Что отличает современное искусство от классического? Современный английский, в чем отличие.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Инструкция

Некоторые родители отрицательно относятся к садам, предпочитая оставлять ребенка с бабушкой или няней. В большинстве случаев это связано с не очень хорошей репутацией этих учреждений. Ведь известно много случаев, когда малыша били воспитатели, другие дети, да и сами условия нахождения там были не на высоте.

В настоящее время предоставляется широкий выбор детских садов, куда можно водить своего ребенка. Есть и обычные муниципальные дошкольные учреждения, а есть и частные сады, занимающиеся с детьми по разным программам. Конечно, посещение последних является платным, а порой и совсем недешевым, но зато позволит избежать многих проблем, связанных с детскими садами.

Современные сады перетерпели ряд изменений в лучшую сторону. Это касается и их внешнего вида, использования детского инвентаря, увеличения числа кружков. Многие государственные сады оборудованы бассейнами, спортивными залами с детскими тренажерами. Контроль за процессом обучения и содержания детей ужесточился, да и сами воспитатели заинтересованы в том, чтобы их посещало большее количество ребят, т.к. от этого зависят их заработные платы.

Частные детские сады отличаются своим многообразием и предоставляют разные дополнительные услуги. В некоторых таких учреждениях увеличены часы работы до 9 часов вечера, другие работают круглосуточно и есть возможность забирать ребенка только на выходные. Этот вариант хорошо подходит очень занятым родителями или тем, кто ездит в командировки.

Частные сады чаще всего занимаются по определенным программам. В последнее время очень модной стала методика Монтессори, которая развивает ребенка как личность. Суть ее заключается в том, чтобы не обучать малыша, а помогать ему в самопознании мира. Занятия предоставляют свободу выбора, и каждый ребенок занимается тем, что ему интересно. При этом воспитатель должен в нужный момент помочь ему и направить в нужное русло. Особое внимание уделяется творческим занятиям, но не обходится без внимания и получение необходимых знаний. Т.е. это не воспитатель приносит новую информацию, а дети ее воспринимают, и они сами доходят до этого с помощью взрослого.

Достаточно широкой популярностью стали пользоваться вальдофские детские сады, которые похожи на методику Монтессори отсутствием процесса обучения через обычные занятия. Группы в таких учреждениях состоят из детей разных возрастов и напоминают обычную семью, где младшие учатся у старших, а те помогают малышам. Воспитатель больше похож на маму, чем на учителя, и сама атмосфера соответствующая. В этих садах адаптация ребенка происходит намного быстрее, малыш хорошо развивается и изучает окружающий мир. Много занятий идет на обучение разным ремеслам, в том числе шитью, вышиванию для девочек; столярному делу, гончарству для мальчиков. Минусом такого детского сада является то, что там не дают знаний, необходимых для школы. И если ребенок идет после него в обычный класс, ему будет достаточно сложно адаптироваться к обычным урокам.

Существует еще много программ, направленных на быстрое и легкое восприятие ребенком знаний в разных областях, по которым занимаются детские сады. К ним относятся методики Глена Домана, Никитина, Зайцева и др. Все они при правильном использовании дают хорошие результаты и позволяют малышу намного проще воспринимать информацию в школе.

Даже в муниципальных детских садах воспитатели часто придерживаются одной из новых методик. Главное, правильно выбрать нужный сад. Для этого стоит узнать побольше информации об этом учреждении, поговорить с родителями, которые водят туда своих детей, поприсутствовать на занятиях, а потом понять, стоит ли отдавать своего ребенка или поискать что-то другое. Хороший детский сад поможет ребенку развиваться полноценной личностью с учетом его индивидуальности.

Когда и где появился первый гомо сапиенс (человек мыслящий)? Современные исследования утверждают, что это произошло около 200-250 тыс. лет назад в джунглях Южной Африки. Во всяком случае, именно тогда уже жили существа, ничем не отличающиеся от нас. Однако род людской начался значительно раньше - были и до нас «герои своего времени». Поэтому пытливому исследователю всегда хочется узнать: а чем отличается современный человек от древнего человека, и насколько глубоко?

