Глеб георгиевич жеглов. Глеб жеглов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Глеб Жеглов – главный герой знаменитого фильма-сериала "Место встречи изменить нельзя", вышедшего на экраны в 1979 году и снятого по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия". Работник Московского уголовного розыска, или МУРа, Жеглов посвятил свою жизнь борьбе с бандитизмом. Его фраза "Вор должен сидеть в тюрьме" стала крылатой, а вообще этот фильм, ставший в какой-то мере культовым, весь буквально разобран на цитаты. Не последнюю роль в популярности Жеглова как персонажа сыграло и то, что играл его Владимир Высоцкий, справившись с неоднозначной и сложной ролью просто блестяще.


Глеб Георгиевич Жеглов – опытный оперативник, капитан МУРа, непримиримый, жесткий, бескомпромиссный и где-то очень скорый на расправу. На его фоне старший лейтенант Шарапов, новичок и поборник справедливости, выглядит наивным и даже инфантильным, однако именно на противопоставлении этих героев и построен сюжет.

Удивительно, но по задумке авторов, братьев Вайнеров, Жеглов – персонаж скорее отрицательный, продукт сталинской эпохи, маленький, но прочный винт огромной карательной машины, которая перемалывает всех без разбору. Но в 1979 году вышел фильм, и хотя снят он был очень близко к книжному сюжету, все в нем оказалось не так, и главным парадоксом оказалась как раз личность Жеглова. Так, зрители полюбили его. Жесткий, непримиримый, безжалостный и не слишком думающий, Жеглов тем не менее пришелся по душе советским зрителям. Ему верили. Неизвестно, было ли причиной тому личное обаяние Владимира Высоцкого, или люди тосковали по "сильным лидерам", но Жеглову сочувствовали, с ним соглашались, а гуманист Шарапов неизменно выглядел на его фоне чуть более "мягким", чем нужно было быть работнику отдела по борьбе с бандитизмом.



Есть история, что когда Высоцкий прочитал роман Вайнеров "Эра милосердия", он сразу же попросил "застолбить" для него роль Жеглова, заявив, что лучше него его не сыграет никто. И вообще, именно Владимир Высоцкий подсказал Вайнерам, что их книга очень кинематографична, и из нее надо делать сценарий. Зато позднее, когда уже пора было приступать к съемкам, Высоцкий с трудом согласился, ссылаясь на то, что у него слишком мало времени, чтобы тратить его на съемки в кино – ему нужно писать.

Как бы ни было, фильм получился серьезным, мощным и очень интересным – его смотрели всей страной. Говорят, что во время премьерного показа, который был приурочен к Дню милиции, именно в это время по стране было зафиксировано рекордно низкое количество преступлений, и это даже попало в официальный отчет МВД.

По сюжету, молодой оперативник Владимир Шарапов (его, как известно, играет Владимир Конкин) прибывает на службу в отдел по борьбе с бандитизмом МУРа. Его ставят в пару к опытному Глебу Жеглову, который ведет непримиримую борьбу с бандой "Черная кошка". Красной нитью в фильме проходит противостояние наивного поборника справедливости Шарапова и циничного, умудренного опытом, а потому безжалостного Жеглова, однако воспринимать это буквально все же не стоит. Несмотря на некоторую жестокость, Жеглова нельзя воспринимать как "красного садиста" - он по-своему неплохой человек, но, в отличие от молоденького идеалиста Шарпова, он знает наверняка – преступника невозможно "исправить". И именно с этой позиции он ведет свою личную и гражданскую войну с организованным бандитизмом.

Кстати, мнения по поводу образа и персонажа Жеглова сильно разошлись у зрителей – так называемая интеллигенция увидела в нем однозначный продукт эпохи сталинизма, в то время как люди "попроще" увидели в нем настоящего героя.

Трудно сказать, был ли Жеглов героем, да и уместно ли было быть героем в тех обстоятельствах, но негативным персонажем, как он изначально замышлялся у братьев Вайнеров, он все же не был, и это можно сказать абсолютно уверенно. Он был прямым и понятным - ненавидел трусов, презирал мещан и "мелких людишек", и в то же самое время ценил и уважал "простых и честных людей", которые платили ему тем же. Так, он сразу же пришелся по душе всем обитателям коммуналки, в которой поселился Шарапов – его уважали и даже обожали, и Шарапову было лестно и приятно дружить с таким человеком. Но все же дружбе этой не суждено было быть долгой – слишком уж разными людьми были Глеб Жеглов и Володя Шарапов .


