Дориан грей биография персонажа. Дориан грей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

“Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов А. Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А. В. Сухово-Кобылин, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Ф. Писемский, А. К Толстой и Л. Н. Толстой. Самые популярные критики рассматривали его произведения как верное и глубокое отображение современной действительности.

Между тем Островский, идя сво-им самобытным творческим путем, нередко ставил в тупик и критиков, и читателей. Так, пьеса “Гроза” стала неожиданностью для многих. Л. Н. Толстой не принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть свои взгляды на драматургию Островского. Ап. Григорьев заметил, что в “Грозе” звучит протест против “существующего”, который страшен его приверженцам. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” утверждал. что от образа Катерины в “Грозе” “веет на нас новой жизнью”. Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, “частной” жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка.

Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала осо бая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д. И. Писарев: “Гроза” – картина с натуры, оттого она и дышит правдой”. Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. “Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”, – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали “мир тюремного и гробового безмолвия”. Савел Дикой и Марфа Кабанова – это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она “грызет. долго и неотступно”.

Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она “не воет” на людях, провожая супруга. Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву. Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни – деньги. Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление, сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она – бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.

Главная героиня пьесы Катерина отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет. Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела для молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Как-то ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала. Услышав предложение Варвары солгать и притвориться, Катерина отвечает: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.” ^рямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя. Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни. Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит “темное царство” такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха.

В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой. Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы. Так, уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза. Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: “Я скоро умру”, она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: “Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я – к образам да богу молиться!”. После этого гроза умолкает ненадолго.

Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой. Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: “Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”. И после этого мотив грозы уже не смолкает. Интересен диалог Кулигина и Дикого. Кулигин говорит о громоотводах (“у нас грозы частые”) и вызывает гнев Дикого: “Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?”. А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: “Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю”, – купец и вовсе не находит что сказать, кроме: “А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!”.

Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало. Однако разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано. или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.

Пьеса Николая Островского, которую петербургские зрители увидели впервые в 1859 году, вызвала широкий резонанс. Затем последовала бурная дискуссия, которая касалась прежде всего образа главной героини. Произведение и сегодня заслуживает внимания. И потому сочинение на тему «Гроза» Островского является одним из заданий, которое неизменно присутствует в школьной программе.

Критика

Обстоятельному исследованию пьесу подверг критик Добролюбов. Его статьи - классическая трактовка произведения, хотя они и имели явно выраженный социальный уклон. Позже точку зрения Добролюбова частично опроверг другой литературовед, заявив, что Катерина не является представителем нового поколения. Подобным литературным героем может быть лишь тургеневский Базаров. Добролюбов не смог выступить в защиту своей точки зрения, поскольку его уже на тот момент не было в живых. Но все-таки, чтобы написать полноценное сочинение на тему «Гроза» Островского, следует хотя бы поверхностно ознакомиться с трудом русского критика.

Анализ

Образ героини, который совсем не соответствует традициям провинциального купечества, не случайный. Судьба Катерины, мечтающей об искреннем счастье, является следствием устаревших явлений, которые подтачивают основу жизненного уклада. Основным фоном в произведении стали воспоминания о добрых былых временах. Сочинение на тему «Гроза» Островского предполагает сравнительный анализ образа Катерины с другими героями.

«Гроза» является символической пьесой, однако в ней присутствуют фольклорные мотивы. В пьесе также имеется аллюзия на сказочный сюжет о принцессе, заточенной страшной ведьмой в каменном замке. Однако героиню принц не в силах вызволить. Борис - чужеземец, который приехал из более оживленного города. Его Островский наделил качествами человека мыслящего, но не способного на поступки. Пробудить «спящую красавицу» Борис смог, но забрать с собой в дальние края не решился. Сочинение на тему «Гроза» Островского можно посвятить символике и мотивам, которые присутствуют в произведении.

Калинов

Образ города - символ сонного царства, аллюзия на страшную народную сказку. Калиновские жители замкнуты в своих географических и духовных представлениях. Символичным является образ странницы, которая вещает о земле обетованной и неведомых мирах, при этом о других русских городах рассуждает как о чем-то чрезвычайно далеком и недосягаемым. Одна из тем, на которые пишут сегодня школьники сочинение по пьеса «Гроза» Островского, - «Провинциальное общество». И при работе над таким заданием стоит обратить внимание на образы, мотивы и аллюзии, которые присутствуют в драме.

Темные силы

В пьесе отсутствуют непосредственные виновники гибели героини. Ответственны все обитатели "темного царства". Классической темой, которую рассматривают восьмиклассники на уроках литературы вот уже несколько десятилетий, является «Луч света в темном царстве», после чего следует сочинение по пьеса «Гроза» Островского. Жизнь в этом маленьком городке действительно безрадостная. Словосочетание «темное царство» символизирует как бездуховность местных жителей, так и жестокость, что, впрочем, в данном случае - синонимы.

Всеобщее повиновение

У персонажей пьесы свободолюбие напрочь отсутствует. Катерина становится единственной, кто не желает повиноваться судьбе. Героиня нарушает привычное течение событий, за что ее ждет жестокое наказание. Тема самодурства является одной из главных в произведении Островского. В городе преобладают глупость и невежество, которые являются хотя и косвенной, но все же причиной трагедии. Жители пребывают в каком-то суеверном страхе, который сковывает их. И никто из горожан не способен сделать хотя бы малейший шаг в сторону от заведенного устаревшего порядка.

Кабанова

В страхе своих домочадцев держит свекровь Катерины. Кабанова является олицетворением всего города. И она полагает, что нарушение правил и норм - разрушение всей жизни. Мать стращает сына, и он даже в день смерти любимой жены боится ее ослушаться. Этой героине придал однозначные отрицательные черты Островский А. Н.

Школьное сочинение

По произведению на тему «Гроза» в школьной программе имеются стандартные темы для обсуждений. Но при выполнении творческого задания все-таки следует развивать способность мыслить, высказывать собственное мнение, каким бы оригинальным оно ни было. При чтении классического произведения, независимо от того, в каком веке оно было создано, следует помнить, что это не что иное, как отражение действительности.

Как писать сочинения по произведению «Гроза» (Островский А. Н.)? Для начала автору стоит вспомнить, не доводилось ли ему в реальной жизни встречать глупую, но властную Кабанову, которая абсолютно безосновательно держала в страхе окружающих. И кто в этом случае был виноват? Та, которая навязывала свою точку зрения, или те, что принимали ее, не имея собственной? И если пример из реальной жизни найдется, то проблема выбора темы исчезнет сама собой.



Рассказать друзьям