Идейно художественное своеобразие пьесы гроза. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Тема, идея, конфликт пьесы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кризис патриархального сознания остается в центре внимания и в драме «Гроза». Но в этом произведении автор придает проблеме иное звучание. «Гроза – классическая трагедия – комментируют П. Вайль и А. Генис – Ее персонажи предстают с самого начала законченными типажами-носителями того или иного характера - и уже не меняются до конца. Классицистичость пьесы подчеркивается не только традиционным трагическим конфликтом между долгом и чувством, но более всего системой образов-типов».

«Окаменелость» персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Это его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление любому чужеродному элементу порабощает всех. Входящих в круг патриархального мира. Герои принадлежат к патриархальному миру и зависят от него. И эта зависимость делает их несамодостаточными, несамостоятельными, как марионетки.

Образная система драмы:

Повторяет структуру общественной и семейной модели патриархального общества. В ценре – доминанта – старшая в семье Марфа Игнатьевна. На различном отдалении от нее располагаются члены семейства- дочь, сын и бесправные домочадцы – Глаша и Феклуша. Такая же «расстановка сил» организует и жизнь города. В центре Дикой, дальше к периферии – лица все менее значительные.

От остального мира Калинов прочно огражден. Сюда не проникает ни одно веяние живой новой жизни. Так, например, даже «прогрессивный» Кулигин все пытается изобрести «перпетуум-мобиль». Он и не слышал, что в большом мире давно доказана принципиальная невозможность существования вечного двигателя. Кулигин декламирует стихи Ломоносова и Державина (и даже сам пишет стихи в их духе). Как будто не было ни Пушкина, ни Лермнотова… Кулигин – живое ископаемое. Его призывы, его идеи (давно общеизвестные) кажутся кулигинцам безумным новшеством, дерзостным потрясением основ.

Островский утверждает принципиальную несовместимость патриархального и современного миров как неизменного и постоянно меняющегося. Мир города Калинова угрюм и враждебен всему чуждому. Внутри его организовано особое «безопасное» пространство, а за границами Калинова, по убеждению жителей, разверзаются бездны: Литва падает с неба, живут люди с песьими головами, вершат неправедный суд «салтан Махмуд персидский и салтан Махнут турецкий»; там запрягают огненного змия и люди носятся «как в тумане». Так рассказывает Феклуша. И, слушая ее, обитатели К. чувствуют, то безопасность им может дать только их родной город, что прямиком за околицей начинается дорога в ад.

Так бесправная Феклуша оказывается весьма значимым персонажем. Она – идеолог патриархального мира. Именно ее рассказы дают жтелям К. необходимые подтверждения их правоты. Город, как следует из реплик странницы, - земля обетованная, прибежище праведников; купечество – народ благочестивый. И значит, они могут СУДИТЬ. Тема суда - главная в произведении: Калинов судит Катерину, убежденный феклушами в исключительной праведности своих законов. В глазах жителей К. праведность их законов – сущностная черта их общества. Как салтан Махмуд ни рассудит – все неправедно, а как ни рассудят калиновцы – все праведно.

Катерина.

Почему подсудимой оказывается именно она? Ведь она обыкновенная уездная мещаночка с обыкновенной судьбой. И за Тихона она шла не против воли… Вообще понятие воли или неволи для нее не существовало. А то, что без любви – так это и ее саму не смущало, ибо в патриархальном мире понятия брака и любви не соприкасаются и едва ли не исключают друг друга. Брак заключается как основа для продолжения жизни, любовь – стихия, нечто беззаконное, постыдное.

До своей неожиданной любви Катерина по сути ничем не отличалась от окружающих. Но живое чувство, никаким законам не подчиняющееся, пробуждает в Катерине личность. Но личность невозможна в париархальном мире, несовместима с ним. Катерина осознает, что с этим миром ее ничто не связывает, что ответ ей держать не перед мужем, свекровью, калиновцами, а перед Богом. И этот отказ быть судимой людским судом потрясает основы патриархального мира.

