Да винчи анатомия. С чего все начиналось…

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анатомия Леонардо

Значение работ Леонардо

Если бы в свое время Леонардо издал свои рисунки по анатомии, они послужили бы фундаментом для исследователей в этой области – так считают современные ученые. Работы Мастера – огромный шаг вперед в изучении человеческого тела (неважно, что некоторые из них содержат ошибки – научные работы не обходятся без ошибок). Главное, что это был совершенно новый принцип исследования человеческого тела. Гигантский скачок в будущее.

Леонардо да Винчи. Голова человека и рисунок строения мозга. Перо, чернила. Музей-замок. Коллекция произведений искусства в Веймаре, Германия

Леонардо да Винчи. Рисунок шейного отдела позвоночника и мышц, удерживающих голову. Коричневые чернила на голубой бумаге. Королевская библиотека Виндзорского замка. Леонардо сравнил мышцы и сухожилия с такелажем корабля, который крепит мачту. Пример, как повсюду Мастер искал аналогии

Описывая такого человека, как Леонардо, невольно хочется показать, будто перед нами абсолютный разум, который никогда и ни в чем не ошибался, которому все было по плечу.

Однако это не так. Прежде всего, потому, что Леонардо располагал незначительными техническими средствами – до эпохи технической революции было еще далеко, и под рукой Мастера не было необходимых приборов, не было учителей, чтобы дать ему хотя бы азы науки, к тому же многие предрассудки напрямую запрещали или ограничивали занятия анатомией. Так, отношение церкви ко вскрытию людей привело к тому, что их приходилось делать тайно, со многими ограничениями, а то и вообще запрещали этим заниматься. Как пишет сам Леонардо, вскрытия приходилось делать ночью, причем трупы были изуродованы во время казни. Зачастую Мастер вместо человеческого тела изучал трупы животных. Так, многие его анатомические рисунки приводят к мысли, что он переносит увиденное внутреннее строение животных на строение человека. А по внутреннему строению животное – свинья или бык – порой очень сильно отличается от человека.

Леонардо да Винчи. Зарисовки мышц плечевого пояса и движений ключицы. Два вида коричневых чернил, черный мел, акварель. Королевская библиотека Виндзорского замка

Знания анатомии, которые необходимы художнику, значительно отличаются от тех, что должен получить медик. Художника интересуют скелет, сухожилия, мышцы, до внутренних органов – сердца или легких – живописцу нет дела.

«Художник, который знаком с тем, что такое сухожилия, мускулы и мышцы, – писал Леонардо, – будет точно знать, какие мышцы человеческого тела, какой мускул, напрягшись, вызвал сокращение мышцы».

Именно поэтому он часто рисовал худых пожилых людей, под истончившейся кожей и дряблыми мышцами которых отчетливо проступают кости.

Однако Леонардо интересовался анатомией не только ради того, чтобы правильно рисовать человеческое тело. Он желал знать, как устроен человек, как работают его внутренние органы, причем забирался порой в такие тайны, задавался такими вопросами, на которые нашлись ответы только в веке двадцатом.

Анатомия и медицина во времена Леонардо

Как уже было сказано, 1300 лет в медицинской науке непререкаемым авторитетом считался древнеримский врач Гален, который жил во II веке нашей эры и был придворным врачом нескольких римских императоров. Гален собрал воедино и классифицировал труды античных авторов по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии. Вплоть до XVI века он был непререкаемым авторитетом для европейских врачей. Открытия Галена трудно переоценить – он описал около 300 мышц человеческого организма, определил роль нервной системы, ввел в практику эксперимент. Так что его можно считать предшественником экспериментальной физиологии. Он был опытным хирургом и хорошо знал анатомию. Гален справедливо полагал, что анатомия является фундаментом хирургии.

Однако многие его суждения были ошибочными. Так, он не знал о большом и малом кругах кровообращения, неверно определил он и строение сердца.

Учение Галена основывалось на том, что в организме есть четыре главных сока: кровь, слизь, черная и желтая желчь. В его учение перекочевали также идеи Платона, в том числе – о пневме. Считалось, будто в мозге обитает душевная пневма, в сердце – жизненная пневма, в печени – естественная пневма. Дальше уже начинались фантазии на тему, какая часть души где находится и за какие эмоции отвечают соответственно мозг, сердце и печень.

Лишь в XVI веке испанский ученый Мигель Сервет описал малый круг кровообращения, а в следующем веке уже британский ученый Уильям Гарвей разработал математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови. Церковь благосклонно относилась к учению Галена. И так уж повелось, что ученые вплоть до XVI века просто не решались выступать против этой теории, даже если их наблюдения противоречили выводам Галена, настолько непререкаемым был его авторитет.

Анатомические рисунки

Прежде всего поражают масштабы анатомических исследований Леонардо. Одна из главных заслуг Мастера в области анатомии – это создание уникальных анатомических рисунков, которые и по сей день служат наглядными пособиями в учебниках анатомии. Леонардо – первый научный иллюстратор анатомии. Он считал, что без рисунка нет анатомической науки, а словами невозможно представить форму и строение органа столь же понятно и наглядно, как это можно сделать с помощью рисунка.

При вскрытиях трупов Леонардо вел систематические исследования. До Леонардо медики, занимавшиеся анатомированием человеческого тела, просто делали иллюстрации трудов Галена, а не вели самостоятельных работ.

Леонардо изображал кости, сухожилия и мышцы в нескольких ракурсах, чтобы точнее показать их строение. Такие рисунки – целиком изобретение Мастера. И только потом, начиная с Везалия, этим принципом стали пользоваться другие анатомы. «Истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения», – писал да Винчи.

Сейчас анатомические рисунки в учебниках и атласах изображают по принципам, предложенным Мастером: «Это мое изображение человеческого тела будет показано тебе не иначе, как если бы ты имел перед собой подлинного человека, а причина этому та, что, если ты хочешь хорошо познать части анатомированного человека, ты должен поворачивать его или глаз твой, созерцая его с разных точек зрения, снизу, и сверху, и с боков, поворачивая его и исследуя начало каждого члена, и таким образом натуральная анатомия удовлетворит тебя в твоем познании…»

Увы, все анатомические рисунки и исследования Леонардо не были доступны для изучения много лет. Он планировал написать учебник по анатомии, но книга так и осталась в планах, да Винчи лишь кратко набросал общий синопсис книги и наметил названия от дельных глав – жизнь Мастера оказалась слишком короткой, а тайн, в которые он пытался проникнуть, – слишком много. Так что в итоге титул «отца анатомии» получил Андреа Везалий, а не Леонардо. Везалий родился в Брюсселе в 1514 году. Не исключено, что Везалий был знаком с рисунками Леонардо (часть из них ходила по рукам) и без лишней скромности позаимствовал кое-что у Мастера, ведь такого понятия, как авторское право, тогда не существовало.

Леонардо не ограничивался зарисовками мышц, сухожилий и скелета, он внимательно изучал все человеческие органы, пытаясь понять их роль и работу в организме.

«Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит», – писал он.

Мастер занимался анатомией практически всю свою творческую жизнь: первая рукопись по анатомии датируется 1484 годом, а последняя – 1515-м. Как заявлял сам Леонардо, его анатомические рисунки составили 120 альбомов! Из них уцелели примерно 200 отдельных листов с изображениями и пояснениями по анатомии.

По своему обыкновению Леонардо записывает себе очередной «приказ»: «В твоей анатомии тебе следует изобразить все ступени развития членов, от рождения человека вплоть до его смерти и вплоть до смерти костей, и какая их часть сперва истлевает, какая часть дольше сохраняется. …Начинай анатомирование с головы и кончи его подошвою ног».

Современник Леонардо итальянский ученый-гуманист, епископ Ночерский, придворный врач римских пап, историк, биограф, географ и коллекционер Паоло Джовио оставил такое свидетельство о работе Леонардо: «Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы… Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов».

После изучения сохранившихся рисунков и записей Мастера установлен приоритет Леонардо во многих открытиях в области анатомии.

Леонардо да Винчи. Рисунок бычьего сердца. Перо, коричневые чернила, голубая бумага. Королевская библиотека Виндзорского замка

Он первым правильно понял функционирование сердца и описал примерно верную систему кровообращения, во многом предвосхищая открытия Сервета и Гарвея. Поначалу Леонардо считал сердце печкой, источником огня. Но потом, после длительного изучения, пришел к выводу, что сердце – это мышца, которая перекачивает кровь в организме. Он установил, что сердце человека делится на четыре камеры (до него считали, что их только две): два желудочка – левый и правый, и два предсердия. Он установил соответствие артериального пульса сокращению желудочков сердца.

Многие его заметки относительно работы сердца стали понятны специалистам лишь в наше время!

Он изобрел модель для изучения клапанов сердца, которую сумели изготовить лишь в XX веке. И она заработала!

Он первым вполне грамотно поставил и разрешил вопрос о биологической сущности деторождения, дав ряд зарисовок последовательных положений человеческого плода. Леонардо за это иногда называют «отцом эмбриологии».

Он очень долго изучал органы зрения, он называл глаз «повелителем и князем прочих четырех чувств». Он описал глаза и зрительные нервы с точки зрения физиологической оптики и анатомии. Он пришел к выводу, что чувствительной к свету является сетчатка глазного яблока, а не хрусталики, как считали медики до него. Для изучения глаза он придумал новые методы: чтобы анатомировать глаз, Леонардо фиксировал его, нагревая в яичном белке.

Интересовало Леонардо также строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа. Да Винчи производил сечение черепа в трех плоскостях, представив объемное изображение костей, составляющих черепную коробку. В результате он пришел к выводу, что основной центр нервной системы находится в головном мозге.

Наиболее подробно и точно Леонардо изображал и описывал скелет и кости человека, детально анализировал и зарисовывал систему мускулов. Также да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный от дел позвоночника, как такелаж удерживает мачту корабля. Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, их крепление к скелету и особенности этих креплений. Сложность строения тела человека он старался уяснить, исходя из законов механики.

Именно благодаря своим уникальным зарисовкам, Леонардо сумел совершенно по-новому взглянуть на анатомию костей скелета. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, условны, схематичны и примитивны. Если кто думает, что позвоночник человека похож на ствол древа – такой же прямой и ровный, то он заблуждается. Леонардо первым правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека.

Он описал атеросклеротические поражения сосудов и их в роль сужении коронарных артерий. Причиной развития этих поражений он считал избыточное поступление из крови «продуктов питания» – ну кто в наше время не слышал про холестерин и необходимость соблюдения правильной диеты!

Это далеко не все открытия, сделанные да Винчи в области анатомии. И мы можем только догадываться, что содержалась в тех альбомах, что были утеряны. В полном объеме только специалисты могут определить тот огромный материал, что собрал Леонардо, всю значимость его открытий, его догадок, его воистину пионерских методов исследования человеческого организма.

Но независимо от уровня образования все мы восхищаемся тем огромным трудом, что проделал Мастер, и жалеем о том, что его книга по анатомии так и не была написана. Кто знает, как бы развивались анатомия и медицинская наука в целом, если бы этот гигантский труд был завершен.

Леонардо подсказывает новый план операции хирургу в XXI веке

Мы почти наверняка можем сказать, что современные ученые еще не раз вдохновятся на новые открытия, изучая рукописи Леонардо. И это не преувеличение, не красивый образ.

Пример такого открытия – работа британского хирурга-кардиолога, который разработал новый способ лечения пролапса (выпадания) митрального клапана сердца, изучая анатомические рисунки да Винчи.

Газета «Таймс» пишет, что в 2005 году британский хирург Фрэнсис Уэлсимено благодаря записям Леонардо придумал, как улучшить эту сложнейшую операцию на сердце. Именно благодаря рисункам Мастера хирург обратил внимание на фазу открытия митрального клапана. Новый способ помогает пациентам полностью восстановиться после операции, тогда как прежде хирургам приходилось уменьшать проток крови через клапан. Это приводило к тому, что после операции люди страдали от одышки. Так внимательный взгляд Леонардо через пять веков помог сделать открытие нашему современнику.

→ Часть шестая

Этого не смог сделать даже Везалий. Голль (1914) писал про рисунки скелета, исполненные Леонардо: "Они живут, если можно так выразиться, тогда как Везалий просто соединил кости человека без учета естественных взаимоотношений их в теле живого человека; скелеты Везалия, если бы они ожили, не могли бы ни стоять, ни ходить, ни дышать".

Никто до Леонардо не исследовал так точно конструкцию черепа. Мондини не касался основания черепа, "седалища вложенной богом в человека души", "propter peccatum" — во избежание греха. Леонардо не остановился перед запретом.

Леонардо задолго до Гаймора (1651) открыл воздухоносные пазухи черепа, описав верхнечелюстную пазуху. Особенно много очень точных рисунков посвятил Леонардо Скелету конечностей. Он установил, что в стопе имеется 25 костей, не боясь противоречия с Ибн-Синой и Галеном, Считавшими, что в стопе 26 костей. Он первый правильно нарисовал суставные поверхности костей.

Анатомия мышц до Леонардо была пустым местом, как это видно на рис. 47, документирующем миологические познания на рубеже XIV и XV веков. Отдельные наблюдения поверхностной мускулатуры сделали его современники — художники старшего поколения.

Леонардо первый создал классификацию мышц по величине, форме, характеру сухожилий и прикреплению на скелете и тем заложил основы общей миологии. Он смутно понимал значение нервов, как проводников стимулов к действию мышц.

"Сухожилия с мускулами своими служат нервам, как солдаты своим кондотьерам, и нервы общему чувству, как кондотьеры капитану; и общее чувство служит душе, как капитан своему господину".

