Cочинение «Повесть о разорении Рязани Батыем. Повесть о разорении рязани батыем

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Есть в этом описании и метафора. Возвращение Евпатия Коловрата из Чернигова в Рязанскую землю. Горестная картина ее разорения и опустошения. Вся «Повесть о разорении Рязани Батыем» проникнута верой в силы русского народа, его отважных богатырей и высоким патриотическим чувством.

Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. Таким кровопролит­ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.

Повесть о разорении Рязани Батыем

Родился, по преданию, в селе Фролово Шиловской волости. И получил ответ - «Только умереть!». В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый. В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагающиеся на территории Рязанской области. Первый из них был установлен в городе Шилово, так как именно этот город, согласно некоторым источникам, является родиной Коловрата.

Тематические сочинения

Тогда Юрий Ингоревич созывает князей - своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять. Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю. Безбожный царь Батый был «льстив и немилостив».

Узнав от одного предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый обращается к нему с таким «предложением». Князь Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его и бросить тело князя на растерзание диким зверям и птицам.

Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников

Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. В битве с Батыем погибают многие князья. Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города.

В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним - рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми.

Евпатий и его дружина на поле боя. Мужество и гордость пленников рязанских

Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями.

Сюжеты и характеры. Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество. Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу? Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу.

Ведь «крепко и мужественно на конях бьют­ся - один с тысячею и два тьмою». И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Именно подвиг определяет индивидуальные, личные свойства героя - его ум, храбрость, силу и прочие качества.

Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань

Отсюда следует, что рассказ о подвиге героя - это в то же время его характеристика, которая «едина, неизменна, прикреплена к герою… Евпатий Коловрат, по мнению Д. С. Лихачева, собирательный образ героя, воплощающий в себе качества всех русских воинов. Д. С. Лихачев пишет: «Не может быть сомнения в том, что, говоря о Евпатий, автор имел в виду не одного его, но всю его дружину…

Описывая битву Евпатия Коловрата с татарами, автор использует воинскую формулу: «Ездя по полкомъ татарскимъ храбро и мужествено»

Благодаря этому Евпатий вырастает до богатырских размеров: он «исполин силою»1. Так, полагает Д. С. Лихачев, шло в свое время развитие и образа былинного богатыря, который в конце концов стал один, без войска, без дружины, воевать за Русскую землю против вражьей силушки великой.

Эпизоды лишь намечаются и-предстают в зачаточном, «свернутом» виде, подчиняясь единой задаче - воспроизвести действие. Поэтому очень важно после чтения учителем «Повести…» предложить учащимся такое задание, которое поможет им не только освоить сюжетное построение, но и воспринять присутствие в повести ее автора.

Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество.

Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу?

Евпатий Коловрат и его дружина изо­бражены как мужественные воины, встав­шие на защиту родной земли. Они нагоня­ют войско Батыя и самоотверженно сра­жаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кро­вавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока­зывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьют­ся - один с тысячею и два тьмою». На­помним, что тьма - это десять тысяч.

Многие исследователи видят сходство по­вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус­скими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы­лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.

И спустился он с горы высокии,

И подъехал он к богатырям ко святорусским - Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,

Стали бить-то силушку татарскую.

Притоптали тут всю силушку великую…

И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролит­ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.

Найдите в тексте повести фольклорные эле­менты: анафору (одинаковое начало строки), ги­перболу (преувеличение).

Одинаковое начало строки использу­ется во всем тексте «Повести…». Назо­вем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Ря­зань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый от­пустить их…» Так анафора используется

в тексте повести. Об использовании гипер­болы см. ответ на вопрос 2.

Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Ев­патий Коловрат и былинный богатырь Илья Муро­мец».

Сочинение о героическом подвиге мо­жет быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого со­чинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вари­антов).

Евпатий Коловрат и Илья Муромец

Введение: герои фольклора и древне­русской литературы.
Илья Муромец и его воинские победы.
Евпатий Коловрат на поле боя.
Описание подвигов героев в фолькло­ре и литературе.
Заключение: герои фольклора и древ­ней литературы в нашем восприятии.

    Слово о житии и о преставлении Великаго Князя Дмитрия Ивановича, Царя Рускаго - анонимное произведение, прославляющее московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389). Оно состоит из насыщенной похвалами исторической части, где повествуется...