Для начала давайте определимся с терминами. В этой статье мы будем рассматривать различия между нами и нашим самым ближайшим предшественником – неандертальцем. Ученые зачастую называют его древним человеком. Сами мы именуемся кроманьонцами и практически ничем не отличаемся от наших далеких предков, а вот с неандертальцами различия есть, и значительные.

Примечание. В Европе появление людей с чертами протонеандертальца датируется временным промежутком в 350–600 тысяч лет назад, а последние неандертальцы исчезли примерно 25–35 тысяч лет назад.

Дело в том, что, несмотря на почти полное биологическое сходство, существует масса нюансов, отличающих современного «джентльмена» (кроманьонца) от его пращура (неандертальца). Это относится и к внешнему виду, и к эмоционально-духовной составляющей людей, живших сотни тысяч лет назад.

В качестве справки уточним, что в научном мире уже не первое десятилетие ведутся жаркие споры на тему, действительно ли мы прямые потомки неандертальцев. Кто-то считает их независимой ветвью человеческого рода, кто-то – эволюционной ступенькой, расположенной сразу под нами. Есть факты, подтверждающие и ту и другую гипотезы. Мы недостаточно компетентны, чтобы оспаривать чьи-либо теории. Поэтому будем придерживаться классического взгляда, что неандертальцы – наши непосредственные прародители, во всяком случае до тех пор, пока неопровержимо не будет доказано обратное.

Родня? Или нет?

Встречаем по одежке…

Если рассматривать древнего человека с медицинской точки зрения, то он практически полностью идентичен современному. Конечно, есть кое-какие отличия, но они не играют существенной роли. Однако имеются явные внешние расхождения, на которые невозможно не обратить внимание. Коротко остановимся на основных отличиях:

  • Строение черепа. Лоб был низок и покат. Мощные надбровные дуги. Серое вещество было уже достаточно объемным – значительно большее, чем у обезьяны, и даже немного превосходящее объем мозга современного человека. Небольшой, скошенный подбородок.
  • Длинные передние конечности, характерный наклон вперед – однако перед нами все-таки уже не обезьяна, а человек. Высокая волосатость тела, но уже не шерсть.
  • Слабо развитый речевой аппарат. Древний человек общался при помощи примитивного набора звуков, выражающих малый ряд самых необходимых сигналов – тревога, гнев, угроза или любовные знаки.
  • Более широкая и толстая кость. Сильная челюсть, способная рвать большие куски мяса.

Если соединить все, что мы перечислили, в один образ, то мы увидим, что древний человек очень похож на обезьяну. Но, несмотря на это, он стоит выше ее на эволюционной ступеньке и в то же время ниже нас. На основании чего сделали мы такой вывод? Читаем дальше.

Примечание. Чтобы не перегружать статью повторами, описание внешности современного человека мы дадим ниже, в сравнительной таблице.

Провожаем по уму…

А сейчас мы перейдем к самым интересным и существенным особенностям первобытного жителя, которые наглядно демонстрируют отличие современного человека от древнего человека.

  • Огромное значение имеет развитой речевой аппарат. Причем его продвинутость зависит от уровня мышления, умений и знаний, жизненного опыта и навыков, накопленных и переданных предыдущими поколениями. Поэтому речь человека – это не только широкий или узкий набор слов, звуковых сигналов. Это показатель интеллекта, умения мыслить, выстраивать логические связи между различными явлениями и событиями.
  • У древнего человека все эти достаточно обыденные для нас вещи были в зачаточном состоянии. В большинстве случаев он не мог связать два похожих явления в одну цепь, и в результате многие его действия мало чем отличались от реакции рядовых представителей животного мира. Древний человек был чем-то похож на маленького ребенка, у которого нет взрослых родителей, способных передать ему свой опыт и навыки. Он на всю жизнь застывал в этой стадии. Накопление опыта и продвижение вперед по эволюционной лестнице длилось десятки тысяч лет.
  • Соответственно, мышление у древнего человека опиралось на эмоциональную сторону, создавая неконтролируемую реакцию на окружающий мир, основанную в первую очередь на инстинктах. Логика, рационализм, здравый смысл, которые зачастую подавляют наши инстинкты, – все это отсутствовало у нашего первобытного предка или же пребывало в начальной стадии развития.
  • И, пожалуй, еще одна очень важная ступень – социальные отношения в обществе. Современный человек воспитан на огромном количестве социально-общественных установок, преступить которые для большинства из нас если и возможно, то только в исключительных обстоятельствах. Для древнего человека существовал только один закон – закон стаи. У него не было каких-то моральных ценностей или добродетелей. В этом отношении древние люди еще долгое время оставались на животном уровне.

