Что скрывает за собой картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве. Описание картины «Завтрак на траве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сюжет

Обнаженная женщина, очевидно, не в роли богини или иной мифической сущности, бесстыдно смотрит зрителю в глаза. Вторая женщина, также не особенно скрывающая наготу, занята купанием. Она выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Джентльмены же, одетые чересчур чопорно для пикника, жарко спорят.

Природа кажется декоративной, словно писал Мане не на пленэре (в чем заверял всех), а сидя в студии. Небрежность в проработке деталей, грубые мазки, тени, положенные черт-те как, — за такие ошибки поклонники академизма называли Мане маляром и недоучкой.

«Бар в «Фоли-Бержер» (1882). Одна из самых скандальных и последняя картина Мане

Сюжет взят, думается, из жизни. Вернувшись как-то раз из Аржантея, предместья Парижа, — там, кстати, в течение долгих лет жил и работал Клод Моне, — художник взялся за работу. Воскресный пикник проходил, возможно, даже с моделью Викториной Мёран, которой приписывается не только творческая связь с живописцем. На момент написания картины они уже в разрыве — Мане женился на другой, на своей учительнице музыки Сюзанне Леенхофф. Кстати, брат его жены Фердинанд изображен с портретной точностью на этой картине. Как и брат самого художника Густав.

В нижнем левом углу — лягушка, а неподалеку от нее — вишни. Лягушками называли проституток, а вишни — символ сладострастия. Женщины уподобляются еде, которой мужчины распоряжаются, как вздумается.

Контекст

Мане надеялся, что картину возьмут на Парижский салон. Но, естественно, этого не произошло. Даже Наполеон III — ценитель и провокатор в искусстве, предложивший всех, кого не приняли на выставку, выставить на Салоне отверженных, — и тот отвернулся от «Завтрака на траве».


«Чета Мане » (1860). Картина, которой гордился отец художника

«Какая-то голая уличная девка, — писал критик Луи Этьенн, — бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки».

Публика не понимала, как на полотне, размеры которого больше подходят для батальных сцен, могут быть так грубо и вызывающе выписаны мужчины и голые женщины. Невыраженность объема на картинах Мане — результат его увлечения японским искусством. Восхищаясь техникой художников из Страны восходящего Солнца, Мане отказался от проработки цветовых и световых нюансов. Как и в гравюрах, художник сконцентрировался на линиях и контуре. Современники же называли его картины незаконченными, небрежными и безыскусными.

Судьба художника

Мане родился в приличной семье. Отец его работал в Министерстве юстиции, мать была дочерью французского дипломата. Несложно представить, чего ждали от ребенка. Но маленький Эдуард категорически не желал учиться, даже живописи, к которой тянулся с детства. Ребенка пугали правила, традиции, академизм.

В поисках себя он плавал в Бразилию, путешествовал по Европе, изучая работы старых мастеров. Ранние картины создали ему имидж подающего надежды художника. Но довольно быстро от него отвернулись и критики, и покупатели. Провокационные полотна, которые отказывались выставлять, были пощечиной вкусу.

Надо сказать, что и в личной жизни Мане придерживался свободных нравов. Он крутил романы с натурщицами при наличии невесты, по молодости заболел сифилисом, осложнения которого и свели его в могилу.


Эдуард Мане

Мане, кстати, был одним из первых адептов скетча. Прогуливаясь в Тюильри, где по выходным собиралась парижская богема, художник быстро записывал сцены с натуры. Современники не воспринимали это как живопись, считая, что такие рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей.

Вместе с Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега они создали сообщество прогрессивных живописцев, которое условно называется батиньольской школой. Они не желали следовать канонам официального искусства и стремились найти новые, свежие формы, способы передачи световой среды, воздуха, окутывающего предметы. Они стремились максимально приблизиться к тому, как человек видит тот или иной предмет. Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.

Эдуард Мане написал «Завтрак на траве» в 1863 году. Картина выставлена в Музее Орсе в Париже.

