Египтяне древние и современные один народ. Современный египет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян и египетских фараонов. Само слово «копт» происходит от греческого Αιγύπτιος — «айгопти ос» и означает просто «египт янин», а греческое слово: geo+copt обозначает «земля коптов» . Сами потомками древних египтян называли и себя и свою страну «хемус «- «земля»(др.-греч.: Aἷμᾰ (Haîma) — кровь; Αἷμος (Haîmos) — кровная, лат.: haema 😉 . Хемус — древнее название Балканских гор.

Коптский язык развился из древнего египетского языка, сохранив многие его особенности и элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и Франсуа Шампольоном с успехом использовал современный язык коптов при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптский язык сохранил в себе он сочетание элементов древнегреческого языка, существовавшего в эпоху древнеегипетских фараонов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

В начале нашей эры иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое написание текстов, а древнеегипетский язык стали называть коптским.
К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение, и священная Библия была переведена на язык египтян, которые не знали греческого. Да, и египетского иероглифического (демотического) письма простой народ Египта не знал, так как для изучения иероглифов требовалось специальное, длительное обучение. Переводчикам Библии пришлось создать алфавит из 24 греческих букв и добавить 6 новых знаков для шипящих звуков, отсутствующих в греческом языке. В начале IV века египтяне-христиане, или «копты» , знакомые с греческим алфавитом, смогли читать Святое Писание.

В последние годы исследователи обнаружили на погребальных масках египетских фараонов тексты на коптском и греческом языках , а также тексты коптского евангелия и фрагменты античных произведений классических греческих авторов.

Копты, как и были не похожи на остальных жителей Египта, они отличались светлой кожей и красивым разрезом глаз , они и сегодня сохраняют тонкие черты лица, точеный профиль фараонов. На протяжении многих веков копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин европейского вида, похожих на белокожих коптских женщинах. Женятся копты только один раз в жизни, гражданские браки и разводы у них не признаются.

Египетский бог Гор в римском военном костюме

Римское завоевание Египта

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через Александрийский порт в страну стали проникать товары со всего Средиземноморья, вместе с торговцами греками и македонянами. Александрия в начале нашей эры была одним из центров торговли Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого древние египтяне не знали. Уделом коренных жителей Египта коптов, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжёлый труд, налоги и поборы. Количество денежных налогов и поборов, в виде сельскохозяйственных продуктов — хлеба, вина, растительного масла, доходило до 450! Не будучи в силах вынести эти налоги и поборы, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры, но римляне жестоко расправлялись с восставшими.

После завоевания Египта римлянами, ограничения в правах и угнетение египтян ещё больше ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей, римляне стремились вывезти как можно больше зерна.

Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Римский император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии римские языческие обряды. Тех, кто отказывался это делать, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили зверским образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали их пополам.

В 258 году римский император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

Страшные мучения остались в памяти египетского народа, копты ведут счет времени по «эре мучеников» — с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол римского императора Диоклетиана, беспощадного гонителя христиан, по указу которого, тысячи христиан мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти.

В 313 году император восточно-римской империи Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.

Арабское завоевание Египта

Копты в Египте почитались с глубокой древности, они были настоящими хранителями древнейшей культуры Египта, древнеегипетского языка и веры.

В 1970-х в Верхнем Египте была обнаружена книга заклинаний, написанная в VII-VIII веке на коптском языке. Книга заклинаний ещё не полностью расшифрована, но учёные уже обнаружили в ней любовные заклинания, заклинания для изгнания злых духов, лечебные и проклинающие заклятия.

Учёные полагают, что в не расшифрованной пока части «Египетского справочника колдовских сил» хранится еще много тайн, которые раскроют правду о верованиях древних коптов.

Коптский язык использовался в официальных документах Египта до арабского нашествия в 641 году, после вторжения арабов в Египет официальным языком государства стал арабский, а коптский язык фараонов был исключен из употребления в государственных документах.

Ритуальные заговоры, записанные на коптском языке

После 641 года египетских христиан стали называть коптами, в отличие от египтян, принявших ислам. В современном Египте численность коптов, исповедующий христианскую религию, по разным источникам, составляет от 6 до 8 млн. человек.

При арабских правителях Египта Аббасидах (750 — 1258 г.г.) жизнь коптов становится очень тяжелой. Хотя многие копты продолжают занимать ответственные посты в Египте, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют положение коптов, и к середине IX века копты оказались в Египте христианским меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось частыми преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

Коптская Церковь

Коптская церковь Египта — самая ранняя христианская церковь в мире! Коптская Церковь была основана в 42 году нашей эры самим святым Марком Евангелистом, прибывшим в столицу древнего Египта Александрию с проповедью христианства.

Епископ Кесарийский Евсевий, написавший около 310 года первую «Историю Церкви» по-гречески свидетельствует о том: «Святой Марк первым отправился в Египет, чтобы проповедовать Евангелие, которое он уже записал, и сначала он организовал церковь в самой Александрии» (Евсевий, ОН 2.16.1). Эта информация дополняет «Хронику Евсевия», где Епископ Кесарийский отмечает приезд святого Марка в Александрию на третий год правления римского императора Клавдия (41 – 54 гг.) — то есть в 42 — 43 году .

Основание самой ранней христианской церкви произошло через десять лет после даты смерти Иисуса Христа, традиционно считавшейся в 33 году нашей эры.

Крылатый Лев — символ евангелиста Св. Марка

Святой Марк написал самое раннее из четырёх Новозаветных Евангелий , был основателем первой христианской церкви и первым епископом Александрийской церкви, ещё до основания Римской церкви.

Благодаря деятельности возникших в Египте первых христианских поселений египетский город Александрия оказался первым среди пяти первых христианских столиц — вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно Александрийская школа богословия, основателями которой были св. Климент, Ориген, Кирилл, пыталась привить христианству философский язык.

В 69 году святой апостол Марк принял мученическую смерть от римлян-язычников. Святой Марк, крестивший коптский народ, почитается у коптов первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Приняв христианство, копты стали избирать с 536 года своего духовного отца, главу христианской церкви Александрии, который носит титул Папы. Сейчас коптский Папа вместе с синодом находится в Каире.

Коптскую христианскую традицию избрания Папы, переняли римляне, позднее принявшие христианство, как государственную религию, и церковные иерархи Рима стали избирать Папу. В отличии от Папы римского, избираемого в довольно преклонном возрасте смерти, коптский папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне, он служит своему народу пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации.

