Человек считающий весь мир своим отечеством. Космополитизм в современном мире как политическая философия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек »

А.Вознесенский

Человечество всегда двигается вперёд, исчезают старые государства, от­крываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые от­крытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот про­цесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится обыденным для следующих. И возникает во­прос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом.

Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди ви­девшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае непониманию, обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что очевидно, прави­тели же видели в любых изменениях угрозу спокойствию своего существова­ния.

Но что такое «прогресс»? Ответ на это вопрос настолько очевиден, на­сколько непрост. Слово «прогресс» происходит от латинского progressus, что значит― движение вперёд. Но что заставляет человечество двигаться вперёд, совершенствовать орудия труда и убийства? Я считаю что, прежде всего, одна из главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это вечная кон­куренция людей между собой и природой. Большое количество людей на огра­ниченной площади послужило причиной для развития инструментов, а с ними и ремёсел, а затем и науки. К сожалению, прогресс техники, науки всегда был не­отрывно связан с оружием и убийствами себе подобных. Даже Архимед, когда возникла необходимость, использовал свои знания для борьбы с Римом, он соорудил совершеннейшие для своего времени орудия убийства.

Конец XIX, начало XX века ознаменовалось огромным рядом научных открытий, причём в отличие от открытий, совершавшихся в средние века, от­крытия конца XIX века представляют не только чисто научный, но и практиче­ский интерес. В связи с тем, что «плоды науки» стали всё глубже проникать в жизнь людей, всё больше творческих людей стали проявлять всё больше озабо­ченности относительно будущего человечества в свете всё большего совершен­ствования техники. Многие писатели и поэты на стыке веков пытались пред­сказывать будущее развитие жизни, техники. Причём их прогнозы, что непри­ятно, иногда сбывались.

Давал такие прогнозы и Блок, его стихотворение «Авиатор», написанное в 1910-1914 годах, описывает так авиацию:

«Летун отпущен на свободу.

Качнув две лопасти свои,

Как чудище морское в воду,

Скользнул в воздушные струи…

… Иль отравил твой мозг несчастный Грядущих войн ужасный вид:

Ночной летун, во мгле ненастной

Земле несущий динамит?»

Можно заметить, что Блок описывает самолёт гораздо совершеннее тех, которые существовали в момент написания стихотворения. Более того, я могу заметить, что первые попытки использования авиации в войне имели место только во время I мировой войны. Более того, в строчке «Земле несущий дина­мит», явно прослеживается нечто похожее на бомбовые удары, оружие, которое использовалось даже не во время первой, а во время II мировой войны. Кстати, Альфред Нобель, изобретатель динамита, считал, что после изобретения такого мощного оружия, войны будут невозможны, но как показывает история, он да­леко не мог предполагать как велико желание людей к войне.

Теперь попытаемся сравнить мир в конце XX века с миром в конце XIX века. Безусловно, в технике произошёл огромный прогресс, больший, чем среди лю­бых других аналогичных отрезков в истории. Высокие технологии вошли во все сферы нашей жизни, средства передвижения достигли фантастических для прошлого века скоростей, телекоммуникации позволяют видеть друг друга лю­дям с разных континентов, компьютерные технологии достигли невероятных высот даже для середины двадцатого века. Но вместе с тем обстановку на пла­нете трудно назвать прекрасной, постоянно бушуют локальные войны, народы недовольны правительствами, правительства народами. Даже если отставить в сторону африканские госсударства, где войны исторически были одним из ос­новный занятий людей, то и в Европе, являющейся одним из самых развитых регионов планеты, уже который год бушует война в бывшей Югославии (при­чём проблема этого региона очень не нова, достаточно сказать только то, что события именно в этом регионе стали поводом для начала I мировой войны), и не верится, что противоречия враждующих сторон настолько глубоки, что их нельзя было за все эти годы решить мирным путём. Поэтому можно заметить, что наиболее сложные проблемы прошлого века, и в конце нашего остались не­решенными.