Все вышесказанное подводит нас к мысли, что принципиальные отличия современных людей от древних лежат не в области «материи», а в области «духа». Осталось только упорядочить все факты в сравнительной таблице.

Сравнение

Еще раз хотим подчеркнуть, что в статье представлен не полноценный научный анализ, а только обобщение и сравнение давно известных фактов.

Таблица

Древний человек Современный человек
Внешние отличия:
  1. Приплюснутый лоб, развитые надбровные дуги, сильные челюсти, маленький скошенный подбородок.
  2. Прямохождение на двух конечностях с наклоном вперед. Длинные, до колен руки. Сутулость.
  3. Обильный волосяной покров, местами похожий на шерсть.
  4. Тяжелый, массивный скелет
Внешние отличия:
  1. Высокий лоб, в меру развитые надбровья и относительно слабые челюсти с хорошо обозначенным подбородком.
  2. Строго вертикальная осанка, сутулость является признаком болезни. Пропорционально развитое тело.
  3. Волосяной покров присутствует в очень малой степени (в сравнении), а у многих современников его вообще нет.
  4. Относительно легкая, узкая кость
Примитивный речевой аппарат. Однако уже значительно превосходящий таковой у наиболее развитых животных Отлично развитая речь. В мире нет ни одного вида животных, который, хотя бы издали, был похож на современного человека в этом аспекте
Примитивность мышления. Отсутствие логического и рационального мышления. Полное подчинение инстинктам и эмоциональным порывам Глубокое, многоуровневое мышление. Современный человек (в основном) руководствуется здравым смыслом и логикой, а не чувствами и эмоциями. Во всяком случае, вполне на это способен
Социальные отношения стоят на самом низком уровне. Нет основополагающих понятий «добра и зла». Все сводится к стайному инстинкту Наш современник опутан социальными отношениями, условиями и догмами. Они настолько вросли в его душу, что зачастую выходят на уровень природных инстинктов (у лучших представителей человеческой цивилизации)

И все-таки мы одной крови - ты и я

В итоге можно смело утверждать, что современный человек значительно отличается от древнего пращура. Причем основные отличия приходятся не на биологию и физические данные, а на духовную, разумную сущность. Однако, как бы ни спорили ученые, в чем разница между современным человеком и древним человеком, как бы ни доказывали, что они и мы - это небо и земля, авторы придерживаются иной точки зрения. Несмотря на все различия, древний человек является нашим предком, и ему нынешние «аристократы духа» обязаны своим происхождением. Просто сотни тысяч лет назад человек был очень молод и смотрел на огромный мир вокруг себя детскими глазами. Сегодня мы уже взрослые и многое понимаем. Вот и вся разница. Мы выросли.

Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.

Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.

У них другой темп

Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах или долгие заставки.

Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.

Их жизнь более насыщена и наполнена информацией

Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

К ним предъявляются другие требования

Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.

Они меньше общаются со сверстниками

Это в нашем детстве обычным делом было​ на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.

Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.

Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.

Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами

В можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.

Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.

