Лейдерман липовецкий современная русская литература том 1.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В данном учебном пособии представлены все три ветви русской литературы: легальная советская словесность, литература эмиграции и отечественный андеграунд. Закономерности художественного процесса выявляются через анализ динамики основных литературных направлений. традиционного и социалистического реализма, модернизма и постмодернизма, а также нового направления, которое авторы называют постреализмом.
Книга состоит из трех частей: первая посвящена - литературе «оттепели» (середина 1950-х-конец 1960-х гг.); часть вторая - так называемым семидесятым годам (конец 1960-х-середина 1980-х); часть третья - постсоветскому периоду (середина 1980-х - конец 1990-х гг.). В каждую часть наряду с обзорными включены монографические главы, посвященные творчеству наиболее выдающихся писателей, а также главы, содержащие подробные разборы самых значительных или «знаковых» для данного периода произведении.
Учебное пособие может быть полезно аспирантам, учителям гуманитарных гимназий, лицеев и школ.

Методологические основы и теоретические принципы курса.
Как изучать современную литературу? Ведь очень многое еще находится «во взвешенном состоянии», многие тенденции только самоопределяются, и нет уверенности в том, что все они обретут устойчивость традиции, ко многим новым именам еще только приглядываются, вокруг многих произведений, созданных в эти годы, еще не утихли критические страсти.
Известны два основных методологических подхода к изучению истории литературы. Один называют дескриптивным - он дает картину художественного движения через описание литературных явлений, поставленных в хронологический ряд; при характеристике другого употребляют понятия историко-литературный процесс, история-процесс, обозначая тем самым ориентированность на выявление в хронологическом потоке литературы тех тенденций и закономерностей, которые характеризуют существо литературы изучаемого времени и определяют направление и динамику художественного развития.

Каждый из методологических подходов имеет свои достоинства и недостатки: первый позволяет увидеть картину литературной эпохи во всей ее полноте, но чреват описательностью, при которой в одинаковом свете предстают и значительные, и малосущественные явления; второй дает возможность выделить «силовые линии» литературного процесса, определить по отношению к ним историческую роль творчества писателя и даже отдельного произведения, однако при таком подходе легко упустить из поля зрения такие «мелочи» и «частности» литературной жизни, которые таят в себе энергию будущих художественных сдвигов. В нашем пособии мы предпринимаем попытку в той или иной мере совместить оба подхода при приоритете второго - ставя задачу выявить наиболее характерные тенденции литературного процесса, его внутреннюю логику, вектор и динамику движения художественного сознания в течение изучаемого цикла в истории русской литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Современная русская литература, 1950 - 1990 годы, Том 1, Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Н. Л. ЛЕЙДЕРМАН и М. Н. ЛИПОВЕЦКИЙ

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1950 - 1990-е годы

В двух томах

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 - Русский язык и литература.

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор РГГУ Г. А. Белая;

кафедра русской литературы XX в. Пермского государственного педагогического университета (зав. кафедрой - доктор филологических наук, профессор Т. Н. Фоминых)

В данном учебном пособии представлены все три ветви русской литературы: легальная советская словесность, литература эмиграции и отечественный андеграунд. Закономерности художественного процесса выявляются через анализ динамики основных литературных направлений: традиционного и социалистического реализма, модернизма и постмодернизма, а также нового направления, которое авторы называют постреализмом.

Книга состоит из трех частей: первая посвящена - литературе "оттепели" (середина 1950-х - конец 1960-х гг.); часть вторая - так называемым семидесятым годам (конец 1960-х - середина 1980-х); часть третья постсоветскому периоду (середина 1980-х - конец 1990-х гг.). В каждую часть наряду с обзорными включены монографические главы, посвященные творчеству наиболее выдающихся писателей, а также главы, содержащие подробные разборы самых значительных или "знаковых" для данного периода произведений.

Учебное пособие может быть полезно аспирантам, учителям гуманитарных гимназий, лицеев и школ.

