Художественный мир литературного произведения. Художественный мир как самостоятельная литературоведческая категория

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В России это понятие обосновано Д.С. Лихачёвым. Важные свойства: участие вымысла в создании, использование писателем не только жизнеподобных, но и условных форм изображения. Худ. мир существует и в воображении автора, и в воображении читателя. Мир произведения – воссозданная посредством речи и при участии вымыла предметность. Т.е можно сказать, что это художественно освоенная и преображённая реальность.

Структура : 1) крупные единицы: персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты; 2) компоненты изобразительности: акты поведения персонажей, черты наружности (портреты), явления психики, факты окружающего людей бытия (вещи, пейзажи); 3) подробности (детали) изображаемого.

1. Вопрос художественного времени и пространства.

Произведения пронизаны временными и пространственными представлениями, многообразными и значимыми. Образы времени: биографическое (детство, юность, зрелость, старость), историческое (характеристика смены эпох и поколений, крупных событий в жизни общества), космическое (представление о вечности и вселенской истории), календарное (смена времён года, будни и праздники), суточное (день и ночь, утро и вечер), соотнесённость прошлого, настоящего и будущего. Пространство в произведении: замкнутое и открытое, земное и космическое, реально видимое и воображаемое, представление о предметности близкой и удалённой. Временные и пространственные представления составляют единство, которое называется хронотопом (опр. Бахтина). Существуют типовые хронотопы, например, хронотоп дороги (если герой путешествует, то идёт время) -> хронотоп встречи и испытания; хронотоп замка, провинциального города (отдельное, регламентированное, концентрическое пространство, время движется циклично (от праздника к празднику), и вообще другая логика жизни).

2. Фабула и сюжет.

Фабула – фактическая сторона повествования, те события, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые уже компонуются автором в сюжете на основе закономерностей, которые видит автор в развитии изображаемых явлений.

Сюжет – цепь событий, воссозданная, выстроенная автором в произведении, жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях.

Фабула – события, которые «как бы» произошли в реальности, сюжет – то, как об этом узнал читатель.

Проблема совпадения-несовпадения фабулы и сюжета (фабула практически никогда не совпадает с сюжетом)

3. Мотив.

Мотив – мельчайшая единица темы, простейшая единица фабулы. В художественном мире мотив может разворачиваться в образ, сюжет, конфликт (легко наблюдать в лирике).



Мотив – это упоминание, точка. По Томашевскому : эпизоды распадаются на еще более мелкие части, описывающие отдельные действия, события и вещи. Темы таких мелких частей произведения, которые нельзя больше дробить, называются мотивами. Система мотивов, составляющих тематику данного произведения, должна представлять некоторое художественное единство. Если все части произведения плохо пригнаны одна к другой, произведение "распадается". Поэтому введение каждого отдельного мотива или каждого комплекса мотивов должно быть оправдано (мотивировано). Появление того или иного мотива должно казаться читателю необходимым в данном месте. Система приемов, оправдывающих введение отдельных мотивов и их комплексов, называется мотивировкой .

В лирическом произведении мотив - повторяющийся комплекс чувств и идей, выраженных в художественной речи. Мотивы в лирике более самостоятельны, ибо не подчинены развитию действия, как в эпосе и драме. Иногда творчество поэта в целом может рассматриваться как взаимодействие, соотношение мотивов – мотивная композиция (У Лермонтова: мотивы свободы, воли, памяти, изгнанничества и т.д.). Один и тот же мотив может получать разные символические значения в лирических произведениях разных эпох, подчеркивая близость и оригинальность поэтов (дорога у Пушкина в Бесах и у Гоголя в М.Д., родина Лермонтова и Некрасова, Русь Есенина и Блока и др.)

*«Герой нашего времени» - мотив судьбы, глава «Фаталист» - предмет сюжета.

4. Система персонажей.

