Ганса руди гигера. Ганс Рудольф Гигер — безумный художник

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Едва появившись в прокате, фильм «Чужие» (" Alien ") моментально стал культовым, особенно для зарубежной молодежи. Этот факт подтверждают как миллионные кассовые сборы, так и огромное количество фанатичных поклонников картины.

Благодаря последним, судя по всему, фильм и получил логическое продолжение, мы не успели оглянуться, как в нашей жизни появились «Чужие-2», «Чужие-3». В общем, считаем до пяти. Пока до пяти. В 1980 г. «Чужие» получили «Оскара». Это заслуга швейцарского художника Ханса Руди Гигера. Одной из самых парадоксальных фигур современного искусства.


ХРОНИКА ШЕДЕВРА

В1977 году Ханс Руди Гигер получил от кинокомпании «XX век Фокс» заказ на дизайнерские разработки фантастических монстров для фильма «Чужие». В начале февраля 1978 года режиссер Ридли Скотт прибыл в Цюрих для ознакомления с предварительными набросками.

Шесть недель спустя кинокомпания одобряет разработки и вызывает Гигера в Лондон для дальнейшего обсуждения эскизов.

Еще через десять недель окончательный вариант дизайна готов. Гигеру дается еще шесть недель для его «овеществления». Однако процесс затягивается на целых пять месяцев.

Наконец осенью 1978 года все работы были закончены. Через полгода в Голливуде состоялась премьера «Чужих» и началось триумфальное шествие фильма по миру.

В СЕТЯХ «НЕКРОНОМИКОНА»

Выбор художника для «Чужих» был закономерен. Все творчество Ганса Руди Гигера настолько монструозно, что лучшего разработчика кошмарных инопланетных чудищ не стоило и желать. Однако в действительности эффект превзошел все ожидания.

Заслуженного «Оскара» в номинации «Лучшие визуальные эффекты» художник получил в 1980 году. Кто-то из кинокритиков охарактеризовал дизайн этой картины как «пугающее присутствие гигеровского творчества». Как ни странно, здесь оно в некотором смысле вторично: художник отчасти цитировал самого себя, свой «Некрономикон» («Маски смерти»), который, в свою очередь, был навеян одноименной книгой Г.Ф. Лавкрафта.

Герой Лавкрафта, черный маг из Йемена Абдулла аль Азред, некогда бродил по тайным храмам Вавилона и Мемфиса, жил в «городе зла» Белет эль Джин, где общался с демонами, участвовал в их ритуалах и был допущен к некой ужасающей тайне, принадлежавшей могучей расе, более древней, чем человечество. Согласно легенде, в 783 году на базарной площади города Саннах посреди солнечного дня безумный фанатик-сатанист был разорван на куски невидимым когтем.

Образы книги пленили воображение Гигера. Одержимый «Некрономиконом» и изрядной дозой ЛСД, он следом за Абдуллой аль Азредом бродил по улицам Саннаха и творил свою галерею «Масок смерти» — более 30 картин за три месяца. Стал ли швейцарский художник последовательным сатанистом, сказать трудно, но отношения с христианством были разорваны окончательно.

Подсознательная же готовность к неприятию Христа была заложена в нем еще в раннем возрасте.

РАННЯЯ ТЯГА

Ханс Руди Гигер родился 5 февраля 1940 года в местечке Чар, в семье аптекаря. О месте своего рождения он позже скажет так: «Мне кажется, что нигде больше не было такого количества алкоголиков, идиотов и самоубийц».

Самые неизгладимые впечатления будущий художник получил в католическом детском саду. Его нередко наказывали, причем своеобразно. Впоследствии, будучи взрослым, Гигер не раз испытывал возбуждение при виде текущей крови. Сказывались воспоминания о тех часах, которые он провел стоя на коленях под распятием, где Иисус страдал, покрытый ужасающими кровавыми ранами. Сложилась неразрывная цепь: удовольствие — наказание — кровь — возбуждение. Наказывали же Гигера в основном за тягу к девочкам. Примечательно, что дошколенок Ханс Руди получил даже прозвище — Убийца женщин.

Биомеханика

Еще одно необычное пристрастие появилось у Гигера в младших классах школы. Преподаватель выводил своих подопечных на прогулку и затеял игру в лошадки, надо сказать, что эти игры проходили на площадке, где в Средние века казнили преступников. Лошадками были девочки, наездниками — мальчики. Напрасно Ханс Руди пытался добиться смены ролей — вожделенную упряжь на него так и не надели.

