Кто написал рэмбо. John James Rambo: История создания романа и фильмов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В девяностых среди школьников особой популярностью пользовались жевательные резинки с наклейками-вкладышами, на которых были фотографии известных киношных персонажей. Больше всего было наклеек с такими героями, как John James Rambo и Terminator. Их коллекционировали, наклеивали на холодильники, велосипеды и шкафчики. А счастливые обладатели видеомагнитофонов засматривали до дыр фильмы с этими героями. Однако если Терминатор был придуманной историей, то Рэмбо имел реального прототипа.

John James Rambo: История создания романа и фильмов

В 1972 году вышел в свет роман под названием «Первая кровь». Эта книга на примере одного героя вьетнамской войны Джона Рэмбо рассказывала о проблемах ветеранов. В частности, о сложности их адаптации к мирной жизни после пережитых ужасов войны, совершенных убийств или плена. Кроме того, в своем произведении автор показал, что если из человека долгое время целенаправленно делать «машину для убийств», после ему будет очень сложно измениться и приспособиться к мирному существованию. В отличие от Терминатора у людей нет тумблера-переключателя, способного переводить их из одного режима в другой.

Замысел написать роман на эту тему возник у Моррелла во время учебы в США. Будучи сам канадцем, он мало знал о вьетнамской войне, однако во время своего обучения лично начал сталкиваться с молодыми парнями, страдающими от посттравматического синдрома. Поняв, что эта тема довольно актуальна и животрепещуща, писатель решил посвятить ей целую книгу.

Реальный прообраз Джона Рэмбо

Несмотря на то что автор романа «Первая кровь» знал немало ветеранов, пытающихся приспособиться к нормальной жизни, Джон Джейм Рэмбо - это не сборный образ, он имел реального прототипа. Им был, правда, ветеран не Вьетнамской, а Второй мировой войны по имени Оди Мерфи. После возвращения домой этот человек многие годы не мог привыкнуть к нормальной жизни. Все это время он продолжал держать у себя под подушкой оружие. Иногда мог с перепугу начать палить по теням, если ему казалось, что кто-то подбирается к нему.

В случае с Мерфи его расстройство не привело к таким трагическим последствиям. Моррелл же в своем романе описал гипотетическую ситуацию, которая могла бы произойти в этим ветераном, и его наиболее вероятную реакцию на нее.

Откуда взялось имя Джон Джеймс Рэмбо?

В книге «Первая кровь» у главного героя имени вообще не было. Только фамилия - Рэмбо (Rambo). Однако когда через десять лет после публикации роман собрались экранизировать, герою срочно потребовалось имя. Тогда его и назвали Джон Джеймс (John James) в честь популярной песни времен Гражданской войны в США - «Когда Джонни собирается маршировать домой».

Фамилию же герой получил в честь французского писателя Артюра Рембо, у которого есть стихотворение «Одно лето в аду». Морреллу показалось, что это прекрасная метафора о времени, проведенном Джоном во вьетнамском плену. Иногда писатель рассказывал другую версию происхождения фамилии Рэмбо. Во время написания книги супруга принесла ему блюдо с ароматными яблоками, которые пришлись по вкусу Морреллу. Он спросил у любимой, что это за сорт. Оказалось - «Рэмбо». Так писатель придумал имя для своего героя - Джон Джеймс Рэмбо.

Семья Рэмбо

Сведения о родных Джона в книгах и фильмах слегка противоречат друг другу. Так, в картине упоминается, что отец парня был индейцем. Однако в книге сказано, что мать Рэмбо была из племени Навахо, а отец - итальянец. В детстве паренек часто проводил время с родственниками матери, отсюда у него умения прекрасно стрелять из лука, ориентироваться и охотиться в джунглях.

Отец Джона часто пил и в состоянии алкогольного опьянения колотил мать. Позже она умерла от рака, а юный Рэмбо сбежал из дома и стал работать в гараже, совсем забросив учебу в школе. Поступление в армию стало для парня просто лучом света в темном царстве.

Фильм «Рэмбо: Первая кровь»

При подготовке к книжный образ Рэмбо был изменен. Кроме того, что персонаж обрел имя, он стал более замкнутым в себе. Так, в романе John James Rambo (вымышленный персонаж) больше общается с полицейскими, даже отпускает шуточки. В экранизации он угрюм и молчалив.

Также в фильме главный герой в разы менее кровожаден, чем в книге. Как настоящий солдат Джон Джеймс Рэмбо в книге убивает около пятнадцати человек, преследующих его. На фоне книжного прототипа киношный герой почти пацифист: от его рук в кинофильме гибнет только один его противник - заваривший кашу шериф.

В целом же сюжет более-менее идентичен: Джон путешествует и, проходя через очередной город, привлекает внимание шерифа. Тот пытается заставить героя поскорее покинуть приделы его населенного пункта во избежание разнообразных инцидентов. Героя войны такое отношение обижает и он на зло шерифу возвращается в город, за что его арестовывают и, препроводив в камеру, избивают. У Джона Рэмбо случается срыв, он отбивается от своих мучителей и сбегает из участка.

За ним начинается охота с привлечением всех средств, в том числе и Однако Рэмбо, будучи опытным военным, не только прекрасно выживает в лесу, но и умудряется держать оборону. В конце концов он убивает задиру-шерифа и сдается властям. В книге немного другой финал - там Джон Джеймс Рэмбо погибает.

Нож Рэмбо

Стоит отметить, что в книге напрочь отсутствует такая деталь, как для выживания, который так часто служит герою.

Идея использовать подобный инструмент принадлежит исполнителю главной роли в фильме - Сильвестру Сталлоне. Будучи заядлым коллекционером холодного оружия, он упросил одного из лучших его дизайнеров в США - Джимми Лайле - спроектировать один экземпляр специально для фильма. За основу был взят тесак-мачете, однако в ручку был вмонтирован целый набор походных инструментов, что и помогло Рэмбо спастись. Для второго и третьего фильмов индивидуально также разрабатывались модели походных ножей, которые должны были по сюжету помочь герою выжить в джунглях.

Фильм «Рэмбо: Первая кровь-2»

А это второй фильм о ветеране вьетнамской войны по имени Джон Рэмбо. Серия Rambo - это достаточно необычная история. Если первый фильм был снят на основе книги, то второй послужил базой для написания романа Морреллом.

