"Картины народной жизни и природы в повести Н. В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

найдите описание природы в повести. Какие литературные приемы делают их краше и таинственнее? Ночь перед рождеством

Ответы:

Гоголь написал повесть Ночь перед Рождеством,где описывается прекрасные пейзажи. Писатель то и дело что перескакивает с главных героев на описание природы. Ведь это так важно чтобы читатель знал, где происходит действие и в какое время, и создать настроение таинственности и загадочности. вот слова из повести: «… ночь - чудо! Светло, снег блещет при месяце. Все было видно, как днем. Не успел выйти за дверь - и вот, хоть глаз выколи! » «Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам» . «… и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие» . «Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади» . «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега» . Эти строчки делают природные явления загадочными:и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу.од плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади» . «месяц… заглядывал»Ведьма собирает звёзды в рукав; черт, обжигаясь, хватает месяц, перекидывает его «из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки»

Прочёл "Вечера близ Диканьки", они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужден-ная, без жеманства, без чопорности.
А местами такая поэзия! Какая чувственность!
А.С.Пушкин.

Цели: дать учащимся представление о страницах жизни Н.В.Гоголя, о неповторимом национальном колорите повести "Ночь перед Рождеством", развивать речь учащихся, воображение; воспитывать любовь к Родине, природе, уважение к национальным традициям, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование:

  • мультимедиаппаратура,
  • интерактивная доска,
  • видеофильм,
  • учебник литературы для 6 класса "Год после детства" и рабочая тетрадь под редакцией Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой,
  • СD-диск с оперой Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством".

Ход урока

I. Чтение эпиграфа.

Эту высокую оценку получил сборник повестей под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки" неведомого в Санкт-Петурбурге "пасичника Рудого Панько". Под этим именем скрывался молодой писатель Н.В.Гоголь. Сборник принёс начинающему писателю славу.

II. Компьютерная презентация о Н.В.Гоголе.

Детство писателя.

Годы учебы в гимназии.

Петербург.

Выход в свет "Вечеров:"

III. Беседа.

В 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. Первое апреля - день рождения писателя и день смеха. Может это не случайно. Гоголь любил посмеяться и над собой, и над окружающими, и над своими героями. Недаром на страницах его произведений мы встречаем яркие, веселые эпизоды.

Где родился писатель?

На Украине, которую в те времена еще называли Малороссией. Этот край воспел в своих повестях Н.В.Гоголь.

Выразительное чтение отрывка из повести "Сорочинская ярмарка" со слов "Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!" до слов "Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!"

Каждое слово пронизано любовью к Родине. Природа родного края и народные украинские легенды и предания, рассказанные долгими зимними вечерами бабушкой, вдохновили писателя на создание сборника повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Познакомимся с историей создания повести "Ночь перед Рождеством" (задание I.1 стр11 в рабочей тетради).

Как вы поняли выражение "порядочно обработать"?

Талантливый писатель, Гоголь сумел соединить народные предания и свою авторскую фантазию. "Картины народной жизни и родной природы в повести "Ночь перед Рождеством" - тема нашего урока.

IV. Анализ текста.

1. Проверка домашнего задания.

Вы прочитали повесть "Ночь перед Рождеством".

Понравилась вам повесть?

Какие эпизоды вам запомнились и почему?

Какой интонацией пронизано произведение? (В повести много веселых, ярких эпизодов).

Перечисли известные тебе обряды, поверья, связанные с Рождественской ночью (Задание I.2 страница 11 в рабочей тетради).

(Колядование, угощение ряженых кутьей, проделки нечистой силы (ведьмы, черта)).

2. Словарная работа.

Какие слова вы не сразу поняли? Давайте вместе выясним их значение и заполним кроссворд.

По горизонтали:

  1. Праздничный обряд накануне Рождества.
  2. Каша с изюмом, подаваемая накануне Рождества.
  3. Шапка с ушами.
  4. Вид женской обуви.

По вертикали:

  1. Клецки.
  2. Трубка.
  3. Парень.
  4. Девушка.

3. Чтение и анализ эпизодов.

Перечитайте вслух те эпизоды, в которых описывается колядование. Что значит "колядовать"? (В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Ряженые парубки и дивчины ходили по деревне и пели колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те угощали их кутьей. И чем обильнее было угощение, тем сытнее должен быть будущий год.)

А теперь послушайте фрагмент оперы Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством". Как вы думаете, сумел ли композитор передать национальный колорит праздника?

Вспомните, какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж?