Наука Средневековья Следующий этап развития науки совпадает с периодом зарождения и укрепления первых государств. Вряд ли это случилось ранее Х в. н.э. Наука этого времени ставила перед собою задачи идеологические, апологетические, догматические - с целью обоснования божественности власти жрецов и монархов. На место ведуна-одиночки встала вся каста жрецов, как единый организм, - их коллективное мнение стало определять право, мораль и истину. Для формирования «соборного» мнения понадобились новые средства аргументации. Ими стали канонизированные «Писания», предания, и мнения Святых Отцев, а также - метод схоластики, опирающийся на логику Аристотеля, для их истолкования. Что в свою очередь способствовало фальсификации агиографии и догматики, особенно после возникновения Реформации в конце XV в. Первое осмысление научных методов исследования появилось в сборнике «Органон» Аристотеля, включавший книги:

«Первая аналитика» - о теории умозаключений

«Вторая аналитика» - развитие теории доказательства

«О доказательствах софистов» - продолжение предыдущей «Топика» - теория правдоподобных заключений в ненаучной области знаний Аристотелевский «Органон» был опубликован в составе полного собрания сочинений этого автора - на латинском языке с комментариями Аверроэса (Венеция, 1489); на греческом АльдомМануцием (в 5 томах, Венеция, 1495–98); в редакции Эразма Роттердамского (Базель, 1531); в редакции Сильбурга (Франкфурт, 1584). Научный метод Аристотеля применялся не только в богословской схоластике, но распространялся на все научные области: медицину, филологию, физику. Применение его можно посмотреть у Лоренцо Валлы, когда он доказывает подложность Константинова Дара. Наукой этого периода не решались задачи практические, связанные с изучением законов природы, и потому накопление знаний о природе, из чего впоследствии выросло естествознание, относилось к низменным, вторичным искусствам по отношению к наукам «божественным» и даже гуманитарным. Сам период средневековья имеет нечёткие рамки: начало его теряется в фантомной временной дали традиционной истории, а окончание относят либо к началу «Высокого Возрождения» (первая половина XV в. н.э.), либо к его окончанию (начало XVI в. н.э.). Можно быть уверенным в том, что распад средневековой схоластической науки начинается в конце XVI в. н.э., а её идейная смерть - к концу «эпохи Просвещения» XVIII в. н.э. Современная наука. Период от Высокого Возрождения до времени Просвещения сопровождался поиском правильных законов научной логики. Решение этой задачи было начато английским математиком Дж. Булем, изучившим в работе «Исследование законов мышления» (1854) правила действия с одноместными предикатами, и завершено американским математиком Ч. Пирсом, создавшим в 1881 г. «логику отношений», а также и Г. Фреге, избретателем кванторов, открывшим в книге «Исчисление понятий…» (1879) правила работы с многоместными предикатами (отношениями). С тех пор логика естествознания, как формальная математическая логика, приобрела современный вид. Надо заметить, что логика естествознания существенно отличается от аристотелевской логики гуманитарных и богословских наук. Так, в Словаре Брокгауза, в статье «Доказательства вообще», разделе «Ошибки в доказательствах» утверждается: «Если основная мысль ложна, то ложным будет все, что из нее вытекает; эта ошибка называется πρωτονψεΰδος.» (Э. Радлов) Но в математической логике из ложных предпосылок могут выводится не только ложные следствия, но и истинные тоже. То есть, сам вывод на основе «πρωτονψεΰδος» (начального обмана) является недостоверным: «Из лжи следует, что угодно.» (закон математической логики) Аристотель в «Первой аналитике» явно соглашается с этим утверждением, но в некоторых своих рассуждениях не следует ему. Эта логическая неопределённость унаследована современной гуманитарной наукой. Неевклидовая геометрия Н.И. Лобачевского и открытие У. Гамильтоном кватернионов привело к развитию метода формального моделирования в математике, а обнаружение в конце XIX в. Б. Расселом парадоксов теории множеств Г. Кантора породило «аксиоматический метод» в науке, на который поначалу возлагали большие надежды в связи с первыми успехами Б. Рассела, А.Н. Уайтхеда и Д. Гильберта. Последовавшие затем результаты К. Гёделя, А. Черча, А. Тарского подорвали первоначальные надежды на силу формальных аксиоматических методов, с одной стороны породив интуиционистскую и конструктивистскую математику, а с другой - доказав тезис о недедуктивной природе научного знания вообще. Вместе с тем возрождение новых формалистических надежд стало связываться с теорией категорий, заложенной А. Картаном, С. Эйленбергом и С. Маклейном. В настоящее время в естественных науках, помимо экспериментального метода, широко используются как формально–аксиоматические методы, так и численное моделирование: первые преобладают в фундаментальной науке (например,- в математике и теоретической физике), вторые - в прикладных областях (например, - в медицине и механике). Вместе с изобретением и
55.2 совершенствованием компьютеров численное моделирование приходит и в «чистую» науку. Но в гуманитарной области науки (в филологии, истории, социологии) зачастую царят догалилеевы схоластические методы, унаследованные от средневекового богословия. С этим, в основном, и связано массовое неприятие Новой Хронологии учёными гуманитарного профиля, которые по-прежнему отводят естественным наукам вторичную роль по отношению к гуманитарной конвенциальной догматике, выросшей на анонимных девинациях.