По сюжету второй картины Джон отбывает свое справедливое наказание за проступки в первом фильме. Но тут неожиданно к нему приезжает его бывший начальник Траутман, которого герой очень уважает и ценит. Он предлагает Рэмбо получить свободу иным способом, нежели годы работы в каменном карьере. Все что от него нужно - выполнить одну опасную миссию.

Дело в том, что Джон Джеймс Рэмбо когда-то побывал во вьетнамском плену и смог сбежать оттуда. Официально лагерь, где его держали, пустует. Но американцы опасаются, что там и сейчас содержат и пытают пленных солдат. В задачу Рэмбо входит пробраться в лагерь, узнать положение вещей, доложить и незаметно уйти. Однако десантирование Джона проходит не так, как планировалось, и герой остается практически без всего снаряжения. Рэмбо приходится использовать только свой верный нож, лук и стрелы, а также навыки выживания, полученные от индейцев.

Благодаря связной Ко Бао Джон проникает в лагерь и находит там массу пленных солдат из США. Рэмбо пытается их спасти, но из-за предательства одного из руководителей операции сам оказывается в плену. После пыток герою с помощью Ко Бао удается сбежать и спасти соотечественников, однако девушка погибает. В конце фильма Джон отказывается от заслуженной медали и уходит из армии.

Фильм «Рэмбо-3»

С третьим фильмом цикла «Рэмбо» ситуация аналогична: на его основе написана книга. По сюжету Джон уже долгое время живет в Таиланде. Здесь он трудится при буддистском храме и сам становится буддистом. Однако его вспыльчивый характер часто дает о себе знать. На жизнь герой зарабатывает участием в платных уличных боях. При этом большинство заработанных денег жертвует храму.

Здесь его находит его бывший командир Траутман, который стал для героя вторым отцом. Он просит Джона поучаствовать в одной военной операции, но тот больше не верит армии США и отказывается.

Вскоре Джон Джеймс Рэмбо узнает, что Траутман попал в плен, выполняя задание, и соглашается попытаться спасти его. Проникнув через афганско-пакистанскую границу в Афганистан, герой знакомится с местным сопротивлением. С помощью проводника он попадает на базу, где содержится его друг. После череды перестрелок Рэмбо удается спасти и Траутмана, и других пленных.

Фильм «Рэмбо-4»

В последнем из фильмов этой серии рассказывается о жизни Рэмбо через двенадцать лет после событий третьей киноленты. Теперь Джону почти шестьдесят, он успокоился, но на родину так и не вернулся. Место его обитания - пригород Бангкока. Здесь он живет на берегу реки и ремонтирует катера и лодки.

Однажды к нему приходит небольшая группа миссионеров и просит сопроводить их к месту обитания одного восточного народа, который страдает от военных действий в стране. Миссионеры хотят помочь им продуктами и лекарствами. Нехотя Джон Джеймс Рэмбо соглашается и помогает миссионерам. Через несколько дней он узнает, что люди, которым он помог добраться в оккупированное селение, взяты в заложники военными. Объединившись с солдатами удачи, Джон спасает миссионеров. Одна девушка из их группы, с которой Джон подружился, советует ему вернуться наконец-то на родину, что герой и делает.

Влияние образа Джона Рэмбо на политику и культуру

Создавая образ Джона Рэмбо, Дэвид Моррелл пытался поднять проблемы, на которые общество того времени часто просто-напросто закрывало глаза. Однако его персонаж из проблемного ветерана вскоре превратился в потерянного героя войны, готового в трудную минуту прийти на помощь. Он стал символом непоколебимости и чести настоящего военного, который не предает и не бросает своих.

Вот так изменил герой John Rambo жанр боевик. Истории о герое-одиночке, спасающем кого-либо, вошли в моду («Крепкий орешек», «Командо»). К примеру, из «Крепкого орешка» сравнивает себя с Рэмбо. С легкой руки создателей киноцикла после его выхода в моду вошли универсальные стрельба из лука и другие «примочки» главного героя.

Американский президент Рональд Рейган во времена своего правления очень часто цитировал фильмы цикла «Рэмбо». Также с героем связывают термин, который появился в юриспруденции. Он называется Rambo lawyer и обозначает непрофессиональное поведение адвокатов.

Очень повлияла на зрителей, особенно на юных, история одного героя. Джон Рэмбо стал идеалом мужественности и отваги для мальчишек, которые хотели во всем на него походить. После выхода фильма многие дети стали играть в Рэмбо и подражать его повадкам. Но самое главное, что усвоили все зрители и читатели этого цикла, так это то, что из любой ситуации можно найти выход, даже если ты в джунглях без воды и еды, окруженный врагами, а в руках у тебя только нож. Несмотря ни на что, всегда нужно оставаться достойным человеком.

Фильм Рэмбо 3 (оригинальное название Rambo III) в 1988 году снял режиссер Питер МакДональд. Сценаристом выступил Сильвестр Сталлоне, Шелдон Леттич, Дэвид Морелл. Фильм идет 102 мин. / 01:42. Слоган фильма: «The first was for himself. The second for his country. This time it’s to save his friend»

