Из за чего умер микеланджело буонарроти. Биография Микеланджело(1475–1564)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. По масштабу личности он приближается к Леонардо. Он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. В этот период в его произведениях появляются беспокойство и тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.

Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя «Замахнувшийся мальчик», которая перекликается с «Дискоболом» античного скульптора Мирона. В ней мастеру удаюсь ярко выразить движение и страстность юного существа.

Две работы — статуя «Вакх» и группа «Пьета» — созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу. В первой он смог поразительно тонко передать состояние легкого опьянения, неустойчивого равновесия. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. Обе фигуры слиты в единое целое. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Отходя от традиции. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации.

Одним из высших достижений Микеланджело явилась статуя «Давид», которую он рискнул изваять из валявшейся без употребления и уже испорченной глыбы мрамора. Скульптура очень высока — 5,5 м. Однако эта особенность остается практически незаметной. Идеальные пропорции, совершенная пластика, редкая гармония форм делают ее удивительно естественной, легкой и прекрасной. Статуя наполнена внутренней жизнью, энергией и силой. Она является гимном человеческой мужественности, красоте, грации и изяществу.

К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. созданные для гробницы папы Юлия II — «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». Над этой гробницей ваятель трудился с перерывом около 40 лет, но так и не довел ее до завершения. Однако то. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства. По мнению специалистов, в этих произведениях Микеланджело удалось достичь высшего совершенства, идеального единства и соответствия внутреннего смысла и внешней формы.

Одним из значительных творений Микеланджело является пристроенная им к церкви Сан-Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями капелла Медичи. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры — «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Именно такие чувства испытывал сам Микеланджело, поскольку его Флоренция была захвачена испанцами. Что касается фигур самих герцогов, то при их изображении Микеланджело не стремился к портретному сходству. Он представил их как обобщенные образы двух типов людей: мужественный и энергичный Джулиано и меланхоличный и задумчивый Лоренцо.

Из последних скульптурных работ Микеланджело заслуживает внимания группа «Положение во гроб», которую художник предназначал для своей гробницы. Ее судьба оказалось трагичной: Микеланджело разбил ее. Однако она была восстановлена одним из его учеников.

Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.

Он принимался за них дважды. Сначала по заказу папы Юлия II расписал плафон Сикстинской капеллы, затратив на это четыре года (1508-1512) и проделав фантастически трудную и огромную работу. Ему пришлось покрыть фресками более 600 квадратных метров. На огромных поверхностях плафона Микеланджело изобразил ветхозаветные сюжеты — от Сотворения мира до Потопа, а также сцены из повседневной жизни — мать, играющая с детьми, погруженный в глубокое раздумье старик, читающий юноша и т.д.

Во второй раз (1535-1541) Микеланджело создает фреску «Страшный Суд», разместив ее на алтарной стене Сикстинской капеллы. В центре композиции, в световом нимбе находится фигура Христа, поднявшего в грозном жесте правую руку. Вокруг него расположено множество обнаженных человеческих фигур. Все изображенное на полотне приведено в круговое движение, которое начинается внизу.

елевой стороны, где изображены восстающие из могил мертвецы. Выше них расположены устремленные вверх души, а над ними — праведники. Самую верхнюю часть фрески занимают ангелы. В нижней части правой стороны находится ладья с Хароном, который гонит грешников в ад. Библейский смысл Страшного Суда выражен ярко и впечатляюще.

