Как отмыть картину написанную маслом от пыли. Чистка и уход за картинами написанными маслом на холсте

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Живописная картина , вышедшая из-под кисти мастера, с годами становится все ценнее. Она, одетая в багет , – настоящее украшение гостиной, офиса, галереи. Сохранение живописи – вот задача, которую предстоит решать на протяжении всей «жизни» картины.

Условия для масляной живописи

Чтобы даже спустя десятилетия творение художника радовало глаза и грела душу, нужно соблюдать требования к его хранению.

Масляная живопись – это картина написанная масляными красками. Написана она может быть на холсте (либо на другой, схожей по свойствам ткани), на плотном картоне, на твёрдых поверхностях (оргалите, дереве и т.п.).

Картины младше года нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе, поскольку затвердевание масляно-красочного слоя происходит только на втором году жизни картины. Чтобы этот процесс проходил равномерно, необходимо разместить картину в хорошо освещенном, часто проветриваемом теплом помещении, избегая прямых солнечных лучей, от которых масло темнеет.

Масляная живопись второго года жизни и старше согласно технологии покрывается лаком (пихтовым, даммарным или аналогичным – специальным лаком для масляной живописи) – благодаря ему картина становиться устойчивее к солнечному свету, воде и механическим повреждениям. Лаки различаются по матовости, составу и ценой. Для выбора лакового покрытия и его нанесения лучше обратиться к специалистам. Лаку так же требуется некоторое время для высыхания и свежий воздух.

Как правило, под стекло такую картину помещать не нужно. Достаточно аккуратно за ней ухаживать.

Но никто не запрещает защитить стеклом особо ценные творения. Важно, чтобы к этому моменту краски и лаки уже полностью высохли, а стекло не касалось красочной поверхности.

Общие положения об условиях хранения и экспозиции масляной живописи следующие:

  • Никогда не вешайте картину вблизи плиты, духовки, печки – отмыть картину от копоти будет очень трудно. Табачный дым также приводит к оседанию копоти.
  • Не вешайте картину под прямыми солнечными лучами. Лак, конечно, защищает краску, но под прямым солнцем она всё равно начнёт выгорать.
  • Лучше вешать картину под углом к стене – так основная пыль будет оседать на раму и задник, а не на холст.
  • Следите, чтобы гвоздь, на котором висит картина, не касался сзади холста.
  • Не вешайте картину близко к отопительному прибору или кондиционеру. От постоянного воздействия высокой температуры и сквозняка краска может начать трескаться.
  • Не трогать голыми руками слои краски.
  • Не размещать ближе метра от картины лампы накаливания мощностью 100 Вт и выше и люминесцентные – от 20 Вт.

Уход за живописью

Картины, написанные маслом, требуют специального ухода.

Основные приемы ухода состоят в следующем.

  • Чистить живопись можно только после стабилизации верхнего слоя.
  • Удалять легкую пыль с лицевой стороны картин чистой подушечкой или рукавичкой из бархата или фланели – материала, вбирающего в себя пыль. Живописную поверхность обметают в одном направлении, нажим на поверхность картины должен быть самым минимальным. Не следует применять для этой цели щетки, перовки, флейцы, так как ими можно поцарапать красочную поверхность, а кроме того, эти предметы не собирают пыль, а рассеивают ее в воздухе. Можно вызвать тяжелые повреждения живописи, если допустить протирание красочного слоя чрезмерно влажной тряпкой или удалять пыль пылесосом.
  • С оборотной стороны картины пыль удаляют теми же подушечками и рукавичками из бархата и фланели, флейцем с короткой щетиной или пылесосом. Картине при этом придают небольшой наклон в сторону подрамника. Движения по холсту должны быть легкими, а щетка пылесоса совсем не должна касаться холста. Можно дополнительно хорошо защитить живопись от пыли, полностью закрыв обратную сторону холста картоном или крафт-бумагой. Если Вы не хотите закрывать надписи на обратной стороне холста (например, подпись художника) задник можно сделать из прозрачного пластика.
  • Для удаления более сильных загрязнений, необходимо протирать картину слегка влажной тряпочкой или ватными дисками. Этот способ нельзя применять при наличии трещин в красочном слое. Если просто вода не помогла, то применяют слегка мыльный раствор (мыло должно быть не щелочным, например – детским).
  • При сильном загрязнении не чистите картину самостоятельно – это должен делать специалист.
  • Удаление сажи и копоти требует работы реставратора, и никакие попытки удаления их на месте недопустимы.
  • Если холст картины провис (появились складки или неровности), никогда не мочите холст с обратной стороны водой – это, возможно, и временно натянет холст, но в дальнейшем приведет к отслоению грунта картины с последующим его осыпанием. Если подрамник у картины раздвижной с клинками (так называемый – модульный) – осторожно подбейте клинья (если, конечно, умеете это делать правильно; не уверены – обратитесь к профессионалам). Если подрамник глухой конструкции (в виде жестко скрепленной рамы), не старайтесь подтянуть холст, а сразу обратитесь в багетную мастерскую – потребуется перетяжка картины или замена старого подрамника на модульный.