Но опасность прогресса лежит не только со стороны стремления челове­чества к самоуничтожению. Нужно рассмотреть и другую опасность. Учитывая современный уровень развития компьютерной и робо-техники, можно предста­вить, что рано или поздно (если конечно человечество не уничтожит само себя и не найдёт ответы на терзающие мир проблемы) человек будет полностью ис­ключён из товарно-изготовительного процесса. То есть можно будет получать любые товары, услуги без приложения каких-либо усилий. Несомненно с пер­вого взгляда такая ситуация является совершенной идиллией, но если призаду­маться, то в подобной ситуации у большинства людей полностью исчезнут ка­кие-то не было мотивы к созидательной или иной другой деятельности. Ко­нечно, можно предположить, что в такой утопии будет рассвет творчества, но я думаю, что этого не будет, так как творчество всегда отражало проблемы чело­вечества, а если нет проблем, то и творчество становится бессмысленным.

Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к катаст­рофе, причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский

Кто не любит своего отечества более чем другие государства, потому только, что вообще не имеет сочувствия к человечеству и частям его. Н. Кириллов СИС. // Бельчиков 46. Космополит. Человек принимающий участие в интересах всего человечества, отвергающий привязанности исключительно к своему отечеству, родине, семье, а считающий всю вселенную своим отечеством . Чудинов 1902. Козмополит, то есть гражданин всего света, может удивиться, что Франции правительство не прилагает бОльшаго старания о земледелии. 1768. Бильф 232. Космополит, - и зритель мира. Бобор. Херс. 283. // Сл. 18 8 231. По признанию всех честных людей, космополит, или гражданин мира, для достойнейших членов человеческого общества; оное никому не приличествует, кроме показывающему самим делом, что не токмо, совестной гражданин отеческого своего города, не токмо верной подданой, но и член того великого союза, по коему различия между народами, нет гонения для закона, нет призрения нижних, но всем людям всякого звания равномерное доброхотство и благодеяние. Сих качеств исполненной человек может по правде космополитом, или гражданином всего света, называться и то приносит великую честь.. не все имеют о нем точного и справедливого понятия. ЕС 1783 5. // РР 2003 1 114. Сей космополит хвастающийся иметь везде по своему желанию отечество, осмелится равняться с славными мужами, служившими славой своему отечеству? 1787. Обществ. человек 94. // Сл. 18 10 198. Но, раб, умираю за отечество и, как космополит за свет. 1800. Суворов. // С. Письма 382. "Как раб, умираю за отечество, как космополит за свет" - несколько повторит Суворов. Н. Молева Москва невечная. // Лепта 1996 31 149. Я люблю состояние космополита и не мешаюсь в партии. Корифей 1802 кн. 1. Космополит, человек всяческий, равносторонний, непривязанный ни к одной (партии) стороне. Там же. А. В. Зеленин. // РР 2003 1 114. Некоторой Философ Космополит говаривал: я предпочитаю.. род человеческий моему отечеству. Ян. 1804 2 419. Некоторые ученые почитают себя и почитаемы космополитами, как мне помнится. 1807. АБТ 1 86. Если вы въезжаете в чужую землю с целью изучить нравы и обычаи, вы должны забыть на время, что вы гражданин своей земли, и сделаться совершенным космополитом. Белинский 3 373. // Бельчиков 45. Космополит есть какое-то ложное, двусмысленное, странное и непонятное явление. Белинский. // РР 2003 1 114. Космополит, сиречь человек гуманный, не хочет знать никакой исключительной любви, любит всех одинаким образом и заботится не о частном одного поколения или народа, но о всемирном, общем благе всего рода человеческого; для него мало быть хорошим отцом семейства, полезным членом общества, верным сыном своей родины, - выше всего этого: он гражданин вселенной. 