Часть вторая "Семидесятые годы" (1968 - 1986)

Глава I. Культурная атмосфера

Глава II. Дальнейшие мутации соцреализма 1. Новые версии жанра "народной эпопеи"

(Ф. Абрамов, П. Проскурин, А. Львов и др.) 2. Исторический и идеологический романы (С. Залыгин, В. Дудинцев и др.) 3. Трансформации "положительного героя"

(Д. Гранин, А. Гельман, Б.Можаев, Ч. Айтматов и др.)

Глава III. "Тихая лирика" и "деревенская проза" 1. "Тихая лирика" и сдвиг культурной парадигмы 1. 1. Поэтический мир Николая Рубцова 1. 2. От социального к экзистенциальному: путь Анатолия Жигулина 1. 3. Полюса "тихой лирики" (С. Куняев, Ю. Кузнецов) 2. Феномен "деревенской прозы" 2. 1. "Привычное дело" (1966) и "Плотницкие рассказы" (1969) Василия Белова 2. 2. Повести Валентина Распутина 2. 3. Открытия и тупики "деревенской прозы" 3. Василий Шукшин 4. Виктор Астафьев

Глава IV. Гротеск в поэзии и прозе 1. К характеристике гротеска 2. Романтический гротеск 2. 1. Александр Галич 2. 2. Владимир Высоцкий 3. Социально-психологический гротеск: Василий Аксенов 4. Карнавальный гротеск 4. 1. Юз Алешковский 4. 2. Владимир Войнович 4. 3. Фазиль Искандер

Глава V. Интеллектуальная тенденция 1. Пафос мысли и принцип притчевости 2. Художественно-документальные расследования (А. Адамович "Каратели") 3. Варианты притчеобразных структур 4. Юрий Домбровский 5. Юрий Трифонов 6. Василь Быков 7. Александр Вампилов 8. Фантастика братьев Стругацких

Глава VI. Новая жизнь модернистской традиции 1. Неоакмеизм в поэзии 1. 1. "Старшие" неоакмеисты (Арс. Тарковский, Д. Самойлов, С. Липкин) 1. 2. Неоакмеисты-"шестидесятники" (Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О.Чухонцев) 2. "Мовизм" Валентина Катаева 3. Рождение русского постмодернизма (А. Битов, Вен. Ерофеев, Саша Соколов) 3. 1. "Пушкинский дом" (1964 - 1971) А. Битова 3. 2. "Москва - Петушки" (1969) Вен. Ерофеева 3. 3. Романы Саши Соколова

Часть третья В конце века (1986 - 1990-е годы)

Глава I. Культурная атмосфера

Глава II. Постмодернизм в 1980 - 1990-е годы 1. Постмодернистские тенденции в поэзии 1. 1. Московский концептуализм (Д. А. Пригов, Л. Рубинштейн, Т.Кибиров) 1. 2. Поэзия необарокко (И. Жданов, Е. Шварц, А. Еременко, А.Парщиков) 2. Постмодернистская проза 2. 1. Татьяна Толстая 2. 2. Постмодернистский квазиисторизм (В. Пьецух, Вик. Ерофеев, В.Шаров) 2. 3. Евгений Попов 2. 4. Владимир Сорокин 2. 5. Виктор Пелевин 3. Драматургия постмодернизма 3. 1. Венедикт Ерофеев. "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" (1985) 3. 2. Театр Нины Садур

Глава III. Судьбы реалистической традиции 1. Реалистическая традиция: кризис и переосмысление Трансформация реалистической стратегии:

роман Георгия Владимова "Генерал и его армия" 2. Феномен "чернухи": от неонатурализма к неосентиментализму Драматургия Н. Коляды

Глава IV. Постреализм: формирование новой художественной системы 1. Гипотеза о постреализме 2. Постреализм в литературе 1980 - 1990-х годов 3. Сергей Довлатов 4. Людмила Петрушевская 5. Владимир Маканин 6. Поэзия Иосифа Бродского

Предметно-именной указатель

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

"СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ"