Понятие персонажа - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи , образующие определенную систему, и сюжет составляют основу предметного мира . В эпосе героем может быть и повествователь (рассказчик), если он участвует в сюжете (Гринев у Пушкина). В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи (если они есть) изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное - в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта.



Чаще всего литературный персонаж - человек. Степень конкретности его изображения может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей, от рода и жанра произведения, но самое главное - от творческого метода писателя. Приемом узнавания персонажа является его "характеристика". Под характеристикой мы подразумеваем систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем. В узком смысле под характеристикой разумеют мотивы, определяющие психологию персонажа, его "характер".

Персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску, именуется героем. Герой - лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сострадание, сочувствие, радость и горе читателя.

Система персонажей - это определенное соотношение характеров. Автор сочиняет, выстраивает цепь событий, руководствуясь своей иерархией характеров в зависимости от избранной темы. Для понимания главного проблемного героя могут играть большую роль второстепенные персонажи, оттеняющие различные свойства его характера, в результате возникает целая система параллелей и противопоставлений. (Обломов: Штольц-Обломов-Захар, Ольга-Агафья Матвеевна) Нитью, позволяющей увидеть за персонажами систему характеров, является прежде всего творческая концепция, идея произведения, именно она создает единство самых сложных композиций (Белинский усматривал связь между пятью частями «Героя нашего времени» в одной мысли - в психологической загадке характера Печорина.).

О. С. Базылев

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК МЕТОД САМОВЫРАЖЕНИЯ АВТОРА

Проблема анализа художественного произведения как проекции отношений внутреннего мира художника и реальности вызывает живейший интерес искусствоведов, так как присущая нынешнему времени широкая стилевая вариативность творчества открыла перед художником новые возможности для выражения собственного мироощущения. При этом художественный мир традиционно сочетает в себе и физические параметры реального мира, и духовную сферу внутреннего мира человека.

Реальность - это объективный мир, который человек из-за специфики своего сознания воспринимает как обыденность, которую пытается понять и объяснить. Но все критерии ее оценки относительны и не могут отразить истинный абсолют существования. То, что человек считает знанием о реальности -просто описание привычных представлений о мире.

Внутренний мир человека вообще можно отнести к миру незнания. За многие тысячелетия человек научился описывать свои эмоции и ощущения от соприкосновения с реальностью. Так как отличительными человеческими качествами являются воображение и способность размышлять, то представляется совершенно невозможным создать абсолютно четкую картину мира. Человек изобрел различные способы выражения его видения - язык, знаковые системы (от клинописи до компьютерных языков). Искусство - одно из частных проявлений этого выражения. А изобразительное искусство - своего рода иллюстрация взаимоотношений личности и реального мира.

Следовательно, можно предположить, что из слияния этих двух миров в процессе творческой деятельности может

возникнуть еще один - мир художественного произведения со свойственными только ему критериями. Далее мы рассмотрим некоторые аспекты, которые присущи художественному миру, а именно пространство и время, нравственные и психологические категории картины.

Художественное произведение представляет собой целостную, законченную систему, которая обладает свойственными лишь ей одной характеристиками пространства и времени. Это реальная действительность, отраженная через мироощущение художника. Для того чтобы художественное произведение оставалось целостным, необходимо понять его внутренний мир в частных, индивидуальных проявлениях.

Несомненно, действительность находит отражение в картине, но то преображение, которому она подвергается в художественном произведении, имеет своей целью выразить идеи и задачи, которые волнуют художника. Мир художественного произведения - результат и верного отображения, и активного преображения действительности. Для того чтобы правильно интерпретировать самосознание автора, необходимо рассматривать оба этих аспекта как целостную систему, как самостоятельный мир, наделенный всеми признаками, которые мы находим у мира реального.

