Елена Агеева - Всемирная энциклопедия афоризмов. Собрание мудрости всех народов и времен

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сын Божий бывает сыном человеческим, чтобы, восприняв худшее, подать нам лучшее; Адам обманулся древле и, вожделев быть Богом, не сделался,- человеком делается Бог, чтобы обожить Адама. Постная триодь. 5-я седмица Великого поста, пяток, стихиры на «Господи, воззвах» (113, 262).

Вочеловечение совершилось не в призраке, не мечтательно, но в действительности; не как через трубу Он прошел через Деву, но истинно от Нее воплотился, истинно питался от Нее молоком, действительно, подобно нам, ел и действительно, подобно нам, пил. Ибо если Вочеловечение было призрачно, то и спасение – призрак. Святитель Кирилл Иерусалимский (113, 264).

Тот, Кто во всей точности исполнил сокровенный Божественный Совет,- возлег в вертепе, в ложеснах матери и в яслях; сонмы Ангелов окружали Его. Он сидел на Небе одесную Отца и в то же время почивал в яслях, как бы превыше Херувимов. Но поистине здесь, в яслях, был тогда престол херувимский, престол царский, святое святых, престол единый славный на земле, престол святейший, потому что на нем почивал Христос, Бог наш. Святитель Григорий Неокесарийский (113, 262).

Как сделать, чтобы знамение, уже открывшееся в почти языческом Назарете, было дано, по предречению Исаии, дому Давидову (Ис. 7:13-14); чтобы Дева, Которая, по приятии во чреве от Духа Святого и после трехмесячного пребывания в доме одной родственницы, до последнего времени чревоношения оставалась жить в Назарете, не помышляя ни о каком путешествии, ни о каком переселении, чтобы она родила Вождя Израилева, по пророчеству Михея, в Вифлееме (Мих. 5:2)? Для этой цели перст Божий направил и расположил события в такой связи и последовательности, что пророческие предсказания исполнились во всей точности. Всенародная перепись (повеление о которой дано было кесарем Августом)… насколько нечаянно, настолько же с необходимостью повлекла Иосифа в отеческий город Вифлеем. Мария должна была следовать за Иосифом. Земной род Еммануила открылся в то самое время, как приспело Его рождение, и, что несколько дней назад казалось еще несбыточным, Он родился точно по пророческому предсказанию, в Вифлееме. Подлинно, все сделано, чтобы исполнилось предсказание и чтобы сквозь малые и великие дела человеческие было видимо единое великое знамение господствующего над ними дела Божия (113, 261) .

Этим Он дает особенное знамение, что, хотя бы грех унизил тебя до скотоподобных страстей и похотей, хотя бы ты совестью принужден был сам обратить к себе пророческое обличение: «человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс. 48:13),- и тогда ты не должен отчаиваться в снисхождении Спаса твоего. Он, не возгнушавшись возлечь в яслях, не возгнушается и в яслях твоей души почить Своею благодатью и Своим миром, если только ты покаянием и верой повергнешь себя перед Ним.Филарет, митрополит Московский (113, 263 ).

Бог перестал быть скрытым от людей. Стало ясным все таинственное в Священном Писании. Это не дивно, ибо Он явился среди людей: «Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:38); а между людьми что может быть утаенным? «Нет ничего… тайного»… (Мф. 10:26). Пока Бог пребывал на Небе, пока Он почивал в Своем всемогуществе: «Седяй в славе на престоле Божества», до тех пор никто не знал Его сокровенного. Его тайн, не знали даже и Его ближние святые Ангелы, всегда предстоящие Ему: «От века утаенное и Ангелом несведомое таинство». Когда же Он сошел с Неба на землю, когда стал обитать среди людей, тогда о Его сокровенном, о Его тайнах заговорили не только набожные люди, как святой Иосиф, праведная Саломия, не только важные особы, например, три восточных царя, но даже и пастухи беседуют, говорят и рассказывают о сокровенном: «рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем» (Лк. 2:17).

… Итак, открылись сокровенные тайны Божии, и Церковь ныне воспевает: «Таинство странное вижу и преславное». Что может сравниться с этим таинством? Целое небо с солнцем, луной и звездами, со всем могуществом Божиим вместилось в один малый Вифлеемский вертеп! «Небо – вертеп». Целый лик Херувимов, число которых бесконечно, тысячи тысяч, тьмы тем, на которых Бог почивает,- все они уступили свою роль одной Деве, Пречистой и Преблагословенной Деве Марии! «Престол херувимский — Дева». Все неисчислимые, неоцененные, невместимые Божии сокровища и богатства вложены в тесные ясли, вмещены и покрыты горстью сена! «Ясли — вместилище». О, поистине великое, дивное и преславное таинство явлено миру в нынешний праздник Рождества Христова, явлено не для того, чтобы люди молчали о нем, но говорили, ибо только тайну земного царя подобает таить, таинства же Царя Небесного или дела Божии надлежит проповедовать и прославлять.

Тайны Божии по своим дивным свойствам совсем не таковы, как тайны людские. Тайну человеческую стоит сказать лишь раз-другой, одному-другому, как уже все узнают ее совершенно. Таинства же Божии — чем более о них думаешь и говоришь, чем больше о них проповедуешь, становятся тем сокровеннее, труднее и непостижимее. «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Проповедовать, однако, о них необходимо. … Два гостя ныне нашли приют в вертепе. Они прибыли от земли и с Неба. Первый человек, от земли перстный,- это один дивный гость*; Он пришел из Назарета, принесенный в девической утробе. Второй человек – «Господь с Неба» (1Кор. 15:47); это другой гость. Он дивен тем, что пришел не из ближнего какого-либо места, но с Неба. В первом – естество, взятое от брения; это земля. В другом — естество, сошедшее свыше, с Небес; назовем его Небом: «Господь с Неба». Бог сделался человеком, а человек – Богом. Небо становится землею, а земля – Небом. Но не так становится Небо землею, чтобы перестало быть Небом, ни земля не изменяется в Небо так, чтобы перестала быть землей. То есть как Бог, сделавшись человеком, не перестал быть Богом, так и человек, сделавшись Богом, не перестал быть человеком, но оба они так соединились между собой, как в том таинстве, о котором апостол говорит: «будут двое одна плоть» (Еф. 5:31). Здесь соединились оба даже в одно лицо, как прекрасно выражается преподобный Иоанн Дамаскин: «Не в двух лицах разделяемый, но в двух естествах неслитно познаваемый» (103, 869-871 ).

* Святитель Димитрий Ростовский допускает гомилетическую персонификацию понятий Божественной и человеческой природы во Христе, преследуя цель возможно более простого объяснения их неслитного и нераздельного соединения. – Ред.

О дивный вертеп! Ты прекраснее теперь, когда вместил Христа, чем Едем, в котором был Адам. Впрочем, зачем нам называть тебя раем, когда Церковь величает тебя самим Небом: «Небо – вертеп».

Небо – престол Божий, но и в вертепе сидит Бог на Своем святом престоле – на руках Девы. Чем же вертеп теперь меньше Неба? Ведь где Бог, там и Небо. Об этом свидетельствует один предпраздничный трипеснец, читанный на повечерии. В конце его есть такой стих: «Окружаху, яко престол херувимский. Ангелы, ясли, вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце». Обратим внимание на эти слова: «вертеп… Небо… лежащу в нем Владыце». Пока в вертепе не было Владыки Христа, вертеп был вертепом, но если лежит в нем Владыка Христос, вертеп уже не вертеп. Но что же? Он – Небо. Даже самые ангельские очи убедились в этом: «вертеп бо Небо зряху, лежащу в нем Владыце».