КУЛЬТУРНАЯ АТМОСФЕРА

С середины 1960-х годов стали все отчетливее ощутимы симптомы "отката" от демократических завоеваний "оттепели". Газеты продолжали печатать все те же реляции с полей очередных битв за урожай, каждый полет в космос подавался как свидетельство превосходства советского строя над капитализмом, статистические сводки демонстрировали экономический прогресс страны и рост материального благосостояния народа. Однако в юбилейных статьях, посвященных видным деятелям страны, исчезали упоминания о причинах гибели почти каждого из них в 1937 - 1938 годах. Свержение Хрущева подавалось как защита демократических завоеваний. Свидетельством того, что далеко не все благополучно в стране победившего социализма, стала разработка экономической реформы, названной по имени председателя Совмина СССР косыгинской. Реформа эта, представлявшая собой робкую попытку дать хотя бы маленькую толику экономической самостоятельности производителям, освободить их от жесточайшей директивной регламентации сверху, была принята под фанфары и тихо спущена на тормозах. С 1963 года стали закупать зерно за границей. Полки магазинов становились все просторнее, очереди в продуктовые магазины все длиннее. Зато страна все чаще праздновала и ликовала.

Надежды на возможности демократического развития путем усовершенствования существующей государственной системы растаяли. Полная ясность наступила в августе 1968 года, когда танки стран Варшавского договора вошли в Прагу: тоталитарная макросистема не смогла допустить даже идеи все того же социализма, но "с человеческим лицом", провозглашенной Дубчеком и его единомышленниками.

Идея светлого коммунистического будущего, которой власти десятилетиями манили народ, призывая претерпеть очередные трудности, явно теряла привлекательность. И хоть Хрущев завершил XXII съезд КПСС обещанием: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" - в это уже никто всерьез не верил. Партийная идеология стала судорожно придумывать новые исторические вешки - появилась концепция многоступенчатого движения от социализма к коммунизму: неразвитой, развитой, высокоразвитой социализм. Из осторожности предупреждали, что конца этой лестнице пока не видать. Но и эта паллиативная идея уже не успокаивала и не обнадеживала - на нее почти не отреагировали. С середины 1960-х годов образовалось устойчивое двоемыслие: с трибун и кафедр произносились коммунистические заклинания, их выслушивали, по команде аплодировали, если требовалось - повторяли, но это все приобрело характер омертвелого ритуала, который надо исполнять - по закоренелой привычке или из страха навлечь гнев власть предержащих*1. А дома, на кухне, в приватном кругу, говорилось совсем другое.

Лейдерман Н Л, Липовецкий М Н Современная русская литература - 1950-1990-е годы (Том 2, 1968-1990)

Н Л Лейдерман М Н Липовецкий

Н. Л. ЛЕЙДЕРМАН и М. Н. ЛИПОВЕЦКИЙ

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1950 - 1990-е годы

В двух томах

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 - Русский язык и литература.

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор РГГУ Г. А. Белая;

кафедра русской литературы XX в. Пермского государственного педагогического университета (зав. кафедрой - доктор филологических наук, профессор Т. Н. Фоминых)

В данном учебном пособии представлены все три ветви русской литературы: легальная советская словесность, литература эмиграции и отечественный андеграунд. Закономерности художественного процесса выявляются через анализ динамики основных литературных направлений: традиционного и социалистического реализма, модернизма и постмодернизма, а также нового направления, которое авторы называют постреализмом.

Книга состоит из трех частей: первая посвящена - литературе "оттепели" (середина 1950-х - конец 1960-х гг.); часть вторая - так называемым семидесятым годам (конец 1960-х - середина 1980-х); часть третья постсоветскому периоду (середина 1980-х - конец 1990-х гг.). В каждую часть наряду с обзорными включены монографические главы, посвященные творчеству наиболее выдающихся писателей, а также главы, содержащие подробные разборы самых значительных или "знаковых" для данного периода произведений.

Учебное пособие может быть полезно аспирантам, учителям гуманитарных гимназий, лицеев и школ.

Часть вторая "Семидесятые годы" (1968 - 1986)

Глава I. Культурная атмосфера

Глава II. Дальнейшие мутации соцреализма 1. Новые версии жанра "народной эпопеи"

(Ф. Абрамов, П. Проскурин, А. Львов и др.) 2. Исторический и идеологический романы (С. Залыгин, В. Дудинцев и др.) 3. Трансформации "положительного героя"

(Д. Гранин, А. Гельман, Б.Можаев, Ч. Айтматов и др.)

