Квитка основьяненко григорий федорович произведения. Биография Григория Квитка-Основьяненко

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

, журналист

Направление: Жанр: Язык произведений: Подпись:

Кви́тка, Григо́рий Фёдорович (псевдоним - Основья́ненко , укр. Григо́рій Фе́дорович Кві́тка-Основ"я́ненко ; -) - украинский писатель , драматург и журналист.

Биография

С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Исцеление от слепоты произошло в Озерянской пустыни (через несколько лет после этого присоединенной к Куряжскому монастырю), куда его привезла мать. Мать долго молилась перед Озерянской иконой Божией Матери, а затем умыла лицо сына водой из Онуфриевского источника, и Григорий стал чудесно прозревать .

Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе . Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вёл в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлёкся общественной деятельностью и театром.

Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нём самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства.

Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий - вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность Квитки развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам . В конце жизни Квитку очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.

Квитка-Основьяненко скончался в 1843 году 20 августа.

История об основании Харькова

Григорий Квитка в 1830-х годах сочинил фантастическую лирическую историю об основании города Харькова в середине 17 века своим предком Андреем Квиткой. Данный рассказ, опубликованный в его собрании сочинений, не подкреплён ни одним источником и никогда не рассматривался всерьёз ни одним историком.

Наследие

О Квитке-Основьяненко существует довольно обширная литература; она указана кратко в «Справочном словаре» Геннади (II, 125-126) и в «Российской библиографии» ( , кн. I), гораздо подробнее в «Покажчике» г-на Комарова, в 1 т. сборника «Рада» (417-421). После издания этих указателей о Квитке напечатано ещё много крупных статей, основные из них:

  • Н. И. Петров. «Очерки истории украинской литературы XIX ст.»,
  • Н. П. Дашкевич - академическая рецензия на предыдущее сочинение,
  • Огоновский (в «История русской литературы», III),
  • Н. Ф. Сумцов . «Квитка как этнограф» («Киевская старина », , VIII),
  • Д. И. Багалей . «Квитка как историк» (там же),
  • В. П. Науменко. «Обзор критик на сочинения Квитки» (там же). «Письма» Квитки, изданные в «Русской старине » () и «Киевской старине » ( , XI-XII).

Из старых биографий наиболее подробная и ценная - Г. П. Данилевского (в «Украинской старине»).

Собрание сочинений Квитки-Основьяненко издано в 1887 году в Харькове ; драматические произведения в состав его не вошли.

В 1827 году вышла пьеса Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе», являющаяся одним из предшественников гоголевского «Ревизора».

Память

  • Именем писателя в 1978 году названа улица возле старого харьковского университета (бывший Уфимский переулок). Там же в середине 90-х ХХ века установлен его бюст.
  • В Харькове сразу за Основянским мостом по ул. Москалёвской находится небольшой парк им. Квитки-Основьяненко. Это остатки парка принадлежавшего Квиткам поместья Основа .
  • В Киеве есть улица Квитки-Основьяненко и переулок .
  • В 1978 году издан художественный маркированный конверт , посвященный писателю.
  • В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Квитке-Основьяненко.
  • В 2008 году выпущена юбилейная монета достоинством 2 гривны, посвящённая 230-летию со дня рождения писателя.

Напишите отзыв о статье "Квитка-Основьяненко, Григорий Фёдорович"

Примечания

Ссылки

  • (рус.)
  • (укр.)
  • . На сайте «Хронос » .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1895. - Т. XIVa. - С. 880-881.

Отрывок, характеризующий Квитка-Основьяненко, Григорий Фёдорович

Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом:
– Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги…
Пьер покраснел и замялся.
– Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.
– Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее.
Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал.
Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию.
Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их.
Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать.
– Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе.
– Да, да, – сказала она, отвечая на совсем другое, – и я ничего бы не желала, как только пережить все сначала.
Пьер внимательно посмотрел на нее.
– Да, и больше ничего, – подтвердила Наташа.
– Неправда, неправда, – закричал Пьер. – Я не виноват, что я жив и хочу жить; и вы тоже.
Вдруг Наташа опустила голову на руки и заплакала.
– Что ты, Наташа? – сказала княжна Марья.
– Ничего, ничего. – Она улыбнулась сквозь слезы Пьеру. – Прощайте, пора спать.
Пьер встал и простился.