Полотна, написанные маслом, темнеют со временем, и актуальной является задача осветления картины.

Если необходимо восстановить дорогую картину, лучше всего посетить профессионального реставратора.

Когда же картина менее ценная, можно попробовать осветлить ее самостоятельно.

  • Для начала надо удалить гвозди, с помощью которых фиксируют подрамник на раме, и вынуть картину.
  • На следующем этапе надо смести губкой с полотна пыль и мыльной пеной промыть картину, затем обмыть чистой водой и оставить картину подсыхать.
  • Подобная обработка картины приводит к тому, что картина теряет исходный блеск, из-за того, что покрывающий ее лаковый слой становиться матовым. Восстановить блеск можно, если распылить кроющий лак над полотном, а затем поместить подрамник в раму.
  • Для освежения цвета, после чистки на поверхность картины можно нанести каплю льняного или макового масла. Масло следует аккуратно и тщательно растереть чистой мягкой тряпочкой, излишки масла необходимо протереть.

Масляная живопись – одна из самых долговечных техник. Покрытая лаком картина, оформленная в надежную багетную раму, при правильном хранении и уходе может сохраняться в неизменном виде десятилетиями, что делает ее выгодным вложением средств.

Обращайтесь в салоны мастерской «Багетное дело». Наши мастера помогут сохранить Ваши шедевры на долгие годы.

Об уборке ванной, кухни, гостиной, спальни и рабочего кабинета заботятся все, но есть в доме такие предметы, о необходимости регулярной чистки и ухода за которыми подчас забывают в спешке всех современных хлопот и забот. Это картины и прочие произведения искусства в рамах, которые требуют особенного подхода и внимания. Столь ценные и любимые, главные аксессуары интерьеров и часто главная гордость хозяев дома, неповторимые старинные рамы или современные материалы, этюды, милые полотна маслом и фотографии привлекают всеобщее внимание и создают уютную атмосферу, но их также не обделяют своим вниманием пыль и загрязнения. Попробуем разобраться, как же чистить рамы и картины и в каком уходе они нуждаются.

Для начала, не забывайте о том, что абсолютно все рамы в доме, старинные и современные, украшающие картины или фотографии, нуждаются в регулярной чистке от пыли. Пыль с них снимать следует регулярно, с той же частотой, с которой стираете ее с мебели. Рельефные и резные рамы нужно вытирать исключительно метелкой, ровные, цельные можно протереть и микрофибровой салфеткой.

Уход за картиной под стеклом

Если рама со стеклом, то во время тщательной и генеральной уборки обязательно протирайте и натирайте его так же, как и зеркала, но при этом следите за тем, чтобы средства для мойки стекол и окон ни в коем случае не разбрызгивались на рамы.

С внутренней стороны стекла можно протирать только уксусом или денатуратом, который тщательно вытирают. Если в результате неплотного прилегания стекла или неправильного подбора основы пыль попала под стекло и раму, то вытереть ее можно будет только разобрав, вынув картину, стекло, тщательно очистив и натерев, а затем собрав снова. Чтобы избежать такой проблемы в дальнейшем, заклейте скотчем или малярной лентой раму сзади, как бы запечатав ее.

Паспарту пачкается очень редко, но если так случилось, что на нем остались отпечатки пальцев или следы пыли, постарайтесь стереть их с помощью простой резинки для карандашей. Если она не действует, слегка протрите паспарту спиртом или уксусной эссенцией, но сначала проверьте на обратной стороне или в незаметном месте, не приведут ли они к выцветанию паспарту.

Как чистить картины

Картины, написанные маслом и акрилом

Смахнуть пыль с самой картины, неприкрытой стеклом — задача деликатная. Если речь идет о картине, написанной маслом или акрилом, то пыль с нее удаляют мягкой щеткой или пуховкой, аккуратно проводя в одном направлении.

Во время генеральной уборки проведите более тщательную очистку, пропитав тряпочку в несильно взбитом яичном белке, хорошо отжав и бережно протирая по направлению движения мазков. Белок можно заменить разведенной водой водкой или уксусом, но их, в отличие от белков, придется смывать.