Почему из всех желаний хуторян на Рождество сбылось самое трудное для исполнения желание Вакулы - достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны? Запиши ответ. Задание 4 стр.12 в рабочей тетради. (На протяжении всей повести Гоголь посрамляет гордыню, высокомерие, чревоугодие, а вознаграждает трудолюбие, веру, верность, целомудрие.)

Посмотрите фрагмент фильма о встрече Вакулы с запорожцами.

Сумел ли Гоголь придать героям какие-либо национальные черты?

Какова манера их речи?

Как автор относится к своим героям? (Фольклорные традиции проявляются и в портретах и в характерах героев. Высокие стройные фигуры парубков, одежда, разукрашенная красным и зеленым, вышивка на рубашке в духе народных традиций. Речь героев поэтична, в ней много образных выражений, у нее народно-песенный склад).

Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж становится средством выражения настроения автора, его состояния души.

Прочитайте вслух описание ночи перед Рождеством

Какой цвет в пейзаже доминирует? Какую обстановку создаёт этот цвет?

Какие изобразительно-выразительные средства использует Гоголь для описания ночи? (эпитеты, сравнения, олицетворения)

(Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника - Рождения Иисуса Христа. В сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) проходит праздничный обряд колядование. Но вместе с тем в эту ночь злые силы - черт, ведьма - ведут себя наиболее активно, смело, стараются выместить зло.)

V. Домашнее задание.

Выполните задание III.1 из рабочей тетради.

Задание II.4: Действие в повести разворачивается как в вертепе, народном театре. Подумай, какую сцену повести ты бы назвал самой театральной. Какую роль выбрал бы для себя?

Задание II.5: Мистическое, фантастическое в изображении Гоголя совсем не страшное, а скорее смешное. Понаблюдай над тем, как писатель изображает ведьму, черта.

VI. Подведение итогов урока.

Подводя итог урока, хочется вспомнить слова В.Г.Белинского: "Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их".

Рассмотрено: Рассмотрено: Рассмотрено:

директор школы завуч УЧ руководитель МО

_______________ ___________ ___________________
_________________ ___________ ________________

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Открытый урок литературы

Тема: «Картины народной жизни и природы в повести»

Учитель русского языка и литературы Коргун Л. П.

КГУ «Журавлевская средняя школа»

Тема: Картины народной жизни и природы в повести.

Теория литературы: Юмор в повести.

Цели: 1. Обобщить изученное о повести; календарные обряды и их роль в жизни народа; определение роли пейзажа в повести.

2. Развитие речи учащихся, умение выделять главное.

3. Воспитывать уважение и интерес к обычаям и традициям народов.

Тип урока: урок-обобщение.

План.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего здания.

3. Рождество. Календарные обряды.

4. Анализ текста повести.

5. Понятие о юморе и способах юмористического повествования.

6. Творчество учащихся. Рисунки к уроку.

7. Из истории праздника.

8. Итог урока.

9. Оценивание ответов.

10. Домашнее задание.

Вот настоящая веселость, искренняя,

Непринужденная, без жеманства, без чопорности… Все это так необыкновенно в нашей теперешней литературе,

что я доселе не образумился.

А. С. Пушкин.

О сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Оборудование: Сборники повестей, портрет писателя, рисунки учащихся, учебники, тетради.

Ход урока.

1. Организационный момент: Сегодня мы проводим открытый урок литературы, завершающий изучение творчества Николая Васильевича Гоголя и его повести «Ночь перед Рождеством». На уроке мы обобщим изученное по повести, поговорим о роли календарных обрядов в жизни народа, определим цели пейзажа, использованного автором в повести, а также об обычаях и традициях украинского и русского народа.

2. Проверка домашнего задания. Начнем наш урок с проверки домашнего задания, которое вы выполняли по группам. Каждая группа учащихся готовила рассказ об одном из героев повести.

Казак Корний Чуб

Чуб был вдов и довольно богат: 8 скирд хлеба стояло перед его хатою, две пары волов, козел, индейки; в сундуках у Чуба водилось много полотна, нарядной одежды; огород поражал своим изобилием: капуста, подсолнечник, мак, табак. Сам он был довольно ленив, всегда шел наперекор и не желал ни с кем соглашаться.

Дочка Чуба – красавица Оксана.

Оксане не было еще и семнадцати лет. Она была очень красива, но капризна, как и любая красавица, парубки гонялись за нею толпами, но теряли терпение и обращали свое внимание на других девушек. Один Вакула был упрям и не оставлял своих ухаживаний. Но Оксана любила только себя и мучила кузнеца. Она любила вертеться у зеркала и принаряжаться.

Вопрос: Какую героиню из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина напоминает Оксана, любующаяся перед зеркалом?

Мать кузнеца Вакулы – Солоха.