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.

Кви́тка, Григо́рий Фёдорович (псевдоним — Основья́ненко, укр. Григо́рій Фе́дорович Кві́тка-Основ"я́ненко; 1778—1843) — украинский писатель.

Биография

Родился в 1778 году 29 ноября в селе Основе под Харьковом (ныне в черте города), и почти всю свою жизнь провёл в Харькове.


С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вел в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлекся общественной деятельностью и театром.


Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нем самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства.


С 1816 по 1821 годы в Харькове выходил «Украинский вестник» — первый харьковский журнал, под редакцией Квитки, Филомафитского и Гонорского. Тогда же Квитка помещает в «Украинском вестнике» и в «Вестнике Европы» небольшие рассказы и стихи; но все написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование Квитка-Основьяненко проявил лишь в начале 1830-х годов, преимущественно в повестях на украинском языке: «Конотопской ведьме», «Марусе», «Солдатском патрете», «Сердешной Оксане», «Мертвецком Велыкдне», «От тоби и скарб», «Козир-дивка», «Добре робы — добре и буде» и затем в водевиле «Сватанье на Гончаривци», доныне одной из самых репертуарных пьес украинской сцены. Кроме того, он написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный — историко-бытовой роман «Пан Халявский».


По мотивам водевиля «Бой-жінка», в 1998 году был создан первый национальный украинский мюзикл Феминизм по-украински (автор музыки и либретто — Алексей Коломийцев).


Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий — вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность К. развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни К. очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.


История об основании Харькова,

Григорий Квитка в 1830-х годах сочинил фантастическую лирическую историю об основании города Харькова в середине 17 века своим предком Андреем Квиткой. Данный рассказ, опубликованный в его собрании сочинений, не подкреплён ни одним источником и никогда не рассматривался всерьёз ни одним историком.

Наследие,

О Квитке-Основьяненко существует довольно обширная литература; она указана кратко в «Справочном словаре» Геннади (II, 125—126) и в «Российской библиографии» (1881, кн. I), гораздо подробнее в «Покажчике» г-на Комарова, в 1 т. сборника «Рада» (417—421). После издания этих указателей о К. еще напечатано много крупных статей, основные из них:

Н. И. Петров. «Очерки истории украинской литературы XIX ст.»,

Н. П. Дашкевич — академическая рецензия на предыдущее сочинение,

Огоновский (в «История русской литературы», III),

Н. Ф. Сумцов. «Квитка как этнограф» («Киевская старина», 1893, VIII),

Д. И. Багалей. «К. как историк» (там же),

В. П. Науменко. «Обзор критик на сочинения Квитки» (там же). «Письма» К. изд. в «Русской старине» () и «Киев. стар.» (1893, XI—XII).

Из старых биографий наиболее подробная и ценная — Г. П. Данилевского (в «Украинской старине»).


Собрание сочинений К. издано в 1887 году в Харькове; драматические произведения в состав его не вошли.


В 1827 году вышла пьеса Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы или суматоха в уездном городе», являющаяся одним из предшественников гоголевского «Ревизора».

Именем писателя в 1978 году названа улица возле старого харьковского университета (бывший Уфимский переулок).

В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.

В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Квитке-Основьяненко.

В 2008 году выпущено в обращение юбилейная монета 2 гривни, Квитке-Основьяненко

Писатель, драматург и журналист.

Григорий Фёдорович
Квитка-Основьяненко
Григорій Федорович Квітка-Основ"яненко

Квитка-Основьяненко на почтовой марке Украины, 2003 год
Имя при рождении Григорий Фёдорович Квитка
Псевдонимы Основьяненко
Дата рождения 18 (29) ноября
Место рождения Основа , Слободско-Украинская губерния , Российская империя
Дата смерти 8 (20) августа (64 года)
Место смерти
  • Харьков , Российская империя
Гражданство (подданство)
Род деятельности прозаик , драматург , журналист
Направление сентиментализм
Жанр басня , повесть , водевиль , роман , пьеса
Язык произведений украинский , русский
Файлы на Викискладе

Биография

С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Исцеление от слепоты произошло в Озерянской пустыни (через несколько лет после этого присоединенной к Куряжскому монастырю), куда его привезла мать. Мать долго молилась перед Озерянской иконой Божией Матери, а затем умыла лицо сына водой из Онуфриевского источника, и Григорий стал чудесно прозревать .

Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе, в 1793 году был вахмистром , в 1796 году получил чин ротмистра . Очень религиозно настроенный, он поступил на 23-м году в Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4 лет; по оставлении монастыря вёл полумонашескую жизнь, пока не увлёкся общественной деятельностью и театром.

Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нём самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства. В 1817 году был избран предводителем дворянства Харьковского уезда .

С 1816 по 1821 год в Харькове выходил «Украинский вестник » - первый харьковский журнал, под редакцией Квитки, Филомафитского и Гонорского . Тогда же Квитка помещает в «Украинском вестнике» и в «Вестнике Европы» небольшие рассказы и стихи; но всё написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование Квитка-Основьяненко проявил лишь в начале 1830-х годов, преимущественно в повестях на украинском языке: «Конотопской ведьме », «Марусе», «Солдатском патрете», «Сердешной Оксане», «Мертвецкой Пасхе», «Вот тебе и скарб», «Козырь-девке», «Хорошо делай - хорошо и будет» и затем в водевиле «Сватанье на Гончаровке», доныне одной из самых репертуарных пьес украинской сцены. Кроме того, он написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный - историко-бытовой роман «Пан Халявский ». В 1840 году Квитка был избран председателем Харьковской палаты уголовного суда.

Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий - вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность Квитки развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам . В конце жизни Квитку очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.

Озвучте свое мнение!

Григорий Квитка-Основьяненко – основатель художественной прозы в украинской литературе

Григорий Федорович Квитка-Основьяненко родился 29 ноября 1778 года в Харькове, умер в возрасте 64 лет 20 августа 1843 года в родном городе. Классик украинской литературы, великий писатель и драматург, основоположник жанра художественной прозы в украинской литературе.

Достижения Григория Квитки-Основьяненко.

Если «Энеида» Котляревского показала, что украинский язык идеально подходит для написания литературных произведений, то Григорий Квитка первым создал полноценный жанр эпической прозы, заставив мир зачитываться ею уже 300 лет, переводя его повести, водевили и исторические рассказы об Украине на десятки языков мира.

1. Он автор первых серьезных художественных произведений, написанных на литературном украинском языке. Своим творчеством Квитка-Основьяненко заставил замолчать последних скептиков в среде интеллигенции Российской империи, считавших до этого времени украинский «народный» язык непригодным для полномасштабного литературного творчества, в крайнем случае, кроме, как писать на нем шуточные произведения.

Так, благодаря Григорию Квитке-Основьяненко украинская нация получила полноценную литературную прозу , а через десятилетие и поэзию Т.Г. Шевченко, создавших фундамент классической украинской литературы, на котором впоследствии выросли произведения Ивана Нечуй-Левицкого, Марко Вовчок, Панаса Мирного, Леси Украинки, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского и др.

Современник Квитка-Основьяненко философ и публицист Александр Герцен в свое время называл литературу единственной трибуной, с высоты которой лишенный общественной свободы народ может заставить весь мир услышать крик своего возмущения. Возвышение в произведениях Квитки-Основьяненко обычных украинских крестьян-тружеников, демонстрация их богатого внутреннего мира была для писателя молчаливым криком с призывом прекратить уничтожение украинской идентичности.

2. Квитка-Основьяненко - маркер пороков в украинском обществе, задавший некий "стандарт" последующей украинской литературе . Еще один современник Квитки, немецкий философ Людвиг Фейербах утверждал, что настоящие писатели играют роль совести в каждой нации. Для украинской нации Основьяненко, несомненно, также был совестью. Сатирические произведения писателя, с меткой критикой некоторых пороков общества того времени, очевидно, были попыткой пристыдить народ, сделать его лучше, честнее и добрее.