Прекрасно поется в богоявленских песнопениях: «иде же бо Царево пришествие, и чин приходит». Вошел Царь Небесный в земной вертеп, и вошло с Ним все Его воинство и Его чин небесный; вошло с ним Небо со всем своим небесным величием. В этот час Сам Бог с воздушного Неба переселился в Вифлеемский вертеп, ибо здесь не один только рожденный Бог Сын: здесь и Бог Отец, родивший прежде веков Сына, ибо Сам Сын говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Здесь же и Дух Святой, исполняющий дивное и несказанное Рождество Христово. Итак, здесь в вертепе целая Святая Троица – это Царь Небесный. Святитель Димитрий Ростовский (103, 872).

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: «Христос раждается», приготовляя верующих к достойной встрече праздника Рождества Христова. Поняв это внушение, и действуй по нему. Углубись в таинство Воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в Предвечном Совете Божием о бытии мира и человека в нем. Усмотри отражение его в сотворении человека. Радостно встреть первое благовестие о нем тотчас после падения. Проследи разумом постепенное его раскрытие в ветхозаветных пророчествах и прообразах. Уясни, кто и как приготовился к принятию Воплощенного Бога, под влиянием божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, перейди, если хочешь, за пределы народа Божия и там собери лучи света Божия, светящего во тьме, и сообрази, насколько избранные из всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского Смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление. Но тут пост — соберись же поговеть, исповедуйся и причастись Святых Христовых Таин; это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого. Господь даст тебе ощутить силу Своего пришествия во плоти, то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной. Епископ Феофан Затворник (107, 407-408).

-------
| сайт collection
|-------
| Н. Я. Хоромин
| Энциклопедия мудрости. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, парадоксов, эпиграмм
-------

Настоящая книга подготовлена на основе «Энциклопедии мудрости» – сборника мыслей, изречений, афоризмов, максим, парадоксов, эпиграмм, выпущенной в свет в 1918 году киевским книгоиздательством «Пантеон» Ф. О. Михайловского. Составитель Энциклопедии Н. Я. ХОРОМИН, с его слов, предваряющих сборник, старался «цитировать возможно большее число мыслителей всех народов и всех времен» и «затронуть побольше тем, дабы номенклатура… «Энциклопедии» была возможно полная». «При обилии иностранных источников, которыми нам приходилось пользоваться, а также русских переводных сборников мы имели возможность не стесняться выбором и дать наиболее разнообразную и рельефную картину мысли», – говорит составитель. Кроме того, Н. Я. Хоромин отмечает, что «материал… подвергся строгой выборке по определенному плану и подчинен руководящей идее». Своеобразие подхода дало специфический результат. Составителю не удалось избежать некоторой тенденциозности, особенно заметной в подборе материала, касающегося религии, вопросов социологии политики и общества. Всеохватность тем, народов и времен привела к тому, что под одной обложкой блестящие афоризмы и мысли соседствуют с высокопарными банальностями, сентиментальными сентенциями и перлами дидактического морализаторства. Еще один минус, и довольно существенный, – качество переводов. Тем не менее, учитывая неослабевающий интерес читателей к афористической литературе и уникальность содержания, мы решили переиздать «Энциклопедию мысли», составленную и (частью) переведенную Н. Я. Хороминым, в переработанном виде. Во-первых, мы взяли на себя смелость структурно реорганизовать материал по тематическому признаку. (Любая канва для глубокой мысли, прошедшей испытание временем, – «прокрустово ложе»; читатель должен понимать, что такое разделение во многом условно.) Во-вторых, мы исключили из состава сборника мысли или изречения, авторы которых неизвестны или сомнительны, и откровенно неудачные переводы, а также неоригинальные, тривиальные мысли. В-третьих, текст подвергся правке в соответствии с нормами современного русского языка и незначительному редактированию; при этом мы постарались сохранить его лексическое и стилистическое своеобразие.

…у мудрости то преимущество, что она вечна, и если этот век – не ее век, ей принадлежат века грядущие.
Б. Грасиан

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
А. Пушкин

Все дело в мыслях. Мысль – начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями.
Л.