Предыстория современной науки

Накопление знаний происходит с появлением цивилизаций и письменности; известны достижения древних цивилизаций (египетской, месопотамской и т. д.) в области астрономии, математики, медицины и др. Однако в условияхгосподства мифологического, дорационального сознания эти успехи не выходили за чисто эмпирические и практические рамки. Так, например, Египет славился своими геометрами; но если взять египетский учебник геометрии, то там можно увидеть лишь набор практических рекомендаций для землемера, изложенных догматически («если хочешь получить то-то, делай так-то и так-то»); понятие же теоремы, аксиомы и особенно доказательства было этой системе абсолютно чуждо. Действительно, требование «доказательств» показалось бы почти кощунством в условиях, предполагавших авторитарную передачу знания от учителя к ученику.

Можно считать, что истинный фундамент классической науки был заложен в Древней Греции, начиная примерно с VI в. до н. э., когда на смену мифологическому мышлению впервые пришло мышление рационалистическое. Эмпирия, во многом заимствованная греками у египтян и вавилонян, дополняется научной методологией: устанавливаются правила логических рассуждений, вводится понятие гипотезы и т. д., появляется целый ряд гениальных прозрений, как например теория атомизма. Особенно важную роль в разработке и систематизации как методов, так и самих знаний сыграл Аристотель. Отличие античной науки отсовременной состояло в её умозрительном характере: понятие эксперимента было ей чуждо, учёные не стремились соединять науку с практикой (за редкими исключениями, например, Архимеда), а наоборот гордились причастностью к чистому, «бескорыстному» умозрению. Отчасти, это объясняется тем, что греческая философия предполагала,[источник не указан 379 дней] что история циклично повторяется, и развитие науки бессмысленно, так как оно неизбежно закончится кризисом этой науки.

Распространившееся в Европе христианство упразднило взгляд на историю, как на повторяющиеся периоды (Христос, как историческая личность, явился на земле только единственный раз) и создало высокоразвитую богословскую науку (родившуюся в ожесточённых богословских спорах с еретиками в эпоху Вселенских Соборов), построенную на правилах логики. Однако, после разделения церквей в 1054 году, в западной (католической) части обострился кризис богословия. Тогда интерес к эмпирике (опыту) был совершенно отброшен, а наука стала сводиться к толкованию авторитетных текстов и развитию формально-логических методов в лице схоластики. Однако труды античных учёных, получивших статус «авторитетов» - Евклида в геометрии, Птолемея в асторономии, его же и Плиния Старшего в географии и естественных науках, Доната в грамматике, Гиппократа и Галена в медицине и, наконец, Аристотеля, как универсального авторитета в большинстве областей знаний - донесли основы античной науки до Нового Времени, послужив реальным фундаментом, на котором было заложено всё здание современной науки.