1842. Загоскин Москва и москвичи 349. Француз природы простодушен, легковерен, идет скоро на ласку, скоро дружится, особенно срусскими, к тому же и космополит. Его отечество там, где ему хорошо. Лажечников Неск. зам. по восп. по поводу статьи "Мат. для биографии А. П. Ермолова" // Л. Бусурман 448. Мы находим далее статьи.. космополита. ЖСХ 1851 10 3 22. Мне кажется, что этот господин, Космополит и мира гражданин, - Воспитан у бурят, иль в школе самоедов! 1856. Растопчина Возврат Чацкого. Я.. родился космополитом, не был связан ни с какою почвою, не был человеком сословия, кружка, семьи. Помяловский Молотов. // РР 2003 1 115. Я стал безнациональным народником, известной степени космополитом, как и вся русская интеллигенция моего поколения. Короленко 8- 8 119. || расш., шутл . Политические распри не входят в расчет женских склонностей - в этом отношении они истинные космополиты. Марлинский Вечер на кавказских водах. // РР 2003 1 114. Я уже успел сделаться космополитом в отношении к музыке. В Карабахе слушал даже, sans sourciller , полный персидский , от которого того-и-гляди падут стены. ОЗ 1848 10 2 164. - Ты, брат, какое больше пьешь? Акцизное, или пошлинное <т. е. заграничное>? - Я, Архип Архипыч, в выпивке космополит! отозвался актер. - Это что за черт такой? Мигилист <нигилист? >. - Всякое, значит пью, что под рукой. - Умница! .. Такой же выходит , как и я. 1899. Проказники 342. На примере Ладоги рушится представление о спокойной самобытности славян. Город в низовьях Волхова являлся новым для раннего средневековья городом-космополитом, где встречались разные племена и народы Европы и Азии. Родина 2001 1 36. ♦ устар. Желтолицый космополит. Золото . На пороге XX века это называемый "желтолицый космополит", некогда носивший название золотого тельца. РБ 1900 10 2 152. От сыновей, отправляемых в Питер 12 лет,. .нельзя ожидать... привязанности к родительскому крову; они становятся невольно космополитами. Ленин Развитие капитализма в России. // РР 2003 1 116. < Рабочие> старались держаться земляк к земляку, и только космополиты босяки сразу выделялись. Горький Коновалов. // РР 2003 1 116. || полит. Космополит, безродный космполит. Еврей - во время антиеврейской кампании, развернутой в СССР после Великой отечественной войны . Антипатриотическая критиков-космополитов. Из газет. А. В. Зеленин. // РР 2003 1 116. Космополит - человек без родины. есть идейное оружие империалистической реакции. Эта реакционная буржуазная имеет своей целью подорвать советский . оплевать все советское, социалистическое, насаждать и антипатриотические, чуждые советскому обществу взгляды. Михайлов Отчетный доклад на XI съезде комсомола. // РР 2003 1 117. Изо дня в день бранились словами , формалист, безродный космополит. На консерваторской афише "Игорь Безродный" кто-то, естественно, приписал: космополит. А. Сергеев Альбом для . // ДН 1995 8 72. Кинотеатр повторного фильма. Его недавно переименовали: был "Люкс" - стал "Свет".. Бабушка шутит, что пирожное "Наполеон" теперь Кутузов. Борьба помполитов с космополитами. А.Битов Последовательность текстов. // Звезда 1998 9 27. В какой-то газете (кажется, в "Комсомольской правде"), в большой статье о космополитах, окопавшихся в Литературном институте, промелькнула "Вождь эстетствующих юнцов и космополитенок Поженян". Б. Сарнов. // ВЛ 2000 1 282. В одной газетке-сплетнице, газетёнке-потаскухе, занятой чем угодно, кроме своего прямого дела - литературы, кто-то шепнул ядовитое слово космополит. И слово было найдено! Прекрасное, гордое слово, объединявшее мир, слово, которым венчали гениев самой широкой души - Данте, Гете, Байрона - это слово в газетке слиняло, сморщилось, зашипело и стало значить - жид. А. Солженицын В круге первом. // НМ 1990 4 95. У него <Гольцева> я познакомился с будущим "безродным космополитом", а тогда заведующим кабинетом печати МК партии Яковлевым-Хольцманом. Н. Коржавин В соблазнах кровав. эпохи. // ДН 2000 12 16. прост . В прошлом году какие-то космолиты <так> заграничным капиталистам продали, а в этом году академики. Абрамов Пряслины 564. || перен . Русские водевили.. какие-то космополиты, без отечества и языка, какие-то тени без образа. Белинский. // РР 2003 1 114. А наука - космополит. 1833. Герц. // 30-21 22.