Зато в одном из своих художественных альбомов «Passage Temple Life» (можно приблизительно перевести как «Путешествие в жизнь храма», но англ. Temple — не только «храм», но и «висок») Гигер щедро снабдил героев всевозможными ремнями, застежками и прочей сбруей, а еще собрал внушительную коллекцию мужских подтяжек.

Прозвище «Убийца женщин» в некотором роде тоже оказалось пророческим. Женщины на картинах Гигера — бледные, анемичные, болезненные — вечно истязаемы и насилуемы самыми изощренными способами.

Практически все крупные альбомы художника питались детскими впечатлениями. Проект «Ghost Train» («Поезд призраков») родился в подвале дома почтенного аптекаря, который маленькому Гигеру казался лабиринтом, населенным ужасными призраками. «Мой "Ghost Train" стал поездкой в одну сторону по этому лабиринту, наполненному скелетами, монстрами из папье-маше, висельниками и мертвецами, танцующими под аккомпанемент собственных костей», — признавался художник. Со временем знаменитый подвал расширился и удлинился за счет соседних домов, купленных Гигером.

СТИЛЬ ДЛЯ БАЙКЕРОВ

Почти все «кошмарные видения» художника получили то или иное развитие. Из «Некрономикона» возникли вполне осязаемые и движущиеся «Чужие». Из «Ghost Train» — лабиринт в частных владениях художника. Из безнадежной серии «The Spell» («Надежда») — детали оформления фильма «Полтергейст-2».


Из дизайнерских разработок к киноверсии фантастической эпопеи Фрэнка Херберта «Дюна» — интерьер в рабочем кабинете Гигера, в котором, по словам мастера, «властвует греховность и творится черная магия». В отличие от «Чужих» киноверсия «Дюны» заметным событием не стала, зато компьютерная игра, вобравшая в себя гигеровскии дизайн, до сих пор пользуется популярностью.

Складывается впечатление, что художнику мало воплотить ужастики на холсте, ему явно необходим следующий шаг к овеществлению всей этой жути. К слову сказать, и не холсты это вовсе, а деревянные щиты, на которые покрытие нанесено с помощью специальной фототехнологии и акриловых красок, напыленных аэрографом.

На ранних этапах своей карьеры Гигер работал еще более любопытно: развешивал листы бумаги на проволоке и зубной щеткой разбрызгивал на них тушь, а затем процарапывал лини щепкой.

Одну из первых работ как раз такого рода — «Atomickinder» («Атомное дитя») — в 1963 году опубликовали андеграундные журналы «Clou» и «Hotcha», угадав в недавнем выпускнике Цюрихского художественного училища будущую культовую фигуру. Тяга к различного рода неформалам сохранилась у Гигера на всю жизнь. В шестидесятые годы он создает цикл «Ангелы Ада», где к несущимся мотоциклистам из тьмы устремляются крылатые демоны. Эта работа стала эмблемой швейцарских байкеров на целые 20 лет, пока они не обратились к Гигеру с просьбой разработать обновленную атрибутику и эмблемы движения. Типография запорола тираж, но художник все равно забрал его и вручную выправил огрехи печатников, что снискало ему еще большую любовь и поклонение. С той поры в байкеровской среде стало престижным носить на теле татуировки, выполненные по мотивам произведений Гигера.

Психоделия — важнейшая черта творчества Гигера. Неслучайно в списке литературных пристрастий художника первые места занимают Кафка, Майеринк и Лавкрафт. В целом же творчество Гигера — это своего рода «звериная икона» Апокалипсиса. Виртуозно владея приемами культовой живописи, «швейцарский сатанист» использует их для демонстрации вещей, относящихся к инфернальному плану существования. Люди на его картинах стянуты металлическими скобами, запаяны и заварены в частях разрушенных механических конструкций. Лопнувшая кожа, вываливающиеся внутренности...

Смаковать инфернальный ужас - занятие не хуже многих других. О вкусах, разумеется, не спорят - разве что кончина мифического Абдуллы аль Азреда несколько портит аппетит. Впрочем, признанный маэстро Гигер творческим несварением явно не страдает - а уж что там от искусства, а что лишь от лукавого...