В последние годы жизни Микеланджело занимается архитектурой. Он завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке в 40 милях к юго-востоку от Флоренции. Теперь этот городок в честь художника называется Капрезе Микеланджело. Его отец, Лодовико, в момент рождения сына исполнял обязанности иодесты (мэра) Капрезе, но вскоре срок его службы подошел к концу, и он вернулся на родину, во Флоренцию. Древний род Буонарроти к этому времени сильно обеднел, что не мешало Лодовико гордиться своим аристократизмом и считать себя выше того, чтобы самому зарабатывать на жизнь. Семье приходилось жить на те деньги, которые приносила ферма в деревушке Сеттиньяно, расположенной в трех милях от Флоренции.
Здесь, в Сеттиньяно, грудного Микеланджело отдали на кормление жене местного каменотеса. Камень в окрестностях Флоренции добывали с давних пор, и Микеланджело любил говорить впоследствии, что «впитал с молоком кормилицы резец и молоток скульптора». Художественные наклонности мальчика проявились в раннем возрасте, однако отец, в соответствии со своими понятиями об аристократизме, долго сопротивлялся желанию сына стать художником. Микеланджело проявил характер и, в конце концов, добился разрешения поступить в ученики к художнику Доменико Гирландайо. Это случилось в апреле 1488 года.
Уже в следующем году он перешел в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем фактического хозяина города Лоренцо де Медичи (прозванного Великолепным). Лоренцо Великолепный был очень образованным человеком, прекрасно разбирался в искусстве, сам писал стихи и сразу сумел распознать талант юного Микеланджело. Некоторое время Микеланджело жил во дворце Медичи. Лоренцо относился к нему как к любимому сыну.
В 1492 году покровитель Микеланджело умер, и художник возвратился в родной дом. Во Флоренции в это время начались политические нестроения, и в конце 1494 года Микеланджело покинул город. Посетив Венецию и Болонью, в конце 1495 года он вернулся обратно. Но ненадолго. Новое республиканское правление не способствовало умиротворению городской жизни, ко всему прочему нагрянула эпидемия чумы. Микеланджело продолжил свои скитания. 25 июня 1496 года он появился в Риме.
Следующие пять лет он провел в «Вечном городе». Здесь его ждал первый большой успех. Вскоре после прибытия Микеланджело получил заказ на мраморную статую Вакха для кардинала Рафаэля Риарио, а в 1498-99 годах еще один - на мраморную композицию «Пьета» (в изобразительном искусстве так традиционно называлась сцена оплакивания Христа Богоматерью). Микеланджеловскую композицию признали шедевром, что еще более упрочило его положение в художнической иерархии. Следующим заказом стала картина «Погребение», но ее художник не закончил, в 1501 году вернувшись во Флоренцию.
Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. Микеланджело получил заказ на огромную статую Давида.
Завершенный в 1504 году «Давид», подобно «Оплакиванию Христа» в Риме, укрепил репутацию Микеланджело во Флоренции. Статую, вместо ранее планировавшегося места (у городского собора), установили в самом сердце города, напротив Палаццо Веккьо, где размещалось правительство города. Она стала символом новой республики, боровшейся, как и библейский Давид, за свободу своих граждан.
Любопытна история еще одного заказа, поступившего от города, - на картину «Битва при Кашине» для Палаццо Веккьо. Ее сюжетом должна была стать победа флорентинцев над пизанцами в битве при Кашине, произошедшей в 1364 году. Драматизм ситуации усугублялся тем, что вторую картину для Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри») брался писать Леонардо да Винчи. Леонардо был на 20 лет старше Микеланджело, но молодой принял этот вызов с открытым забралом. Леонардо и Микеланджело недолюбливали друг друга, и многие с интересом ждали, чем закончится их соперничество. К сожалению, обе картины не были завершены. Леонардо оставил свою работу после сокрушительной неудачи, которую потерпел, экспериментируя с новой техникой настенной росписи, а Микеланджело, создав великолепные этюды к «Битве при Кашине», уехал в марте 1505 года в Рим по зову папы Юлия II.
Впрочем, добрался он до места назначения лишь в январе 1506 года, проведя несколько месяцев в каменоломнях Каррары, где отбирал мрамор для заказанной ему усыпальницы папы Юлия II. Первоначально планировалось украсить ее сорока скульптурами, но вскоре папа охладел к этому проекту, а в 1513 году умер. Началась многолетняя тяжба между художником и родственниками усопшего. В 1545 году Микеланджело все же закончил работу над гробницей, оказавшейся лишь бледной тенью первоначального замысла. Сам художник называл эту историю «трагедией с усыпальницей».
Зато другой заказ папы Юлия II увенчался полным триумфом Микеланджело. Им стала роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Ее художник выполнил между 1508 и 1512 годами. Когда фреска была представлена на суд зрителей, ее признали произведением нечеловеческой мощи.
Сменивший Юлия II на папском престоле Лев X (Медичи) в 1516 году заказал Микеланджело проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Его вариант в 1520 году был отклонен, но это не помешало художнику получить следующие заказы для той же церкви. К выполнению первого из них он приступил в 1519 году, это была усыпальница Медичи. Второй проект - знаменитая библиотека Лауренциана для хранения уникальной коллекции книг и манускриптов, принадлежавших семье Медичи.
Занятый этими проектами, Микеланджело большую часть времени оставался во Флоренции.
В 1529-30 годах он отвечал за городские оборонительные сооружения в противостоянии с войсками Медичи (их изгнали из Флоренции в 1527 году). В 1530 году Медичи вернули себе власть, и Микеланджело, спасая свою жизнь, бежал из города. Однако папа Климент VII (тоже из рода Медичи) гарантировал Микеланджело безопасность, и художник вернулся к прерванной работе.
В 1534 году Микеланджело вновь, и уже навсегда, возвратился в Рим. Папа Климент VII, собиравшийся поручить ему роспись «Воскресение» для алтарной стены Сикстинской капеллы, умер на второй день после приезда художника. Новый папа, Павел III, вместо «Воскресения» заказал для той же стены роспись «Страшный суд». Эта огромная фреска, законченная в 1541 году, еще раз подтвердила гениальность Микеланджело.
Последние двадцать лет своей жизни он почти целиком посвятил архитектуре.
При этом он еще успел создать две замечательных фрески для капеллы Паолина в Ватикане («Обращение Савла» и «Распятие св. Петра», 1542-50). Начиная с 1546 года, Микеланджело занимался реконструкцией собора святого Петра в Риме. Отказавшись от ряда идей своих предшественников, он предложил свое собственное видение этого здания. Окончательный вид собора, освященного лишь в 1626 году, все-таки, прежде всего, плод именно его гения.
Микеланджело всегда был глубоко верующим человеком, к концу жизни его религиозное чувство обострилось, о чем свидетельствуют его последние работы. Это серия рисунков, изображающих Распятие, и две скульптурные группы «Пьета». В первой художник изобразил самого себя в образе Иосифа Аримафейского. Вторую скульптуру завершить помешала смерть, настигшая Микеланджело на 89 году жизни, 18 февраля 1564 года.

Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (1475 — 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

БИОГРАФИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО

Один из известнейших скульпторов, художников, поэтов, живописцев и архитекторов всех времён – Микеланджело Буонаротти родился 06.03.1475 в городе Капрез, где учился в начальных классах, а по окончании, в 1488 году, стал заниматься скульптурой, будучи учеником Бертольдо в мастерской величайшего живописца истории — Доменико Гирландайо.

Внимание Лоренцо Медичи привлёк талант мальчика, поэтому он принял его в свой дом и финансово помогал Микеланджело развиваться. Когда Лоренцо умер, Буонаротти поехал в Болонью, где возвёл мраморного ангела с канделябром, а также статую для церкви святого Петрония. В 1494 году он снова возвращается во Флоренцию. Начался новый период его творчества, в котором он смело утрировал формы природы, чтобы выразить свои идеи и лучше передать характеры.

В 1503 году Микеланджело был приглашён в Рим Юлием II, чтобы соорудить надгробный памятник, который Юлий хотел изготовить себе ещё при жизни. Скульптор согласился и приехал. Спустя два года Буонаротти посчитал, что внимания папы к нему недостаточно и, обидевшись, вернулся во Флоренцию.

В Риме художник находился уже в 1508 году, куда был снова вызван Юлием II, чтобы продолжить начатую работу, а также выполнить новый заказ – украшение потолка Сикстинской капеллы во дворце Ватикана фресковой живописью. Юлий II скончался спустя пару месяцев после завершения росписи Сикстинского потолка.

Падение Флоренции, грозившее Микеланджело опасностью умереть, произвело в его душе серьёзное потрясение, а также ухудшило здоровье. И будучи итак необщительным и суровым, он стал ещё нелюдимее и мрачнее, погрузившись целиком и полностью в свой идейный мир, что никак не могло не сказаться на характере его творчества.

В 1532 году он получил приглашение от «нового» папы в Рим, дабы завершить украшение Сикстинской капеллы, изобразив «Страшный суд» на алтарной стене, а «Падение Люцифера» на противоположной. Только первая была исполнена Буонаротти в 1534-1541 без помощников.