Анализируя художественный мир произведения, необходимо учитывать следующие характеристики. Во-первых, каждое произведение имеет свое жизненное пространство. Его границы зависят от воображения художника и от композиционных задач, решаемых произведением. Именно внутренний мир произведения диктует размер за-

действованного пространства, его реальные или воображаемые параметры. Второй важной характеристикой является время, которое тоже имеет свои границы. Время обладает физическими свойствами и представляет собой интересный и сложный аспект при анализе внутреннего мира картины. Здесь важны не взгляды автора на время, а особенности и закономерности временного пространства.

Время, как и пространство, лишь косвенно связано с реальным временем художника, который художественно трансформирует действительное время. Именно время дает возможность творчества, создает необходимую художнику вариативность, позволяет творить свой мир, отличный от мира другого произведения, другого автора, другого художественного направления, стиля.

Связь времени и пространства -одна из дискутируемых проблем искусствоведения. Исследование пространственно-временных отношений породило термин «хронотоп» (пространство-время). Это понятие, основанное на теории относительности Эйнштейна, имеет для искусствоведения метафорическое значение неразрывности пространства и времени, где время - четвертое измерение пространства. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысляется и измеряется временем. Это слияние и характеризует хронотоп.

Особенностью хронотопов является их жанровое значение. Каждому жанру художественного творчества присущ свой набор хронотопов, по которому можно классифицировать произведение. Причем новые хронотопы могут заимствовать мотивы из уже сложившихся стилей, но в своеобразной последовательности, что ведет к рождению абсолютно нового сочетания. Многие мотивы входят как составные элементы в сюжеты кар-

тин разных эпох и жанров. Таким образом, два наиболее важных для построения художественного мира аспекта -время и пространство - не только тесно связаны друг с другом, но и сливаются в единое целое. Причем эти сочетания имеют жанровую принадлежность.

Наряду с вышеперечисленными, необходимо выделить такие характеристики внутреннего мира произведения, как психологический и нравственный мир.

Как и все другие аспекты, психологический мир является принадлежностью определенного произведения. Он может в корне отличаться от существующих психологических теорий или заимствовать оттуда некоторые черты, но так или иначе существует некая «психологическая среда» произведения, которая диктует его стиль. Это общий портрет психологии персонажей картины.

Социальное устройство художественного мира также должно анализироваться, как присущее данному произведению, а не как взгляды автора на социальные проблемы реального мира.

Нравственная сторона имеет непосредственное конструирующее значение. Категории добра и зла претерпели изменения с развитием искусства. Абсолютно четко разграниченные понятия размываются со временем. Различные жанры начинают оправдывать зло объективными причинами, рассматривать как социальный и религиозный протест (как, например, в романтизме). В классицизме зло приобретает историческую окраску, становится над миром.

Все перечисленные аспекты есть компоненты художественного мира произведения. Каждый занимает определенное место и необходим для данной системы. Художественный мир картины представляет собой законченную, заключенную в определенные рамки систему. Так как эта система живет по своим,

свойственным только ей законам, принципам, имеет свое пространство, время, психологию, мораль, социальную и материальную среду, то все они являются значимыми категориями при анализе произведения. Нельзя оценивать произведение в рамках одного аспекта, так же, как и нельзя затронуть все аспекты по отдельности, не принимая во внимание их взаимосвязь и отношения. Лишь комплексное исследование всех аспектов дает полную картину мира, созданного художником.

Определенный художественный мир как система не может проявиться только в одном произведении, он, по крайней мере на каком-то этапе, характерен для творчества художника в целом. Так, искусство «переигрывает» действительность. Это переигрывание происходит в связи с теми стилеобразующими тенденциями, которые характеризуют творчество того или иного автора, творческого направления или стиля, они делают мир художественного произведения в некотором отношении разнообразнее и богаче, чем мир действительности.