Солоха была матерью кузнеца Вакулы. Ей было не больше сорока лет, она была ни хороша, ни дурна собою. Умела причаровывать степенных казаков и так обходиться с ними, что и на ум не приходило, что у них есть соперники. Но приветливее всего Солоха была с Чубом, так как мечтала присоединить к своему хозяйству все, что имел Чуб. Поэтому он ссорила Вакулу с Чубом.

Вопрос: Соседки считали Солоху ведьмой. Так она ведьмой считалась или была на самом деле?

Пузатый Пацюк.

Пузатый Пацюк был когда-то запорожец. И вот уже 10-15 лет жил в Диканьке. Сначала жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру. Он был небольшого роста, но очень толстый. За это его и прозвали Пузатым. В Диканьке его считали знахарем: он мог лечить заговором, мог искусно ударить подавившегося по спине, не причинив ему никакого вреда. Но последнее время он почти не выходил из дома: может быть лень, а может и то, что в дверь с каждым годом ему становилось труднее пролезать.

Вопрос: Как называется литературный прием, используемый Гоголем при описании Пацюка? (гипербола)

3. Работа по теме урока.

Словарная работа:

Жеманство – поведение, лишенное простоты, естественности, манерность.

Чопорность – чрезмерная строгость, щепетильность в поведении, в соблюдении приличий.

Скоромная (пища) – мясо, молоко (животного происхождения), не соблюдающий поста.

Колядовать – петь песни, которые называются колядками.

Сарказм – язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку.

Как связан интерес Н. В. гоголя к народным поверьям, легендам и его сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

(В русском обществе растет интерес ко всему украинскому: народному творчеству, быту, образу жизни, поэтому его повести имели такой успех)

О каком празднике идет речь в повести? (О Рождестве)

А что это за праздник? (Рождество Христово – великий праздник христиан)

С древних времен народные праздники были связаны с хозяйственной деятельностью человека и приурочены к определенному времени года.

С 22 декабря – это самый короткий день в году начиналось нарастание силы солнца, световой день постепенно прибывает, увеличивается. Праздник «воскрешения» солнца назвали колядой и праздновали в конце декабря – начале января. Новый год во все времена и для всех народов означал обновление мира (в связи с обновлением, возрождением солнца):

Новый год пришел,

Старый угнал, себя показал,

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять.

В эти дни, когда солнце начинало свой годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека, естественно было задуматься о том, каким будет новый год, что он принесет и природе, и человеку. В предугадывании будущего, погоды, урожая, судьбы и т.п. проходила коляда или Святки (Рождественские вечера. Праздник продолжался от Рождества Христова (7 января по новому стилю) до Богоявления (19 января по новому стилю). Центральными магическими действиями, проводимыми в этот период, были колядование и гадание.

В народной среде праздник рождества Христова почитался как один из самых великих. С этим днем связано много обычаев и традиций. Одна из них – это молитва хозяина с его домочадцами после первой звезды. После молитвы старший в семье вносил в избу охапку сена и расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на него ставились необмолоченный сноп пшеницы или ржи и кутья – каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Сено и сноп всегда были неотъемлемой частью обряда. После вечерни начиналось колядование. Коляда – это древнее языческое название праздника.

А что такое язычество? (многобожие), бывшего примерно в это время года до принятия христианства. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь, парни, девушки, подростки собирались в группы, рядились в костюмы, маски, ходили по домам. У каждого двора «кликали» Коляду и Овсеня, мифических существ, которые должны были принести обильный урожай и счастье в дом. Под окнами дома или в избах они пели колядки, а хозяева в награду давали угощения и деньги. Если хозяева угощали щедро, то, по примете, в следующем году у них должен быть богатый урожай.

Пришла коляда Пришла коляда

Накануне Рождества, Накануне Рождества,

Сею, вею, посеваю, Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю! С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье Вы нас будете дарить,

Уродись, пшеничка, Мы вас будем хвалить.

Горох, чечевичка! А не будете дарить,

На поле – копнами, Мы вас будем корить!

На столе – пирогами! Коляда, коляда,

С Новым годом, Подавай пирога!

С новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка!

А какие забавы накануне Рождества описывает Гоголь в повести?

Итак, «Ночь перед Рождеством»

4. Работа с текстом.

Что представляет собой это описание? (пейзаж)

Пейзаж (фр. «местность») - это описание природы в литературе.