Никто, кроме нее, не пошел на это. Кулигин, Борис, Варвара, Тихон покоряются, но Катерина покориться не может. Пробудившаяся личность заставляет ее личностно переживать понятие греха, и это выводит ее из патриархального мира и противопоставляет ему. В ней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем Борис или Кулигин и организовали судилище над Катериной.

Но проблема суда в «грозе» не однопланова. На уровне социальном город судит Катерину. На уровне психологическом Катерина судит саму себя. Оставаясь один на один со своей любовью, Катерна ее судить отказывается. Единственным грехом, с тяжестью которого она не может справиться, оказывается ложь. Жить во лжи для героини так же невозможно. Как отказаться от Бориса. Это значит отказаться от себя самой. И от этой лжи Катерина спасается в омуте.

Крах патриархального мира .

Патриархальный мир силен и беспощаден, но н уже на грани распада. Он осужден временем, и «столпы» этого мира уже чувствуют близкий конец. «Последние времена»,- причитает Феклуша; «Что будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю», -вторит ей Кабанова. Предчувствие краха пронизывает мироощущение калиновцев. В этом мире нет счастливых людей.

Тоскует по старым временам Кабаниха, мечется в тоске Дикой… Патриархальный мир обречен на гибель изнутри, ибо умерли реальные ценности, составляющие его основу. Требование беспрекословного подчинения главе семьи как опытнейшему и мудрейшему, отвечающему перед Богом и людьми за счастье своего дома, переродилось в хамское подавление чужой воли, в ощущение бесконечной вседозволенности, томящее душу своей бессмыслицей. Вера выродилась в пустой обряд, воспитание детей - в их оболванивание. Патриархальный мир уже нежизнеспособен.

Драма А.Н. Островского «Гроза»

Драма А. Н. Островского «Гроза»

Тип урока: комбинированный

Цель занятия : Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины.

Методическая цель : формирование речевой компетенции, путём применения эффективных форм и методов работы.

Задачи:

    обучающие:

    рассмотреть историю создания драмы «Гроза», ее композицию и жанровое своеобразие;

    исследовать город Калинов; отобразить быт и нравы мещанства;

    систематизировать знания студентов по истории и теории литературы;

    систематизировать знания о значимости роли Островского в культуре 19в., показать своеобразие творчества;

    отобразить быт и нравы мещанства;

    показать значение творчества писателя в развитии национального театра и преобразовании языка;

    формировать языковую и речевую культуру студентов.

    развивающие:

    использовать современные технологии обучения для развития у студентов навыков активного усвоения учебного материала;

    создать условия для формирования навыка решения учебных задач;

    способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий;

    развивать ИКТ-компетенции и коммуникативные способности студентов.

    воспитательные:

Формы работы студентов: фронтальная, самостоятельная

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал, карточки с заданиями, текст, оформленная доска.

Структура и ход урока:

    Вводная часть

Приветствие. Организационный момент. Определение цели. Постановка задач

    Основная часть

    1. Создание и постановка

Доклад студента

Заслуги Н. А. Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром раскрыты И. А. Гончаровым, который в связи с 35-летним юбилеем творческого пути драматурга писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».

Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта».

«Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860 г. пьеса была напечатана.

    История создания

«Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860 г. пьеса была напечатана. Сюжет основан на реальных событиях.

2. Жанровое своеобразие пьесы

Доклад студента

Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” - спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. “бытовой трагедии”).

Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим нравственным максимализмом – ведь все, кроме нее, готовы идти на сделку с совестью и приспосабливаться к обстоятельствам. Варвара убеждена, что можно делать все, что душа пожелает, лишь бы все “шито да крыто” было. Катерине же скрыть свою любовь к Борису не позволяют угрызения совести, и она прилюдно признается во всем своему мужу. И даже Борис, которого Катерина полюбила именно за то, что, как она думала, он не такой, как остальные, признает над собой законы “темного царства” и не пытается ему противостоять. Он безропотно терпит издевательства Дикого ради получения наследства, хотя прекрасно понимает, что тот сначала “надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость”.