Художественный мир в его общих чертах можно рассматривать как некую творческую традицию. Работая во время господства определенного жанра или сознательно выбрав его, художник развивает этот мир, добавляя свои типажи, которые разыгрывают беспокоящие автора проблемы и идеи. Он зашифровывает свое мироощущение кодом художественных инструментов. Посредством их автор приводит зрителя к пониманию произведения, его смысла и идеи, а также косвенным путем внушает свое отношение к происходящему.

Следует отметить, что в изобразительном искусстве широко используются такие творческие приемы, как ирония, гротеск, насмешка, черный юмор. Доведенный до абсурда, гипертрофированный мир картины имеет своей целью показать действительность сквозь призму обрат-

ного отражения. Насколько бы извращено и перевернуто не было представление идеи - это отражение существующих проблем. И художники-абсурдисты в рамках своей традиции выработали творческое направление, которое, по их мнению, единственно способно в настоящее время пробиться в очерствевшие головы зрителей. Лишь посредством черного юмора и иронии (чем хуже, тем легче) можно заставить людей прийти вначале в недоумение от произведения, а затем и заронить зерно сомнения в души - а не про наш ли мир этот бред?

В искусстве абсурда тесно сплелись реальность и фантастика, гротеск и абсурд. Все чаще возникает тема сюжета в сюжете. Композиция состоит из нескольких сюжетов, которые, благодаря творческим приемам, оказываются связанными друг с другом. Каждый сюжет развивается в мире, где зачастую действуют свои законы. Художник создает первый мир, а дальше оставляет зрителя на волю своих эмоций, которые уже сами являются создателями. Зритель проваливается все дальше и дальше в придуманные миры. И чем менее он искушен и требователен, тем быстрее они становятся для него реальностью, с которой он себя отождествляет.

Художник создает свою интерпретацию мира, его возможную модель, которая, позаимствовав предметы из реального и придуманного миров, сохраняет свою индивидуальность и живет по своим законам. Такой художественный мир не является отражением действительности, а существует самостоятельно. А все заимствования из других миров призваны служить определенными инструментами, которые создадут внутренние связи в произведении. Например, такой прием, как ирония, доводит мир произведения, созданного на основе конкретного объекта и имеющего свои отличительные чер-

ты, до гротеска, где легко будут различимы черты всего окружающего нас мира. Картина в картине дает художнику возможность не отождествлять себя с героями произведения.

Художник выражает результат своих поисков в доступной ему художественной форме. Внутренний мир произведения строится таким образом, чтобы провести зрителя по пути этого поиска и привести к ответу, который автор для себя считает абсолютным. Область поисков - само произведение, внутренние взаимодействия, между компонентами которого вычерчивается направление поиска. Композиционные приемы направляют зрителя в нужное русло, не давая углубиться в его собственные представления о созданном автором мире.

Существует современная традиция, в которой зрителю отводится более ответственная роль, нежели просто следование сюжету картины. Автор не есть создатель оригинального произведения, в его власти лишь сочетание различных творческих приемов, противопоставление их друг другу таким образом, чтобы ни один не остался в стороне. Именно зритель конструирует картину и привносит в нее осмысленность. Слияние увиденного и собственно знаний приводит к формированию и пониманию идеи произведения. Автор изредка подает сигналы, не позволяя зрителю уйти в иллюзию собственного восприятия художественного «искусственного» мира.

Первый пункт поиска - почти реализм; понятное, простое начало порождает естественную попытку найти ответ рядом, в окружающем мире, не углубляясь в философские дебри. Так как люди стремятся найти смысл своей жизни, то они создают системы ценностей, которые являются идеалом и целью этого стрем-

ления. Но эти системы достаточно условны, они существует для определенного слоя, и являются не непреложной истиной, а результатом, который отвечает всем критериям поиска.

