы. Молодые исполнители по крупицам выискивают сохранившиеся в записках мэтров прежних лет сведения о правильном дыхании, звукоизвлечении, скульптуре голоса и других тонкостях. Это не праздный интерес. У искушенной публики проснулась потребность не услышать современное прочтение классических произведений, а окунуться в достоверное временное пространство безупречного певческого искусства. Возможно, в этом кроется попытка разгадать тайну феномена бельканто — каким образом в эпоху запрета на женские голоса и предпочтения высокого мужского регистра смогло родиться певческое направление, пережившее столетия и превратившееся в стройную систему, заложившую на несколько веков основу подготовки профессиональных вокалистов.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова бельканто

бельканто в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

бельканто

    ср. нескл.

    1. Стиль вокального исполнения, отличающийся легкостью, изяществом, певучестью и красотой звучания.

    прил. неизм. Отличающийся легкостью, изяществом, певучестью и красотой звучания (о стиле вокального исполнения).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

бельканто

БЕЛЬКАНТО (итал. bel canto, букв. - прекрасное пение) вокальный стиль (возник в Италии в 17 в.), отличающийся певучестью, легкостью, красотой звучания, совершенством кантилены, изяществом, виртуозностью колоратуры.

Бельканто

(итал. bel canto, буквально ≈ прекрасное пение), стиль вокального исполнения, сложившийся в Италии к середине 17 в. и составляющий основу итальянской вокальной школы. Для Б. характерны красота и пластичность вокализации, предельная лёгкость, гибкость и свобода пения, плавность переходов от звука к звуку (см. Легато), изящество и виртуозный блеск исполнения. Эти специфические черты, присущие итальянской вокальной школе на всех этапах её развития, связаны со звуковым колоритом и особенностями структуры итальянского языка, а также с народно-песенными традициями. Сохраняя свою художественно-эстетическую основу, Б. обогащалось новыми исполнительскими приёмами. Основными этапами развития Б. являются: зарождение итальянской оперы, творчество К. Монтеверди, расцвет «неаполитанской школы» (А. Скарлатти), период творческой деятельности В. Беллини и Г. Доницетти (т. н. классическое Б.), творчество Дж. Верди, веристская школа.

Б. оказало влияние на др. национальные вокальные школы. Иногда под Б. понимают итальянскую вокальную культуру в целом, певучесть любого вокального исполнения.

В. В. Тимохин.

Википедия

Бельканто

Белька́нто - техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бельканто голос - это инструмент певца.

Примеры употребления слова бельканто в литературе.

бельканто

Выступление Хайдеггера восприняли как философскую арию бельканто , и овации объяснялись тем, что он взял самые высокие ноты, столь любимые в пятидесятые годы.

Против итальянской школы бельканто восстала французская школа, руководимая Ж.

Беллини вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто , что в переводе с итальянского означает прекрасное пение.

Напротив, они всегда вдохновляли мою беллетристику и мое бельканто , не говоря уже о плавности движений, которой они всегда способствовали!

Блестящий лёгкий и изящный стиль пения, характерный для итальянского вокального искусства середины 17 - 1-й половины 19 веков. В более широком современном понимании - певучесть вокального исполнения. Бельканто требует от певца совершенной техники владения голосом: безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, эмоционально насыщенного красивого певческого тона. Возникновение Бельканто связано с развитием гомофонного стиля вокальной музыки, формированием итальянской оперы (начало 17 в.).

В дальнейшем, сохраняя художественно-эстетичную основу, итал. Б. эволюционировало, обогащалось новыми художественными приёмами, красками. Ранний, т. н. патетичный, стиль Бельканто (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Чести, А. Скарлатти) основан на выразительной кантилене, приподнятом поэтичном тексте, небольших колоратурных украшениях, вводящихся для усиления драматичности эффекта; вокальное исполнение отличалось чувствительностью, патетичностью. Среди выдающихся певцов-мастеров Бельканто 2-й половины 17 века - П. Този, А. Страделла, Ф. А. Пистокки, Б. Ферри и др. (большинство из них было одновременно композиторами и вокальными педагогами).