В эпоху Возрождения происходит поворот к эмпирическому и свободному от догматизма рационалистическому исследованию, во многом сравнимый с переворотом VI в. до н. э. Этому способствовало изобретение книгопечатания (середина 15-го века), резко расширившего базу для будущей науки. Прежде всего происходит становление гуманитарных наук, или studiahumana (как называли их в противоположность богословию - studiadivina); в середине XV в. Лоренцо Валла издаёт трактат «О подложности Константинова дара», заложив тем самым основы научной критики текстов, сто лет спустя Скалигер закладывает основы научной хронологии.

Параллельно идёт стремительное накопление новых эмпирических знаний (особенно с открытием Америки и началом эпохи Великих географических открытий), подрывающее картину мира, завещанную классической традицией. Жестокий удар по ней наносит и теория Коперника. Возрождается интерес к биологии и химии.

Зарождение современной науки

Анатомические исследования Везалия возродили интерес к строению тела человека.

Современное экспериментальное естествознание зарождается только в конце XVI века. Его появление было подготовлено протестантской Реформацией и католической Контрреформацией, когда под вопрос 52.3 были поставлены самые основы средневекового мировоззрения. Так же как Лютер и Кальвин преобразовали религиозные доктрины, работы Коперника и Галилея привели к отказу от астрономии Птолемея, а труды Везалия и его последователей внесли существенные поправки в медицину. Эти события положили начало процессу, ныне называемому научной революцией.

Ньютон, Исаак

Теоретическое обоснование новой научной методики принадлежит Фрэнсису Бэкону, обосновавшему в своём «Новом органоне» переход от традиционного дедуктивного подхода (от общего - умозрительного предположения или авторитетного суждения - к частному, то есть к факту) к подходу индуктивному (от частного - эмпирического факта - к общему, то есть к закономерности). Появление систем Декарта и особенно Ньютона - последняя была целиком построена на экспериментальном знании - знаменовали окончательный разрыв «пуповины», которая связывала нарождающуюся науку Нового времени с антично-средневековой традицией. Опубликование в 1687 г. «Математических начал натуральной философии» стало кульминацией научной революции и породило в Западной Европе беспрецедентный всплеск интереса к научным публикациям. Среди других деятелей науки этого периода выдающийся вклад в научную революцию внесли также Браге, Кеплер, Галлей, Браун, Гоббс, Гарвей, Бойль, Гук, Гюйгенс, Лейбниц, Паскаль.

Эпоха Просвещения

На смену XVII веку, «веку Разума», пришел век XVIII, «эпоха Просвещения». На базе науки, созданной Ньютоном, Декартом, Паскалем и Лейбницем, развитие современной математики и естествознания продолжалось поколением Франклина, Ломоносова, Эйлера, де Бюффона и д’Аламбера. С изданием многочисленных энциклопедий, в том числе «Энциклопедии» Дидро, началась популяризация науки.

Научная революция в естествознании привела к переменам в философии и общественных науках, развитие которыхв этот период перестало зависеть от богословских споров. Кант и Юм положили начало светской философии, а Вольтер и распространение атеизма полностью отстранили церковь от решения философских вопросов для все более многочисленных слоев населения Европы. Труды Адама Смита заложили основы современной экономики, а американская и французская революции - современного политического устройства мира.

XIX и XX века

Джеймс Клерк Максвелл

Лишь в XIX веке наука стала профессиональной, а понятие «ученый» стало означать не просто образованного человека, а профессию определенной части образованных людей. В эту эпоху сложились основные институты современной науки, а возрастание роли науки в обществе привело к ее включению во многие аспекты функционирования национальных государств. Мощный толчок этим процессам дала промышленная революция, в которой научное знание переплелось с технологическими достижениями. Развитие технологий стимулировало развитие науки, а последняя, в свою очередь, создавала фундамент для новых технологий.