Гигер живописует победу материи над духом, Сатаны над Христом. Из его атобиографии следует, что студенческих лет он предпочитал селиться в "проклятых" домах, коллекционыровал ритуальные предметы, истользовавшиеся в ритуалах типа Черной мессы (в его коллекции имелась, например, "голова дьявола", обтянутая настоящей человечесой кожей). Его первая возлюбленная - прекрасная Ли Тоблер - после девяти лет с Гигером впала в летаргию, а затем застрелилась. Он симпатизирует "Ангелам Ада" и даже нарисовал плакат для слета этой организации в Швейцарии. После выхода "Некрономикона Гигера" ("Некрономикон" - апокрифическая книга заклинаний, позволяющих вызвать демонических Властелинов мира - важнейших источник вдохновения для Алистера Кроули, Г.Ф.Лавкрафта и многих других черновидцев) Гигер был заочно принят в одно из тайных обществ под именем "Frater Alien" ("Брат Чужой") - что является, несомненно, признанием его авторитетным эксперто в области Зла.

Однако знание Зла вовсе не обязательно означает подчинение его законам. Ведь Зло, в сущности - это та иллюзорная реальность, в которой мы, обычные, непросветленные существа, "движемся и живем". Понимание природы Зла может поэтому стать путем к освобождению из его пут. Так, в частности, истолковывает значение творчества Гигера его друг, знаменитый "психоделический гуру" Тимоти Лири:

Гигер, ты иномирный пришелец, таящийся в моем теле, откладывающий в нем свои блуждающие яйца чуда. Ты опутал себя шелковистым коконом, словно личинка, и проложил глубокий тоннель к железе моей мудрости. Гигер, ты видишь глубже, чем мы, одномашненные приматы. Не посланник ли ты какого-то сверхразумного биологического вида? Может быть, ты - вирусный гость, глядящий глазами цвета маковых лепестков на наши органы размножения?

Творчество Гигера тревожит и ужасает нас потому, что охватывает громадный эволюционный период. Оно показывает нам - и даже слишком отчетливо - откуда мы пришли и куда уйщем. Он погружается в наши биологические воспоминания. Он делает наши младенические фотографии за восемь месяцев до нашего рождения. Гинекологические пейзажи. Внутриматочные открытки. Гигер опусткается даже еще глубже - в ядерную структуру наших клеток. Хотите знать, как выглядять ваши цепочки ДНК? Взгляните на его работы.

Увлекая нас вспять - в наше болотистое, слизистое, вегетативное, насекомовидное прошлое, он всегда толкает нас вперед - в космос. Его конечная перспектива - внеземная. Он учит нас любить наши скользкие, эмбриональные, насекомовидные тела - чтобы мы смогли преображить их.

Как бы мы ни относились к творчеству Гигера, какие бы смыслы ни открывало нам оно, нельзя не признать его творческий гений. Широко пользауясь техникой шаблонов-накладок и распылителем, что, по его собственному признанию, позволяет художнику функчионивовать автоматически, за пределами обычного ясного сознания, он создает картины настолько реалистичные, что их можно принять за фотографии. (Что, кстати, однажды и подвело датских таможенников, отказавшихся пропустить их в страну. Гигер, рассказывая об этом случае, замечает: "Где, интересно, они думали, я фотографировал? В аду, что ли?") Сходя в гроб, Гигера благословил Дали - еще один представитель "сверхреализма". Искусство Гигера, как, впрочем, и всякое настоящее искусство, открывает новые измерения реальности, давая нам тем самым возможность расширить наше понимание мира и самих себя.

Ярким представителем художественного направления, получившего название фантастический реализм, стал, ушедший из жизни в 2014 году, швейцарский художник Ганс Гигер - автор многочисленных картин, переносящих зрителя в миры, находящиеся за гранью реального. Остановимся подробнее на жизни и творчестве этого человека, споры вокруг произведений которого не затихают и после его смерти.

Юный мистик из семьи аптекаря

Ганс Рудольф Гигер появился на свет 5 февраля 1940 года в швейцарском городе Кур Граубюнден. Его отец был аптекарем - человеком серьёзным, рассудительным и не проявлявшим склонности к мистицизму, тогда как сын с ранних лет питал страсть ко всему таинственному и выходящему за рамки реальности. Катализатором столь несвойственного обычным подросткам увлечения стал череп, полученный отцом в подарок от одной из медицинских фирм, и принесённый им домой.