Глава III. "Тихая лирика" и "деревенская проза" 1. "Тихая лирика" и сдвиг культурной парадигмы 1. 1. Поэтический мир Николая Рубцова 1. 2. От социального к экзистенциальному: путь Анатолия Жигулина 1. 3. Полюса "тихой лирики" (С. Куняев, Ю. Кузнецов) 2. Феномен "деревенской прозы" 2. 1. "Привычное дело" (1966) и "Плотницкие рассказы" (1969) Василия Белова 2. 2. Повести Валентина Распутина 2. 3. Открытия и тупики "деревенской прозы" 3. Василий Шукшин 4. Виктор Астафьев

Глава IV. Гротеск в поэзии и прозе 1. К характеристике гротеска 2. Романтический гротеск 2. 1. Александр Галич 2. 2. Владимир Высоцкий 3. Социально-психологический гротеск: Василий Аксенов 4. Карнавальный гротеск 4. 1. Юз Алешковский 4. 2. Владимир Войнович 4. 3. Фазиль Искандер

Глава V. Интеллектуальная тенденция 1. Пафос мысли и принцип притчевости 2. Художественно-документальные расследования (А. Адамович "Каратели") 3. Варианты притчеобразных структур 4. Юрий Домбровский 5. Юрий Трифонов 6. Василь Быков 7. Александр Вампилов 8. Фантастика братьев Стругацких

Глава VI. Новая жизнь модернистской традиции 1. Неоакмеизм в поэзии 1. 1. "Старшие" неоакмеисты (Арс. Тарковский, Д. Самойлов, С. Липкин) 1. 2. Неоакмеисты-"шестидесятники" (Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О.Чухонцев) 2. "Мовизм" Валентина Катаева 3. Рождение русского постмодернизма (А. Битов, Вен. Ерофеев, Саша Соколов) 3. 1. "Пушкинский дом" (1964 - 1971) А. Битова 3. 2. "Москва - Петушки" (1969) Вен. Ерофеева 3. 3. Романы Саши Соколова

Часть третья В конце века (1986 - 1990-е годы)

Глава I. Культурная атмосфера

Глава II. Постмодернизм в 1980 - 1990-е годы 1. Постмодернистские тенденции в поэзии 1. 1. Московский концептуализм (Д. А. Пригов, Л. Рубинштейн, Т.Кибиров) 1. 2. Поэзия необарокко (И. Жданов, Е. Шварц, А. Еременко, А.Парщиков) 2. Постмодернистская проза 2. 1. Татьяна Толстая 2. 2. Постмодернистский квазиисторизм (В. Пьецух, Вик. Ерофеев, В.Шаров) 2. 3. Евгений Попов 2. 4. Владимир Сорокин 2. 5. Виктор Пелевин 3. Драматургия постмодернизма 3. 1. Венедикт Ерофеев. "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" (1985) 3. 2. Театр Нины Садур

Глава III. Судьбы реалистической традиции 1. Реалистическая традиция: кризис и переосмысление Трансформация реалистической стратегии:

роман Георгия Владимова "Генерал и его армия" 2. Феномен "чернухи": от неонатурализма к неосентиментализму Драматургия Н. Коляды

Глава IV. Постреализм: формирование новой художественной системы 1. Гипотеза о постреализме 2. Постреализм в литературе 1980 - 1990-х годов 3. Сергей Довлатов 4. Людмила Петрушевская 5. Владимир Маканин 6. Поэзия Иосифа Бродского

Предметно-именной указатель

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

"СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ"