* На одного человека, осуждающего свои собственные безрассудства, найдется сотня людей, предпочитающих осуждать безрассудства своих соседей
П. Бови
Мы ни за что так не бываем благодарны, как за благодарность.
Мария Эшенбах
Облагодетельствованный часто забывает благодеяние потому, что благодетель о нем не помнит.
К. Мальзерб
* Грубые и вульгарные души всегда будут питать большее уважение к богатству, чем к таланту.
К. Колтон
* Люди часто говорят и мечтают о лучшем будущем, стремятся к счастью, к золотому веку. Мир беспрестанно старится и снова молодеет, а человек не перестает надеяться на улучшение своей доли.
Ф. Шиллер
* Постоянная важность является лишь маскою посредственности.
Вольтер
Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, – и такое удивление есть начало вещи были иными, а не такими, какими он их знает.
Аристотель
Жена, домогающаяся власти, становится тираном своего мужа, а господин, сделавшийся рабом, бывает смешным и жалким созданием.
Ж. – Ж. Руссо
Многие дорожат вниманием к их просьбе почти настолько же, насколько и исполнением этой просьбы.
Дж. Леббок
Мы думаем по внушениям природы, говорим по внушению наших учителей, но действуем по привычке.
Фр. Бэкон
Самые лучшие возражения для упрямца – то же, что камни на дороге: он отталкивает их ногою или перешагивает через них.
П. Буаст
* Каждый возраст имеет свои особые склонности, но человек всегда остается один и тот же. В десять лет – он под обаянием сластей, в двадцать – возлюбленной, в тридцать – удовольствий, в сорок – честолюбия, в пятьдесят – скупости.
Ж. – Ж. Руссо
* Одни воображают, что если бы у них только были окна, то солнце никогда не заходило бы; другие воображают, что если б окна были замурованы, то солнце никогда не всходило бы.
Л. Бёрне
Нам легче приобрести лоск всезнания, чем основательно овладеть небольшим числом знаний.
Л. Вовенарг
Маленькие дети дерутся за изображения предметов, которых они никогда не будут иметь, а большие дети – за географические карты стран, в которые они никогда не попадут.
П. Буаст
Все человек теряет с летами: юность, красоту, здоровье, порывы честолюбия, – и только одна глупость никогда не покидает людей.
Л. Ариосто
* Что особенно обидно – это что ум человеческий имеет свои пределы, тогда как глупость человеческая беспредельна.
А. Дюма-сын
Как часто люди пользуются своим умом для совершения глупостей!
Фр. Ларошфуко
* Наши действия чаще определяются нашим характером, чем нашими интересами.
Р. Холль
* Когда сделанное нам добро не трогает нашего сердца, то задевает и раздражает наше тщеславие.
Э. Жирарден
Нам приятнее видеть тех, которым мы делаем добро, нежели тех, которые нам его делают.
Фр. Ларошфуко
С высокими добродетелями человек поступает совершенно так, как с высокими горами: он удивляется им и затем обходит их.
М. Сафир
Очень часто мы требуем добродетелей от других лишь для того, чтоб они не мешали нам быть порочными.
Мария Эшенбах
* Кто не доволен тем, что имеет, тот не был бы доволен и тем, что хотел бы иметь.
Б. Ауэрбах
Кто после разговора с вами бывает доволен собою и своим умом, тот и вами вполне доволен.
ЖЛабрюйер
Мы охотно поклоняемся древности, но не потомству. Только отец не завидует таланту сына.
И. – В. Гёте
В дружбе мы видим только те недостатки, которые могут повредить нашим друзьям, а в любимом человеке мы замечаем только те недостатки, от которых мы сами терпим.
Ж.Лабрюйер
Кто испытает сильную любовь, тот пренебрегает дружбою, а кто истощил свои силы на дружбу, тот ничего еще не сделал для любви.
Ж.Лабрюйер
* Друзья не желают нам несчастья, но они всегда находят, что мы «и так счастливы».
Л. Лежандр
* Все неприятности, которые злейший враг ваш может высказать вам в лицо, ничто в сравнении с тем, что ваши лучшие друзья говорят о вас за спиной.
А. Мюссе
Как только дурак похвалит нас – он уже не кажется нам так глуп.
Фр. Ларошфуко
Спокойно ждать научаемся мы лишь тогда, когда нам уже нечего ждать.
Мария Эшенбах
Ни один человек, любящий свое горло и свой желудок, не произвел ничего истинно прекрасного.
П. Скаррон
Ничего люди не желают больше сохранить и ничего между тем меньше не берегут, чем свою собственную жизнь.
Ж.Лабрюйер
* Кто сумел как следует использовать жизнь? Кто растратил половину ее в мечтаниях, в беседах с глупцами, в любовных муках, в пустом времяпрепровождении?
А. Платен
Мы всего больше заботимся о жизни по мере того, как она теряет свою ценность; старики больше сожалеют о ней, чем молодые.
Ж. – Ж. Руссо
Два раза не живут, а много и таких, которые и один раз жить не умеют.
Фр. Рюккерт
Незнание никогда не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.
Ж. – Ж. Руссо
* Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец.
Цицерон
Завистник – сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим.
Ш. Монтескье
Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, – тем, чего устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти.
М. Аврелий
Идолов вырезывают и золотят для того, чтобы не краснеть, поклоняясь болвану.
П. Буаст
* Люди извращают свой ум, свою совесть, свой рассудок, подобно тому, как они портят свой желудок.
С.Шамфор
Изобретения людей подвигаются вперед из века в век. Доброта же и злость людская в общем остаются те же.
Б. Паскаль
* Человек всегда гордится тем, что начертал где-то свое имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его.
А. Дюма-сын
* Апофеоз разума мы заменили инстинктом, и мы зовем инстинктом все, что находим в себе и чему не можем подыскать разумного основания.
Дж. Милль
* Когда открывается новая, поразительная истина, люди сперва говорят: «это неправда», потом: «это противоречит религии» и наконец: «это старая истина».
Ч. Лайель
* Некоторые ценят книги по их объему, точно написаны они как для упражнения рук, а не ума.
Б. Грасиан
* Разница между комплиментами и лекарствами та, что первые можно без всякой опасности отпускать в увеличенной дозе; самые слабые пациенты принимают их большие дозы и никогда не жалуются.
П. Бови
* Мы равнодушно принимаем заслуженные комплименты и с признательностью выслушиваем те, на которые, насколько нам известно, мы не имеем никакого права.
О. Голдсмит
Если бы человек умел краснеть перед самим собою, от скольких преступлений – не только скрытых, но и явных – избавил бы он себя.
Ж.Лабрюйер
В нашем уме больше лени, чем в нашем теле.
Фр. Ларошфуко
Изо всех наших пороков единственный, в котором мы охотно сознаемся, – это лень.
Фр. Ларошфуко
Лесть, говорят, нища глуных. Между тем сколько умных людей готовы, от времени до времени, отведать хоть глоток этой нищи!
Дж. Свифт
Лесть всегда нам нравится, когда она касается качеств, которых нам недостает. Скажите дураку, что он очень умен, и плуту, что он честнейший человек в свете, – и они заключат вас в свои объятия.
Г. Филдинг
Люди презирают литературу потому, что они судят о ней как о ремесле – с точки зрения полезности ее для успеха в жизни.
Л. Вовенарг
* Бывают люди, которые никогда сами по себе не любили бы, если бы не слышали постоянно разговоров о любви.
Фр. Ларошфуко
Нет микроскопа, который бы так увеличивал, как глаза человека, любующегося собой.
А. Поп
Люди вообще такие плуты, такие завистники, такие жестокие, что мы считаем за счастье, когда находим одного из них, у которого имеется только слабость.
Вольтер
Бывают люди, полагающие, что они отлично знают птицу, если видели яйцо, из которого она вылупилась.
Г. Гейне
И между людьми, как и между книгами, бывают экземпляры ниже критики, не дающие даже повода к укору.
И. – В. Гёте
Мир полон людей, которые, сравнивая с внешней стороны и по привычке самих себя с другими, всегда решают дело в свою собственную пользу и сообразно с этим поступают.
ЖЛабрюйер
Люди предпочитают говорить о себе дурное, чем совсем не говорить о себе.
Фр. Ларошфуко
* Многие люди, рабы желудка и сна, проводят жизнь без образования и воспитания, подобно бродягам, причем вопреки природе тело служит им для наслаждения, а душа – в тягость.
Саллюстий
Когда большой человек кричит, маленький человек тотчас подбегает, и язык его высунут наружу от удовольствия. Он называет это «состраданием».
Фр. Ницше
Маленький человек, особенно если он поэт, с жаром клеймит жизнь! На словах! Слушайте его; но умейте также различать в его речах восторг от заклеймений.
Фр. Ницше
Быть малыми, но нападать на великого – это подвиг храбрости. Заманчиво положение блохи в гриве льва. Униженный лев чувствует, как его кусает это маленькое, ничтожное создание, а блоха может сказать: «Во мне течет львиная кровь».
В. Гюго
Не признавать медиков могут и люди образованные, отрицать же медицину могут только неучи.
П. Буаст
Есть только одна вещь, которую мы охотно позволили бы разделить с нами, хотя она и очень дорога для нас: это наше мнение.
П. Буаст
Мы никогда не спрашиваем себя, что мы на самом деле, но мы беспрестанно спрашиваем себя, что о нас думают.
Ж.Массильон
* Самый скромный человек более высокого о себе мнения, чем самый близкий его друг.
Мария Эшенбах
* Есть люди, даже мысли свои облачающие согласно требованиям моды.
Б. Ауэрбах
Большинство людей больше живет но моде, чем но разуму.
Г. Лихтенберг
Не паркам и не грациям мы молимся, а моде: она у нас полновластно прядет, и ткет, и кроит. Главная обезьяна в Париже напяливает на себя новую шляпу, и обезьяны всего мира делают то же самое.
Г. Торо
Мошенники, негодяи и дураки презирают друг друга, если они бывают такими не в одинаковой степени.
П. Буаст
Нет, конечно, ни одного человека в мире, который, если ему представляется случай стать мошенником за тысячу талеров, не остался бы честным человеком за половину этой суммы.
Г. Лихтенберг
* Сын разбогатевшего мошенника может еще быть честным человеком, но зять – никогда.
Ж.Наррей
Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.
И. Кант
Обыкновенный человек хочет приобрести себе мысли, а не выработать их самостоятельно.
М. Нордау
Народ всегда будет народом: легковерным, своенравным, слепым и врагом своей настоящей пользы.
Ф. Фенелон
Люди так глупы, что повторяемое насилие кажется им правом.
К. Гельвеций
Самые пламенные защитники науки, которые не могут выносить даже легкого косого взгляда на нее, – это обыкновенно те люди, которые в науке ушли отнюдь не далеко и которые сознают этот свой недостаток.
Г. Лихтенберг
Если многие научные познания не успели сделать человека более умным, то, весьма естественно, делают его тщеславным и заносчивым.
Дж. Аддисон
Первый шаг неблагодарности – это исследование побуждений благотворителя.
П. Буаст
* Ничто так неизменно не влечет за собой неблагодарности, как одолжения, за которые никакая благодарность не была бы достаточно велика.
Ж. – Ж. Руссо
* Ты возмущаешься тем, что есть неблагодарные люди. Спроси у твоей совести, нашли ли все одолжавшие тебя благодарным.
Сенека
Помните, что неведение никогда не делало зла; что только одно заблуждение пагубно и что заблуждаются не потому, что не знают, а потому, что думают, что знают.
Ж. – Ж. Руссо
Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен сам собою.
Наполеон I
* Человек, недовольный немногим, не бывает доволен ничем.
Эпикур
Главная причина нашего недовольства жизнью есть ни на чем не основанное предположение о том, что мы имеем право на ничем не нарушаемое счастье, что мы рождены для такого счастья.
Г. Лессинг
* Люди, у которых весьма много недостатков, прежде всего замечают их в других.
Фр. Бэкон
Многие, раз сознавшись в своем недостатке, не считают уже нужным от него отказаться.
Мария Эшенбах
Чем несправедливее наша ненависть, тем она упорнее.
Сенека
Люди негодуют на несправедливость равных себе более, чем на насилия своих властелинов.
Фукидид
Вид несчастья производит на большую часть людей действие головы Медузы: при взгляде на нее сердца их превращаются в камень.
К. Гельвеций
Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений в святое и великое.
В. Белинский
За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительней было. И справедливо: ибо в нищете я первый сам готов оскорбить себя.
Ф. Достоевский
* Есть люди, у которых нравственность остается нетронутой, точно штука материи, из которой они никогда не шьют себе платья.
Ж.Жубер
Нравственность некоторых людей состоит в том, чтобы избежать позорного столба да не попасть на виселицу.
Ж.Пети-Сан
* Все мы нужны друг другу, и самый счастливый из нас нередко возлагает свои надежды и свои опасения на самого несчастного.
П. Метастазио
* После хорошего обеда можно простить кого угодно, даже своих родственников.
О. Уайльд
* Ни один человек не был столько обманываем другими, сколько сам себя обманывал.
Ф. Гревелль
Никого так ловко не обманываем мы и не обходим лестью, как самих себя.
А. Шопенгауэр
* Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших нравах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях.
Э. Борк
Опыт – это имя, которое большинство людей дает совершенным глупостям или пережитым неприятностям.
А. Мюссе
Те, которые оскорбляются безделицей, так же мало годятся для общества, как и те, которых ничто не оскорбляет.
П. Буаст
* Оценка нами кого-либо во многом зависит от того, как это лицо относится к нашим интересам и страстям. Нам трудно хорошо думать о тех, кто умаляет или угнетает нас, но мы охотно прощаем пороки тем, кто нам полезен или приятен.
Т. Маколей
* Великая ошибка наша – это что мы не знаем, где остановиться, что мы не бываем довольны скромным приобретением, что мы не применяемся к своему положению и, благодаря ненасытной жадности, теряем все, что имеем.
Э. Борк
Мы легко забываем наши ошибки, если они никому, кроме нас, неизвестны.
Фр. Ларошфуко
Поднимающегося редко кто поддерживает, падающего же многие подталкивают.
Наполеон I
Есть люди, которым во что бы то ни стало надо первенствовать: в театре, патроне, на эшафоте им всегда будет хорошо, если только они будут привлекать к себе внимание.
С.Шамфор
Счастливые пессимисты! Какую радость испытываете вы, когда вам удается доказать, что радости нет.
Мария Эшенбах
* Ни один плут не настолько глуп, чтобы не найти основания для своих подлостей.
Т. Кернер
* Есть вещи, которым мы, в конце концов, начинаем верить, когда часто слышим, как их повторяют.
Монтескье
Пусть только закроет глаза этот самый человек, которому все завидуют, и все его полюбят.
Гораций
Верх ума назовут безумием, как и крайнюю его тупость. Только посредственность всегда в похвале у людей.
Б. Паскаль
Потеря дорогого предмета причиняет нам более скорби, нежели то удовольствие, что доставляет нам обладание им.
П. Буаст
Даже клевету люди прощают охотнее, чем поучение.
Жан Поль (Рихтер)
Любовь к похвалам кроется более или менее во всех сердцах. Гордец, чтобы заслужить их, готов на тысячу неприятностей; скромный же бежит их лишь с тем, чтобы с большей уверенностью удостоиться их.
Р. Шуман
* Кажется, люди больше гневаются, когда их правам наносится легкий ущерб, чем когда они совершенно лишаются их благодаря насилию. Первое называется быть обманутым, второе – уступить более сильному.
Фукидид
Во всякой привязанности есть две стороны: одна любит – другая позволяет любить себя, одна целует – другая подставляет щеку.
А. Карр
Есть простодушие, которое доверяется всем и каждому, не подозревая насмешки. Такие люди всегда ограничены, ибо готовы выложить из сердца все самое драгоценное перед первым встречным.
Ф. Достоевский
Такова человеческая радость: она бывает сильной и глубокой лишь тогда, когда человек не знает будущего.
А. Тьер
Каждая разлука дает предвкушение смерти и каждое свидание – предвкушение воскрешения. Оттого-то даже люди, бывшие равнодушными друг к другу, радуются, если через двадцать – тридцать лет снова сойдутся вместе.
А. Шопенгауэр
Люди мало размышляют; они читают небрежно, судят поспешно и принимают мнения, как принимают монету, потому что она ходячая.
Вольтер
Наше раскаяние – это не столько сожаление о причиненном зле, сколько страх за его последствия.
Фр. Ларошфуко
* Рассудок чист и ясен; затемняет его буря, поднимающаяся из сердца.