Мане написал картину для выставки на Парижском салоне. Строгое жюри отвергло ее, но работа получила скандальную известность. Уже при первом взгляде создается впечатление, что цель автора – шокировать зрителя, разрушив все представления о современной ему живописи. Обнаженная натура часто встречалась в произведениях современников Мане, но так изображались лишь боги и прочие «небожители». Мане делает героями не просто обычных людей, а узнаваемых современников: Викторину Мёран – натурщицу, часто позировавшую художнику, своего брата Густава и будущего шурина – Фердинанда Леенхоффа. Чтобы разгадать замысел художника, рассмотрим детали.

1. Береговая линия

Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.

2. Фигуры центрального плана

Мы видим обнаженную женщину и двух интеллигентно одетых мужчин, которые ведут беседу. Фигуры расположены слишком близко друг к другу. Автор усиливает это ощущение, используя прием «сжатой» перспективы, при котором объекты кажутся значительно ближе друг к другу. Но при этом между мужчинами и женщиной есть какая-то незримая граница, они не взаимодействуют.

Рисуя женскую фигуру, Мане так подобрал тона, что она выглядит плоской, в то время как мужские фигуры объемны. По цвету они тоже различаются. Думаю, что посредством этих контрастов, игры с перспективой и искажением восприятия художник хотел затронуть тему неравенства полов, норм мужского и женского поведения, принятых в современном ему обществе.

Черные официальные костюмы на фоне дикой природы смотрятся так же неестественно, как и обнаженная женская фигура на фоне одетых мужчин. Мужчины тотально закрыты и интеллектуальны, хотя каждый вроде бы демонстрирует сексуальность. Один из них держит руку за спиной женщины, подчеркивая, что это его собственность. Второй скрытым образом на нее претендует, о чем говорит достаточно агрессивный жест его руки, трость и раскрытые ноги. Но все это поверхностная, фальшивая сексуальность, декорация живой жизни.

Если вы прикроете рукой нагое тело женщины, то увидите перед собой типичный семейный портрет конца XIX века. Он отражает внешне благопристойные, но бесстрастные отношения, в которых нет чувств, игры, тепла.

3. Обнаженная женщина

Фигура обнаженной женщины выглядит слишком светлой, яркой, и автор усиливает это «свечение», окружая ее темными тонами, заставляя как бы «выступать» из картины. Она вызывающе смотрит прямо на зрителя. Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается некое отсутствие сексуальности. Любопытно, что есть свидетельства современников о том, что Викторина Мёран - натурщица художника, была нетрадиционной сексуальной ориентации. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности.

Ее тело обнажено, но никакой эротики здесь нет. В неестественно-белом оттенке кожи есть что-то холодное, фальшивое, подчеркнуто отличающееся от теплого оттенка кожи девушки на дальнем плане. Тело женщины почти такого цвета, как воротники рубашек у мужчин. Она напоминает фарфоровую статуэтку, атрибут мужчины. В ней живо одно лишь лицо, потому что взгляд женщины на самом деле обращен не на нас. Она видит ту юную девушку, которой она была когда-то, погружена в те детские фантазии.

4. Девушка на заднем плане

Художник нарушает законы перспективы и сознательно искажает наше восприятие пространства: фигура женщины, изображенной на заднем плане, кажется слишком крупной, она значительно больше лодки и реки; ее рука почти касается руки мужчины, изображенного в центре картины.

Девушка подобна Алисе, которая оказалась вдруг в Стране чудес. Ее фигура полна жизни. Левой рукой девушка касается платья, которым прикрывает свою вагину. Этот жест означает, с одной стороны, запрет на эротические фантазии, а с другой, наоборот, их разжигание.

5. Натюрморт

В разбросанных фруктах, бутылке и одежде, изображенных в нижней части холста, есть нечто хаотичное, все это вроде бы указывает на бурный секс. Но фигуры людей подчеркнуто отстранены от этой части картины. Герои даже не прикасались к хлебу и фруктам. Как будто все удовольствия жизни, которые олицетворяют еда и секс, ими отброшены, отвергнуты.