Нынешний коптский Папа Александрийский, Патриарх престола св. Марка — Шенуда III родился в 1923 году, избран в 1971 году, возглавляет Коптскую церковь и является единственным духовным лидером всего народа. Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, и 40 минут произносит духовное слово к прихожанам, затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри — алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь, но отличаются особой скромностью и простотой своего убранства. В большинстве коптских храмов есть скамейки, фрески на стенах храма встречаются нечасто, иконопись упрощенная, без деталей, изображения плоские, пропорции не соблюдаются, как на детских рисунках. Кресты в коптских храмах ориентированы в двух направлениях, так что с любой стороны храма виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. В коптской церкви мужчины и женщины разделены перегородкой, они молятся семь раз в сутки, обратившись на восток, обязательно в головных уборах. Постятся копты большую часть года, соблюдая пять постов, семь великих и пять малых праздников. Коптские священники носят шапочки-тюрбаны и кресты, сделанные из кожи, и к ним так же подходят прихожане для обязательной исповеди и благословения.

Христианские традиции копты хранят очень трепетно, они венчаются в церкви.

Официальная дата появления Коптской церкви — 451 год Халкидонский Вселенский Собор, осудивший монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви. В Александрии избирают дух патриархов - коптского и греческого, при этом копты называют себя ортодоксами, в то время как почти на всех языках Европы этим термином определяются православные христиане. год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе.

Копты - монофизиты (от греческого: monos — один и physis — природа, естество) — учение в христианстве, возникло в V веке. Монофизиты — армяне, эфиопы, и потомки фараонов копты, считают человеческую природу Иисуса Христа «единосущностной», поглощенной божественной природой. Согласно христианской вере коптов, Иисус Христос имеет единую божественную сущность, не разделённую на божественную и человеческую. Копты - монофизиты противопоставляли свои христианское воззрения, учению Архиепископа Константинополя Нестория (428-431 г.г.).- несторианству, подчеркивающему человеческую сущность Христа.


Из религиозных праздников копты почитают христианское Рождество, отмечая его 7 января. Праздник Пасхи очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Копты отмечают праздник весны в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной Пасхой - Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Копты в этот день массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники. Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех патриархов Коптской Церкви, начиная от святого апостола Евангелиста Марка.

Центр Коптской христианской Церкви коптского народа расположен в египетском Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. В египетском Каире находится главная духовная семинария Коптской Церкви. В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.

Монашество

Именно у коптов в 3−4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия.

Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне, вдали от Нила египетским христианским подвижником преподобным Антонием Великим (251- 356 г.г.). Почти одновременно с ним в Египетской пустыне возник монастырь св. Павла.

Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила. В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями, где монахи живут, согласно монастырскому уставу, в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.

Египтяне не только дали христианскому миру монашество — традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры, но и возрождают монашество в наши дни. Немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри Египта. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира.

Египет дал миру множество святых, чтимых повсюду в христианском мире — это Святой Павел Фивейский 90 лет постился в одиночестве, святой Макарий Египетский, способный «добрым словом и худого человека сделать добрым», святая Мария Египетская , раскаявшаяся блудница, святая великомученица Екатерина , отказавшая римскому императору ради «брака с Господом».

Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий - автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом - основатель монашеского и отшельнического движения.
Сохранились руины древнего коптского христианского монастыря V века близ Саккары — города мёртвых, рядом с Мемфисом — древней столицей Египта.

Коптская культура и искусство

Коптская культура — это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: «Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом».


Одним из самых интересных коптских искусств является изготовление тканей. Копты ткали, используя, в основном, гобеленовую технику переплетения нитей. Среди излюбленных мотивов — подвиги Геракла и история Иосифа.


В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры. Коптское искусство представляет собой удивительно привлекательный и очень радостный стиль, отказывающийся от правил классического Рима, но изобилует созревшим виноградом, героическими сценами сражений или охоты — все нарисовано или вышито в веселых, ярких тонах, напоминающих энергичные детские рисунки.

Коптское искусство настолько радужно красиво, что при исламе, копты продолжали исповедовать христианство, поглощая яркость красок коптского ремесла, и применяя его элементы в своём искусстве.


Копты не мумифицировали своих мертвых, но хоронили их в пустыне . В песке, предметы одежды коптов хорошо сохранились. Они дают нам представление о традициях ткачества, и особенностях одежды коптов. Это развернутое детское платье, воротник вокруг шеи и манжеты рукавов отделаны полосой цветной вышивки, в которой можно рассмотреть характерные элементы коптского орнамента.

До нашего времени дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература — важный источник для изучения ранней истории христианства.

В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения на египетских коптов-христиан привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным языком.

Учёные-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведётся на коптском языке, но прихожане уже не понимают его. Иногда копты пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках коптском и арабском, и священники читают тексты свящённой книги на двух языках.

Египет — несравненный хранитель потерянного времени: место, где прошлое никогда не умирает. Мы думаем о древнем Египте как о земле мумий и пирамид египетских фараонов, но сухая земля и песок, сохранивший древние могилы фараонов, также чудесно сохранила манускрипты, произведения искусства и предметы быта, одежда, обувь, того далёкого времени, детские игрушки, рядом с прекрасно сохранившейся туникой.

Самые старые книги в мире написаны в Египте на папирусах и пергаменте, они хранят тексты древнегреческих пьес. Найденные при археологических раскопках в Оксирхинчусе (англ. Oxyrhynchus) реалистичные портреты древних коптов завораживают своей красотой и совершенством.

Судя по найденным древним манускриптам на иврите, древнегреческом и арабском языке, в древнем Египте мирно жили бок о бок различные национальные общины на протяжении тысячелетий. В Египте сохранилась Еврейская Библия 9 — 10 века с яркими рукописными буквами на иврите, рядом Кодексом Синайтикус (Codex Sinaiticus) — самым старинным в мире христианским текстом Нового Завета, написанным в монастыре Святой Екатерины на Синае в середине 4 века н.э. , то есть во времена Римской империи. Рядом с этими рукописями лежит великолепная копия страницы из Корана 8 века н.э., созданная спустя столетие после завоевания Египта исламом.

Менее всего сохраняются сведения о самой вере, о появлении монотеизма из языческого многобожия (политеизма). Как происходил переход от боготворения языческих богов к поклонению единому богу?

Египетская галерея языческих богов была особенно экстравагантной.