Св. Апостол Павел (1 послание к Коринфянам, 13:4)
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему верит, уповает, все терпит. Любовь никогда не проходит».

Митрополит Антоний Сурожский
И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была ЛЮБОВЬ!


Именно любовь, - ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного - любви к человеку.

Архимандрит Рафаил Карелин
Когда Господь дает испытать любовь, то понимаешь, что это есть истинная жизнь, а остальное — серый сон. Только любовь делает жизнь глубокой, только любовь делает человека мудрым, только любовь дает силы с радостью нести страдания, только любовь готова страдать за других.

Святитель Николай Сербский
Когда любовь спешит навстречу любви, все теряет свое значение. Время и пространство уступают дорогу любви.

Святитель Николай Сербский
«Истинно любит тебя тот, кто втайне молится о тебе Богу».

Преподобный Сергий Радонежский
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».

Монах Симеон Афонский
«Лить колокола и золотить купола храмов – хорошо, но это еще далеко от Любви.
Строить храмы и возводить монастыри – еще лучше, и это уже недалеко от Любви.
Утешать детей, стариков, больных и заключенных – это очень близко к настоящей Любви.
Помогать всю жизнь хотя бы одному страдающему человеку – это и есть истинная Любовь».


Ты должна иметь любовь, а любовь с крыльями: с одной стороны — смирение, а с другой — милостыня и всякое снисхождение к ближнему.

Митрополит Антоний Сурожский
Любить – значит, перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить – значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого.

Митрополит Антоний Сурожский
«Если человек несет в себе большую любовь, эта любовь окрыляет, и все жизненные испытания переносятся с большей легкостью, поскольку человек несет в себе великий свет. Это и есть вера: быть любимыми Богом и позволять Богу любить себя во Христе Иисусе».

О Жизни

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
«Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу. Ибо должен засвидетельствовать вам, что когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, оно нисколько не было тяжело, и путь этот был радостным путем, потому что я чувствовал совершенно реально, совершенно ощутимо, что рядом со мною идет Сам Господь Иисус Христос и поддерживает бремя мое и крест мой».

Императрица Александра Феодоровна Романова
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи».

Преподобный Амвросий Оптинский
Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову Апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

Монах Симеон Афонский
«Истинная дверь всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими».

Преподобный Серафим Саровский
«Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный».

Преподобный Амвросий Оптинский
Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится - это и есть жить проще.


Господь сталкивает нас с людьми не напрасно. Мы вот все относимся к людям, встречающимся с нами в жизни, равнодушно, без внимания, а между тем Господь приводит к тебе человека, чтобы ты дал ему, чего у него нет. Помог бы ему не только материально, но и духовно: научил любви, смирению, кротости - словом, привлек ко Христу своим примером.
Если ты ему откажешь, ни в чем не послужишь, то помни, что он все-таки не будет лишен этого. Господь дает тебе случай сделать добро, приблизиться к Богу. Если ты не хочешь, Он найдет другого человека, который даст требующему должное и нужное ему.