6. Снегирь

Снегирь – зимняя птица, в летнем пейзаже он смотрится как минимум странно. Он расположен вверху картины, как бы на границе двух миров. Его присутствие подчеркивает фантазийность мира «за занавесом» и в то же время говорит об эмоциональном холоде, который царит в мире декоративном. Настоящая сексуальность здесь умерла, замерзла. Этот холод подчеркнут черно-белыми одеждами мужчин и белым телом женщины.

Бунт художника

Главной идеей произведения является насмешка, бунт художника, противостояние официальному искусству своего времени. Алогичностью картины (странный сюжет, нарушение законов перспективы, сочетание различных техник письма и т.д.) художник показывает бессмысленность современного искусства и говорит о том, что есть темы куда важнее общепринятых классических – такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами.

В картине, которая, на первый взгляд, призвана эпатировать зрителей, речь на самом деле идет о судьбе женщины XIX века. Она вынуждена играть определенную социальную роль и жить фальшивой церемониальной жизнью. И только в фантазиях она представляет себя той чувственной девушкой и печалится об упущенных возможностях, наслаждении, счастье. И, вероятно, жалеет, что не отправилась на поиски чего-то другого – по той светлой дороге, ведущей вдаль.

Об экспертах

Психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ «Высшая школа экономики», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».

искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».

Источник вдохновения «Завтрак на траве»

В 1863 году художник Эдуард Мане написал свой шедевр «Завтрак на траве». Замысел картины сложился во время прогулки. Как вспоминал друг художника Антонен Пруст, однажды, во время моциона по Аржантейю, Мане увидел купающихся женщин. Он решил запечатлеть обнаженную натуру и предложить картину в стиле «ню» Парижскому Салону. Художник хотел изобразить некую «увеселительную прогулку» - то ли «купание», то ли «завтрак на траве».


Джорджоне «Сельский концерт», 1510 год. Именно об этой картине
Эдуард Мане вспомнил, когда задумал свой «Завтрак на траве»

В поисках подходящего фона Мане вспомнил о картине Джорджоне «Сельский концерт», а саму композицию подсмотрел на гравюре Марка Раймонди «Суд Париса». Он не стесняясь, «процитировал» шедевры старых мастеров, только вместо «невидимых» нимф и богинь на фоне пейзажа изобразил реальных людей, занятых своими привычными делами.

Гравюра Маркантонио Раймонди «Суд Париса», 1513-1514 годы.

Свой новаторский метод Мане назвал фрагментированием - перенесением классического фрагмента из родной среды в иную - современную. Но, как это часто случается в искусстве, ни критики, ни общество не смогли оценить гениальность идеи Мане: картину сочли непристойной и не допустили к выставке в Салоне.

По распоряжению императора Наполеона III ее вместе с другими «неформатными» картинами поместили в специальный зал, позже получивший название «Салон отверженных». Аморальный сюжета картины: две обнаженные женщины отдыхают на природе в компании с мужчинами, вызвал последующую волну подражаний.

Пабло Пикассо. «Завтрак на траве». 1960 г.

На протяжении полутора столетий различные художники, в том числе знаменитые, интерпретировали эту картину на свой лад. Многие, естественно, с юмором. Особенно отличились русские. В сравнении с оригиналом, их «Завтраки на траве» выглядят карикатурно.

Уинн Чемберлен. «Завтрак на траве». 1964 г.

Фернандо Ботеро. «Завтрак на траве». 1969 г.

Бенон Либерский. «Завтрак на траве». 1984 г.

Ю Минцзюнь. «Завтрак на траве». 1996 г.

Не удивляйтесь, что все персонажи на картине на одно лицо. Этот китайский художник всегда изображает только себя. Кстати, эта картина была выставлена на продажу за 1,5 млн дол.

Иван Лубенников. «Завтрак на траве». 2009 г.

Василий Шульженко. «Завтрак на траве».

