Композиция и художественное своеобразие романа евгений онегин. Художественное своеобразие романа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Жанровое своеобразие романа А.С. Пушкина. Пушкин с особым вниманием подходил к вопросу определения жан­ра своего произведения. Поэт охарактеризовал жанр «Евгения Онегина» как «роман в стихах», что говорило о том, какая «дьявольская разница» существовала для него между поэтическим и прозаическим изображени­ем одной и той же действительности, даже при сохранении той же тема­тики и проблематики. С одной стороны, роман «Евгений Онегин» явля­ется «собраньем пестрых глав», с другой - целостным произведением, в котором, благодаря жанровому синтезу предметов изображения, Пуш­кину удается соединить то, что характерно для эпоса, и то, что свой­ственно лирическим произведениям. Своему роману Пушкин придает черты, свойственные эпическому жанру: большой объем (восемь глав), две сюжетные линии, сосредоточенность повествования на судьбе час­тной личности в процессе ее становления и развития. Также с эпосом жанр произведения связывает изображение жизни, объективной дей­ствительности, быта, предметов, которые окружают человека, с помо­щью которых автор создает поргрет героя, его образ.

Вторым предметом изображения, с которым связано лирическое начало, автор делает внутренний мир лирического героя. Он явля­ется рефлексирующим героем, гак как делает происходящие в романе события предметом своего осмысления. Образ лирического героя диет Пушкину возможность ввести еще одну жизненную позицию, отличную от позиций других героев, раскрыть новые аспекты про­блематики, обсудить с читателем проблемы, которые нельзя было просто поставить в сюжете. Но в то же время многообразие функ­ций образа лирического героя делает его изображение противоречи­вым. С одной стороны, лирический герой, или Автор, - это творец художественного мира:

Я думал уж о форме плана

И как героя назову;

Покамест моего романа

Я кончил первую главу.

С другой стороны, лирический герой выступает в роли друга героя, является участником происходящих событий: «Онегин, добрый мой приятель». Такая неопределенная позиция, занимаемая лирическим ге­роем, является программным противоречием в романе. Но Пушкин, замечая его наличие, писал: «Противоречий очень много, но их испра­вить не хочу».

Являясь своеобразным хроникером жизни героев (поскольку пись­мо Татьяны и стихи Ленского оказываются у него), он также не забыва­ет о том, что он их друг и вправе давать оценки поступкам:

Но не теперь. Хоть я сердечно

Люблю героя моего,

Хоть возвращусь к нему, конечно,

Но мне теперь не до него.

Благодаря образу повествователя возможен легкий переход от темы к теме. Именно с помощью такой свободной манеры повествования Пушкину удается передать «даль свободного романа», которую он «сквозь магический кристалл еще не ясно различал», в которой ему впер­вые явились «юная Татьяна и с ней Онегин в смутном сне».

Лирический герой может обсуждать с читателем литературные воп­росы, вопросы философского характера, переход от его романтических взглядов к реалистическим. Все это происходит благодаря созданной им иллюзии диалога с читателем. Именно в иллюзии дружеской беседы зак­лючается легкость повествования. Пушкин делает из своего читателя человека, принадлежащего к его близкому кругу друзей. Он предостав­ляет читателю возможность почувствовать себя в дружеской обстанов­ке, понять, что Пушкин относится к нему как к старому другу. И по представлению поэта, читатель должен знать, каким бывает «Дельвиг пьяный на пиру», а, следовательно, являться поистине близким другом Пушкина. Именно с таким читателем, в котором Пушкин видел своего друга, он мог «заболтаться донельзя».

Одной из задач, которую ставил перед собой поэт, создавая образ ли­рического героя как повествователя, было введение лирических отступ­лений. С их помощью поэт показывает эволюцию взглядов повествова­теля от романтизма к реализму:

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор…

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака…

Мой идеал теперь - хозяйка,

Мои желания - покой,

Да щей горшок, да сам большой.