При потемнении или другом выцветании масляных красок накройте полотно слегка влажной мягкой и обязательно чистой тряпкой на несколько часов, затем просушите и аккуратно натрите смоченным в льняном масле полотном.

Старые масляные картины

Старые масляные картины можно обновить, сначала вымыв уксусной, затем чистой водой и после полной просушки покрыв специальным защитным лаком. Или воспользуйтесь другим методом — полотно протрите запеченной луковицей, смойте кашицу, дайте высохнуть и затем протрите яичными белками.

Если масляные полотна пострадали в результате воздействия прямых солнечных лучей и открытого воздуха, белила на них потемнели и изменили цвет на желтый, серый или более темный цвета, их следует обработать губкой, смоченной в перекиси водорода, который восстанавливает свинец до первоначальных красок, связывая сероводород.

При работе с масляными картинами, как новыми, так и старинными, категорически нельзя использовать мыло, бензин, спирт и скипидар.

Картины, написанные при помощи сыпучих или нестойких материалов — карандаша, туши, пастели и пр. — вообще не вытирают и от пыли избавляются, аккуратно сдувая ее самостоятельно или феном на режиме холодного воздуха.

Вышитые картины

С вышивки и текстильных работ пыль снять очень легко при помощи скотча, аккуратно прикладываемого к ниткам или специального «липкого» валика для очистки одежды. Также почистить вышивку можно и с помощью средства для чистки ковров и мебели, пылесоса.

Конечно, проще всего полностью очистить вышивку от загрязнений, вынув ее из рамы и паспарту и постирав, но часто крепления оформления не позволяют этого сделать. В случае, если стирка возможна, помните, что вышивку можно стирать только вручную, с добавлением мягкого моющего средства или мыла, при этом температура воды должна быть низкой (максимум 40 градусов), а лучше, чтобы она вообще была холодной.

Особенности ухода за картинами

Уборку нужно проводить не только на внешней стороне картин, ведь пыль скапливается и на задней плоскости. Снимите картину, смахните пыль и повесьте обратно. Уборку пыли с задних поверхностей картин и рамы можно проводить в три-четыре раза реже, чем с самой рамы.

Довольно сложный процесс — очистка старинных, ценных и позолоченных рам. Начинать уборку пыли следует с протирания задней поверхности старинной рамы смоченной в бензине губкой или салфеткой. Сами рамы следует очищать только мягкой щеточкой, сначала обмакнув ее в мыльной воде, затем в кристально-чистой, а потом тщательно вытирая мягким натуральным сукном. Если во время чистки нарушается позолота, то ее следует дополнительно натереть пурпурином.

По-особенному чистят и деревянные рамы, как полированные, так и нелакированные. Такие рамки протирают специальным средством по уходу за древесиной, в крайнем случае — олифой. Лакированные деревянные рамы можно протереть и смоченной в мыльной воде тряпочкой, затем смыть остатки мыла и насухо вытереть.

Не меньше, чем с загрязнениями самих картин, следует бороться и с проблемой выцветания и загрязнения стен за ними, что особенно актуально для окрашенных поверхностей. Чтобы под картинами не оставался след, следует приклеить на раму специальные «стопперы» — плоские подушечки, пластмассовые диски, резиновые «ножки» или прибить обойные гвоздики с выпуклыми шляпками, которые будут держать картину не на стене, а на расстоянии нескольких миллиметров, что позволит свету равномерно распределяться, а пыли — не скапливаться над рамой и на самой стене.

Промывка и расчистка картин связана с выявлением самой живописи, с освобождением ее от всевозможных наслоений, портящих впечатление и мешающих видеть настоящий тон ее. Эти процессы относятся к области реставрации живописной (в отличие от технической) и являются делом крайне ответственным.

Известно немало случаев порчи картин, попадавших в руки неопытных людей, всякого рода любителей, начинающих реставраторов, работающих без присмотра опытного глаза. Для того, чтобы промывать картины, нужно хорошо знать приемы работы старых мастеров — создателей этих картин.

Старые мастера фламандской и итальянской школ, чтобы добиться свечения и прозрачности красок, делали специальные подмалевки на белых и тонированных грунтах красками чрезвычайно ограниченной палитры, часто даже «гризайлью» (1 , накладывали слои краски в светах пастозно, в тенях — тонкослойно (с расчетом на просвечивание грунта) и заканчивали свои вещи цветными лессировками (2 . Лессировки делались красками на маслах или лаках. Иногда уже по лессировкам художники делали последние удары густыми мазками. Известно, например, что Тициан наносил до 30—40 лессировок. Рубенс поверх коричневой подготовки писал локально в повышенных тонах, затем лессировал и по лессировкам в светах делал корпусные удары. Рембрандт свою пастозную живопись также завершал лессировками (3 .