К концу 17 в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использовании развёрнутой колоратуры. Так называемый бравурный стиль Бельканто (распространённый в 18 в. и просуществовавший до 1-й четв. 19 в.) - блестящий виртуозный стиль, в котором преобладает колоратура . Искусство пения в этот период было подчинено главным образом задаче выявления высокоразвитых вокально-технических возможностей певца - длительности дыхания, мастерства филировки, умения исполнять труднейшие пассажи, каденции, трели (их насчитывалось 8 видов); певцы соревновались в силе и длительности звука с трубой и др. инструментами оркестра.

В "патетическом стиле" Бельканто певец должен был в арии da capo варьировать 2-ю часть, а количество и искусность исполнения вариаций служили показателем его мастерства; украшения арий полагалось менять при каждом выступлении.

В "бравурном стиле" Бельканто эта черта стала доминирующей. Таким образом, помимо совершенного владения голосом, искусство Бельканто требовало от певца широкого музыкально-артистичного развития, способности варьировать мелодию композитора, импровизировать (так продолжалось до появления опер Дж. Россини, который сам стал сочинять все каденции и колоратуры).

К концу 18 века итальянская опера становится оперой "звёзд", целиком подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов.

Выдающимися представителями Бельканто были: певцы-кастраты А. М. Бернакки, Дж. Крешентини, А. Уберти (Порпорино), Каффарелли, Сенезино, Фаринелли, Л. Маркези, Г. Гваданьи, Г. Пакьяротти, Дж. Веллути; певицы - Ф. Бордони, Р. Минготти, К. Габриелли, А. Каталани, Ч. Кольтелини; певцы - Д. Джицци, А. Нодзари, Дж. Давид и др. Требования стиля Б. обусловили определённую систему воспитания певцов.

Как и в 17 веке, композиторы 18 века были одновременно и вокальными педагогами (А. Скарлатти, Л. Винчи, Дж. Перголези, Н. Порпора, Л. Лео и др.). Обучение велось в консерваториях (которые представляли собой учебные заведения и одновременно общежития, где учителя жили вместе с учениками) в течение 6-9 лет, при ежедневных занятиях с утра до позднего вечера. Если у ребёнка был выдающийся голос , то его подвергали кастрации в надежде сохранить после мутации прежние качества голоса; в случае удачи получались певцы с феноменальными голосами и техникой (см. Кастраты-певцы).

Наиболее значительной вокальной школой была Болонская школа Ф. Пистокки (открыта в 1700). Из других школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в которой работали А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео.

Новый период в развитии Бельканто наступает, когда опера вновь обретает утраченную цельность и получает новое развитие благодаря творчеству Дж. Россини, С. Меркаданте, В. Беллини, Г. Доницетти. Хотя вокальные партии в операх по-прежнему перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистичная передача чувств живых персонажей; повышение тесситуры партий, большая насыщенность оркестрового сопровождения предъявляют к голосу повышенные динамические требования. Бельканто обогащается палитрой новых тембровых и динамичных красок. Выдающиеся певцы этого времени - Дж. Паста, А. Каталани, сёстры (Джудитта, Джулия) Гризи , Э. Тадолини, Дж. Рубини, Дж. Марио, Л. Лаблаш, Ф. и Д. Ронкони .

Конец эпохи классического Бельканто связан с появлением опер Дж. Верди. Засилье колоратуры, характерное для стиля Бельканто, исчезает. Украшения в вокальных партиях опер Верди остаются только у сопрано , а в последних операх композитора (как позднее и у веристов - см. Веризм) вообще не встречаются. Кантилена , продолжая занимать основное место, развиваясь, сильно драматизируется, обогащается более тонкими психологическими нюансами. Изменяется общая динамическая палитра вокальных партий в сторону повышения звучности; от певца требуется двухоктавный диапазон ровного звучания голоса с сильными верхними нотами. Термин "Бельканто" теряет первоначальный смысл, им начинают обозначать совершенное владение голосовыми средствами и прежде всего кантиленой.