Литературные критики едины во мнении о том, что появление в свое время повестей и рассказов Квитки-Основьяненко, написанных на украинском языке, можно считать важным этапом в развитии не только творчества писателя, но и украинской литературы. Благодаря Квитке произошло существенное улучшение качества произведений на украинском языке, литература стала более реалистичной, приблизилась к народу.

3. Квитка-Основьяненко - основатель многих жанров украинской литературе . На протяжении временного промежутка до тридцатых годов 19 века в новой украинской литературе активное развитие зафиксировано преимущественно в поэзии и драматургии. Со временем украинская интеллигенция осознала, что перечень жанров необходимо расширять. Ответом эпохи на общественный запрос стало появление творчества Григория Квитки-Основьяненко.

В произведениях известного харьковского писателя отображена реальность в познавательном ракурсе. Писатель не старался показать читателям персонажей далеких или смешных. На страницах произведений Квитки каждый читающий человек мог узнать знакомый с самого детства быт. Украинскую деревню Григорий Квитка-Основьяненко сделал декорациями на сцене, где эмоции героев фонтанировали. Через глубину человеческих переживаний, мастерски нарисованных литератором, Квитка рассказал современникам о ярких красках украинской души.

С течением времени литература перестала быть просто развлечением, на нее была возложена реалистично-познавательная функция. Отражение реалий в широком спектре, с человеческими трудностями, переживаниями, демонстрацией личности и жизни людей в сложных формах бытия вынуждало литераторов искать новые жанры. Для реализации поставленных задач писатели решили начать творить в прозе эпического характера, начало этой деятельности положил именно Квитка-Основьяненко.

Из-под пера Квитки-Основьяненко вышли первые романы, повести, рассказы. Основатель художественной прозы в украинской литературе очень точно определил потребности исторического периода. Первым произведением писателя в прозе стала его знаменитая повесть «Маруся». Примечательно, что основанием для написания произведения стала дискуссия по поводу художественного потенциала украинского языка.

Литераторы того времени довольно остро спорили, обсуждая творческие возможности украинского литературного языка. До момента написания Квиткой его повести критики всерьез сомневались, что используя украинский язык можно создать прозаическое творение. Более того, в возможности создания повести трагической никто из современников писателя всерьез не верил.

4. Квитка-Основьяненко - писатель, приблизивший украинскую литературу к народу . Сцены из жизни обычных жителей украинской деревни, простого украинского народа вдохновляли Квитку-Основьяненка и служили основанием для последующего построения сюжетной линии. Кроме «Маруси» он стал автором еще нескольких нерифмованных произведений. Рассказы и повести Квитки литературоведами рассматриваются, как огромный шаг в направлении приближенности к народу.

Следует отметить, что в историческую эпоху, когда творил Квитка-Основьяненко, господское сословие относилось к невольникам, как к существам духовно неполноценным, некой разновидности рабочего скота. Изображение этих самых хлеборобов, в большинстве случаев безмолвных тружеников, как героев, представляло собой литературный прием новый, в некоторой степени даже сложный.

Тем не менее, позитивные персонажи в произведениях Квитки-Основьяненко всегда принадлежали к числу хлеборобов. Квитка стал первым украинским писателем, который показал будни простых тружеников правдиво, даже с неким сочувствием. Именно люди-хлеборобы, обычные сельские работяги в произведениях литератора выступали как персонажи позитивные, наделенные глубокой духовностью, просто удивительно широкой гаммой эмоций.

Украинские повести и рассказы авторства Квитка-Основьяненко написаны, как живое повествование, которое ведется от имени «человека из народа», мудрого старика, проживающего в одном из харьковских пригородов. Рассказ ведется от имени умудренного опытом старожила Гришки Основьяненко. Образ народного рассказчика дал писателю возможность видеть и оценивать события с точки зрения обычного сельского жителя, вплетать в нитку сюжета фольклорные материалы, что только повышало художественную выразительность произведений, их правдивость.

Григория Федоровича Квитку-Основьяненко критики называют выдающимся украинским писателем дошевченковской эпохи. Он является основателем и родоначальником новой украинской прозы, автором первой повести, рассказа, жанра социально-бытовой комедии. В глазах общества Квитка возвеличил жителя украинской деревни, простого труженика. Писатель показал не только украинскому обществу, но и читателям со всего мира глубину души простого человека-хлебороба, который умеет не только работать, но и любить всем сердцем.

