Где обычно находятся скульптуры и почему. Самые известные мировые скульптуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Скульптура человека привлекает огромное внимание не только обычных зевак, но и скульпторов. На фото изображена очень интересная скульптура головы человека. Делать произведения в подобном стиле не совсем легко, так как добиться такого эффекта получается не у каждого.

Несказанно красивая скульптура обнаженной женщины стоит в музеи, к ней приезжает очень много туристов, чтобы насладиться работой скульптора. Невозможно не оценить всю красоту по достоинству. Все продумано до мелочей.

Очень непонятная скульптура. То ли кто-то кого-то догоняет, то ли бьет. Но такое творение есть в одном городе около водоема. Людей, кстати, желающих посмотреть на нее очень много. Фантазия скульптора, конечна, богата. Не каждый догадается подобное сваять.

Странная и совсем непонятная лично мне композиция. Что делает человек и почему он именно в такой позе? Возможно, это баскетболист, но не вижу ничего сверхъественного в этой скульптуре. Хотя многим людям она нравится.

Статуя человека в полный рост. Не знаю кто это, но мне сама скульптура нравится. Люди даже приносят к подножью цветы...возможно, перед нами какой-то известный человек или святой. Но общая картина какая-то ветхая, видать давно не реставрировалось ничего.

Статуя человека. Мне кажется, что изображен Майкл Джексон, но я могу ошибаться, хотя очень даже похоже на него. В любом случае, это очень красивая статуя человека, которую без сомнений сделал талантливый скульптор.

Работа скульптора, выполненная в реалистичном стиле, притягивает любителей искусства посмотреть. Очень хорошо выполнено, даже не отличить, что это не живые люди. Но на самом деле они сделаны из воска. Около скульптуры можно сфотографироваться, если есть желание и фотоаппарат.

Прикольная скульптура человека под названием "Баю-баюшки-баю" мне очень понравилась. Хочется иметь такую же, но купить ее можно далеко не везде. При виде такой скульптуры появляется улыбка и повышается настроение.

Статуя человека, выполнена в авторском стиле. Такое невозможно встретить больше нигде. Поэтому если вы приедете полюбоваться на эту скульптуру, обязательно сфотографируйтесь на память. Такое ощущение, что с нее стекает как воск, на самом деле это дерево.

Памятник человеку с собакой. Посмотрите насколько здесь многолюдно. Это скульптурное сооружение пользуется популярностью, поэтому советую и вам его посмотреть. Скульптура выполнена профессиональным скульпторам, в этом нельзя сомневаться.

0 0 3

Если вы решили где-то побывать, вы обязательно сделаете снимки самых удивительных достопримечательностей. Интересные скульптуры, которые вам встретятся, подходят для этого как нельзя лучше.

Они как будто притягивают к себе взгляды и объективы. Созданные в разные времена, из различных материалов и непохожие по стилю, они объединены одним - эти уличные скульптуры делают город уникальным, привлекательным и незабываемым.

1. «Раскрытие», Пейдж Брэдли, Нью-Йорк, США

«…До тех пор, пока мы не раздвинем окружающие нас стены, мы никогда не поймем, насколько мы действительно сильны.» Так американская художница Пейдж Брэдли объясняет смысл своей бронзовой скульптуры, принесшей ей известность.

2. «Танцующая с одуванчиком», Робин Уайт, Стаффордшир, Великобритания


Если вас привлекает волшебный мир фей, вам наверняка понравятся работы британца Робина Уайта, создавшего целую серию подобных парковых скульптур. Каждая фея имеет стальной каркас, связанный слоем металлических «мускулов», который в свою очередь покрыт «кожей» из тонкой проволоки.

3. «Аллегория Апеннин», Джованни Джамболонья, Тоскана, Италия

Неподалеку от Флоренции, в парке заброшенной виллы Пратолино, принадлежавшей когда-то знаменитому клану Медичи, сохранилась каменная десятиметровая скульптура XVI века работы известного в те времена скульптора Джованни Джамболонья. Скульптура представляет собой бога Апеннин, прижимающего рукой голову монстра, изо рта которого бьет фонтан.

4. «Любовь», Александр Милов


Эту скульптуру одессита Александра Милова можно было увидеть лишь на американском фестивале Burning Man в пустыне Блэк-Рок в прошлом году. Работа покорила сердца многих посетителей фестиваля и нашла своих поклонников в интернете благодаря своей пронзительной откровенности. К сожалению, пока для этого объемного арт-объекта (длиной 17,5 м, шириной 5,5 и высотой 7,5) места нигде не нашлось.

5. «Сила природы», Лоренцо Кинн


Возможно, древние были правы, когда создавали скульптуры в честь богов, чтобы усмирить их гнев. Эта мысль вдохновила итальянского художника Лоренцо Кинна на создание серии скульптор, установленных в разных городах по всему миру. 2,5-метровая женская фигура символизирует мать-природу, бешено раскручивающую земной шар. Пораженный последствиями ураганов в Тайланде и США, художник создал аллегорию, чтобы показать, каким хрупким является наш мир.

