Где находится памятник кутузову.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Адрес: СПб, ул. Казанская д.2

Как добраться: Выйти из станции метро "Гостинный двор" на канал Грибоедова. Перейти Невский проспект наискосок по направлению к Казанскому собору и выйти к скверу перед храмом. Памятник Кутузову находится с левой стороны сквера, а памятник Барлаю-де-Толли - с правой.

До начала XIX века, для увековечивания героев, скульпторы зачастую прибегали к аллегориям. Примером тому может служить известный памятник А.В. Суворову, где полководец изображен в образе бога войны Марса. Именно поэтому монументы героям войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли интересны своим реализмом и портретным сходством с прототипами.

Идея создания памятника двум командующим русской армии в 1812 году возникла еще у императора Александра I. Царь желал, чтобы «народных вождей» изобразили в образе античных героев, но этот проект так и не был осуществлен. Лишь через 13 лет, Николай I вернулся к этому вопросу и повел скульптору Б. Орловскому начать работу над статуями.

Теперь и Кутузов, и Барклай-де-Толли были изображены в своих форменных мундирах. В компоновке и жестах фигур был заложен подтекст, отображавший общепринятую трактовку истории наполеоновского вторжения в Россию. Фигура Барклая скована и статична. Его маршальский жезл опущен, а грустный взгляд устремлен вдаль. Нога Барклая-де-Толли попирает полураспущенный французский флаг, увенчанный орлом с распростертыми крыльями. Ведь именно под его командованием русские войска были вынуждены отступать до границы. Напротив - фигура Кутузова «провожавшего» французов в обратном направление отображает торжество победителя. Левая рука фельдмаршал поднимает жезл, правая - сжимает шпагу, у ног Кутузова - свернутое французское знамя, где крылья орла уже сложены.

Место установки памятников - Казанский собор , не вызвало больших споров. Ведь именно оттуда 11 августа 1812 года М.И. Кутузов выехал к действующей армии, и именно там он был погребен в 1813 году. Оживленную полемику вызвал вопрос оформления постаментов для памятника. Огюст Монферран предлагал выполнить их из красного мрамора с бронзовыми надписями. Орловский предложил установить скульптуры на постаментах из гранита, а надписи вырезать на камне. В итоге император Николай I из экономических соображений остановился именно на втором варианте.

В 1835 году литейщик Василий Евдокимов отлил фигуру Кутузову, а в 1836 году, со второй попытки была выполнена фигура Барклая-де-Толли. Торжественное открытие памятников состоялось 29 декабря 1837 года. К сожалению, скульптор не дожил до этого момента. Орловский умер за восемь дней до этого события.

С первых же дней монументы вызвали пристальный интерес со стороны горожан. Городские остряки изощрялись в остроумии касательно новых памятников. Так было подмечено, что полководцы стоят без головных уборов, что породило следующую эпиграмму:

Барклай-де-Толли и Кутузов
В 12-ом году морозили французов.
А ныне благородный росс
Поставил их самих без шапок на мороз.

Жесты Кутузова и Барклая так же трактовались не столь возвышенно, как задумывались авторы памятника. Доброжелатели говорили, что Кутузов показывает держащемуся за живот коллеге рукою на туалет.

Барклай-де-Толли говорит:
-У меня живот болит
А Кутузов отвечает:
-Вот аптека, полегчает.

Злобствующие москвофобы даже утверждали, что Кутузов удостоился памятника в Петербурге потому что отдал на сожжение французам Москву. Еще одна легенда с эротическим подтекстом гласит, что Барклай-де-Толли соблазнил жену Орловского прямо в мастерской художника, и мстительный скульптор поместил фельдмаршальский жезл Барклая так, что при взгляде на него с определенного угла, возникали бы неприличные ассоциации.

Орловский Б. И., Стасов В. П., Суханов С.