Также важнейшими функциями лирических отступлений является введение пейзажа:

Но вот уж лунного луча Сиянье гаснет.

Там долина Сквозь пар яснеет.

Там поток Засеребрился…,

создание образа среды, формирующей внутренний мир героев, что очень важно для Пушкина-реалиста (среда дворянской молодежи).

Пушкин оставляет финал произведения открытым, в чем сказыва­ется новое, реалистическое качество романа в стихах, как и то, что он относится к жанру, соединяющему два художественных мира - пушкин­ской поэзии и пушкинской прозы. Именно такая удивительная способ­ность Пушкина с помощью открытого финала создать свое произведе­ние «как целостный, замкнутый в себе художественный организм» (Ю.М. Лотман), подвигла Гоголя сказать о творчестве поэта следующее: «Слов немного, но они так точны, что объясняют все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

Роман «Евгений Онегин» представляет собой жанр, не имеющий аналогов в мировой литературе, — роман в стихах. Жанровое определение своему произведению Пушкин дал в письме Вяземскому в 1823 году: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница! Вроде Дон Жуана». Роман в стихах является редкой литературной формой, в которой сочетаются романный сюжет, что составляет особенность эпического рода литературы, и его изложение стихотворной речью. Такая жанрово-стилевая организация литературного произведения близка большой поэме, не случайно Пушкин сравнивает свою рукопись с поэмой Байрона «Дон Жуан» (1818-1823). На замысел «Евгения Онегина» повлияла и другая поэма Байрона — «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812-1818). В поэмах Байрона Пушкина привлекли типы героев, а также проблематика и крупная форма. Тем не менее, в отличие от произведений Байрона и других европейских поэм, «Евгений Онегин» является романом.

Поэма — это произведение с повествовательным сюжетом, излагаемым на фоне лирических переживаний, которые в тексте представлены в виде пространных лирических отступлений, песен и других вставных элементов. Поэма, как правило, имеет стихотворную форму. Жанр поэмы менялся на протяжении развития литературы: выделяют эпические античные поэмы, средневековые поэмы, поэмы эпохи Возрождения. Расцвета жанр поэмы достиг в начале XIX века в эпоху романтизма. В поэмах того периода преобладала социально-философская и нравственно-философская проблематика. В «Евгении Онегине» присутствуют очевидные черты поэмы, поэтому современники поэта часто называли произведение поэмой. Во-первых, произведение изобилует авторскими отступлениями, которые в некоторых случаях носят лирический характер. Во-вторых, в роман включены фрагменты других жанров, таких как эпистолярный, элегический и фольклорный. В тексте романа приведены два письма, в главе третьей Татьяна Ларина пишет письмо Онегину, открывая ему своё чувство. В главе восьмой сюжетная ситуация повторяется, но теперь уже Онегин, терзаемый любовью, признаётся в ней Татьяне, величавой светской даме, княгине, но для Онегина — прежней уездной барышне, некогда полюбившей его. Перед дуэлью Онегина и Ленского Пушкин помещает в текст романа элегию Ленского, в которой передаются чувства молодого поэта в последнюю ночь его жизни и которая призвана выразить высшую степень мечтательного романтизма, к тому времени уже сходящего с литературной сцены. И наконец, в главе третьей описание смятенных чувств юной Татьяны, убегающей от встречи с Онегиным, прервано задорной песней девушек-крестьянок, собирающих в саду ягоды.

Однако эти жанровые отступления тесно связаны с сюжетом, они составляют, как и остальные элементы сюжета, его неотъемлемую часть и не могут рассматриваться в качестве вставных произведений, как это происходит в поэме. Что касается авторских отступлений, они также не оторваны от сюжета, нет ни одного текстового эпизода, в котором автор пишет о чём-нибудь совершенно отвлечённом, не связанном с основным повествованием, будь то характеристика героя, времени, литературы, истории и даже состояние дорог. Сюжет и отступления образуют единое повествовательное пространство, в котором изображена картина России того времени.