Какую роль он играет в дальнейшем развитии повести? (Это фон, на котором происходят события)

Ночь эта особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – Рождения Иисуса Христа, но вместе с тем в эту ночь злые силы – черт, ведьма – ведут себя более активно, смело, стараются выместить свое зло на добрых людях. Вот и появляются в эту ночь ведьма верхом на метле и «немец спереди, сзади губернский стряпчий в мундире» - на самом деле просто черт.

2. Зачем черт украл месяц с неба?

3. Почему он так зол на кузнеца?

4. Каким человеком был Вакула? (богобоязливым, верующим человеком)

5. Что вы можете сказать о любви Вакулы к Оксане? (Он готов на все: даже продать свою душу черту, совершить самоубийство, а это очень страшный грех)

6. Зачем Вакула пошел к Пузатому Пацюку?

7. Какие чудеса он увидел в его доме?

8. Почему так радуется черт, поняв, что кузнец хочет отдать ему свою душу? (Вакула – самый набожный человек в селе и черт потом сможет хвастаться перед всеми)

9. Как Вакула победил черта?

10. Почему Вакула оказался в Петербурге?

11. Каким он увидел город? (Боже мой! Стук, гром, блеск. Вакула поражен, изумлен)

12. Чьими глазами увиден дворец? (Глазами мастера: великолепные сени, лестница – жаль ногами топтать, перила – одного железа рублей на 50; картины, а особенно медная ручка и замок)

13. Выполнил ли Вакула желание Оксаны?

14. Как ведет себя Оксана в начале повести? А в конце?

15. Нужны ли ей черевички? (Нет, потому что она любит Вакулу)

5. Способы юмористического повествования.

А теперь перейдем к другим эпизодам повести.

1. Что произошло с ухажерами Солохи?

2. Как им удалось выбраться из мешков?

3. Почему Чуб и Голова, когда вылезли из мешков, стали говорить о погоде? (им досадно, что Солоха обманывала их, а они ни о чем не догадывались)

4. На чем строится эта смешная ситуация в повести? (на неожиданности, это юмор)

Юмор (анг. «нрав, настроение») – изображение героев в смешном виде. Юмор – это смех веселый, доброжелательный.

Какое настроение вызывает у вас чтение «Ночи перед Рождеством»? (Светлое, радостное, веселое)

Способом юмористического повествования много:

а) Неожиданность. Неожиданными могут быть мысли и поступки героев, развитие сюжета. Так черт захотел завладел завладеть душой Вакулы, а сам оказался под его властью.

б) Несоответствие. Слово «мужественно» не очень-то соответствует облику героев и вызывает улыбку, когда мы читаем: «Ткач и кум мужественно отстояли мешок»

в) Гипербола, то есть преувеличение. «Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру»

Какие еще смешные эпизоды встретились в повести?

Почему мы взяли эпиграфом урока слова А. Пушкина?

6. Творческая работа учащихся.

Рисунки к каким эпизодам повести вы нарисовали? Рассказы учащихся.

7. Из истории праздника.

Из древних времен до наших дней дошел обычай наряжать елку на Рождество. А обычай пришел из древней Германии. Древние германцы были язычниками. Они верили, что в ели живут добрые духи. Древние германцы наряжали елку в лесу, чтобы задобрить духов, чтобы они были благосклонны к ним.

А сколько прекрасных стихотворений написано о Рождестве.

(Учащиеся читают стихотворения С. Черного, Б. Пастернака)

Рождественское

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц вынырнул из тени,

Гладил лен его волос…

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша,

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой,

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя у бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

Саша Черный

Рождественская звезда

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было

младенцу в вертепе (пещера)

На склоне холма.

Его согревало дыхание вола

Домашние звери

Стояли в пещере.

Над яслями теплая дымка плыла.

Б. Пастернак

8. Итог урока.

Что запомнили из сегодняшнего урока?

Что для вас было новым?

9. Оценки за урок.

10. Домашнее задание: Написать эссе «Кузнец Вакула и добрый герой из сказки. В чем их сходство и различие?»

«Ночь перед Рождеством»

Тема урока: основная мысль повести «Ночь перед Рождеством»

Преображение человеческой души

Цели: 1)помочь учащимся проникнуть в мир на примере изучаемой повести; 2)формировать умение узнавать в тесте художественные изобразительные средства, давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст, формулировать основную мысль; 3) учить навыкам работы в группах; 4) создать позитивный настрой.

1.Волшебный мир природы в повести (художественные изобразительные средства в тексте: олицетворение, эпитеты, сравнения), чтение отрывков:

Описания природы и народных гуляний в селе;

2.Народные обычаи в повести Гоголя.

3.Викторина (по содержанию).

4. Защита проектов:

Описание внешности героя (портрет – художественное средство);

Черты характера;

5. Самостоятельная работа в группах:

Благодаря каким качествам характера и благодаря кому добивается своей цели главный герой?