Помимо внешнего конфликта существует еще конфликт внутренний, конфликт между страстью и долгом. Особенно ярко он проявляется в сцене с ключом, когда Катерина произносит свой монолог. Она разрывается между необходимостью бросить ключ и сильнейшим желанием не делать этого. Побеждает второе: “Будь что будет, а я Бориса увижу”. . Почти с самого начала пьесы становится ясно, что героиня обречена на гибель. Мотив смерти звучит на протяжении всего действия. Катерина говорит Варваре: “Я умру скоро”.

Катарсис (очищающее воздействие трагедии на зрителей, возбуждение благородных, возвышенных стремлений) также связан с образом Катерины, причем ее гибель потрясает не только зрителя, она заставляет иначе заговорить и героев, которые доселе избегали конфликтов с сильными мира сего. У Тихона в последней сцене вырывается крик, обращенный к матери: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”

По силе и масштабности личности с Катериной может сравниться только Кабаниха. Кабаниха все силы кладет на отстаивание старого уклада жизни. Внешний конфликт выходит за рамки бытового и принимает форму общественного конфликта. Судьбу Катерины определило столкновение двух эпох – эпохи устойчивого патриархального уклада и новой эпохи. Так конфликт предстает в своем трагическом обличье.

Но в пьесе присутствуют черты и драмы. Точность социальных характеристик: общественное положение каждого героя точно определено, во многом объясняет характер и поведение героя в разных ситуациях. Можно вслед за Добролюбовым разделить персонажей пьесы на самодуров и их жертв. Например, Дикой – купец, глава семьи – и Борис, который живет у него на иждивении – самодур и его жертва. Каждое лицо в пьесе получает долю значимости и участия в событиях, даже если оно не связано напрямую с центральной любовной интригой (Феклуша, полусумасшедшая барыня). Подробно описана ежедневная жизнь маленького приволжского городка. “На первом плане у меня всегда обстановка жизни”, – говорил Островский.

    Жанровое своеобразие

    Трагедия, т.к. конфликт между героями приводит к трагическим последствиямЭлементы комизма /Дикой с его требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев/

    Сам Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий

Вывод: Жанр – драма. Метод – реализм

3. Смысл названия

Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.

    Смысл названия

    Природное явление. Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается фи­нальная сцена пьесы.Сам Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий

    Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего по­коления со стремлением к свободе, возможно­сти выбора молодых героев пьесы.

    Гроза как обещание мучений на том свете за грехи - «гиена огненная».

    Нравственные проблемы:

Проблема человеческого достоинства;

Проблема сохранения личности в условиях

деспотизма и морального угнетения;

Проблема честности, справедливости и способности сделать выбор.

А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

К нему присоединяются конфликты:Кулигин – Дикой - Кабаниха, Тихон - Кабаниха, Кудряш - Дикой, Борис - Дикой, Варвара -Кабаниха. Пьеса является правдивым отображением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза – непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны – символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.

Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии – завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “... вон никак гроза заходит...”

В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет...”

А разражается гроза только в сцене признания Катерины – в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.

Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).

Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”

Отношение персонажей к грозе

(доклад)

Гроза воспринимается всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому – судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.

А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..”

Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.

Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми...”

Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого – не мужа.

Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) – и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.

Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать, ее стремление к свободе – это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” – кричит он матери.

Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “...конец (пьесы)... кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе...”

Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь...”

Гроза тоже не подчиняется ничему и никому – она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).

4. Сюжет и композиция

Пересказ одного из студентов содержания драмы

Зарисовка композиции драмы

5. Город Калинов и его обитатели

Аудиозапись Аквариум «Город золотой»

На берегу широкой реки Волги расположился небольшой городок Калинов. Именно в нем происходят интересующие нас события.