Фильм "Место встречи изменить нельзя" оказался буквально разобранным на цитаты, и если посмотреть на эти крылатые фразы, то оказывается, что очень многие из них принадлежат Глебу Жеглову. Это он произнес "Вор должен сидеть в тюрьме", "Милосердие - поповское слово", "Здесь МУР, а не институт благородных девиц!", "Будет сидеть!!! Я сказал" и, конечно же, легендарную фразу "Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый!".


Фильм "Место встречи изменить нельзя" собирает людей у экранов телевизоров уже четвертый десяток лет, и, несмотря на то, что некоторые сцены мы знаем уже наизусть, он по-прежнему смотрится интересно. Трудно сказать, в чем же секрет очарования этого советского мини-сериала; возможно, именно в его неоднозначности – в нем нет готовых ответов и однозначно положительных персонажей. Таков и Глеб Жеглов – сложный и простой человек одновременно, которого просто невозможно охарактеризовать. Он получился у Высоцкого сложным и мятежным - слишком прямым и в то же время думающим, жестоким и в то же время добрым. У Жеглова, вне всякого сомнения, была своя правда – он ненавидел бандитскую нечисть, и искренне верил, что победить ее можно, лишь уничтожив. "Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трёх головах, и головы эти - хитрость, жадность, предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла", - уверен Глеб Жеглов .

«Место встречи изменить нельзя » (1979) (роль сыграл Владимир Высоцкий). Глеб Жеглов - гениальный следователь Московского уголовного розыска, порой жесток и суров, но в то же время вызывает самые глубокие симпатии у читателей и зрителей. Именно под таким имиджем он «вторгается» в мотив этого мастерского произведения. Дальше же начинают проявляться иные, конфликтующие между собой признаки его персоны…

Железный принцип Жеглова: «Если человек вор - он должен сидеть в тюрьме! А людей не беспокоит, какими методами я его туда упрячу!», превосходит многочисленные формальности закона и «моральные» рамки дозволенного. Глеб Георгиевич берет закон в свои руки и его не останавливает простая «этическая» сторона своих действий, что часто вызывает смущения у его напарника, Володи Шарапова - героя донельзя «правильного» и работающего исключительно «по книжке».

Жеглов отличается великим умением поглубже «залезть» в психологию допрашиваемого им человека. Он легко находит «общий язык» с проституткой Манькой Облигацией, с биллиардным жуликом и вором-рецедивистом Копченым, с карманником высшей степени Кирпичем, с воровской сообщницей вора Ручечника и многими другими персонажами. Порой даже кажется, что задержанные преступники сами выкладывают ему нужную информацию, но это предположение конечно было бы ошибочным. На самом-то деле - это все заслуги того самого Жегловского умения «проникнуть» в глубины психологии задержанных, касаясь чуть ли ни самого подсознания. Каким образом? Теоретически, принцип довольно прост - К каждому индивидуальному лицу, нужен особенный специфический подход! Практически же - это не каждому лицензированному психиатору под силу. Но у Жеглова железно отработана техника допроса и задавая правильные вопросы (к тому же задавая их в самое нужное время), вовремя улыбаясь (по его же словам: «люди это любят»), используя правильные интонации и ударения в разговоре, и каких только еще психологических трюков нет в его арсенале - он способен «расколоть» любого уголовника.

К тому же существует еще и другая сторона Жегловского характера - он по своему добр. И не то что-бы мягок или скажем сентиментален, но чужое горе не проигнорирует и это железный факт! Примером служит его реакция на плачущую многодетную сосдедку, у которой в самом начале месяца украли все хлебные карточки. Даже не задумываясь, Жеглов просто отдает ей свои, да и те что принадлежали его напарнику, при том без спросу, ибо этот человек УВЕРЕН в правоте своих действий и не нуждается в никаком оправдании. Именно это и является его главным пороком - для Жеглова просто не существует концепции, что он может быть, хоть на волосок, не прав.