Именно он стал отправной точкой многих мрачных и фантастических сюжетов, на основе которых в 1959 году Ганс Рудольф Гигер создал свой первый цикл рисунков «Атомные дети», опубликованный затем в ряде подпольных изданий, наиболее известными из которых были Hotcha и Clou. Познакомились с ним и читатели журнала, издававшегося в школе, где учился сам молодой художник.

Создатель популярных постеров

В конце 60-х годов Гигер приобретает широкую известность благодаря постерам, печатавшимся по его рисункам и имевшим большую популярность у молодёжи, особенно среди представителей различных субкультур, во множестве появившихся в тот период.

К началу 70-х годов Гигер Ганс Рудольф, работы которого уже экспонировались на многих персональных выставках, выработал свой уникальный стиль фантастического реализма, выделявший его из ряда других художников. Созданные с необычайной правдивостью образы неземных, и часто мистических существ, завораживали зрителей, и создали автору репутацию художника зла.

Этот скандальный, но способствовавший рекламе имидж Ганс Рудольф Гигер поддерживал всеми доступными способами - снимал квартиры в домах, имевших мрачную историю, шокировал знакомых коллекцией ритуальных принадлежностей и проделывал иные эксцентричные вещи.

Иллюстратор Некрономикона

Но главной его притягательной силой всё же оставался незаурядный талант, ощущавшийся в каждой новой работе, и привлекавший зрителей, несмотря на шквал нападок со стороны критиков, которым регулярно подвергался Ганс Рудольф Гигер.

«Некрономикон» - сборник постеров, выпущенный им в 1977 году на тему одноименной магической книги, придуманной американским писателем-фантастом Говардом Лавкрафтом, и якобы содержавшей описания древних магических ритуалов, принёс ему мировую известность.

Звёздный час художника

Благодаря этому циклу работ швейцарский художник попал в поле зрения режиссёра Ридли Скотта, начинавшего тогда работу над фильмом «Чужой». Он предложил Гигеру сотрудничество в создании графического образа неземных существ, вокруг появления которых разворачивался сюжет картины, а также общего художественного дизайна постановки.

Совместная работа с Ридли Скоттом стала звёздным часом Гигера, и в 1980 году сделала его лауреатом премии «Оскар» в номинации за «Лучшие визуальные эффекты». Созданные им рисунки пришельца с кислотной кровью были использованы в качестве эскизов для трёх последующих фильмом этого цикла. Они же вошли в дилогию «Чужой против хищника», хотя в ней, по желанию постановщиков, претерпели кардинальные изменения. При участии Гигера снимались и такие, завоевавшие популярность фильмы, как «Обратная сторона», «Особь», «Полтергейст 2» и ряд других.

Музей, ставший итогом творческой жизни

В 1998 году Ганс Рудольф Гигер стал владельцем шато Сен-Жермен (Грюйер, Швейцария) и создал в нём, действующий по сей день, музей собственных работ, а также произведений коллег по искусству, работавших, как и он, в стиле фантастического реализма.

Сегодня в его экспозиции можно увидеть, наряду с картинами, личные вещи художника и множество фотографий, знакомящих с его жизнью. Работы, представленные в музее, на протяжении всех лет его существования пользовались неизменным успехом у публики, хотя в книге отзывов, наряду со словами восторга, некоторые посетители выражают сомнение в психическом здоровье автора.

Неповторимость художественного стиля Гигера

Принято считать, что Ганс Рудольф Гигер - художник, который работал в стиле фантастического реализма. Нередко в публикациях, посвящённых его творчеству, можно встретить и такие определения, как биомеханика, некроготика или эротомеханика. Как подчеркнул в своей книге «Фантастическое искусство» немецкий искусствовед и писатель Вальтер Шуриан, произведения Гигера являют миру демоническую сторону искусства.

Особого внимания заслуживает техника, в которой создавал многие свои работы Ганс Рудольф Гигер. Картины этого автора зачастую выполнены не кистью, а с помощью аэрографа - приспособления, распыляющего краску. Таким путём ему удавалось получать необыкновенные зрительные эффекты, созвучные общему настрою произведения, и недостижимые традиционными методами письма.