Старец Паисий Святогорец
Когда человек осуждает, отгоняет от себя благодать Божию, становится беззащитным и потому не может исправиться.


Когда идёшь в гости к кому-либо из родных или знакомых, иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседою любви и искренней дружбы оживить свою душу от житейской суеты, чтобы соутешаться верою общею.

Об отношении к ближнему

Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу!

Митрополит Антоний Сурожский
Приучи себя при первом взгляде на человека всегда от души желать ему добра.

Святитель Николай Сербский
Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие!

Святой праведный Иоанн Кронштадский
Когда в глазах твоих люди впадают в различные грехи против тебя, против Господа, против ближних и против себя самих, — не озлобляйся на них, ибо и без тебя много злобы в мире, но жалей их от души и извиняй их, когда они обижают тебя, говоря сам себе: Господи! отпусти им, ибо их путает грех, они не знают, что делают.

Преподобный Амвросий Оптинский
«…Потребно держаться совета святого Исаака Сирина: «стараться не видеть злобы человека». В этом состоит чистота душевная».

Преподобный Силуан Афонский
«Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них».

Святой праведный Алексий Мечёв
Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет тебе благодарен.

О браке и семье

Святитель Иоанн Златоуст
«Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение».

Митрополит Антоний Сурожский
«Если дать Богу быть хозяином в доме, дом становится раем».

Святой праведный Иоанн Кронштадский
Которого ребенка не прогрели (любовью) родители и ближние до корня души, до корней всех чувств его, тот так и останется мертв духом для Бога и добрых дел.

Священник Александр Ельчанинов
Каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого — углубление духовной жизни каждого, постоянная работа над собой.

Старец Паисий Святогорец
Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, — родительское благословение.

Святитель Тихон Задонский
Если хотите, чтобы дети ваши были благочестивыми и добрыми, будьте сами благочестивыми и добрыми, и себя в пример им ставьте.

Святитель Иоанн Златоуст
Сколько бы ни была ты раздражена, никогда не укоряй супруга в понесённом ущербе, потому что сам он — лучшее для тебя приобретение.

Святитель Феофан Затворник
Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлет.

Святитель Тихон Задонский
Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова.

Святитель Иоанн Златоуст
Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.

Святитель Григорий Богослов
Если у тебя необуздан язык, всегда будешь ненавистна мужу. Дерзкий язык причинял зло часто и невинным. Лучше молчать, когда и самое дело вызывает на слово, нежели говорить, когда и время не даёт места нескромному слову.

О Боге и богопознании

Старец Ефрем Святогорец
Цель молитвы состоит в том, чтобы соединить человека с Богом, принести Христа в сердце человека. Где действие молитвы, там и Христос со Отцом и Святым Духом — единосущная и нераздельная Святая Троица. Где Христос — Свет мира, — там вечный свет мира: там мир и радость, там ангелы и святые, там веселье Царства.
Блаженны те, которые облачились в Свет мира — в Христа — еще в настоящей жизни, потому-что они уже начали носить одежду нетления…

Свт. Иоанн Златоуст
Послушай Бога в заповедях, чтобы Он тебя услышал в молитвах.

Митрополит Антоний Сурожский
«Бог приближается к нам всегда, Он всегда близок, но мы Его ощущаем только сердцем любящим и смиренным. Искорка любви у нас бывает, а вот смирения очень мало».

Святитель Николай Сербский
Для духовного человека в небесах существуют три окна: в первое смотрит верующий разум, второе открыто для уповающего сердца, третье - для любящей души. Тот, кто смотрит только в одно окно, увидит лишь треть неба. Кто смотрит сразу в три, тому открыто небо целиком. Святая Варвара прорубила три окна в башне, в которую ее заточил отец–язычник, чтобы так исповедовать свою веру во Святую Троицу. Чтобы увидеть Божественную Троицу в Ее Единстве, мы должны узнать самих себя как троицу в единстве. Ибо только троица может созерцать Троицу.

Митрополит Антоний Сурожский
«В Ветхом Завете увидеть Бога значило умереть; в Новом Завете встреча с Богом означает жизнь».

Текущая страница: 1 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Православный цитатник. Собрание кратких изречений и добрых советов святых отцов и учителей Церкви
Составитель Владимир Зоберн

На книгу получено благословение Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия


© ООО «Издательство АСТ», 2010

© Зоберн В., 2009

Часть первая

Глава 1
О Боге Самом в Себе и по отношению к тварям – преимущественно к человек

Небо, земля, море – словом, весь этот мир есть великая и преславная книга Божия, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог

* * *

Один философ спросил святого Антония, который не умел ни читать, ни писать: «В какой книге почерпнул ты сведения о высоких истинах, проповедуемых тобою?» – Святой Антоний, не говоря ни слова, одной рукой указал на небо, а другой на землю.

* * *

Каждая тварь выражает собою мысль Божию. А мысль Божия совершенна, полна, следовательно, и каждая из тварей, по своему виду и роду, заключает в себе все совершенство и всю полноту. Правда, мы называем некоторых из тварей гадкими – так, по привычке. Но это очень глупо. Вникни, рассмотри организм этих, по-видимому, гадких тварей, и ты удивишься чудному их устройству. Даже, можно сказать, чем ничтожнее, чем едва заметнее для глаз наших что-либо из рода пресмыкающихся или насекомых, тем более оно имеет в себе совершенства. Мы мало знаем природу, оттого так поверхностно и судим о ней. Нет, когда говорится: дивен Ты, Господи, и дивны дела Твои, так это потому именно сказано, что всякая тварь в своем роде совершенна, что каждая из них находится в тесной связи с прочими тварями и создана для известной, необходимой цели

* * *

Воистину велик Бог! И един Он велик и в великом, и в малом земли

* * *

Хороши создания и хороши весьма, но несравненно лучше Создатель, Который их хорошими сотворил (святитель Тихон Задонский).

* * *

Все мы веруем, что Бог силен, и веруем, что для Него все возможно: но ты и в своих делах должен иметь веру в Него, потому что и в тебе Он творит чудеса (авва Евпрепий).

* * *

Надобно возлюбить пути Господни, и они сделаются для нас приметны (

* * *

Пути Провидения покрыты мраком, и непостижимы разуму судьбы Его; но муж доброделающий познает их (авва Евагрий).

* * *

Чтобы зреть пути Промысла Божия, надобно самому быть близким к Промыслу

* * *

Как нельзя видеть солнца без самого солнца, так равно невозможно познать Бога без Самого Бога (протоиерей П. Соколов).

* * *

Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть (преподобный Иоанн Лествичник).

* * *

Кто не имеет смирения с глубоким самоуничижением, тот не может рассуждать о величии Божием.

* * *

Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос не обнимал Божией сущности (святитель Григорий Богослов).

* * *

Если то, что Бог есть (существует), принимается верою (Евр. 11, 6), а не постигается разумом, то возможно ли постигнуть разумом то, что Он есть? (Святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее (святитель Григорий Богослов).

* * *

Нет имени, которое бы вполне могло выразить Бога: так нельзя постигнуть Его всего (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим, потому что Он будет предметом познания через всю вечность. Если бы ум понял Его, то остался бы без действия, а это для него – мука (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Не столько вдавайся в глубокие исследования о Боге, сколько старайся подражать Ему (святитель Григорий Богослов).

* * *

Что это значит, что никакая земная вещь, ни честь, ни богатство, ни таланты, ни знания не удовлетворяют нашему сердцу? Что значит, что мы среди земного счастья скучаем и чувствуем пустоту души нашей? – Это выразительный голос сердца, говорящий: человек, не ищи удовлетворительных благ на земле, в сей юдоли суеты и тления: твое блаженство в едином Боге! К Нему обращай все твои желания, в Нем ищи постоянного наслаждения и успокоения (Иаков, архиепископ Нижегородский).