2. мн., биол. Животные или растения, широко распространенные по всему земному шару (напр. воробьи, тростник и т. п.) . БАС-1. Один - космополит - трепещет в вышине Как точка малая, веселый жаворонок, .. Да воробей еще - другой космополит - По кровлям и в садах и скачет, и пищит. Огарев Летом. // РР 2003 1 114. Если взять мягкую пшеницу.. как вид.. то его можно считать до известной степени космополитом. Природа 1927 4 295. Гнездятся здесь и птицы-космополиты, например, ворон и беркут. Этим все равно, где жить, они обитают и в тундре, и в пустыне, и лесу, и в горах. А.А. Кузнецов Последн. восхождение. // НИЖ 1993 4 48. Многие считают, что орхидеи - всегда с крупными и яркими цветами - растут только в тропиках. На само деле эти растения - космополиты. Природа 1997 2 114. - Норм . Всеградник вместо космополит. Шишков. // Якимович 57. Вероятно, господа космополиты, сиречь - граждане вселенной, оправдывают это странное гражданство своею любовью к всему человечеству; следовательно, гуманный человек и космополит почти одно и то же. М. Н. Загоскин. // Николина 2000 1 413. Космополитка и, ж. БАС-1. В мнениях своих она < Растопчина> была, так сказать, космополитка, и поэтому у нее собирались люди всевозможных лагерей и профессий. 1892. Д. М. Погодин Восп. // Р. Счастливая женщина 401. Человек, которого никогда не видали на берегу в обществе "космополиток-дам" или туземных разноцветных красавиц. Станюкович Пассажирка. // РР 2003 1 115. Мой муж напротив - , саратовский помещик, привязанный всеми нервами к земле, а я тоскующая космополитка. Лухманова Жизнь мстит. // Л. 1897 84. - Норм . Извлеченное из благопристойного европейского лексикона, это слово <космополит> наполнилось у нас в конце 40-годов особым, зловещим смыслом: стало ругательным, звучащим, как строка приговора. Космополитами называли тех, кто якобы пресмыкался перед буржуазным Западом, восхищался его мнимыми достижениями, недооценивал наше национальное наследие, важные завоевания русского ума... но все это было лишь прикрытием: понятие "космополит" (часто с эпитетом "безродный"), стало синонимом слова "еврей". НМ 2002 1 198. - Лекс. Ян. 1804: космополит; САН 1847: космополи/т; Сл. 18: космополит 1763; Даль-1: космополи/тка.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "космополит" в других словарях:

    КОСМОПОЛИТ - (греч. kosmopolites, от kosmos вселенная, и polites гражданин). Человек, принимающий участие в интересах всего человечества, отвергающий преобладание привязанности исключительно к своему отечеству, родине и семье, а считающей всю вселенную своим… … Словарь иностранных слов русского языка

    космополит - гражданин вселенной, гражданин мира Словарь русских синонимов. космополит гражданин мира (или вселенной) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    КОСМОПОЛИТ - КОСМОПОЛИТ, космополита, муж. (греч. kosmopolites от kosmos вселенная и polites гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    КОСМОПОЛИТ - КОСМОПОЛИТ, а, муж. 1. Последователь космополитизма. 2. Растение или животное, встречающиеся на большей части обитаемых областей земли (спец.). | жен. космополитка, и (к 1 знач.). | прил. космополитический, ая, ое (к 1 знач.) и космополитный, ая … Толковый словарь Ожегова

    космополит - Виды растений и животных, обитающие в разных условиях и имеющие обширные ареалы (например, тростник обыкновенный растет от тропиков до Арктики, в водоемах и на суше), противопоставляются эндемичным видам. Syn.: убиквист; эвритопобионт … Словарь по географии

    Космополит - (от гр. kosmopolites гражданин мира; англ. cosmopolite, cosmopolitan; фр. citoyen du monde; нем. Weltkind) человек, не считающий себя принадлежащим к какой либо национальности, гражданином определенного государства, а признающий своим отечеством… … Энциклопедия права

Радик Мансурович Гафуров родился в 1978 году в Ульяновске. В 2001-м стал индивидуальным предпринимателем, в 2005 году возглавил транспортную компанию. Ныне – председатель совета директоров Группы компаний «Глобал», президент Ульяновской областной общественной организации татарских бизнесменов «Сембер».

