Да винчи благовещение исчезающий ангел. «Благовещение» картина Леонардо да Винчи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Говоря о лучших созданиях творческого гения на сюжет Благовещения, невозможно не упомянуть две картины Леонардо да Винчи, одна из которых пред-ставлена в галерее Уффици во Флоренции, а другая хранится в собрании Лувра в Париже. Сопоставление этих картин не менее интересно.

Леонардо был молод, когда написал своё первое «Благовещение». В 21 год ему удалось создать шедевр сразу, с первой попытки. Как красивы и благородны лица изображённых персонажей! Юная, прекрасная Мария изумлена неожиданным появлением архангела Гавриила. Он только что опустился перед ней на коле-ни, не успев сложить красивые узорчатые крылья. Он задумчив и серьёзен: слишком значительно то изве-стие, ради которого он оказался на этом цветущем ков-ре из трав и цветов, трепещущем от малейшего дунове-ния ветерка.

Мария величественно восседает на скамье перед полированным столиком с богато украшенной мрамор-ной рельефной подставкой, на котором лежит раскрытая книга Священного Писания. В знак принятия Бо-жественного послания Мария поднимает руку.

Известно, что эту картину дорабатывали другие ху-дожники, но, несомненно, в ней открывается блестя-щее мастерство начинающего Леонардо да Винчи!

От величественности и парадности первого «Благо-вещения» Леонардо уходит в другой картине, создан-ной в 1475 г. Теперь действие переносится под своды довольно скромного строения. Художник отказыва-ется от лишних, чересчур пышных архитектурных де-талей. Ничто, по его замыс-лу, не должно отвлекать от главного. За спиной Марии лишь несколько деревянных скамей да простенький сто-лик с раскрытой книгой. Вот и всё убранство бедного жи-лища. Материал с сайта

Мария уже не восседает гордо и величественно, как повелительница на троне, а стоит на коленях со сло-женными на груди руками. Склонив голову, она с благо-говением выслушивает слова архангела. Тёмно-синий цвет её платья оттеняет светлый, небесный тон накидки. Ина-че представлен и архангел Гавриил: его поза более не-принуждённа, едва заметная улыбка тронула его губы, ярко-красный плащ слегка приспущен и образует изящные драпировки.

Совсем по-другому видится здесь и пейзаж. Леонардо отказывается от картинно застывших деревьев, величе-ственных гор с белыми вершинами. Он изображает обыч-ный сад с низкими деревьями, в глубине которого про-сматривается бледно-голубое небо, вырисовываются тём-ные, дымчатые вершины гор.

На этой странице материал по темам:

  • Да винчи анализ картины благовещение

  • Сравните 2 картины благовещение 1472 и 1475

  • Сравнение картин да винчи благовещение 1472 и 1475 года

  • Третье колено марии на картине благовещение

  • Леонардо да винчи 1472 1475 благовещение

Вопросы по этому материалу:

  • Каждый раз, когда хочу пристроить в журнал картинку на предмет дать и другим полюбоваться, задумываюсь вот над чем: а надо ли что-то о ней писать? С одной стороны - "просветительских" задач перед собой не ставлю, а всего-навсего бессистемно и нерегулярно показываю то, что мне интересно (да если еще и в хорошем качестве попалось). Плюс есть ощущение "всё ж и так видно, что говорить-то?" или "ну, это и так все знают".
    Вот. А потом думаю: а с чего это я решила, что все должны "и так" знать? Сама-то я много знаю вне "своей" сферы? Ха. Попробуйте меня спросить, что такое логарифм. Или про закон Ньютона (смутно подозреваю, что он еще и не один). А ведь знала когда-то, но напрочь забыла, как распоследний Холмс.
    Это я к чему?.. А, да. Все-таки какой-то минимум сведений буду к картинкам пристегивать, на случай если будет читать такой же Холмс, но "негуманитарно ориентированный". :)


    Итак, "Благовещение".

    И по ходу дела обещанная справка.
    Картина написана в смешанной технике (масло, темпера)на тополевой доске. Датирована 1472-75 годами.
    Исторической информации не очень много. В научный обиход картина была введена в 1867 году. Ее привезли в галерею Уффици из монастыря св.Варфоломея, расположенного неподалеку от Флоренции. Сразу возникло несколько вариантов атрибуции: разные исследователи приписывали картину кисти а)Доменико Гирландайо, б)его сына Ридольфо, в)Лоренцо ди Креди, г)Вероккьо, д)Леонардо. Были и предположения о совместной работе Гирландайо и Леонардо или Леонардо и ди Креди. Все эти художники довольно тесно связаны между собой: Андреа Вероккьо в 1470е годы был владельцем художественной мастерской, а Леонардо и ди Креди - его учениками; Гирландайо тоже либо учился в этой мастерской, либо сотрудничал с ней. Леонардо в это время было 20 лет или немногим более.