  1. В сцене когда Рэмбо с пленными терпит крушение на вертолете, после взрыва вертолет сгорает за считанные секунды пока Рэмбо разговаривает с пленными.
  2. В сцене драки с советским спецназовцем рядом с вертикальным входом-выходом из пещер, при выдёргивании Джоном Рэмбо кольца с чекой из гранаты Ф-1, висящей на груди спецназовца, хорошо виден бутафорский запал с приделанным намертво предохранительным рычагом, не соединённым, как это положено, с чекой через отверстие в запале.
  3. В заключительной сцене, когда Траутман и Рэмбо садятся в джип, на капоте машины видны пулевые отверстия. С такими повреждениями нельзя ехать дальше.
  4. На некоторых DVD есть альтернативная концовка фильма, в которой Рэмбо остаётся в Афганистане помогать моджахедам. Кроме того, в окончательную версию фильма не вошёл ещё ряд вырезанных сцен.
  5. Танк Т-72 (по-видимому, именно этот танк пытались изобразить в фильме) не может управляться одним человеком, который выполняет роль и водителя и стрелка (они находятся в изолированных отделениях). Более того танки этой модели в Афганистане не применялись.
  6. В некоторых сценах советские военные почему-то одеты в чёрные береты морской пехоты.
  7. Над фильмом начинал работать Рассел Малкэй, но он ушел из проекта по причине творческих разногласий. Заменил же его Питер МакДональд.
  8. Советская боевая техника представлена американским полугусеничным бронетранспортёром M3 времён Второй мировой войны, броневиками Alvis FV603 Saracen, БРДМ-2, БТР-60, автомобилями УАЗ-469 и Daimler Ferret Scout Car MkI, армейскими грузовиками ЗИЛ-157, GMC M-135, AIL M-325, самоходной зенитной установкой «Шилка», танком Т-55, а также неустановленным танком, напоминающим американский M26 «Pershing». Патрулирующие границу с Пакистаном советские самолёты представлены F-15. Вертолёты Советской армии представлены в двух вариациях: средний и тяжёлый. Оба французского производства. Один представляется как Ми-24 и отдаленно похож на оригинал. На нём установлен дополнительно пулемёт для борт-стрелка производства Browning Arms Company. На АКС и АКМ установлен американский подствольный гранатомёт M203 и коллиматорный прицел. В одной из сцен советский пулемётчик ведёт огонь из английского пулемёта «Lewis» образца 1916 года.
  9. Роль Ми-24 «играет» подретушированный французский вертолет SA330 PUMA. Второй «советский» вертолёт — SA 341/2 «Gazelle».
  10. На время выпуска картины в прокат она была самой дорогостоящей за всю историю.
  11. В кабинете полковника Зайцева к стене приколот целый номер газеты «Правда» и портрет Ленина. Советские военные одеты в форму, лишь отдалённо напоминающую реальную. На погонах полковника Зайцева — «маленькие» лейтенантские звёзды.
  12. Зайцев, являясь командующим операцией, сам пилотирует «Ми-24».
  13. Это последний фильм о Рэмбо, в котором Ричард Кренна играет роль полковника Траутмана.
  14. Фильм был запрещён к показу в СССР ввиду ярко выраженной антисоветской направленности.
  15. Знаменитый «нож Рэмбо» создал дизайнер Джил Хиббен, причём в этом фильме нож значительно отличается от своих аналогов в предыдущих фильмах.
  16. Британский убийца и психопат Майкл Райан, убивший 16 и ранивший 14 человек, утверждал, что на убийства его вдохновила серия фильмов о Джоне Рэмбо.
  17. Полковник Траутман в этом фильме говорит с французским акцентом.
  18. В оригинале полковника Зайцева зовут Зайсин (Zaysen). Но все отечественные переводчики «переименовали» его в Зайцева.
  19. Во время финального боя Зайцев на вертолете пытается уничтожить захваченный Рэмбо танк при помощи НАР и авиапушек, хотя на его якобы Ми-24 установлены не менее 4 ПТУР. В реальном бою одиночный танк, или танковый взвод без прикрытия средств ПВО и авиации станет лёгкой добычей боевого вертолёта (например, Ми-24), так как из средств противодействия у него есть лишь башенный крупнокалиберный пулемёт, который чаще всего неэффективен ввиду ограниченной зоны поражения.
  20. В Книге рекордов Гиннесса 1990 года этот фильм называется самым жестоким за всю историю, поскольку в нем насчитываются 221 акт насилия и свыше 108 смертей.
  21. В фильме есть отличия от книги:
  22. В фильме, в отличие от книги, Рэмбо не произносит регулярно имя Будды, выражая приверженность к новой для себя религии.
  23. В сцене боя на рынке Рэмбо лишь повергает своего противника. В книге же сцена боя выглядит намного более жестокой, а поверженный боец остаётся в луже собственной крови.
  24. Траутман после поединка находит Рэмбо на территории монастыря, в отличие от книги, где это происходит в литейном цеху Бангкока, где главный герой, к слову, так же занят обработкой металлического листа.
  25. В книге основным предлогом проведения операции в Афганистане был поиск пропавшего журналиста. В фильме это изменено.
  26. В книге Траутман и Бриггс спорят о судьбе возложенной на полковника миссии. В фильме этой сцены нет.
  27. В фильме весть о пропаже Траутмана Рэмбо приносит агент ЦРУ. В книге же главный герой приходит в посольство с желанием узнать судьбу друга и чуть ли не с боем пробивается к дипломату в глубину здания.
  28. Уже на пути в Афганистан, в фильме отсутствует сцена жуткой песчаной бури, от которой спасается караван вместе с Рэмбо.
  29. Сцена, где Муса называет Рэмбо туристом и спрашивает о его военном опыте, отсутствует в книге.
  30. Во время первой схватки с русскими, Рэмбо уничтожает два вертолёта недалеко от афганской деревни. В фильме была взорвана только одна боевая машина.
  31. В фильме схватка с вертолётами и разрушение деревни происходит уже после знакомства Рэмбо с афганцами. В книге же они даже принимают его за русского и хотят убить.
  32. В фильме афганские солдаты показаны более мягкими, чем в книге, где они свирепо нападали и буквально разрывали на куски пленных русских солдат.
  33. В фильме Траутмана просто сильно избивают. В книге же ему выбивают зубы, он какое-то время лежит в камере в луже собственной крови. Затем его ранят в плечо при побеге. Рэмбо несёт его на себе, пока полковник балансирует между жизнью и смертью.
  34. В пещере после побега, Рэмбо дает свою кровь для переливания Траутману. В фильме этого нет.
  35. В фильме присутствует русский дезертир, который находится на базе афганцев ещё до прибытия Рэмбо. В книге такой персонаж отсутствует. Вместе него есть пленный солдат Андреев. Именно он посвящает Рэмбо в тонкости расстановки сил на базе и вместе они проникают в форт. Андреев только со временем говорит, что хочет перейти на сторону воюющих мусульман.
  36. В фильме полностью отсутствует такой персонаж, как заместитель Зайсена — майор Азов. Он все время сомневается в войне, приказах своего командира. В одной сцене в книге даже не стреляет в убегающего Рэмбо, ссылаясь на промах.
  37. В фильме Рэмбо дважды пробирается в крепость. В книге же он с первого раза вызволяет своего друга Траутмана.
  38. В фильме полностью отсутствует женский персонаж Мишель.
  39. В фильме отсутствует сцена, где в поединке с русскими войсками, Рэмбо выстрелом из гранатомёта обрушивает на врага снежную лавину. В фильме показаны исключительно пески.
  40. В книге Зайсин погибает так же от рук Рэмбо, но менее зрелищно — при попытке бегства. Рэмбо настигает его на лошади и убивает ударом тесака по голове.
  41. В книге отсутствует персонаж Хамид из фильма.
  42. В фильме Рэмбо убивает прапорщика Курова, повесив на вертолётном тросе и подорвав гранатой, в книге же он остаётся жив и переходит на сторону моджахедов, так как обижен на советскую власть.
  43. В сцене последнего предложения сдаться в руках у Траутмана находится венгерский клон АКМ — АМД-65, никогда не использовавшийся советской армией.
  44. Конь, на котором скачет Джон Рэмбо, затем участвовал в съемках картины «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), где на нем ездил верхом Индиана Джонс.
  45. В финальном бою советский танк (представлен как Т-72) стреляет из орудия бронебойными снарядами по афганской коннице. Моджахеды останавливают танк «коктейлем Молотова» и 50 мм миномётной миной. Впрочем, сразу после этого, расстреляв экипаж из трёх человек, в повреждённый танк садится Рэмбо и как ни в чём не бывало продолжает вести бой.
  46. У советского флага на советской базе серп и молот расположены в центре, а не в углу у древка.
  47. В фильме 221 сцена насилия, а количество смертей — 132.