Эта черта Глеба Георгиевича неоднократно проявляется в деле доктора Ивана Сергеевича Груздева (по роману - микробиолога Ильи Сергеевича Груздева). Даже уперевшись в твердые факты о невиновности человека, подозреваемого в убийстве бывшей жены, Жеглов ни на шаг не отступает от своего решения. А в последствии, при полном оправдании задержанного, он все равно твердит, что «наказаний без вины не бывает» и не желает преподнести ему свои извинения.

В конце романа и кинокартины, Жеглов убивает бандита «Черной Кошки» при попытке к бегству. Вроде все правильно - команда «стреляю без предупреждения» была отдана еще до выхода бандитов из подвала склада. Предупреждал, что так сделает и не задумываясь даже на долю секунды - сделал, исполнил! Однако Глеб Георгиевич не знает, что этот самый уголовник - старый военный друг его напарника Шарапова. Но самое страшное в том, что узнав об этом, Жеглов не показывает малейшего сострадания о содеяном.

Шарапов: «Ты убил человека!»

Жеглов: «Я убил бандита!»

Шарапов: «Он пришел вместе со мной, чтобы сдать банду!»

Жеглов: «А-а-а….»

Вот именно это «А-а-а…» и показывает «нечеловечность» этого героя. Зрителям кинофильма и читателям романа, очень тяжело решить, каков он на самом деле этот Жеглов.

Ну как может один и тот же человек пойти навстречу ограбленной женщине, можно даже сказать - спасти от голодной смерти ее детей, и в то же время не показать малейшего сострадания, убив старого армейского друга своего напарника, пускай даже нынешнего бандита? Тяжелый вопрос - очень тяжелый!

Однако, именно персонаж Глеба Жеглова намного ближе к реальной жизни, нежели какой-либо другой. Жизнь - она ведь штука закрученная, непредсказуемая и жестокая! Резкие перемены обстоятельств, крутые повороты, короткая дистанция между любовью и ненавистью - вот она, эта жизнь - без всяких иллюзий и лакировки действительности. Как бы мы не старались плыть по ее потоку и оценивать прожитое в рамках черного и белого - все равно она покажет свои промежуточные оттенки. Вот и Жеглов умещает в себе множество конфликтующих черт характера и мы не знаем - питать ли к нему симпатию или яро ненавидеть за жестокость. А ведь любой из нас, прочитавший роман братьев Вайнеров или просмотревший кинофильм Говорухина - задался этим вопросом, не так ли?

). Глеб Жеглов - гениальный следователь Московского уголовного розыска, порой жесток и суров, но в то же время вызывает самые глубокие симпатии у читателей и зрителей. Именно под таким имиджем он «вторгается» в мотив этого мастерского произведения. Дальше же начинают проявляться иные, конфликтующие между собой признаки его персоны…

Железный принцип Жеглова: «Если человек вор - он должен сидеть в тюрьме! А людей не беспокоит, какими методами я его туда упрячу!», превосходит многочисленные формальности закона и «моральные» рамки дозволенного. Глеб Георгиевич берет закон в свои руки и его не останавливает простая «этическая» сторона своих действий, что часто вызывает смущения у его напарника, Володи Шарапова - героя донельзя «правильного» и работающего исключительно «по книжке».

Жеглов отличается великим умением поглубже «залезть» в психологию допрашиваемого им человека. Он легко находит «общий язык» с проституткой Манькой Облигацией, с биллиардным жуликом и вором-рецедивистом Копченым, с карманником высшей степени Кирпичем, с воровской сообщницей вора Ручечника и многими другими персонажами. Порой даже кажется, что задержанные преступники сами выкладывают ему нужную информацию, но это предположение конечно было бы ошибочным. На самом-то деле - это все заслуги того самого Жегловского умения «проникнуть» в глубины психологии задержанных, касаясь чуть ли ни самого подсознания. Каким образом? Теоретически, принцип довольно прост - К каждому индивидуальному лицу, нужен особенный специфический подход! Практически же - это не каждому лицензированному психиатору под силу. Но у Жеглова железно отработана техника допроса и задавая правильные вопросы (к тому же задавая их в самое нужное время), вовремя улыбаясь (по его же словам: «люди это любят»), используя правильные интонации и ударения в разговоре, и каких только еще психологических трюков нет в его арсенале - он способен «расколоть» любого уголовника.