6. Чтение эпилога:

Что происходит с Оксаной в церкви? (раскаивается)

Почему Вакула проспал службу? (расплата за общение с нечистой силой)

7. Итог урока. Формулирование основной мысли повести «Ночь перед Рождеством». Символическое значение образа Оксаны - жены Кузнеца.

8. Викторина «Угадай героя»

9. Рефлексия:

- «Как я оцениваю свою работу на уроке?»

10. Домашнее задание.

Оборудование: музыкальный фрагмент, портрет писателя, презентация урока.

Ход урока

1.Оргмомент. Мотивация учащихся к работе . Деление на группы.

Предлагаю Вам прослушать данные отрывки и определить, какой из отрывков принадлежит перу.

1) Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. А мороз такой, что воздух мерзнет - Инеем стоит; туманно, дымно. …А снег повалит - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: "Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!.." В самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая...На снежку, в лесу... приятно! … Морозная Россия, а... тепло!.. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь - резанет, ожжет морозом. А звезды!.. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках.

(«Рождество».)

2) Дело было о святках, накануне Васильева вечера. Погода разгулялась самая немилостивая. Жесточайшая поземная пурга, из тех, какими бывают славны зимы, загнала множество людей в одинокий постоялый двор, стоящий бобылем среди гладкой и необозримой степи. Тут очутились в одной куче дворяне, купцы и крестьяне, русские… Соблюдать чины и ранги на таком ночлеге было невозможно: куда ни повернись, везде теснота, одни сушатся, другие греются, третьи ищут хотя маленького местечка, где бы приютиться; по темной, низкой, переполненной народом избе стоит духота и густой пар от мокрого платья. Свободного места нигде не видно: на полатях, на печке, на лавках и даже на грязном земляном полу, - везде лежат люди. Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе.

(«Запечатленный ангел».)

3) Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

(«Ночь перед Рождеством».)

Почему Вы решили, что последний отрывок взят из произведения? (В третьем отрывке, в отличие от первых двух, присутствуют элементы фантастики, сказки (появляется ведьма)).

Найдите в тексте этот отрывок!

Какой прием помог – писателю сделать текст сказочным, волшебным. Найдите примеры использования этого приема в тексте (Олицетворение: «глянули звезды», «месяц величаво поднялся», «месяц заглядывал украдкою, как бы вызывая… девушек выбежать скорее на скрипучий снег»).

Как вы помните, повесть «Ночь перед Рождеством» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 2011 году у этой книги юбилей, ей исполняется 180 лет. В 1831 г. вышла первая книга “Вечеров”. С восторгом встретил появление сборника: “Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”

2.Объявление темы и задач урока.

Запись темы. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Слайды 1-2 (по щелчку)

Слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение повести «Ночь перед Рождеством». Тема нашего урока: «Основная мысль повести». Вы продолжите начатую работу в группах, расскажите о героях, которых выбрали для анализа, т. е. дадите ему характеристику. И, конечно же, мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы. Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь использовал устное народное творчество. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, обращался к родным и знакомым с просьбой собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы.

С первых строк писатель погружает нас в необыкновенную, волшебную атмосферу ночи. Для чего он это делает? (готовит нас к тому, что должно произойти чудо!)

Дело в том, что ночь не простая. В повести описан Сочельник - вечер накануне Рождества. Согласно Библии, Рождество знаменует появление на свет Иисуса Христа. С давних пор в народе считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. И Гоголь не случайно изображает именно в эту ночь появление ведьмы и черта на небе, кражу чертом месяца.

Слайд 3 (по щелчку)

Гоголь, хорошо знавший традиции своего народа, со всеми деталями описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие. В каждой семье накрывался праздничный стол, где всегда присутствовала кутья - знак богатого урожая, а также рыба, борщ, вареники, всевозможные пироги… и много всякого съестного".Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника.

Великий мастер слова, так ярко изобразил рождественские обычаи украинского народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть "Ночь перед Рождеством" позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни крестьянства.

Слайд 4 (по щелчку)

В повести "Ночь перед Рождеством" мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. (Дети читают отрывки.) "Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие". Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки "с колбасою в руках или куском пирога". Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины "в белых суконных свитках", и дворянки "в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами", и девчата, "у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов", а впереди всех - дворяне и простые мужики с усами и чубами, "в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка". И на лицах у всех - ощущение праздника.

3. Викторина

Давайте проверим, удалось ли вам оказаться наблюдательными читателями. Представители каждой команды выйдите к доске и снимите по три снежинки. На каждой звезде номер вопроса, на которой команде предстоит ответить. Итак, первая команда...