Об уникальности творчества Гигера свидетельствует тот факт, что на протяжении многих лет в среде художников не прекращались попытки подражания его стилю, однако никому так и не удалось в полной мере воплотить мистическое озарение, сопутствовавшее знаменитому швейцарцу при создании его образов.

Знакомство с картинами мастера позволяет заметить, что сюжеты большинства из них основаны на биомеханике, то есть соединении живой плоти с механическими элементами. Основываясь на этом, ряд искусствоведов склонны отнести творчество Гигера к одному из направлений киберпанка - жанра научной фантастики, популярного в 80-е годы, и отражающего упадок человеческой культуры, вызванный бурным взрывом технического прогресса.

Однако в отличие от традиционных постапокалиптических сюжетов, присущих этому направлению искусства, действие картин Гигера происходит в некоем трансцендентном, то есть выходящим за рамки действительности, потустороннем мире, или, как минимум, в другой галактике. Задав моду на фантастический реализм, Ганс стал вдохновителем многих своих последователей, работавших не только в живописи, но и в других жанрах искусства: от музыки, до кино.

Сотрудничество с музыкантами

Следует отметить, что Ганс Рудольф Гигер, биография которого наполнена множеством примеров сотрудничества с самыми различными представителями мира искусства, неоднократно выполнял заказы музыкантов. Ему принадлежит, в частности, оформление обложек таких популярных рок-групп, как Magma, Atrocity, Carcass, Danzig и ряда других. К нему же обращался и целый ряд вокалистов, выпускавших сольные альбомы.

Кроме того, по его проектам были сделаны и многие элементы художественного оформления их концертов. Например, настоящим произведением искусства стала микрофонная стойка, эскиз которой Гигер создал для Джонатана Дэвиса - вокалиста американской рок-группы Korn, образованной в 1993 году, и за короткий срок удостоенной многих платиновых дисков.

Скончался художник в 2014 году. Его жизнь оборвалась внезапно и нелепо. Прославленный мастер умер от травм, полученных им при падении с лестницы в своём доме в Цюрихе.

Биомеханические миры Ганса Гигера

Он худой и высокий. Голодный и злой. Его кожа — нездорового серо-коричневого цвета. У него вытянутый череп и невеселое лицо. У него две пары челюстей, из них капают слюни. Он создан человеком, однако это вовсе не Буратино. Персонаж вам известен — это Чужой из одноименного фильма. Придумал его швейцарский художник Ганс-Руди Гигер — он сотворил целый зоопарк подобных монстров и даже целые миры, населенные ими. Но наш мир знает его в главным образом как создателя Чужого. Кто он, Гигер? Человек, создавший суперпопулярного монстра и с тех пор живущий с ним счастливо... Или... не все так просто?

«Оскар» — за кошмар

Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия;
страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида,
и все же он не может освободиться от нее — да и не хочет,
ибо человек страшится, но страшится он того, что желает.

В середине 1970-х режиссер Ридли Скотт работал над фильмом «Чужой». Задумка казалась перспективной, не хватало главного — жуткого монстра-пришельца. Тогда сценарист фильма Дэн О’Бэннон вспомнил о своем приятеле Гансе-Руди Гигере — в то время уже известном швейцарском художнике.

О’Бэннон показал Скотту книгу под названием «Некрономикон Гигера» — альбом репродукций, полный удивительно реалистичных изображений странных и страшных существ. Одни твари пришли из эротических снов, других сделали из запчастей неведомых машин, для внешности третьих было характерно и то и другое...

«Когда я увидел книгу, мои глаза на лоб полезли!» — вспоминает Скотт. Гигер оказался самой подходящей находкой. Более всего режиссера привлекла картина Necronom IV с длинноголовым чудищем, которое после небольших переделок стало знаменитым Чужим. Гигера немедленно пригласили в проект, и в феврале 1978-го с ним заключили договор.

Художник быстро подготовил рисунки, по которым следовало сделать скульптуру Чужого, и отправил их Скотту в Англию. Местные скульпторы с задачей не справились — пришлось позвать самого автора руководить работой. Гигер планировал задержаться в Великобритании на три недели, но работа затянулась на пять месяцев: помимо «Чужого» он занялся и оформительской работой — от проектирования образа космического корабля с его интерьером до создания пейзажа планеты.