Правда, женщина у них одна на двоих почему-то. Где вторая купальщица - не понятно. Зато на заднем плане справа какие-то корабли страшных размеров, авианосцы что ли на боевом дежурстве? Ну вся страна в одной картине!

***
Кто знает, была бы сейчас известна картина Мане, если бы непредвиденное событие весной 1863, которое открыло в истории мирового искусства новую эпоху. Ведь тогда за месяц до открытия очередного Салона стало известно, что около четырех тысяч работ «доблестное» жюри не допустило к выставке. Разгорелся скандал, в который пришлось вмешаться самому императору.

«Молодой человек в костюме махо» и «Портрет мадемуазель В. в костюме эспада».
Эти две картины Мане также выставлялись в Салоне 1863 года.

Наполеон III принял решение: салон открыть, а через две недели в соседних залах Дворца промышленности развесить картины, отвергнутые членами жюри. Пусть публика смотрит обе выставки и сама делает выводы, что достойно ее внимания, а что нет!

Эдуард Мане «Музыка в cаду Тюильри» 1859 год. И этой картиной ему не удалось покорить Салон.

Общество было шокировано: такое случилось впервые! Газеты же написали,
что выставка эта - не что иное, как «причуда» Его Величества императора.

Музыка: David Garrett «Air»

***
Эдуард Мане «В оранжерее» 1879.

Картина кисти гениального художника — импрессиониста Клода Моне была написана маслом на холсте, и по своим размерам достигала 130 на 181 см. Полотно было создано за восемь лет до знаменитой первой выставки импрессионистов, вскоре после нашумевшей картины под таким же названием художника Эдуарда Мане, принесшей своему автору скандальную славу.

Работу над картиной » Завтрак на траве» Клод Моне начал в 1965 году в Живерни, когда увидел презентацию одноименного полотна Эдуарда Мане на выставке в Салоне. Эти работы мало что объединяет — общим у них является только пейзажный фон, а также название, хотя изначально полотно Клода называлось по — другому.

По прошествии времени трудно установить, почему полотно Клода Моне получило это же название (вероятно, по аналогии с картиной Э. Мане), но раньше оно называлось » Завтрак под деревьями», что больше соответствовало композиции произведения

Клод Моне и писал свою картину как бы в подражание своему другу и почти однофамильцу (художников иногда путали их современники — парижане, как путают и теперь), которого он, подобно другим будущим импрессионистам, считал своим учителем.

Подготовка к созданию полотна.

Моне воздержался от изображения обнаженных человеческих тел, потому что именно этот фактор вызывал возмущение публики в те времена. Напротив, Клод Моне изобразил дам в роскошных летних платьях и мужчин, одетых в сюртуки. При этом фигуры людей не выделяются на фоне пейзажа, а являются его равнозначной частью.

Художник поставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и светом, добиться их слияния с природой, так, чтобы картина стала частицей окружающей жизни.

В процессе написания полотна Клод Моне долго готовился. Так, он тщательно выбирал пейзаж, и нашел — таки подходящую поляну в лесу Фонтенбло. Далее Моне начинает работу по написанию этюдов. Сначала он делает многочисленные наброски лесного пейзажа, а после этого берется за изображение человеческих фигур в разных положениях.

Позже, когда было готово огромное количества набросков, Клод Моне в полном одиночестве работает в своей мастерской, где гармонично вписывает человеческие фигуры в замечательный пейзажный фон лесной поляны в Фонтенбло.

Особенности композиции картины.

Действующие лица композиции — люди, близкие автору, его друзья — художники, среди которых выделяется высокая фигура Фредерика Базиля, а также первая жена Моне — Камилла. В построении полотна отдана дань классицизму: кулисам справа соответствуют три фигуры, а в центре представлен натюрморт — неотъемлемые атрибуты пикника. Пространственная перспектива отмечена фигурами, уходящими в глубь леса.

Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике.