Последними произведениями кисти Микеланджело были фрески в капелле дворца Ватикана. Буонаротти немного позже расстался со скульптурой, своей любимой отраслью, в которой работал, будучи в преклонном возрасте.

Художник занимался архитектурой, доживая свои последние годы. Он был назначен в 1546 году главным зодчим собора Петра, потому как Микеланджело был не только талантлив, но и опытен в деле строительства.

ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО

Творчество Микеланджело принадлежит к эпохе Высокого Возрождения. Уже в юношеских произведениях, таких, как рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (оба около 1490-1492 гг.), вырисовываются главные черты искусства Микеланджело: монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Савонаролы, Микеланджело переезжает из Флоренции в Венецию, затем в Рим.

Мадонна у лестницы Битва кентавров Вакх

В течение пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» (1496- 1497 гг.) и «Пьета» (1498-1501 гг.) в соборе Святого Петра. В 1500 г. по приглашению граждан Флоренции Микеланджело с триумфом вернулся в этот город.

Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырёхметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти не выходя из своей мастерской. В 1504 г. монументальная статуя обнажённого Давида предстала на суд публики.

В 1505 г. властолюбивый Папа Юлий II повелел Микеланджело вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Ваятель целый год трудился над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как его создание было переплавлено на пушки.

После смерти в 1513 г. Юлия II его наследники настояли на выполнении ещё одного проекта надгробной скульптуры. На это, включая вызванные капризами заказчиков многочисленные переделки, ушло 40 лет жизни Микеланджело. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривавшего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра.

Колоссальный мраморный Моисей и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершённого целого.

По свидетельствам современников, Микеланджело был замкнутым и погружённым в себя человеком, подверженным внезапным вспышкам буйства. В частной жизни он был почти аскетом, поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто он спал, даже не снимая обуви.

В 1547 г. он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра и спроектировал огромный купол, который по сей день остаётся одним из величайших шедевров архитектуры .

Микеланджело родился в семье беднейшего флорентийского дворянина Лодовико Буонаротти. Из-за нехватки средств еще грудного ребенка отдали на содержание другой супружеской паре Тополино. Именно они научили будущего гения разминать глину и работать резцом раньше, чем читать и писать. Сам Микеланджело говорил своему другу Джорджо Вазари:

«Если есть что хорошее в моем даровании, то это от того, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из статуи моей кормилицы».

Известную статую Давида Микеланджело создал из куска белого мрамора, который остался от другого скульптора. Ценный камень перешел в другие руки только потому, что прежний владелец не смог выполнить работу из этого куска, после чего бросил его.

Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра, до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору - Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры.

Великий мастер часто жаловался на убытки, и его считали бедным человеком. Всю жизнь мастер экономил буквально на всем. В его доме практически не было мебели и драгоценностей. Однако после смерти скульптора выяснилось, что Микеланджело собрал целое состояние. Исследователи подсчитали, что в современном эквиваленте его состояние равнялось десяткам миллионам долларов.

В Сикстинской капелле Микеланджело разрисовал около тысячи квадратных метров потолка и дальних стен капеллы. На роспись потолка у художника ушло четыре года. За это время здоровье мастера сильно ухудшилось – при работе огромное количество краски попадало в его легкие и глаза. Микеланджело работал без помощников, сутками расписывал потолок, забывая о сне, и спал на лесах, не снимая сапоги неделями. Но это, несомненно, стоило таких усилий. Гете писал:

«Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».


Зимой 1494 года во Флоренции прошёл сильный снегопад. Правитель Флорентийской республики Пьеро де Медичи, вошедший в историю под именем Пьеро Невезучий, вызвал Микеланджело и заказал ему вылепить снежную статую. Работа была выполнена, и современники отмечали её красоту, но никаких сведений о том, как выглядел снеговик или кого он изображал, не сохранилось.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, израильтянам было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света - что лицо Моисея сияло, а не было рогато .