Идея создания памятников фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли принадлежит императору Александру I. Её он выразил в царском рескрипте от 23 сентября 1818 года, где пожелал увидеть эти памятники перед Казанским собором :

"(...) Прославляя бессмертные деяния времён минувших, изъявим справедливую признательность и к заслугам нашего времени: слава Генерал-Фельдмаршалов, Князей Голенищева-Кутузова-Смоленского и Барклая-де-Толли, требует также достойных Памятников, коими украсятся две площади пред Соборным Храмом Казанской Божией Матери, где Россияне видят многочисленные Трофеи побед своих. Дарованных Нам Господом, и благословенных человечеством. Произведение в действо сего намерения поручено Мною особенной, для того учреждённой, Комиссии. Пребываю вам благосклонный... АЛЕКСАНДР." [Цит. по: 2, с. 14]

Изготовление моделей памятников в 1823 году было поручено немецкому скульптору Э. Лауницу. Однако него работа не смогла удовлетворить заказчика. В 1829 году Николаем I был организован конкурс на создания скульптур Кутузова и Барклая-де-Толли. Для участия в нём из Рима были отозваны молодые скульпторы Б. И. Орловский и С. И. Гальберг. Выиграл конкурс Борис Иванович Орловский, который в январе 1830 года приступил к исполнению статуй.

19 апреля 1830 года совместно с президентом Академии художеств Алексеем Николаевичем Олениным и архитектором Огюстом Монферраном он принимал участие в поиске места у Казанского собора, где было бы уместно расположить памятники. Решение было найдено - фигуры полководцев должны быть установлены на пьедесталы строго против колоннады собора, близ Невского проспекта . Их вписали в боковые порталы храма как в огромные прямоугольные рамы.

Судьба постаментов к памятникам решалась в том же 1830 году. Огюст Монферран предлагал изготовить их из красного мрамора и декорировать бронзовыми барельефами. Орловский не соглашался с таким ярким оформлением постаментов, предлагал сделать их менее пышными, из северного гранита. Орловский также отверг предложение Монферрана выполнить надписи на постаментах накладными бронзовыми буквами, сославшись на непрочность такого варианта. Он предлагал вырубить буквы в камне. Кроме всего прочего, Орловский убедил Николая I в экономичности своего предложения. Гранитные постаменты обошлись бы казне в 127 700 рублей, тогда как мраморные - в 132 800. В итоге император принял доводы Орловского, но вскоре принял третье решение, подсказанное архитектором В. П. Стасовым . Тот предложил ещё более дешёвое решение создания пьедесталов, при котором они могли обойтись казне всего в 38 000 рублей. Таким образом автором пьедесталов стали Орловский и Стасов, их изготовление поручили знаменитому каменотёсу Самсону Суханову. Заказ был выполнен весной 1837 года.

Разработку модели статуи М. И. Кутузова Орловский завершил в 1831 году. Отливка памятников была поручена литейных дел мастеру Василию Павловичу Екимову. В 1832 году была отлита фигура Кутузова, в мае 1836 года со второй попытки - фигура Барклая-де-Толли . При первой попытке лопнула одна из трубок по которой протекал расплавленный металл.

Из литейной мастерской Академии художеств памятники были доставлены на Казанскую площадь при помощи силы 165 грузчиков. 30 мая 1837 года на постамент была поставлена фигура М. И. Кутузова, 15 июня - М. Б. Барклая-де-Толли. Сооружением памятников руководил архитектор К. А. Тон .

Торжественное открытие памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклая-де-Толли произошло 25 декабря 1837 года. Орловскому не было суждено увидеть итог своей работы. Он умер за восемь дней до торжественного открытия монументов. Открытие памятников описанов газете "Русский инвалид":

"Русское торжество воспоминания об отражении неприятельского нашествия в 1812-м году, праздновано было в минувшую субботу, 25 декабря, в день Рождества Спасителя, в Императорском Эрмитаже, где на сей случай устроена была походная церковь. В Высочайшем присутствии Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы и Их Императорских Высочеств... в собрании многих знаменитых особ... принесено было по совершению Божественной Литургии, благодарственное молебствие Господу Богу, за двадцать пять лет перед сим сохранившему и прославившему верную Ему и Его Помазанникам Россию.