В его заметках к рисункам мышц выдвинуто положение, по которому, если мускул сокращается, его антагонист должен расслабляться,— принцип, предвосхитивший идею реципрокной иннервации. Смутное представление о мышечном тонусе уже выступает в его замечании о том, что после смерти все мускулы вытягиваются в длину. Он знал, что мускул не может начинаться и прикрепляться на одной и той же кости, что мускул использует свою силу по направлению своей длины.

Структура и функция были для Леонардо неотделимы. Мускул не может быть, по его мнению, понят, пока не определена его функция. Одним из первых Леонардо использовал механику для понимания строения двигательного аппарата тела человека и животных.

Мы не находим в рукописных заметках Леонардо систематического изложения анатомии всех мышц. Это было тем более трудно, что в его время отсутствовала миологическая номенклатура, созданная лишь в XVII и XVIII веках трудами Купера (1694), Дугласа (1707) и особенно Альбина (1734). Однако до нас дошли его великолепные и вполне современные рисунки не только поверхностных, интересных для художника, но и глубоких мышц и много верных наблюдений и мыслей об их действии.

Он правильно зарисовал целый ряд мимических мышц лица и поверхностно расположенные жевательные мышцы. Он насчитал 24 мышцы языка. Хорошо передан на листах Леонардо грудиноключичнососковый мускул. Лучше, чем его современники, разобрался Леонардо в сложной анатомии мышц живота. Он первый понял механизм движения головы на фиксированном мышцами спины, как мачта вантами, шейном отделе позвоночника, движения диафрагмы, механизм движений ребер при вдохе при действии наружных межреберных мышц. Весьма наглядно на листе 4-м recto Quad. IV (см. рис. 51) представлено действие на кишечник поперечной мышцы живота как брюшного пресса. В замечаниях по этим вопросам Леонардо да Винчи выступает как своеобразный предтеча "функциональной анатомии" органов движения. Особенно точно зафиксированы на его рисунках мышцы плечевого пояса, руки и ноги (рис. 53,54,55). Знание мышц и постоянное наблюдение их действия явилось основой того мастерства, с которым Леонардо-рисовальщик умел несколькими скупыми штрихами карандаша изображать движения и жесты человека.

Рис. 38. Скелет из серии 5 фигур Prufling (1158).
Рис. 39. Скелет из дрезденского кодекса. №31x (1323).
Рис. 40. Скелет из трактата Richard Helain (1493).


Рис. 41. Позвоночный столб. Ana. 8 verso.


Рис. 42. Скелет туловища и конечностей. Ana. 13 verso.


Рис. 43. Череп распеленный для показа лобной и верхнечелюстной позухи. AnB, 41 verso.
Рис. 44. Сагитальный и горизонтальный распил крыши черепа. AnB, 41 verso.
Рис. 45. Сагитальный распил черепа и позвоночного столба. AnB, 41 verso..


Рис. 46. Кости стопы и плеча. AnB. 12 recto.


Рис. 47. Мыщцы из серии 5 фигур Randnitz. (1399).
Рис. 48. Мыщцы степок живота из "Conciliator differentiarum" (1496). Флорентийской книги для художников.
Рис. 49. Диаграмма мышц, держащих голову на шейных позвонках. QII. 5 recto.


Рис. 50. Мыщцы шеи и плечевого пояса. AnA, 3 verso.
Рис. 51. Поперечная мышца живота как брюшной пресс. QIV, 4 recto.
Рис. 52. Мышцы плеча, туловища и ноги. AnA, 15 verso.


Рис. 53. Мышцы шеи и плечевого пояса. AnA. 4 verso.


Рис. 54. Мышцы плеча и предплечья. AnA. 9 verso.


Рис. 55. Мышцы, сухожилия и связки кисти и пальцев. AnA, 10 recto.


Рис. 56. Рисунки рабочих движений человека. Около 1503 г. Королевская библиотека Виндзорского замка. Лист 12664 recto.


Рис. 57. Схема строения сердца из Anathomia Mondino (Страстбургское издание, 1513).
Рис. 58. Препарат сердца, видны сосочковые мышцы и trabecula septomarginalis. QII, 14.
Рис. 59. Два рисунка сердца. QII, 3 verso.

В тексте миологических заметок Леонардо да Винчи, Сопровождающих его рисунки, много пропусков и ошибок. Однако, в общем, принимая во внимание его работу по нетронутой целине, он сделал так много в области миологии, что за одно это мог бы считаться величайшим анатомом эпохи Возрождения.

Сердце Леонардо называл чудесным орудием, изобретенным верховным художником.

Во времена Леонардо господствовала арабистская идея, утверждавшая, что сердце состоит из трех желудочков: двух больших и среднего, который Мондини называл чудом природы. Сердце, по Галену, построено из особых, не мышечных, волокон. Кровь из печени, где она готовится из хилуса, притекающего по воротной вене из желудка и кишок, поступает по полой вене в правый желудочек и, с другой стороны, питает все органы тела. Легочная артерия несет в легкие питание и пары от мистической природной теплоты, находящейся в сердце. Часть крови из правого желудочка через поры в межжелудочковой перегородке направляется в левый желудочек, где смешивается с пневмой, которая готовится из воздуха в легких и оттуда поступает в левый желудочек по легочной артерии. Из левого желудочка кровь, содержащая пневму, или жизненный дух, распределяется по аорте ко всем органам и несет им энергию, необходимую для их функции. Венозная и артериальная кровь оттекают и притекают в правый и левый желудочек отдельно, не смешиваясь друг с другом.

Сердцу посвящено много листов рисунков и заметок рукописного наследства Леонардо да Винчи. Он утверждает, что "В сердце четыре желудочка, а именно: два верхних, называемых ушками, и под ними — два нижних, правое и левое, называемые желудочками", дает много описаний и рисунков клапанов и сосковых мышц, открывает септомаргинальные трабекулы, назначенные, по его мнению, предупреждать перерастяжение желудочков.

Рисунки строения сердца основаны не только на анатомических препаратах, но и на сконструированных и может быть выполненных в натуре Леонардо да Винчи моделях.

В противоречии с традицией Леонардо устанавливает, что сердце — полый мускул и, как все мускулы, получает стимулы от нервов, именно—от блуждающего нерва. Леонардо да Винчи обогатил описательную анатомию сердца многочисленными новыми фактами и, таким образом, был предвестником открытия Гарвея. Однако он не мог подняться до правильного понимания кровообращения. Его взгляды на физиологию сердца и движение крови — еще галенистские. Правда, и здесь он устраняет средневековые представления о мистической теплоте, которая сверхчувственным образом порождается в сердце, и объясняет ее происхождение чисто механически — трением крови по стенкам сердца и в порах, якобы соединяющих правый и левый желудочки сердца.

„Теплота рождается из движения сердца, и это подтверждается тем, что чем скорее движется сердце, тем более распространяется теплота, как нас учит о том пульс лихорадящих, приводимый в движение биением сердца".

Леонардо да Винчи немного сделал для анатомии кровеносных сосудов, но и здесь он опередил своих современников. Так, в противоположность учению Галена и Ибн-Сины о начале артерий из сердца, а вен — из печени, Леонардо считал, что и артерии, и вены происходят из сердца.

