Композитор гуно биография. Последние годы жизни Шарля Гуно

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

» - занимает одно из самых почетных мест среди композиторов XIX в. Он вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, получившего впоследствии название «лирическая опера». В каком бы жанре ни работал композитор, он всегда отдавал предпочтение мелодическому развитию. Он считал, что мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли. Влияние Гуно сказалось на творчестве композиторов Ж. Бизе и Ж. Массне.

В музыке Гуно неизменно покоряет лиризм, в оперном творчестве музыкант выступает как мастер музыкального портрета и чуткий художник, передающий правдивость жизненных ситуаций. В его манере изложения искренность и простота всегда соседствуют с высочайшим композиторским мастерством. Именно за эти качества ценил музыку французского композитора П. Чайковский, даже дирижировавший в 1892 г. оперой «Фауст» в Театре Прянишникова. По его словам, Гуно - «один из немногих, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства».

Гуно больше известен как оперный композитор, ему принадлежат 12 опер, кроме этого им созданы хоровые сочинения (оратории, мессы, кантаты), 2 симфонии, инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, более 140 романсов и песен, дуэты, музыка для театра.

Гуно родился в семье художника. Уже в детстве проявились его способности к рисованию и музыке. После смерти отца образованием сына (в т. ч. музыкальным) занималась мать. Теорию музыки Гуно изучал у А. Рейхи. Первое впечатление от оперного театра, в котором шла опера Дж. Россини «Отелло», определило выбор будущей карьеры. Однако мать, узнав о решении сына и реально представляя трудности на пути артиста, допыталась воспротивиться.

Директор лицея, в котором учился Гуно, обещал ей помочь предостеречь сына от этого опрометчивого шага. В перерыве между занятиями он вызвал Гуно и дал ему лист бумаги с латинским текстом. Это был текст романса из оперы Э. Мегюля. Разумеется, Гуно этого сочинения еще не знал. «К следующей перемене романс был написан...» - вспоминал музыкант. - «Едва я пропел половину первой строфы, как лицо моего судьи прояснилось. Когда я кончил, директор сказал: „Ну, теперь пойдем к фортепиано“. Я торжествовал! Теперь я буду во всеоружии. Я снова проиграл свое сочинение, и побежденный г. Пуарсон, в слезах, схватив меня за голову, расцеловал и сказал: „Дитя мое, будь музыкантом!“» Учителями Гуно в Парижской консерватории были крупные музыканты Ф. Галеви, Ж. Лесюэр и Ф. Паэр. Только после третьей попытки в 1839 г. Гуно стал обладателем Большой Римской премии за кантату «Фернан».

Ранний период творчества отмечен преобладанием духовных сочинений. В 1843-48 гг. Гуно был органистом и регентом церкви Иностранных миссий в Париже. Он даже намеревался принять духовный сан, но в конце 40-х гг. после долгих колебаний возвращается к искусству. С этого времени ведущим в творчестве Гуно становится оперный жанр.

Первая опера «Сафо» (либр. Э. Ожье) была поставлена в Париже в Grand Opera 16 августа 1851 г. Главная партия была написана специально для Полины Виардо. Однако опера не удержалась в театральном репертуаре и после седьмого представления была снята. Г. Берлиоз дал в печати уничтожающий отзыв на это произведение.

В последующие годы Гуно пишет оперы «Кровавая монахиня» (1854), «Лекарь поневоле» (1858), «Фауст» (1859). В «Фаусте» И. В. Гете внимание Гуно привлек сюжет из первой части драмы.

В первой редакции опера, предназначавшаяся для постановки в парижском Theatre Lyrique, имела разговорные речитативы и диалоги. Лишь к 1869 г. для постановки в Grand Opera они были положены на музыку, был также вставлен балет «Вальпургиева ночь». Несмотря на грандиозный успех оперы в последующие годы, критики не раз ставили в упрек композитору сужение рамок литературно-поэтического первоисточника, акцент на лирическом эпизоде из жизни Фауста и Маргариты.

После Фауста появились «Филемон и Бавкида» (1860), сюжет которой заимствован из «Метаморфоз» Овидия; «Царица Савская» (1862) по арабской сказке Ж. де-Нерваля; «Мирейль» (1864) и не принесшая успеха композитору комическая опера «Голубка» (1860). Интересно, что Гуно скептически относился к своим творениям.

Второй вершиной оперного творчества Гуно стала опера «Ромео и Джульетта » (1867) (по В. Шекспиру). Композитор работал над ней с большим увлечением. «Я ясно вижу перед собою их обоих: я слышу их; но достаточно ли хорошо я увидел? Так ли, верно ли я услышал обоих влюбленных?» - писал композитор своей жене. «Ромео и Джульетта» была поставлена в 1867 г. в год Всемирной выставки в Париже на сцене Theatre Lyrique. Примечательно, что в России (в Москве) она была исполнена через 3 года артистами итальянской труппы, партию Джульетты пела Дезире Арто.

Написанные после «Ромео и Джульетты» оперы «Пятое марта», «Полиевкт», «Дань Заморы» (1881) не имели большого успеха. Последние годы жизни композитора вновь были отмечены клерикальными настроениями. Он обращается к жанрам хоровой музыки - создает грандиозное полотно «Искупление» (1882) и ораторию «Смерть и жизнь» (1886), в композицию которой, как составная часть, вошел Реквием.

В наследии Гуно есть 2 работы, которые как бы расширяют наше представление о таланте композитора и свидетельствуют о его незаурядных литературных способностях. Одна из них посвящена опере В. А. Моцарта «Дон-Жуан», другая представляет собой мемуары «Воспоминания артиста», в которых открылись новые грани характера и личности Гуно.

Л. Кожевникова

С именем Гуно связан значительный период французской музыки. Не оставив прямых учеников - Гуно не занимался педагогикой,- он оказал большое влияние на своих младших современников. Оно сказалось, прежде всего, на развитии музыкального театра.

К 50-м годам, когда «большая опера» вошла в полосу кризиса и начала изживать себя, в музыкальном театре наметились новые веяния. Романтическое изображение преувеличенных, гиперболизированных чувств исключительной личности сменилось интересом к жизни обыденного, рядового человека, к окружающему его быту, к сфере интимных задушевных чувств. В области музыкального языка это знаменовалось поисками жизненной простоты, искренности, теплоты выражения, лиризма. Отсюда и более широкое, чем прежде, обращение к демократическим жанрам песни, романса, танца, марша, к современному строю бытовых интонаций. Таково было воздействие укрепившихся реалистических тенденций в современном французском искусстве.