Выдающиеся представители Бельканто этого периода - И. Кольбран, Л. Джиральдони, Б. Маркизио, А. Котоньи, С. Гайярре, В. Морель, А. Патти , Ф. Таманьо, М. Баттистини, позднее Э. Карузо, Л. Бори, А. Бончи, Дж. Мартинелли, Т. Скипа, Б. Джильи, Э. Пинца, Дж. Лаури-Вольпи, Э. Стиньяни, Т. Даль Монте, А. Пертиле. Среди современных мастеров Б. - Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако , Р. Тебальди, Д. Семионато, Ф. Барбьери, Э. Бастианини, Д. Гвельфи, П.Сьепи, Н. Росси-Лемени, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, Г. Туччи, Ф. Корелли, Д. Раймонди, С. Брускантини, П. Капучилли, Т. Гобби.

Стиль Бельканто оказал влияние на большинство европейских национальных вокальных школ, в т.ч. на русскую. Многие представители искусства Бельканто гастролировали и преподавали в России. Русская вокальная школа, развиваясь самобытным путём, минуя период формального увлечения певческим звуком, использовала технические принципы итальянского пения. Оставаясь глубоко национальными художниками, выдающиеся русские артисты Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и другие владели в совершенстве искусством Бельканто.

Современное итальянское Бельканто продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и др. видов звуковедения. На нём основано искусство лучших певцов мира (Д. Сезерленд, М. Каллас, Б. Нильсон, Б. Христов, Н. Гяуров и др.).

Литература: Мазурин К., Методология пения, т. 1-2, М., 1902-1903; Багадуров В., Очерки из истории вокальной методологии, вып. I, M., 1929, вып. II-III, M., 1932-1956; Назаренко И., Искусство пения, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Laurens J., Belcanto et йmission italien, P., 1950; Duey Ph. A., Belcanto in its golden age, N. У., 1951; Maragliano Mori R., I maestri dei belcanto, Roma, 1953; Valdornini U., Belcanto, P., 1956; Merlin A., Le belcanto, P., 1961.

КОМПОЗИТОРЫ ЭПОХИ BELCANTO.

BELCANTO. ИТАЛИЯ. ОПЕРА. Заманчивая, зелёная страна под бездонным, голубым небом, почти со всех сторон окруженная тёплым и ласковым морем... И название у неё чудесное - мягкое и певучее, словно наполненное ароматным и прохладным воздухом - И-та-ли-я. Это слово ассоциируется у нас с творениями великих художников эпохи Возрождения, великолепной архитектурой и, конечно, с музыкой. О музыкальности итальянцев ходят легенды. Генрих Гейне писал: "Музыка - душа этих людей, их национальное дело. Здесь в Италии музыка стала народом". Канцоны и серенады, сицилианы и шуточные песни и их оригинальной мелодикой и ритмикой постоянно звенели под высоким небом этой прекрасной страны.

На рубеже XVI-XVII веков Италия явила миру новый, удивительно объёмный жанр - оперу, - гармонично сочетающий в себе музыку и слово, движение и танец, искусство декорирования. Расцвет оперного искусства Италии связывают с именами композиторов XIX века: Россини, Верди, Леонковалло, Доницетти. Уроженец Сицилии Винченцо Беллини - потомственный музыкант, проживший очень короткую жизнь (34 года). Его музыка полна пленительной мелодичности и глубокой выразительности, особенно в передаче мечтательно - грустных настроений. Со времени премьеры в 1831 году оперы Беллини "Норма", повествующей о дохристианских временах, об обычиях друидов, о любви и верности, ария главной героини оперы Нормы "Casta Diva" (прекрасная дева) восхищала и вдохновляла людей на прекрасные поступки.

Иван Александрович Гончаров считал эту арию лучшим сочинением в мировой музыке. Его герой Илья Ильич Обломов переживает восторги чувств, открывает в себе любовь к Ольге именно во время её исполнения "CastaDiva": "Боже мой, что слышится в этом пении. Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы и порывы счастья"... Он изнемог, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик". Русские композиторы, в разное время путешествовавшие и жившие в Италии, всю жизнь хранили в душе маленький светлый уголок этой страны, с восторгом вспоминали её природу, её людей, умеющих трудиться и самозабвенно веселиться. Эти воспоминания своеобразно претворились в фортепианной музыке П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, в цикле итальянских романсов М.И. Глинки.