Как вспоминают современники литератора, Квитка-Основьяненко был человеком интересным, приятным в общении. На жизненном пути великого украинца попадались разные, порой даже комичные случаи:

  • первые произведения Квитка-Основьяненко написал на русском языке в 1816 году. Поэзия и рассказы Квитки-Основьяненко опубликованы на страницах «Украинского вестника», соредактором которого был сам писатель, а также в издании «Вестник Европы». Пробы пера желаемого одобрения критиков не получили. Литературоведы того времени назвали произведения Квитки «не слишком совершенными»;
  • помог открыться всем граням таланта Григория Квитки-Основьяненко только украинский язык. В начале 30 годов 19 века он начал писать на родном языке. Современники писателя отмечают, что немаловажное значение в развитии писательского таланта имеет личность супруги Квитки-Основьяненко. По мнению знакомых писателя, благодаря Анне Григорьевне знаменитому харьковчанину удалось стать литератором. Жена была для Квитки-Основьяненко первым благодарным читателем и очень строгим критиком. Работала она классной дамой в харьковском институте благородных девиц. По настоянию супруги писатель после первой неудачной попытки и разгромной реакции критиков решился еще раз написать;
  • произведения Квитки-Основьяненко настолько гуманны, в них содержится чрезмерное сочувствие к людям, что даже Иван Франко называл его одним из писателей, который вошел в число первых авторов «человеческой повести»;
  • читателям драматургические произведения Квитки-Основьяненко больше пришлись по вкусу, чем проза. Его пьесы «Шельменко-денщик» и «Сватання на Гончарівці» до сих пор не сходят со сцен украинских и зарубежных театров, неизменно пользуются популярностью;
  • церемония захоронения Квитка-Основьяненко собрала почти весь город, харьковчане желали проводить его в последний путь. Похоронили Квитку на Холодногорском кладбище, но в 1930 годах церковь на месте захоронения снесли, освободив место под строительство стадиона «Трудовые резервы». Надгробье было перенесено в Покровский собор, а через некоторое время – на 2 городское кладбище. Сейчас уже вряд ли можно с уверенностью сказать, чей прах покоится под надгробьем с именем знаменитого литератора;
  • известной из слов драматурга является история его рода. В 1604 году в Киев неизвестно откуда пришел старый дед с внуком-сироткой по имени Григорий. Спустя некоторое время дедушки не стало, а Григорий в Киеве прижился. Парень был очень красивым и добрым по характеру, поэтому и начали его называть Квиточкой, когда вырос – просто Квитка.
  • Красивый парень привлек внимание дочери киевского воеводы, девушка молодому человеку также понравилась. После тайного венчания молодожены подговаривают небольшую группу казаков, вместе они совершают бегство на свободные, мало освоенные на то время земли Левобережья. На береге реки Уды беглецы основали поселение, которое затем разрослось до Харькова, часто именуемого Первой столицей Украины. Праправнука основателя хутора Основа современные украинцы знают, как Григория Квитко-Основьяненко. Этот рассказ изложил в одном из своих произведений сам писатель, исторические факты красивой истории не подтверждают.

    Биография Григория Квитка-Основьяненко.

  • 29 ноября 1778 года родился в селе Основа (современная территория Харькова);
  • с детства Квитка-Основьяненко не отличался крепким здоровьем, до 6 лет ослеп. В Озерянскую пустыню с надеждой на исцеление мальчика привезла мать. После молитв и омовения лица ребенка водой из Онуфриевского источника чудо случилось – Григорий начал прозревать;
  • образование в начале жизни получил довольно скудное, обучался дома;
  • на 23 году поступил в подгородний Куряжский монастырь, где пробыл около 4 лет. После ухода из монастыря и до момента увлечения театральной и общественной деятельностью вел полумонашеский образ жизни;
  • активное развитие общественной жизни Харькова начало с открытия в 1805 году университета, а в 1812 году в городе возник постоянный театр. В деятельности театра Квита принимал непосредственное участие – как актер, драматург, а затем и театральный историк;
  • в 1812 году Квитка-Основьяненко основывает Институт благородных девиц, налаживает процесс издания, публикует и редактирует первые в Украине общественно-литературные журналы «Харьковский Демокрит» и «Украинский вестник». В это же время литератор занимается сбором средств на открытие публичной библиотеки в Харькове;
  • на протяжении времени с 1817 по 1828 год Квитку 4 раза выбирают на должность Предводителя дворянства Харьковского повета;
  • Квитка, Григорий Фёдорович - украинский писатель. Родился в 1778 году 29 ноября в селе Основе под Харьковом (ныне в черте города), и почти всю свою жизнь провёл в Харькове.