До сих пор не знаете, чем отличается Возрождения от искусства Просвещения? Постоянно забываете об особенностях modern art и contemporary art? Мы создали для вас краткий путеводитель по истории искусства от наскальной живописи до современного искусства!Свободный Казалось бы, каждый видит явное отличие современного искусства от искусства прошлых столетий. Зачастую мы слышим о том, что современное искусство обвиняют в отсутствии эстетизма, художников нашего времени – в непрофессионализме, а сферу культуры в целом представляют как находящуюся в кризисном положении. Но так ли это? Может быть, это очередная фаза эволюции в творчестве и интерпретации мира? Чтобы ответить на этот вопрос, необходим краткий дискурс в историю искусства.Итак, начать следует с наскальной живописи , первобытных танцев, украшений в древнем каменном веке. Здесь все очень просто и понятно. Большинство творений связаны с ритуалами, обрядами, верованиями. Даже небольшая часть сохранившегося дает возможность прикоснуться к древности, окунуться в культуру наших истоков.Дальше, безусловно, следует говорить об античности . Искусство античности оказывало огромное влияние на последующие эпохи и до сих пор считается эталоном прекрасного. Первыми появляются шедевры Микенской и Минойской культуры, а именно: расписная керамика, возникшая еще в VI в. до н.э. Морские, флоральные мотивы росписей отображали тот мир, в котором жили мастера, мир, где человек есть часть природы.Греческая культура , пришедшая на смену Микенскому или Минойскому периоду, существовала под эгидой триады Красота-Истина-Благо, была пропитана философией и мудростью. Прекрасное заключалось в математической гармонии, богатом содержании и истинности. Внимание искусства переключается на человека. Например, все скульптуры, изображающие мифологических персонажей, богов, созданы по образу человека. Прекрасным называется то, что приятно для взора и слуха. При этом художники подражают природе, пытаясь найти идеальные формы. Мастер возводит себя в статус творца. Религиозное мышление также остается важным компонентом.Средневековье – сакральное время в искусстве. Здесь оно выступает в качестве визуализатора Священного Писания. Иконопись делает Писание более доступным, так как язык живописи понятнее, нежели язык словесный. Через икону Бог соприкасается с верующими. Архитектура Средневековья также возвеличивает Бога: готические храмы стремятся к небу, монастыри и соборы романского стиля подчеркивают роль церкви в жизни человека. Важная черта искусства Средневековья – символизм. Искусство пропитано скрытыми смыслами, знаками, образами. Помимо этого автора становится не важна, он выступает транслятором, а икона – окном, через которое мы можем приблизиться к Богу.
Эпоха Возрождения тоже апеллирует к связи между божественным и человеческим, но отдает главную роль человеку. Отвергаются авторитеты, в том числе философские. Появляется интерес к науке и искусству. Художник – это теперь универсальный человек, сотворец. Происходит реабилитация сферы чувственного. Искусство Возрождения просвещает темное Средневековье. Отстаивается право на художественный вымысел. Художники делают необычайный прорыв в своем творчестве: появляется перспектива, объем, многообразие красок, реабилитируется внешняя, телесная красота. Возрождение есть эпоха возвращения к античности и ее усовершенствования в эмоциональном и чувственном плане.
Эпоха Просвещения – еще более глубокое понимание античной классики. Если Возрождение – эмоциональность, то Просвещение – рациональность. Мир меняется, яркими вспышками мелькают научные открытия. Но искусство остается одним из ключей к пониманию, изменению мира. В это время, что не мало важно, возникает художественная инфраструктура: первые художественные музеи нового типа – в Лондоне (1753) и Париже(1793), академии художеств и журналы об искусстве. Поднимаются проблемы вкуса, развивается художественная критика. Постулируется факт необходимого включения художника в процесс общественной жизни. «Искусство – это не просто подражание, выражение чувств, это продолжение жизни и сфера свободного самопознания духа». Подлинное произведение искусства возможно только при глубоком погружении в него. Так эпоха Просвещения торжеством разума ознаменовывает переход классического искусства на новую фазу развития.