21 февраля состоялся выход девятой по счету игры, посвященной одному из величайших героев боевиков — Джону Рэмбо. На этот раз боец расправляется с врагами в формате виртуального тира. И в данном случае главный герой и его биография вызывают куда больший интерес, чем сама игра.

В этой статье мы напомним о подвигах Рэмбо на большом экране, а также об отличиях киношного героя от литературного. Игры про него никогда не отличались продуманным сюжетом и не оказывали никакого влияния на его историю.

Джон Джеймс Рэмбо родился 6 июля 1947 года в бедной семье. Его мать умерла, когда Джон был еще ребенком, а отец, будучи жестоким алкоголиком, пытался зарезать своего отпрыска ножом. Рэмбо почти убил отца из лука и сбежал из дома.

В 1965 году Рэмбо закончил школу, а уже 2 января 1966-го вступил в ряды армии США. В сентябре того же года Джона отправляют в Южный Вьетнам. Вернувшись домой в 1967 году он проходит курс подготовки бойца спецподразделения, где также учит вьетнамский язык.

В ноябре 1971 года Рэмбо принимает участие в секретной операции в тылу врага. Отряд попадает в засаду, Джон получает ранение в ногу и оказывается в плену. В лагере, расположенном на китайско-вьетнамской границе, его зверски пытают и держат в яме, куда сбрасывают экскременты. В мае 1972 года ему удается бежать. Впоследствии он страдает от нервных срывов, поскольку наблюдал за адскими страданиями и смертями своих друзей. Рэмбо с почестями отправляют в отставку.

На родной земле Джон сталкивается с неприятной реальностью. Хиппи относятся с презрением ветеранам вьетнамской войны. Рэмбо чувствовал себя ненужным в стране, за которую был готов отдать жизнь. Он становится бездомным бродягой, часто голодает и спит в лесу.

First Blood — 1982

Действие фильма разворачивается в декабре 1981 года. Рэмбо разыскивает своего товарища из элитного военного подразделения «зеленых беретов», с которым служил во Вьетнаме. Мать сослуживца сообщает, что ее сын умер от рака. Другими словами, из отряда остался в живых один Джон. Узнав печальные новости, Рэмбо бредет в городок Хоуп, что в штате Вашингтон. На дороге его замечает местный шериф Уилфред Тизл. Длинные волосы и неопрятная одежда выдавали в Джоне бродягу. Служитель закона, видевший в этих типах только неприятности, вывез его на окраину города. Однако Рэмбо возвращается сразу же после «депортации». Тизл его снова арестовывает и доставляет в полицейский участок.

В участке над Рэмбо насмехаются, избивают и даже хотят побрить ему голову. Джон устраивает драку и выбирается из заточения, прихватив армейский нож. Он угоняет мотоцикл и прячется в близлежащем лесу. Тизл вызывает подкрепление и начинает охоту за беглецом. Попытки поймать Рэмбо в гористой местности и расстрелять его с вертолета оборачиваются смертью помощника шерифа. Джон выходит из укрытия и хочет сдаться, но полицейские открывают огонь и вынуждают Рэмбо отступить.


В ходе следующего этапа охоты Рэмбо расправляется с собаками, отправленными по его следу. Также он расставляет ловушки, чтобы избавиться от полицейских. Джон не убивает их, а только калечит.

На место пребывает национальная гвардия, полиция штата и бывший командир Джона — полковник Самуэл Траутмен. Полковник предлагает приостановить операцию, но Тизл его не слушает. Тогда Траутмен связывается с Рэмбо па радио и просит того прекратить бессмысленную войну. Джон отказывается, объясняя это тем, что «они начали первыми». Вскоре Рэмбо зажали у входа в старую шахту. По Джону стреляют из гранатомета, и вход заваливает обломками. Копы считают Рэмбо погибшим.

Джон выбирается на свободу через вентиляционные ходы. На дороге он обнаруживает колонну военных. Рэмбо похищает один из грузовиков, обнаруживает в кузове пулемет и выдвигается в город. Там он уничтожает заправку, вырубает электричество и пробирается к полицейскому участку. Рэмбо тяжело ранит Тизла. Тут появляется Траутмен и уговаривает бывшего подчиненного сложить оружие. После непростых переговоров и воспоминаний о войне Рэмбо сдается властям.


First Blood — 1972

Сюжет романа «Первая Кровь» 1972 года выпуска за авторством Дэвида Морелла, по мотивам которого снимали фильм, сильно отличался от кинотеатральной версии. Рэмбо действовал в городке Мэдисон (штат Кентукки) и представал в образе жестокого человека. Уже в полицейском участке он вспарывал живот одному копу, а потом без тени сомнения разбирался с работниками правопорядка, сбил вертолет и убивал непричастных гражданских. Хотел убить и шерифа Тизла, но тот удрал от Рэмбо. Потом при помощи динамита Джон уничтожает полгорода.