К тому же существует еще и другая сторона Жегловского характера - он по своему добр. И не то что-бы мягок или скажем сентиментален, но чужое горе не проигнорирует и это железный факт! Примером служит его реакция на плачущую многодетную сосдедку, у которой в самом начале месяца украли все хлебные карточки. Даже не задумываясь, Жеглов просто отдает ей свои, да и те что принадлежали его напарнику, при том без спросу, ибо этот человек УВЕРЕН в правоте своих действий и не нуждается в никаком оправдании. Именно это и является его главным пороком - для Жеглова просто не существует концепции, что он может быть, хоть на волосок, не прав.

Эта черта Глеба Георгиевича неоднократно проявляется в деле доктора Ивана Сергеевича Груздева (по роману - микробиолога Ильи Сергеевича Груздева). Даже уперевшись в твердые факты о невиновности человека, подозреваемого в убийстве бывшей жены, Жеглов ни на шаг не отступает от своего решения. А в последствии, при полном оправдании задержанного, он все равно твердит, что «наказаний без вины не бывает» и не желает преподнести ему свои извинения.

В конце романа и кинокартины, Жеглов убивает бандита «Черной Кошки» при попытке к бегству. Вроде все правильно - команда «стреляю без предупреждения» была отдана еще до выхода бандитов из подвала склада. Предупреждал, что так сделает и не задумываясь даже на долю секунды - сделал, исполнил! Однако Глеб Георгиевич не знает, что этот самый уголовник - старый военный друг его напарника Шарапова. Но самое страшное в том, что узнав об этом, Жеглов не показывает малейшего сострадания о содеяном.

Шарапов: «Ты убил человека!»

Жеглов: «Я убил бандита!»

Шарапов: «Он пришел вместе со мной, чтобы сдать банду!»

Жеглов: «А-а-а….»

Вот именно это «А-а-а…» и показывает «нечеловечность» этого героя. Зрителям кинофильма и читателям романа, очень тяжело решить, каков он на самом деле этот Жеглов.

Ну как может один и тот же человек пойти навстречу ограбленной женщине, можно даже сказать - спасти от голодной смерти ее детей, и в то же время не показать малейшего сострадания, убив старого армейского друга своего напарника, пускай даже нынешнего бандита? Тяжелый вопрос - очень тяжелый!

Однако, именно персонаж Глеба Жеглова намного ближе к реальной жизни, нежели какой-либо другой. Жизнь - она ведь штука закрученная, непредсказуемая и жестокая! Резкие перемены обстоятельств, крутые повороты, короткая дистанция между любовью и ненавистью - вот она, эта жизнь - без всяких иллюзий и лакировки действительности. Как бы мы не старались плыть по ее потоку и оценивать прожитое в рамках черного и белого - все равно она покажет свои промежуточные оттенки. Вот и Жеглов умещает в себе множество конфликтующих черт характера и мы не знаем - питать ли к нему симпатию или яро ненавидеть за жестокость. А ведь любой из нас, прочитавший роман братьев Вайнеров или просмотревший кинофильм Говорухина - задался этим вопросом, не так ли?

Вот такой уникальный персонаж этот Глеб Жеглов.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жеглов, Глеб" в других словарях:

    Глеб Георгиевич (Егорович в фильме) Жеглов один из из главных героев романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» (1976) и снятому по его мотивам кинофильма «Место встречи изменить нельзя» (1979) (роль сыграл Владимир Высоцкий). Глеб Жеглов … … Википедия

    Владимир Высоцкий в роли Жеглова, первая серия Информация Пол мужской Звание Капитан милиции … Википедия

    - … Википедия

Имя: Глеб Жеглов (Gleb Zheglov)

Страна: СССР

Создатель: Братья Вайнеры

Деятельность: Оперативный работник, начальник отдела по борьбе с бандитизмом

Семейное положение: не женат

Глеб Жеглов: история персонажа

Жанр детектива пользуется все большим спросом среди любителей литературы. Поклонники книг все чаще скупают произведения, где главный герой распутывает хитросплетенные узлы преступлений, но некоторые экранизации превзошли бумажный оригинал.