Неизбежно возникает вопрос: почему Пушкин предпочёл стихотворную форму романа? Объяснения, что Пушкин был прежде всего поэтом, недостаточно. Пушкин собрал малые и средние формы русской поэзии и объединил их для широкого изображения российской действительности. Но литературный язык прозы ещё находился в стадии формирования, и его дальнейшему развитию в 1830-х годах способствовали Пушкин, Гоголь и Лермонтов.

Своеобразие сюжета и композиции романа "Евгений Онегин"

Сюжетной основой произведения является изображение российской жизни и природы. Изображение жизни российского общества сосредоточено на дворянском быте, нравах и культуре Петербурга, Москвы и провинции. Описание петербургской жизни занимает главы первую и восьмую; Москва показана во второй части главы седьмой; основная часть романа посвящена русской деревне. Именно в главах второй — седьмой читатель погружается в поместную, помещичью жизнь, наблюдает эпизоды крестьянского труда и быта, ощущает себя окружённым красотой русской природы — в романе каждое событие сопровождается её описаниями. В примечаниях к своему произведению Пушкин написал, что в романе «время расчислено по календарю», указав этим замечанием на слитность в нём времени литературного (то есть времени внутри произведения) и реального, исторического. Это является ведущим принципом построения сюжета романа: всё происходящее в нём не просто связано друг с другом, но и происходит так, как в самой действительности.

В романе две основные сюжетные линии: линия отношений «Онегин — Ленский» (тема дружбы) и линия отношений «Онегин — Татьяна» (тема любви). Дополнительными к линии любви являются отношения Ленского и Ольги, но их не следует считать самостоятельной сюжетной линией, поскольку они служат для более глубокого изображения темы любви в романе. Обе основные сюжетные линии распределены в романе неравномерно. Завязка линии «Онегин — Ленский» происходит в главе второй, и она сразу же показана как конфликтная:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Конфликт намечается после визита друзей к Лариным. Кульминация конфликта приходится на конец главы пятой, когда происходит ссора героев. Дуэль Онегина и Ленского и гибель последнего означают развязку конфликта.

Завязка основного конфликта Онегина и Татьяны описана в сцене знакомства героев в начале главы третьей. Сама встреча не показана в тексте, зато изображены впечатления героев после неё: непосредственная реакция Онегина приводится во время поездки Онегина и Ленского домой, а в следующих затем строфах показаны переживания Татьяны и расцвет её чувства. В романе две идентичные любовные ситуации, обе состоят из четырёх компонентов: встреча, влюбленность, письмо и устный ответ-отповедь; герои в них меняются местами: в главах третьей и четвёртой изображена любовь Татьяны, в главе восьмой — Онегина. Очевидно, что Пушкин дописывал в 1831 году письмо Онегина к Татьяне, чтобы сделать эти ситуации идентичными и создать эффект «зеркальности» между ними: они отражаются друг в друге, как в зеркале, погружая читателя в бесконечное созерцание тайны любви. Композиция любовной линии Онегина и Татьяны получила название зеркальной. Можно отметить две особенности этой линии: с одной стороны, она развивается от встречи до расставания героев, словно зеркало, стоящее между ними, эти события разделяет и глава пятая, в которой описаны сон Татьяны и сцена её именин. С другой — любовь Татьяны, описанная в начале, в конце словно «отражается» в любви Онегина.

Первые две главы романа являются экспозиционными для сюжетной линии любви, написаны они по принципу стилевой антитезы: в главе первой показано рождение Онегина, его воспитание и образование, время, проведённое в светском обществе, — формирование характера героя. Глава вторая посвящена описанию деревенской провинции, много внимания Пушкин уделяет характеристике Ленского, приехавшего из Германии после обучения в Геттингенском университете, но центральное место в главе отдано знакомству читателей с Татьяной.