В то самое время, когда последовал первый из ста одного выстрелов, которыми сопровождалось торжество, упали завесы с памятников, воздвигнутых пред Казанским Собором, и лики знаменитых героев отечественной войны, Князя Кутузова-Смоленского и Князя Барклая-де-Толли открылись благодарному потомству." [Цит. по: 2, с. 15, 16]

Спустя несколько дней памятникам были отданы воинские почести:

"Государь Император, в течении нескольких месяцев путешествия Своего не видавший Гвардейского Корпуса с полном его составе, соизволил ныне сделать оному общий парад, чтобы в то же время воздать должную честь героям войны 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, которых памятники были открыты в день празднования двадцатипятилетия со времени освобождения России от вражеского нашествия. В среду, 29 декабря, в 11 часов все войска, составляющие Санктпетербургский гарнизон, выстроились на Адмиралтейской Площади. В полдень Государь Император, со свитою Своею, объехал ряды храбрых Своих воинов, и повёл их на Невский проспект. Поравнявшись с монументом Фельдмаршала Князя Барклая-де-Толли, Государь остановил войско, которое сделало на караул и воскликнуло ура! Полководцу, начавшему военные действия в 1812 году, и через двадцать месяцев приведшем Русскую армию к Парижу. Потом Государь, таким же образом, остановился у памятника Князя Кутузова-Смоленского, и отдал честь военоначальнику, сокрушившему в сердце России силу непобедимого дотоле завоевателя, изгнавшему его из пределов наших, и положившему начало всем дальнейшим успехам, к бессмертной славе Русского оружия. Ура победное и торжественное вторично поколебало воздух." [Цит. по: 2, с. 16]

Орловскому удалось добиться не только максимального портретного сходства своего произведения с реальными историческими персонажами, но и раскрытия их сути характера. Барклая-де-Толли скульптор изобразил в грустном ожидании, Кутузова же - в стремительном действии. Первый из них командовал русской армией на первом этапе войны, когда она была вынуждена совершать вынужденный отход. Второй же командовал на втором этапе, при разгроме французов. Вперые в русском монументальном искусстве полководцы были изображены одетыми не в туники или античные мантии, а в военные мундиры.

Оба полководца показаны попирающими поверженные французские знамена. Барклай-де-Толли стоит на ещё полураспущенном знамени с орлом, у которого приподняты крылья. Кутузов же стоит на свёрнутом знамени. Орёл под ним окончательно повержен.

После момента открытия памятников площадь постоянно наполнялась большим количеством желающих их увидеть. Поэтому в начале 1839 года пьедесталы были обнесены чугунной оградой работы К. А. Тона. Позже её заменили металлическими тумбами с цепями.

Во время Великой Отечественной войны многие ленинградские памятники укрывали в земле для их защиты от осколков и снарядов. Но монументы Кутузову и Барклаю-де-Толли не были сняты с пьедесталов. Проходившие рядом воинские части проходили мимо них строевым шагом, отдавая воинское приветствие великим русским полководцам.

Профилактические реставрации скульптур проводились в 1945 и 1972 годах. Последняя реставрация памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли была произведена в 2002 году. При этом отмечалось, что состояние второй фигуры хуже из-за менее качественной отливки. На время ремонта скульптуры укрывали строительными лесами. Их промыли специальным составом и покрыли воском. Взору прохожих памятники вновь открылись в 20-х числах декабря.


Источник Страницы Дата обращения
1) 29.07.2012 г. 11:01
2) (Стр. 14-19) 05.06.2014 г. 12:14

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Парк Победы

Сдан: 1973 г.