В 2010 году за добросовестный труд и профессиональное мастерство был занесен на Доску Почета «Лучшие люди Ульяновской области».

Учится в УВАУГА (специальность «экономист»).

Женат, воспитывает сына.

— Радик Мансурович, татары – народ предприимчивый, трудолюбивый. А когда вы почувствовали в себе предпринимательскую жилку?

— Практически в юном возрасте почувствовал. Половину детства и юношества я рос в деревне, сколько себя помню, мой бабай учил меня: «Радик, надо быть шустрым!». Вот именно не хитрым, а шустрым. Я на дедушкином примере видел, как надо работать: вставать в четыре утра и ложиться в двенадцать ночи. И родителям своим благодарен за то, что показали мне пример трудолюбия. Я с шести лет ездил на сенокос. И эта закалка, понимание того, что мужчина по жизни должен «пахать», – помогло мне в дальнейшем.

— С чего начинался ваш бизнес?

— В 1999 году я уехал в Питер, где мне предложили интересную высокооплачиваемую работу. Через два года вернулся в Ульяновск, оформил ИП. Строил бизнес, не имея специальных навыков в коммерции. Не все сразу получилось, много ошибок совершил, деньги терял. Много работал руками, осваивал по две-три специальности. Например, на мебельном производстве – чтобы заработать больше денег и пустить их на развитие компании. С кредитами тогда трудно было, да мне и не подо что было кредитоваться. Но я поставил себе цель – чего-то добиться в бизнесе. И добился.

В 2005 году открыл свое предприятие, где работали я и приходящий бухгалтер, потом набрали специалистов, через год к нам пришел мой младший брат, мои друзья. В течение четырех лет общий коллектив по группе компаний составил свыше двухсот человек. Транспортно-логистическая компания «Глобалтранс» (сейчас здесь идет большая реструктуризация) вошла в пятерку крупнейших в Поволжье. Кроме транспортного направления бизнеса наш холдинг развивает производство мебели, гофротары, дверей.

— Какое из этих направлений лично вам интереснее всего?

— Сейчас мне интересны не столько сами бизнес-процессы, сколько деятельность нашей общественной организации. Здесь такой огромный поток информации, такое уникальное общение, такой широкий круг знакомств! В один момент пришло понимание, что ты уже достаточно денег заработал на то, чтобы обеспечить семью, ездить на хорошей машине, иметь возможность отдыхать иногда. Но если не делиться этими деньгами, то морального удовлетворения от них не будет. Бесконечная погоня за выгодой, стяжательство убивает человеческие качества, с такими людьми мне неинтересно.

У нас, мусульман, один из основных принципов такой: надо все время работать, чтобы быть успешным, успешность поощряется, но она должна сочетаться с другими добродетелями. И, в первую очередь, человек должен помогать людям. Многие члены «Сембера» и помимо рамок клуба занимаются благотворительностью, их никто не заставляет – они по велению души тратят свое время, деньги и не жалеют об этом. И одна из основных положительных черт клуба состоит в том, что когда к нам приходит новый человек (даже если только с корыстными намерениями – познакомиться с влиятельным бизнесменами, развить свой бизнес), то видя, как эти люди помогают другим, как строят взаимоотношения с обществом, он искренне проникается этими благородными идеями.

Сам я вступил в «Сембер» в 2007 году, а спустя два года меня избрали президентом клуба. Приятно, что мне оказали такое доверие, но вместе с тем было и понимание, какую работу необходимо проделать, какой на тебе лежит груз ответственности перед людьми, перед тем, что ты делаешь. Хотя наш клуб и не политическая организация, но мы существуем в политическом социуме, постоянно в контакте с другими общественными организациями, с властью. Нам импонирует, что губернатор откликается на наши инициативы, видит, что мы люди реальных дел.

— У вас был опыт ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, Казани. Можно ли говорить о более благоприятном климате ведения бизнеса в нашем регионе?

— Когда я уезжал в Питер, этот город однозначно был более привлекательным для ведения бизнеса, на тот момент в Ульяновске я перспектив не видел. Сейчас вижу неплохие тенденции развития нашего региона, инвестиционный климат становится более привлекательным, и то, что мы делаем в своей общественной организации, часто пересекается с тем, что предпринимает власть. На недавней встрече губернатора с участниками клуба «Сембер» мы предложили для более привлекательных условий ведения бизнеса в регионе понизить порог требований при присвоении статуса приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области.