Belcanto - легкий и изящный стиль пения, родившийся в Италии в XVII веке, в эпоху формирования итальянской оперы. Бельканто требует от певца совершенной техники владения голосом: безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, красивого певческого тона. Возникновение бельканто связано с формированием итальянской оперы в начале 17 в. В дальнейшем бельканто обогащалось новыми художественными приемами. Ранний, т.н. патетический стиль бельканто (оперы К.Монтеверди, Ф.Кавалли, А.Скарлатти) основан на выразительной кантилене, возвышенном поэтическом тексте, небольших колоратурных украшениях; вокальное исполнение отличалось чувствительностью и патетичностью. К концу 17 в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использования развернутой колоратуры. Т.н. бравурный стиль бельканто, распространенный в 18 в. и просуществовавший до первой четверти 19 в, - это блестящий виртуозный стиль. К концу 18 в. итальянская опера становится оперой «звезд», подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов.


Требования стиля бельканто обусловили определенную систему воспитания певцов. Наиболее значительной школой была Болонская школа Ф.Пистокки. Из других школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в которой работали Скарлатти, Н.Порпора и др. Новый период в развитии бельканто наступает благодаря творчеству Дж. Россини, В.Беллини, Г.Доницетти. Хотя вокальные партии в операх по-прежнему перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистическая передача чувств живых персонажей. Конец эпохи классического бельканто связан с появлением опер Дж. Верди. Засилье колоратуры исчезает. Украшения в вокальных партиях остаются только у сопрано, в более поздних его операх вообще не встречаются. Стиль бельканто оказал влияние на большинство европейских вокальных школ, в том числе на русскую. Современное итальянское бельканто продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и др. видов звуковедения. На нем основано искусство лучших певцов мира (Д.Сезерленд, М.Каллас, Б.Нильсон, Н.Гяуров и др.). http://www.krugosvet.ru/ Взглянем на определение бельканто из англоязычной Википедии: "Пение бельканто характеризуется выровненностью голоса во всех регистрах, плавностью легато, лёгкостью верхнего регистра, необычайной подвижностью и гибкостью и особым мягким, "лирическим" тембром звука. Операм бельканто присущи виртуозные и богато украшенные вокальные номера, требующие быстроты гамм и каденций. В стиле бельканто техника ценится выше объёма звука. Образцом бельканто является упражнение, когда певец может поднести к губам зажжённую свечу и спеть так, чтобы пламя не шелохнулось." Джоаккино Россини (Rossini) (1792 - 1868)

Итальянский оперный композитор, автор бессмертного Севильского цирюльника. Родился 29 февраля 1792 г. в Пезаро. Отец - городской трубач, впоследствии оркестрант небольшой театральной труппы; мать - певица. Обладая голосом редкостной красоты, маленький Россини поет в церковных хорах Пезаро и Луго. Систематические занятия музыкой начинает в 12-летнем возрасте под руководством А. Тезеи (гармония и контрапункт). В 14 лет Россини - дирижер и хормейстер оперной труппы, в 16 лет - автор кантаты. Среди итальянских композиторов XIX в. Россини занимает особое место. Начало его творческого пути приходится на ту пору, когда оперное искусство Италии, еще не так давно главенствовавшее в Европе, стало сдавать свои позиции. Опера-buffa тонула в бездумной развлекательности, а опера-seria вырождалась в ходульное и бессодержательное представление. Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства прошлого столетия. "Божественный маэстро" - так назвал великого итальянского композитора Г. Гейне, видевший в Россини "солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру".