Сосуды сердца зарисованы правильно, но в общем его рисунки артерий, особенно головы, верхних и нижних конечностей, оставляют желать лучшего. Он открыл и нарисовал бронхиальные артерии и первый описал проявления атеросклероза артерий. Его карандашу принадлежат прекрасные рисунки поверхностных вен.

Большую наблюдательность проявил Леонардо в изображении пищеварительных органов, хотя его рисунки и заметки нередко основаны на вскрытиях домашних животных. Рис. 65 показывает, насколько примитивно представляли анатомию внутренностей грудной и брюшной полости современники Леонардо. Значительно лучше, чем его предшественники, изобразил Леонардо желудок. Правда, при этом он придал ему некоторые особенности желудка свиньи. Так, при впадении в желудок пищевод неправдоподобно расширяется, не отмечена кардиальная вырезка желудка. Более точно изображена толстая кишка. Хорошо для своего времени показал Леонардо брыжейку тонкой кишки и большой сальник. На рисунке извлеченного из брюшной полости желудка висит на большой кривизне, как фартук, сальник.

Органы дыхания зарисованы на листах Леонардо не только на основании вскрытии и препаровки органов шеи и грудной полости человека, но, главным образом, по наблюдениям на животных. На одном из рисунков даже гортань животного врисована в изображение скелетированной головы, мышц и сосудов шеи человека.

Можно сказать, что Леонардо заново открыл щитовидную железу. О ней не упоминается в сочинениях Ибн-Сины и Мондини, хотя Галену она была известна.

На разрезах почек Леонардо видел пирамиды мозгового вещества, позднее описанные Мальпиги. В заметках подробно разобрано значение косого прободения стенки мочевого пузыря мочеточниками и показаны изменения формы мочевого пузыря в различных положениях тела.

Значительно точнее, чем его предшественники, Леонардо да Винчи изобразил строение мужских и женских половых органов. Однако традиционные взгляды на их функции привели его к ошибкам в описаниях строения и в рисунках половых органов. Эти неточности встречаются особенно в рисунках, относящихся к раннему периоду его анатомических занятий. Так, он рисует в мужском половом члене два отдельных канала для выведения мочи и семени, которое, по его мнению, образуется в семенных пузырьках.

Он первый нарисовал маточные трубы и круглые связки матки. Вопреки традиционному взгляду о том, что в матке должно быть столько камер, сколько молочных желез, и что у человека поэтому двойная матка (в правой половине растут мальчики, а в левой — девочки), он правильно изобразил матку женщины с одной полостью. Факт этот получил всеобщее признание только после трудов Везалия. Леонардо первый правильно представил механизм эрекции, как наполнения полового члена кровью, а не надувания "воздушностью" — по Ибн-Сине и Мондини.

В изображениях мозга можно проследить, как Леонардо отходил, например, в представлениях об анатомии желудочков мозга от традиционного описания и изображения мозга и на основании своих наблюдений мозга человека и домашних животных приближался к действительности. Он первым представил парные боковые желудочки, а до него рисовали три желудочка, расположенные один за другим. Несмотря на это, Леонардо мало сделал для развития анатомии мозга. Это понятно, так как он не умел уплотнить мозг и предохранить его от гниения. Однако он не побоялся выступить против взглядов Ибн-Сины и Мондини о локализации психических функций мозга. Ему удалось заметить особенности строения твердой оболочки спинного и головного мозга.


Рис. 60. Грудные и брюшные внутренности, вскрытое сердце, в котором видно несколько септомаргинальных требекул в каждом желудочке. QIV, 7.
Рис. 61. Трехстворчатый клапан сердца сверху и снизую Показано прикрепление к клапану и сосочковым шышцам сухожильных нитей. QII, 8 verso.
Рис. 62. Изображение артерий тела человека в рукописи XVI века.


Рис. 63. Печеночная артерия и воротная вена. AnB, 34 verso.
Рис. 64. Поверхностные вены руки, руки и живота. AnA, 6 recto.


Рис. 65. Изображение положения внутренностей из Antropologium de hominis dignitale (Magnus Hundt. Leipzig, 1501.).
Рис. 66. Большой сальчик, подчревные сосуды и пупочная вена. AnB, 22 verso.
Рис. 67. Положение тонкого кишечника. Толстая кишка. Слепая кишка изображена с червеобразным отростком. Желудок, печень и селезенка, AnB, 14 verso.


Рис. 68. Сердце и бронхи после отмацерирования леточной ткани. QII, 1.


Рис. 69. Бронхи и легкие свиньи. Виндзор, лист 19054 verso.
Рис. 70. Гортань собаки, врисованная в шею человека. QV, 16.
Рис. 71. Мужские половые органы. QIII, 4 verso.


Рис. 72. Мозг и органы чуств из Antropologium (Magnus Hundt. Leipzig, 1501).
Рис. 73. Желудочки мозга и черепные нервы. QV, 8 recto.
Рис. 74. Желудочки и основание мозга. (QV, 7).

Леонардо считал нервы трубками, по которым течет пневма. Из некоторых его заметок и деталей рисунков вытекает, что он отметил выход спинномозговых нервов из спинного мозга двумя корешками, что он различал нервы чувствительности и движения.

Леонардо изобразил ряд головных нервов. Особенно точно представил он блуждающий нерв и нервы конечностей. Правильно нарисовано; им плечевое сплетение, тогда как пояснично-крестцовое сплетение изображено ошибочно, очевидно, по препаратам животных.

Из органов чувств Леонардо особое внимание уделил анатомии глаза, перед которым он преклонялся как художник. Однако здесь он мало отошел от описаний Ибн-Сины, изобразив хрусталик шаровидным и в центре глазного яблока.

Даже в самом непосредственном окружении Леонардо да Винчи анатомия в то время не встречала должного интереса и понимания. Эта ситуация продолжалась вплоть до конца девятнадцатого – начала двадцатого веков. Именно в это время и были тщательнейшим образом изучены открытия Леонардо да Винчи в анатомии. Только после того, как ученые провели тщательный анализ его научных трудов, просмотрели тысячи и тысячи страниц записей великого художника эпохи Возрождения, стало понятно, что его научная деятельность не менее важна, чем искусство.

Неизвестные страницы жизни Леонардо да Винчи

Анатомия, оптика, геология, ботаника, гидродинамика и т. д. – все эти науки занимали в его жизни много места, уступая разве что только живописи. Этот талантливый творец имел репутацию архетипического человека, живущего в эпоху Возрождения - художника, время от времени занимающегося наукой.

Однако для самого Леонардо да Винчи анатомия, как и остальная его научная деятельность, была не менее важна, чем живопись. Последние десять лет он вообще не начинал писать новых картин. С 1508 по 1513 год художник главным образом отдавал себя науке, только время от времени возвращаясь к полотнам, начатым еще в предыдущие годы.