Город Калинов, изображенный в пьесе “Гроза”,-это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образ России середины прошлого столетия в целом.

Большинство семей в городе жизнь протекает согласно «Домострою»

Домострой – памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.

Кабанова.

Кабанов

Кабанова.

волей жить.

Кабанов

Кабанова

Кабанов . Да я, маменька...

Кабанова (горячо).

Кабанов . Да, ей-богу, маменька...

Кабанова (совершенно хладнокровно). Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и

говорить! Только грех один!

Кулигин.

Борис.

Кулигин.

    Заключительная часть

Оценки за урок + выводы + Домашнее задание

Приложение 1

Пример Домостроя в драме (будет в видео)

Кабанова. Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов . Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке; ей тоже замуж идти: этак она твоей болтовни наслушается, так после муж-то нам спасибо скажет за науку. Видишь ты, какой еще ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей

волей жить.

Кабанов . Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Кабанова . Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?

Кабанов . Да я, маменька...

Кабанова (горячо). Хоть любовника заводи! А? И это, может быть, по-твоему, ничего? А? Ну, говори!

Кабанов . Да, ей-богу, маменька...

Кабанова (совершенно хладнокровно). Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и

говорить! Только грех один!

Приложение 2

Жители города говорят о нем следующее: (видео)

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной" не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от, радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. "Я, – говорит, – потрачусь, да уж и ему станет в копейку". Я было хотел все это стихами изобразить...

Борис. Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Кулигин. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.

Приложение 3

«Гроза»

Действующие лица

Савёл Прокофьич Дикой , купец, значительное лицо в городе. Человек злой и скупой.

Борис , племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Сам по себе, неплохой, но слаб характером и волей.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) , богатая купчиха, вдова. Властная, жестокая, весьма ограниченная женщина.

Тихон Иванович Кабанов , дворянский сын. Находится в полном подчинении у матери, боится ее.

Катерина , главная героиня, жена Тихона Кабанова. Умная, красивая душой и телом. Обладает живой, жизнелюбивой душой, но жестокость Кабанихи, безволие Тихона и трусость Бориса толкают ее к самоубийству.

Варвара , сестра Тихона. Равнодушная и холодная девушка, действует только в корыстных целях.

Кулигин , крестьянин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Ваня Кудряш , молодой человек, конторщик Дикого.

Шапкин , мещанин.

Феклуша , странница.

Глаша , девка в доме Кабанихи.

Барыня с двумя лакеями , старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.

Городские жители обоего пола (м/ж), а также гости с города Нововолжье (м/ж)


Описание презентации Драма А. Н. Островского «Гроза» Идейно-художественное своеобразие по слайдам

Драма А. Н. Островского «Гроза» Идейно-художественное своеобразие

1. Творческая история драмы «Гроза» Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г. , в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» — это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50 -60 -х годов XIX века.

По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озёрами или реками, приёмы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.

В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращён в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны домыслы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен.

Где написана «Гроза» — на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года. Год 1859 в жизни Островского скрыт пеленой. Но известно, что летом он часто жил под Москвой – в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актёры Малого театра и их литературные друзья.

Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный характер.

Слушая рассказы Косицкой о ранних годах её жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство её языка, на красочность и выразительность оборотов. В её «холопской речи» Островский почувствовал свежий источник для своего творчества. Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания образа Катерины.

В октябре 1859 года на квартире Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Осровский заранее отдал Косицкой. Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актёры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года.

2. Тема, идея, конфликт пьесы В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенный период общественными и семейно-бытовыми порядками

Частные темы: — рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи; — излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;

— рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейных отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде; — отражён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерный эпидемиях, о развитии промышленно-торговой деятельности в Москве; — наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов» .

— В чём заключается конфликт? А. Н. Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни» . Конфликт между «темным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.