С "Севильским цирюльником" слава композитора вышла за пределы Италии. Блестящий россиниевский стиль освежил искусство Европы кипучей жизнерадостностью, искрящимся остроумием, пенящейся страстью. "Мой "Цирюльник" с каждым днем пользуется все большим успехом, - писал Россини, - и даже к самым заядлым противникам новой школы он сумел так подлизнуться, что они против своей воли начинают все сильнее любить этого ловкого парня". "Вильгельм Телль" завершил музыкально-сценическое творчество Россини. Последовавшее за ним оперное молчание гениального маэстро, имевшего за плечами около 40 опер, современники называли загадкой века, окружая это обстоятельство всевозможными домыслами. Сам же композитор впоследствии писал: "Насколько рано, едва созревшим юношей, я начал сочинять, настолько же рано раньше, чем кто-либо мог это предвидеть, я бросил писать. Так всегда бывает в жизни: кто рано начинает, должен, согласно законам природы, рано кончить". Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti) (1797 - 1848) Родился 29 ноября 1797 в Бергамо. В молодости Доницетти пришлось противостоять родительскому запрету на выбор профессии, и, преследуя свою цель, он завербовался в австрийскую армию. Здесь у него оказалось достаточно свободного времени, чтобы заниматься композицией и даже написать первую оперу (1818).

Успешная постановка четвертой по счету оперы позволила композитору оставить военную службу, и затем он многие годы зарабатывал на жизнь сочинением опер для разных итальянских театров. В 1835 Доницетти начал преподавать полифонию в Королевском музыкальном колледже Милана, а через два года стал директором этого заведения. Впоследствии жил в Париже; в 1845 его разбил паралич. Композитора перевезли в Италию на лечение, но училия врачей оказались безуспешными. Умер Доницетти в Бергамо 8 апреля 1848. Из 65 опер и оперетт Доницетти наиболее известны - Любовный напиток (L"Elisir d"amore, 1832), Лючия ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor, 1835); Дочь полка (La Fille du rgiment, 1840); Линда ди Шамуни (Linda di Chamounix, 1842) и Дон Паскуале (Don Pascuale, 1843). Трагическая Лючия - вершина творчества композитора, а Дон Паскуале и Любовный напиток - отличные комические оперы. В наследии Доницетти также две мессы и еще ряд церковных произведений, 12 опусов для струнного квартета, несколько кантат, песни, оркестровые и фортепианные произведения. Винченцо Беллини (Bellini) (1801 - 1835) Родился 3 ноября 1801 г. в городе Катанья (Сицилия) в семье музыканта. Окончил Неаполитанскую консерваторию по классу композитора Н. Цингарелли. Дебютировал оперой "Адельсон и Сальвини" (1825), затем - опера "Бьянка и Фернандо" (1826) на сцене театра "Сан-Карло" в Неаполе; в 1827 г. написал оперу "Пират" для миланского театра "Ла Скала". Оба последних произведения имели успех и доставили молодому автору признание широкой итальянской аудитории. Из числа дальнейших оперных работ композитра необходимо отметить: "Чужестранку" (Милан, 1829), "Капулети и Монтекки" (Венеция, 1830), "Сомнамбулу" и "Норму" (обе - Милан, 1831), "Беатриче ди Тенда" (Венеция, 1833). 1833-1834 гг. проходят в разъездах: Беллини посещает Лондон, затем Париж, где создает свою последнюю оперу - "Пуритане" (Theatre italien, 1835). Композитор безвременно скончался 24 сентября 1835 г. в Пюто (близ Парижа), в расцвете своего незаурядного дарования. Светлый, изящный лиризм, романтическая взволнованность, созерцание, нега, мечта - отличительные признаки искусства Беллини. Следуя национальным традициям стиля bel canto, являясь - наряду с А. Скарлатти и Дж. Россини - непревзойденным мастером этого стиля, композитор пленяет своими обаятельными, вдохновенными мелодиями; влияния их не избежали многие музыканты, в том числе Ф. Шопен.

Джузеппе Верди (Verdi) (1813 - 1901) Гениальный итальянский оперный композитор Джузеппе Верди - последний великий классик в трехвековой истории итальянского оперного искусства. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы оперы Верди. «Риголетто», «Травиата», «Аида» и другие принадлежат к популярнейшим операм и пользуются любовью в самых широких массах слушателей. Многие мелодии из опер Верди стали всесветно знаменитыми, а на родине композитора, в Италии, поются как народные песни.