1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)

2) Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (матерью)

3)Кем по профессии был Вакула из повести «Ночь ….»?(кузнецом)

4) Назовите, что вызвало восхищение кузнеца Вакулы во дворце? (Парадная лестница, икона, ручка двери)

5) Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь…»? (Корний Чуб)

10)За чем отправился Вакула к царице? (узнать из чего сделаны черевички)

11)Песни, которые распевали в канун Рождества (колядки)

12)Что означает выражение «строить куры»? (ухаживать)

Вытащите еще по одной снежинке и угадайте героя.

1) Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана)

2) Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков. (Солоха)

3)Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. (Пацюк)

Вы узнали всех героев, которые встретились нам в этой повести. Давайте попробуем дать характеристику основным из них.

4. Защита проектов

Слайд 5 (по щелчку)

Характеристики героев. На прошлом уроке вы начали работу по составлению характеристики основных героев. Каждая группа должна была приготовить рассказ о своем герое, т. е. его охарактеризовать по следующему плану:

1.Вступление (роль героя в повести)

2.Описание внешности героя.

3.Черты характера героя (с доказательством)

4. Вывод.

Итак, слушаем выступление первой группы.

Слайд 6 (по щелчку)

Вакула

1.Вступление лавным героем повети «Ночь перед Рождеством является кузнец Вакула.

2.Описание внешности Гоголь описал его так «силач и детина хоть куда»

3.Черты характера и его поступки

1) Вакула был не только хорошим кузнецом, « В досужее время кузнец занимался милованием и слыл лучшим живописцем во все околотке…Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом» Он расписывал церковные стены.

2) Главной чертой характера Вакулы было трудолюбие. Если он хочет напомнить о себе, то вспоминает свои дела. Чтоб доказать свою любовь к Оксане, он говорит о сундуке «железо на оковку положил такое, которое не клал на сотникову таратайку…А как он будет расписан!...гореть будет как жар»

Вакула постоянно ищет себе дело. Например, когда он от Оксаны пришел домой, то глаза его искали, чтоб сделать: «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу!»

3) Вакула очень любит Оксану, готов ради нее на многое. Вакула произносит: «Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузнецы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану»

Он оседлал черта и отправился в Петербург, чтобы поглядеть, из чего сделаны черевички царевны. Он проявляет смелость: «Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего не мог видеть внизу…однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом»

4) Вакула умел ценить прекрасное. Попав во дворец, он восклицает: «Что за лестница! – шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения!.. Боже мой! Что за перила! Какая работа! Тут одного железа рублей на пятьдесят пошло! .. Что за картина! Что за чудная живопись! – рассуждал он, - вот, кажется, говорит! Кажется живая!.. А краски! Боже ты мой, какие краски!»

Описывая образ кузнеца Вакулы, Гоголь хотел показать нам, что честность, трудолюбие, вера всегда смогут победить зло, что человек, имеющий такие качества, будет счастливым.

Слайд 7 (по щелчку)

Солоха

1.Вступление.

Одним из героев повести Н. В.гоголя «Ночь перед Рождеством» является Солоха.

2.Описание внешности.

«Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков…»

3.Черты характера.

1) В повести Солоха показана отрицательным полумистическим персонажем. Она появляется неожиданно:

«Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу. И вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

2) Ведьма также, как и черт, может превращаться в кого угодно и делать невозможное для человека

«Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, оставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу»

«…кое-где начали поговаривать старухи…, что Солоха точно ведьма; что парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена ; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад.»

Солоха - ведьма. Она же мать главного героя повести Вакулы. В жизни она умела очаровывать самых степенных казаков. Она умела искусно обходиться с ними. «Ни одному из них и в ум не приходило. Что у него есть соперники».

4) Она была хорошей хозяйкой: «…как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой». «Солоха кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному». Но приветливее всего она была с казаком Чубом, потому что «В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами… В огороде кроме маку, капусты, подсолнечников засевалось еще каждый год две нивы табаку. Все это Солоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству. Заранее размышляя о том, какой оно примет порядок. Когда перейдет в ее руки…»

5) Мать Вакулы Солоха хочет стать женой Чуба, поэтому она делает все, чтобы «отвадить» Вакулу от Оксаны. Ради своей выгоды была готова навредить даже своему сыну: «она прибегала к обыкновенному средству сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом»

Благодаря своей находчивости (сметливости), она сумела своих кавалеров посадить в мешки: «Вот тебе на! Ай да Солоха! Посадить в мешок …то-то я гляжу у нее полная хата мешков… теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека, я думал, что она только мне одному… Вот тебе и Солоха!»