Помимо композиции сюжета отмечаются следующие композиционные элементы романа: глава, являющаяся основной композиционной единицей произведения, строфа — минимальная повествовательная единица (при этом необходимо учитывать незаконченные и пропущенные строфы, которые тем не менее помечены номерами); посвящение; эпиграфы к роману и к каждой главе, чередования сюжетного повествования и авторских отступлений. Каждый из названных элементов является не случайной особенностью композиции, любой из них выполняет идейно-смысловую роль. Например, эпиграф ко всему роману представляет собой отрывок из частного письма, написанного на французском языке. Источник этого эпиграфа не установлен, автор словно мистифицирует читателя: зачем же нужен этот эпиграф? Присмотревшись к его содержанию, мы понимаем, что речь в нём идёт о странностях современного героя. Так намечается проблематика романа:

«Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и дурных поступках, — следствие чувства превосходства, быть может мнимого. Из частного письма (франц.)».

Онегинская строфа, кроме остальных достоинств, помогает, к примеру, достигать выразительности повествования или плавно осуществлять переход от сюжетной части к отступлениям и обратно.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Перед вами сочинение по роману «Евгений Онегин», в котором мы рассматриваем художественные особенности романа. Это всегда сложнее, нежели рассуждать над событиями или образами в романе.

Художественные особенности романа «Евгений Онегин».

Пушкин начал писать роман во время первой ссылки в Одессу, а закончил перед женитьбой, во время Болдинской осени. Затем автор дописывал главы из «Путешествия Онегина». Таким образом, можно сказать что этот роман сопровождал поэта всю жизнь. Сам он называет роман плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» . За это время общественно- политические и художественные взгляды Пушкина значительно изменились, и это отразилось в художественных особенностях романа.

В письме к П. Вяземскому Пушкин отмечал: «Я пишу не роман, а роман в стихах. Дьявольская разница»! Главной художественной особенностью романа «Евгений Онегин» приходится признать не то, что это едва ли не первый истинно «русский» роман, а то, что он написан стихотворной строфой, специально изобретенной Пушкиным для данного произведения и называющейся теперь «онегинской». По количеству строк (14) и наличию четверостиший (3 четверостишия и заключительное двустишие) она напоминает сонет в той его форме, которую использовал Шекспир. Пушкин пишет строфы своим излюбленным размером — четырехстопным ямбом, но при этом использует особую систему рифмовки для каждого четверостишия.

Пушкин казался новатором не только в стихосложении, но и в разработке композиции и сюжета романа. Здесь мы впервые в русской литературе встречаемся с «зеркальной композицией» (первоначальная ситуация отражается во второй части романа как в зеркале: Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему письмо, получает отповедь, и наоборот, Онегин влюбляется в Татьяну, пишет ей письмо, получает отповедь).

В романе четко выделяются две сюжетные линии (Онегин — Татьяна, Ленский – Ольга), объединенные фигурой главного героя. Первая сюжетная линия проходит через весь роман, вторая обрывается со смертью Ленского.

Следует особо сказать о творческом методе автора. Пушкин начинал писать роман как типичное романтическое произведение. Он сам подсмеивался над юным поэтом и писал: «В ту пору мне казались нужны пустыни волн, края жемчужны…» Но с годами он все более тяготеет к реализму и роман вместе с автором превращается в реалистический, показывающей быт, нравы, уклад жизни в России первой четверти XIX века. Причем, Пушкин, стремясь сделать рассказ о русской жизни более подробным и реалистичным, показывает нам несколько слоев дворянства (поместное московское, столичное), говорит немного о жизни крестьян и даже рисует картины «неугомонного Петербурга», то есть жизнь городских слоев населения. При этом он создает и «типические» характеры, то есть изображает героев, чья жизнь и судьба отражает наиболее характерные черты русской жизни.

С реализмом изображения русской жизни связана и такая черта, как народность романа, то есть изображение жизни русского общества и исканий передовой дворянской интеллигенции в интересах народа, с народной точки зрения.