Специфической психологической особенностью художника как личности является то, что его интересуют не объективный и предметный мир, не чувственное и эмоциональное развитие, а разнообразие представлений о реальности, условные системы оценки окружающего мира. Объект его интереса - не объективная реальность, а результат отношений человека и окружающего мира. Так же, как автор, создавая внутренний мир произведения, проецирует на него свое осознание реальности, в свою очередь, и системы ценностей являются рефлективным протоколом отношений людей с той же реальностью. Количество вариантов безгранично, и можно выделить общие тенденции, присущие определенному времени или социальному состоянию мира. Система ценностей - это продукт коллективного сознания, которое, будучи наделенным разумом, стремится найти свою интерпретацию привычной истины.

Работая над картиной, художник исследует возможности создания идеальной композиционной системы для оправдания человеческого существования. Он ищет вариант, который бы подходил по всем критериям, давал толчок к развитию.

Художественный мир обладает теми же параметрами и категориями, что и мир реальный - пространством, временем, психологической и нравственной средой. Но при этом художественный мир произведения представляет собой не обособленную систему, а результат взаимоотношений внутреннего мира автора и реальности.

1. Бахтин, М. Время и пространство в литературе / М. Бахтин // Вопр. лит. - 1974. - № 3.

2. Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д. С. Лихачев // Вопр. лит. - М., 1968. - № 8.

Мир литературного произведения — это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство.

Мир произведения составляет реальность как «вещную», так и «личностную». (Под вещью философия XX в. разумеет бытие пассивное и безгласное, личностное же начало понимается как активное и говорящее бытие.) В литературных произведениях эти два начала неравноправны: в центре находится не «мертвая природа», а реальность живая, человеческая, личностная (пусть лишь потенциально).

Мир произведения составляет неотъемлемую грань его формы (конечно же, содержательной). Он находится как бы между собственно содержанием (смыслом) и словесной тканью (текстом). Заметим, что слово «мир» используется в литературоведении и в ином, более широком значении — «как синоним творчества писателя, своеобразия того или иного жанра: мир Пушкина, Лермонтова, рыцарского романа, научной фантастики и т. д.».

Понятие «художественный мир произведения» (иногда именуемый «поэтическим», или «внутренним») укоренено в литературоведении разных стран. У нас оно было обосновано Д.С. Лихачевым. Важнейшие свойства мира произведения — его нетождественность первичной реальности, участие вымысла в его создании, использование писателями не только жизнеподобных, но и условных форм изображения.

В литературном произведении царят особые, собственно художественные законы. «Пусть мы имеем дело с миром совершенно ирреальным, — писал У. Эко, комментируя свой роман «Имя розы», — в котором ослы летают, а принцессы оживают от поцелуя. Но при всей произвольности и нереалистичности этого мира должны соблюдаться законы, установленные в самом его начале. Писатель — пленник собственных предпосылок».

Мир произведения — это художественно освоенная и преображенная реальность. Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира — персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Мир включает в себя, далее, то, что правомерно назвать компонентами изобразительности (художественной предметности): акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы — пейзажи).

При этом художественно запечатлеваемая предметность предстает и как обозначенное словами внесловесное бытие, и как речевая деятельность, в виде кому-то принадлежащих высказываний, монологов и диалогов. Наконец, малым и неделимым звеном художественной предметности являются единичные подробности (детали) изображаемого, порой четко и активно выделяемые писателями и обретающие относительно самостоятельную значимость.

Так, Б.Л. Пастернак замечал, что в стихах А.А. Ахматовой его чарует «красноречие подробностей». Он придавал деталям в поэзии некий философический смысл. Последние строки стихотворения «Давай ронять слова,жизнь, как тишина осенняя, — подробна») предварены суждением о «боге деталей» как «всесильном боге любви».

От эпохи к эпохе предметный мир произведений все шире и настойчивее осваивается в его мельчайших подробностях. Писатели и поэты как бы вплотную приближаются к изображаемому.