Шериф не походил на типового негодяя, был морпехом, ветераном корейской войны. Траутман состоял в звании капитана и знаком с Рэмбо не был — он лишь возглавлял военное учреждение, где обучали Джона. В финале Рэмбо смертельно ранит Тизла, но и сам получает тяжелое ранение. Траутман убивает Рэмбо из ружья.

В фильме также была альтернативная концовка, где Рэмбо просит Траутмана убить его. Тот отказывается, и Рэмбо сам стреляет себе в грудь. Но фокус-группа попросила оставить понравившегося ей героя в живых.


Rambo: First Blood Part II — 1985

Рэмбо был приговорен к исправительным работам на каменном карьере, где провел четыре года. В 1985 к нему наведывается полковник Траутман и предлагает вновь посетить Вьетнам с целью отыскать американских военнопленных. Если операция завершится успехом, то Джона помилуют. Рэмбо дает согласие.

Уже в ходе высадки Рэмбо лишается снаряжения и вынужден выживать на враждебной территории, имея в распоряжении нож и лук со стрелами. Джон встречается с местной связной и добирается до концлагеря. Несмотря на приказ не освобождать пленных, Рэмбо вызволяет одного солдата и убивает несколько охранников.

Узнав, что Джон освободил пленника, командование отзывает вертолет. Рэмбо и его спутника окружают и берут в плен. Потом Джона истязает офицер советской армии. Но Рэмбо избавляется от пут.


Советские и вьетнамские солдаты продолжают охотиться на Джона. Скрываясь от боевого вертолета, Джон прыгает в воду, пилот снижается, Рэмбо выскакивает из воды и нападает на стрелка. После потасовки он завладевает вертолетом, спасает пленников и хочет отвезти их домой. Их преследует другой советский вертолет, который Рэмбо сбивает.

Также Рэмбо уничтожает американский командный центр, откуда был отдан приказ оставить его на растерзание недругам. Траутман вновь успокаивает Джона. С Рэмбо снимают все обвинения, но он остается жить в Таиланде.

Стоит отметить, что данный фильм, в отличие от первого, был отрицательно принят критиками и получил много наград формата «Худший фильм», «Худший актер», «Худший сценарий», «Худший режиссер» и прочие. Тем не менее, это не помешало ему собрать в прокате более 300 млн. долларов и стать самым успешным фильмом про Рэмбо. Возможно, феноменальный успех объясняется тем, что первую версию сценария к фильму написал молодой и еще неизвестный Джеймс Кэмерон, который уже тогда отличался удивительным чутьем на предпочтения зрителей.


Rambo III — 1988

К Рэмбо снова приходит неугомонный полковник Траутман с очередной просьбой. Джон должен отправиться в Афганистан и помочь с поставками оружия повстанцам, сражающимся с войсками СССР. Однако Рэмбо больше не желает участвовать в войнах. Тем не менее, позже он узнаёт, что Траутман оказался в плену у «советов». Рэмбо, естественно, рвется спасать наставника.

Афганцы соглашаются содействовать Рэмбо только после того, как он вместе с ними отбивает атаку советских войск. Со второй попытки Джон спасает полковника и улетает с базы противника на угнанном вертолете. Вертушка падает, и товарищи продолжают путь пешком. Они расправляются с советским спецназом, но их окружает целая танковая армия. В решающий момент в бой вступают моджахеды и спасают американцев. Уговоры продолжить помогать товарищам были безуспешными, и Рэмбо возвращается в Таиланд.


Rambo — 2008

Следующие двадцать лет были спокойными для Рэмбо. Он промышлял ловлей змей и транспортировкой путников в Бирме. Однажды к нему заглянули миссионеры с предложением провести их к одной угнетаемой деревеньке, чтобы они могли передать нуждающимся медикаменты и еду. Среди миссионеров была женщина, которая сумела убедить бывшего военного сопроводить их.

По прибытию на место они благодарят Рэмбо за услуги и отправляют его восвояси. Вскоре на деревеньку нападают военные, убивают жителей и берут в плен американских миссионеров. Спустя десять дней к Джону приходит пастор и просит его проводить отряд наемников к злосчастной деревушке. Там они сталкиваются с очередными злодеяниями военных, которые заставляли бегать граждан по минному полю. Проигнорировав приказ лидера наемников, Рэмбо вступает в бой с подонками. Чуть позже они спасают миссионеров из плена. Но за ними начинается охота.

Отряд разделяется на две группы, и одна попадает в лапы к врагу. Рэмбо вместе с товарищами приходят к ним на подмогу в ту секунду, когда их собирались казнить, устраивая кровавую баню и вспарывая брюхо командиру военных. Наконец, Рэмбо возвращается в родной дом в США.


Рэмбо начинал путь к славе в качестве трагического персонажа. Он отдавал Родине всего себя, не боялся умереть в бою, но судьба выбросила его на обочину. В послевоенном обществе такие люди, как Джон, оказались ненужными и были вынуждены выживать в условиях, где не было очевидных «своих» и «чужих». Поэтому Рэмбо противостоял несправедливости единственным известным ему методом грубой силы (или чересчур грубой — в романе), что вызывало соответствующую реакцию у властей. Волею Голливуда он превратился в классического героя боевика эпохи 80-х — сурового, несгибаемого воина, способного выстоять против целой армии. Такая трансформация не всем пришлась по душе, но Джон Рэмбо навсегда запомнится как один из самых колоритных героев, чей образ оказал значительное влияние на многие игровые проекты.

22 октября 1982-го года в американский прокат вышел фильм «Рэмбо: Первая кровь» -- боевик Теда Котчеффа о неубиваемом солдате Джоне Рэмбо.
А далее, читайте историю об этом фильме и о других съемочных курьезах.