Народность романа проявляется и в том, с какой любовью поэт изображает картины русской природы. Пушкин в османе закладывает основы использования приема психологического пейзажа, так как смена времен года и картины русской природы целиком связаны с изображением душевного состояния главной героини – Татьяны Лариной.

Эпическая форма романа давала автору возможность не только рассказать об истории жизни своих героев, но и высказать свою точку зрения на изображаемые события. Лирические отступления, интереснейшая композиционная находка поэта, дают нам представление о вкусах и взглядах автора, а значит отражают культурные интересы русского общества первой половины XIX века. А.С. Пушкин выражает свое мнение о театре, балете, книгах, одежде, моде, еде, литературных спорах, русском языке и многих других вещах.

Безусловно, одной из важнейших художественных особенностей романа является язык. Языковые особенности и фигуры поэтической речи, используемые автором, делают текст ярко индивидуальным и неповторимым. Например строки о балерине, которая «летит, как пух из уст Эола» или описание разговора помещиков во время именин Татьяны невозможно спутать ни с каким другим произведением.

Художественные особенности романа «Евгений Онегин» свидетельствуют о гениальности его автора, ставят это произведение в ряд шедевров мировой литературы.

Художественные особенности романа. Своеобразие его жанра.

Когда Пушкин задумал писать роман «Евгений Онегин», у него была напечатана только первая из романтических поэм - «Кавказский пленник», Над другой поэмой - «Бахчисарайский фонтан» - он ещё не работал и к «Цыганам» не приступал. И всё же «Евгений Онегин» уже с первой главы представлял собой произведение нового типа творчества - не романтического, а реалистического.

В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешёл от романтизма к реализму.

Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в 20-х годах ни в России, ни на Западе реализм ещё не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», Пушкин раньше всех - и в России, и на Западе - дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.

Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его в многообразных связях с обычной окружающей его жизнью и русской действительностью той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ.

Всё это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения.

1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона.

В романе, как мы уже раньше указывали, даётся широчайшая картина жизни России того времени, её разнообразных связей с Западной Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи.

Действие романа развёртывается и в столичных центрах - Петербурге и Москве, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.

2. Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие лирические, вставки (их около 50).

3. Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в едином реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатого материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринуждённой беседы с читателем, представителем той же среды, с которой связаны своим происхождением и своей жизнью автор и его герои.

Но большой роман, который задумал Пушкин, должен иметь чёткую структуру, должен быть отчётливо расчленён на части. И Пушкин делит роман на главы (а в черновике - ещё и на части, с заглавием для каждой главы). Глава, заканчиваясь каким-либо авторским рассуждением, в свою очередь делится на строфы. Эта строфа должна была обладать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой главе, но и с каждой новой строфой, даже с каждой её частью свободно переходить от одной мысли к другой, не превращая роман в груду не связанных между собой отрывков. Пушкин блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа.

Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые делятся на три четверостишия и заключительное двустишие с разными способами рифмовки: первое четверостишие имеет перекрёстные рифмы, второе - смежные, третье - опоясывающие или обхват-ные, заключительное двустишие - смежные.

Каждая строфа обычно начинается освещением какой-либо новой темы, авторские же замечания, лирические вставки заключают её.

Онегинская строфа отличается необыкновенной гибкостью, живостью и лёгкостью. Речь поэта льётся плавно, непринуждённо.

Пушкин написал роман четырёхстопным ямбом, придав ему различные интонации в зависимости от содержания строф. Так, "например, различны интонации строф, дающих два варианта возможной судьбы Ленского, если бы он не был убит. XXXVII строфа шестой главы, начинающаяся словами: «Быть может, он для блага мира...», выдержана в ораторско-торжественной интонации, а следующая - «А может быть и то...» - звучит уже совсем по-иному: житейски просто, почти прозаично.