Неклассическое искусство начинается с (1848-1853), которые выступали против академизма и всех прежних устоев классики. Мастера использовали манеру художников Раннего Возрождения , считая, что искусство этого времени пропитано истинной красотой и лишено излишней метафоричности. К Прерафаэлитам относились сначала как к революционному движению, позже они все-таки были признаны, но к середине XX века интерес к их творчеству снова угас.В конце XIX века появляется новое направление в искусстве – импрессионизм , который еще строже закрепляет переход искусства на новый этап. Термин «импрессионизм» берет за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне. Импрессионизм характеризуется особым восприятием действительности, главная задача которого есть запечатление изменчивого реального мира, передача прежде всего впечатления, а не умозрительного образа. Новое направление – это идеал мимолетности, вчувствования, легкости нашего восприятия.На полотнах К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега и других великих импрессионистов мы видим жизнь в чувственной форме, близкой к границе субъективности, но не переступающей ее. Размытость, шаткость изображения и особенности композиции побуждают фантазию создавать образы знакомые каждому – те впечатления, которые не могут четко закрепиться в нашей памяти, но которые дают возможность познавать мир. Кроме того, импрессионизм стремится избавить познание от дробности, позволяя взглянуть на мир в его целостности и единстве всех частей здесь и сейчас. Так импрессионизм положил начало первого периода современного искусства, а именно Modern art .Архитектура модерна отличается новыми формами, отказом от прямых линий и углов, поиском новых нестандартных материалов (металл, стекло). На живопись и скульптуру большое влияние оказал символизм. И здесь мы можем увидеть прямую связь современного искусства и искусством Средних веков. Кубисты, дадаисты, футуристы используют аллегорию, двусмысленность подобно тому как иконопись использует символы и образы. Модернизм тем самым подтверждает теорию о цикличности в развитии искусства. Наиболее чувственной к повторам оказалась авангардная музыка. Современность пересмотрела свое отношение к тембру, ритму, тону.Современное искусство стало концептуальным, произошло ослабление эстетического чувства. Здесь мы видим также тенденцию сближения идей современного искусства с некоторыми идеями эпохи Просвещения, относительно интеллектуализации искусства.Во второй половине XX века наступает второй период современного искусства, а именно contemporary art . Оно сформировалось как поиск альтернатив модернизму. Это выразилось в форме новых материалов, образов, изменений в способах творчества. Заметно усилилась социальная направленность в искусстве. Искусство не просто подражает миру, оно формирует другую реальность, в которой отражается мир действительный. Появляются новые жанры: перформансы, хеппенинги, лэнд-арт, digital… Искусство перестает быть за стенами музеев и галерей, оно выходит на улицы, внедряется в общественное пространство, разрушает преграды между идеей и сознанием человека. Современное искусство говорит с нами, оно имеет скрытые смыслы, которые хотят быть открытыми и понятыми каждым.
Подводя итог, выделим основные отличия современного искусства от искусства классического:
  • Концептуальность. Прямая связь с философией и идеологией.
  • Открытость субъективным смыслам. Выстраивание коммуникации со зрителем, путем вовлечения его в арт-процесс (акционизм, перформанс, инсталляция).
  • Разрушение классического позитивного представления о прекрасном, возвышенном, гармоничном. Современность называет прекрасным то, что раньше было табуировано или пугало и отталкивало.
  • Интерпретация классических образов посредством отказа от классических ценностей.
  • Две крайности: значимость личности автора или его полная анонимность
  • Вариативность образов, материалов, проблематик.
  • Безусловно, современное искусство очень много принципов заимствовало из классики. Существуют разные точки зрения относительно регрессивного или прогрессивного развития. Здесь все субъективно. Однако, единственное, о чем стоит сказать, так это о взаимозависимости творчества и окружающей действительности. Переход от классики к современности был весьма значительным и ярким моментом в нашей истории. Не стоит забывать, что тот или иной поворот в развитии искусства есть результат изменений в мироощущении , вызванный в свою очередь теми или иными преобразованиями в культуре и жизни как отдельного человека, так и общества в целом.Мост – журнал об искусстве и культуре. Поможем разобраться в любых видах искусства!

    Рассказать друзьям