Поиски новых принципов музыкальной драматургии и новых: средств выражения наметились еще в некоторых лирико-комедийных операх Буальдье, Герольда и Галеви. Но полностью эти тенденции проявились лишь к концу 50-х и в 60-х годах. Вот список наиболее известных произведений, созданных до 70-х годов, которые могут служить образцами нового жанра «лирической оперы» (указываются даты премьер этих произведений):

1859 - «Фауст» Гуно,
1863 - «Искатели жемчуга» Бизе,
1864 - «Мирейль» Гуно,
1866 - «Миньона» Тома,
1867 - «Ромео и Джульетта» Гуно,
1867 - «Пертская красавица» Бизе,
1868 - «Гамлет» Тома.

С известными оговорками к этому жанру могут быть причислены последние оперы Мейербера «Динора» (1859) и «Африканка» (1865).

Несмотря на отличия, перечисленным операм присущ ряд общих черт. В центре стоит изображение личной драмы. Обрисовке лирических чувств уделено преимущественное внимание; для их передачи композиторы широко обращаются к романсовой стихии. Большое значение приобретает также характеристика реальной обстановки действия, отчего возрастает роль приемов жанрового обобщения.

Но при всей принципиальной важности этих новых завоеваний лирической опере, как определенному жанру французского музыкального театра XIX века, не хватало широты идейно-художественного кругозора. Философское содержание романов Гёте или трагедий Шекспира представало на подмостках театра «сниженным», приобретало житейски непритязательный облик - классические произведения литературы лишались большой обобщающей идеи, остроты выражения жизненных конфликтов, подлинного размаха страстей. Ибо лирические оперы в массе своей скорее знаменовали подступы к реализму, чем давали его полнокровное выражение. Однако несомненным их достижением явилась демократизация музыкального языка .

Гуно был первым среди своих современников, кому удалось закрепить эти положительные качества лирической оперы. В этом - непреходящее историческое значение его творчества. Чутко уловив склад и характер музыки городского быта - недаром на протяжении восьми лет (1852-1860) он возглавлял парижских «орфеонистов»,- Гуно обнаружил новые средства музыкально-драматической выразительности, отвечавшие требованиям времени. Он открыл во французской оперной и романсовой музыке богатейшие возможности «общительной» лирики, непосредственной и импульсивной, проникнутой демократическими настроениями. Чайковский верно подметил, что Гуно - «один из немногих композиторов, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства». В годы, когда расцвел его большой талант, то есть со второй половины 50-х и в 60-х годах, видное место в литературе заняли братья Гонкуры, которые считали себя создателями новой художественной школы - они называли ее «школой нервной чувствительности». Гуно может быть отчасти к ней причислен.

Однако «чувствительность» - источник не только силы, но и слабости Гуно. Нервно реагируя на жизненные впечатления, он легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. Его натура полна противоречий: то он смиренно склонял голову перед религией, а в 1847-1848 годах даже хотел стать аббатом, то безраздельно отдавался земным страстям. В 1857 году Гуно был на грани серьезного душевного заболевания, но в 60-х годах много, продуктивно работал. В следующие два десятилетия, вновь подпав под сильное воздействие клерикальных идей, он не сумел удержаться в русле прогрессивных традиций.

Гуно неустойчив в своих творческих позициях - этим объясняется неровность его художественных достижений. Превыше всего ценя изящество и гибкость выражения, он создавал музыку живую, чутко отражавшую смену душевных состояний, полную грации и чувственного очарования. Но нередко реалистической силы и полноты выражения в показе жизненных противоречий, то есть того, что является характерным для гения Бизе, не хватало таланту Гуно. В музыку последнего подчас проникали черты сентиментальной чувствительности, а мелодическая приятность подменяла глубину содержания.

Тем не менее, открыв источники лирического вдохновения, не изведанные до него во французской музыке, Гуно немало сделал для отечественного искусства, а его опера «Фауст» по своей популярности смогла конкурировать с высшим творением французского музыкального театра XIX века - с «Кармен» Бизе. Уже одним этим произведением Гуно вписал свое имя в историю не только французской, но и мировой музыкальной культуры.

Автор двенадцати опер, свыше ста романсов, большого числа духовных сочинений, которыми он начал и которыми закончил свой творческий путь, ряда инструментальных произведений (в том числе трех симфоний, последняя - для духовых инструментов), Шарль Гуно родился 17 июня 1818 года. Отец его был художником, мать - отличной музыкантшей. Уклад жизни семьи, ее широкие художественные интересы воспитали артистические склонности Гуно. Он приобрел разностороннюю композиторскую технику у ряда педагогов, различных по творческим устремлениям (Антонин Рейха, Жан Франсуа Лесюэр, Фроманталь Галеви). Как лауреат Парижской консерватории (он стал ее студентом в семнадцатилетнем возрасте) Гуно провел 1839-1842 годы в Италии, .затем - недолго - в Вене и Германии. Живописные впечатления от Италии были сильными, но Гуно разочаровался в современной итальянской музыке. Зато он подпал под обаяние Шумана и Мендельсона, воздействие которых не прошло для него бесследно.

С начала 50-х годов Гуно активнее входит в музыкальную жизнь Парижа. Премьера его первой оперы - «Сафо» - состоялась в 1851 году; далее следовала опера «Окровавленная монахиня» - в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Grand Opera», отмечены неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха. Значительно теплее был принят «Лекарь поневоле» (по Мольеру), показанный в 1858 году в «Лирическом театре»: комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали ее новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Grand Орera», причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошел пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение (в 1932 - двухтысячное). (Первая постановка «Фауста» в России приходится на 1869 год.)