В истории XX века можно по пальцам пересчитать литературных персонажей, которые стали международными именами нарицательными. Шерлок Холмс, Тарзан, Джеймс Бонд… И Джон Рэмбо – неудержимый суперсолдат, который один стоит целой армии. Он появился на свет в романе Дэвида Моррелла и стал всемирно известным благодаря фильму, в 1982 году покорившему кинотеатры всех капиталистических стран. Как и роман, эта картина – одновременно напряженный боевик и трогательная драма – называлась «Первая кровь» (в России – «Рэмбо: Первая кровь»).
Подобно многим голливудским историям, история «Первой крови» началась за много лет до того, как режиссер Тед Котчефф впервые крикнул: «Мотор!» Положенный в ее основу роман был опубликован в 1972 году, но и это было не начало, а лишь веха в судьбе Рэмбо. По признанию Дэвида Моррелла, он впервые задумался о «Первой крови» в 1968 году, в разгар студенческих волнений в западных странах.

Канадец по происхождению, Моррелл в то время как раз получил на родине диплом бакалавра английской словесности и перебрался в США, чтобы продолжить учебу и стать магистром и доктором наук. Будучи чужаком-иностранцем, он в волнениях не участвовал, но наблюдал их вблизи, параллельно смотрел по ТВ репортажи из Вьетнама и хотел как-то поддержать антивоенных бунтарей. Поэтому он решил написать роман о солдате, который возвращается с заморской войны и привозит ее с собой, «слетая с катушек» и устраивая бойню в провинциальном городке. Моррелл задумал показать, что война – это не веселое приключение и не добродетельная борьба со злом, а кромешный ад, разрушающий души воюющих. Также он намеревался продемонстрировать читателям, как ужасна война, когда она идет не за океаном, а у них дома, на заднем дворе. Моррелл хотел, чтобы американцы хотя бы ненадолго почувствовали себя вьетнамцами.
Это был первый роман Моррелла, и работа над ним продвигалась с трудом. Пока Моррелл корпел над книгой, он стал преподавателем, и среди его студентов нашлось немало ветеранов Вьетнама. Наблюдая за их поведением и слушая их рассказы о том, что они пережили в Азии и в США, Моррелл постепенно «настраивал» главного героя, изначально основанного на Оди Мерфи – известном всей Америке ветеране Второй мировой. Мерфи доблестно сражался, вернулся с ворохом наград, стал звездой вестернов и до конца своей сравнительно недолгой жизни (он погиб в авиакатастрофе в 1971 году в возрасте 45 лет) страдал от посттравматического синдрома. Который выражался в паранойе, привязанности к легальным наркотикам, приступам неконтролируемой ярости. И Мерфи не страдал молча. Он откровенно рассказывал о том, что с ним творилось, и боролся за улучшение системы реабилитации ветеранов.
Как-то раз во время работы над романом Моррелл перечитывал стихи Артюра Рембо и размышлял о короткой, но пестрой жизни этого поэта XIX века, который участвовал в восстании Парижской коммуны и служил наемником в Индонезии (в то время голландской колонии). Жена писателя в тот день купила яблоки популярного на востоке США сорта «рэмбо» (название этого сорта восходит к шведскому слову Ramberget, которое переводится как «Воронья гора»), и Моррелл счел, что это совпадение – знак свыше. Так главный герой его книги обзавелся фамилией Рэмбо и военным позывным «Ворон». Имя Джон, в свою очередь, было не только самым популярным в англоязычных странах, но и естественным именем для одинокого солдата. Ведь в США письма девушек, не дождавшихся парней из армии и объявляющих о разрыве, называют Dear John… («Дорогой Джон…»). Впрочем, это имя герой получил лишь в сценарии – в книге он был просто Рэмбо.

Когда «Первая кровь» была завершена и отдана в печать, это было жесткое и жестокое произведение. Взорвавшись как бомба от издевательств полицейских, бродяга Рэмбо убивал и виновных, и невинных. Он буквально заваливал городок трупами и погибал в финальном столкновении с шерифом Тизлом (продолжив растительную тему, Моррелл назвал этого героя в честь колючего растения, которое в России известно как ворсянка). Ветеран Кореи Тизл, впрочем, тоже в финале отправлялся в морг. Из трех основных героев выживал лишь капитан Сэм Траутмен – начальник школы спецназа, в которой готовили Рэмбо (в отличие от фильма, в книге эти герои были едва знакомы). Намек писателя был прозрачен: ветераны приходят и уходят, а «дядя Сэм», то есть американский военный истеблишмент, выживает и продолжает отправлять молодых ребят на фронт. Будь то Корея, Вьетнам или какая-нибудь другая «горячая точка».
Почему для Моррелла было важно сделать Тизла ветераном? Во-первых, он не хотел бросать тень на всех ветеранов и утверждать, что каждый из них – граната без чеки. Поэтому важно было показать разных ветеранов, с разной историей и разным поведением. Во-вторых, Моррелл в книге отмечал, что Тизл отчасти понимает и сочувствует Рэмбо – это было бы невозможно, если бы шериф сам не побывал на фронте. В-третьих, Тизл еще и завидовал поколению Рэмбо, которое привлекало к себе всеобщее внимание, тогда как ветераны Корейской войны были в 1970-х почти забыты. Именно поэтому он не давал парню поблажек, когда узнавал, что тот служил.

Захватывающий сюжет, агрессивное действие и антивоенный пафос – Голливуд это сочетание влекло сильнее, чем налоговые льготы, и «Первая кровь» быстро была куплена для экранизации. Однако орешек оказался твердым. Кто только не пробовал себя в написании сценария, кто только не претендовал на режиссерское кресло, кого только не приглашали на главную роль! Проект сменил пять студий, прошел через руки двух десятков сценаристов, об исполнении роли Рэмбо задумывались все звезды 1970-х, от Роберта Де Ниро до Джона Траволты. Но всякий раз находилось непреодолимое препятствие.
Как правило, потенциальные экранизаторы «Первой крови» спотыкались о чрезмерную жестокость книги. При переносе действия из романа в фильм Рэмбо представал террористом, не заслуживающим ни сочувствия, ни сопереживания. Те же, кого это не смущало, натыкались на то, что после завершения Вьетнамской войны антивоенная пропаганда уже была неактуальна, и зрители не хотели, чтобы голливудцы бередили начавшие было заживать раны.
Наконец, в самом начале 1980-х «Первая кровь» перешла в руки ливанца Марио Кассара и венгра Эндрю Вайны, владельцев созданной несколькими годами ранее независимой студии Carolco. Они купили проект по совету канадского режиссера Теда Котчеффа, который работал над «Кровью», когда ей занималась студия Warner. К тому времени упоминания Вьетнамской войны уже не встречались в штыки, а отношение к ветеранам было лучшим, чем в конце 1960-х, когда протестующие против войны называли их «убийцами» и встречали их как преступников. Так что партнеры решили, что время «Первой крови» наконец-то пришло – уже не как антивоенного фильма, а как кино о забытом ветеране.
Предыдущей картиной Марио и Вайны была военно-спортивная драма «Победа» (сюжетный аналог нашего «Матча», только о западных военнопленных, играющих в футбол с немецкими тюремщиками), и они сразу подумали о приглашении в «Первую кровь» Сильвестра Сталлоне, который в «Победе» изображал американского вратаря (кстати, одним из членов его «команды» был сам великий Пеле).