    ЛЕТОПИСЬ НИКОНОВСКАЯ- крупнейшая по объему сведений и хронологическому диапазону русская летопись: она содержит изложение отечественной истории (параллельно со сведениями по истории всемирной) от возникновения Русского государства и до 1558 г. Один...

    ) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседя ми-русичами, то с половцами, периодически...

    «Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской литературы. Преподобный Сергий - самый почитаемый и самый любимый русский святой. Не случайно известный историк прошлого В.О. Ключевский...

    ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА КАЛКЕ – летописная повесть, рассказывающая о первом столкновении русских с монголо-татарами. В 1223 г, тридцатитысячный отряд монголо-татар под предводительством Джебе и Субедея вышел через Закавказье в степь и разгромил половцев,...


Вопросы и задания

1. Каким чувством проникнуто повествование?

1. Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина?

Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?

1. Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.

И спустился он с горы высокии, И подъехал он к богатырям ко святорусским - Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих, Стали бить-то силушку татарскую. Притоптали тут всю силушку великую…

2. Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).

3. Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».

Житие

Наряду с летописями на Руси была очень популярна житийная, или агиографическая (от греч. hágios – святой, grápho – пишу), литература . Жанр жития возник в Византии. В древнерусской литературе он появился как жанр заимствованный, переводной. На основе переводной литературы в XI веке на Руси возникает и оригинальная житийная литература. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о жизни святых – государственных и религиозных деятелей, чья жизнь и деяния были расценены как образцовые. Жития имели прежде всего религиозно-назидательный смысл. Входящие в них истории – предмет для подражания.

Автор жития преследовал прежде всего задачу дать такой образ святого, который соответствовал бы установившемуся представлению об идеальном герое. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали таким правилам (канонам), и замалчивалось все то, что с этим расходилось. Иногда даже измышлялись события, не имевшие места в реальности. Такое свободное отношение к фактам было следствием того, что житийная литература ставила целью не достоверное изложение событий, а поучение, и авторов прежде всего интересовало проявление святости героев.

Жития строились следующим образом: повествование начиналось вступлением, в котором объяснялись причины, побудившие автора приступить к повествованию; далее следовала основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах. Завершалось житие похвалой святому.

В житиях часто встречаются слова авторов о своей греховности, невежестве, отсутствии дара слова. В действительности создатели жизнеописаний святых были образованными и умными людьми, но они старались подчеркнуть свою скромность, смирение, поскольку осмелились писать жития. Создатели житий упоминали свои имена лишь тогда, когда необходимо было придать достоверность повествованию: например, в тех случаях, когда они были очевидцами событий из жизни святого.

Во второй половине XIII века было создано житие новгородского и великого владимирского князя Александра Ярославовича, прозванного Невским. С его именем связаны победы над шведами (Невская битва 1240 года) и над немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242 года). Автор показывает князя ревностным защитником православия и умелым политиком. «Повесть о житии Александра Невского» впитала в себя традиции как житийной литературы, так и воинской повести (отсюда название – «Повесть о житии…») и стала образцом княжеского жизнеописания.


Конфликт в данном эпизоде "Отцов и детей" проявляется во внешности и манерах поведения главных героев. Используя приём антитезы, автор сопоставляет Кирсанова Павла Петровича, внешний вид которого отличается аристократизмом, с Базаровым, который называет свои вещи "чемоданишкой" и "балахоном". Что касается поведения, Базаров ведёт себя непринужденно, легко и свободно. Тем не менее, он гордится своим простым происхождением, разговаривает он ясно, без прелюдий, иногда может воспользоваться пословицей или поговоркой, если это, конечно, уместно.

Однако в Павле Петровиче мы наблюдаем абсолютно противоположные качества. Он является типичным барином-аристократом, который совершенно не приспособлен к современным условиям жизни. В момент прихода Базарова он улыбнулся ему, " но руки не подал и даже положил её обратно в карман".

Конфликт развивается на протяжении всего романа, но не имеет развязки, так как герои не смогут никогда друг друга понять, ведь они- люди разных поколений.

В данном стихотворении Блок обращается к России. Его обращение проникнуто любовью к Родине и патриотизмом. Россия предстаёт перед автором "нищей", но она манит его своими "серыми избами", "шумными реками", "лесами и полями", а "песни ветровые" напоминают ему о первой любви. Несмотря на то, что "шлеи стертые", а "спицы росписные" вязнут, автор остаётся преданным родным краям.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме



Рассказать друзьям