Римская империя, поглотившая Египет после битвы при Ациуме в 31 году до н.э., была очарована экзотическими египетскими божествами, такими как Исида и Серапис. По своей давней традиции римляне принимали в свой пантеон новых богов, которым поклонялись завоёванные римлянами народы. Сохранилась бронзовая статуэтка римского императора с головою египетского божества шакала Анубиса, и мраморный бюст бога Сераписа на его голове.

Среди этих странных египетских богов был также бог Иегова, согласно Библии у евреев была долгая история, связанная с Египтом. Саймон Шама в своей книге «История евреев» пишет, что реальные сведения из истории евреев мы находим в документах, хорошо сохранившихся египетских папирусах. Например, письмо римского императора Клавдия, в котором он говорит местным жителям не поклоняться ему как богу и просит их терпеть евреев.

Новая христианская религия охватила Римскую империю во втором веке нашей эры.

В древнем Египте, захваченном Римом можно увидеть самые древние образцы христианского искусства, ставшие откровенным подтверждением того, как христианство принимало языческую символику и обряды.

Великолепно сохранившийся древнехристианский текстиль с необыкновенно яркими, электризующими красками вышивки, мозаикой с классическими виноградными лозами, и херувимами (putti — путти) и, что более странно, древним египетским символом «анк» — крестом с петлистым верхом, который на тысячелетия предшествовал христианству, но был принят христианами Египта, как знак вечной жизни.

Древний Египет приближает нас к решению тайны самой религии. Первоначальная религия египетских фараонов вырастает из песков предыстории, он так же стара, как и любая другая религия, основанная на стремлении человека к вечной жизни.

Египтяне использовали магию и мумификацию умерших, для обеспечения их вечной жизни после смерти — символ «анк» служил этой цели. Монотеистическая христианская религия тоже обещает вечную жизнь праведникам после смерти, поэтому не удивительно, что христиане приняли египетский анк, как один из своих знаков.

Старый Каир всё еще сохранился в лабиринтах церквей, и веры, которую сохраняют копты и называют христианством.

Существуют исламские манускрипты, которые воспроизводят старых богов древнего Египта, а также книги египетских заклинаний, повторяющих ту же магию, что и языческие римляне, ранние христиане и средневековые мусульмане. Для веры, которая действительно универсальна, используют древнюю египетскую магию, традиция её восходит к древним временам и смешивает религиозные воззрения евреев, христиан и исламские идеи. Магия проклятия, остаётся проклятием, каким бы богам ты ни верил.

Древний Египет указывает на то, что мирное сосуществование разных религий и взаимопроникновение религиозных идей, символов, обрядов и традиций вполне возможно . В древнем Египте были времена, когда христиане защищали мечети, а мусульмане защищали христианские церкви, евреи же почти полностью исчезли из современного Египта.

2017-06-12

Когда пал последний фараон Египта и страна стала разрываться на части непрерывными атаками со стороны агрессивных соседних стран, куда пропало местное население? Может быть, в период времени от римских завоеваний до присоединения Египта к мусульманским империям оно полностью исчезло?

Копты — это коренное население Египта и прямые потомки египтян. Они одни из первых христиан в мире и представители одной из самых древних ветвей христианства. Это именно то население Египта, которое в течение нескольких тысяч лет создавало великую цивилизацию.

Сейчас копты являют собой прекрасный пример того, как могут в тесной обстановке уживаться христианство и ислам. Копты, несмотря на непрестанные попытки ассимиляции, все так же похожи на древних египтян и все так же христиане. Они блюдут не только веру, но и чистоту крови. Коптская девушка никогда не выйдет замуж за не копта. А коптские юноши не женятся на арабских девушках. И лишь изредка они берут в жены европейских христианок.

...ПОКАЗАЛИ МНОГОЛЕТНИЕ ДНК- ИССЛЕДОВАНИЯ

Назвать египтянина арабом равносильно тяжелому оскорблению. "Мы - потомки фараонов и не имеем никакого отношения к арабам", - парируют жители Страны пирамид. Впрочем, они оказались почти правы, и это подтвердили многолетние научные изыскания, пишет издание "Иджипт индепендент", ссылаясь на данные обнародованного исследования National Geographic Genographic Project.

Более 10 лет ученые из National Geographic работали над определением генетического профиля каждой страны мира, чтобы установить расовое и этническое происхождение человечества. Анализ ДНК сотен коренных египтян выявил, что с арабами потомки фараонов соотносятся лишь на 17%. На 68% египтяне - исконные африканцы, точнее, североафриканцы, кровь которых со временем разбавили евреи (4%), выходцы из Восточной Африки (3%), азиаты (3%) и жители Южной Европы (3%).

По оценкам специалистов, "древнее население мигрировало из Африки, и их путь пролегал через северо-восток Африки затем далее на юго-запад Азии". Северовосточные и арабские компоненты в Египте появились в результате тех миграционных потоков, уверены ученые, равно, как и более поздние мигранты вернулись обратно в Африку с распространением сельского хозяйства 10 тыс. лет назад, а уже в VII веке с распространением ислама сюда пришли и арабы с Аравийского полуострова.

Восточноафриканские компоненты в египетской генетике стали отражением внутренних потоков передвижения в сторону плодородного Нила, а появление южноевропейских и азиатских элементов обусловлено ролью, которую играл в свое время Египет в экономическом и культурном развитии Средиземноморского региона.

Согласно результатам исследования, в наибольшей степени арабами являются кувейтяне: их ДНК на 84% соответствует арабской генетике, на 7% - азиатской, на 4% - североафриканской и на 3% - восточноафриканской. "Ближневосточная кровь", отмечают специалисты, формировалась также в результате миграции населения из Африки в Азию, когда часть людей решила остаться и, тем самым, заложила основу генетического фонда арабов. Между тем небольшая часть африканской крови, полагают эксперты, могла стать результатом работорговли в VIII-XIX веках.

Что касается ливанцев, то арабами их можно считать лишь наполовину (44%), на 14% в них течет еврейская кровь, на 11% - североафриканская, а еще 10% им добавили азиатские предки наряду с европейцами (5%) и выходцами из Восточной Африки (2%). В наименьшей степени - всего на 4% - арабами можно назвать туниссцев, в жилах которых течет 88% североафриканской крови. На 5% ее разбавили выходцы из Западной Европы и на 2% - жители Западной и Центральной Африки.