КУЛЬТУРНАЯ АТМОСФЕРА

С середины 1960-х годов стали все отчетливее ощутимы симптомы "отката" от демократических завоеваний "оттепели". Газеты продолжали печатать все те же реляции с полей очередных битв за урожай, каждый полет в космос подавался как свидетельство превосходства советского строя над капитализмом, статистические сводки демонстрировали экономический прогресс страны и рост материального благосостояния народа. Однако в юбилейных статьях, посвященных видным деятелям страны, исчезали упоминания о причинах гибели почти каждого из них в 1937 - 1938 годах. Свержение Хрущева подавалось как защита демократических завоеваний. Свидетельством того, что далеко не все благополучно в стране победившего социализма, стала разработка экономической реформы, названной по имени председателя Совмина СССР косыгинской. Реформа эта, представлявшая собой робкую попытку дать хотя бы маленькую толику экономической самостоятельности производителям, освободить их от жесточайшей директивной регламентации сверху, была принята под фанфары и тихо спущена на тормозах. С 1963 года стали закупать зерно за границей. Полки магазинов становились все просторнее, очереди в продуктовые магазины все длиннее. Зато страна все чаще праздновала и ликовала.

Надежды на возможности демократического развития путем усовершенствования существующей государственной системы растаяли. Полная ясность наступила в августе 1968 года, когда танки стран Варшавского договора вошли в Прагу: тоталитарная макросистема не смогла допустить даже идеи все того же социализма, но "с человеческим лицом", провозглашенной Дубчеком и его единомышленниками.

Идея светлого коммунистического будущего, которой власти десятилетиями манили народ, призывая претерпеть очередные трудности, явно теряла привлекательность. И хоть Хрущев завершил XXII съезд КПСС обещанием: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" - в это уже никто всерьез не верил. Партийная идеология стала судорожно придумывать новые исторические вешки - появилась концепция многоступенчатого движения от социализма к коммунизму: неразвитой, развитой, высокоразвитой социализм. Из осторожности предупреждали, что конца этой лестнице пока не видать. Но и эта паллиативная идея уже не успокаивала и не обнадеживала - на нее почти не отреагировали. С середины 1960-х годов образовалось устойчивое двоемыслие: с трибун и кафедр произносились коммунистические заклинания, их выслушивали, по команде аплодировали, если требовалось - повторяли, но это все приобрело характер омертвелого ритуала, который надо исполнять - по закоренелой привычке или из страха навлечь гнев власть предержащих*1. А дома, на кухне, в приватном кругу, говорилось совсем другое.

Сложившаяся ситуация требовала выхода. Силы, пришедшие к власти в результате внутрипартийного переворота в 1964 году, видели его в возврате к "дооттепельным" порядкам. Но впервые за сорок лет, прошедших после уничтожения открытой оппозиции режиму, в стране стало подниматься движение в защиту тех мало-мальски демократических свобод, которые были завоеваны в годы "оттепели", против "отката" к сталинскому прошлому. Оно получило название "диссидентство" (от лат. dissidens - несогласный, противоречащий, инакомыслящий). В силу ряда причин ядро этого движения составили литераторы.

Подлинным началом диссидентства как общественного движения, вероятно, можно считать реакцию на затеянные властями в 1965 и 1966 годах суды над литераторами - Иосифом Бродским, обвиненным в тунеядстве, и Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, обвиненными в антисоветской пропаганде. Задуманные для устрашения непокорных, они превратились в обвинение режиму. Впервые за многие годы зазвучали голоса в защиту обвиняемых - и они не были малочисленны. Благодаря тому, что стенографические записи вели на судебных заседаниях Фрида Вигдорова, известная детская писательница, Мария Розанова, жена Синявского, и их добрые помощники, стали известны выступления общественных защитников на процессе Бродского (В. Адмони, Е. Эткинда) и последние слова подсудимых, не признавших свою вину. Достойное поведение подсудимых, и рождение института общественных защитников, и неофициальные стенографические отчеты - такого не было ни на одном политическом процессе за минувшие сорок лет.

Так родилась новая публицистика. Ее своеобразие определяется правозащитным пафосом, отсюда ее наиболее характерные и в высшей степени специфические жанры - открытое письмо (чаще всего - коллективное), последнее слово на суде, выступление общественного защитника, стенографический отчет с судебного заседания. Эти тексты, тайно распространяемые по всей стране, стали началом так называемого "самиздата". В дальнейшем возник самиздатовский журнал "Хроник...