К нему присоединяются конфликты: Кулигин – Дикой — Кабаниха, Тихон — Кабаниха, Кудряш — Дикой, Борис — Дикой, Варвара -Кабаниха. Пьеса является правдивым отображением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

3. Система художественных образов. «Темное царство»: Кабанова Марфа Игнатьевна, Дикой Савел Прокофьич, странница Феклуша, мещанин Шапкин, служанка Глаша. Жертвы «тёмного царства»: Катерина, Борис, Кулигин, Варвара, Кудряш, Тихон

Значение имён в драме. Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Марфа – от арамейского: госпожа. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

4. Композиция пьесы. Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов. (Д. I, явление 1 -4).

Завязка – это придирки свекрови к Катерине, Катерина отвечает с достоинством и миролюбием: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю» . Первое столкновение. (Д. I, явление 5).

Развитие конфликта — в природе дважды собирается гроза (Д. I, явление 9). Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса. Пророчество старой барыни, отдалённый удар грома.

Грозовая туча ползёт, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, ощущается только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» (Д. V, явление 4).

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!. . » (Д. V, явление 7).

5. Жанровое своеобразие пьесы. Трагедия, т. к. конфликт между героями приводит к трагическим последствиям Элементы комизма /Дикой с его требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев/ Сам Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий

Источники: Золотарева И. В. , Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс Интернет


1. Творческая история драмы «Гроза» Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана же была в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи х годов XIX века.


По заданию Его императорского Высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озёрами или реками, приёмы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.




В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращён в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны домыслы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен.


Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года. Год 1859 в жизни Островского скрыт пеленой. Но известно, что летом он часто жил под Москвой – в Давыдовке или Иванькове, где целой колонией селятся на дачах актёры Малого театра и их литературные друзья.


Друзья Островского часто собирались у него дома, и талантливая, весёлая актриса Косицкая всегда была душой общества. Прекрасная исполнительница русских народных песен, обладательница колоритной речи, она привлекала Островского не только как обаятельная женщина, но и как глубокий, совершенный характер.


Слушая рассказы Косицкой о ранних годах её жизни, писатель сразу обратил внимание на поэтическое богатство её языка, на красочность и выразительность оборотов. В её «холопской речи» Островский почувствовал свежий источник для своего творчества. Жизненный путь, личность, рассказы Косицкой дали Островскому богатый материал для создания образа Катерины.


В октябре 1859 года на квартире Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Осровский заранее отдал Косицкой. Главным постановщиком был Островский. Под его руководством актёры искали нужные интонации, согласовывали темп и характер каждой сцены. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года.


2. Тема, идея, конфликт пьесы В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенный период общественными и семейно- бытовыми порядками


Частные темы: - рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи; - излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;


Рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц, автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейных отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде; - отражён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерный эпидемиях, о развитии промышленно-торговой деятельности в Москве; - наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и картины природы, разное отношение к ней действующих лиц.










Значение имён в драме. Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная. Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка. Марфа – от арамейского: госпожа. Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского: борьба, от славянского: слова. Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога). Тихон – от греческого: удачный, спокойный.














5.Жанровое своеобразие пьесы. Трагедия, т.к. конфликт между героями приводит к трагическим последствиям Элементы комизма /Дикой с его требованиями, рассказы Феклуши, рассуждения калиновцев/ Сам Островский назвал пьесу драмой, подчеркивая этим широкую распространенность конфликта пьесы, повседневность изображенных в ней событий

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя. (Слайд 1). Звучит музыкальная композиция «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…»

Тема урока: «Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза».

Он представляет собой занятие интегрированного характера. Его проводят учитель русского языка Кошкарова Н.А и учитель информатики Сикорская Т.А.

Цели урока: (Слайд 2)


  • Раскрытие идейно-художественного своеобразия пьесы, жизненных позиций героев.