6. «Мустанги Лас-Колинаса», Роберт Глен, Ирвинг, Техас, США


Эта скульптурная композиция является крупнейшей конной скульптурой в мире: 9 мустангов в масштабе 1 к 1,5 изображены бегущими по воде, из-под копыт бьют фонтаны, создавая натуральный эффект брызг. Работа символизирует стремительность, лидерство и свободу, присущую как самим животным, обитавшим в Техасе, так и самому штату во времена его освоения.

7. «Черное привидение», С.Юркус и С. Плотниковас, Клайпеда, Литва

Жутковатая бронзовая скульптура напоминает о старинной легенде, согласно которой охранник осажденного замка неожиданно встретил призрак, который предупредил его о том, что в крепости может не хватить запасов, после чего бесследно исчез.

8. «Заботливая рука», Гларус, Швейцария


Эта необыкновенная скульптура может быть символом заботы об экологии.

9. «Свобода», Зенос Фрудакис, Филадельфия, Пенсильвания, США


«Эта скульптура олицетворяет стремление к свободе через творчество,» - так объясняет смысл своей бронзовой композиции ее автор американец Зенос Фрудакис.

10. Михай Эминеску, Онешти, Румыния


Необычная скульптура из двух металлических деревьев, ветви которых образуют лицо молдавско-румынского поэта-декадента XIX века Михая Эминеску.

11. «Человек дождя», Жан Мишель Фолон, Флоренция, Италия

Скульптура бельгийского художника Жана Мишеля Фолона находится в итальянской Флоренции.

12. «Лестница в небо», Дэвид Маккрэкен, Бонди, Австралия


Скульптура Дэвида Маккрэкена – это иллюзия бесконечности, вызывающая в памяти ассоциацию с культовой композицией Led Zeppelin.

13. «А вот и я!», Эрве-Лорант Эрвин


Полистироловый гигант, вылезающий из-под газона, как из-под одеяла, был представлен в 2014 на ежегодной международной выставке современного искусства в Будапеште. Значение скульптуры, созданной венгерским художником Эрве-Лорант Эрвином, можно определить, как стремление к свободе, знаниям и динамичному развитию. После оглушительного успеха в Будапеште скульптура отправилась в немецкий Ульм пугать ничего не подозревающих туристов.

14. «Метаморфозы», Джейсон Декерс Тейлор, Гренада


26 детских фигур из цемента на четырехметровой глубине являются одной из самых ярких композиций, установленных в подводном парке скульптур Молинере в Карибском море. Скульптурная композиция весит 15 тонн, чтобы противостоять сильным течениям и приливам. Кольцо из детей символизирует жизненный цикл и ответственность человечества за состояние окружающей среды перед будущими поколениями.

15. «Дождь», Назар Билык, Киев, Украина

Двухметровая бронзовая фигура с огромной стеклянной каплей на лице символизирует единение человека с природой. Работа установлена на Пейзажной аллее в Киеве как часть парка современной скульптуры.

16. «Сеятель», Морфай, Каунас, Литва


Эта скульптура относится к теневым, она «оживает» только ночью, когда обретают смысл звезды, нанесенные на стену позади фигуры.

17. «Тонущее здание», Мельбурн, Австралия


Перед величественным зданием государственной библиотеки в Мельбурне, похоже, утонула другая библиотека, угол фасада которой еще виднеется на поверхности.

18. «Бог войны», Цзинчжоу, Китай


48-метровая скульптура, покрытая 4000 склеенных медных пластин, возвышается на 10-метровом пьедестале и является символом справедливости.

19. «Бегемоты», Тайбэй, Тайвань


Фигуры купающихся бегемотов, изображенных так, как они обычно видны на поверхности воды, установлены в тайбэйском зоопарке.

20. «Туфли на набережной Дуная», Гьюла Пауэр, Будапешт, Венгрия

Мемориал жертвам Холокоста основан на реальных событиях: в 1944-1945 в Будапеште были уничтожены десятки тысяч евреев. Жертв собирали на берегу Дуная, заставляли разуваться, а затем расстреливали. Идея мемориала принадлежит венгерскому режиссеру Кену Тогаю, а реализована скульптором Гьюлой Пауэр.

21. «Путешественники», Бруно Каталано, Марсель, Франция


Целая серия из десяти подобных сюрреалистических скульптур француза Бруно Каталано в сентябре 2013 была установлена в Марселе.

22. «Памятник неизвестному прохожему», Ерци Калина, Вроцлав, Польша


Скульптурная композиция, состоящая из 14 фигур, была установлена в Варшаве в 1977 и перенесена во Вроцлав в 2005.

23. «Бунтарь», Том Францен, Брюссель, Бельгия


Бельгийский скульптор Том Францен посвятил свою юмористическую работу жителям Моленбека - одной из 19-ти и, пожалуй, самой криминогенной коммуне Брюсселя. Отношение к полицейским там соответствующее.

24. «Океанский Атлант», Джейсон Декерс Тейлор, Нассау, Багамские острова

Создатель многих скульптур на дне океана, Джейсон Декерс Тейлор является также автором самой большой подводной скульптуры, изображающей девочку, которая подобно древнегреческому Атланту держит на плечах океан. Высота скульптуры 5,5 м, вес – 60 т. По замыслу автора, помимо эстетического фигура имеет практическое значение, являясь искусственным коралловым рифом.