* * *

Отчего скучают иные? Оттого, что не напали на предмет, который занимал бы их всесторонне и насыщал вполне. Такой предмет один: Бог и судьбы правды Его. Отдайте Ему свой труд, время и внимание, и вам некогда будет скучать; напротив, будете как в раю, потому что с радостью богомыслия и славословия ничто не может сравниться. Испытав это, Святые Отцы все время посвящали на то; на том же основании и Святая Церковь заповедала многократно в день собираться на молитву

* * *

С Богом быть на всяком месте дом и отечество есть; без Бога же и дом и отечество есть ссылка и плен (святитель Тихон Задонский).

* * *

С Богом в бедах и страданиях и в самом аде добро (хорошо): без Бога и самый рай и небо есть ничто (святитель Тихон Задонский).

* * *

С Богом быть и в аде рай, без Бога быть и в небе мучение (святитель Тихон Задонский).

* * *

Ищи Бога, но не ищи, где обитает Он (авва Сисой).

* * *

Бог есть круг, коего средоточие везде, а окружие нигде (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Бог все наполняет и вне всего существует

* * *

Во всяком месте находится Бог, но ни в одном не заключается (святитель Кирилл Иерусалимский).

* * *

Бог весь везде, весь во всем, равно в великом и малом, и весь выше всего (преподобный Иоанн Дамаскин).

* * *

До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу; только умей найти эту близость верою и молитвою. Близ Господь всем призывающим Его во истине (Пс. 144, 18) (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Бог всегда близок к человеку по Своему вездесущию, а человек не всегда близок к Богу по своей ограниченности, невниманию, рассеянности (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Быть близко или далеко от Бога зависит от самого человека, потому что Бог везде (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. Аще кто отверзает двери, говорит Он, вниду к Нему (Апок. 3, 20) (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Ищи Бога мыслию на небесах, любовью в сердце, благоговением в храме, везде ищи Его – делами, для Него предпринимаемыми и совершаемыми (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Ищи Того везде, Который везде есть; и, оставивши все, Его Единого ищи и – непременно найдешь (святитель Тихон Задонский).

* * *

От всевидящего ока Божия не укроются не только явные, или видимые людьми, но и тайные дела наши, и не только дела, но и самые помышления наши (Апок. 2, 23; Евр. 4, 13) (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Во всяком деле, которое делаешь, содержи в уме, что Бог видит всякий помысл твой, и никогда не согрешишь (авва Евагрий).

* * *

Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим; сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит сокровенные тайны сердца твоего? (авва Исаия).

* * *

Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему благоугодно: то тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле, благоугодном Богу (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Для Бога легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам с тобою засветить свечу (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Сила Божия не нуждается в силе человеческой (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

И самомалейшая птичка несть забвенна пред Отцом Небесным (святитель Тихон Задонский).

* * *

Особенно великое чудо любви Божией, которого не увидим и в вечности (потому что это – предел возможной любви), есть послание в мир Сына Божия. Много значит не оскорбляться преступлением, более – простить, еще более – после прощения благодарить; но несравненно много – принять Богу образ человеческий, страдать и умереть. Это подлинно есть чудо в нравственном мире (Ин. 15, 13; Рим. 5, 8). В этом одном обнаружилось сердце Божие так, что если бы забыто было учение о совершенствах Божиих, то в этом одном заключалось бы все богословие (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

По правосудию Своему Бог за грех одного весь род человеческий предал смерти: а по милосердию Своему, когда все люди были под проклятием и связаны узами греховными, за правду Одного всем даровал спасение (блаженный Феодорит).

* * *

О Боже, давый нам Сына Твоего! Чего Ты нам с Ним не дарствуешь! (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Легче измерить пространство небес и поднебесья и глубины бездн морских, легче исчислить дыхания, выдыхаемые из сердца, и вес вдыхаемой жизни, чем измерить и познать величие и число благодеяний Божиих (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

О, когда бы человек так Бога почитал, как он почтен от Бога! (святитель Тихон Задонский).

* * *

Бог ниспосылает нам щедрые дары Свои с большим удовольствием, нежели с каким мы принимаем их (святитель Григорий Богослов).

* * *

Бог по беспредельной благости и милосердию всегда готов все даровать человеку, но человек не всегда готов принять от Него что-нибудь (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости. Потому что она, хотя и милость, ищет достойного, как Сам Бог сказал: помилую, егоже аще милую, и ущедрю, егоже аще щедрю (Исх. 33, 19) (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Не даров у Бога недостает для нас, а нас недостает для даров Его (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Благодарность Богу за полученные от Него дары есть сосуд, в который благодать Божия полагает новые (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Ничто так не угодно Богу, как благодарность (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Верный в малом приобретает доверенность во многом. Верный в благодарении за малый дар Божий обретает дерзновение просить великого. В самом деле, по собственному ощущению, христианин, можешь знать, что сердце благодарящее свободнее открывается и пространнее отверзается, нежели просящее: следственно, тем более оно способно к приятию благодати (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Господь подает и ущедряет дары Свои тому, кто приемлет их со смиренным благодарением, а от неблагодарного вземлется и то, что мнится имети (Димитрий, архиепископ Херсонский).

* * *

Чем больше солнечных лучей падает на цветы и другие растения, тем более испускают они благоуханий к солнцу; наше солнце – Бог; будем благодарны Ему, подобно цветам (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Бог милосерд, но и правосуден, – бесконечно милосерд, но и бесконечно правосуден (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Кто, уповая на милость Божию, не перестает грешить, тому опасаться надобно, чтобы не почувствовать на себе праведного суда Его (святитель Тихон Задонский).

* * *

Благость Божия да подвигнет нас к тому, да не дознаем на себе правды Божия (святитель Тихон Задонский).

* * *

Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим на правду Его (святитель Тихон Задонский).

* * *

Чтобы не согрешить, нужен страх суда Божия; чтобы согрешившему не отчаяться, полезна надежда милосердия Божия (святитель Василий Великий).

* * *

Праведен ли ты, бойся гнева (Божия), дабы не пасть; грешен ли ты, берись за милосердие (Божие), чтобы встать (святитель Григорий Двоеслов).

* * *

Не будем жаловаться на праведный суд Божий. Мы невежды, чтобы подавать свое мнение о неизреченных судах Божиих (святитель Василий Великий).

* * *

Не думай, что там уже и нет правды Божией, где не усматривает ее твое не тонкое око (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Если не здесь, то там, и тем более там, если не здесь, Бог воздаст каждому по делам его (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Полная разгадка разнообразия участей наших будет там. Там все увидят, как все хорошо было устроено; а здесь мы живем пока во тьме (святитель Феофан Затворник).

* * *

Хотя и сокрыты от нас причины Божиих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть для нас приятно (святитель Василий Великий).

* * *

Бог, без всякого сомнения, распоряжает нашими делами лучше, нежели как предначертали бы мы сами (святитель Василий Великий).

* * *

Чего Бог нам желает, то и есть самое лучшее для нас (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Что полезно для нас, того хочет Бог; чего хочет Бог, то полезно для нас (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Все, что с тобой ни случится, принимай как доброе, зная, что без Бога не бывает ничего (преподобный Симеон Новый Богослов).

* * *
* * *

Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя (преподобный авва Дорофей).