Немного истории

Можно считать ошибкой, что знакомство египтян с арабами произошло во время арабского завоевания Египта в седьмом веке. Культурное влияние Египта на культуру Аравии не вызывает сомнения. В свою очередь, с самого раннего времени отмечается появление в египетском языке слов, заимствованных у обитателей восточных пустынь. Основной путь, который связывал Египет с Аравией, шел через реку Вади аль-Хаммамат, которая начиналась недалеко от Фив и выходила к Красному морю в Аль-Кусейра. Египтяне установили контакты с бедуинскими племенами на Синайском полуострове еще в додинастические времена, когда приобретали у них медь и бирюзу. Фараоны первой династии уже сами эксплуатировали рудники на Синае, подчиняли себе проживавших там бедуинов или просто договаривались с ними.

Аравийский полуостров окружали степи и пустыни, превращая его в естественную крепость, недоступную для завоевателей. Недаром арабы называют его Арабским островом. Ограниченные жизненные ресурсы заставляли население мигрировать в соседние страны. Примерно раз в тысячелетие миграция бедуинских племен принимала массовый характер. Переселенцы направлялись или на восток в Междуречье, или в районы Сирии и Синайского полуострова, за которым лежала богатейшая долина Нила.

В 24-м году до нашей эры по приказу римского императора Августа префект Египта Элий Галл снарядил военную экспедицию для завоевания Аравии. В нее входило 10 тысяч воинов Египта, как и самих египтян, так и проживавших в стране римлян и греков. В состав экспедиции так же входили и союзники: 10 тысяч набатейцев и 500 иудеев. Это была первая и последняя попытка европейского государства захватить Внутреннюю Аравию. Изнурительный поход не принес никаких результатов, и через несколько месяцев закончился возвращением в Египет.

В 269-270 годах победоносные войска Зенобии, царицы Пальмиры, захватили Египет. По данным историков, что бы завоевать симпатии египтян, царица Зенобии распространяла слухи о своем египетском происхождении. Во всяком случае, все историки сходятся на том, что она в совершенстве владела египетским языком.

Еще один краткий эпизод из истории взаимоотношения арабов и египтян:

Уже после того, как войскам императора Аврелиана удалось разгромить пальмирцев, почти одновременно произошли антиримские восстания в Пальмире и Александрии. Это говорит об общих интересах египтян и арабов в борьбе против иноземных захватчиков.

Нередки были случаи, когда арабы жили среди египтян и наоборот. Арабские историки сообщают, что египтянин Бакум еще до появления ислама восстановил храм Каабы в Мекке, разрушенный сильнейшим селем, а Джабр бен Абдаллах аль Кибты (т.е. копт), один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, был египтянином. На отношения арабов с египтянами повлиял сам пророк Мухаммед. По преданию он пожелал добра коптам, когда его жена коптка Мария родила сына, которого нарекли Ибрахимом.

Предводитель арабского войска Амр ибн аль-Ас, завоевавшего Египет, ранее был купцом и неоднократно приезжал в эту страну со своими товарами. Он говорил: Население Египта благороднее всех неарабов, щедрее и ближе всех к родству к арабам.

Из всего этого следует, что вступление в Египет под знаменами ислама арабской армии в 640 году не явилось вторжением враждебного народа. Уже с древнейших времен арабы знали египтян, а египтяне арабов. Были между ними и вооруженные столкновения, и длительные периоды мирных торговых, культурных и религиозных связей.

Само завоевание проходило мирно. Глава коптской церкви, подвергавшейся жестоким гонениям со стороны византийцев, призвал всех египтян не оказывать сопротивления новым завоевателям, чье число не превышало 12 тысяч (через несколько десятилетий в Египте насчитывалось уже более 80 тысяч воинов-арабов). Каждый наместник, назначаемый халифом в Египет, приводил с собой войско в несколько тысяч человек. Многие воины женились на коптских женщинах и навсегда оставались в Нильской долине. Особенно охотно арабы селились в Верхнем Египте, где их привлекали жаркий сухой климат, и конечно плодородие земель.

Завоевав Египет, арабы не поселились в уже существовавших городах. Жизнь в них для них была непривычна. Они разбили свой военный лагерь аль-Фустат, вблизи крепости Вавилон. Постепенно лагерь превратился в столицу. Лагерь оставался столицей до 969 года. После Фатимиды основали Каир.

Первый шаг в египтизации арабов и арабизации египтян — это ежегодная весенняя отправка арабских военных отрядов в различные районы страны для выпаса лошадей. Определенный отряд отправлялся в определенный район, и это приводило к установлению прочных связей с местным населением. Воины приживались в этих районах и постепенно смешивались с местным населением. Интересный факт: араб иногда брал в жены египтянку, но обратного не происходило.

Смешению арабов и египтян-коптов содействовало и то, что на большинстве государственных должностей (кроме самых высоких, занимаемых арабами), находились египтяне. Арабские племена, поселившись в Египте, переходили к оседлому образу жизни, и перенимали у коренных жителей их жизненный опыт, обычаи и привычки.

Уже спустя несколько веков большинство египтян приняло ислам, забыло свой древний язык, и переняло арабский. В настоящее время на коптском языке (давно уже непонятном для коптов), совершается лишь часть богослужений в церкви, но и здесь преобладает арабский. Копты, составляющие население в несколько миллионов, не являются национальным меньшинством в стране, что иногда про них говорят. В этническом отношении они принадлежат к египетскому народу, отличаясь от остальных египтян лишь религией.

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.

Когда мы думаем о древних египтянах, то обычно вспоминаем Клеопатру или очаровательный процесс мумификации. Однако мы не задумываемся об обычных предметах и идеях, которые используем сегодня в повседневной жизни.

Хотя большинство из современных изобретений приписывают более позднему периоду истории, древние египтяне были на передовой. Как и мы, они всегда искали способ сделать свою жизнь более легкой и свободной от стрессов. Ниже приводится список предметов и идей, переживших испытание временем, о чем не задумывается большинство из нас.

10. Правительство

Хотя часто говорят, что первая система правления возникла в Римской империи, на самом деле, это только первая документально зафиксированная система правления на Западе. Самую первую структуру управления связывают с древними египтянами.

Еще более удивительно то, что эта политическая система не была связана с фараонами, как считают многие. Примерно до 1570 года до н. э. древним Египтом правили цари. В додинастический период Египет находился под контролем Царей Скорпиона, что звучит подозрительно похоже на название банды байкеров. Мы не знаем, как вело себя правительство до тех пор, пока к власти не пришел Царь Нармер (King Narmer) и не установил первое централизованное правление в пределах существующих границ.

С этого момента экономика стала развиваться благодаря торговле, которая велась между классами в отдельных провинциях, индивидуальному благосостоянию и налогам. Это означает, что, возможно, древние египтяне тоже пытались уклоняться от уплаты налогов.