Большой творческий путь прошел Верди. Двадцать шесть опер создано им на протяжении почти шестидесяти лет - от 30-х до 90-х годов XIX века. ...Ставшему национальной славой Италии, почитаемому больше даже как государственная, нежели как музыкальная величина, Верди были суждены завидный и почти постоянный успех у публики в течение всей его долгой жизни и такая же посмертная слава, которая нисколько не уменьшается. Frederica von Stade sings Cherubino"s "Voi che sapete"

ГАЛЬКА-АРТИСТКА

    На написание стихотворения «Слушая пение» Анну Ахматову вдохновил голос Галины Вишневской. О судьбе певицы рассказал в опере «Галина» французский композитор Марсель Ландовски. В ее жизни было всё: нищета и слава, предательство и великая любовь, изгнание и триумфальное возвращение.

Будущая примадонна Галя Иванова родилась в Ленинграде в семье рабочих. Родители вскоре разошлись, и девочку воспитывала бабушка Дарья. Детство Гали прошло в Кронштадте. За музыкальность и артистизм ее еще в школе прозвали Галькой-артисткой. Великую Отечественную 14-летняя Галина встретила в Эстонии, где гостила у отца: «…это было и не отступление, а просто паническое бегство. Остановились и опомнились уже в Торжке. Так началась для меня война. Так кончилось мое детство» . Вернувшись в Кронштадт, девочка оказалась в числе почти трех миллионов блокадников — жителей Ленинграда и пригородов. В феврале 1942 года умерла бабушка Дарья.

Галину спасли женщины, искавшие еще живых по домам и квартирам. Пятнадцатилетняя девушка попала в отряд местной противовоздушной обороны, работала наравне со взрослыми, а по вечерам пела в самодеятельности. К этому времени обладательница звонкого чистого сопрано уже решила: она будет певицей. В 1943 году после прорыва блокады Галина уехала в Ленинград, училась в музыкальной школе, а вечерами работала помощником осветителя в ДК.

И вот я впервые сижу в зале Михайловского театра и слушаю «Пиковую даму» Чайковского <…> То волнение, потрясение, которое я пережила там, было не просто наслаждением от спектакля: это было чувство гордости за свой воскресший народ, за великое искусство, которое заставляет всех этих полумертвецов — оркестрантов, певцов, публику — объединиться в этом зале, за стенами которого воет сирена воздушной тревоги и рвутся снаряды.

Галина Вишневская. «Галина: История жизни»

В 1944 году Галина Иванова вышла замуж за моряка Георгия Вишневского. Скоропалительный брак распался через два месяца, но звучную «сценическую» фамилию Галина сохранила. В том же году Вишневская устроилась в Ленинградский областной театр оперетты, который колесил по разрушенной войной стране. Однажды на гастролях Галина, знавшая наизусть весь репертуар, спасла спектакль: заменила заболевшую певицу. Так из хора она попала в солистки.

После войны Вишневская стала выступать на эстраде. Ее увлечение оперой началось со знакомства с Верой Гариной, педагогом по вокалу. До революции Гарина выступала в Европе, училась у венской примадонны Паолины Лукки. «Лукка была поющей актрисой , — отмечал музыковед Абрам Гозенпуд. — Знатоки находили, что в ее вокальной технике много недостатков, что в этой области она не может соперничать с Патти и Нильсон <…> Но точно так же Патти и Нильсон не могли сравняться с Луккой в драматической силе передачи партии, не говоря о диапазоне ее творческой индивидуальности» . Век спустя так же характеризовали дарование оперной «внучки» Паолины Лукки — Галины Вишневской.

В 1952 году 25-летняя певица почти случайно попала на прослушивание в стажерскую группу Большого театра — так бывшая эстрадная и опереточная артистка стала солисткой главного театра СССР. Все могло сложиться иначе, узнай руководство, что отец Вишневской, бросивший ее в детстве, был осужден как «враг народа».



«НОКАУТ В ГЛАЗА И В УШИ»

Первыми партиями Галины Вишневской в Большом театре были Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского (кстати, голос молодой Вишневской в этой партии можно услышать в фильме «Евгений Онегин» 1958 года) и Леонора в «Фиделио», первой постановке этой оперы в СССР. Над обеими ролями певица работала с режиссером Борисом Покровским , который создавал новый театр, основанный на принципах

Рассказать друзьям