Смешивая краски особым образом и мастерски нанося их на полотно, художник добился эффекта чрезвычайной легкости и воздушности изображения. Уникальной также является манера живописца изображать солнечные лучи, проникающие сквозь густую листву деревьев. Яркие блики солнца желтого и белого цвета трепещут на стволах деревьев. белой скатерти и на лицах людей. Это и определяет художественный почерк будущего импрессиониста.

Дальнейшая судьба картины К. Моне » Завтрак на траве».

Изначально Клод Моне планировал написать полотно огромного формата, но работа над ним оказалась непосильной задачей для художника, тем более, что он хотел успеть презентовать ее на выставке в Салоне 1866 года.

Поэтому Моне оставил незаконченное полотно в качестве оплаты за аренду жилья. Хозяин квартиры не понимает истинной ценности и хранит ее в сыром подвальном помещении. В результате этого изображение на большей части полотна портится.

Через шесть лет, в 1872 году, Клод Моне выкупает свое произведение, и наконец — то завершает работу над ним. Художник восстановил утерянные фрагменты, а также дополнил полотно некоторыми новыми, интересными деталями.

Полотно представляет собой законченный эскиз большой картины, которую Моне разрезал в порыве неудовлетворенности собой, что случалось с ним постоянно. Три части полотна сохранились и экспонируются теперь в разных музеях мира.

Безусловно, подлинники полотен являются бесценными, и принадлежать к сокровищам мировой культуры. Однако в своей квартиры или загородного дома можно использовать качественные репродукции полотен великих мастеров.

Это придаст оформлению атмосферу роскоши и утонченного благородства, а также поможет в полной мере выявить вкусовые предпочтения хозяев дома. К тому же, картины используют в дизайне помещений во многих стилях. При этом важно правильно подобрать репродукцию картины в соответствии с другими декоративными деталями оформления комнаты.

«Завтрак на траве» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ни в одной мастерской ни одного художника XIX века не могла больше появиться такая или даже хоть сколько-нибудь похожая картина. В то время как Салон покоряли «Римляне эпохи упадка» и бесконечные Венеры и одалиски, она перевернула живопись, для нее не находилось в то время ни терминов, ни традиции, в которую можно бы было ее вписать. И все складывалось к тому, чтобы этот эффект усугубить.

Жюри французского Салона, никогда не отличавшееся благосклонностью к молодым художникам, в 1863 году было особенно беспощадным. Настолько, что даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ. Тогда император решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном Салон отверженных.

Возможно, появись картина в рамках официальной экспозиции, она бы не стала первым в истории современного искусства полотном, над которым толпы зрителей смеялись и стыдливо перешептывались. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа, правда, сам он хотел совсем другой славы.

Картина, первоначально названная «Купание», была задумана как художественный диалог и переосмысление сразу нескольких шедевров: «Сельский концерт» Джорджоне и «Суд Париса» Рафаэля. Первая вдохновила Мане писать двух обнаженных женщин рядом с одетыми мужчинами, вторая – расположить фигуры в пространстве. Только женщины Мане – совсем не нимфы и не богини.

Больше всего насмешек вызвала фигура женщины, которая пробует воду. Говорили, что она моется, и добавляли шепотом: известно, после чего она моется. В картине увидели сцену сексуального характера, а в сидящей девушке – проститутку: слишком уж прямой и вызывающий взгляд у нее. То и дело около картины яростно шипели: «непристойность», «вульгарность», «уродство».

Когда же толпам зрителей и озадаченным одиноким критикам удавалось обуздать свой священный гнев, дело доходило и до художественных особенностей картины. И, оказывалось, что здесь Мане допустил еще больше непростительных вольностей, чем в выборе сюжета. Он совершенно непростительно поступил с перспективой – фигура женщины на заднем плане слишком крупная, каждый из героев сюжета как будто находится ближе к зрителю, чем это было бы возможно в реальности. Это позже арт-критики скажут «вовлек зрителя», а экспериментаторы нового поколения будут повторять этот трюк со сжавшейся перспективой. А в 1863 году картину объявляют «нелепой», а художника – непрофессиональным «мазилкой».



Рассказать друзьям