Сталлоне в то время был в трудном положении. Он оставался всемирно известным, но ни одна из его картин, за исключением «Рокки» и «Рокки 2», не добилась существенного коммерческого успеха. Он не хотел казаться актером одной роли, и он жаждал воздать должное тем, кто воевал за Америку, но не был принят страной как герой. Поэтому он очень быстро согласился сыграть Рэмбо – с условием, что ему позволят переписать сценарий и создать такого героя, какого ему будет комфортно сыграть. Продюсеры и взявшийся ставить картину Котчефф не возражали. Они помнили, что сценарий «Рокки» принес Сталлоне номинацию на «Оскар», и они хотели, чтобы Рэмбо был больше похож на Рокки, чем на безжалостного маньяка.
Взяв за основу сценарий Майкла Козолла и Уильяма Сакхайма (самый удачный из множества написанных к тому времени), Сталлоне занялся смягчением образа Рэмбо. Он настоял на том, чтобы герой фактически никого не убивал (кидание в вертолет камня и скидывание машины с дороги трудно называть убийством) и чтобы Рэмбо казался своего рода наивным большим ребенком, взрослеющим только тогда, когда ему приходится выживать и сражаться. В свою очередь, продюсеры потребовали, чтобы в картине было побольше действия и поменьше разговоров. Эксперты по международным продажам, они хотели облегчить работу будущим переводчикам и режиссерам озвучания.

Изменились в новом сценарии и Траутмен с Тизлом. Первый из отстраненного начальника превратился в «отца солдатам», который не только готовил Рэмбо, но и сражался вместе с ним. Второй, напротив, почти утратил свое ветеранство, которое ни разу не упоминается в картине. Внимательные зрители, впрочем, могут заметить военные медали в его кабинете и отметить, что в финале Тизл ведет себя не как полицейский, а как снайпер. Эти изменения были нужны для того, чтобы укрепить «сторону Рэмбо» и ослабить «сторону шерифа», гарантировав, что зрители будут болеть не за тех, кто пролил первую кровь, а за того, чья кровь была пролита. Даже если он будет вести себя как преступник.
Подбирая актеров на эти роли, Котчефф отдал шерифа актеру Брайану Деннехи, бывшему морпеху (он ухитрился отслужить в тот небольшой промежуток, когда Америка не воевала, но часто рассказывал, что был во Вьетнаме). Деннехи и Сталлоне уже снимались вместе в исторической социальной драме «Кулак», но там у Деннехи была куда менее значимая роль. Американский ирландец впечатлил режиссера своей импозантной внешностью и умением находить в роли оттенки, которых не было в сценарии.

Роль Траутмена изначально была поручена знаменитому Кирку Дугласу, герою «Спартака» и многих других легендарных лент. Дуглас был готов сниматься, но у него нашлись претензии к сценарию, и когда создатели фильма отказались переписывать текст под диктовку звезды, он сбежал со съемок. Пришлось срочно искать замену, и новым Траутменом стал телевизионный актер Ричард Кренна, который вошел в образ буквально с колес, начав сниматься сразу после прочтения сценария.
Также в фильме снялся Дэвид Карузо, в то время начинающий исполнитель, а в будущем звезда сериалов «Полиция Нью-Йорка» и «CSI: Место преступления – Майами». Роль у него была не слишком важная (он играл одного из полицейских), но ярко-рыжий актер сразу обращал на себя внимание, и его коллеги между собой говорили, что парень далеко пойдет, если верно разыграет свои карты.
Поскольку Сталлоне, как уже говорилось, считался прибыльной звездой, лишь когда играл Рокки, найти деньги на «Первую кровь» оказалось непросто. В конце концов Марио Кассар просто воспользовался тем, что его крестный отец (самый обычный, не криминальный) был «шишкой» в крупном европейском банке, и он взял кредит в 18 миллионов долларов, пообещав крестному, что легко «впарит» фильм иностранным дистрибьюторам, как только сможет им показать нарезку из отснятых сцен. Это было весьма самонадеянно, но для продюсера это скорее достоинство, чем недостаток.

В книге действие развивалось в штате Кентукки, но создатели фильма сочли, что съемки в Канаде обойдутся дешевле, и потому место действия было перенесено в северо-западный штат Вашингтон (привет, «Сумерки»!). Съемки же проходили чуть севернее, в граничащей с Вашингтоном канадской провинции Британская Колумбия, неподалеку от Ванкувера (кстати, в тех же краях, где десятилетия спустя снимались «Сумерки»). Американский городок под названием Хоуп («Надежда») изображал канадский городок под названием Хоуп, но с надеждой в нем было плохо. Местные лесопилки закрывались одна за другой, и горожане сидели без работы. Для голливудцев, правда, это было очень даже удобно, потому что чем депрессивнее город, тем дешевле в нем снимать и тем проще договариваться с жителями и властями. В свою очередь, лесные сцены создавались в провинциальном лесопарке Британской Колумбии «Золотые уши», который получил свое название в честь двух горных отрогов.
Хотя Британская Колумбия и расположена на севере Северной Америки, она славится своим мягким и теплым климатом. В ее густонаселенных районах среднегодовая температура составляет 12 градусов Цельсия, что делает ее самым теплым уголком Канады. Поэтому продюсеры «Первой крови» надеялись, что с намеченными на зиму съемками больших проблем не будет. Однако погода, в отличие от канадцев, отказалась сотрудничать с южанами. Почти каждый день шел либо дождь, либо снег, дул промозглый ветер, и температура порой опускалась до существенного минуса, особенно во время съемок в предгорье. И если члены съемочной группы могли одеваться по погоде, то Сталлоне приходилось бегать в кадре в джинсах и футболке. Остается только гадать, как он не заработал воспаление легких.