    Уточнить атрибуцию удалось после обнаружения двух рисунков Леонардо. Это подготовительные наброски к картине - фрагмент руки ангела (из Оксфорда) и драпировки для фигуры Марии (Лувр).

    Теперь о репродукциях.
    Я, увы, не видела "Благовещение" живьем и не могу оценить верность цветопередачи. Найденные в сети картинки расходятся в оттенках довольно существенно. Та, что наверху - вариант, который предлагает галерея Уффици и гугл-арт-проект. Честно говоря, эта холодноватая глянцевость меня несколько смущает. Поэтому прилагаю еще один вариант:

    Фрагменты:

    Что обычно говорят историки искусства об этой картине?

    Что композиция ее довольно традиционна; из характерных атрибутов здесь присутствуют лилия (символ чистоты и непорочности) и книга, которую читает Мария (считается, что это книга пророка Исайи, где сказано "Се, Дева во чреве примет, и родит Сына").

    Как новаторскую черту отмечают то, что обе фигуры изображены вне помещения. В средневековой традиции сцену Благовещения практически всегда писали в интерьере, часто с кроватью. По крайней мере, фигура Марии всегда располагалась в помещении; ангела же могли изобразить вне комнаты, в огороженном стенами садике,- это так называемый hortus conclusus, "вертоград заключенный", символизирующий наряду с закупоренным сосудом девственное лоно Богоматери.
    У Леонардо ангел и Мария написаны на открытом воздухе; тем не менее, присутствует намек на комнату с кроватью, равно как и на hortus conclusus, превращенный здесь в лужайку перед итальянским палаццо.

    Еще отмечают натуралистично написанные крылья ангела и в связи с этим вспоминают, что Леонардо изучал анатомию птиц.

    Что еще? Что в изображении лица и волос (особенно у ангела) еще нет того мастерства, которое отличает картины зрелого периода: цвета "плоские", без характерной леонардовской прозрачности.
    Что уже в ранних произведениях Леонардо начинает при работе над задними планами использовать воздушную перспективу, при которой сильно удаленные объекты кажутся окутанными дымкой.

    А, еще говорят о "перспективных погрешностях" - это касается пропорций фигуры Марии, в особенности ее правой руки. Но другие исследователи, напротив, считают искажения осознанными и называют их "анаморфическими экспериментами" - якобы Леонардо делал картину на заказ и, зная, где она будет висеть, писал с учетом точки зрения справа и снизу.

    Вроде все, что имела сказать. Правда, зачем - не знаю. :))

    P.S. О разнице в репродукциях - не исключено, что дело еще и в реставрации. Уффици-то дает современный вид, а вот самая первая (рука с библией) и самая последняя (фигура Марии) картинки взяты из альбома, выпущенного французским издательством Flammarion в 1968 году.

    Ой, кстати, итальянские реставраторы - тоже отдельная тема...
    Сейчас посмотрю в сети - если текст Гращенкова выложен, дам ссылку.

    А пока - для интереса и для сравнения - другие Благовещения 15 века:

    Немецкий мастер Conrad von Soest, 1403г

    Джентиле да Фабриано, Италия, ок.1425г

    Мазолино, Италия, 1425-30гг

    Конрад Витц, работал в Базеле, 1440г

    Мастер жития Марии, Германия, 15в

    Рогир ван дер Вейден, Нидерланды, ок.1440г

    Филиппо Липпи, Италия, 1445-50гг

    Одна из ранних работ двадцатилетнего мастера, выполненная маслом на доске, Благовещение - еще не та работа, которая может охарактеризовать стиль Леонардо. На картине изображены: архангел Гавриил на левой стороне, Дева Мария справа, и аналой между ними. Все изображается в архитектурной обстановке, на фоне пейзажа. Коленопреклоненный архангел изображен молодым, прекрасным юношей, с высоким лбом, стилизованными крыльями, в богатой одежде, с лилией в руке. Читающая и удивленная Дева Мария поднимает руку в жесте удивления. Она изображена с тонкими чертами лица, которое некоторые считают холодным. Ее поза, ноги, равномерно покрытые широкой и мягкой драпировкой, придают ей сильный монументальный характер.