Наверное, нет на свете такого человека, который бы не слышал о советском фильме под названием «Место встречи изменить нельзя». На самом деле эта лента, которая со временем разошлась на крылатые фразы, была поставлена по мотивам романа братьев Вайнер «Эра милосердия». Актеру удалось создать запоминающийся образ детектива Глеба Жеглова, служившего в МУРе.

История создания

Книга о борьбе органов правопорядка с преступными элементами «Эра милосердия» была опубликована в 1975-м году, и это было не дебютное творение Аркадия и Георгия Вайнеров, которые к тому моменту уже успели утвердиться на вершине литературного Олимпа. Авторы сумели придумать остросюжетную фабулу и запоминающихся персонажей, основываясь на реальных прототипах.


По утверждению журналиста Петра Вайля, прообразом следователя послужил некто Сергей Жеглов, который работал в уголовном розыске. Правдива эта информация или нет, остается только гадать, ибо другие почитатели романа уверены, что образ Глеба Жеглова собирательный. Также есть указание на то, что второй персонаж книги, оперуполномоченный МУРа Владимир Шарапов, «списывался» с Владимира Арапова, который из-за своего крутого нрава больше походил на «киношного» Жеглова, нежели на его интеллигентного и воспитанного коллегу.


Примечательно, что актер Владимир Высоцкий будто бы предугадал будущее романа. Дело в том, что артисту достался от братьев Вайнер первый экземпляр книги. После прочтения детектива Владимир Семенович твердо заявил авторам, что «застолбил» Жеглова:

«Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…»

Сказано – сделано. По утверждению Говорухина, именно Высоцкий, знакомый с режиссером еще со времен съемок фильма «Вертикаль», привел его в проект:

«Знаешь, тут мне Вайнера сказали, что у них для меня есть хорошая роль…Ты почитай роман, мне сейчас некогда», – говорил артист кинодеятелю.

Таким образом, по утверждению Станислава Сергеевича, исполнитель роли Жеглова прочитал роман только во время съемок. А братьям Вайнер Владимир Высоцкий, оказывается, по-актерски врал, восхищаясь книгой и Глебом Жегловым. Как говорится, иногда ложь бывает и во благо, потому что образ следователя прибавил лицедею многомилионную армию поклонников.


Нужно отметить, что образы литературного и экранного Жеглова значительно разнятся. Так, перед читателями книги предстает молодой человек лет 25-26, тогда как Владимиру Семеновичу на момент начала съемок исполнился 41 год.

Но артисту не пришлось соревноваться за место под солнцем, так как его утвердили в актерский состав практически сразу. Хоть артист и читал «Эру милосердия» второпях, к своей работе он подошел рачительно: по воспоминаниям современников, Высоцкий лично выяснял у следователей детали их работы, а также сам выбирал костюм на костюмерном складе «Одесской киностудии». В итоге в фильме Глеб Жеглов щеголял в брюках-галифе, сапогах и кепке.


Актер внес и режиссерский вклад, придумывая новые сценки. Однако не только Владимир Семенович импровизировал на съемочной площадке. Например, его напарница по фильму вспоминала, что фраза: «Облигация или Аблигация?», – ставшая крылатой, вырвалась у нее случайно.

Фильм, который строился на основе подлинных уголовных дел, получился из пяти серий, а не из шести, как указывалось в договоре между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией.

Последнюю серию пришлось сократить по требованию Гостелерадио, поэтому заядлые киноманы не увидели сцен, где объясняется дружба межу Глебом Жегловым и Володей Шараповым. Зато у любителей телевизоров есть повод открыть печатный оригинал.

Помимо несравненного Высоцкого, который поражает талантом и харизмой, в криминальной киноадаптации сыграли , и другие звезды кинематографического небосвода.

Биография и сюжет

Биография Глеба Жеглова, который не расстается с пистолетом даже во сне, подобна книге за семью печатями, но персонаж в ходе диалогов все-таки приоткрывает занавесу тайны. Будущий начальник оперативной бригады воспитывался в крестьянской семье, где, помимо него, росли братья и сестры. Отец Жеглова - «мужик молоток» - воспитанием детей не занимался, а отправился в город, дабы сорвать большой куш. Пока главный кормилец пребывал в разъезде, он «не забывал» о своих отпрысках и изредка радовал их гостинцами: один раз даже конфеты и зубную пасту привез.