После этого мастерски написанного произведения в начале 60-х годов Гуно сочинил две посредственные комические оперы, а также «Царицу Савскую», выдержанную в духе драматургии Скриба - Мейербера. Обратившись затем в 1863 году к поэме провансальского поэта Фредерика Мистраля «Мирейль», Гуно создал произведение, многие страницы которого выразительны, покоряют тонким лиризмом. Картины природы и сельской жизни юга Франции нашли поэтичное воплощение в музыке (см. хоры I или IV актов). Композитор воспроизвел в своей партитуре подлинные провансальские напевы; примером может служить старинная любовная песнь «О, Магали», играющая важную роль в драматургии оперы. Тепло очерчен и центральный образ крестьянской девушки Мирейль, гибнущей в борьбе за счастье с любимым. Все же музыка Гуно, в которой больше изящества, нежели сочного полнокровия, уступает в реализме и красочности «Арлезианке» Бизе, где с изумительным совершенством передана атмосфера Прованса.

Последнее значительное художественное достижение Гуно - опера «Ромео и Джульетта». Ее премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом - в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей. Хотя трагедия Шекспира здесь трактована в духе лирической драмы , лучшие номера оперы - а к ним относятся четыре дуэта главных героев (на балу, на балконе, в спальне Джульетты и в склепе), вальс Джульетты, каватина Ромео - обладают той эмоциональной непосредственностью, правдивостью декламации и мелодической красотой, которые характерны для индивидуального стиля Гуно.

Написанные вслед за тем музыкально-театральные произведения показательны для наступившего идейно-художественного кризиса в творчестве композитора, что связано с усилением клерикальных элементов в его мировоззрении. В последние двенадцать лет жизни Гуно не писал опер. Он умер 18 октября 1893 года.

Таким образом, «Фауст » явился его лучшим созданием. Это классический образец французской лирической оперы со всеми ее достоинствами и некоторыми недостатками.

М. Друскин

Сочинения

Оперы (всего 12)
(в скобках указаны даты премьер)

«Сафо», либретто Ожье (1851, новые редакции - 1858, 1881)
«Окровавленная монахиня», либретто Скриба и Делавиня (1854)
«Лекарь поневоле», либретто Барбье и Карре (1858)
«Фауст», либретто Барбье и Карре (1859, новая редакция - 1869)
«Голубка», либретто Барбье и Карре (1860)
«Филимон и Бавкида», либретто Барбье и Карре (1860, новая редакция - 1876)
«Царица Савская», либретто Барбье и Карре (1862)
«Мирейль», либретто Барбье и Карре (1864, новая редакция - 1874)
«Ромео и Джульетта», либретто Барбье и Карре (1867, новая редакция - 1888)
«Сен-Map», либретто Барбье и Карре (1877)
«Полиевкт», либретто Барбье и Карре (1878)
«День Заморы», либретто Барбье и Карре (1881)

Музыка в драматическом театре
Хоры к трагедии Понсара «Одиссей» (1852)
Музыка к драме Легуве «Две королевы Франции» (1872)
Музыка к драме Барбье «Жанна д"Арк» (1873)

Духовные сочинения
14 месс, 3 реквиема, «Stabat mater», «Те Deum», ряд ораторий (среди них - «Искупление», 1881; «Смерть и жизнь», 1884), 50 духовных песен, свыше 150 хоралов и другие

Вокальная музыка
Более 100 романсов и песен (лучшие изданы в 4-х сборниках по 20 романсов в каждом), вокальные дуэты, множество 4-голосных мужских хоров (для «орфеонистов»), кантата «Галлия» и другие

Симфонические произведения
Первая симфония D-dur (1851)
Вторая симфония Es-dur (1855)
Маленькая симфония для духовых инструментов (1888) и другие

Помимо того, ряд пьес для фортепиано и для других сольных инструментов, камерных ансамблей

Литературные сочинения
«Воспоминания артиста» (изд. посмертно), ряд статей

Член Института Фран-ции (1866). Один из круп-ней-ших пред-ста-ви-те-лей французской опе-ры XIX век. Отец Гуно был ху-дож-ни-ком, мать пре-по-да-ва-ла му-зы-ку. В дет-ст-ве Гуно был со-лис-том цер-ков-но-го хо-ра, ра-но на-чал со-чи-нять, тео-рии обу-чал-ся у А. Рей-хи. С 1836 года учил-ся в Па-риж-ской консерватории у Ф. Га-ле-ви (по-ли-фо-ния), Ж.Ф. Ле-сю-эра, Ф. Па-эра (ком-по-зи-ция). Рим-ская премия (1839) за кан-та-ту «Фер-нан». В 1840-1843 годах в ка-че-ст-ве сти-пен-диа-та жил в Ри-ме, а так-же в Ве-не (здесь в 1842 году в церкви Святого Кар-ла Бор-ро-мея бы-ла ис-пол-нена его мес-са). Пло-до-твор-ное влия-ние на твор-че-ст-во ком-по-зи-то-ра ока-за-ла му-зы-ка В.А. Мо-цар-та (осо-бен-но «Дон Жу-ан»), Ф. Шу-бер-та, Ф. Мен-дель-со-на (Гуно был дру-жен с его се-ст-рой, пиа-ни-ст-кой Ф. Хен-зель), Р. Шу-ма-на. В 1843-1848 годах цер-ков-ный ор-га-нист и ре-гент в церкви Иностранных мис-сий в Па-ри-же, пи-сал цер-ков-ную му-зы-ку. В 1852-1860 годах ди-рек-тор «Ор-фе-о-на», объ-е-ди-няв-ше-го лю-би-тель-ские хо-ро-вые об-ще-ст-ва па-риж-ских пред-мес-тий, ру-ко-во-дил пев-че-ски-ми клас-са-ми в па-риж-ских шко-лах. В 1851 году в Па-риж-ской опе-ре бы-ла по-став-ле-на его опе-ра «Сап-фо» (с П. Ви-ар-до-Гар-сия в главной ро-ли), в 1854 году - опе-ра «Ок-ро-вав-лен-ная мо-на-хи-ня» (либретто Э. Скри-ба и К. Де-ла-ви-ня по ро-ма-ну «Мо-нах » М.Г. Льюи-са, «Те-атр ли-рик», Па-риж). В 1856 году ра-бо-тал над опе-рой «Иван Гроз-ный» (на-пи-сан-ные фраг-мен-ты впо-след-ст-вии ис-поль-зо-ва-ны в других со-чи-не-ни-ях Гуно; за-кон-че-на М. д’Олло-ном), в 1857 году - над ко-мической опе-рой «Ле-карь по-не-во-ле» (либретто Ж. Бар-бье и М. Кар-ре по ко-ме-дии Моль-е-ра, 1858, «Те-атр ли-рик»), в том же го-ду при-сту-пил к соз-да-нию опе-ры «Фа-уст» (либр. Бар-бье и Кар-ре по 1-й час-ти од-но-им. тра-ге-дии И.В. Гё-те; 1859, там же; 2-я редакция, 1860, Страс-бург; 3-я редакция, 1869, Па-риж-ская опе-ра). В 1870 году из-за на-чав-шей-ся фран-ко-прусской вой-ны пе-ре-ехал в Анг-лию (Ли-вер-пуль, за-тем Лон-дон), где в 1871 году ос-но-вал общество «Хор Гу-но» (ны-не Ко-ро-лев-ское хо-ро-вое общество). Вер-нув-шись в 1874 году в Па-риж, про-дол-жал со-чи-нять, вы-сту-пал как музыкальный кри-тик (под-дер-жи-вал про-из-ве-де-ния К. Сен-Сан-са).