* * *

Премудрость Божия находит средства и пути к нашему счастью даже там, где мы не видим ничего, кроме опасностей и страданий (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Когда ты говоришь: Бог человеколюбив, а потому не накажет, то по-твоему выйдет, что Он уже не человеколюбив, если накажет (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Горькое, посылаемое от руки Небесного Врача, более благоприятно здравию душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

И благополучие может быть опаснее бедствия, и бедствие спасительнее благополучия (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Как редко и как холодно люди молились бы, если бы не было скорбей и страданий! (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Господь скорбями избавляет от больших скорбей (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога; время напастей есть то время, в которое Бог зиждет души наши

* * *

Как семена имеют нужду в дожде, так мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души вместо заступа нужны искушения и скорби, чтобы она не произращала худых трав, чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля без тщательного возделывания не приносит ничего здорового (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Школа креста – самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает: а) безумных умными, а умных мудрыми; б)гордых смиренными, а смиренных смиренномудрыми; в) худых добрыми, а добрых лучшими; г)слабых сильными, а сильных непобедимыми (протоиерей И. Толмачев).

* * *

Если нет человека, который бы без искушений благоугождал Богу, то должно благодарить Бога за всякий скорбный случай (святой Марк Подвижник).

* * *

Какое бы искушение ни постигло человека, он должен говорить: «Это по милости Божией!» (авва Сисой).

* * *

Бог в нынешние времена не попускает таких искушений врага, какие были прежде; потому что знает, что ныне люди слабы и не перенесут их (преподобный Антоний Великий).

* * *

Скудельник знает, сколько должно держать в огне глиняные сосуды, которые, будучи передержаны, расседаются, а будучи недодержаны, негодны к употреблению: тем более знает Бог, какой силы и степени нужен огнь искушений для словесных сосудов Божиих – христиан, чтобы они сделались способными к наследованию Царства Небесного (святитель Игнатий Брянчанинов).

* * *

Бог не попускает нам ни постоянно бедствовать, чтобы мы не отчаялись, ни постоянно благодетельствовать, чтобы мы не пали (нравственно) (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Бог не оставляет людей навсегда ни в несчастии, чтобы они не изнемогли, ни в счастии, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устрояет их спасение (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Надобно благодарить Бога, когда Он подает блага, и не выходить из терпения, когда Он не ущедряет ими (святитель Василий Великий).

* * *

Пришло благополучие – благодари Бога, и благополучие твердо будет. Пришли несчастия – благодари Бога, и несчастия прекратятся (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Слава Богу за все! Не перестану говорить это всегда и во всех приключениях моей жизни (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее отечество (святитель Филарет, митрополит Московский).

Глава 2
Священное Писание, или Библия

Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Писания для души (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Как лишенный естественного света не может идти надлежащею дорогою; так и не освещенный лучом Божественных Писаний принужден непрестанно погрешать во многом, потому что бродит в глубокой тьме (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Советую каждому купить Библию или, по крайней мере, Новый Завет! Книги эти всегда послужат вам к научению вашему (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Вода по свойству своему мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желобок, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и Слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает (или читает). Слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его (авва Пимен).

* * *

Кто Библию имеет, тому может принести она большую пользу и великое утешение. Часто один взгляд на эту священную книгу лишает уже нас охоты ко греху (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Не гляди только в Библию, но читай усердно и сохраняй рачительно в памяти читанное (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Некто спросил однажды мудреца: зачем ты постоянно читаешь книги, в которых содержится учение о Божестве и обязанностях человека? Ведь ты уже несколько раз читал их? Мудрец сказал: «Зачем ты ныне требуешь пищи себе? Ведь ты вчера ел». – «Я делаю это для того, чтобы жить», – отвечал спрашивавший. – «И я читаю для того, чтобы также жить», – сказал мудрец. Видно, что, по понятию мудреца, как для жизни тела ежедневно требуется пища вещественная, так и для души ежедневно нужна пища духовная (Петр, епископ Томский).

* * *

Это великое благодеяние Божие, что некоторые места Божественного Писания весьма ясны, а некоторые не ясны, чтобы одними мы утверждались в вере и любви и от многого непонимания не впали в неверие и уныние, а другими возбуждаемы были к изысканию и труду, избавились от гордости и приобрели смирение чрез то, что не можем постигнуть (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Многие читают Священное Писание для того, чтобы быть в состоянии только говорить о нем, а многие, по примеру Ирода (Мф. 2, 8), значение оного обращают даже против Иисуса Христа: но ты упражняйся в нем для обретения Христа по примеру мудрецов восточных (протоиерей П. Соколов).

* * *

Слово Божественного Писания читай делами, а не многословь, тщеславясь одним простым вниманием (святой Марк Подвижник).

* * *

Что сказано в Писании, сказано не для того, чтобы мы знали (только), но чтобы исполняли (авва Исихий).

* * *

Слышанное Божие Слово (из уст проповедника или в Писании прочитанное) в больший вред обращается тому, кто слышит и не исправляется от него (святитель Тихон Задонский).

* * *

Недостаток в человеке – не знать Писания; но двойной недостаток имеет тот, кто знает оное и пренебрегает им (преподобный Ефрем Сирин).

* * *

Старайтесь быть всегда не заботливыми слушателями Слова Христова, но творцами дела спасения (святитель Филарет, митрополит Московский).

Глава 3
Господь Иисус Христос

Сын Божий явился на землю с душою, телом и Божеством, чтобы, как Бог, избавить душу и тело от смерти

* * *

Сын Божий сделался Сыном человеческим, чтобы человеческих сынов соделать чадами Божиими (Гал. 4, 5) (протоиерей П. Соколов).

* * *

Слово, по человеколюбию соделавшись плотью, не изменило ни того, что было, ни того, чем сделалось (преподобный Фалассий Сирийский).

* * *

Если железо положить в огонь, то оно всецело проникается огнем, однако ж не сделается само огнем и, наоборот, огонь не делается железом; так и во Иисусе Христе каждое из естеств (Божеское и человеческое) удержало свои свойства, осталось тем, чем было (протоиерей Евг. Попов).

* * *

Христос родился в яслях, жил, где случится, и умер на кресте (Иннокентий, архиепископ Херсонский).

* * *

Хочешь всякий день видеть чудо? – Всякий день размышляй о воплощении и страдании Христовом (святитель Тихон Задонский).

* * *

Как недальновиден ум человеческий со всею хитростью, со всем коварством страстей! Люди думали, что, предавая на смерть Христа Господа, они делают только то, что хотелось страстям их. А оказалось, что сами страсти выполняли то, что хотела любовь небесная, любовь Сына Божия (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

Природа сынов Адамовых порывается возникнуть от чувственного к духовному, подобно как иногда рыба мечется из воды в воздух: но так же легко и скоро, как рыба в воду, погружается опять в чувственность; только Христос благодатною силою может ее решительно возвысить, обновить, возродить и дать ей постоянное духовное направление (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Не в первый день, не тотчас по смерти воскрес Господь, чтобы освятить наш путь ко гробу и осветить надеждою наши могилы, – не во второй день, не в субботу, чтобы сохранить покой законной субботы и чтобы продолжительным пребыванием во гробе уверить всех в истине Своей смерти и погребения и тем увеличить славу воскресения. Не далее как в третий день воскрес Господь, чтобы не оставлять долее учеников Своих в тоске и смятении, чтобы скорее обрадовать их и утешить. Да и могла ли смерть долго держать в своих узах Источника жизни? (Протоиерей И. Яхонтов).

* * *

Христос как воскресением Своим сокрушил двери ада и открыл верующим исход из него, так вознесением Своим отверзает двери неба и открывает верующим вход в него (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Не видя Христа, веруй в Него, люби Его, и радуйся, и будь блажен (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Если творение мира есть дело любви Божией, то дело искупления людей смертью Сына Божия есть чудо любви Божией (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

Если отдашь Богу не только все, что имеешь, но и все, что мыслишь, чувствуешь, делаешь, – душу, тело, жизнь: можешь ли не признать, что сим еще мало воздашь Божия Богови? Если это можно почесть достаточным; то не потому ли только, что не можешь сделать более? (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

О! Не объять уму человеческому всей широты и высоты любви Божией, излившейся на нас во Христе Иисусе. Но тем страшнее быть неблагодарным перед такою любовью (Филарет, архиепископ Черниговский).