9. Календарь

До тех пор, пока нет государственной политики и действующей экономики, нет необходимости отслеживать дни. Но это касается не столько надоедливых сборщиков налогов, которые должны были знать, когда запугивать людей. У египтян была развитая ирригационная система, и они должны были знать, когда Нил будет разливаться.

Таким образом, они создали календарь, в котором было 365 дней. Сначала в нем было 370 дней, пока египтяне не поняли, что нужно сократить год, и просто добавили високосные годы. Так что, если вы родились в день, который есть только в високосном году, и вам фактически только 20 лет, хотя у вас уже есть внуки, то можете поблагодарить за это старых добрых египтян.

8. Вино

Канун Нового Года, Рождество, дни рождения – это все отличные поводы, чтобы устроить вечеринку и выпить. Мы можем поблагодарить древних египтян за одно из наших любимых развлечений, поскольку они были первыми людьми, которые изобрели вино. Новый календарь, вероятно, дал им еще больше оснований пить, поскольку теперь они могли отмечать разные даты.

Первоначально предполагалось, что обнаруженные археологами виноградники предназначены для выращивания винограда, который затем употребляли в пищу. Затем на дне нескольких горшков археологи нашли остатки вина, это доказывает, что что древние египтяне любили расслабляться.

На самом деле, так много сосудов содержали этот продукт, что возникло ощущение, что древние египтяне были одержимы вином. С таким количеством древних праздников (включая пятидневный праздник в конце года) историкам легко понять, почему было настолько популярным. Итак, в следующий раз, когда вы отправитесь на вечеринку, просто не забудьте расслабиться так, словно сейчас 3000 год до н.э.

7. Зубная паста

В 1600-х годах случаи смерти в Лондоне документировались с помощью «Счетов Смертности». В то время, как это довольно мрачный документ, в нем в качестве одной из основных причин смертности указываются инфицированные зубы (исключая только тяжелые эпидемии, такие как бубонная чума). Это было связано с отсутствием надлежащей стоматологической помощи в то время. На самом деле, люди даже не считали, что употребляемая ими пища может привести к развитию заболевания зубов.

Они также не знали, что многие столетия назад древние египтяне уже решили эту проблему. Древние египтяне поняли, какую цену платят за больные зубы, и обнаружили простое решение. Да, первая формула зубной пасты была изобретена египтянами с использованием почти тошнотворного списка ингредиентов, таких как измельченные копыта быка, пепел и сожженная яичная скорлупа.

Вместе с зубной пастой появились мятные конфеты. У них был менее пугающий список ингредиентов, который включал каменную соль, сушеную и сушеный ирис. На самом деле, были обнаружены несколько рецептов (наряду с руководствами по приготовлению), относящиеся к Древнему Египту. В то время это простое изобретение спасло жизни многих людей.

6. Ручки

Если вы углублялись в какие-нибудь теории заговора, то наверняка сталкивались с убеждением, что инопланетяне дружили с древними египтянами. После обнаружения каких-то подозрительно выглядящих изображений и иероглифов, высеченных в камне, приверженцам теории заговора просто не дает покоя мысль о том, что древние инопланетяне и древние египтяне мирно сосуществовали. Тем не менее, все упустили из виду тот факт, что данные изображения являются намного более редкими, чем мы думаем.

На раннем этапе древние египтяне осознали неудобство такой непрактичной системы письма, что привело к изобретению пергамента и ручек. В то время как большинство из нас предполагают, что прогресс в развитии письменных принадлежностей начался с появления гусиного пера, первыми появились тростниковые ручки.

Древние египтяне разработали форму письма, которой никогда раньше не было. Они размачивали концы длинные стеблей тростника в воде, а затем обрезали концы, придавая им острую форму, которая могла правильно распределять чернила во время письма. Это сделало возможным появление портативных документов улучшило общую эффективность жизни.

Однако вскоре они выяснили, что такие ручки быстро высыхают, что и привело к использованию перьев. Только в конце 1800-х годов общество вернулось к первоначальной египетской идее и разработало современную шариковую ручку, а также колпачок, чтобы она не высыхала так быстро.

5. Часы

Опоздание на работу было проблемой даже для древних египтян, так как у них тоже были часы. Обелиск или солнечные часы были самой ранней версией часов, но они показывали время в том случае, если небо было чистым.

Это привело к изобретению водяных часов. Выглядящие совсем как пивоваренная машина, которую можно увидеть в вашем местном хипстерском кофешопе, эти часы работали благодаря медленно капающей в течение дня воде, что позволяло определять время в помещении.

Они придумали и портативные часы, где для определения времени использовалась тень. Эти устройства оказали такое влияние на повседневную жизнь Древнего Египта, что все были очарованы этой идеей. Так началось путешествие к современным часам.

4. Протезы

Хотя кажется, что протезы - новая концепция, на самом деле они датируются 950 годом до нашей эры. Хотя те протезы не были напичканы электроникой, как некоторые современные, они помогали своим владельцам вести полноценную жизнь.

Археологам удалось обнаружить искусственный большой палец ноги, который является самым ранним протезом в мире. В гробницах древних египтян часто находили многие подобные части тела, но как выяснилось, они служили только для того, чтобы сделать тело целым для загробной жизни. Все изменилось, когда у мумифицированного тела был найден сделанный из дерева и кожи большой палец ноги, состоящий из трех частей.

Чтобы доказать, что этот палец был сделан, чтобы помочь человеку ходить, были созданы несколько аналогов, которые протестировали научными методами. Группа людей, у которых отсутствовал большой палец, ходили с протезом и без него, чтобы выяснить, помогает ли он. Результаты показали, что палец благотворно влиял на процесс ходьбы, что позволило идентифицировать найденный предмет как ранний протез.

3. Ножницы

Распространенным заблуждением является то, что ножницы изобрел Леонардо да Винчи. На самом деле, оригинальный дизайн был создан еще в 1500 году до нашей эры. Хотя римляне спроектировали конструкцию с перекрестными лезвиями, которую мы сегодня, у древних египтян была более простая, но эффективная версия. Это был единый кусок металла, сформированный в два лезвия, которые регулировались с помощью металлической полосы между ними.

С изобретением ножниц древние египтяне смогли создавать различные стрижки. Даже самый умелый стилист не смог бы повторить их без хорошей пары ножниц.

2. Плуг


Фото: Joevilliers

Сельское хозяйство является основой для бесчисленного числа цивилизаций. Но древние египтяне первыми создали технологию, необходимую для эффективного земледелия.