Вообще, актер на 200% отработал свой гонорар. Он страдал от холода, носил импровизированный балахон из гнилой рогожки (костюмеры подобрали эту ткань на брошенной лесопилке и потом берегли ее как зеницу ока, потому что другой такой же у них не было), карабкался по скользким скалам, пробирался по настоящим подземным пещерам и отбивался от самых настоящих крыс. Правда, не лесных, а лабораторных – декораторы покрасили белых крыс в серый цвет.
Также Сталлоне выполнил три четверти трюков своего персонажа. Актер в то время был не настолько ценен, чтобы его держали как можно дальше от рискованных съемок. Естественно, не обходилось без травм. Так, при съемке падения Рэмбо на ветки деревьев Сталлоне сломал несколько ребер, потому что приземлился не животом, а грудью. Что ж, по крайней мере ему не нужно было изображать боль и суровое отчаяние, а публика видела, что в кадре звезда, а не каскадер.

Прочим создателям картины тоже порой приходилось туго. Погода и горы были равно немилосердны ко всем, а в канадских лесах было так просто заблудиться, что членам группы запрещали далеко отходить друг от друга. При этом лес был затуманенным, мокрым и каменистым – отличное место для тех, кто хочет сломать ногу или разбить голову, но не для тех, кто хочет вернуться в Голливуд живым и здоровым.
Колоритные края, где снималась «Первая кровь», позволили многое в фильме сымпровизировать на месте. Например, тот же балахон Рэмбо или сцены в пещере. Однако были у голливудцев и домашние заготовки. Прежде всего, знаменитый нож главного героя, разработанный мастером из Арканзаса Джимми Лайлом. В фильме демонстрировалось лишь несколько его функций, но в этом ноже было все, что могло пригодиться для выживания, – от спичек до отвертки. Сталлоне так нравился этот нож, что он хотел им в кадре зарезать какое-нибудь крупное дикое животное, но канадские егеря посоветовали ему не связываться даже с кроликами, которые больно кусаются. А уж про кабанов или пум и речи быть не могло. В итоге в фильм была включена сцена охоты на кабана, но собственно убийство показано не было. Во избежание проблем как с животным, так и со зрителями.
С самого начала работы над фильмом главным драматургическим камнем преткновения были финальные сцены. В книге Рэмбо погибал, и многие полагали, что он должен погибнуть и в фильме (Голливуд предпочитает, чтобы злодеи, даже трагические и симпатичные, получали по заслугам). Сталлоне, однако, настаивал, что Рэмбо должен выжить. Ведь иначе получилось бы, что у сорвавшегося ветерана нет пути назад, а это был не самый подходящий «посыл» для людей, которые и так в депрессии. К тому же актер считал, что зрители будут только рады, если герой, которому они сопереживают, отправится в тюрьму, а не на кладбище.
Так и не сумев найти решение во время съемок, Котчефф снял два варианта финала – тот, в котором Рэмбо сдается, и тот, в котором он кончает жизнь самоубийством. Обе версии были проверены на зрителях во время предварительных показов, и реакция публики наглядно продемонстрировала правоту Сталлоне. Вариант с самоубийством был зашикан, а вариант со спасением встречен аплодисментами.

Когда предварительный монтаж был завершен (рабочая версия ленты продолжалась три часа, но продюсеры настояли на сокращении до удобоваримых 95 минут), наступил момент истины. Картина была снята на кредит, который надо было возвращать, – в отличие от обычных, рисковых киноинвестиций. Будет ли Carolco жить? Сможет ли она продать фильм дистрибьюторам или обанкротится?
Студия не обанкротилась. Когда продюсеры представили картину международным дистрибьюторам, те пришли в такой восторг, что просмотровый зал превратился в филиал биржи. Все потрясали чековыми книжками и наперебой предлагали все более крупные суммы за право проката в своих странах. «Первая кровь» окупилась еще до того, как вышла на экраны, и Carolco отлично заработала, продав права на каждую страну в отдельности, а «сдав» их все оптом одной крупной компании.

Прокатчики, впрочем, тоже не прогадали. Снятая за 14 миллионов долларов лента (на были потрачены не все кредитные средства) собрала в мире 125 миллионов долларов. И это несмотря на то, что она вышла в прокат 22 октября 1982 года – в то время, когда обычно выходят не боевики, а претенденты на «Оскар».
В отличие от «Рокки», «Первая кровь» на награды не претендовала, и критики реагировали на нее по-разному: кто-то с восторгом, а кто-то с отвращением. Однако она оказалась куда более влиятельным фильмом. «Первая кровь» установила новую постановочную планку для реалистичного боевика (в отличие от фантастического или шпионского кино), мастерски соединила экшен с сантиментами, вдохновила независимые студии самостоятельно финансировать рискованные ленты, впечатлила ценителей великолепным финальным монологом Сталлоне о тяготах ветеранской жизни… И, конечно, подарила миру Рэмбо как персонажа и как символ душевной и трогательной, но все же смертельно опасной военщины.

В сиквелах, правда, этот герой был больше опасным, чем трогательным, и Сталлоне допустил, чтобы его полноценный и сложный персонаж превратился в экшен-карикатуру. Но даже сюжеты этих картин были выстроены так, что первую кровь (фактически или фигурально) в них проливали враги Рэмбо. Ведь, несмотря на всю свою историю провокаций и агрессий, Америка предпочитает видеть себя отвечающей на удар, а не бьющей первой. И ее любимые герои должны вести себя именно так – настаивая, что первую кровь пролили противники. Даже если ответная бойня была совершенно непропорциональной.
Так что, когда Рэмбо произносит слова про «первую кровь», он, в сущности, цитирует американскую военную доктрину. И есть своя мрачная ирония в том, что в «Первой крови» жертвами непропорционального ответа становятся представители американской власти. Как говорят в таких случаях в США, «цыплята вернулись на насест»!



Рассказать друзьям