Биомеханика

И он прекрасен... как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки.

Граф Лотреамон, «Песни Мальдорора»

Но не Чужим единым жив Ганс-Руди Гигер. Милая мордашка и хрупкая тушка Чужого — это всего лишь один из множества адских персонажей гигеровского мира.

Ранние работы Гигера — типичный сюрреализм с заметными намеками на технику мастеров этого жанра, особенно Сальвадора Дали. Но художник пытался создать свой стиль, найти новые интересные источники вдохновения. Когда Гигеру попадаются какие-то новые образы, он старается максимально «выжать» их: по-всякому перерисовывает, комбинирует, а если этого недостаточно — создает их скульптурные образы.

Один из часто встречающихся сюжетов его картин — шахты. В биографии Гигера у шахт есть своя история. Он начал рисовать шахты в 1966 году, они ему тогда постоянно снились — пропасти с бесконечными лестницами без перил.

Другой сюжет — гильотины. Однажды Гигер купил игрушечную модель этого устройства, и оно стало одним из образов, который он часто рисовал. И чтобы ее как следует «проработать» в своем сознании, он захотел сделать гильотину в настоящую величину. Заказал у плотника все необходимые части и собрал гильотину — правда, без лезвия. «Отец говорил, что я сошел с ума», — вспоминает Гигер. Впрочем, бедного папу странное увлечение тревожило недолго — интерес к этой жуткой штуке у сына скоро пропал.

Как-то Гигер познакомился с творчеством американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта — создателя мифов о Ктулху и прочих божествах из недр земли и морских глубин. Эти мифы содержатся в таинственной книге «Некрономикон», которую, судя по всему, сам Лавкрафт и придумал. Но это неважно — ужасающие образы космических сил, готовых пробудиться и захватить мир, притягательны для современной культуры независимо от того, насколько правдивы эти истории.

Готовя к печати очередной альбом со своими картинами, Гигер долго размышлял, как назвать серию своих работ, пока не пришел к названию «Некрономикон Гигера», хотя книга с Лавкрафтом никак не связана.

В 1968 году Гигер издал альбом постеров «Биомеханоиды». Биомеханоиды — придуманные Гигером существа, сочетающие в себе механику и органику, технологию и искусство. Именно благодаря Гигеру появился термин «биомеханическое искусство».

В идее биомеханоидов мало удивительного — это, возможно, закономерный ответ на новые достижения науки, которая готова менять человека с помощью клонирования, генетики, технологичных имплантатов... Приведут ли такие технологии к катастрофе? Никто не знает, но ожидания от них по большей части пугающие. И у Гигера представление о них не самое радужное.

Источник вдохновения

У того, кто живописует сверхъестественное, должно быть воображение,
подсказывающее ему образы, или, составляя реальные сцены,
он заимствует понемногу из призрачного мира, в котором живет.

Г.Ф. Лавкрафт, «Фотография с натуры»

Один из главных источников вдохновения Гигера — ночные кошмары. Художник временами страдает расстройствами сна, которые и приносят новые образы. Живопись для него является как бы психотерапией: если он долго и тщательно работает с какими-то образами, то они постепенно покидают сновидения. На место их, однако, приходят новые кошмары...

Гигеру как персоне публичной постоянно приходилось вести довольно напряженную жизнь. Усталость не выбивает его из колеи, а вызывает очередные нарушения сна и новые кошмары. А они для него — источник вдохновения!.. Вот так непрерывно работает творческая лаборатория по имени Ганс-Руди Гигер.

Одну из интерпретаций живописи Гигера предлагает психолог Станислав Гроф. По его теории, человек до, во время и в первые дни после рождения проходит состояния, которые определяют специфику его психики в дальнейшем. Эти состояния могут быть негативными или позитивными — в зависимости от того, есть ли какие-то угрозы жизни и здоровью в процессе развития организма. Картины Гигера, по мнению Грофа, идеально иллюстрируют негативные состояния.

Фотограф из ада

Голландским таможенникам однажды показалось, что мои работы не нарисованы, что это фотографии. Интересно, где, по их мнению, я их снимал? В аду, что ли? Только после того, как приглашенный эксперт установил, что мои работы выполнены с помощью краскопульта, таможенники их пропустили.