Традициям старых мастеров следовали многочисленные их ученики и подражатели, а также, несколько видоизменяя их, наши большие художники — Рокотов, Левицкий, Брюллов, Куинджи, Репин, Суриков и др. Поэтому реставратор постоянно может встретиться с образцом сложной комбинированной техники. Положение усложняется еще и тем, что старые картины несут на себе многочисленные, изменившиеся в цвете лаковые слои, начиная от авторского, по своей давности почти равняющегося лессировочным покрытиям, и кончая самым поздним. Слои лака как бы срослись с лессировками, и подчас даже опытному глазу бывает трудно разобрать, где кончается лессировка и начинается лаковый слой. Кроме того, между слоями лака и поверх его часто бывают налеты грязи. Поэтому промывка и расчистка живописи путем растворения и снятия этих наслоений является делом чрезвычайно ответственным. Сильно действующими веществами — растворителями - при операциях над лаками можно легко повредить и самую живопись, поэтому от работающего требуется, во-первых, понимание техники реставрируемого произведения, умелый подбор состава, растворяющего загрязненные лаки, осторожность, соединенная с ловкостью и вкусом, опыт, любовь к своему делу и чувство величайшей ответственности.

В руководствах по реставрации имеются указания на некоторые вещества, применявшиеся при чистках картин. В частности, Гупиль (4 , профессор рисования, изучивший ряд трактатов по этому вопросу и испытавший многие средства, указывает способы чистки картин. Приведем выдержку из его сочинения, касающуюся промывок картин:

«Чистая вода, как средство для чистки картин, есть одно из невиннейших, в особенности при смывании с них грязи. Воды одной достаточно для освобождения их от всех тел липких, каковы гуммиарабик, рыбий клей, крепкий клей, мед, сахар, леденец и все прочее, растворимое водою.

Яичный белок с течением времени приобретает все более и более способностей сопротивляться воде и действиям кислот, что происходит вследствие несчастной привычки некоторых художников покрывать картины белком чистым без добавления к нему спирта и сахара-леденца.

Из всех допускаемых при чистке картин щелочных солей, каковы древесная зола и жемчужная, поташ и винный камень, должен быть употребляем один последний, растворенный в воде, потому что все другие, действуя вредно на масла и краски, суть настоящие протравы в применении к излагаемому нами делу. Итак, можно пользоваться только винным камнем, начиная сперва растворением слабым и потом усиливая его.

Если, однако, все вышеуказанные средства останутся без результатов для чистки, то можно прибегнуть к буре; действуя медленно, бура, растворенная в воде, дает одну из наиболее безвредных щелочных солей. Рассыпая по картине тонко просеянные древесные золы, смачивая их тепловатой водою и притом легонько смывая губкой, достигают тех же результатов.

Но этому выщелачиванию не должно позволять действовать на краску долго; тотчас же, едва заметится очищение, следует прибегать к помощи сочно смоченной губки. Чистая известковая вода или раствор извести в воде могут оказать те же услуги.

Мыла, получаемые из соединения жира или масла со щелочами благодаря последнему элементу приобретают растворяющую способность, которой не должно, однако, слишком доверяться. В некоторых случаях употребление черного мыла может сделаться опасным; но если уже встретится необходимость пользоваться им, то следует сначала испробовать его на какой-нибудь наименее важной части картины.

Мыло, взбитое на чистой воде, куда добавлено немного обыкновенной поваренной соли, дает пену, которую можно употреблять для очистки сильно закопченных картин. Накладывая эту пену на те части, которые предстоит чистить, ее снимают пропитанной чистой водою губкой в то время, когда она начнет оседать и исчезать.

Обычный состав для чистки приготовляют, соединяя две части очищенного винного спирта с одной частью терпентинного масла; прочие масла: лавандовое, розмариновое, смешанные каждое порознь в той же пропорции со спиртом, дают те же результаты.

При чистке картин, еще не крытых лаком, можно пользоваться более нежным способом; здесь можно употреблять кислоту, растворенную в воде, муку, разведенную в известковой воде, водку или уксус.

Для очень маленьких холстов, некоторые пускают иногда в дело слюну, которая, однако, по причине заключающейся в ней фосфорной кислоты, может действовать на краски вредно.

Один из несчастнейших способов, допускающий употребление урины (мочи) и не пренебрегаемый некоторыми реставраторами, никогда не должен находить себе последователей.