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н.Л.ЛЕЙДЕРМ"АТТи М. Н.ЛИПОВЕЦКИЙ

СОВРЕМЕННАЯ

ЛИТЕРАТУРА

1950-1990-е годы

В двух томах

Том 1 1953 - 1968

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 - Русский язык и литература

УДК 82.09(075.8) ББК 83я 73

Р е ц е н з е н т ы:

доктор филологических наук, профессор РГГУ Г.А. Белая] кафедра русской литературы XX в. Пермского государственно педагогического университета (зав. кафедрой -

доктор филологических наук, профессор Т. Н. Фоминых)

Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н.

Л 42 Современная русская литература: 1950 - 1990-е го; пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. - Т. 1968. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

ISBN 5-7695-1453-1 (Т. 1) ISBN 5-7695-0957-0

В данном учебном пособии представлены все три ветЕ литературы: легальная советская словесность, литература эм отечественный андеграунд. Закономерности художественной выявляются через анализ динамики основных литературных ний: традиционного и социалистического реализма, модерниз модернизма, а также нового направления, которое авторы постреализмом.

Книга состоит из трех частей: первая посвящена - лите] тепели» (середина 1950-х-конец 1960-х гг.); часть вторая зываемым семидесятым годам (конец 1960-х-середина 198 третья - постсоветскому периоду (середина 1980-х-конец В каждую часть наряду с обзорными включены монографи1 вы, посвященные творчеству наиболее выдающихся писате; же главы, содержащие подробные разборы самых значите «знаковых» для данного периода произведений.

Учебное пособие может быть полезно аспирантам, учит нитарных гимназий, лицеев и школ.

8 >тодологические основы и теоретические принципы курса... 9

*рообразы Космоса и Хаоса в русской литературе XX в

)едшествия и предпосылки современного этапа

Часть первая

Литература

«оттепели»

редина века - «предварительные итоги»

ослевоенное десятилетие - культурный контекст

Ьд маской соцреализма: «Русский лес» Леонида Леонова

ристаллизация новой художественной стратегии:

Доктор Живаго» Бориса Пастернака (1946 -1955)

&гляд с другого берега: «Лолита» Владимира

абокова (1953)

оцреализм с человеческим лицом

ультурная атмосфера «оттепели»

Правда жизни»: от документализма к натурализму

/.Смирнов, В.Овечкин, А.Яшин, В.Тендряков)

бновление соцреалистической концепции личности:

ассказ Михаила Шолохова «Судьба человека»

Лирический «взрыв*-и-поэзия «шестидесятников»

З.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский)

[есенки Булата Окуджавы

[ирическая тенденция в драматургии

прозе 1960-х годов

>.1. Лирическая мелодрама (А.Арбузов,

A.Володин)

>.2. Лирический дневник (В.Солоухин,

О.Берггольц,

>.3. Глазами «сочувствующего» (П.Нилин,

Ч.Айтматов)

>.4. «Исповедальная проза» (А.Гладилин, А.Кузнецов,

B.Аксенов и др.)

1.5. Фронтовая лирическая повесть (Г.Бакланов,

Ю.Бондарев, К.Воробьев и др.)

рансформация соцреалистических жанров

Г. 1 Владимир. Дудинцев «Не хлебом единым» (1956)

Г. 2 Трилогия. Константина Симонова «Живые и мертвые»

f.3. Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (1961)...

шександр Твардовский

Глава III. За пределы соцреализма

Александр Солженицын

2. Варлам Шаламов

Традиции классического реализма

Юрий Казаков

«Фантастический реализм» Абрама Терца

и Николая Аржака

5. Неоавангард

5.1. Неофутуризм (В.Казаков, В.Соснора, Г.Айги)

5.2. От обэриутства к концептуализму (О.Григорьев,

поэты-«лианозовцы»)

ОТ А В Т О Р О В

Настоящая книга обязана своим возникновением тому обстоятельству, что оба ее автора в течение многих лет (около сорока для одного и около пятнадцати для другого) совмещали две, не слишком совместимые, как полагают некоторые, профессии: литературного критика и университетского преподавателя. Каждый из нас по-своему в течение этих лет пытался делать именно то, что определяет специфику настоящей книги: читать академические курсы с критической эмоциональностью и судить о литературных новинках, не пренебрегая «филфаковской» премудростью. Многие наши коллеги (и в той, и в другой области) полагают, что мы не правы и что нельзя строить историю литературы на «текущем» материале. Соответственно, лекции надо бы читать построже, а критику писать повеселее. И вообще, «в одну телегу впрячь не можно...».