Рассматривая картины Гигера, невозможно не удивиться их натуралистичности. Заметно, что реальности добавляют детали типа прозрачных слоев, легких, «живых», бликов или будто бы настоящего сияния. Фотографического эффекта художник добивается, виртуозно используя краскопульт — пульверизатор, распыляющий краски. С его помощью сделано большинство работ Гигера.

Со временем Гигер расширил диапазон используемых техник — он рисует и чернилами, и маркерами, и пастелью; среди его поздних работ мало больших картин, сделанных краскопультом.

В 1989 году специально для съезда «Ангелов Ада» — известной международной группировки байкеров — Гигер создал серию постеров, нарисованных маркерами. Когда рисунки напечатали, он увидел, что получились они тусклыми. Но времени на перепечатку не было! Художник решил срочно возвратить им изначальные цвета и принялся прямо во время съезда раскрашивать распечатанные постеры — любимым краскопультом.

Загадка черепа

А началось все... с черепа.

Уже в детстве Гигера тянуло к мрачной романтике. И еще он обожал рисовать. Однажды отец, аптекарь, подарил маленькому Гансу-Руди человеческий череп, который получил на каком-то научном семинаре. С этого момента Гигер и оказался окончательно околдован потусторонними образами, которые и повлияли на его дальнейшее творчество. Об этом явно говорит то, что Гигер до сих пор хранит эту, казалось бы, не слишком удивительную вещь как огромную ценность.

Эта «красотка» — один из первых экс-периментов в области биомеханического искусства, когда Гигер еще предпочитал работать с чернилами (1960 год).Рисунок Ганса Гигера (1960 год)


Многие бро смотрели фильм Ридли Скота «Чужой». Ну, по крайней мере точно помнят что такое ксеноморф, собственно, это сам Чужой. Собственно образ инопланетной очень странной формы жизни вошел практически во все списки лучших монстров за все время существования индустрии кинематографа. В чем секрет? А секрет в том, что монстр в фильме был сделан под чутким руководством крайне талантливого, но весьма сомнительного в психическом плане швейцарского художника по имени Ганс Рудольф Гигер.

Черт возьми, просто посмотри на его работы!! Этот чувак не просто странный, а еще вдобавок талантливый и странный. Несмотря на откровенные проблемы в психике, Гигер остается культовым художником уже много-много лет.


Как он вообще таким получился? Скорее всего причина в том, что папашка маленького Руди (который, кстати, была аптекарем) подарил маленькому Гансу в далеком детстве… настоящий человеческий череп. С этой поры у Руди начались странности. Впрочем, еще тогда он увлекался мифологией и оккультными науками.

Больше всего на свете маленького Руди интересовали… девочки. Собственно, некоторые ненавистники Гигера считают, что он до глубины души ненавидит женщин, что в корне неверно: мастер ужаса дам боготворил и обожал. Несмотря на то, что от Гигера ушло много жен (а одна даже в мир иной), он со всеми сохранил приятельские и партнерские отношения (кроме той, что отошла в мир иной, разумеется).

Рисовал Гигер с младых ногтей, учился анатомии, так, что его работы (несмотря на очевидную фантастическую составляющую) поразительно реалистичны. Первая его работа, которая получила специфичное название «Atomkinder» («Атомные дети») была опубликована в 1959 году, когда Гигеру было 19 лет. В дальнейшем он много раз печатался в контркультурных журналах, был популярным, но в крайне узких кругах. Пока… пока он не выпустил альбом плакатов, который был назван в честь вымышленной книги, присутствующей в книгах Лавкрафта, «Некрономикон». Тут-то к Гигеру и пришла слава, ведь его заметил режиссер Ридли Скотт, который предложил художнику сделать всех монстров в фильме «Чужой». Гигер ни в чем себе не отказывал, и тут-то Скотт встретился с важной проблемой: почти все картины Руди носили в себе… наличие мужских половых пиписек и (что очень часто) женских прелестей и органов. После небольшого косметического изменения Скоттом знаменитый ксеноморф перестал так явно напоминать… сам понимаешь что.

Тема пинусов и женских прелестей проходит через творчество Гигера красной линией. Старику Фрейду даже ничего говорить не нужно — итак все понятно. Впрочем, Ганс никогда не скрывал, что любит онанировать. Честный человек!