Гуно - ос-но-во-по-лож-ник жан-ра ли-ри-че-ской опе-ры. Его луч-шая опе-ра «Фа-уст» в пер-во-на-чаль-ной ре-дак-ции шла с разговорными диа-ло-га-ми, в 1860 году Гуно за-ме-нил их ре-чи-та-ти-ва-ми, в 1869 году до-ба-вил так-же ба-лет-ные сце-ны. Ин-то-на-ци-он-ная ос-но-ва опе-ры - ме-ло-дический строй современного бы-то-во-го ро-ман-са. Литературный ис-точ-ник ко-рен-ным об-ра-зом пе-ре-ос-мыс-лен: в нём ак-цен-ти-ро-ва-на лю-бов-ная дра-ма, раз-вёр-ты-ваю-щая-ся на ши-ро-ком бы-то-вом фо-не (центральным пер-со-на-жем ста-ла Мар-га-ри-та). Те же ху-дожественные прин-ци-пы пре-тво-ре-ны в ли-рических опе-рах «Ми-рей» (1863; либретто М. Кар-ре по мо-ти-вам по-эмы Ф. Ми-ст-ра-ля, 1864, «Те-атр ли-рик») и «Ро-мео и Джуль-ет-та» (1865; либретто Кар-ре и Ж. Бар-бье по тра-ге-дии У. Шек-спи-ра, 1867, там же; 2-я редакция, 1888, Па-риж-ская опе-ра). Зна-чи-те-лен вклад Гуно во французский ро-манс (свыше 200 ро-ман-сов и пе-сен).

Сре-ди других со-чи-не-ний: опе-ры «Фи-ле-мон и Бав-ки-да» (1859, по Ови-дию), «По-ли-евкт» (1878, по тра-ге-дии П. Кор-не-ля); ора-то-рии (в том числе «Ис-куп-ле-ние», 1882; «Смерть и жизнь», 1885), кан-та-ты, мес-сы (в том числе Мес-са па-мя-ти Жан-ны д’Арк, 1887), 2 ре-к-вие-ма, ду-хов-ные хо-ры а ка-пел-ла и в сопрано ор-га-на, 2 сим-фо-нии (1854, 1855), ка-мер-но-ин-ст-ру-мен-таль-ные ан-самб-ли, фортепианные пье-сы; му-зы-ка к спек-так-лям дра-ма-тического те-ат-ра. Ав-тор книги «"Дон Жу-ан" Мо-цар-та» (1890; фраг-мен-ты на русском языке - «Му-зы-каль-ная эс-те-ти-ка Фран-ции XIX века», 1974). На-гра-ж-дён ор-де-ном По-чёт-но-го ле-гио-на (1888).

Иллюстрации:

Архив БРЭ.

Сочинения:

За-пис-ки ар-ти-ста. СПб., 1904;

Вос-по-ми-на-ния ар-ти-ста. М., 1962.

Гуно (Gounod) Шарль (1818-1893) - французский композитор. Член Института Франции (1866). Учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра (композиция). Период 1840-1843 провёл в Италии, частично в Вене и Германии. Плодотворное творческое влияние оказала на Гуно музыка В. А. Моцарта (особенно опера «Дон Жуан»), а также Ф. Мендельсона и Р. Шумана. В 1843-1848 церковный органист и регент, одновременно писал духовную музыку. С начала 1850-х гг. развернулась его активная музыкально-общественная и творческая деятельность. В 1852-1860 директор «Орфеона» и руководитель певческих классов в парижских школах. В 1870-1875 жил в Лондоне, с 1871 дирижёр Королевского хорового общества.

Гуно - один из крупнейших представителей французской оперы 19 в. Среди ранних опер («Сафо», 1850; «Окровавленная монахиня», 1854) выделяется комическая опера «Лекарь поневоле» (по Мольеру, 1857). Гуно явился основоположником нового жанра во французском оперном искусстве - лирической оперы. Его лучшее творение - опера «Фауст» (1859). В первоначальной редакции опера шла с разговорными диалогами, в 1869 Гуно заменил их речитативами (добавил также балетные сцены). Коренным образом переосмыслен литературный источник (1-я часть одноименной трагедии И. В. Гёте): вместо сложной философской проблематики акцентирована лирическая драма, развёртывающаяся на широком бытовом фоне. Центральным персонажем стала Маргарита. Гуно создал индивидуальные, психологически правдивые музыкальные характеристики, что особенно ярко проявилось в обрисовке образа героини оперы. Гуно интонационно обновил французскую оперу, обратившись к мелодическому строю современного бытового романса. Те же художественные принципы претворены в лирических операх «Мирейль» (по мотивам поэмы провансальского поэта Ф. Мистраля, 1863) и «Ромео и Джульетта» (по трагедии У. Шекспира, 1865). Значителен также вклад Гуно во французский романс.

Гуно Ш. Ф.