Выдерживая в основном разговорный тон, Пушкин необычайно его разнообразит: то мы слышим лёгкую, порхающую беседу поэта со своими знакомыми, то шутку, то жалобы, грустные признания, задумчивый вопрос и т. д.

Обновлено: 2011-05-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Особенности романа А.С. Пушкина Евгений Онегин»
Композиция «Евгения Онегина».

По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина»

В романе две сюжетные линии :

Первая сюжетная линия - Онегин - Татьяна:

Знакомство - вечер у Лариных:

Пора пришла, она влюбилась...

Разговор с няней, письмо к Онегину.

Через два дня объяснение в саду.

Сон Татьяны. Именины.

Татьяна приходит в дом Онегина.

Отъезд в Москву.

Встреча на балу в Петербурге через два года.

Вечер у Татьяны.

Сомненья нет увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблён...

Письмо к Татьяне. Объяснение.

Вторая сюжетная линия - Онегин -Ленский:

Знакомство в деревне:

Сперва взаимной разногой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Разговор после вечера у Лариных:

Неужто ты влюблен в меньшую?

- А что?

- Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Именины Татьяны:

Онегин

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ленский:

Две пули - больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его.

Композиция сюжета:

Глава первая - развернутая экспозиция

Глава вторая - завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).

Глава третья - завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).

Глава шестая - дуэль (кульминация и развязка II линии).

Глава восьмая - развязка I линии.

Открытость романа - важная композиционная особенность. Необычность развязки - отсутствие определенности - два пути Ленского:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел...

Развязка I линии:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда.

Основной принцип организации романа - это симметрия (зеркальность) и параллелизм :

1. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча - письмо - объяснение.

При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором - с Онегиным. «Сегодня очередь моя,»- говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина.

Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:

- Но я не создан для блаженства,

Ему чужда душа моя.

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе не достоин я...

- Пред вами в муках замирать

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

А Татьяна остается верна себе:

Я вас люблю (к чему лукавить?)...

Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реакция адресата - два объяснения.

Петербург играет обрамляющую роль (появляется в первой и восьмой главах).

Ось симметрии - сон Татьяны (Глава пятая).

Можно говорить об антитезе частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:

Глава первая - Петербург - жизнь Онегина. Глава вторая - деревня - жизнь Татьяны

Основная композиционная единица романа - глава.

Каждая новая глава - новый этап в развитии сюжета.

Строфа - более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.

Композиционная роль лирических отступлений.

1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа (отступление о времени - посещение Ленским кладбища, о прошедшей юности - убийство Ленского). Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных.

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума...

- Есть отступления, которые не имеют прямой связи с сюжетом.

2. Разный размер лирических отступлений:

От одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру»)

До нескольких строф

3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу. Начало главы восьмой:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал...

Конец главы первой:

Иди же к невским берегам,

Новорожденное творенье,

И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань!

4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Особенно много лирических отступлений в первой главе.

5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:

Перед объяснением с Онегиным.

Перед сном Татьяны.

Перед дуэлью.

Все это значило, друзья:

С приятелем стреляюсь я.


Композиционная роль пейзажа.

Во-первых, показывает ход времени в романе, во-вторых, характеризует духовный мир героев: часто сопутствует образу Татьяны.

Роль вставных элементов.

1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.

2. Сон Татьяны - ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.

3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Даны перед поворотными моментами в ее судьбе:

Песня девушек - перед объяснением с Онегиным;

Сон - перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.

Композиционная роль художественного времени, внутреннего времени романа.

Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».

стрелой взлетел по мраморным ступеням.

В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода.

Композиционная роль предметно-бытовой детали:

новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа. Путь матери Татьяны.

Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно - поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.


Система художественных образов

Драматические судьбы - отражение судеб лучших людей пушкинского времени.

Незримо присутствует всегда и везде

Принимает участие в судьбе героев

Делится с читателем своими мыслями и чувствами

Рассуждает о нравах и морали общества.



Рассказать друзьям