  • Закрепление знаний по орфографии

  • Поиск информации и использование навыков работы с персональным компьютером при выполнении тестовых заданий. Отработка умений сохранять информацию в графическом виде.
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…. В «Грозе есть что-то освежающее и ободряющее», - писал известный русский критик Николай Алексеевич Добролюбов. (Слайд 3)

2. Слово о создании произведения.

В 1856 и 1857 годах Александр Николаевич Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством от Волги до Нижнего Новгорода. После её окончания в течение нескольких месяцев была написана драма «Гроза». В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращён в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны домыслы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен. (Слайд 4)

Многие известные русские художники обращались к событиям произведения и изображали их на своих полотнах. (Слайды 5,6)

В октябре 1859 года на квартире Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Островский заранее отдал Косицкой. Главным постановщиком был Островский. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года. (Слайды 7,8)

3. Работа с таблицей. Исследовательская деятельность экспертов.

(Слайд 9)

Следующим этапом нашего урока следует работа с таблицей « Особенности произведения». Помощь в этом нам окажут эксперты, которые подготовили материал по ряду вопросов. При работе с таблицей вам необходимо оформить записи в таблице.

1. Написание драмы. Исторический очерк эпохи.

2.Различные жанры. Их разнообразие в произведении. Понятие трагедии (основана на конфликте между героями).

Драма (острый конфликт, написана для сцены)

Комизм (диалоги героев)

3.Необычность темы и конфликта

4.Проблемы в драме, важные вопросы.

5. Связь конфликта с образами героев.

6.Образы героев. Противопоставление.

7.Композиция драмы. Характерные черты.

Особенности произведения


Дата создания

1859г.

Время общественного подъёма


Жанровое своеобразие

Трагедия (конфликт между героями)

элементы комизма (диалоги героев)

драма


Тема, идея, конфликт

Столкновение между новыми и старыми традициями

Особенности изображения

Интересы героев,

проблема положения женщин,

проблемы времени, картины природы.

«Широкая картина национального быта и нравов»


Особенности конфликта

Конфликт между

«тёмным царством» и новым человеком


Система художественных образов

«Тёмное царство»

жертвы «тёмного царства»


Особенности композиции

Экспозиция

развитие конфликта

1 кульминация

2 кульминация

развязка


4. Проведение тестирования. Работа с компьютером. Применение ИКТ.

Слово учителя информатики об особенностях проведения теста. Использование различных программ при работе с ПК. (Деление класса на 2 группы. Работа 1 группы на ПК).

5. Работа с материалом по русскому языку.

Во время проведения тестирования 2 группа выполняет работу по карточкам « Герой и его речевая характеристика». В процессе её выполнения осуществляется закрепление материала по русскому языку. В том числе обучающиеся определяют героев драмы. (Слайд 10)

Затем 2 группа работает на ПК, а 1 группа продолжает работу с карточками. Итоги работы на ПК. (Слово учителя информатики).

Итоги работы по русскому языку будут подведены на следующем занятии.

1 ВАРИАНТ

1) Имя Островского

а) Николай Алексеевич

б) Алексей Николаевич

в) Александр Николаевич

г) Николай Александрович

2) Островского прозвали

а) «Колумб Замоскворечья»

б) «человек без селезенки»

в) «товарищ Константин»

3) Островский учился

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете

4) Произведение «Гроза» -

а) комедия

б) трагедия

а) «Снегурочка»

б) «Волки и овцы»

в) «Обломов»

г) «Свои люди – сочтемся»

6) Драма «Гроза» была впервые напечатана в

г) 1861
7) Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?

а) телеграф

б) печатный станок

в) громоотвод

г) микроскоп

8) Определите кульминацию драмы «Гроза»

а) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой

б) сцена с ключом

в) встреча Катерины с Борисом у калитки

г) раскаяние Катерины перед жителями города

9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»?

а) реализм

б) романтизм

в) классицизм

г) сентиментализм

10) Действие драмы «Гроза» происходит

а) в Москве

б) в Нижнем Новгороде

в) в Калинове

г) в Петербурге

11) Как звали мужа Катерины?