Сейчас люди более охотно идут в бизнес – если ты трудолюбив, если хочешь чего-то добиться, то можешь ничего не бояться и открывать собственное дело. Молодым вообще проще: не давит груз ответственности за семью. Когда я в 2005 году начал ставить бизнес на серьезные рельсы, то еще не был женат, и мне было проще.

— По российским меркам вы женились поздновато – в 30 лет…

— Это наша семейная традиция (смеется): дедушка по отцовской линии женился, когда ему шел четвертый десяток, в 33 года у него родилась первая дочь, а всего они с бабушкой воспитали семерых детей, все выросли достойными людьми. У другого бабая, по маминой линии, – пятеро детей. Мой отец женился в 31 год. Правда, традицию многодетности прервал: у него только два сына. Моему сыну Абдул-Малику исполнился год, и я надеюсь, что у нас с женой все еще впереди, что Всевышний даст нам минимум пять детей. Хотя, конечно, тяжело: моя семья живет в Казани – у жены там бизнес, точнее, теперь уже семейный бизнес. Гульнур еще до того, как мы с ней познакомились, занималась продажей оборудования, косметических средств для салонов красоты. Пока у нас есть молодость, энергия, нам надо реализовывать себя. Но мы мечтаем о большой семье.

Беда России в том, что многие семьи у нас малочисленные. Люди оправдывают это так: а как я буду кормить своих детей, а вдруг не сумею дать им достойное образование… Но в исламе есть такое понятие «ризык» – это все, что едят, пьют и используют живые создания. Как сказал Всевышний: «Нет на земле ни одного живого существа, которого Аллах по Своей Милости не обеспечил бы пропитанием». В свою очередь, обязанность человека – зарабатывать ризык разрешенным путем, согласно повелениям Аллаха.

— Ваша фамилия происходит от татарского от слова «гафу», что значит «прощение, извинение». А что бы вы не смогли простить?

— Скорее всего, если в отношении моей семьи, близких мне людей будут совершены какие-то нехорошие поступки, тут я приму очень жесткую позицию. Но вообще, по натуре я оптимист, у меня такое жизненное кредо: доверять, быть открытым людям. Иногда это по мне «бьет», но я морально не готов быть черствым человеком, губить свою душу, сам себя не буду за это уважать. Однако, как говорит мой товарищ: я человек добрый, но некоторые путают доброту со слабостью.

— А как вы относитесь к космополитам, людям, считающим весь мир своим отечеством, отвергающим свою принадлежность к какой бы то ни было национальности?

— Неприятно слышать, что вторая по численности нация, проживающая за рубежом, – русская, что люди теряют свои корни. Среди татар, особенно среди молодых, тоже есть космополиты. Может быть, это отголосок советского прошлого, когда были размыты национальные традиции, но это неправильно. Я всегда говорю: как татары должны возрождать свои традиции, так и русские. Я участвовал в работе различных съездов предпринимателей, видел, что созданы союзы православных бизнесменов, и это делается не для обострения национальной розни, а в пику как раз космополитизму.

И у нас, татарских предпринимателей, душа болит о своем народе, своей религии, культуре, искусстве, языке, мы все это хотим сохранить. Но мы живем в одной большой стране и чувствуем себя не просто татарами, а россиянами. Наш бизнес-клуб открыт для других национальностей. У нас экономическое объединение, и мероприятия, которые мы проводим, спонсируем – как татарской направленности, так и межнациональной, укрепляющие дружбу между народами, патриотизм. Например, «Сембер» стал организатором и спонсором кадетского бала в Карсуне. Может быть, мы пример другим дадим. Каждый предприниматель должен понять, что он не будет в полной мере благополучен, пока не станет благополучным общество, в котором он живет, – с точки зрения морали, экономики.

— В марте Правительство Ульяновской области заключило с бизнес-клубом «Сембер» соглашение о мерах по повышению уровня жизни работающих граждан. А на своем предприятии вы планируете реализовывать основополагающие тезисы этого соглашения?