В образе Солохи показал людские пороки: жадность, обман, измену.

Чуб

1.Вступление. Корний Чуб – сельский богатей и отец главной героини, сельской красавицы Оксаны.

2.Описание внешности. Грузный, «тяжелый мужик».

3.Черты характера и поступки. «Старый Чуб ленив и не легок на подъем», издавна не в ладах с кузнецом. Он упрям, и любит действовать наперекор, поэтому решился идти к дьяку в непроглядной темноте: «Если б кум не сказал этого, то Чуб, верно бы решил остаться, но теперь его как будто что-то дергало идти наперекор. « Нет, кум, пойдем! Нельзя, нужно идти!» Сказавши это, он уже и досадовал на себя, что сказал. Ему было очень неприятно тащиться в такую ночь; но его утешало то, что он сам нарочно этого захотел и сделал такине так, как ему советовали».

Чуб оказался в глупом положении из-за своего упрямства и самоуверенности.

Слайд 8 (по щелчку)

Оксана

1.Вступление.

Оксана – героиня повести «Ночь перед Рождеством» Именно ее полюбил Вакула

2.Описание внешности «Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете. И по ту сторону Диканьки, и по эту Сторону Диканьки, только и речей было, что про нее… Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой…»

3.Черты характера и поступки.

1)Оксана была избалованна и капризна. «Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица». Она постоянно крутится перед зеркалом, не может налюбоваться собою: «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость я принесу тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!» «Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на ее устах, на свежих ланитах и осветилось в очах»

2) Оксана отправляет Вакулу за черевичками, которые носит сама царица, обещав за это выйти за него замуж.

Гоголь показывает нам девушку очень красивую лицом – но надменную, гордую, капризную – некрасивую душой. («Парубки гонялись за ней толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным…»)Красота ее никому не приносит радости, кузнец готов из-за жестокой красавицы пойти на сговор с нечистой силой, погубить душу.

Слайд 9 (по щелчку)

черт

1.Вступление.

в своей повести использует фольклор, народные поверья. Писатель рисует образ черта, который в религиозной традиции является злым духом.

2.Описание внешности.

«Вдруг с другой стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко… Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт…»

На кого больше похож черт: на человека или на жуткое потустороннее существо? (Автор сравнивает его с людьми: трубочистом, немцем, стряпчим, мужиком, достававшим «голыми руками огонь из люльки». Черт больше похож на человека, у него человеческие манеры, он заигрывает с ведьмой; у него даже есть карман, куда он прячет месяц. Поэтому он и не страшен. Но тем не менее, это все равно фантастический персонаж, об этом говорят и его действия: он летает по небу, крадет месяц.)

Итак, мы выяснили, что черт не ужасен. Но так ли он безобиден? (Нет, он учит «грехам добрых людей»).

3.Черты характера и его поступки.

1)Черт показан Гоголем смешным кривлякой и вором. «…между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огнь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше»

2) «Черту оставалась последняя ночь шататься по белу свету и выучивать грехам добрых людей». Он хотел выместить свою злобу на кузнеце, потому что тот изобразил на одной из своих картин, как черта бьют кнутами и изгоняют из ада.

«Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду»

4) Черт очень обрадовался, что может отомстить кузнецу. «Теперь - то попался кузнец!» - думал он про себя, теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей!» Он старался уговорить кузнеца, обхитрить.

5) Как и все сказочные герои, он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» или «Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким. Что без труда влез к нему в карман».

Нечистый дух мстителен, всегда готов совершить зло и неприметен.

Группа «Жители Диканьки»:

Назовите героев, о которых подробнее всего говорит автор. Как вы думаете, почему? Какие эмоции у вас они вызывают? (Дьяк, Чуб, кума, ткач, кумова жена. Они готовы попользоваться чужим добром, их описание отличается юмором, и поэтому «злоключения» вызвают только смех).

5. Чего хотят герои в начале повести?

Чего хочет каждый герой в начале повести?

Какое средство избирает для своей цели Вакула?

Благодаря каким качествам характера и благодаря кому добивается своей цели главный герой?(описание праздничного Петербурга, дворца и визита к царице)

6. Краткая характеристика героев.

(Самостоятельная работа учащихся)

Молодцы! Обратите внимание: у каждой группы на столах лежит карточки. Вы должны к указанному герою (а это будет не тот герой, которому вы давали характеристику) подобрать подходящие символы и записать душевные качества героев.

7. Викторина

Слайд 10 (по щелчку)

Пацюк – галушки, вареники. Обжорство, лень.