Однажды отец главного героя решился на отчаянный поступок и свел корову со двора, даже обул ее в опорки, чтобы не было следов. Поэтому можно предположить, что именно этот случай в жизни Жеглова привил ему интерес к расследованиям. Хоть протагонист и не имеет высшего юридического образования, он весьма грамотно выражает свои мысли и владеет чистописанием.

Далее в жизнеописании Жеглова, заявлявшего, что «вор должен сидеть в тюрьме», имеется пробел: чем занимался герой после окончания школы и до поступления на службу – не известно. Работает в МУРе с 1939-1940 года, имеет орден «Красной Звезды», получил звание капитана милиции. Жеглов берется за сложные уголовные дело и с энтузиазмом распутывает преступления по щелчку пальцев.


Если говорить о фильме «Место встречи изменить нельзя», то его сюжет окунает телезрителей в послевоенную Москву. Опытному оперативнику Глебу Жеглову и его напарнику Владимиру Шарапову НКВД поручает раскрыть сложное дело группировки «Черная кошка». Эта банда орудовала в Московской области в 1950-ых годов, занималась разбоями, грабежами и убийствами.

На главное задание был отправлен оперативник Василий Векшин. Этот человек должен был внедриться в банду, однако преступники его вычислили и убили заточкой, поэтому расследовать дело оказывается еще сложнее.


Параллельно с этим детективы выясняют обстоятельства убийства некой Ларисы Груздевой. Главный подозреваемый – бывший муж погибшей, так как в его квартире был найден пистолет. Однако и это дело не такое простое, так как улики и показания свидетелей не стыкуются. Пока оперативники выясняют детали, их взору открываются все новые факты.

  • В столице Украины возле МВД открыли памятник Шарапову и Жеглову. Произошло это событие 14 апреля 2009 года. Также скульптуру Владимира Высоцкого в образе Глеба Жеглова можно встретить в Мариуполе, неподалеку от ресторана «Место встречи».
  • В репертуаре российской группы «Любэ» есть песня, посвященная главным героям фильма.

  • За создание запоминающегося образа Жеглова Высоцкий получил Государственную премию СССР посмертно.
  • Первоначально продюсеры хотели назвать фильм аналогично книге, но чиновники были против «несоветского», «попсового» слова «милосердие».

  • Георгий Вайнер говаривал, что в образе Жеглова прослеживается «сталинский палач», не знающий ни человечности, ни жалости: во времена репрессий именно «Жегловы» отличались злоупотреблением служебными полномочиями. Но в фильме эта черта главного героя канула в лету благодаря обаянию актера, который решил упростить характер своего персонажа.
  • В мире существует необъяснимое явление, так называемый «эффект Манделы» – массовые ложные воспоминания. Например, большая часть зрителей «помнит», что в эпизоде фильма Жеглов сказал: «Ну и рожа у тебя, Шарапов». Но истинная фраза звучит по-другому: «Ну и рожа у тебя, Володя».

Цитаты

«Ты свободен, Ручечник... Пшел вон отсюда! Не свети, ты нам мешаешь».
«Если Кирпич - вор, он должен сидеть в тюрьме! И людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу!»
«Кому повезет, у того и петух снесет. И такая птица, как ты, у меня тоже нестись будет!»
«Так что по десятке вам, граждане. По десятке на душу населения...»
«У нищих слуг нет!»
«Судьба - она ведь тоже умная. Она достойных ищет».
«Не впадай в отчаянье. Не имей такой привычки».
«Упрямство - первый признак тупости».

Действия этого фильма разворачиваются во второй половине 1945 года. На экране образ Жеглова воплотил в жизнь Владимир Высоцкий.

Биография персонажа

Глеб Жеглов руководит отделом по борьбе с бандитизмом в Московском уголовном розыске, по сути, он оперативный работник. Интересно, что Жеглов в книге и фильме отличается по возрасту. Если в книге ему около 25 лет, то в фильме - от 35 до 40.