Больше остальных наук

Из всех научных изысканий в это время особенно занимала Леонардо да Винчи анатомия. В течение нескольких лет он активно работал с трупами, аккуратно вскрывая их для более точного понимания человеческого физического строения.

Обладавший выдающимся талантом художника и выразительным письменным стилем Леонардо да Винчи в области анатомии смог создать одно из совершеннейших исследований своего времени. Он даже уже подготовил работу к изданию, однако не успел претворить в жизнь свое намерение. Если бы его книга была издана, то изучение физического строения человека могло бы шагнуть далеко вперед, настолько велик был вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи. К сожалению, после его смерти все созданные этим великим человеком записи и эскизы, оставшиеся среди его личных документов, были на долгих четыреста лет сокрыты от мира.

Многогранность

До сих пор многие таланты этого человека, бесконечно одаренного, для нас остаются загадкой. В юношеские годы он, живя во Флоренции, работал подмастерьем одного из наиболее знаменитых итальянских художников - Андреа дель Верроккио. Леонардо покровительствовало семейство Медичи. Рядом с местом его работы находилась еще одна художественная мастерская – маэстро Антонио дель Поллайоло, автора гравюры "Битва обнаженных". Поллайоло стал одним из первых живописцев эпохи Возрождения, который, занимаясь в анатомическом театре, вплотную изучал человеческую мышечную систему. Летописцы полагают, что именно его полотна и стали первыми уроками для молодого Леонардо да Винчи.

Новый подход к физическому строению человека

Анатомия художниками эпохи Возрождения воспринималась как вспомогательное средство для того, чтобы иметь правильное представление о теле. Именно поэтому они уделяли большое внимание только мышечной системе. Однако ими изучалась, в отличие от Леонардо да Винчи, анатомия кратко, поскольку устройство внутренних органов человека их практически не интересовало. Известно, что и Поллайоло лично производил вскрытие трупов. Однако он тоже больше занимался анатомией мышц, а потому грудная клетка, череп и брюшная полость им не затрагивались.

Первоначальный интерес

Если в самом начале своей научной деятельности и Леонардо да Винчи поступал так же, как Поллайоло, то в последующие годы он постепенно стал рассматривать физическое строение человека не только как приложение к своей любимой живописи или скульптуре.

Вообще, всю жизнь этого великого художника охватывает именно общая анатомия. Его первую рукопись историки относят к 1484-му, а последнюю - к 1515 году. Вероятно, еще во Флоренции Леонардо, впервые побывавший в анатомическом театре, начал делать вскрытия. Первое он произвел в госпитале Санта Мария Нова. Здесь изучением мышечного строения человека занимались и многие другие флорентийские художники, например, Микеланджело.

Для них основным практическим руководством служил научный труд Мондино де Люччи, жившего задолго до Леонардо да Винчи – "Анатомия". Человека вскрывали по его методу многие поколения не только врачей-паталогоанатомов, но и художников, причем в условиях жаркого климата Италии этот процесс осуществлялся в течение нескольких дней.


Считалось, что за первый день необходимо вскрыть живот, затем - грудь, на третий – сердце, а на четвертый - конечности. Изучение головы начиналось с рассечения скальпа, далее производилось открытие черепа, после которого исследовался мозг, а затем - основание черепа. В этот период жизни Леонардо создал свои первые схематические анатомические зарисовки поперечных срезов ног. Осознавая всю сложность проведения вскрытия, Леонардо считал свои наблюдения основой для изучения строения тела человека.

Записи «безумного» гения

Так как практически все труды Леонардо - это дневники, то и записи в них велись своеобразно. Они представляют собой своего рода диалоги, которые автор вел с воображаемым собеседником и где он отстаивает свое мнение, при этом приводя достаточно веские доказательства. Кроме того, в его рукописях содержатся указания Леонардо самому себе, а также рассуждения, которые напрямую можно связывать с философией.

Его интересовали сердце, опорно-двигательный аппарат, скелет и мышцы. Леонардо первому удалось правильно и удивительно точно нарисовать формы и, главное, пропорции всех составляющих костную систему человека. Все предшествующие этому изображения скелета, как правило, были условными, схематичными или весьма примитивными.

Только на основе собственного опыта

Леонардо очень высокое значение придавал опыту, поскольку практически всему обучался самостоятельно. Он, читая книги, затем проверял свою теорию на практике. Этот гениальный творец считал, что все должно быть создано «на основе опыта». Во всех аспектах, которые рассматривал Леонардо да Винчи - ученый, анатомия является первостепенной. При этом практически везде в его записях прослеживается поиск единственно верного ответа. Леонардо, считавший, что истину можно найти, руководствуясь одной только логикой или научными наблюдениями, категорически не признавал «умозрительных» теорий. Поэтому в основу всех своих исследований, в том числе и познания строения человека, он ставил такую фундаментальную науку, как математика.


Ошибки и заблуждения

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, на которой изображена человеческая анатомия, по мнению ученых, невероятно точна, правда, с одним исключением, касающимся женской репродуктивной системы. Но это объяснимо, поскольку в эпоху Возрождения проводить вскрытие женских трупов было проблематично.

Несмотря на то что этот итальянский художник изучал анатомию только для того, чтобы более усовершенствовать свои картины, на которых изображены тела людей, ему удалось привлечь больше внимания к этой дисциплине.

Гений во всем, Леонардо пытался понять то, как «работает» человеческий механизм. По мнению ученых, он смотрел на окружающих его людей именно так, как механик видит автомобиль. Дело в том, что, изображая человеческую натуру в своей живописи или скульптуре, художник хотел быть максимально правдоподобен, ведь именно это позволило бы ему быть не просто очень реалистичным, но и вообще – творцом особенным, запоминающимся.

Анатомия в эскизах

Этот флорентийский художник не просто создавал наброски человеческих частей тела или мышечных групп, но и показывал их в своих эскизах в разрезе. При этом каждый рисунок сопровождался необходимыми для понимания записями. И обязательно Леонардо отзеркаливал их, поскольку владел этим способом в совершенстве. Именно последнее и добавляет сложность для изучения, затрудняя работу ученых, кропотливо изучая научное наследие да Винчи. Сегодня, спустя четыре столетия, все его записи и эскизы тщательно оцифрованы и представлены на всеобщее обозрение. Глядя на них, можно однозначно сказать, что заслуги Леонардо да Винчи в анатомии огромны, поскольку именно ему удалось досконально изучить человеческое тело в свое время.

При этом ни одному органу, за исключением только глаз, художник и ученый не посвятил столько эскизов и записей, как сердцу. При этом он опроверг галеновское представление о том, что от этого органа берут свое начало вены. Кроме того, Леонардо да Винчи являлся противником теории о двух желудочках, совершенно верно полагая, что клапаны делят сердце на отделы. Нужно сказать, что Мастер не имел ни малейшего представления о системе кровообращения, когда проводил исследования.