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Сомов А. И. Микеланджело Буонарроти // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Карел Шульц, «Камень и боль» (текст романа в библиотеке Александра Белоусенко)
  • Дажинa В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. - М .: Искусство, 1987. - 215 с.
  • П. Д. Баренбойм, Тайны Капеллы Медичи , Спб., Изд-во СПбГУП, 2006, ISBN 5-7621-0291-2
  • Баренбойм Петр, Шиян Сергей, Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи , Слово, М., 2006. ISBN 5-85050-825-2
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В.Н.Гращенков. - М ., 1983. - 176 с.
  • Микеланджело. Жизнь. Творчество / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева. - М .: Искусство, 1964.
  • Ротенберг Е. И. Микеланджело. - М .: Искусство, 1964. - 180 с.
  • Микеланджело и его время / Под ред. Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. - М .: Искусство, 1978. - 272 с. - 25 000 экз.
  • Ирвинг Стоун, «Муки и радости», big-library.info/?act=read&book=26322
  • Wallace, William E. Michelangelo: Skulptur, Malerei, Archtektur. - Köln: DuMont, 1999. (Monte von DuMont)
  • Tolnay K. Michelangelo. - Princeton, 1943-1960.
  • Gilles Néret Michelangelo. - Köln: Taschen, 1999. - 96 с. - (Basic Art).
  • Ромен Роллан, «Жизнь Микеланджело»
  • Peter Barenboim, «Michelangelo Drawings - Key to the Medici Chapel Interpretation», Moscow, Letny Sad, 2006, ISBN 5-98856-016-4
  • Edith Balas, «Michelangelo’s Medici Chapel: a new Interpretation», Philadelphia, 1995
  • James Beck, Antonio Paolucci, Bruno Santi, «Michelangelo. The Medici Chapel», London, New York, 2000
  • Władysław Kozicki, Michał Anioł, 1908. Wydawnictwo Gutenberg - Print, Warszawa


Величайший мастер и мыслитель Высокого Возрождения - Микеланджело Буонарроти , проживший долгую и плодотворную жизнь, всегда думал, что все его творения не достойны Господа Бога. И сам он не достоин оказаться после смерти в Раю, потому как не оставил после себя на земле потомство, а лишь бездушные каменные изваяния. Хотя была в жизни великого гения необыкновенная женщина - муза и возлюбленная.

Воплощая в жизнь творческие проекты, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все собственноручно, он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом.


Жизненный путь великого Буонарроти был полон удивительных трудовых подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. И отличаясь резким и чрезвычайно сильным характером, он имел волю тверже самого гранита.


Детство Мике

В марте 1475 года в семье бедного дворянина родился второй сын из пяти мальчиков. Когда Мике было 6 лет, его мать, измученная частыми беременностями, умерла. И эта трагедия оставила неизгладимый след на психологическом состоянии мальчугана, чем и объяснялась его замкнутость, раздражительность и нелюдимость.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219410677.jpg" alt="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." title="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." border="0" vspace="5">


Достигнув 13-летнего возраста, Мике заявил родному отцу, который хотел дать сыну достойное финансовое образование, что намерен обучаться художественному ремеслу.
И тому ничего не оставалось, как отправить сына на обучение к мастеру Доменико Гирлaндайо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0024.jpg" alt="Мадонна у лестницы. (1491). Автор: Микеланджело Буонарроти." title="Мадонна у лестницы. (1491).

Уже в 1490 году стали поговаривать об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти, а было ему в то время всего лишь 15 лет. А через два года на счету начинающего скульптора уже были мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0022.jpg" alt="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." title="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." border="0" vspace="5">


Статуи Микеланджело, как титаны, хранящие свою каменную природу, всегда отличались монолитностью и вместе с тем изяществом. Сам же скульптор утверждал, что "хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть".

Единственный шедевр гения с его автографом

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0010.jpg" alt="Фрагмент.

Эту подпись он сделал в порыве гнева на посетителей храма, которые приписали его творение другому скульптору. А немногим позже мастер раскаялся в своем приступе гордыни и больше никогда не подписал ни одну из своих работ.

4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы

В 33 года Микеланджело начнет свой титанический труд над величайшим достижением в области живописи - фресками Сикстинской капеллы. Роспись общей площадью в 600 квадратных метров была взята из сюжетов Ветхого Завета: от момента Сотворения мира до Всемирного Потопа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0011.jpg" alt=" Микеланджело Буонарроти." title=" Микеланджело Буонарроти." border="0" vspace="5">


По окончании работ мастер практически ослеп от того, что ядовитая краска при работе постоянно капала в его глаза, а ее испарения полностью подорвали здоровье великого мастера.