Когда сюда на этот гордый гроб

Придете кудри наклонять и плакать

По поводу этих строк из пушкинского «Каменного гостя» Ю.К. Олеша заметил: «Кудри наклонять» — это результат обостренного приглядывания к вещи, несвойственного поэтам тех времен. Это слишком «крупный план» для тогдашнего поэтического мышления. Во всяком случае, это шаг поэта в иную, более позднюю поэтику».

Своего рода максимума детализация изображаемого достигла в литературе второй половины XIX столетия — и на Западе, и в России. Знаменательно утверждение Л.Н. Толстого, что воздействие на читателя «только тогда достигается и в той мере, в какой художник находит бесконечно малые моменты, из которых складывается произведение искусства».

В.Е. Хализев Теория литературы. 1999 г.

См.: Введение в литературоведение / Чернец Л.В. Хализев В.Е. и др./ рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. – М: “Высшая школа”, 2000.

Художественный мир - это содержание литературного П., эстетически выявляющего единство «действительности познания» и «действительности поступка» (М.М. Бахтин). Эстетическое бытие такого единства внутренне осуществляется, совершается в слове, в тексте художественном. Именно он становится единственно возможной формой воплощения этого содержания.

Более четкое противопоставление двух аспектов произведения мы находим в работе польского философа Р. Ингардена «Двухмерность структуры литературного произведения» (1940-1947): «...в одном измерении мы имеем дело с последовательностью сменяющих друг друга фаз - частей произведения, а во втором - с множеством совместно выступающих разнородных компонентов (или, как я их иначе называю, «слоев»)»; «...звучания слов и языково-звуковые явления образуют некое довольно спаянное целое. <...> Подобно звучанию слов, значения их также связываются друг с другом, образуя речевые обороты или предложения (точнее - смысл предложений). <...> Предложения же, в свою очередь, не изолированы друг от друга, а более или менее тесно между собой связаны, образуя целое высшего порядка (например, «рассказ», «речь» и т. д.). Точно так же обстоит дело и с «представленными» в произведении «предметами». При всем их множестве и разнообразии они также связаны друг с другом и складываются в более или менее спаянное целое, безусловно, благодаря тому, что обозначаются связанными друг с другом предложениями. Целое это мы называем предметным слоем, или изображенным в произведении миром» (Хрест. С. 33-34).

Мир произведения имеет объективную (мир персонажей и событий, о которых рассказывается) и субъективную («событие самого рассказывания») стороны.

Художественное произведение - это относительно завершенный образ мира, воплощающий определенную эстетическую концепцию действительности. Разумеется, никакое художественное произведение не в силах объять целый мир. Но образ мира - это не «копия мира» и не «сколок» с какого-то фрагмента действительности, литературное произведение - это особая художественная система, в которой из отдельных, вполне исчислимых образов, запечатленных в пределах ограниченного словесного текста, формируется целостный, безграничный образ мира, аналог всей действительности, сконцентрировавший в себе постигаемый художником эстетический смысл человеческой жизни.

Вырабатывая представление о специфике художественного произведения как образа мира, нужно освоить два важнейших теоретических положения:

1) Образ мира в художественном произведении - это образ Космоса, «сокращенная Вселенная». Генетически образ мира, созидаемый в художественном произведении, восходит к мифопоэтической модели мира, которая всегда носила «космографический» характер, то есть наглядно демонстрировала вселенский порядок, объясняла законы мироустройства, оправданность бытия. С возникновением художественного сознания произошла перестановка в мифопоэтической модели Космоса: в произведении искусства человек с периферии мироздания переместился в центр Космоса, а все явления вселенского универсума, которые в мифологии были воплощением знания о законах природы, разместились вокруг человека, приобрели ценностное значение по отношению к человеку - стали эстетической мерой его судьбы и поведения. (Уже в народных сказках солнце задерживалось на небе, чтобы помочь добру молодцу, совершающему доброе дело. А в шолоховском «Тихом Доне» Григорий Мелехов, только что похоронивший свою Аксинью, видит над собою черное солнце.) Образ мира как «человекоцентричный Космос» есть универсальная эстетическая мера, с которой искусство подходит к объективной действительности, пытаясь постигнуть ее смысл, ее благостность или враждебность духовной сути человека. Даже в тех произведениях, где заявляются концепции, ставящие под сомнение самый смысл бытия и существования человека: например, в искусстве барокко и модернизма - образ мира создается по контрасту с образом Космоса (как «минус-Космос»), как трагическая или саркастическая демонстрация Хаоса, бес-порядка, бес-смысляцы.