    Когда картина Благовещение была привезена из монастыря Сан-Бартоломео, близ Флоренции в Галерею Уффици в 1867 году, она сначала была отнесена к работам художника Доменико Гирландайо, который был, как и Леонардо да Винчи, учеником в мастерской Андреа дель Верроккьо. В 1869 Карл Эдуард фон Липгарт, центральная фигура немецкой художественной колонии экспатриантов во Флоренции, признал Благовещение ранней работой Леонардо да Винчи, одной из первых сохранившихся. С тех пор предварительный рисунок для рукава ангела был признан и приписан Леонардо.

    Многие специалисты утверждают, что Благовещение во многом обязано своим появлением учителю да Винчи, Андреа дель Верроккьо. Однако эта картина считается первой крупной работой да Винчи (ее размер 98 см. х 217 см.). Эта большая картина выполнена его рукой, но, возможно, с помощь мастеров Верроккьо. Дебаты об авторстве разных частей картины продолжаются на протяжении длительного времени. В течение нескольких лет картина считалась работой Доменико Гирландайо или Лоренцо ди Креди. Креди был подмастерьем в мастерской Верроккьо в то же время, как и Леонардо. Эксперты также не остаются единодушными относительно других элементов картины: крылья ангела, которые были перекрашены, мраморный аналой, возможно скопированный у мастера Андреа дель Верроккьо. Из всего вышеперечисленного следует, что эта работа может являться коллаборацией нескольких художников, включая да Винчи. Верроккьо использовал краски на основе свинца и тяжелые мазки, Леонардо же рисовал более мелкими мазками, красками без свинца. Когда Благовещение подвергли рентгену, участие в работе Верроккьо стало казаться очевидным. Также очевидно и то, что архангела Гавриила и фон нарисовал именно Леонардо да Винчи.

    Индивидуальность Леонардо выражена на картине в достаточной мере, ведь он один из первых художников, которые стали выделять пейзажи в отдельный жанр. Также он уделял много времени эскизам драпировок. Фоном для картины Благовещение служит замечательный тосканский пейзаж, драпировки на одеждах прорисованы прекрасно.



    Даже если Благовещение является результатом совместных усилий, эта картина, тем не менее, является достижением и доказательством врожденного изобразительного таланта Леонардо да Винчи. Все в этой работе высокого поэтического и стилистического качества: обработка фигур и их атрибутов, пространственная конструкция далеких деревьев и водотока, свидетельствующая о непреходящей любви художника к природе. После написания этой картины, в его живописи и жизни произошло много изменений, которые сделали Леонардо да Винчи неутомимым новатором. И даже этой картины будет достаточно, чтобы оценить его умения.

    Масло/Доска (1475)

    Описание

    «Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ...

    «Благовещенье» - первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо. Картина написана для ризницы монастыря Сан-Бартоломео, который находился за воротами Сан-Фредьяно к юго-западу от центра Флоренции, в местечке Монте-Оливето, Monte Oliveto. В позах Гавриила и Марии видно влияние Верроккьо и близкого ему Боттичелли. Рука Леонардо чувствуется в мастерском изображении пейзажа и особенно в передаче оговоренных каноном переживаний только на лицах героев, без эффектных жестов и излишнего пафоса. Внезапно появившийся ангел прервал чтение Марии. На её лице смущение и смирение, на лице ангела - сознание значимости момента. В левой руке он держит лилию, символ Флоренции. Очевидна характерная для Леонардо тяга к природному ходу вещей.

    Благовещенье празднуется 25 марта, и для создания весеннего настроения лужайка перед домом Марии усыпана цветами. В дальнейшем Леонардо будет показывать флору только в естественных условиях и в точном соответствии с сезоном, который задан сюжетом. В отступление от канона крылья архангела - не во весь его рост, а более короткие, как у птицы. Позже неизвестный художник удлинил их краской каштанового цвета, так что через концы крыльев просвечивает первоначальный пейзаж. "Благовещение", картина 20-летнего художника, сочетает новаторские черты и лирику с цитатами и ошибками. В правой части картины есть ученические просчёты в перспективе. Так, уходящая к кипарису стена коротковата, а стоящий перед Девой аналой слишком велик.