* * *

Человек, пребывающий с Иисусом, богат, если он и нищ в вещественном отношении (авва Евгений).

* * *

Лучше лишиться всего в мире, нежели потерять Иисуса Христа: все лишения Он вознаградит сторицею, а лишение Его Самого не может быть вознаграждено обладанием целого мира (протоиерей П. Соколов).

* * *

Не находим ли мы высокого удовольствия, если можем перенести трудный подвиг для человека, которого чтим и любим? Из сего, по восхождению от малого к великому, самое верное заключение есть то, что, если охотно понесем крест для Христа, найдем блаженство в самом подвиге прежде блаженства за подвиг (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Если плотская любовь так порабощает душу, что отвлекает ее от всего и привязывает только к любимой особе: то чего не сделает любовь ко Христу и страх быть отлученным от Него? (святитель Иоанн Златоуст).

* * *

Нет большей славы, как разделять бесчестие с Иисусом (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Крест и различные скорби суть знамя христианское, под которым христиане воинствуют Царю своему, на кресте распятому (святитель Тихон Задонский).

* * *

Если Христос, безвинный, за наши вины соизволил перенести скорбь и тугу смертную: ты ли не покоришься перенести без сравнения меньшую скорбь, без сомнения за некие вины твои пред Богом, хотя, может быть, и безвинно пред человеками? (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Кто хочет быть участником вечного царствия с Иисусом, тот должен быть участником и страданий, и терпения Его (святитель Тихон Задонский).

* * *

Если любишь Христа, не забывай исполнять Его заповеди (авва Евагрий).

* * *

Противник Христов не только тот, кто учением, но и кто житием слову Его противится (святитель Тихон Задонский).

* * *

Уметь смиряться – значит уметь подражать Иисусу Христу (святитель Василий Великий).

* * *

Помяни Христа в вертепе и в темнице: и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Помяни Христа, обнаженного и облекаемого в одежду поругания: и для тебя нежелательна будет изящная одежда (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Помяни оцет и желчь, вкушаемые Христом: и ты не взалчешь роскошного пиршества (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Помяни Христа, Которого, по изображению пророческому, колена изнемогоста от поста (Пс. 108, 24): и пост будет для тебя сладок и питателен паче пиршества (святитель Филарет, митрополит Московский).

* * *

Идеже есмь Аз, говорит Христос, ту и слуга Мой будет. Где же Христос? На небесах. Итак, переселимся туда душою и умом еще и прежде воскресения (святитель Иоанн Златоуст).

Человеческая цивилизация существует уже более 6000 лет, и за это время человечество накопило колоссальный запас мудрости в виде философских трактатов, этических сочинений, художественных произведений или просто универсальных принципов, устоев и норм, согласно которым живет и сейчас наше общество. В нынешнее динамичное время стал особенно популярен жанр афоризма как емкий источник многовековой человеческой мудрости, экстракт мысли, заключенный в совершенную форму законченного лаконичного высказывания. Нередко афоризмы рождаются как в рамках каких-либо произведений, так и самостоятельно. Сегодня известно немало авторов, которые сделали афоризм основой своего творчества, что говорит о востребованности этого жанра в нашей жизни.

«Всемирная энциклопедия афоризмов» собрала в себе изречения, афоризмы, цитаты, стихотворные отрывки, философские мысли, оставленные нам выдающимися деятелями всего мира: древними философами, античными драматургами, средневековыми моралистами, художниками и поэтами Возрождения, учеными и писателями Просвещения, знаменитыми политиками, актерами, специалистами в различных областях знаний – словом, теми, кто так или иначе повлиял на мировоззрение современников и последователей, на культурный прогресс человечества.

Авторы книги – представители разных народов и времен, выходцы из различной социальной среды, специалисты многих сфер деятельности, а их афористическое наследие, собранное здесь, включает как лаконичные философские высказывания, отрывки из нравоучительных трактатов, так и ироничные заметки, остроты, каламбуры. Нередко одна и та же мысль повторяется разными авторами в разное время, и в этом случае мы можем говорить о связи поколений, об извечной актуальности волнующих нас вопросов и тем. Но столь же часто мудрые противоречат друг другу, что дает нам, читателям, возможность, опираясь на их мнение и опыт, все же самим принимать решение по той или иной проблеме.

Многообразие тем, затронутых авторами этой книги, поистине всеохватно, как и многообразие жизненных интересов каждого из нас: рассуждения о законах существования, о страстях человеческих, о пороках и добродетелях, высказывания о представителях противоположного пола, тонкие советы на все случаи жизни и остроумные наблюдения за явлениями бытия.

Все мысли, афоризмы, цитаты одного автора собраны в одну статью и расположены по алфавиту первого слова. Каждую статью открывает краткий биографический очерк, из которого читатель сможет узнать об основных датах и этапах жизненного пути автора, а также названия прославивших его произведений.

Наша «Всемирная энциклопедия афоризмов» будет интересна и полезна всем, стремящимся к постижению мировой мудрости.

Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун (Григорий Бар-Эбрей)

(1226–1286)

Сирийский писатель, священник.

Родился в Малатье (современная Турция) в христианской семье. Бар Эбрей – прозвище, означающее «сын еврея», имя «Григорий» получил при крещении. Однако поскольку основные сочинения написаны им на арабском языке, Абу-ль-Фарадж более известен по арабизированной форме своего имени. В 1246 г. стал епископом Гулы, а в 1264 г. – мафрианом яковитов Месопотамии, на этом посту оставался до самой смерти. Многое сделал для укрепления почетного положения христиан в Передней Азии. Умер в Мараге (современный Иран).

Абу-ль-Фарадж – один из самых выдающихся и плодовитых сирийских писателей. За глубокие познания во многих науках и стиль изложения был назван современниками «Краса века». Сегодня известны многие работы Абу-ль-Фараджа: «Краткая сирийская грамматика», богословское сочинение «Сокровища тайн» и в том числе его главный исторический труд «Хроника».

Будь осторожен с женитьбой, чтобы с тобой не произошло то же, что стало с рыбами и сетью: те, что были внутри сети, стремились покинуть ее, а те, что были вне ее, жаждали попасть внутрь.

Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

Все земные страсти бесплодны. Те, которые пережиты, подобны снам, те же, которые нас ожидают, закончатся для тех, кто еще надеется, разочарованием.

Глуп тот, кто причиняет себе зло ради того, чтобы сделать добро своему другу.

Глупец не испытывает огорчений от скудости своего ума.

Глупца легко узнать по двум признакам: он всегда говорит так, что в его словах нет для него никакой пользы, и он всегда вмешивается не в свое дело.

Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.

Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.

Земные страсти подобны морской воде. Чем больше ее пьешь, тем сильнее испытываешь жажду.

Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения.

Когда люди спорят потому, что стремятся к истине, то спор неминуемо должен прекратиться, ибо истина бывает только одна. Когда же спорящие стремятся не к истине, а к победе, тогда спор все более разгорается, ибо ни один не может выйти победителем в споре без того, чтобы его противник не оказался побежденным.

Кратковременная неудача лучше кратковременной удачи.

Лучшая похвала – та, что исходит от человека, которому ты ничего хорошего не сделал.

Лучше время от времени недоедать, чем переедать.

На что похожа женщина, у которой нет мужа? На речное русло, по которому не течет вода.

Не надейся на вспыльчивого друга, даже если сам по натуре он добрый человек.

Не пренебрегай маленькими людьми – они могут помочь тебе возвыситься.

Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву.

Один философ женился на малорослой и тощей женщине. Его спросили, почему он так сделал. И ответил он: «Я выбрал меньшее зло».

Ошибки, допущенные при рисовании, все видят и критикуют; ошибки же, допущенные врачом, скрывает земля.

Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел.

Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока.

Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.



Рассказать друзьям