До изобретения плуга, люди должны были ходить с «палками-копалками», которые они втыкали в землю, чтобы сделать отверстия, в которые бросали семена. Без этих палочек работа может потребовать несколько недель или даже месяцев. Египтяне устали от этих «палок-копалок» и длительных часов, проведенных с ними в поле. Так они спроектировали первый известный плуг - ард.

Ард представлял собой обычную «палку-копалку» с ручкой в форме арки и каменным или металлическим острием, прикрепленным снизу. С помощью этого изобретения древние египтяне могли просто пройтись по полю и создать глубокую канаву, куда помещалось сразу много семян. Хотя это изобретение несопоставимо с плугами, которые есть у нас сегодня, эта небольшая инновация изменила жизнь фермеров в те времена.

1. Краска для волос

Если вы когда-либо видели изображения древних египтян, то не удивитесь что выглядели они по-особенному. Они не только создали макияж, парики и наращивание волос, но и разработали первую технику окрашивания волос. Волосы не только влияли на внешний вид, но и отражали социальный статус. Чем лучше выглядели ваши волосы, тем богаче вы были.

Древние египтяне стремились к тому, чтобы всегда выглядеть молодо, и седые волосы не подходили под этот идеал. Поэтому египтяне начали использовать высушенные листья хны для производства рыжевато-коричневой краски для окрашивания волос. Хну также использовали для окрашивания ногтей и губ. Добиться нужного цвета можно было путем добавления в смесь большего или меньшего количества листьев хны.


Население Египта составляет более 77 миллионов человек, причем демографических проблем эта страна не знает: рождаемость превышает смертность почти в пять раз. Правда, это заслуга отнюдь не совершенной системы здравоохранения (она формально бесплатная, но лечиться лучше в коммерческих клиниках, в государственных же хирурги, например, получили прозвище «мясники») и уж тем более не высоких доходов египтян, секрет заключается в обычной для арабских стран многодетности семей. Однако справедливости ради надо отметить довольно высокую среднюю продолжительность жизни: 68 лет для мужчин и 73 - для женщин.

Некоторый лоск влияния международной культуры, а, возможно, и колониального прошлого заметен в одежде служащих.

Вероятно, галстуки и пиджаки обязательны для разного рода офисных работников, а также сотрудников туристических компаний, по роду службы сталкивающихся с иностранцами. Впрочем, водителей автобусов или гидов это правило обычно не касается.

Обычные жители крупных городов, если говорить о представителях сильного пола, одеваются в целом привычно западному глазу: джинсы, рубашки, пиджаки, легкие куртки…

Кстати, действительно больших городов с населением более миллиона человек в Египте только три: столичный Каир, вплотную примыкающая к нему Эль-Гиза, а также имеющая неофициальный статус культурной столицы Александрия.

Школьное образование является бесплатным, хотя имеющие такую возможность родители стараются пристроить своих чад в платные учебные заведения. Система высшего образования отличается от привычной нам, обучение в вузах в среднем занимает три-четыре года, хотя у врачей, если ничего не путаю, больше.

Гордостью современных египтян является родословная, при случае они любят подчеркнуть, что происходят от великих строителей грандиозных пирамид и величественных храмов, государство которых достигло рассвета задолго до того, как в Европе появились первые города. На деле, конечно, прямыми потомками (насколько этот термин вообще позволителен в правильном котле множества народностей) жителей Древнего Египта являются разве что некоторые копты, составляющие лишь небольшую долю в общем населении страны. Предками же остальных являются арабские завоеватели, хлынувшие в Египет в VII веке. Справедливости ради надо отметить, что византийские императоры в предшествующей борьбе с арианской ересью оказались столь усердны, что средиземноморское побережье Африки изрядно обезлюдело; тем самым были созданы самые благоприятные условия для вторжения из Аравии.
Национальные меньшинства сейчас включают в себя также бедуинов, берберов, нубийцев и черкесов, численность которых в общей сложности не превышает 2% от населения страны. Насколько я знаю, каких-либо столкновений на этой почве в Египте нет, если кто и доставляет проблемы, так это радикальные исламисты.

То, что Египет - государство мусульманское (исповедуется ислам суннитского толка) и не вполне светское (хотя в основе законодательства лежит многое еще от кодекса Наполеона, в него инкорпорированы также и шариатские нормы), сразу видно уже хотя бы по тому, что подавляющее большинство женщин носят хиджабы - легкие головные платки.

Один из гидов толкнул целую речь про преимущества положения прекрасного пола в Египте. Мол, никакой эмансипации, женщин холят и лелеют, буквально на руках носят. Ну, а если какая-то особа вдруг не хочет жить по законам шариата, она всегда вольна снять хиджаб и начать жить по светским законам. При этом гид перечислял имена женщин, занимающих видные посты в государственном аппарате Египта, и даже оказался настолько подкован, что назвал российских министров слабого пола. Сравнение, разумеется, оказалось в пользу исламской страны.

Платки носят и совсем юные особы, исключение тут составляют разве что маленькие девочки.

По существующим каноном требуется не только носить хиджаб, но и закрывать плечи, руки и, разумеется, ноги. Думаю, в жару это не слишком удобно. Впрочем, и египетские мужчины, как видно на снимках, шорты не носят.

Однако юность и кокетливость берут свое - девушки пытаются одеваться модно. Сейчас, как мне показалось, популярны чуть расклешенные джинсы, поверх которых носят длинные кофты или короткие платья.

Школьная экскурсия. Это совсем малыши, и девочки платки еще не надевают.

В то время как легко одетые европейки и русские фотографировали Сфинкса и пирамиды, эти девушки-старшеклассницы когда украдкой, а когда и вполне открыто как значительно большую экзотику снимали туристок.

А это уже чадра, - если можно так выразиться, радикальная форма исламской женской одежды. Упомянутый выше гид, к слову, отзывался об этом явлении резко отрицательно, напирая на то, что по-настоящему твердая в вере женщина так не оденется, лишь увлеченная ложными течениями ислама.
Кстати, в Каире или Гизе подобные картины мне встречались сравнительно редко, этот снимок, например, я сделал в Луксоре.

По отсутствию чадры и крестам на груди стоящие слева пожилая женщина и девушка безошибочно идентифицируются как христианки. Доля православных среди населения страны составляет около 5% (еще есть немного католиков). Вообще же женщин без головных платков в Египте я видел крайне редко.