Значимость вклада

Этот флорентийский гений считается основателем науки под названием динамическая анатомия. После Галена в течение тринадцати веков почти ни одного нового исследования, касающегося строения человеческого тела, не было, а потому его работы считались догмой. Первые анатомические наблюдения да Винчи по своему характеру близки к трудам Авиценны, тогда как последние - Везалия.

Собственноручно изготавливая препараты, великий Мастер вводил все новое в изучение внутренних органов. Именно им была изобретена стеклянная модель для изучения сердечных клапанов. Художник первым стал делать распилы костей скелета вдоль и поперек, тем самым определив его пропорции. Вклад Леонардо да Винчи в анатомию трудно переоценить. Именно он стал автором первых изображений органов человека в самых разных ракурсах. Свои рисунки он называл dimonstrazioni.


Достижения

Леонардо первым в истории науки анатомии предположил, что человеческий крестец состоит не из трех, а из пяти позвонков, ему удалось правильно описать его угол наклона крестца. Им же впервые были рассмотрены и такие анатомические особенности нашего тела, как наклон или изгибы ребер, являющиеся очень важными для понимания механизма дыхания, а также наклонения таза.

Именно Леонардо удалось правильно подсчитать, что в нашей стопе имеется двадцать пять костей, при этом он не испугался пойти в противостояние с трудами Авиценны и Галена, считавших, что их двадцать шесть. Художник первым смог правильно нарисовать и суставные поверхности. Кроме того, Леонардо удалось описать и ряд анатомических особенностей человеческого скелета, связанных с нашим прямохождением: к примеру, косое положение бедренной кости по отношению к вертикали.

Его анатомические рукописи, представляющие собой высказывания, много столетий были доступны ученым. И хотя сегодня одни из них наука подтверждает, а другие опровергает, как, например, его несуразную теорию о крови, тем не менее, несмотря на определенные ошибки в исследованиях, трудно переоценить вклад Леонардо да Винчи в анатомию как науку.

Гармония жизни

Благодаря Леонардо да Винчи анатомия и медицина сегодня шагнули далеко вперед. Однако он совершенно негативно относился к врачам. Будучи человеком выдающимся, этот художник и ученый как никто видел неумение и невежественность тогдашних лекарей.

Сегодня все его зарисовки являются собственностью British Royal Collection - Британской королевской коллекции. Современная анатомия, вращающаяся вокруг таких новых методов визуализации, как магнитно-резонансная томография или изучение строения человека на микроскопическом уровне, конечно же, шагнули далеко вперед. Такие области высот не были доступны Леонардо, однако флорентийскому художнику все-таки удалось достичь того, к чему ученые пришли только спустя несколько десятилетий.

Например, его эскизы, изображающие человеческие эмбрионы, практически полностью соответствуют тому, что сегодня показывает ультразвук, а изображения плеча, сделанные да Винчи, выглядят практически так же, как и их современные трехмерные визуализации.

Многое из того, что сделал Леонардо, доподлинно отражало суть вещей так, как стало доказано спустя много десятилетий после того, как это представил великий флорентийский живописец эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] Алферова Марианна Владимировна

Анатомические рисунки

Анатомические рисунки

Прежде всего поражают масштабы анатомических исследований Леонардо. Одна из главных заслуг Мастера в области анатомии – это создание уникальных анатомических рисунков, которые и по сей день служат наглядными пособиями в учебниках анатомии. Леонардо – первый научный иллюстратор анатомии. Он считал, что без рисунка нет анатомической науки, а словами невозможно представить форму и строение органа столь же понятно и наглядно, как это можно сделать с помощью рисунка.

При вскрытиях трупов Леонардо вел систематические исследования. До Леонардо медики, занимавшиеся анатомированием человеческого тела, просто делали иллюстрации трудов Галена, а не вели самостоятельных работ.

Леонардо изображал кости, сухожилия и мышцы в нескольких ракурсах, чтобы точнее показать их строение. Такие рисунки – целиком изобретение Мастера. И только потом, начиная с Везалия, этим принципом стали пользоваться другие анатомы. «Истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения», – писал да Винчи.

Сейчас анатомические рисунки в учебниках и атласах изображают по принципам, предложенным Мастером: «Это мое изображение человеческого тела будет показано тебе не иначе, как если бы ты имел перед собой подлинного человека, а причина этому та, что, если ты хочешь хорошо познать части анатомированного человека, ты должен поворачивать его или глаз твой, созерцая его с разных точек зрения, снизу, и сверху, и с боков, поворачивая его и исследуя начало каждого члена, и таким образом натуральная анатомия удовлетворит тебя в твоем познании…»

Увы, все анатомические рисунки и исследования Леонардо не были доступны для изучения много лет. Он планировал написать учебник по анатомии, но книга так и осталась в планах, да Винчи лишь кратко набросал общий синопсис книги и наметил названия от дельных глав – жизнь Мастера оказалась слишком короткой, а тайн, в которые он пытался проникнуть, – слишком много. Так что в итоге титул «отца анатомии» получил Андреа Везалий, а не Леонардо. Везалий родился в Брюсселе в 1514 году. Не исключено, что Везалий был знаком с рисунками Леонардо (часть из них ходила по рукам) и без лишней скромности позаимствовал кое-что у Мастера, ведь такого понятия, как авторское право, тогда не существовало.

Леонардо не ограничивался зарисовками мышц, сухожилий и скелета, он внимательно изучал все человеческие органы, пытаясь понять их роль и работу в организме.

«Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит», – писал он.

Мастер занимался анатомией практически всю свою творческую жизнь: первая рукопись по анатомии датируется 1484 годом, а последняя – 1515-м. Как заявлял сам Леонардо, его анатомические рисунки составили 120 альбомов! Из них уцелели примерно 200 отдельных листов с изображениями и пояснениями по анатомии.

По своему обыкновению Леонардо записывает себе очередной «приказ»: «В твоей анатомии тебе следует изобразить все ступени развития членов, от рождения человека вплоть до его смерти и вплоть до смерти костей, и какая их часть сперва истлевает, какая часть дольше сохраняется. …Начинай анатомирование с головы и кончи его подошвою ног».

Современник Леонардо итальянский ученый-гуманист, епископ Ночерский, придворный врач римских пап, историк, биограф, географ и коллекционер Паоло Джовио оставил такое свидетельство о работе Леонардо: «Он предавался нечеловечески тяжелой и отвратительной работе в анатомических школах, рассекая трупы преступников, чтобы проследить пути природы… Он изобразил в таблицах каждую тончайшую частицу, не исключая мельчайших жилок и внутренней ткани костей, с величайшей точностью, и, таким образом, от его многолетней работы должно было остаться на пользу искусства бесконечное число образцов».

После изучения сохранившихся рисунков и записей Мастера установлен приоритет Леонардо во многих открытиях в области анатомии.