— Нужно подходить к этому вопросу с экономической точки зрения. Если у тебя менеджер эффективно работает, приносит тебе доход, то в любом случае ты будешь его мотивировать – повышать зарплату, вводить дополнительные социальные гарантии. В нашей группе компаний, например, я заключил договоры долгосрочного страхования жизни для ключевых сотрудников, топ-менеджеров.

— На недавней встрече с губернатором вы делали доклад, посвященный созданию первого в регионе халяльного мясокомбината. А устраивает ли вас ульяновский рынок халяльного общепита?

— Не устраивает вовсе. В Казани, например, работает более ста халяльных кафе, не считая различных фастфудовских точек, где есть шаурма-халяль и прочие блюда, которые разрешены исламом, но не запрещены другими религиями. Причем, как замечают мои казанские друзья-предприниматели, во время Великого православного поста посещаемость таких заведений падает, и это наглядно показывает, что среди потребителей халяльных продуктов много не мусульман. Халяль – это вкусно, недорого, качественно, и нашему городу этого недостает.

Мы решили, что будем развивать рынок внутренними инвестициями, станем выстраивать целую систему, начиная от производства, которое организуем в Старой Кулатке на месте закрытого мясокомбината. Планируем открыть сельскохозяйственный халяльный рынок в Ульяновске, на Верхней террасе. В отличие от ярмарок он будет работать круглогодично. Каждый фермер, сельхозпроизводитель сможет выставить свою продукцию, а для населения города это будет возможность выгодно купить свежие, экологически чистуые продукты. Далее будем развивать сеть халяльных кафе, магазинов.

– Вы член совета Всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям. Чем эта общественная организация может быть полезна ульяновскому бизнесу?

— В ассоциацию входят крупнейшие татарские предприниматели России из строительной, нефтяной и прочих отраслей – со своими бизнесами, со связями и большими возможностями. Через эту организацию мы можем заявить о себе, найти новые рынки сбыта, дать новый толчок развития своим предприятиям. Сейчас мы реализуем через эту ассоциацию большой логистический проект, организуем конференцию, на которую планируем привлечь логистов со всей России.

— В прошлом году вы принимали участие в работе Второго Международного саммита исламского бизнеса и финансов в Казани, на котором состоялась презентация Ульяновской области. Есть ли уже конкретные результаты?

Главный результат состоит в том, что многие исламские инвесторы вообще впервые услышали о существовании нашего региона. Саммит освещался в 65 странах мусульманского мира – это миллиард 600 миллионов населения, это быстрорастущие «тигры» экономики Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Европы. Для них интересны любые потенциальные рынки, где они могут внедрять свои идеи, которые уже реализовали у себя на родине. Они не боятся инвестировать в развивающие страны, они сами такими были, прошли и до сих пор проходят через тернии. Рынок свободных денежных средств халяльных (то есть разрешенных исламом) инвестиций – самый крупный по капиталоемкости. Он оценивался в прошлом году в один триллион долларов, в 2015 году возрастет уже до пяти триллионов. Эти деньги должны куда-то прийти.

Нужно пользоваться моментом, особенно, когда такая нестабильная ситуация в арабском мире и инвесторы вряд ли туда будут активно вкладывать.

На форуме в Татарстане мы показали Ульяновскую область потенциальным инвесторам, и в этом году снова будем участвовать в открытом саммите – он пройдет в Казани и станет крупнейшим подобным мероприятием на территории бывшего СССР и Евросоюза. В прошлом году мы представили пять проектов, теперь их нужно довести до более привлекательного уровня. Наши предприниматели понимают, что если создать проекту достойную «обертку», то можно привлечь действительно реальные деньги.

— Каким вы видите бизнес-клуб «Сембер» через пять лет?

— Думаю, мы выстроим более четкую организационную структуру, активнее будем развивать наш экономический потенциал. Своими делами, уверен, мы привлечем в наше объединение еще больше бизнесменов, станем еще активнее сотрудничать с региональной властью, с обществом. У слов «Сембер» и Симбирск – общие корни. Для родного города, для региона мы сделали немало дел, которыми можно гордиться. А сколько еще хороших дел впереди!



Рассказать друзьям