Звание Глеба Жеглова - капитан милиции. Персонаж Высоцкого родился примерно в 1905-1910 годах, а герой романа в 1919-1920.

Герой романа

По роману братьев Вайнеров, Глеб Жеглов всего на несколько лет старше своего напарника Шарапова. Он описывается как ловкий, высокий, подвижный человек с коричневыми глазами навыкате.

Глеб Жеглов постоянно носит парабеллум, с пистолетом он не расстается даже ночью, когда спит. Хранит под подушкой. Важная черта героя - самолюбование. Он во всем хочет быть лучше окружающих, для этого даже постоянно начищает сапоги, чем сильно раздражает Шарапова.

При этом он живет аскетом, не женат, у него комната в общежитии на Башиловке. Со временем Жеглов переезжает к Шарапову на Сретенку. По некоторым косвенным признакам можно предположить, что он пользуется большим успехом у женщин. Например, Шарапов несколько раз обращает внимание, что Жеглов прихорашивается и не ночует дома.

Он признается, что в детстве рос без отца, кроме него в семье было четверо детей. По всей видимости, не обладает высшим образованием, хорошо известна его цитата по этому поводу в ответ на вопрос Шарапова, где и когда он учился.

Девять классов и три коридора. Когда не курсы в институте заканчиваешь, а живые уголовные дела, то она — учеба — побыстрее движется. А вот разгребем с тобой эту шваль, накипь человеческую, тогда уж в институт пойдем, дипломированными юристами будем.

При этом он отличается тем, что обладает чистописанием и грамотен. Начальником отдела по борьбе с бандитизмом трудится уже более пяти лет, то есть приступил к этой работе в 1939 или 1940 году. Известно, что у Глеба Егоровича Жеглова есть награды - значки отличника милиции, орден Красной Звезды.

Прототип

У персонажа Жеглова был прототип, на который ориентировались братья Вайнеры. Об этом заявил которому это рассказывал сам Георгий Вайнер.

Примечательно, что у реального человека была такая же фамилия, только звали его Станислав. Он в 60-е годы трудился в уголовном розыске.

Но стоит отметить, что никакими другими источниками эти факты не подтверждаются, все остальные люди, знакомые с Вайнерами, утверждали, что это был собирательный образ.

Правила Жеглова

Многие знают и любят Жеглова, благодаря его знаменитым выражениям, которые ушли в народ. В частности, хорошо известны шесть его правил.

    Когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Первейшее это условие, чтобы нравиться людям.

    Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом.

    Как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.

    С первого мига проявляй к человеку искренний интерес — понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет.

    Даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека.

    Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.

Также в картине присутствует много знаменитых цитат Глеба Жеглова, которые стали настоящими крылатыми выражениями.

И откуда у тебя, Петюня, такой изумительный сахар?

Значится, так и запишем — вы не жулик. Вы человека убили!

Не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь.

Не учи ученого, гражданин Копченый!

Я по пятницам не подаю.

Вор должен сидеть в тюрьме!

Ты не сознание, ты совесть потерял.

Теперь Горбатый! Я сказал: "Горбатый!"

Пробы на роль

На роль Глеба Жеглова актера Владимира Высоцкого утвердили практически сразу. Режиссер Говорухин даже заявляет, что именно Высоцкий привел его на картину, а не наоборот. Раньше они уже вместе работали на фильме "Вертикаль". До этого предполагалось, что ленту будет снимать Алексей Баталов, который сам и планировал сыграть Жеглова.

По легенде, Высоцкий уговаривал братьев Вайнеров переработать свой роман в сценарий, по которому сам очень хотел сыграть главного героя. По словам Аркадия Вайнера, он просто влюбился в саму книгу и образ Жеглова.

Съемки

После выхода фильма Глеб Жеглов и Володя Шарапов стали настоящими кумирами своей эпохи. При этом Высоцкий ответственно подошел к работе, он тщательно выяснял у профессиональных сыщиков особенности их профессии.

Интересно, что облик Жеглова детально создавался костюмерами, которые скрупулезно подбирали его костюмы. Его внешний вид заметно отличался штатской одеждой, в которой основную роль играют сапоги, галифе и кепка. По контрасту с главным героем, Шарапов в фильме всегда ходит в военной форме.