25. «Нельсон Мандела», ЮАР


Необычный памятник борцу против апартеида установили в 2012 неподалеку от того места, где за 50 лет до этого арестовали будущего президента ЮАР. Скульптура состоит из 50 замысловато вырезанных лазером стальных колонн от 6,5 до 9,5 м высотой. На расстоянии 35 м под строго определенным углом колонны создают узнаваемый профиль Манделы.

26. «Люди у реки», Женг Хуа Ченг, Сингапур


Серия скульптур сингапурского художника Женг Хуа Ченга, в которую входит и эта композиция из пяти купающихся мальчиков, отсылает зрителя к тем временам, когда берега реки еще не были одеты в камень и сотни ребятишек, живущих по соседству, бегали купаться в речке.

27. «Келпи», Энди Скотт, Фолкерк, Шотландия, Великобритания


Келпи – водяной дух из шотландской мифологии, являвшийся в образе коня. 30-метровые лошадиные головы формируют ворота в канал Форта и Клайда и символизируют важную роль лошадей в жизни Шотландии.

28. «Нет насилию», Карл Фредерик Ройтерсвельд, Нью-Йорк, США


Потрясенный убийством Джона Леннона, шведский художник Карл Фредерик Ройтерсвельд создал свой бронзовый револьвер с завязанным на узел стволом, дуло которого направлено вверх, как символ отказа от насилия.

29. «Висящий человек», Дэвид Черний, Прага, Чехия


Скульптура изображает Зигмунда Фрейда и его борьбу со страхом смерти.

30. «Прилив», Джейсон Декерс Тейлор, Лондон, Великобритания

Четыре конных всадника на берегу Темзы то исчезают, то появляются вновь в зависимости от прилива. Вместо голов у лошадей нефтяные насосы. Этим скульптор и защитник окружающей среды Джейсон Декерс Тейлор хочет привлечь внимание общественности к чрезмерной зависимости человечества от нефти.

31. «Выходной», Маргерит Деррикорт, Аделаида, Австралия


Четыре бронзовые свиньи в натуральную величину и в естественных позах, каждая имеет свое собственное имя: Оливер, Трюфель, Августа и Горацио. Эта забавная скульптурная композиция – излюбленное место детей, которые приходят сюда со своими родителями по выходным и с удовольствием катаются на гладких спинках хрюшек.

32. «Перегон скота», Роберт Саммерз и Глен Роуз, Даллас, Техас, США


Самая большая в своем роде бронзовая скульптурная композиция состоит из 49 быков и трех погонщиков и установлена в одном из парков Далласа. Композиция впечатляет своим размахом: каждый бык высотой 1,8 м, стадо шествует по пересеченной местности, на их пути попадаются мелкие речки, некоторые животные идут медленно, другие бегут – художником удалось реалистично передать перегон скота, имевший место в Техасе в XIX в.

33. «Металморфоза», Дэвид Черний, Шарлотт, Северная Каролина, США

Своей первой инсталляцей в Штатах автор «Висящего человека» чех Дэвид Черний решил поразить американцев – и ему это удалось! Его восьмиметровая голова из нержавеющей стали состоит из параллельных секций, из места, где должен быть рот, бьет фонтан. Голова периодически поворачивается вокруг своей оси, причем начинает движение как обычно, а затем «распадается» на пласты: одни секции продолжают вращаться, а другие «запаздывают». Однако, обернувшись вокруг, все части собираются вместе, образуя первоначальную скульптуру. Название инсталляции, очевидно, как и сама голова, собрано из секций: «металл+метаморфоза».

34. «Неизвестный бюрократ», Магнус Томассон, Рейкьявик, Исландия

Сатирический памятник бюрократу ярко выражает наше отношение к чиновникам, одинаковым во всем мире и потому безликим.

35. «Хедингтонская акула», Джон Бакли, Оксфорд, Великобритания

Установленная в 1986, в 41-ю годовщину трагедии Хиросимы и Нагасаки, акула олицетворяет атомную бомбу, сброшенную на японские города, и вызывает чувство бессильного гнева и отчаяния перед ядерной катастрофой.

36. «Наблюдатель», Виктор Хулик, Братислава, Словакия


Юмористическую скульптуру человека, высунувшегося из канализационного люка, часто называют «Человек за работой», хотя от работы он, похоже, отвлекся.

37. «Игуаны», Ханс Ван Хоувелинген, Амстердам, Нидерланды


В одном из скверов Амстердама расположились необычные обитатели – 40 бронзовых игуан, ползающих в траве.

38. «Мать», Луиза Буржуа, Лондон, Великобритания


Как это ни покажется странным, но самую большую в мире скульптуру паука 88-летняя Луиза Буржуа посвятила своей матери, которая умерла, когда художнице был 21 год. Десятиметровая паучиха с мраморными яйцами в мешке – не единственное подобное творение Буржуа. Похожие скульптуры можно найти в разных городах по всему миру.