Есть еще господа, пользующиеся хлористою ртутью, сулемой, это яд ужасный, однако, вредный, как для тех, кто прибегает к нему, так и для картины, по тем последствиям, которые может он повлечь своим прикосновением к ней».

П.Я. Агеев в своей статье «Возобновление масляных картин» приводит мнение профессора А. Эргардта.

А. Эргардт, по словам П.Я. Агеева, допускает для чистки картин только воду, мыло, льняное, маковое и ореховое масла, а также терпентин и спирт (отдельно или в смеси), как средства, имеющие научное обоснование.

Далее П.Я.Агеев, основываясь на трактате Паильо де Монтабера, говорит: «Для чистки картин советуют употреблять протертый щавель, кислые яблоки-ранет, лук, перец, поташ, золу, наконец, смесь жира с глиной и белилами, стертыми на ореховом масле. Этот последний состав надо будто бы прикладывать теплым на оборотную сторону картины». П.Я.Агеев, допуская сок лука и чеснока, не оправдывает других, указываемых Монтабером, средств.

Из приведенных выдержек явствует, что вопрос промывки и чистки картин давно волновал ученых и толкал их на поиски пригодных для этого веществ и способов их использования. Средств, как мы видим, рекомендуется не мало, но применять их все мы не можем уже по одному тому, что в данный момент они не все проверены лабораторно и на практике. Со своей стороны мы рекомендуем отнестись к ним критически и не проводить без соответствующей обстановки рискованных экспериментов, твердо помня, что ничто не может принести столько вреда картинам, сколько могут принести его реставраторы мало испытанными методами.

Среди указанных растворителей есть прочно вошедшие в нашу повседневную практику, они не противоречат требованиям технологии, но и их нужно применять умеючи, в каждом отдельном случае по-разному. В данное время у нас в СССР и за границей применяются многие из веществ, здесь указанных; способы их использования мы постараемся изложить ниже.

Промывку и расчистку картин следует подразделить на четыре, вида 1) промывка картин от поверхностных загрязнений; 2) промывка с частичным удалением лака; 3) снятие лака; 4) расчистка живописи от записей.

1) «Гризайль» — одноцветная (монохромная) живопись, при которой применяются черные, белые и коричневые краски. Общий колорит вещи, исполненной техникой «гризайль», обычно серый.

2) Лессировками называются прозрачные сквозные красочные покрытия, протирки.

3) Подробное описание приемов старых мастеров дано в труде Д.И.Киплика «Техника живописи», т. IV.

4) «Руководство к живописи масляными красками с прибавлением небольшого трактата реставрировании картин». 1898.

Если вы хотите , я дам вам несколько профессиональных советов о хранении и уходе за ними.

Картины на холсте , написанные маслом, требуют от своего хозяина не только хорошего вкуса, но и заботы, благодаря которой они смогут радовать глаз долгие годы.

Поговорим о правилах хранения картин.

Картины на холсте нередко удивляют своих владельцев тем, что перестают висеть ровно без видимой причины. Для того чтобы полотно оставалось на нужном месте, я советую закрепить проволоку или веревку в двух местах на подрамнике. Проволока все же предпочтительнее, она обеспечивает самую надежную фиксацию.

Также, стоит применять не одно крепления, а два. Если к картине маслом на холсте приклеить по краям изнанки полоски резины, то трение со стеной будет сильнее, благодаря чему, она не будет менять свое положение.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте , я расскажу вам пару хитростей, касающихся размещения полотен. С их помощью ваше новое приобретение будет смотреться гораздо красивее и эффектнее.

Так, верхнюю часть картины на холсте можно немного наклонить вперед. Также, не стоит забывать об освещении. Впечатление, производимое картиной, сильно зависит от того, как на нее падает свет.

Кроме того, размещая полотно на стене, постарайтесь сделать так, чтобы центр композиции находился на уровне глаз человека. Картины маслом на холсте нельзя помещать под стекло, иначе долго они не проживут.

Если вы решили купить картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.

Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.

Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.

Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.

Чистка картин на холсте

Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.

Специальная процедура чистки позволяет не только эффективно удалить осевшую пыль и грязь, но и, при этом, не испортить краски.

Прежде чем приступать к чистке, стоит убедиться, что чистящее средство безвредно, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.

Если все в порядке – тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.

Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы – прекращайте процедуру и промойте картину водой.

Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью. Если картина маслом на холсте имеет трещины – воду использовать нельзя.

А теперь пару слов о чистящих средствах.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, вам следует знать, что лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.

Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, как я писал выше.

Второе по популярности средство – обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте.



Рассказать друзьям