2) Образ мира, воплощенный в художественном произведении, всегда условен - он созидается посредством определенных приемов, носящих конвенциональный характер, т.е. определенного кода, одинаково понимаемого автором и читателем. Какого-то единого, универсального принципа организации литературного произведения в целостный образ мира не существует. Если в мифологиях происходит непосредственное запечатление мирового универсума (ареопаг олимпийских богов в греческой мифологии, образ Мирового Древа, Реки Жизни, Библейская мифология), то уже в героическом эпосе Гомера создается «иллюзия всемирности». Если, например, в романе выпукло выступают характерные стороны художественной реальности, образуя некий метафорический образ мира, то художественный мир чеховского рассказа представляет собой своеобразную синекдоху - часть от целого как концентрированное и выразительное воплощение эстетической сущности всего целого. А, например, в лирическом стихотворении реалии только обозначены целой системой «сигналов», которые предназначены для того, чтобы вызвать у читателя определенные ассоциации (ассоциативный фон), и при их посредстве произвести перекодировку «глобальной модели мира», существующей в его сознании.

Путем теоретического абстрагирования можно выявить общую структурную модель литературного произведения, изучение которой позволит понять основные принципы формирования при ее посредстве разнообразных образов мира.

3. Какова же эта общая структурная модель литературного произведения? В современном литературоведении утвердился взгляд на художественное произведение как на сложную систему, состоящую из следующих взаимосвязанных структурных уровней и их подсистем.

- уровень концептуальный (его подсистемы - тематика, проблематика, конфликт, идейный пафос);

- уровень «внутренней формы» (его подсистемы - субъектная и пространственно-временная организации художественного мира);

- уровень «внешней формы» (его подсистемы - речевая и ритмико-мелодическая организации текста).

Непосредственно воспринимается «внешняя форма», на ее основе складываются представления о предметных чувственно-наглядных и эмоционально-невещественных образах, а возникающий из системы этих образов некий воображаемый художественный образ жизни (как «модель мира») становится воплощением определенной эстетической концепции действительности.

4. Совершенно очевидна соотнесенность структурных уровней произведения с основными сторонами художественной деятельности: познавательно-оценочная сторона искусства осуществляется прежде всего через концептуальный уровень произведения, моделирующая - через уровень внутренней формы, а знаково-коммуникативная - через «внешнюю форму».