Скульптура Скульптура

(лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso - леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовые отношения, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), которая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально- декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Развиваясь в тесном взаимодействии, эти разновидности скульптуры имеют свои особенности. Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно- пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками (см. Синтез искусств), способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументальной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики. Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и пр.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получению точных копий электрохимическим способом). В нерасплавленном виде металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки. Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах. Цвет в скульптуре применяется с древнейших времён: хорошо известна раскрашенная скульптура античности, средних веков, Возрождения. Обращение к полихромии в скульптуре или отход от неё к однотонной подкраске, тонировке и естественному цвету материала связан с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху. Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическими верованиями. В палеолитических стоянках (Монтеспан во Франции, Виллендорф в Австрии, Мальта и Буреть в СССР) обнаружены изображения животных и женщин - прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщённости и грубоватости форм. Неолитическая скульптура (круглая, обычно небольших размеров) резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер, в изображениях фигур господствовала схематизация форм. Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытно- общинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом; ярчайшие памятники этого этапа - золотые рельефы скифов, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов Океании.

В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый вид деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптура древневосточных государств, имевшая ритуальное и магическое значение, служила увековечению строгой общественной иерархии, власти богов и царей, которая утверждалась в грандиозных по масштабу и лаконично-строгих по стилю произведениях В скульптуре Древнего Египта, отличавшейся своеобразной системой условного изображения человеческой фигуры - каноном, сфинксы, величественные статуи фараонов, портреты вельмож, суммированные по объёму, сохраняли представление об исходном блоке материала. В развивавшейся сходными путями скульптуре других древневосточных деспотий (Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия) своеобразными чертами были яркость раскраски (Шумер), введение в рельеф многочисленных деталей, в т. ч. элементов пейзажа (Ассирия).

Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращённая к массе свободных граждан и во многом являющаяся пластической материализацией античной мифологии. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощали идеал гармонично развитой личности, утверждали свои этические и эстетические представления. На смену целостной, пластически обобщённой, но несколько скованной скульптуре периода архаики пришла основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве скульптура классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. В их творчестве с наибольшей полнотой раскрылась гуманистическая сущность греческой скульптуры: утверждение значительности человеческой личности, пластической красоты человеческого тела, соединённой с идеальной обобщённостью образа. В эллинистическом искусстве уравновешенность и гармоничность классической скульптуры сменяются драматизмом, патетической страстностью, напряжённостью образов и внешней эффектностью форм. Реализм древнеримской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на пл. Капитолия в Риме).

Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской средневековой скульптуры. Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. В искусстве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастических существ, а порой и идеализированные образы реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль. Она как бы "очеловечивает" архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, каменное резное убранство храмов Владимиро-суздальской школы). В средние века скульптура получила широкое развитие в странах Среднего и Дальнего Востока; особенно велико мировое художественное значение скульптуры Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки.

В XII-XVI вв. западноевропейская скульптура, постепенно освобождаясь от религиозно- мистического содержания, переходит к более непосредственному изображению жизни. Раньше, чем в скульптуре других стран, во второй половине XIII - начале XIV вв. новые реалистические тенденции проявились в Северной Италии (Никколо Пизано и др.), В XV-XVI вв. итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, всё более тяготеет к выражению идеалов ренессансного гуманизма (см. Возрождение). Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донателло, Якопо делла Кверча, А. Верроккьо). Был сделан важный шаг вперёд в создании свободно стоящих (т. е. относительно независимых от архитектуры) статуй, в решении проблем размещения памятников в городском ансамбле, многопланового рельефа. Совершенствуется техника бронзового литья, чеканки, используется техника майолики. Одной из вершин искусства Возрождения явились скульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряжённого драматизма. Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Челлини и др.). Из скульпторов Возрождения в других странах выделяются Клаус Слютер (Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Лахер (Австрия), А. Крафт, Ф. Штос и Т. Рименшнейдер (Германия).

В скульптуре барокко ренессансная гармония и ясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных, нередко исполненных торжественной пышности. Стремительно нарастают декоративные тенденции: скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов, парков. В эпоху барокко создаются также многочисленные парадные портреты и памятники. Крупнейшие представители скульптуры барокко - Л. Бернини в Италии, А. Шлютер в Германии, П. Люже во Франции, где в тесной связи с барокко развивается классицизм (черты обоих стилей переплелись в творчестве Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.). Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграли важную роль в развитии западноевропейской скульптуры второй половины XVIII - первой трети XIX вв., в которой наряду с историческими, мифологическими и аллегорическими темами (А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании) большое значение приобрёл портрет (Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции). Эмоциональная напряжённость, поиски новых выразительных средств характерны для скульптуры эпохи романтизма (П. Ж. Давид д"Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд во Франции).

В русской скульптуре с начала XVIII в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей - барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием пластической красоты реального мира. Символом новых исторических устремлений России стал памятник Петру I в Петербурге работы Фальконе. Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры., деревянной резьбы, парадного портрета появляются уже в первой половине XVIII в. (Б. К. Растрелли и др.). Во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. складывается академическая школа русской скульптуры, которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос, величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, Ф. П. Толстого, С. С. Пименова. Тесная связь с архитектурой, равноправное положение в синтезе с ней, обобщённость образного строя типичны для скульптуры русского классицизма. В 1830-40-е гг. в русской скульптуре всё больше преступает стремление к исторической конкретности образа (Б. И. Орловский) и жанровой характерности (П. К. Клодт, Н. С. Пименов).