в) Кудряш

г) Акакий

12) Определите основной конфликт драмы «Гроза»

13) Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?

б) Кулигин

а) сноска

б) ремарка

в) пояснение

г) сопровождение

15) Кто сказал:

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».

а) Кудряш

б) Кулигин

в) Борис Григорьевич

2 ВАРИАНТ

1) Годы жизни А.Н.Островского:

А)1823-1886

Б) 1809-1886

В)1812-1891

Г) 1799-1837

2) Островский учился

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Симбирском университете

3) Островского прозвали

а) «Колумб Замоскворечья»

б) «человек без селезенки»

в) «товарищ Константин»

г) «луч света в темном царстве»

4) Драма «Гроза» была впервые напечатана в

5) Какое произведение не принадлежит Островскому:

а) «Снегурочка»

б) «Волки и овцы»

в) «Обломов»

г) «Свои люди – сочтемся»

6) Произведение «Гроза» -

а) комедия

б) трагедия

7) К какому сословию принадлежала Кабаниха?

б) мещане

в)дворяне

г) разночинцы

8) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»?

а) реализм

б) сентиментализм

в) классицизм

г) романтизм

9) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?

а) Маменька, вы её погубили, вы, вы, вы…

б) Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!

в) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

г) Хорошо тебе, Катя! А я - то зачем остался жить на свете да мучиться!

10) К какому типу литературных героев принадлежал Дикой?

а) «лишний человек»

б) « самодур»

в) маленький человек»

г) герой-любовник

11) Кто написал критическую статью «Луч света в тёмном царстве» о «Грозе»?

а) В.Г.Белинский

б) Н.Г.Чернышевский

в) Н.А.Добролюбов

г) Д. И. Писарев

12) О каком персонаже идёт речь?

Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит всё-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да ещё станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.

в) Кудряш

13) Кто сказал:

« Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, сто и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы приедем в совершеннолетие, только с условием…»

г) Кудряш

14) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?

А) Кудряшу

б) Катерине

в) Варваре

г) Кабанихе

15) Определите основной конфликт драмы «Гроза»
а) история любви Катерины и Бориса

б) столкновение самодуров и их жертв

в) история любви Тихона и Катерины

г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого

Герой и его речевая характеристика


Герой?

Герой?

Чес… ный

Р…дной

зак… балить

церк…вь

гор … дничий

л…мпадки

к…рысть

м..литься

м…щанство

м…чта

ж…стокие

т…рпеть

суд…рь

п…чаль

родствен…ики

р…сти

заг…рится

ск…рей

с…яние

погл…деть

пр…стить

ув…дать

ст…пенство

прокл…нать

л…дком

голу…чик

к..мета

приш…л

пр…щать

к…зак

6.Вывод об особенностях произведения.

Таким образом, на уроке была изучена информация об идейно-художественных особенностях драмы «Гроза».

Александр Николаевич Островский написал её почти полтора века назад.

Но пьеса волнует до сих пор и зрителей, и читателей. Одна из причин в том, что драматург создал в произведении яркие, живые и, к сожалению, узнаваемые в сегодняшней жизни характеры. Другая причина- автор обратился к «вечным проблемам» - проблемам нравственности, человеческого достоинства, любви, счастья, противоречиям между велением сердца и долга.

Итак, говоря словами И.А.Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». (Слайды 11-17)

7.Общие выводы по уроку.

Во время проведения интегрированного урока по изучению драмы А.Н. Островского «Гроза» была осуществлена систематизация знаний по данной теме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, представлена взаимосвязь предметов литературы, русского языка, информатики. В том числе намечены пути по формированию умений и навыков учащихся сравнивать, обобщать и делать выводы, которые в результате приводят к всестороннему развитию личности. В результате использованных технологий и приемов обучения была достигнута цель по изучению данного материала в более широком спектре.



Рассказать друзьям