В свою защиту мы можем привести аргумент не столько научный, сколько семейный. Несмотря на различие фамилий, вынесенных на обложку, эта книга - результат «семейного подряда», проще говоря, написана коллективом, состоящим из отца и сына. У каждого из нас, в силу биографических обстоятельств, есть свой субъективно освоенный «ареал»: 1950-1970-е годы у старшего, 1980- 1990-е - у младшего. Для каждого из нас эти периоды отпечатались в памяти как периодысовременной литературы. Однако при сложении наших, повторяем, вполне индивидуальных и субъективных впечатлений мы получили отрезок в полвека длиной! Шокирующее сочетание наших, казалось бы, совсем свежих критических эмоций, возникавших по поводу тех или иных книг, имен, событий, с эпической дистанцией в пятьдесят лет послужило первым толчком к работе над этой книгой. Кроме того, вопреки разнице в возрасте и, что еще более существенно, принадлежности к разным литературным поколениям с разными вкусовыми и прочими ориентирами, и даже несмотря на то, что соавторы в течение последних лет живут в разных полушариях, обна-

ружилось, что все эти обстоятельства не мешают реализации сходной методологии анализа современного литературного процесса и что выводы, к которым мы приходили, самостоятельно работая над текстами разных периодов, обладают общим историкотеоретическим знаменателем, или, иначе говоря, биологически совместимы.

Сочетание субъективного подхода (пусть даже умноженного на два) с задачей описания пятидесятилетнего цикла литературной эволюции, помимо существенных плюсов, обладает и некоторыми минусами. Несмотря на то что мы попытались дать наиболее полное на сегодняшний день представление об основных тенденциях русской литературы второй половины XX века, все же некоторые существенные имена и тексты остались за пределами нашей работы. К сожалению, такова неизбежная плата за стремление соединить теоретический подход с максимально подробным анализом художественного текста - без последнего компонента, как мы не раз убеждались в студенческой аудитории, самые интересные обобщения повисают в воздухе. Вот почему в этой книге все наши выводы о тенденциях литературного развития мы основывали (насколько это было возможно) на тщательном анализе поэтики и ее художественной семантики. Надо признаться, что мы действительно «смаковали» анализ некоторых наиболее интересных текстов, нам бы очень хотелось, чтобы и нашему читателю передалась хотя бы малая толика радости от проникновения в эстетическую суть художественного феномена. Мы старались предложить достаточно широкий спектр методов анализа литературного произведения, так как, по нашему мнению, именно демонстрация конкретного хода анализа есть лучший способ обучения филолога.

В основе настоящей книги лежат курсы лекций по истории русской литературы второй половины XX века, которые читались нами на филологическом факультете Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург) в течение 1980- 1990-х годов, а также в Illinois Wesleyan University (г. Блумингтон, США) в 1996-1999 годах, и в Университете Колорадо в Болдере (США) в 1999 - 2000 годах. Некоторые фрагменты настоящего пособия печатались в виде отдельных глав ранее выходивших книг каждого из соавторов. Так, главы о «Русском лесе» Леонова, «Судьбе человека» Шолохова, а также о Шаламове, Шукшине, В.Быкове, Распутине и Белове, как правило, в существенно отличных вариантах входили в состав таких книг Н. Л.Лейдермана, как «Движение времени и законы жанра» (Свердловск, 1982), «Та горсть земли» (Свердловск, 1988) и «Русская литературная классика XX века» (Екатеринбург, 1996). А разделы о «Лолите» Набокова и прозе русского постмодернизма представляют собой переработку глав из книг М. Н. Липовецкого «Русский постмодер-

низм» (Екатеринбург, 1998) и «Russian Postmodernist Fiction: Dialogue with Chaos» (Armonk, N.Y., 1999).