(Gounod) Шарль Франсуа (17 VI 1818, Париж - 18 X 1893, Сен-Клу, близ Парижа) - франц. композитор. Чл. Института Франции (1866). Отец Г. был художником, мать преподавательницей музыки. В годы обучения в лицее Сен-Луи (1829-35) Г. солировал в церк. хоре, сочинял муз. пьесы, изучал теорию музыки (под рук. А. Рейхи).
,

Влечение к композиции усилилось особенно после посещений оперного т-ра. Под влиянием оперы "Дон Жуан" формируются муз.-эстетич. воззрения молодого музыканта, пронёсшего через всю жизнь горячую любовь к иск-ву В. А. Моцарта. В 1836-1838 Г. учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви, Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра. Развитие яркого дарования Г. сковывал академизм, царивший в стенах консерватории. Нек-рые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критики: скерцо из симфонии, 3-гол. "Agnus Dei", свежее звучание к-рого отметил Г. Берлиоз. В 1839 Г. получил Рим. пр. (за кантату "Фернан"), давшую ему возможность провести на правах стипендиата более 2 лет в Италии и нек-рое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в совр. ему итал. оперном иск-ве, Г. сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины. Он также узнал и полюбил произв. И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шуберта (что позднее отразилось в его творчестве). По возвращении в Париж Г. в 1843-48 работал органистом и регентом в церкви Иностр. миссий.