Во второй половине XIX в. в русской и западноевропейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Классицизму, который теперь перерождается в салонное искусство, противостоит реалистическое направление (см. Реализм) с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.). Реалистическая русская скульптура развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами родины отличает и скульптурное творчество М. М. Антокольского. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, С. О. Иванов), которые, однако, страдают излишним натурализмом и приземлённостью образов, а иногда и сентиментальностью.

В искусстве второй половины XIX в. наступил распад синтеза архитектуры и искусства, упадок монументально-декоративной и монументальной скульптуры; распространились различные натуралистические течения. Попытки преодоления кризиса скульптуры наметились в конце XIX - начале XX вв., когда в рамках стиля "модерн" вновь возрождается стремление к синтезу искусств, в котором скульптура (в особенности связанная с интерьером, оформлением фасадов, т. е. рельеф, станковая и декоративная скульптура) занимает важное место. На развитие скульптуры этого времени оказывают влияние современные ей художественные течения (импрессионизм, символизм), она широко опирается на традиции прошлого (греческую архаику, классику, Возрождение). Мощное воздействие на все национальные школы оказывает тесно связанная с изучением натуры и отражающая противоречивый характер своей эпохи пластика О. Родена, создавшего яркие по силе эмоционального воздействия и значительные по идейному замыслу произведения. Отчасти под влиянием Родена сложилось творчество крупнейших мастеров французской скульптуры XX в. - Э. А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо. Наиболее значительными представителями этого вида искусства в других странах в первой половине XX в. были Э. Барлах (в Германии), И. Мештрович (в Хорватии). Различные направления русской скульптуры этого периода выражают С. М. Волнухин, И. Я. Гинцбург, П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, Конёнков С. Т., А. Т. Матвеев, Н. А. Андреев. В скульптуре основное значение приобретает пластическая выразительность форм (М. Россо в Италии, А. Джакометти в Швейцарии, Г. Кольбе в Германии).

В XX в. развитие скульптуры принимает противоречивый характер. Экспериментализм модернистских живописных течений XX в. проник и в скульптуру; особенно сильно было влияние кубизма (П. Пикассо, А. П. Архипенко, А. Лоран), приведшее к включению в произведениях скульптуры самых различных нетрадиционных материалов. Представителями конструктивизма были Н. Габо, А. Певзнер, сюрреализма - X. Арп, абстрактного искусства - А. Колдер и др. Дадаисты (М. Дюшан), а за ними художники поп-арта ввели принцип превращения обыденного предмета в произведениях скульптуры, так называемый объект, отрицая значение художественно-пластической формы. В современную урбанистическую среду вписываются созданные из новейших материалов декоративные формы (И. Ногучи, США) или гигантские стилизованные фигуры людей (Г. Мур, Великобритания).

Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. В памятниках 20-30-х гг. (скульпторы А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер и др.), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международные выставки ("Рабочий и колхозница" В. И. Мухиной и др.), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности искусства. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема революции (Матвеев и др.), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Андреев, Голубкина, С. Д. Лебедева, В. Н. Домогацкий и др.), а также изображение человека-борца (И. Д. Шадр и др.), воина (Л. В. Шервуд), рабочего (Г. И. Мотовилов). Развивается анималистическая скульптура (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступила тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (Мухина, Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.). Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг. (Е. В. Вучетич, Ю. Микенас, Г. Йокубонис, Л. В. Буковский и др.). В 40-80-х гг. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и ансамблей, используется при создании градостроительных комплексов, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками и монументальными композициями (М. К. Аникушин, Э. Д. Амашукели, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, О. К. Комов, Ю. Г. Орехов, Т. Садыков, В. Е. Цигаль, Ю. Л. Чернов и др.) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры второй половины 50-80-х гг. (А. Г. Пологова, Л. М. Баранов и др.). Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В западноевропейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии). Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то время как представители различных модернистских течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов.


Энку (Япония). "Отшельник". Дерево. 17 в. Храм Каннондзи. Нагоя.



Микеланджело (Италия). "Ночь". Деталь убранства Новой сакристии (капеллы Медичи) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Мрамор. 1520 - 1534.


А. Майоль (Франция). "Скованное движение". Бронза. Начало 20 в. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.



"Несломленный". Фрагмент мемориального ансамбля Памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе (Латвийская ССР). Бетон. 1967. Скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис.
Литература: Г. И. Кепинов, Технология скульптуры, М., 1936; Д. Е. Аркин, Образы скульптуры, М., 1961; М. Я. Либман, О скульптуре, М., 1962; А. С. Голубкина, Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1963; И. М. Шмидт, Беседы о скульптуре, М., 1963; С. С. Валериус, Прогрессивная скульптура XX в. Проблемы и тенденции, М., 1973; Landsberger F., Vom Wesen der Plastik. Ein kunstpдdagogischer Versuch, W., 1924; Rich C., The materials and methods of sculpture, N. Y., 1947; Malraux A., Le musйe imaginaire de la sculpture mondiale, (v. 1-3, P.), 1952-54; Read Н. E., The art of sculpture, 2 ed., N. Y., 1961; Mills J. W., The technique of sculpture, L., (1965); Rogers L. R., Sculpture, L.-N. Y.-Oxf., 1969; Bazin G., The history of world sculpture, L., 1970; его же, Le monde de la sculpture des origine а nos jours, P., 1972; его же, A concise history of world sculpture, Newton Abbot, 1981; Albreht H. Y., Sculptur im 20.Jahrhundert, Kцln, 1977, Wittkower R., Sculpture: processes and principles, L., 1977; Kotula A., Krakowski P., Rzezba wspotczesna, Warsz., 1980.

Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

скульпту́ра

Ваяние, один из видов изобразительного искусства . Скульптура, в отличие от живописи, имеет реальный, а не изображённый объём. Существует два основных вида скульптуры: круглая скульптура и рельеф . Круглая статуя «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти со всех сторон, ощутить рукой шероховатую или гладкую поверхность, почувствовать округлость формы. Рельеф подобен объёмному рисунку на плоскости.
Основной предмет изображения в скульптуре – человек. Лишь иногда мастера изображают животных и птиц, неодушевлённые предметы. В круглой скульптуре, в отличие от живописи, весьма сложно воспроизвести природу, нельзя передать особенности воздушной атмосферы. Однако скульпторы способны выразить в телесной форме любые чувства и идеи – от лирических и задушевных до грандиозных и величественных. Мастер не стремится точно копировать формы, которые он видит в жизни. В скульптуре, как и в любом художественном произведении, необходимо отобрать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то, напротив, выделить, подчеркнуть, преувеличить. Ваятель не копирует, а творит, создаёт новую форму, опираясь на знание натуры.






Любая скульптура очень чувствительна к освещению. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду и при ярком солнце. Скульпторы учитывают это в своей работе. Скульптурное произведение создаётся в расчёте на определённое окружение: улицу или городскую площадь, музейный зал, аллею парка, комнату в доме. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, особенности её формы.
В зависимости от назначения, скульптура подразделяется на монументальную и станковую. Монументальная скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них воплощается способность скульптуры выражать в обобщённых образах великие идеи. Парковая скульптура служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм. Статуэтки, выполненные на станке, относят к станковой скульптуре. Они предназначены для небольших помещений, для музейных залов.
Все скульптурные материалы можно разделить на мягкие (глина, пластилин, воск) и твёрдые (камень, дерево, слоновая кость). Работая с мягкими материалами, скульптор лепит, наращивает объём будущей статуи. Древнейший материал для пластики, известный ещё с первобытных времён, вязкая и мягкая глина, принимает под пальцами мастера любую форму. Изделия из обожжённой глины называют терракотой (от итал. terra cotta – обожжённая земля). Из прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры для гробниц и храмов. Твёрдые породы камня (гранит, базальт и др.) трудно обрабатывать, в них невозможно вырезать мелкие детали. Поэтому в подобных работах сильнее всего ощущается массив каменного блока (скульптура Древнего Египта). Известняк – более мягкий камень. В Средневековье его использовали для рельефных украшений порталов соборов. Древние греки первыми начали обрабатывать мрамор: мерцающий, словно дышащий камень, близкий своей окраской к телесному цвету, хорошо подходил для статуй обнажённых богов и героев.
Великому скульптору эпохи Возрождения Микеланджело приписывают знаменитое изречение о том, что скульптуру создать очень просто: надо взять камень и «убрать всё лишнее». Действительно, мастер, работающий с твёрдыми материалами, «освобождает» будущую скульптуру «из плена» каменной или деревянной массы. Чтобы обрабатывать камень, нужно обладать физической силой и иметь уверенную руку. Одна ошибка – и работа будет испорчена. Сначала с камня скалывают самые большие куски с помощью шпунта – инструмента, похожего на большой гвоздь. Потом работают троянкой – крупным резцом с плоским зазубренным концом, которым сглаживают шероховатости. Скарпелью, более мелким резцом, вырезают мелкие детали. С помощью бурава (специального сверла) высверливаются отверстия (завитки волос, зрачки глаз и т. д.). По завершении работы отдельные части скульптуры полируют до блеска.
С незапамятных времён скульпторы использовали дерево. На протяжении тысячелетий оно оставалось излюбленным материалом народных мастеров, делавших из него забавные игрушки и маленькие декоративные статуэтки. Инструменты для работы с деревом в основном те же, что и для камня: различные ножи, резцы, пилы и молотки. Хотя резать по дереву легче, чем обрабатывать камень, в работе с ним есть свои трудности. Дерево можно резать только по направлению волокон; осуществлению замысла может помешать какой-нибудь сучок, «появившийся» в самом неподходящем месте. Наконец, чтобы деревянная скульптура не рассыхалась и не трескалась, готовую статую разнимают на две части, выдалбливают изнутри, а затем вновь соединяют половинки. Дерево, как никакой другой материал, «подсказывает» форму будущего произведения. Сплетение древесных сучков скульптор может превратить в руки статуи, разметавшиеся корни старого пня – в изогнутые лапы чудовища… Дерево – тёплый, «живой» материал – словно наполняет скульптуру особой органической силой.
Особняком среди материалов скульптуры стоят металлы: бронза, медь, чугун, золото. В процессе изготовления бронзовой (или из др. металла) скульптуры сначала делают её модель из воска, гипса, глины и т. д. Модель обмазывают гипсом, получая полую разъёмную форму, внутрь которой потом заливают расплавленный металл.