Кроме ярко выраженных половых органов в творчестве Гигера есть место наркотикам. Знающие люди с уверенностью утверждают, что по периодам творчества Ганса можно проследить, когда он употреблял те или иные вещества. Чаще всего это амфетамин. Впрочем, сейчас Гигер не употребляет — не солидно как-то и никому не рекомендует: у него и так в голове страшно, а с «дурью» еще хуже.

В творчестве Гигера преобладают зеленые, черные, металлические и коричневые оттенки. Собственно, Гигера в некотором роде считают создателем киберпанка — жанра в научной фантастики. Обилие плоти и различного металла соединяются в картинах Гигера в самых различных пропорциях, все это обильно приправляется извращенным разумом, половыми органами и всем таким прочим. Получается ужасно и талантливо. Гигер активно использует в своем творчестве прибор под названием аэрограф, это прибор, который распыляет краску на рисунки тонким слоем, придавая им матовость. Во многих своих работах (например, в рисунках для обложек альбомов для разных рок-групп) Гигер использует интересную технологию нанесения краски прямо на фотографию, придавая рисунку дополнительную реалистичность. И никакого фотошопа

Учёба
  • Zurich University of the Arts [d]

Ханс (Ганс) Ру́дольф «Рюди» Ги́гер (нем. Hans Rudolf «Rüdi» Giger ); 5 февраля 1940, Кур Граубюнден , Швейцария - 12 мая 2014, Цюрих , Швейцария ) - швейцарский художник , представитель фантастического реализма , наиболее известный своей дизайнерской работой для фильма «Чужой ».

Биография [ | ]

Родился в швейцарском городе Кур (кантон Граубюнден, Швейцария) в семье аптекаря. Катализатором развития воображения и без того увлечённого всем тёмным и таинственным ребёнка послужил принесённый отцом череп (врученный ему в качестве профессионального поощрения одной из медицинских фирм). [ ]

Гигер в 1985 году

Впервые рисунки Гигера (цикл «Atomkinder» - «Атомные дети») публиковались с 1959 году в журнале, издававшемся в школе Кура, а также в подпольных изданиях типа «Clou» и «Hotcha».

Первые плакаты начинают публиковаться уже в 1969 году, в это же время открываются его первые персональные выставки.

Истинная слава пришла к нему в 1977 с выходом третьей книги « ». Особенно этот сборник рисунков привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта . Тот пригласил Гигера для работы над концептом существ, художественным дизайном своего фильма «Чужой » и создания образа ксеноморфа . Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику «Оскар» в 1980 году за «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих 3 фильмов, и для дилогии «Чужой против Хищника», хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью была кардинально изменена.

Уникальное художественное качество картинам Гигера придаёт аэрограф - приспособление, которое распыляет краску. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл. О творчестве Гигера писал его друг, Тимоти Лири :

Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдём. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки - за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше - в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу. <…> Наши города похожи на гигантские муравейники, населённые колониями насекомых, безликих и уродливых. И это - мы.

В 1998 году Гигер приобрёл шато Сен-Жермен в (англ. ) , Швейцария, и теперь этот дом является действующим музеем Х. Р. Гигера и постоянным хранилищем его работ ; также маэстро предоставляет экспозиционную площадь музея для выставок других художников, принадлежащих к направлению фантастического реализма. Последние годы жил и работал в Цюрихе .

Скончался 12 мая 2014 года в больнице от травм, полученных при падении с лестницы при невыясненных обстоятельствах .

Стиль [ | ]

«Женский торс», скульптура Гигера на выставке 2009 года, Швейцария

Работы Гигера выполнены в жанре фантастического реализма . Также его стиль многие художники называют некро-готикой, биомеханикой , а подстили - эротомеханикой и др. По мнению Вальтера Шуриана, «творения […] Гигера стали олицетворением демонической стороны фантастического искусства» .

Сотрудничество с музыкантами [ | ]

Микрофонная стойка Джонатана Дэвиса, созданная Г. Р. Гигером

Спроектировал и тщательно проработал микрофонную стойку для концертных выступлений и съёмок в клипах вокалиста группы Korn - Джонатана Дэвиса . В контракте было оговорено создание пяти стоек. В итоге Гигер создал три, две из которых купил Джонатан Дэвис.

Оформил обложки таких музыкальных групп и исполнителей, как:

Примечания [ | ]



Рассказать друзьям