Скульптор: Н.В. Томский, А.А. Мурзин, Б.В. Едунов, А.И. Бельдюшкин, А.Н. Томский

Архитектор: Л.Г. Голубовский

Описание

Великий полководец, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов запечатлен сидящим на боевом коне. Одет он в парадную форму со всеми регалиями, он уверенно смотрит вперед на поле боя, оценивая обстановку. Скульптура установлена на большой постамент. Вокруг постамента расположены скульптуры офицеров, солдаты и партизаны, идущие за полководцем в бой. Таким образом, памятник посвящен не только великому полководцу, но и простым солдатам и людям, которые защищали нашу родину. На постамент нанесена памятная надпись: “Михаилу Илларионовичу Кутузову. Славным сынам русского народа, одержавшим победу в отечественной войне 1812 года”.

История создания

Идея создания памятника возникла в столетний юбилей победы в отечественной войне 1812 года. Однако только через год был организован сбор пожертвований на памятник. Средства собирали четыре года, однако собранных средств было не достаточно, а потом была революция и гражданская война и идея создания памятника была отложена на долгие годы. К ней вернулись только в 1945 году. Над проектом работал большой коллектив во главе с Н.В. Томским. Работа по созданию памятника велась двадцать пять лет, и в 1973 году памятник был открыт у музея-панорамы Бородинская битва.

Как добраться

Приезжаете на станцию метро Парк победы и выходите на Кутузовский проспект к дому 2К2. Идете по Кутузовскому проспекту в сторону Триумфальной арки , проходите ее и идете до улицы 1812 года. Сразу после перекрестка с улицей 1812 года вы увидите музей-панораму Бородинская битва (Кутузовский проспект д. 38). На площади перед музеем вы увидите памятник великому русскому полководцу Михаилу Илларионовичу Кутузову.

Через 25 лет после великой победы России в Отечественной войне 1812 года на Казанской площади появился памятник полководцу Михаилу Кутузову. Собственно, государь Александр I издал указ о его сооружении еще в 1818 году, так почему же понадобилась четверть века, дабы монумент занял свое место?

После захоронения фельдмаршала Кутузова в Казанском соборе вопрос с местом установки монумента был решен – только на Казанской площади. Но кому доверить изготовление памятника? Выбор пал на скульптора Эдуарда Шмидта фон дер Лауница. Его задача осложнялась тем, что монумент должен быть выполнен в полный рост, в парадном мундире фельдмаршала, с кинжалом, жезлом и иметь портретное сходство с Михаилом Илларионовичем. Представленные скульптором в 1827 году эскизы памятника признали негодными. Комиссия решила, что Лауниц не справился с заданием, и объявила конкурс.

Однако, из-за довольно жестких требований к внешнему виду монумента, желающих поучаствовать в отборе не находилось. Наконец, в 1828 году из Рима был выписан скульптор-самородок Борис Смирнов. Талантливый юноша, уроженец Орловской губернии, за свое прилежание и мастерство был выкуплен из крепостной зависимости под фамилией Орловский и отправлен в Италию совершенствоваться в скульптурном искусстве.

Приняв за основу парадный портрет Кутузова, выполненный английским художником Джорджем Доу, Орловский уже в 1830 году представил эскизы будущего памятника. Они получили одобрение, и скульптор приступил к изготовлению глиняной модели. Созданная в дальнейшем гипсовая модель также была одобрена.

В это же время к проектированию постамента приступает архитектор Василий Стасов. Гранитный пьедестал, имеющий высоту 3,5 метра, по его проекту высекает Самсон Суханов. Отлив бронзовой фигуры доверили опытному мастеру Василию Екимову. На статую высотой 4,1 м ушло более 7 тонн меди. Летом 1837 года памятник занял свое место на постаменте.

Монумент открыли в декабре 1837 года в торжественной обстановке. Открытие было приурочено к 25-летию победы России над армией Бонапарта. Кутузова изобразили в фельдмаршальском мундире, на котором скульптор тщательно вылепил награды, эполеты, парадное шитье. В правой руке полководца – шпага, левой он держит фельдмаршальский жезл. К ногам героя брошены знамена поверженной французской армии. Орловский несколько приукрасил фигуру Кутузова, придав ей больше энергии и воинственности. С лицевой стороны на постаменте золотом высечена надпись: “Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому 1812”, на обратной стороне - “Скульптор Б.Орловский”. Металлические ограждения вокруг памятника появились в 1838 году.