    Кажется, что он ближе к зрителю, чем Мария, отчего художнику пришлось удлинить её правую руку, лежащую на книге. И тем не менее, современники увидели в этой картине работу гения. Одно только великолепное изображение тканей и драпировок - отличительная черта Леонардо - вызывало восхищение большинства его коллег.

    Алессо Бальдовинетти.
    «Благовещение Марии».

    …Мария, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала: Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И стала оглядываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос. Испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его…

    Протоевангелие Иакова. 11:1-4.

    Альбрехт Альтдорфер.
    «Благовещение».
    1513.

    …послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова: имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…

    Евангелие от Луки. 1:26-35.

    Альбрехт Альтдорфер.
    «Благовещение».
    1506-1538.

    «Благовещение».
    Благовещенский собор Московского Кремля.
    XV век.

    «Благовещение».
    1408.
    Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.
    Государственная Третьяковская галерея, Москва.

    Баварский мастер.
    «Благовещение».

    Бартелами д"Эйк.
    Алтарь Благовещения. «Благовещение».

    «Благовещение».
    Греция. XVIII век.

    Поздняя греческая икона, напротив, совершенно недвижна. Это «первое Благовещение», или «Благовещение у источника», - сюжет, основанный на апокрифическом «Протоевангелии Иакова», согласно которому архангел являлся Марии дважды. Источник или колодец, к которому Богородица вышла за водой, уже в XI-XII веках часто изображался как роскошный бассейн. Лишенные символического значения здания у греческого мастера не менее условны, чем в новгородской иконе: они образуют плоскую декорацию, на фоне которой стоят фигуры персонажей. Эта своеобразная театральность при полном отсутствии передачи пространства роднит греческий образ с народной картинкой – лубком.

    «Благовещение».
    Россия, Новгород (?).
    XVI век.

    …Эта икона изображает явление архангела Богородице в ее доме. Мария изумилась объявленной ей вести и спросила: «Как же это будет, если я мужа не знаю?» Место действия обозначено велумом – полотнищем, переброшенным между зданиями, которое символизирует в евангельских сценах преемственную связь Ветхого и Нового заветов. Типично для русской иконы решение архитектурного фона: здания показаны сразу с трех сторон, в так называемой обратной перспективе, «удаляющейся» в направление зрителя. Тем самым взгляду верующего дозволяется только созерцать чудо, не переступая границы священного чертога. Эта условность, однако, не мешает передаче движения: оно подчеркнуто уклоном пола, на котором архангел, кажется, едва удерживается, и необычным изображением его крыльев, развернутых в разные стороны.

    А. Шестаков. «Рождественские сюжеты». Санк-Петербург, «Арка». 2011 год.

    «Благовещение».

    Герард Давид.
    «Благовещение».

    Герард Давид.
    «Благовещение».

    «Благовещение».
    Между 1724 и 1725.

    «Благовещение».
    1495.

    Джорджо Вазари.
    «Благовещение».

    Доменико Беккафуми.
    «Благовещение».

    Леонардо да Винчи.
    «Благовещение».

    Лоренцо ди Креди или Леонардо да Винчи.
    «Благовещение».

    Лоренцо Коста.
    «Благовещение (Читающая Мария)».

    «Благовещение».
    Около 1527.
    Пинакотека комунале (Реканати).

    Мариотто Альбертанелли.
    «Благовещение».

    «Благовещение».
    1580-е.
    Эрмитаж, Санкт-Петербург.

    «Благовещение».
    Между 1623-1630.
    Эрмитаж, Санкт-Петербург.

    Робер Кампен.
    «Благовещение».

    Рогир ван дер Вейден.
    Алтарь трёх волхвов.
    «Благовещение Марии».

    Рогир ван дер Вейден.
    «Благовещение».

    «Благовещение».
    1333.

    Сандро Ботичелли.
    «Благовещение».

    Симон Вуэ.
    «Благовещение».
    1632.

    Фра Беато Анджелико.
    «Благовещение».
    Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции.

    Фра Беато Анджелико.
    «Благовещение».

    Франческо дель Косса.
    Алтарь Благовещения.

    Ханс Мемлинг.
    «Благовещение».

    Хуберт ван Эйк.
    «Благовещение».
    Гентский алтарь.

    Ян ван Эйк.
    «Благовещение у церкви».

    Ян ван Эйк.
    «Благовещение».



Рассказать друзьям