Леонардо да Винчи. Рисунок бычьего сердца. Перо, коричневые чернила, голубая бумага. Королевская библиотека Виндзорского замка

Он первым правильно понял функционирование сердца и описал примерно верную систему кровообращения, во многом предвосхищая открытия Сервета и Гарвея. Поначалу Леонардо считал сердце печкой, источником огня. Но потом, после длительного изучения, пришел к выводу, что сердце – это мышца, которая перекачивает кровь в организме. Он установил, что сердце человека делится на четыре камеры (до него считали, что их только две): два желудочка – левый и правый, и два предсердия. Он установил соответствие артериального пульса сокращению желудочков сердца.

Многие его заметки относительно работы сердца стали понятны специалистам лишь в наше время!

Он изобрел модель для изучения клапанов сердца, которую сумели изготовить лишь в XX веке. И она заработала!

Он первым вполне грамотно поставил и разрешил вопрос о биологической сущности деторождения, дав ряд зарисовок последовательных положений человеческого плода. Леонардо за это иногда называют «отцом эмбриологии».

Он очень долго изучал органы зрения, он называл глаз «повелителем и князем прочих четырех чувств». Он описал глаза и зрительные нервы с точки зрения физиологической оптики и анатомии. Он пришел к выводу, что чувствительной к свету является сетчатка глазного яблока, а не хрусталики, как считали медики до него. Для изучения глаза он придумал новые методы: чтобы анатомировать глаз, Леонардо фиксировал его, нагревая в яичном белке.

Интересовало Леонардо также строение мозга и черепа. Никто до него не исследовал так точно конструкцию черепа. Да Винчи производил сечение черепа в трех плоскостях, представив объемное изображение костей, составляющих черепную коробку. В результате он пришел к выводу, что основной центр нервной системы находится в головном мозге.

Наиболее подробно и точно Леонардо изображал и описывал скелет и кости человека, детально анализировал и зарисовывал систему мускулов. Также да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный от дел позвоночника, как такелаж удерживает мачту корабля. Леонардо изучал не только строение мышц, но и их двигательную способность, их крепление к скелету и особенности этих креплений. Сложность строения тела человека он старался уяснить, исходя из законов механики.

Именно благодаря своим уникальным зарисовкам, Леонардо сумел совершенно по-новому взглянуть на анатомию костей скелета. Все предшествующие изображения скелета были, как правило, условны, схематичны и примитивны. Если кто думает, что позвоночник человека похож на ствол древа – такой же прямой и ровный, то он заблуждается. Леонардо первым правильно и удивительно точно нарисовал формы и пропорции всех частей скелета человека.

Он описал атеросклеротические поражения сосудов и их в роль сужении коронарных артерий. Причиной развития этих поражений он считал избыточное поступление из крови «продуктов питания» – ну кто в наше время не слышал про холестерин и необходимость соблюдения правильной диеты!

Это далеко не все открытия, сделанные да Винчи в области анатомии. И мы можем только догадываться, что содержалась в тех альбомах, что были утеряны. В полном объеме только специалисты могут определить тот огромный материал, что собрал Леонардо, всю значимость его открытий, его догадок, его воистину пионерских методов исследования человеческого организма.

Но независимо от уровня образования все мы восхищаемся тем огромным трудом, что проделал Мастер, и жалеем о том, что его книга по анатомии так и не была написана. Кто знает, как бы развивались анатомия и медицинская наука в целом, если бы этот гигантский труд был завершен.

Из книги Вокзал мечты автора Башмет Юрий

Рисунки на песке Всем нам знакомо детское желание летать. Обычно оно проходит с возрастом. К счастью, для меня оно пока что достижимо. Для этого просто необходимо войти в особое состояние – состояние одиночества с инструментом в руках. Есть такое выражение: наедине со

Из книги Зигмунд Фрейд автора Феррис Пол

Из книги Делать фильм автора Феллини Федерико

Из книги Дар бесценный автора Кончаловская Наталья

Первые рисунки - Ты что ж это делаешь, непутевый мальчишка? Опять стул испакостил? Ну скажи на милость, где-то гвоздь раздобыл! - сердилась Прасковья Федоровна, застав Васю на месте преступления.Гвоздь отнимали. Васю сажали в угол, а иногда и шлепали. Но проходило время, и

Из книги Первая встреча – последняя встреча автора Рязанов Эльдар Александрович

«Пропавшие» рисунки Модильяни На Монпарнасе, в Париже, издавна дававшем приют художникам всего мира, расположен знаменитый дом. Он называется «Улей» и состоит только из мастерских для живописцев. Он и строился именно с этой целью. Это шестнадцатигранник, где каждая грань

Из книги Матвей Петрович Бронштейн автора Горелик Геннадий Ефимович

Фотографии и рисунки Матвей (слева) и Исидор Бронштейны в шесть лет. «Вот мой теперешний вид: натурализм полный, вплоть до небритости щек (снято для трамвайной карточки). 1928 г.» (надпись на обороте фотографии) Матвей, Михалина и Исидор Бронштейны. Киев, лето 1928 г. В. А.

Из книги Это мое автора Ухналев Евгений

Рисунки В 1939 году я пошел в школу в Коломенском переулке. Здание сохранилось и поныне, только теперь это не школа. Там есть большой сквер, в глубине выстроена музыкальная школа, а за ней - трех- или четырехэтажное здание силикатного кирпича, вот в нем как раз и

Из книги Путешествие вокруг света автора Форстер Георг

РИСУНКИ Георг и Иоганн-Рейнгольд Форстеры на Таити. С рис. Ж. Риго; Шлюп «Резолюши» (в центре) на рейде Портсмута. С картины Ф. Холмена Портрет капитана Кука написанный У.

Из книги Черные сухари автора Драбкина Елизавета Яковлевна

Рисунки Алеши Каленова Там же, на съезде Советов, во время перерыва, мама подвела меня к Свердлову.Яков Михайлович стоял на площадке лестницы, упершись спиной в стену и напоминая капитана на командном мостике. К нему подходили люди, а то он сам, выхватив взглядом

Из книги Лермонтов. Исследования и находки автора Андроников Ираклий Луарсабович

Из книги Клуб любителей фантастики, 1976–1977 автора Фиалковский Конрад

Рисунки на стенах канала По окончании института я был послан на знаменитый Рухш. Планета Рухш, открытая за два года до моего рождения, удостоилась пристального внимания космобиологов. По-видимому, на Рухше некогда существовала цивилизация, уничтоженная взрывом Аноиды -

Из книги Генерал Абакумов. Палач или жертва? автора Смыслов Олег Сергеевич

Рисунки Церковь Николы в Хамовниках, где был крещен Виктор Абакумов И.И. Подвойский. Всемерно помогал B.C. Абакумову в продвижении по службе B.C. Абакумов в начале своей карьеры Г.Г. Ягода В.М. Молотов И.В. Сталин и С.М. Киров М.Д. Берман - начальник ГУЛАГа ОГПУ М.П.