Перефразируя немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, можно сказать, что скульптура - это музыка, застывшая в камне. Пока миллионы туристов фотографируются на фоне всемирно известных шедевров Бернини, Микеланджело и Родена, мы предлагаем вам подборку из 25 менее известных, но заслуживающих внимания каменных, бронзовых и стальных изваяний.

Забавные и милые, местами странные и пугающие, они поднимают настроение прохожим и делают города, в которых находятся, немного необычнее.

1. Мустанги Лас-Колинаса в городе Ирвинг (штат Техас, США)

Это одна из самых больших скульптурных групп лошадей в мире. Она символизирует динамику и раскрепощенный дух, которые были присущи Техасу в период его освоения.

2. Раскрытие (Expansion), Нью-Йорк, США

Автор так комментирует эту скульптуру: «С момента нашего рождения мир предлагает нам готовую оболочку, в которую мы должны вписаться: номер социального страхования, пол, расу, профессию. Я подумала: что же мы есть на самом деле - эта внешняя оболочка, в которой мы живем, или то, что под ней, внутри каждого из нас? Узнаем ли мы себя, если выйдем за пределы нашего тела?»

3. Памятник неизвестному прохожему, Вроцлав, Польша

Скульптура символизирует подавление личности во времена коммунизма и подпольную антикоммунистическую деятельность поляков в 1980-х годах.

4. Лосось, Портланд, США

Портланд - это крупный портовый город, а эта рыбка привлекает посетителей в один из его самых известных ресторанов.

6. Обувь на берегу Дуная, Будапешт, Венгрия

Скульптура увековечила память евреев, убитых фашистами в Будапеште во время Второй мировой войны. Им приказали снять обувь и расстреляли у воды. Тела жертв упали в реку и были унесены течением. В напоминание о трагедии осталась только обувь.

7. Скульптура «Нет насилию» (также известная как «Завязанный узлом пистолет»), Нью-Йорк, США

Была создана шведским художником Карлом Фредриком Рейтерсвордом (Carl Fredrik Reuterswärd) в конце 1980 года в память об убийстве Джона Леннона, который был другом скульптора.

8. Вырваться из оков (Break through from your mold), Филадельфия, США

Эта композиция символизирует стремление к бессмертию. 4 фигуры - это один и тот же человек, который постепенно пробуждается ото сна, сбрасывает оковы и вырывается навстречу вечной жизни.

9. Черное привидение (Juodasis Vaiduoklis), Клайпеда, Литва

Согласно легенде, в 1595 году один из охранников замка Клайпеды увидел призрака, который предупредил охранника, что городу нужно увеличить запасы зерна и древесины. Сказав это, дух испарился. Считается, что, если подружиться со сверхъестественным существом, это принесет богатство и удачу.

10. Путешественники (Les voyageurs), Марсель, Франция

Серия скульптур француза Бруно Каталано (Bruno Catalano) была установлена в порту Марселя в 2013 году. У каждой фигуры отсутствует значительная часть тела. Остается только догадываться о причинах такой пустоты: потому ли это, что этим людям чего-то не хватает, или просто они оставили где-то часть своей души во время путешествий?

11. Мемориал Нельсона Манделы, Южная Африка

Композиция была установлена в честь 50-й годовщины ареста борца за права человека в период существования апартеида. Памятник воздвигнут там, где арестовали Манделу, и состоит из 50 стальных колонн, символизирующих тюремную решетку, за которой 8-го президента ЮАР держали в течение 27 лет.

12. De Vaartkapoen, Брюссель, Бельгия

Созданная в 1985 году, эта шутливая статуя показывает полицейского, споткнувшегося о злоумышленника, который скрывался в канализационном люке.

13. Перегон скота, Даллас, США

14. Маман (гигантский паук), Лондон, Великобритания

Бронзовая скульптура гигантского паука находится в галерее современного искусства Тейт Модерн.

15. Гиппопотамы, Тайбэй, Тайвань

16. Тонущее здание у Государственной библиотеки, Мельбурн, Австралия

17. Парк игуан, Амстердам, Нидерланды

18. Наблюдатель, Братислава, Словакия

На английском языке эта скульптура называется «Рабочий», однако ее название со словацкого переводится как «наблюдатель». Этот бронзовый сантехник наблюдает за прохожими прямо из канализационного люка. Туристы верят, что если потереть руку скульптуры, то все желания исполнятся.

19. Михай Эминеску, Онешти, Румыния

Памятник классику румынской литературы.

20. Эпизод Первой мировой войны с фигурами солдат в полный рост, Эджеабат, Турция

В годы Первой мировой войны на территории района шли сухопутные сражения Дарданелльской операции.

21. Висящий человек, Прага, Чехия

Кого бы, вы думали, изображает эта скульптура? Как ни странно, это основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Скульптор Давид Черны (David Černý) создал это произведение в ответ на вопрос о том, какую роль интеллектуалы будут играть в новом тысячелетии. По словам автора, основатель психоанализа - это воплощение интеллектуала 20-го века.