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал» .

Личная жизнь художника, окутанная тайнами и домыслами.

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов.
Биографы констатировали, что ввиду того что Микеланджело был лишен материнской любви, у него не складывались отношения с женщинами.


Зато ему приписывали различные близкие отношения со своими натурщиками. В подтверждение версии о гомосексуализме Микеланджело говорил лишь тот факт, что он никогда не был женат. Сам же он объяснял это следующим образом: «Искусство ревниво, – говорил Микеланжело, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».

Некоторые исследователи считали, что Микеланджело вообще избегал физического секса будь то с женщинами или с мужчинами. Иные же считали его бисексуалом. Однако, как художник он предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам, явно присутствуют гомоэротические мотивы.


Первые упоминания романтического характера появятся лишь тогда, когда Микеланджело будет уже за пятьдесят. Познакомившись с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери, мастер посвящает ему многочисленные любовные поэмы. Но этот факт не является достоверным свидетельством их интимной связи, так как разглашать об этом на весь мир посредством любовной поэзии было опасно по тем временам даже для Микеланджело, который в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности.

Но одно достоверно точно, что этих двух людей связывала глубокая дружба и духовная близость до самой смерти мастера. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.


Когда художнику было уже под 60 судьба его свела с талантливой поэтессой по имени Виттория Колонна, внучкой герцога Урбанского и вдовой знаменитого полководца маркиза Пескаро. Лишь эта 47-летняя женщина, отличающаяся сильным мужским характером и обладающая необыкновенным умом и врожденным тактом, смогла понять в полной мере душевное состояние одинокого гения.

На протяжении десяти лет до самой ее смерти они постоянно общались, обменивались стихами, вели переписку, которая стала настоящим памятником исторической эпохи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0029.jpg" alt="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной. Автор: Francesco Jacovacci." title="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной.

Ее смерть явилась тяжелой утратой для художника, который до конца своих дней жалел, что поцеловал лишь руку прекрасной возлюбленной, а ему так хотелось поцеловать её в уста, но он "не смел осквернить своим смрадным прикосновением её прекрасные и свежие черты".


Он посвятил посмертный сонет любимой женщине, который стал последним в его поэтическом творчестве.

Смерть гения

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0006.jpg" alt="Гробница Буонаротти во Флоренции. " title="Гробница Буонаротти во Флоренции. " border="0" vspace="5">


Микеланджело еще при жизни был почитаем поклонниками и наслаждался огромной популярностью, чего не имели многие его коллеги.

Так, венец творчества гениального мастера Возрождения - , перевоплощенная из 5-метровой глыбы испорченного мрамора в шедевр, прославила его на весь мир и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

2014 год объявлен год Микеланджело так как отмечается 450 лет со дня смерти великого творца.

Годовшина

Длинный земной путь гения завершился в Риме 18 февраля 1564 , и не хватило всего нескольких дней до его восьмидесятидевятилетнего дня рождения. Микеланджело прожил 88 лет, 11 месяцев и 15 дней.
Он оставался активен до последних дней, посвятив себя главным образом проекту постройки Собора Св. Петра. В последние годы он не принимал заказов на скульптуры, предоставив резцу свободу служить только собственному вдохновению и желанию. В самые последние дни своей жизни он продолжал работать над скульптурой Пьета . Об этом свидетельствует Даниэле да Волтерра в письме к Джорджио Вазари от 17 марта 1564: «Он работал весь субботний день, что предшествовал понедельнику, когда он захворал; и в воскресенье, не вспомнив, что это был день Господень, хотел взяться за работу, но Антонио ему это напомнил» .