Всего девять дней не дожил до открытия монумента Борис Орловский, на несколько месяцев раньше скончался Василий Екимов.

Во время Великой Отечественной войны памятник Михаилу Кутузову стал для жителей города символом стойкости и героизма. Во время блокады монумент не снимали с пьедестала и не укрывали мешками с песком. Он получил небольшие повреждения и после войны был полностью отреставрирован.

23 сентября 1818 года, Александр Первый выпустил царский рескрипт. В нем он выразил свое желание воздвигнуть в Санкт-Петербурге два памятника великим полководцам, фельдмаршалам Кутузову и Барклаю-де-Толли.

Но осуществилось желание Александра лишь по прошествии 19 лет.

Конкурс на лучшие проекты был объявлен уже Николаем Первым в 1829 году.

Место для установки также выбирали долго и тщательно. Кроме самого Орловского, в этом процессе участвовали также создатель Исаакиевского собора, архитектор Огюст Монферран и Оленин, президент Академии художеств.

После долгих поисков и споров, было решено установить их возле Казанского собора, прямо напротив колоннады.

Подошли к вопросу максимально ответственно, а из Италии для этой цели даже были вызваны считавшиеся лучшими скульпторы Гальберг и Орловский. Последний и представил на конкурс работы, признанные лучшими.

Забегая вперед, скажем, что, как показало время, этот выбор был единственным самым правильным.

Оба памятника заметно подчеркнули мемориальное значение Казанского собора. Кроме того, что скульптор сумел добиться максимального портретного сходства, он еще и необыкновенно правдоподобно раскрыл суть характеров обоих фельдмаршалов.

Кутузов в исполнении Орловского стремительный и одухотворенный, Барклай-де-Толли – грустный и задумчивый.

Немало споров вызвали и постаменты. Предложенный Монферраном красный мрамор и бронзовые барельефы были встречены неодобрением со стороны Орловского.

По его мнению, фигуры должны были стоять на более строгих и менее пышных основах.

Орловский предложил северный гранит.

Накладные бронзовые буквы, предложенные Монферраном для надписей, скульптор также отверг, сославшись на непрочность такого исполнения. Орловский решил высечь буквы на камне. Более того, он убедил принять его сторону и императора, сославшись, в первую очередь, на экономичность своего варианта исполнения пьедесталов.

Николай Первый сначала согласился, но затем изменил свое решение и выбрал третий вариант, предложенный архитектором Стасовым, который оказался более, чем втрое, дешевле предложенных ранее.

Гранитные пьедесталы было поручено изготовить Самсону Суханову по проекту Стасова. Готовы они были весной 1837 года.

Сами памятники отлили немного раньше.

Скульптура Кутузова была сделана в 1835 году, а фигура Барклая-де-Толли появилась на год позже, потому что первая попытка отливки оказалась неудачной.

Ученика и соратника великого Суворова, Орловский изобразил в образе победителя французской армии.

Полководец стоит в мундире, поверх которого – плащ. Правая рука сжимает обнаженную шпагу, а левая – жезл фельдмаршала. У ног – знамена поверженных наполеоновских войск.

Фигура Барклая-де-Толли более спокойна и задумчива. Устремленный вдаль взгляд, опущенная левая рука, сжимающая маршальский жезл.

В мае 1827 года на площади возле Казанского собора, с помощью 165 человек подняли фигуру Кутузова, а в июне того же года – Барклая-де-Толли.

После открытия, памятники пользовались такой популярностью, что их, во избежание нежелательных инцидентов, пришлось обнести чугунной оградой. Позже эта ограда была заменена на металлические тумбы с цепями.

В годы блокады оба памятника оставили на местах. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.



Рассказать друзьям