Оксана – зеркало, бусы, ленты. Гордость, самовлюбленность, эгоизм.

Вакула – икона, расписная хата, ручка в царском дворце. Мастерство, чистота души, любовь к прекрасному, верность в любви, вера в Бога.

Солоха - метла. Сметливость, изворотливость, жадность.

Черт – месяц. Хитрость, мстительность.

Царица – черевички. Приветливость, щедрость.

Зачитайте свои ответы.

Слайд 11 (по щелчку)

8. Итог урока. Чтение эпилога.

Что происходит с Оксаной в церкви?

Почему Вакула проспал?

Что происходит между Вакулой и Чубом?

В своей повести Гоголь рассказать о народных обычаях, о том, как праздновали Христово Рождество дворяне и простые люди. Действие происходит в небе и на земле. В небе летают черти и ведьмы, которые задумывают интриги во вред людям. На земле люди совершают ошибки и молятся в церкви. С юмором, но и с симпатией к своим героям Гоголь описывает их злоключения.

Что же дало власть силам зла ставить людей в смешное положение? (Слабости людей: накануне праздника нужно было поститься, а Чуб, голова, дьяк – пошли к Солохе за чаркой; кум, ткач и его сварливая жена проявили жадность, утащив чужие мешки; Вакула, несмотря на свою набожность, впал в такое уныние от равнодушия Оксаны, что даже решил обратиться за помощью к нечистой силе).

Какой же можно сделать вывод? Где творится прекрасное? Какие силы побеждают?

Слайд 12 (по щелчку)

Вывод. Запишем в тетради наш вывод.

Основная мысль повести «Ночь перед Рождеством».

Чудеса Рождественской ночи не в фантастических событиях, а в том, что происходит чудо преображение человеческой души.

Символическое значение образа Оксаны - жены Кузнеца.

Оксана – главная героиня, девушка, из-за которой развернулась интрига повести - становится способна на сострадание. Когда Вакула «пропал», Оксана стала сожалеть, что поступила с ним очень сурово. На праздничной Рождественской службе, где собрались все жители села, но на которой так не хватало кузнеца, «одна только Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только смущение; слезы дрожали на глазах».

Оксана раскаивается в своей жестокости, и, как будто взамен на это, ее сердце становится способным любить. Она с радостью встречает Вакулу после возвращения его из Петербурга. «Нет! Нет! Мне не нужно черевиков! – говорила она, махая руками и не сводя с него очей, - я и без черевиков… - Далее она не договорила и покраснела».

Гоголь показывает нам другую Оксану: изменившуюся - не гордую и недоступную, а любящую и смиренную. В конце повести мы видим ее у дверей расписанной новой хаты: «красивая женщина с дитятей на руках». Вспомним, как восхищался в Петербурге Вакула картиной Пречистой девы с младенцем, символом святой любви – и перед нами она словно оживает.

У черта же ничего не получилось. Единственное, о чем он думал: чтоб Вакула отпустил его и не окрестил крестным знамением. «И так, вместо того чтобы провести, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен».

В образе Чуба показал не только человеческие недостатки: лень, упрямство, желание своей выгоды, но и способность к примирению.

Чуб и Вакула примиряются; обман Солохи открывается, поэтому все ее планы рушатся: добро торжествует, оно побеждает зло, которое наказано: «Вакула выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами (жизнерадостное сочетание!). Это, однако ж, не все: на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо…».

9. Рефлексия.

Составьте сами себе пожелания к изучению следующего произведения.

10. Домашняя работа.

Мини-сочинение на тему: «Чему нас учит повесть «Ночь перед Рождеством»?»

Примечание.

Урок можно проводить в группах , каждая из которых отвечает и готовится по двум героям:

- Чуб, Оксана

-Солоха, царица

-Вакула, черт

Часть №3 (викторина) также проводится в трех группах, каждая из которых тянет по три вопроса.

Часть №4 (домашние заготовки) защита проектов в группе, по своим персонажам, ответы дополняются участниками группы.

Часть №7 (викторина) соревнуются капитаны при поддержке группы.

Если остается время, можно завершить урок придумыванием трудных вопросов по содержанию:

-для чего отправился кузнец в Петербург? (Узнать, из чего сделаны черевички)

-благодаря кому он попал к царице? (запорожцы привели)

-что вызвало восторг Вакулы во дворце? (изображение Мадонны с младенцем)

- и т. п.

Сколько группа придумала вопросов, столько добавлять баллов, а если никто не ответил правильно – 3 балла за вопрос.

Баллы, набранные каждой группой, подсчитываются, победителям – новогодние игрушки. Увлекательно и весело!



Рассказать друзьям