Высоцкий многое добавлял в сюжет картины от себя. Например, именно он придумал повесить фотографию Вари на стену кладовой, даже подменял Говорухина в кресле режиссера, когда тому пришлось на время уехать в ГДР.

Образ главного героя

Высоко оценивал то, как сыграл Глеба Жеглова Высоцкий. Он подчеркивал чрезвычайно важное обстоятельство: актер отлично понимал социальную роль своего персонажа. Это сильный и яркий человек, который в определенных исторических предпосылках повинуется собственным инстинктам и правосознанию, превращаясь в кистень против порядочных людей.

Критики отмечали, что в персонаже Жеглова много надежного, открытого, он всегда готов прийти на помощь. Именно поэтому он так полюбился многочисленным зрителям и до сих пор остается одним из самых известных героев советского кинематографа. У него много душевной грубости, при этом хватает самомнения, с которым невозможно смириться, и окружающие воспринимают это как опасную силу. Сам Высоцкий в одном из немногих интервью, посвященных фильму "Место встречи изменить нельзя", согласился с этим утверждением.

Интересно, что некоторые считали Жеглова исключительно отрицательным персонажем, причем оценивая это как настоящий прорыв в советской литературе. Ведь в то время в искусстве существовало большое количество ограничений. Например, сыщикам и следователям, которые становились героями литературных произведений, запрещалось разводиться с женами, выпивать и даже иметь любовницу. Для надзора над писателями существовала целая государственная система. Каждое произведение проходило через несколько рук, чтобы не допустить никакой крамолы.

Глеб Жеглов и Володя Шарапов - герои своего поколения. Многим особенно полюбилась и запомнилась эта роль, потому что она стала одной из последних для Владимира Высоцкого. В 1979 году, когда вышел этот фильм, Высоцкий снялся еще в советской трехсерийной драме Михаила Швейцера "Маленькие трагедии" по одноименному произведению Александра Сергеевича Пушкина.

Актер скончался на следующий год, так больше нигде и не сыграв. В 1987 году он получил посмертно Государственную премию СССР за создание образа Жеглова, а также авторское исполнение песен.

Судьба Жеглова

Уже в XXI веке Георгий Вайнер неоднократно высказывался о личности своего персонажа, обозначая контуры его развития, подмечая, что кинотрактовка несколько упрощает его образ.

Писатель подчеркивал, что в сознании многих людей это балагур и весельчак, которому симпатизируют окружающие. При этом Вайнер рассказывал, как бы могла развиваться его судьба. По мнению автора, уже через достаточно короткое время он должен был бы превратиться в сотрудника МГБ, которому пришлось бы выбивать зубы и выворачивать руки подозреваемым, будучи уверенным в своей правоте.

Вайнер подчеркивает, что и реальные сотрудники МГБ послевоенного времени делали эту работу без злорадства и желания мучить людей.

При этом Жеглов, в отличие от Шарапова, карьера которого прослеживается вполне определенно вплоть до генерала, а далее - главы МУРа, больше не упоминается ни в одной другой книге. Жеглов участвует только в романе "Эра милосердия".

По словам Вайнера, Высоцкий еще во время съемок этого фильма настаивал, чтобы писатели начали создавать продолжение истории под рабочим названием "Место встречи нельзя изменить 2". Основу сюжету нашел сам актер, раскопав в недрах МВД какую-то историю, которая сильно его увлекла. Однако после его ранней и внезапной смерти Вайнерам показалось кощунственным снова обращаться к этой идее. По всей видимости, с этим связано и исчезновение Жеглова из всех последующих их романов.

Вернулись к этой идее они уже только в конце 2000-х, когда стали относиться к ней, как в некоему памятнику Высоцкому. Как утверждает осталось такое количество неиспользованного материала, которого вполне могло бы хватить для начала полноценного сериала. Только пришлось кардинально изменить его сюжет, потому что в самом начале Жеглов погибает, став жертвой предательства одного из сотрудников. Все последующие серии посвящены раскрытию этого предательства и поиску виновных. В результате и эта идея так и осталась нереализованной.



Рассказать друзьям