22. Келпи, Грейнджмут (Grangemouth), Великобритания

Келпи в шотландской мифологии - враждебный людям водяной дух, обитающий во многих реках и озерах. Он является в облике пасущегося у воды коня, однако может превращаться в морского ящера, и поэтому его часто ассоциируют с лох-несским чудовищем.

23. Свиньи перед торговым центром Rundle Mall, Аделаида, Австралия

Хрюшек зовут Оливер, Августа, Горацио и Трюфель.

24. Неизвестный чиновник, Рейкьявик, Исландия

Пожалуй, единственная статуя в мире, посвященная безликой бюрократической работе.

25. Хедингтонская акула, Оксфорд, Англия

Созданная скульптором Джоном Бакли акула вызвала много споров, когда впервые появилась на публике. Оксфордский городской совет попытался снять ее со здания из соображений безопасности, а затем на том основании, что он не давал разрешение на планировочные работы для установки статуи акулы. Было предложено переместить ее в местный бассейн, но многие местные жители поддержали идею оставить акулу на здании. Кстати, смысл скульптуры гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд: она была установлена ​​к 41-й годовщине падения атомной бомбы на Нагасаки. В некотором смысле акула изображает красивую, но потенциально смертельную ракету.

Существует много разновидностей скульптуры по форме, назначению, материалу.

По форме скульптура может быть круглой и рельефом.

Круглую скульптуру можно осматривать с разных сторон, она окружена свободным пространством. Её главные виды: бюст, статуя, скульптурная группа.

Э. Фальконе «Зима» (1771). Мрамор. Эрмитаж (Петербург)

Рельеф

В рельефе фигура (фигуры) отчасти погружены в плоский фон и выступают из него.

Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Скульптор Иван Иванович Теребенев
Существует три вида рельефа:
барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину);
контррельеф (фигура не выпуклая, а вогнутая)

Барельеф

Барельеф – распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита: первые барельефы – наскальные изображения. Барельефы также часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях.

Скульптор С.Е. Черепанов. Мемориальная доска на доме, в котором прожил последние годы жизни с 1990 по 1998 писатель-фантаст Г. Альтов (Альтшуллер). Установлена 15 октября 2003 г. Петрозаводск

Горельеф

Горельеф – разновидность скульптурного рельефа, когда изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Контррельеф

Контррельеф – углублённый рельеф, получающийся от механического оттиска обычного рельефа в мягком материале (глина, воск) или при снятии с рельефа гипсовой формы. Мог использоваться в качестве печати для получения выпуклого оттиска.

Древнеегипетский контррельеф

Разновидности скульптуры по предназначению

Монументальная скульптура

Монументальная скульптура связана с архитектурой. Это памятники и монументы, которые создаются для увековечивания памяти известных людей или знаменательных событий. Монументальная скульптура отличается крупными размерами и идейностью. Монументальное искусство получило название от латинского monumentum, от moneo – напоминаю), оно всегда должно быть возвышенным и даже величественным. Произведения монументального искусства должны создаваться в гармонии с архитектурой и пейзажем.

Генри Мур. Скульптура в гавани Рисбах (Цюрих-Зеефельд)
Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи.

Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). Псков
Монумент – очень значительный по размерам памятник. Существуют целые мемориальные комплексы – территории c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего.
Мемориальный комплекс Хатынь – деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 г. карательным отрядом как месть за убийство нескольких немецких военнослужащих. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887-1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

С. Селиханов. Главный памятник в Хатыни
Не менее известны мемориальные комплексы Брестская крепость (Брест), Мамаев Курган (Волгоград), парк Победы (Москва) и др.

Монументально-декоративная скульптура

Она включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура и др.).

Атланты

Атлант – это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия здания, балкона, карниза и т.д. Название этого архитектурного элемента восходит к Древней Греции: А́тласом или Атла́нтом в древнегреческой мифологии назывался могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Атлант является символом выносливости и терпения.

Атланты (Эрмитаж)

Кариатиды

Кариати́да – статуя одетой женщины, которая заменяет собой колонну или пилястру в сооружении. Эти фигуры использовались ещё в архитектуре Древней Греции.

Кариатиды. Афины (Греция)

Кариатиды в качестве пилястры

Фриз

Фриз (фр. frise) – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей часть архитектурного сооружения.

Скульптурный фриз на одной из подмосковных церквей эпохи ампир

Фронтон

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронтон здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах

Фонтаны (обычно это гидротехнические сооружения, выполняющие декоративную функцию) часто украшают скульптурами.

Фонтан «Самсон» в Петергофе
«Писающий мальчик» – одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя. Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн.

Скульптор – Жером Дюкенуа (1619)
Эту статую неоднократно похищали, а также наряжали в костюмы.

«Писающий мальчик» в форме американских ВВС

Садово-парковая скульптура

Садово-парковая скульптура предназначена для отделки садов и парков. Может иметь декоративный, пропагандистский, обучающий и мемориальный характер.

Скульптура «Амур и Психея». Мастерская Лоренцо Бернини XVII в. Летний сад (Петербург)

Существуют также недолговечные виды скульптур: ледяные, из песка, более долговечные из глины, дерева, а также лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.



Рассказать друзьям