Тему доходов населения гиды обсуждали весьма неохотно. Ответы их сводились в основном к звучащей подобно заклинанию формуле «Египет - страна богатая, только правители у нас воры». Ей-богу, аналогии тут говорят сами за себя. :)
Наиболее патриотично настроенный гид (Махмуд-Азиз, о котором я уже рассказывал в альбоме об ) предпочитал толкать речи про то, как хорошо живется тут ученым: и зарплата в три тысячи долларов в месяц, и льгот куча, включая ежегодный недельный отдых на курортах Хургады или Шарм-эль-Шейха. Другой гид нехотя признал, что многие зарабатывают менее ста долларов в месяц, особенно это касается жителей сельской местности и маленьких городов.

Откровенно говоря, у меня создалось впечатление, что для многих и озвученная стодолларовая планка является более чем желанной. Впрочем, достоверную статистику на этот счет мне видеть не доводилось.

Любопытно, что все гиды весьма презрительно отзывались о крестьянах-феллахах, часто приезжающих в города на заработки и ходящих в архаичного вида национальных длинных рубахах (галабеях).

Этого уличного торговца я даже было принял за европейца. И хотя цвет кожи у него непривычно светлый, черты лица скорее местные. Как мне подсказали, это скорее всего альбинос.

В египетской провинции в галабеях ходят очень многие мужчины, совсем необязательно одни только крестьяне.

Часто подобные одеяния используются как униформа мелкими служителями вроде вахтеров на экскурсионных объектах. Заодно они часто пытаются подзаработать, предлагая туристам пофотографировать себя за деньги на фоне старых храмов или усыпальниц. Вероятно, они тешат себя надеждой, что в антураже способны недурно заменить собою древних египтян.

Бедуины, которых не пускают на территорию православного монастыря Св. Екатерины близ , через ограду пытаются продать туристам путеводители и какие-то сувениры.

Подавляющая доля египтян проживают в долине Нила, где плотность населения превышает 1700 человек на квадратный километр.

В этом же время в покрывающих большую часть территории страны пустынях живет не более 2% от населения Египта, а на квадратный километр там приходится менее одного человека.

Веранда кафе на западном берегу Нила близ Луксора. В целом я бы не стал называть египтян народом бездельников (многие вынуждены работать в нескольких местах), но то, что напряженно работать они не любят, - факт налицо. И сильнее всего, на мой взгляд, им мешает невнимание к мелочам, что проявляется буквально во всем: в одежде, домах, качестве работы…

Однако даже бедные феллахи вовсю пользуются мобильной телефонией.

Главными источниками государственного дохода Египта являются поступления от судоходства в Суэцком канале, продажи за рубеж сырья (в основном нефти) и туризма. Тем не менее сельское хозяйство по-прежнему играет в экономике страны огромную роль, и за владение плодородной землей идет нешуточная борьба.

Невинные детские забавы на деревенской улочке.

Пусть Египет импортирует пшеницу, овощи и фрукты он, напротив, экспортирует. Цены на местную сельхозпродукцию даже в туристических местах совсем невелики. Скажем, килограмм хорошей клубники стоит 10 фунтов, то есть меньше двух долларов. Вместе с тем цены в магазинах на всякого рода шоколадки, конфеты и прочие мелочи способны поразить даже иностранца, причем речь не идет о лавках Шарм-эль-Шейха или Хургады, где давно всякий стыд позабыли, а о минимаркетах при АЗС по главным магистралям страны. Подозреваю, что ценники там спешат за платежеспособным спросом, ведь феллахи на личных автомобилях между городами не разъезжают.

Между тем в глубинке и в магазинах только для местного населения, уверен, все стоит очень дешево. Египет является дорогой страной разве что для туристов и то в местах массового скопления последних.

Багажники: и у машины на крыше, у женщины на голове… Впрочем, для позвоночника вертикальная осевая нагрузка наверняка предпочтительнее асимметичной.

Уличный продавец лепешек. Поджаристые, они выглядели столь заманчиво, что я едва сдержался купить. Главным образом меня остановили не думы об антисанитарии, а почти стопроцентная вероятность того, что торговец при виде туриста загнет цену раз так в десять.

Продавец сувениров. С этими товарищами ухо надо держать остро, так как обманывать здесь любят, в частности продавать под видом серебряных украшений бижутерию и т.п. Вообще обилие клиентов-туристов, как мне кажется, портит представителей любого народа. Даже в Китае чем дальше от границы с Россией, тем лучше отношение к русским (взять тот же близ Хабаровска - весьма показательный пример). В туристических же местах Египта туристов воспринимают исключительно как бумажники на ножках. Это явление носит столь масштабный характер, что вызывает у многих иностранцев острую неприязнь ко всему местному населению без разбора.

Между тем мне доводилось слышать, что в египетской глубинке люди совсем другие: куда более дружелюбные, причем приветливость их обычно лишена вошедшей в туристическй фольклор корыстной составляющей. Там и подвезти путешественника могут бесплатно и даже накормить обедом, довольные уже самим фактом знакомства с иностранцем.
Довелось мне наблюдать подобный альтруизм и в Шарм-эль-Шейхе, когда садовник (кстати, интеллигентного вида юноша в очках) на улице подарил красивой девушке цветок (сначала она даже отнекивалась, полагая, что это попытка получить деньги).
К слову, объясниться в Египте, не зная арабского, легко в свете упомянутого выше колониального прошлого. В образованных кругах распространен французский язык, еще больше людей, причем из разных слоев общества, в той или иной степени владеют английским. Вроде бы оба этих языка даже входят в обязательную школьную программу. В туристических местах легко встретить и египтян, разговаривающих на русском: там давно уже усвоили законы конкуренции и странное нежелание многих туристов из России осваивать иноземные наречия.

Уличный уборщик. Впрочем, о ситуации с мусором на улицах египетских городов и об экологии я лучше поговорю в другой раз, когда буду показывать Каир и Эль-Гизу. В про египтян я затрону преимущественно вопросы транспорта, включая общественный, и охраны правопорядка.

Современный Египет.

Египет. Конечно, это очень древняя страна с богатой и насыщенной историей, о которой так много сделано открытий, найдено множество вещей древности и еще больше оставлено загадок. Но также поражает и жизнь современного Египта, о которой мы, живущие в России, мало знаем. В настоящее время в Египте живут арабы, которые начали осваивать территорию еще со времен римского вторжения. Всего в Египте проживает 60 млн. человек, из них в Каире-столице страны, 20 млн. Населенные пункты располагаются вдоль Нила. Оросительные каналы превращают пустыню в зеленый сад. Примерно 3% населения составляют копты - потомки древних египтян, позднее принявшие христианство. Таким образом, в Египте существуют две государственные религии: ислам и христианство. Естественно, что более многочисленная часть населения исповедует ислам. Однако, мирно сосуществуют оба абсолютно разных течения. Примером этому служат стоящие рядом с мечетями православные коптские церкви. Может показаться, что мечети выглядят богаче и представительнее. Может, так оно и есть, а может, только, кажется.