Последные годы в Риме

Микеланджело жил в Риме с 1534 года, когда уехал из Флоренции, оставив незавершённой Новую Ризницу в Каппелах Медичи, а в своей мастерской, среди прочего, и четыре скульптуры под общим названием Рабы. Никогда больше он не вернулся на родину.
Дом в Риме, по адресу переулок Форнари в Мачел де Корви , находился в простонародном, дурно пахнувшем районе города. Сам дом был скромный: на верхнем этаже были две спальные комнаты, на первом расположились мастерская, столовая, кухня, и кроме этого — подвал, огород и конюшня. По словам самого Микеланджело, это была «тёмная гробница», но он там себя чувствовал «как мякоть в своей коре». Дом больше не существует, весь район был снесен в 1902 году, чтобы уступить место величественному Алтарю Отечества на площади Венеции.
Для той эпохи восемьдесят восемь лет – столько, сколько было Микеланджело, — это был возраст почти библейского пророка. В письмах, написанных в течение последних лет племяннику Леонардо , Микеланджело жаловался на свои недуги и сокрушался, что чувствовал себя совсем старым: “Относительно моего самочувствия … тело моё страдает всеми болезнями, что мучают стариков: болезнь камня, что не даёт мочиться, болит бок, спина, так, что бывает не могу сам подняться на стремянку; и это ещё хуже от того, что страсть меня переполняет.» Рим, 16 июня 1557 год.
В декабре месяце 1563 года у Микеланджело был сильный жар, и он сам написал о своём состоянии племяннику в письме от 28 декабря: “Леонардо, получил твоё последнее письмо и 12 сыров, хороших и вкусных, и благодарю тебя, радуясь вашему хорошему состоянию, и в подобном состоянии пребываю я. И хотя получил больше, чем одно послание от тебя, но не ответил, потому, что рука мне не служит; но с этого дня попрошу других писать и сам подпишусь. Ничего другого со мной не происходит. Pим, 28 декабря 1563. Я, Микеланьоло ( именно так он писал свое имя ) Буонарроти.»


Последные дни

Тиберио Калканьи рассказал, как подходя к дому Микеланджело 13 февраля, в холодный и дождливый день, застал мастера на улице без головного убора, вблизи дома, в возбуждённом состоянии. И когда его спросил, что же он тут делал один под дождём, Микеланджело резко ответил: » Что я тут делаю, спрашиваешь? Мне плохо, и нигде я не нахожу ни малейшего покоя…» . Удалось убедить Микеланджело зайти в дом, и усадить в кресло у огня. Тотчас же позвали Даниэле да Волтерра . Это был понедельник масленичной недели. Микеланджело почувствовал, что умирает и попросил Даниэле не оставлять его и вызвать в Рим племянника Леонардо.

В письме 14 февраля , написанном Даниэле и отправленном Леонардо во Флоренцию, именно эта просьба звучит наиболее настойчиво: «Поторопитесь и приезжайте как можно скорее» и далее следует рукой Микеланджело его подпись: «Мичеланьоло Буонарти» , именно так с ошибками и с опущенными буквами, что передаёт в полной мере тяжёлое состояние, в котором он уже пребывал, и драму угасания того, чей штрих был всегда совершенным.
После двух дней проведенных в кресле, которое он не хотел оставлять, Микеланджело потерял сознание, и его перенесли в кровать. На этой простой железной кровати с соломенным матрасом он провёл последние дни своего земного существования.

Смерть 18 февраля

Его окружали всего несколько верных людей, кроме Даниэле подоспел и Томмазо де Кавалиери . Сам Микеланджело попросил слугу читать вслух Страсти Христовы, особенно Евангелие от Матвея. В завещании своём он написал, что «оставляет душу свою в руках Божиих «, и выразил желание, чтобы «тело предали земле, и добро — самым близким родственникам» . Он не захотел, чтобы вызвали священника, но умер, слушая чтение Евангелия. Это случилось в первую пятницу великого поста 18 февраля 1564 года в час заката.

Посмертная маска и бюст

Сразу после смерти художника Даниэле да Вольтерра снял маску с лица Микеланджело, что служила основой для бюста, и облик великого скульптора стал сам произведением скульптуры. Думали одеть его в рабочую одежду и положить рядом с ним кисть и резец, потом решили одеть как для путешествия: в дорожный кафтан, старинного стиля шляпу, и в сапоги со шпорами.
Как ни торопился племянник Леонардо, он прибыл в Рим только после смерти дяди, в четверг 24 февраля.

Микеланджело к тому времени перенесли в церковь Св. Апостолов, где его уже отпевали.



Рассказать друзьям