Автограф Ш. Гуно.
В эти годы он сочинял только духовные произв. В его мировоззрении усилились религ.-клерик. умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере (слушал проповеди чл. доминиканского ордена адвоката А. Лакордера, в 1847-48 посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис, жил одно время в кармелитском монастыре, носил сутану аббата). В результате сложной внутр. борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к иск-ву.
На рубеже 40-50-х гг. Г. впервые обратился к опере, ставшей осн. сферой деятельности композитора. Он отмечал, что только т-р даёт возможность музыканту каждодневно общаться с публикой. В 1852-60 Г. был директором Парижского "Орфеона" (объединение хор. любительских об-в - самая массовая в ту пору муз.-просветит. организация, чл. к-рой были гл. обр. рабочие Парижа и жители предместий). Под его руководством повысилась певч. культура этих хоров. Общаясь с "орфеонистами", Г. изучил особенности гор. муз. фольклора. В 1870-75 жил в Лондоне, где в 1871 основал об-во "Хор Гуно" (ныне Корол. хор. об-во). Возвратившись в Париж, занимался композиторской и муз.-критич. деятельностью.
Г. - один из талантливейших представителей франц. оперы 19 в. Он оказал большое воздействие на творчество своих младших современников и композиторов последующих поколений, вплоть до К. Дебюсси и M. Равеля. Дебюсси проницательно заметил: "Искусство Гуно запечатлело мгновение французской чувствительности". Эта "чувствительность" в известной мере перекликается с т. н. "школой нервной чувствительности" бр. Гонкур. Творчество Г. способствовало развитию муз. т-ра, утверждению нового жанра - лирической оперы, в основе к-рого лежало стремление к правдивому показу рядового, обыденного человека с его интимными, душевными переживаниями. Либр. первых опер Г. - "Сафо" (либр. Э. Ожье, 1850) и особенно "Окровавленная монахиня" (Э. Скриба и Ж. Делавиня, 1854) не удовлетворяли композитора. Обе оперы, отмеченные мелодраматизмом, нек-рой вычурностью, не имели успеха. Следующее произв. оперного жанра - комич. опера "Лекарь поневоле" (по Мольеру), с успехом поставленная на сцене "Театр лирик" (1858). Обратившись к живому комедийному сюжету, композитор блеснул виртуозным мастерством, создал меткие характеристичные зарисовки, лёгкую и прозрачную партитуру.
Параллельно Г. работал над давно задуманной и начатой ещё в 1856 оперой "Фауст". К тому времени сложилось эстетич. кредо Г. Он выступал за единство красоты и правды; за образно-эмоц. содержание, способное глубоко взволновать "каждую человеческую душу". Г. выдвинул на первый план проблему воплощения в музыке характера, притом не однозначного и не статичного; акцентировал роль деталей, утверждая тем самым значение камерности в оперном стиле. Опера "Фауст" (1859, "Театр лирик", Париж) знаменовала рождение нового направления - франц. лирич. оперы. "Фауст" - классич. образец франц. лирич. оперы со всеми её достоинствами и нек-рыми недостатками. Масштабность идей, философское содержание лит. первоисточника (в основу положена 1-я ч. одноим. трагедии И. В. Гёте) почти не нашли отражения в опере. Её сюжет (либр. Ж. Барбье и М. Kappe) трактован в лирико-бытовом аспекте. Любовная драма Маргариты занимает одно из центр. мест (отсюда в Германии оперу называют "Маргарита"). Г. отдал дань комич. опере, сохранив (в 1-й ред., 1859) разговорные диалоги. Одна из сильных сторон оперы - яркая мелодичность. Её муз. язык основан на претворении мелодики гор. песни-романса и танца. В вок. партиях чутко отражены нек-рые особенности интонац. строя и просодии франц. речи, усилившие мягкую грацию ариозной лирич. мелодики и речитативных эпизодов. Зрители не сразу поняли новаторскую сущность оперы, но вскоре она стала одной из самых популярных (в 1869 пост. в т-ре "Гранд-Опера", разговорные диалоги заменены речитативами, добавлены балетные сцены).
Среди последующих сочинений Г. выделяются 2 оперы того же жанра: "Мирейль" (1863), "Ромео и Джульетта" (1865). При поэтичности ряда сцен "Мирейль" свойственна несколько искусств. трактовка жанрового муз. материала (действие происходит в Провансе; либр. написано по одноим. поэме провансальского поэта Ф. Мистраля). В опере "Ромео и Джульетта" лучшими являются лирич. сцены (4 дуэта: на балу, на балконе, в спальне Джульетты, в склепе). Однако образы, лежащие вне лирич. сферы, не получили убедит. муз. воплощения. Тем самым композитор скорее сузил, чем расширил рамки созданного им же жанра.
В 70-х гг. Г. вновь подпал под влияние клерик. умонастроений. Усилившаяся религиозность явилась главной причиной упадка творчества Г. Написав ряд неудачных опер (в т.ч. "Полиевкт", 1878), он отошёл от муз. т-ра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений - 2 оратории: "Искупление" (1881), "Смерть и жизнь" (1884). Значительна деятельность Г. как муз. писателя и критика. Своими выступлениями в печати он поддерживал произв. К. Сен-Санса; Г. написал предисл. к изданию писем Г. Берлиоза, книгу ""Дон Жуан" Моцарта", автобиографию и др.
Основные даты жизни и деятельности
1818. - 17 VI. В Париже в семье худ. Франсуа Луи Г. и преподавательницы музыки Виктории Г. родился сын Шарль Франсуа.
1829-35. - Занятия в лицее Сен-Луи.
1836. - Поступление в Парижскую консерваторию. - Занятия с Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэром, позже с Ф. Паэром (композиция).
1837. - 2-я Рим. пр. за кантату "Мария Стюарт и Риччио" (разделил её с пианистом Л. Шолле). - 23 XI. Исп. в концерте в т-ре "Атенеум" скерцо для оркестра Г. 1839. - Рим. пр. за кантату "Фернан".
1840. - 27 I. Прибытие в Рим (в качестве стипендиата). - Сближение (на почве увлечения живописью) с худ. Ж. О. Энгром. - Встреча и дружба с Ф. Хензель (сестрой Ф. Мендельсона), к-рая знакомит Г. с музыкой И. С. Баха, Л. Бетховена, Мендельсона.
1842. - 21 VI. Отъезд из Рима в Вену (через Флоренцию, Падую, Венецию, Триест). - 8 IХ.Исп. в Вене, в Карлскирхе мессы Г.
1843. - 25 V. Возвращение в Париж. - Встреча с Мендельсоном. - Работа органистом и регентом в церкви Иностр. миссий в Париже.
1847 X-1848 II. - Пребывание в кармелитском монастыре (носит сутану, подписывает письма как "аббат Гуно").
1851. - 15 I. Исп. произв. Г. в Лондоне в конц. зале "Сент-Мартин-холл"; благоприятные отзывы в англ. печати. - 16 IV. Пост. оперы "Сафо" в т-ре "Гранд-Опера" (с П. Виардо-Гарсиа в заглавной роли).
1852. - 20 IV. Женитьба на А. Циммерман, дочери проф. Парижской консерватории. - Назначение на пост директора парижского "Орфеона" и одновременно руководителя певч. классов в парижских школах.
1855. - Знакомство с франц. драматургами Ж. Барбье и М. Kappe (впоследствии авторы либр. мн. опер Г.). - Зарождение плана оперы на сюжет "Фауста" Гёте.
1856. - 6 I. Награждение орденом Почётного легиона. - Работа над оперой "Иван Грозный" по заказу дирекции т-ра "Гранд-Опера" (написанные фрагменты впоследствии использованы в операх "Фауст" и "Царица Савская").
1857. - Работа над оперой "Фауст" по заказу "Театр лирик". - X. Приступ нервного заболевания.
1859. - 19 III. Первое исполнение оперы "Фауст" в "Театр лирик" (с М. Миолан-Карвальо в роли Маргариты).
1866. - Избрание в чл. Института Франции.
1867. - Либреттисты Барбье и Kappe ведут переговоры о пост. оперы "Фауст" в т-ре "Гранд-Опера" (в связи с закрытием "Театр лирик"). - Сочинение для оперы "Фауст" балетных сцен (в т.ч. "Вальпургиева ночь") и переработка разговорных диалогов в речитативы. - XII. Поездка в Рим с худ. А. Эбером.
1868. - Встречи с Ф. Листом в Риме.
1869. - Приступ нервного заболевания, вызванный мистич. настроениями.
1870. - 13 IX. Переезд с семьёй в Англию (Ливерпул, затем Лондон) из-за начавшейся франко-прусской войны.
1871. - 1 V. Исп. траурно-патриотич. мотета Г. "Галлия" на открытии Всемирной выставки в Лондоне. - Знакомство с англичанкой Дж. Уэлдон - певицей и преподавательницей пения, создательницей школы пения для сирот в Тэвисток-хауз (около Лондона). - VI. Отказ от предложения занять место директора Парижской консерватории; жизнь в Лондоне, в семье Уэлдон.