Для описания организации произведения как художественного целого используются термины «композиция», «архитектоника», «структура». В ряде случаев они употребляются как синонимы, а нередко им придаются специфические значения. Так, под архитектоникой чаще всего имеют в виду организацию «внешней формы» произведения и включают ее в понятие «композиции». В свою очередь, термин «композиция» употребляется в самых разных значениях: и как общая организация произведения в идейно-эстетическое целое, и как организация художественного текста (описание, повествование, диалог, монолог и т.п.), и как организация воображаемого мира (пейзаж, портрет, сюжет и т.п.), и как организация его отдельных составляющих (композиция повествования, композиция сюжета и т.п.). Во избежание смешения понятий мы будем пользоваться теми терминами, которые соответствуют современным представлениям о литературном произведении как сложной многоуровневой системе и обозначают ее подсистемы: субъектная организация, пространственно-временная организация (хронотоп), речевая организация, ритмо-мелодическая организация (стиховая форма).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Мир литературного произведения - это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное - его самого как душевно-телесное единство. Мир произведения составляет реальность как «вещную», так и «личностную». В литературных произведениях эти два начала неравноправны: в центре находится не «мертвая природа», а реальность живая, человеческая, личностная (пусть лишь потенциально). Мир произведения составляет неотъемлемую грань его формы (конечно же, содержательной). Он находится как бы между собственно содержанием (смыслом) и словесной тканью (текстом). Заметим, что слово «мир» используется в литературоведении и в ином, более широком значении - как синоним творчества писателя, своеобразия того или иного жанра: мир Пушкина, Лермонтова, рыцарского романа, научной фантастики и т. д. Художественный мир произведения следует отличать от самого художественного произведения. Произведение - явление действительности; «мир» - событие духовной реальности; он может существовать только в сознании писателя или читателя. Как явление духовной реальности художественный мир неповторим и индивидуален, его неповторимость связана с личностью творца - автора произведения. Духовный мир, лишенный оригинальности и неповторимости, не может быть миром художественным. Художественный мир обладает целостностью, это сложное, многозначное, многоуровневое целое. Художественный мир не завершен и открыт для взаимодействия с другими мирами . Мир произведения - это художественно освоенная и преображенная реальность. Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Важнейшие свойства мира произведения - его нетождественность первичной реальности, участие вымысла в его создании, использование писателями не только жизнеподобных, но и условных форм изображения. В литературном произведении царят особые, собственно художественные законы . Мир включает в себя то, что правомерно назвать компонентами изобразительности (художественной предметности):

· акты поведения персонажей;

· портреты;

· явления психики;

· факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы - пейзажи).

При этом художественно запечатлеваемая предметность предстает и как обозначенное словами внесловесное бытие, и как речевая деятельность, в виде кому-то принадлежащих высказываний, монологов и диалогов. Наконец, малым и неделимым звеном художественной предметности являются единичные подробности (детали) изображаемого, порой четко и активно выделяемые писателями и обретающие относительно самостоятельную значимость. Основными качествами художественного мира являются целостность и автономность от мира реального (художественный мир живет по законам, им самим установленным), принципиальная незавершенность и открытость в другие художественные миры, а также в миры автора и читателя. Структура художественного мира в ряде моментов аналогична структуре реального мира; художественный мир создается при помощи принятого в данной культуре художественного языка; он «похож» на мир реальный, но не тождествен ему и не является его отражением . Художественный мир всегда содержит некий смысл, содержащий объяснение мира, - он выражает определенный закон, понятый его создателем - творцом произведения искусства. В художественном мире мы предлагаем выделять две стороны - художественную реальность и принципы организации художественного мира (позволяющие художественному миру «осуществляться» в сознании читателя). Принципы организации художественного мира включают в себя не только способы воздействия на читателя, но и то, что Д. Лихачев называл «строительным материалом» мира. Понятие «художественный мир» направлено на описание не того, что обычно называется «действительностью», а на «пространство» духовной культуры, которое связывает единым художественным переживанием автора и читателя. Следует учитывать, что «художественный мир» не существует как целостная художественная реальность, характерная для литературы определенного периода, которая складывается из многих непохожих друг на друга художественных миров писателей и внутренних миров их произведений. Мы можем сделать вывод о том, что художественная реальность - это осуществленное в сознании читателя бытие художественного мира. Художественная реальность - это та сторона художественного мира, которая придает ему черты мира действительного, имитирует его физические характеристики (время и пространство, развитие событий, жизнь действующих лиц, социальное устройство мира) и процессы (она может быть статичной и динамичной, может обладать способностью к саморазвитию). Внутренний мир - это художественный мир отдельного произведения. Внутренние миры литературных произведений - основная реальность литературного процесса. Художественные миры писателей - абстракция, созданная литературоведами на основании анализа внутренних миров, принадлежащих одному писателю, и существующая только как результат этого обобщения.



Рассказать друзьям