Из книги Избранные произведения. Т. I. Стихи, повести, рассказы, воспоминания автора Берестов Валентин Дмитриевич

ПЕРВЫЕ РИСУНКИ На дикий мир дышали непогодой Огромные пространства ледника. Совсем иными были и природа И человек в те давние века. Он мог перенимать повадки птичьи. Гонясь за зверем, зверя брал в пример. И лихо танцевал в его обличье Перед кострами у своих пещер. Он по

Из книги Художники в зеркале медицины автора Ноймайр Антон

РИСУНКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Рисунки Леонардо Рисовальщик да Винчи не менее талантлив, чем живописец (если эти два его таланта вообще можно сравнивать).В рисунках Леонардо был и остается непревзойденным мастером – здесь он совершенно свободен. Его рука движется как бы сама по себе. На одних листах он

Из книги Фридл автора Макарова Елена Григорьевна

10. Рисунки с натуры Принцесса позирует мне обнаженной, у нее породистое тело, широкие бедра, крутые икры и высокие груди колокольчиками. Вдобавок по всему – крестьянская усидчивость. Бедняжка беззаветно влюблена в еврея, двоюродного брата Лауры и Эльзы. Сидит передо мной

"И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет - об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай!"

Леонардо Да Винчи

Помимо известных всему миру полотен, Леонардо еще оставил рукописи, которые и сегодня удивляют объемом содержащихся в них знаний и открытий.

Леонардо да Винчи занимался математикой (по словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей), гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных. Им написаны такие работы как: "О летании и движении тел в воздухе", "О свете, зрении и глазе".

Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью преобразовать и систематизировать свои рукописи мастер не успел. Все записи Леонардо сопровождаются гениальными рисунками.

Поскольку труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны. Это - своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией.

Леонардо высоко ценил опыт, так как практически обучался всему самостоятельно, изучал книги и проверял свои теории на практике. "…каждый инструмент должен быть сделан на основе опыта".

Природное дарование дает человеку возможность достичь намеченной цели. Во всех вопросах, которые рассмотрел Леонардо, прослеживается поиск единственного, верного ответа. Леонардо да Винчи считал, что к истине можно придти, руководствуясь только логикой и научными наблюдениями. Леонардо не признавал "умозрительных" теорий. В основу всего, в том числе самого познания, он ставил такую науку, как математика: "…ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства".

Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам, среди прочих авторов он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа. "Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, - или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант - были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа" (Джорджо Вазари).

Таким представлял Леонардо да Винчи его первый биограф Вазари. До сих пор многие грани этого человека, бесконечно одаренного Богом, остаются загадкой.

В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии - Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру "Битва обнаженных". Поллайоло был одним из первых художников Возрождения, который занимался в анатомическом театре, изучая мышечную систему человека. Можно полагать, что для молодого Леонардо полотна Поллайоло были первыми уроками анатомии человека. Художники Возрождения принимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле. Именно поэтому они большое внимание придавали изучению мышечной системы человека, а не устройству его внутренних органов. Известно, что Поллайоло сам производил секцию трупов, однако его больше интересовала анатомия мышц, поэтому грудная клетка, брюшная полость и череп не вскрывались.

Первоначальный интерес Леонардо да Винчи был таким же, как и у Поллайоло. Однако в дальнейшем Леонардо рассматривал анатомию не только как приложение к живописи и скульптуре. Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи - первая рукопись относится к 1484 году, а последняя - к 1515. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Сайта Мария Нова, основанном в 1255 году. При госпиталях занимались анатомией и другие флорентийские художники, например, Микеланджело - при госпитале святого Духа.

Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) (Mondino dei Lucci) "Anathomia". Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи.

В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй - груди, в третий - сердца и в четвертый день - конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно - основание черепа.

К этому периоду жизни Леонардо относятся одни из первых схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги.

Поперечный разрез правой ноги

Понимая всю сложность проведения секций, Леонардо считал анатомические зарисовки основой изучения строения человеческого тела. В своих записях Леонардо указывает о количестве проведенных им вскрытий, об условиях, в которых ему пришлось работать, и о необходимости владения рисунком, знаниями геометрии, представлениями перспективы, о необходимости быть прилежным: "И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц". Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому.

Предпочтение рисунку в изучении анатомии выразилось в одной из дневниковых записей Леонардо: "...я человек без книжного образования...не будучи словесником, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать". В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках - Леонардо показывал объект с четырех сторон. Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а "отцом анатомии" считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике "О строении человеческого тела" ("De Humanis corporis fabrica", 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.

По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать "Трактат по анатомии" так и осталось нереализованным.

Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем изобретения природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу...". Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: "...неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина". А о сердце написал так: "Чудесное орудие, изобретенное верховным художником".

Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии - "Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, - как павиан, обезьяна и многие другие. Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, - среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах.... Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы. Опиши особенности внутренностей человеческой породы, обезьяны и подобных им... используй это описание для трактата". Но, по мнению исследователей, Леонардо да Винчи допускал ошибку, характерную для его времени, находя слишком много как бы точь-в-точь совпадающего у животного и человека.

В создании анатомических рисунков Леонардо придерживался строгой последовательности. "Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным". Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: "Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов...". Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи. По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности, головного мозга даны схематично. В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции. Особое значение придает Леонардо нервам пальцев рук и ног, подчеркивая их большую функциональную важность. "Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости. Затем ты сделаешь четвертый - нервов, которые являются носителями ощущений. Затем следует пятый - нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие их нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый - рисунком вен и артерий, располагающихся между колеей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями. Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой можно было бы видеть все названное выше".

Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения.

Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной - представляя объемное изображение костей, его составляющих.

Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни. Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья.

Изображения профиля черепа

Изображение черепа в горизонтальной плоскости. Точка пересечение диагоналей - вместилище общих чувств (senso commune)

Схема изображений желудочков мозга, черепно-мозговых нервов и основания черепа

Лицевая и мозговая части черепа. Лицевая часть черепа представлена рассеченной во фронтальной плоскости

Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Мартину Клайтону (Martin Clayton) (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок.

Леонардо пытался понять и представить, что есть чувства, которые позволяют человеку воспринимать окружающий мир. Свидетельством того, что этому Леонардо придавал большое значение, являются его дневниковые записи: "Общее чувство есть то, которое судит о вещах, данник ему другими чувствами. Общее чувство приводится в движение посредством вещей, данных ему другими пятью чувствами. И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее.

Пять чувств следующие: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние... Душа, по-видимому, находится в судящей части, и судящая часть невидимому в том месте, где все чувства сходятся и которое именуется общим чувством...".

В рисунках Леонардо большое внимание обращает на суставы позвонков - лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника - сравнимая с данными КТ- и МРТ-исследований. Леонардо первый определил точное число позвонков и первый наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок - атлант (atlas), второй - осевой (axis) и третий. Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы.

Боковая, передняя и задняя поверхности позвоночника. Отдельно изображены I, II, III шейные позвонки

Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля.

Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали свое время, но широко стали известны гораздо позже.

Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. Он испытывал величайшее уважение к знаниям. А одну из записей в его дневнике можно считать напутствием потомкам: "И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет - об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай".



Рассказать друзьям