1872. - В Лондоне создан "Хор Гуно" (ныне Корол. хор. об-во). - Поездка в Бельгию с Уэлдон.
1874. - V. Возвращение в Париж, разрыв отношений с Уэлдон.
1882. - 2 IV. Концерт "Фестиваль произведений Г." в Париже под упр. автора.
1887. - 24 VII. Исп. мессы "Памяти Жанны д"Арк" под упр. Г. в Реймском соборе. - 4 XI. Торжеств. 500-е исп. оперы "Фауст" в т-ре "Гранд-Опера" (дирижировал спектаклем Г.).
1888. - 6 IV. Фестиваль произв. Г. в г. Анже. - VII. Награждение Г. высшей степенью (Grand Officier) ордена Почётного легиона. - 28 IV. Исп. оперы "Ромео и Джульетта" в новой ред. (с балетом) под упр. Г. в т-ре "Гранд-Опера" (в главных ролях - А. Патти, Я. Решке).
1890. - Составление "резюме католической доктрины". - 6 XII. Письмо к епископу Гею (другу юности), в к-ром пишет, что хотел бы создать "музыкальный диптих на подобие картин примитивистов о святом Франциске Ассизском".
1891-92. - Жизнь в Сен-Клу (под Парижем). - Занятия с молодым комп. А. Бюссе.
1893. - Создание Реквиема памяти умершего внука (неоконч.). - 18 X. Смерть композитора в Сен-Клу.
Сочинения : оперы - Сафо (1850, пост. 1851, т-р "Гранд-Опера", Париж; ред. в 2 д., 1858; ред. в 4 д., 1884), Окровавленная монахиня (La Nonne Sanglante, по роману "Монах" М. Г. Льюиса, 1852-54, пост. 1854, "Театр лирик", Париж), Иван Грозный (Ivan le Terrible, 1856-57, фрагменты), Лекарь поневоле (Le Mйdecin malgrй lui, комич. опера, 1857, пост. 1858, "Театр лирик", Париж), Фауст (1857-59, пост. 1859, там же; 2-я ред. - с речитативами и балетными сценами, 1869, т-р "Гранд-Опера", Париж), Филемон и Бавкида (1859, пост. 1860, "Театр лирик", Париж; 2-я ред. - в 2 д., 1876, т-р "Опера комик", Париж), Голубка (La Colombe, по Ж. Лафонтену, 1859, пост. 1860, Баден-Баден; 1866, т-р "Опера комик", Париж), Царица Савская (La Reine de Saba, по сюжету араб. сказки Ж. де Нерваля, 1861, пост. 1862, т-р "Гранд-Опера", Париж), Мирейль (1863, пост 1864, "Театр лирик", Париж; 2-я ред., 1864, там же), Ромео и Джульетта (по трагедии У. Шекспира, 1864-65, пост. 1867, там же; 2-я ред. - с балетными сценами, 1888, т-р "Гранд-Опера", Париж), Сен-Map (Cinq-Mars, по одноим. роману А. де Виньи, 1876-77, пост. 1877, т-р "Опера комик", Париж; 2-я ред. 1878, там же), Мэтр Пьер (1877, не оконч.), Полиевкт (по трагедии П. Корнеля, 1870-78, пост. 1878, т-р "Гранд-Опера", Париж), Дань Заморы (Le Tribut de Samora, 1878-80, пост. 1881, там же); оратории - Товий (ок. 1866), Галлия (траурно-патриотич. мотет для сопрано, хора, орк. и органа, 1871), Искупление (La Rйdemption, духовная трилогия, сл. Г., 1868-81, исп. 1882, фестиваль в Бирмингеме; 1884, Париж), Смерть и жизнь (Mors et vita, духовная трилогия, сл. Г., 1884, исп. 1885, фестиваль в Бирмингеме; 1886, Париж); кантаты - Мария Стюарт и Риччио (1837), Фернан (1839), патриотич. кантата На границе (A la Frontiиre, 1870) и др.; мессы, в т.ч. Торжественная месса в честь св. Цецилии (Messe solenelle а Sainte-Cйcile, 1855), Месса в память Жанны д"Арк (Messe а la mйmoire de Jeanne d"Arc, 1887) и др.; реквиемы и др. произв. для хора и орк.; для орк. - Скерцо (1837), 2 симфонии (D-dur, 1854; Es-dur, 1855), Сальтарелло (1871), Римский марш (1872) и др.; камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (опубл. посмертно), фп. квинтет (ок. 1841), Размышление над первой прелюдией И. С. Баха (Mйditation sur..., для скр., фп. и органа, 1852), Маленькая симфония (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 валторн и 2 фаготов, 1888); для фп. - 45 пьес, в т.ч. вальсы, марши, серенады, ноктюрн, скерцо, прелюдии и др.; хоры с фп., в т.ч. Четырнадцать больших хоров (1884); хоры a cappella - Стрекоза и муравей, Ворона и лисица, Волк и ягнёнок (на сл. басен Ж. Лафонтена, 1856, 1857, 1873), Мученики (Les Martyres, 1869); для голоса с фп. - св. 200 романсов и песен, в т.ч. на сл. А. Ламартина, А. Тюрпена, П. Ж. Беранже, В. Гюго, А. Дюма-сына, А. Мюссе, англ., итал. поэтов; вок. дуэты; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. Мещанин во дворянстве (Мольера, 1852, т-р "Комеди Франсез", Париж), Улисс (трагедия Ф. Понсара, 1852, там же; 2-я ред., 1854), Священные драмы (Les drames sacrйs, лирич. драма А. Сильвестра и Э. Морана, 1892, пост. 1893, т-р "Водевиль", Париж) и др. Литературные сочинения : Autobiography, publ. par G. Weldon, L., 1875; La routine en matiиre d"art, в кн.: Autobiography, L., 1875; "Proserpine" de С. Saint-Saens, "Le Figaro", 1887, 17 mars; "Ascanio" de C. Saint-Saлns, "La France", 1890, 23 mars; Prйface de lettres intimes de Berlioz, "Nouvelle Revue", 1880, 15 juin; "Don Juan" de Mozart, P., 1890, на англ. яз. 1895; Mйmoires d"un artiste, P., 1896 (посмертно), 1909, на нем. и англ. яз., 1896, рус. пер. - Записки артиста, пер. с франц. А. В. Оссовского, СПБ, 1904, Воспоминания артиста, пер. с франц. М. П. Волконского, вступит. ст. и прим. Б. В. Левика, М., 1962. Письма : Ch. Gounod. 17 lettres а H. Berlioz, M. Pigny et M. Lefuel, в кн.: Gounod Ch., Mйmoires d"un artiste, P., 1896, p. 211-70; Lettres de 1870-1871, "Revue de Paris", 1896, 1 fйvrier; Lettres а G. Bizet, там же, 1899, 15 decembre; Lettres а Richomme, publ. par A. Baunier; "Revue Hebdomadaire", 1908, 26 dйcembre et 1909, 2 janvier; Lettres de Rome et de Vienne, publ. par J. Prod"homme, "Revue bleue", 1910, 31 dйcembre et 1911, 5 janvier. Литература : Серов A. H., "Фауст", опера Гуно, на петербургской итальянской сцене, "Якорь", 1864, No 2 и 3; его же, Письмо к Редактору журнала "Русская сцена" об опере "Фауст", "Русская сцена", 1864, No 2; его же, Музыкальная хроника заграничная... "Ромео" Гуно..., "Музыка и театр", 1867, No 9; см. также: Серов А. Н., Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; Кругликов С., Ш. Гуно, "Артист", 1893, No 31; Комбарье Ж., Амбруаз Тома и Шарль Гуно, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, пер. с франц., вступит. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938, с. 153-70; Berlioz H., "Faust", "Journal des Dйbats", 1859, 29 mars; то же, в кн.: Les musiciens et la musique, P., 1903 (рус. пер. - в кн.: Берлиоз Г., Избр. статьи, пер. с франц., М., 1956, с. 141-50); его же, Gounod, в сб.: Les musiciens et la musique, P., 1903; Weldon G., Mon orphelinat et Gounod en Angleterre, v. 1-3, L., 1875-82; Pagnerre L., Charles Gounod, sa vie et ses oeuvres, P., 1890; Imbert H., Charles Gounod. Nouveaux profiles de musiciens, P., 1892; Ju11ien A., Gounod, в его кн.: Musiciens d"aujourd" hui, P., 1892, p. 128-88; Saint-Saens C., Charles Gounod et le "Don Juan" de Mozart, P., 1894; его же, Portaits et souvenirs, P., 1900; Voss P., Charles Gounod, Lpz., 1895; Tolhurst H., Gounod, L., 1904; Hillermacher P. L., Charles Gounod, P., 1906, 1914; Bellaigue C., Charles Gounod, P., 1910; Prod"homme J. et Dandelot A., Gounod, sa vie et ses oeuvres aprиs des documents inйdits, v. 1-2, prйface de Saint-Saлns, P., 1911; Pougin A., Gounod йcrivain, "RM", 1911, XVIII, No 4, 1911, XIX, No 2; Sоubies A. et Сurzon H., Documents inйdits sur le Faust de Gounod, P., 1912; Debussy C. A., Monsieur Croche, antidilettante, P., 1921; Landormy P., Faust de Gounod, йtude et analyse, P., 1922, 1944; его же, Gounod, P., 1942; Cooper M., Charles Gounod and his influence on French music, "ML", 1940, XXI; Boyer N., Trois musiciens francais: Gounod, Massenet, Debussy, P., 1946; Lalo C., Bach et Gounod, "RM", 1946; его же, De Rameau а Ravel. Portraits et souvenirs, P., 1947; Ferchant G., Faust, sa lйgende et ses musiciens, P., 1948; Demuth N., Gounod. Introduction to the music of Gounod, L., 1950; Вusser H., De Pelleas aux Indes Galantes, P., 1955; его же, Charles Gounod. Prйface de Darius Milhaud, Lyon, 1961; Hopkinson C., Notes on the earliest editions of Gounod"s Faust, в кн.: Festschrift O. Е. Deutsch, Kassel, 1963. В. H. Александрова.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Гуно Ш. Ф." в других словарях:

    Гуно, Шарль Франсуа Шарль Гуно Шарль Франсуа Гуно (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818 18 октября 1893) французский композитор (опера «Фау … Википедия

    - (Gounod) Шарль (1818 93), французский композитор. Основоположник жанра лирической оперы (Фауст, 1859; 2 я редакция с речитативами вместо разговорных диалогов, 1869), в которой Гуно отказался от философской проблематики литературного источника… … Современная энциклопедия

    - (Charles Gounod) самый видный представитель современнойфранцузской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашеговремени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельностьв 1839 г., кантатою Fernand . В его 14 операх,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Гуно - прізвище … Орфографічний словник української мови

Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже. Его отец был художником, мать – одаренной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке. Окончив лицей Сен-Луи, Гуно поступил в Парижскую консерваторию, где занимался контрапунктом у Галеви, а композицией у Ф.Паэра и Ж.Ф.Лесюэра. В 1839 был удостоен Римской премии. В Риме изучал великую духовную музыку итальянского Возрождения, написал две мессы, реквием и кантату. Познакомился с произведениями немецких романтиков, но в творчестве преобладало влияние итальянцев. Вернувшись в Париж, Гуно принял решение стать священником. Он служил органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. Со временем любовь к музыке победила: отказавшись от принятия духовного сана, он полностью посвятил себя творчеству и стал профессиональным композитором. В 1851 в Лондоне была исполнена его месса соль мажор, успех которой открыл перед ним новые возможности. Парижский театр «Опера» принял к постановке первую оперу Гуно Сафо (Sapho, 1851), однако она не имела успеха. Тем не менее композитор всерьез увлекся оперным жанром.

Следующая опера Гуно – Окровавленная монахиня (La Nonne sanglante, 1854), либретто которой отвергли пять композиторов, включая Г.Спонтини и Г.Берлиоза. И на этот раз премьеру ждала неудача. Лекарь поневоле (Le medcin malgr lui, 1858) привлек к себе большее внимание, к опере проявила интерес и лондонская публика, но только благодаря Фаусту (1860), композитор смог упрочить свое положение в театре. Премьера состоялась на сцене «Театр лирик» (1859), затем Гуно исключил ее из репертуара и переписал. Новая редакция Фауста, завоевавшая симпатии публики, была поставлена в 1869 в Императорской академии музыки (тогдашнее название парижской «Опера»).

Относительный успех имела опера Филемон и Бавкида (Philmon et Baucis, 1860), после которой, вплоть до постановки Ромео и Джульетты (Romo et Juliette, 1867), сочинения композитора встречали в оперных театрах весьма сдержанный прием. В 1864 определенное признание получила опера Мирейль (Mireille). Наряду с операми Гуно постоянно писал и духовные сочинения, но ни одно из них не оставило заметного следа во французской музыке.

Когда в 1870 началась франко-прусская война, композитор переехал в Англию, где вскоре приобрел известность. Для Международной выставки 1871 года он написал кантату Галлия (Gallia). Чтобы исполнить ее, был создан специальный хор, который существует и в наши дни как Королевское хоровое общество. Под влиянием усилившихся религиозно-мистических настроений Гуно все чаще обращается к церковной музыке; два важнейших сочинения этого времени – Искупление (La Redmption, 1882) и Смерть и жизнь (Mors et Vita, 1883) – трилогии для певцов-солистов, хора и оркестра. Позднее был создан реквием (1893); автору не довелось услышать свое творение, хотя он настойчиво просил Концертное общество исполнить хотя бы фрагмент.

Несмотря на многочисленные неудачи в оперном творчестве, Гуно сыграл важнейшую роль в становлении подлинно французской оперы (в то время она только зарождалась, если не считать комической оперы и малоизвестных произведений Берлиоза). Фауст сразу одержал верх в состязании с большой оперой, внедряемой Дж.Мейербером, и способствовал развитию лирической оперы.

К достоинствам Гуно можно отнести его умение создавать яркие эпизоды. Сцены в саду и в тюрьме из Фауста превосходны, а вальсы передают живость французского характера. Когда поэтический текст вдохновлял композитора, он мог отбросить присущую ему сдержанность, – так было с куплетами Мефистофеля (Фауст) или с песней Вулкана (Филемон и Бавкида).

Ave Maria – вероятно, лучшее духовное сочинение Гуно – вдохновлено прелюдией до мажор И.С.Баха. Изучение музыки Палестрины и других композиторов, а также работа с большим хором, известным под названием «Орфеон» (1852–1860), позволили Гуно овладеть хоровым письмом. Он превосходно писал для хора, хотя его творческое воображение уступало его техническому мастерству.

Композитор работал и в камерных жанрах: он был автором нескольких очаровательных песен, а две его маленькие симфонии доказали, что если бы не увлечение оперой и религией, он стал бы одним из лучших французских симфонистов.

Потомки будут помнить Гуно как создателя одного произведения. Фауст неизменно популярен и, в сущности, занимает такое же место в парижском репертуаре, как и Кармен Ж.Бизе. Умер Гуно в Сен-Клу близ Парижа 18 октября 1893.



Рассказать друзьям