    С малых лет был болезнен и до 6 лет слеп. Исцеление от слепоты произошло в Озерянской пустыни (через несколько лет после этого присоединенной к Куряжскому монастырю), куда его привезла мать. Мать долго молилась перед Озерянской иконой Божией Матери, а затем умыла лицо сына водой из Онуфриевского источника, и Григорий стал чудесно прозревать.

    Образование получил домашнее, довольно скудное. Недолго числился на военной службе. Очень религиозно настроенный, он поступил на 23 году в подгородний Куряжский монастырь и пробыл здесь около 4-х лет; по оставлении монастыря вёл в своей Основе полумонашескую жизнь, пока не увлёкся общественной деятельностью и театром.

    Открытие Харьковского университета в 1805 году внесло большое оживление в жизнь местного общества. В 1812 году возник в Харькове постоянный театр, и Квитка принял в нём самое широкое и разностороннее участие в качестве актера, драматурга и потом историка этого театра. В том же году по инициативе Квитки возникло благотворительное общество; самым крупным его делом было учреждение всесословного женского учебного заведения, вскоре преобразованного в Институт благородных девиц. Квитка жертвовал на это дело свой труд и денежные средства.

    С 1816 по 1821 годы в Харькове выходил «Украинский вестник» - первый харьковский журнал, под редакцией Квитки, Филомафитского и Гонорского. Тогда же Квитка помещает в «Украинском вестнике» и в «Вестнике Европы» небольшие рассказы и стихи; но всё написанное им в это время слабо и впоследствии не переиздавалось. Несомненное литературное дарование Квитка-Основьяненко проявил лишь в начале 1830-х годов, преимущественно в повестях на украинском языке: «Конотопской ведьме», «Марусе», «Солдатском патрете», «Сердешной Оксане», «Мертвецком Велыкдне», «От тоби и скарб», «Козир-дивка», «Добре робы - добре и буде» и затем в водевиле «Сватанье на Гончаривци», доныне одной из самых репертуарных пьес украинской сцены. Кроме того, он написал ряд повестей и исторических рассказов на русском языке, из которых наиболее крупный - историко-бытовой роман «Пан Халявский».

    По мотивам водевиля «Бой-жінка», в 1998 году был создан первый национальный украинский мюзикл Феминизм по-украински (автор музыки и либретто - Алексей Коломийцев).

    Квитка обнаружил большое знание быта, нравов, обычаев, поверий - вообще близкое знакомство со всем строем дворянской и крестьянской жизни. Украинские повести его написаны превосходным языком, чистым, простым и ясным, и проникнуты гуманным отношением к крестьянам. Квитка имел благотворное влияние на читателей в смысле развития в них гуманного чувства. Литературная деятельность Квитки развивалась в значительной степени под влиянием его умной жены, Анны Григорьевны, из классных дам Института благородных девиц. В конце жизни Квитку очень огорчили порицательные отзывы петербургской критики о его русских повестях, сравнительно с украинскими довольно слабых.

    Память

    Именем писателя в 1978 году названа улица возле старого харьковского университета (бывший Уфимский переулок). Там же в середине 90-х ХХ века установлен его бюст.
    - В Харькове сразу за Основянским мостом по ул. Октябрьской революции находится небольшой парк им. Квитки-Основьяненко. Это остатки парка принадлежавшего Квиткам поместья Основа.
    - В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.
    - В 2003 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Квитке-Основьяненко.
    - В 2008 году выпущена юбилейная монета достоинством 2 гривны, посвящённая 230-летию со дня рождения писателя.



    Рассказать друзьям