Существуют правила и обычаи, появившиеся благодаря национальной особенности. Так, например, арабским женщинам запрещается выходить замуж за мужчин других национальностей, и в частности коптов, а в то же время арабским мужчинам разрешено брать в жены женщин любых национальностей. Это связано с тем, что у египтян нет как таковой фамилии, а к своему имени добавляется имя отца, и это происходит только по мужской линии. Поэтому для сохранения рода женщина египтянка и не может выходить замуж за мужчин других национальностей.

Обряд свадьбы сам по себе очень интересен и заслуживает внимания со стороны туристов. Многоженство в Египте не такое, как многие его себе представляют. Нельзя придти и сказать жене, что женюсь во второй раз. Так не делается. Жениться во второй раз можно, например, после войны, когда женщина остается без кормильца. И то в том случае, если претендент реально сможет прокормить двух жен. Все должно делиться между ними поровну: одной кольцо и второй кольцо, одной платок и другой платок. Вообще после свадьбы женщины чаще всего сидят дома, не работают. Но все зависит от ее собственного желания: если хочет - то может идти работать.

Предварительно жених должен договориться с родителями невесты. И если договорился, то покупает квартиру, мебель, отдает им калым. Калым бывает разный, в зависимости от степени дохода. От невесты требуется лишь кухонный гарнитур.

Развестись тоже можно. Если один раз сказать слово "талак", можно ещё вернуться друг к другу. Если два раза сказать "талак" - тоже. А вот после третьего раза, чтобы вернуться к бывшей жене, необходимо пережить определенную "процедуру." Она должна выйти замуж за другого, он должен три раза сказать "талак", только потом можно опять жить вместе. Это своеобразное наказание за необдуманность поступков. После развода бывшая жена берет свой кухонный гарнитур и возвращается к родителям.

К религии современные египтяне относятся очень трепетно, впрочем, наверное, как и древние жители страны. Каждый день по несколько раз можно услышать молитву. Её можно слушать просто ради музыки. Ведь мелодия, выводимая муэдзином очень приятная и необычная, а голос муллы красивый и мелодичный.

Молятся египтяне пять раз в день: два раза утром, два раза вечером и один раз в обед. Причём промежутки между молитвами утром и вечером составляют не более пятнадцати - двадцати минут. В священный долг мусульманина входит также давать милостыню бедным, совершить паломничество в Мекку, не признавать другого Бога, кроме Аллаха и Мухаммед - пророк его, соблюдать пост.

Большинство из арабов строго подчиняются действующим законам. В этом можно легко убедится. Так, например, во время круиза на теплоходе по Нилу, можно наблюдать, как все незанятые в неотложных работах матросы, в положенное время начинают молиться. Но некоторые молодые египтяне говорят, что начнут регулярно исполнять требования веры, когда состарятся, а пока ходят в мечеть лишь раз в неделю.

По неофициальным данным продолжительность жизни составляет для мужчин 87лет, а для женщин 93 года.

Большинство семей живут бедно. Занимаются сельским хозяйством. Климат позволяет снимать по три урожая в год. Вот почему в продаже всегда много различных овощей и фруктов, которые стоят относительно дёшево. Так, например, апельсины стоят 1-1,5 фунта, столько же стоят мандарины и клубника. Дороже обходится мясо, его цена - 15-20 фунтов.

По статистике один из основных доходов страны - туризм. Поэтому египтяне относятся к приезжим с уважением, особенно в отдалённых пунктах. Они по-особому относятся к тем, кто знает историю их страны, увлечен Древним Египтом, особенно гиды.

Арабская кухня довольно специфична. Она острая или сладкая. Особенно приятны на вкус некоторые национальные блюда: небольшие котлеты со специями, тонкий, из пресного теста, запеченный лист, напоминающий блин, фулл - земляные бобы, отваренные с приправами и кошари - рис, вермишель, горох, жареный лук, приправленные чесночным соусом. Очень вкусны экзотические фрукты залитые соком.

Ещё несколько интересных фактов. В аравийской пустыне, составляющей большую часть страны, проживают интересные люди - бедуины. Они выбрали своеобразный образ жизни: кочуют с места на место, не взирая на границы, государство, законы. У них нет паспортов, их дети не ходят в школу, у них нет денег. В настоящее время бедуинов стараются сделать более оседлыми. Для них строят дома с удобствами, школы, предлагают работу. Но большинство не соглашаются на смену образа жизни и продолжают кочевать. С некоторыми из них туристические фирмы заключают договоры и возят туристов посмотреть на их образ жизни.

В глубине Египта, в местности, удаленной от цивилизации, живут племена, которые верят в древних богов. Их образ жизни практически не изменился со времен фараонов. Они обожествляют нильскую воду и устраивают праздники в честь коровы. В отличие от бедуинов, правительство их не трогает и не пытается вовлечь в цивилизацию.

Современные крупные города: Каир, Луксор, Александрия, Асуан расположены на месте древних городов, поэтому в них современные постройки соседствуют с остатками древних храмов и гробниц. Немного странно воспринимается соседство великих пирамид, храмов Карнака, мастабы с суетой и шумом современного города. Так, в Каире дороги настолько плотно заполнены автомобилями, что к вечеру не проехать и 20 метров, чтобы не попасть в пробку. Марки автомобилей самые разнообразные - начиная от наших "Волг", "Жигулей" и заканчивая Мерседесами. Среди потока автомобилей может встретиться и повозка с запряженными лошадьми и ослами. Однако все это не мешает жителям быть доброжелательными и спокойными.

Любимое место отдыха каирских жителей - плато Гиза, где стоят широко известные пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина.

Египет - аграрная страна. Прекрасный климат позволяет снимать три урожая в год, поэтому так много разнообразных фруктов и овощей.

Современные жители Египта столь же интересны, как и их древние предки. У них сложилась не менее увлекательная культура, о которой можно говорить очень долго. Порой начинает казаться, что их уклад жизни очень похож на древнеегипетский, что история всё же наложила свой отпечаток и на судьбу современного Египта.



Рассказать друзьям