Кроме того, несколько глав пособия печатались в виде статей в журналах «Знамя», «Новый мир», «Континент» и «Урал».

В заключение мы хотели бы выразить самую глубокую признательность Фонду Сороса (Институт «Открытое общество») за организацию конкурса учебников для российских вузов и за спонсирование нашего проекта. Мы также сердечно благодарны нашим друзьям - преподавателям кафедры современной русской литературы Уральского педуниверситета и сотрудникам отдела русской литературы XX века Института истории и археологии Уральского отделения РАН, которые были первыми читателями и судьями большинства глав будущей книги. Особая признательность нашим коллегам из Российского гуманитарного университета, профессору В. И.Тюпе и доценту Д. П. Баку, внимательно прочитавшим первый вариант книги и высказавшим целый ряд конструктивных идей и замечаний, которые мы учли при подготовке рукописи к печати. Искренняя благодарность рецензентам настоящего издания: доктору филологических наук, профессору Галине Андреевне Белой и коллективу кафедры русской литературы XX века Пермского педуниверситета - за высокопрофессиональный анализ нашей работы.

Лыле Иосифовне Вассерман - с безмерной благодарностью

В В Е Д Е Н И Е

Понятием «русская литература XX века» традиционно обозначают целое столетие в истории художественного сознания, которое ведет отсчет с начала 1890-х годов и завершается в конце 1990-х. Понятием «современная русская литература» мы не просто обозначаем большой хронологический отрезок внутри этого столетия (с середины 1950-х годов), а выделяем важную составляющую часть художественной эпохи, ее завершающий цикл. Этот цикл фактически еще не изучался как историко-литературный феномен. Если о всех предшествующих фазах развития русской литературы XX столетия есть учебные пособия, в которых, по меньшей мере, описан в хронологической последовательности литературный процесс и встречаются, несмотря на господствующую в них методологическую зависимость от догм коммунистической идеологии (подчиненность партийному диктату, вульгарный, классовый социологизм, умаление роли внутренних, имманентных законов. художественного развития), проницательные наблюдения над отдельными художественными тенденциями и убедительные оценки роли ряда крупных художников в истории литературы, то в изучении русской литературы 1950-1990-х годов пока всецело господствует литературно-критический и эссеистский взгляд. Его уже нельзя оправдать знаменитой формулой «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи», ибо речь идет о жизни литературы в течение примерно пятидесяти лет. За эти полстолетия произошло столько эпохальных событий в мире, свершилось столько перемен в судьбах России, что это не могло не сказаться на мировосприятии человека, на идеях времени, на эстетическом сознании и художественном творчестве. В свете социальной истории России хронологический отрезок с середины 1950-х до конца 1990-х годов несомненно представляет собой крупный исторический этап, сущность которого состояла в развитии кризиса тоталитарного общества и лежащей в его основании коммунистической идеологии - от публичного вы-

ражения первых, еще робких и половинчатых, сомнений в ее справедливости до полного краха с распадом многонационального Советского Союза - наследника великой империи, которая создавалась в течение трехсот лет.

Настоящее учебное пособие представляет собой во многом экспериментальную попытку соединить несколько традиционно несовместимых (в силу идеологических традиций, в частности) методологических подходов.

Во-первых, в данном пособии совмещены историческое описание литературного процесса и его теоретический анализ в категориях литературных направлений и течений.

Во-вторых, в едином историко-типологическом контексте рассматриваются произведения, принадлежащие к официальной советской литературе, «самиздату» и андеграунду, а также к литературе эмиграции (Набоков, Аксенов, Галич, Довлатов, Саша Соколов и др.). Кроме того, в реально существовавшем едином культурном пространстве на развитие русской литературы оказывали влияние наиболее крупные явления национальных литератур, а возникшая «на стыке» русской и инонациональных культур так называемая «русскоязычная литература» (от Бабеля до Айтматова) вообще представляет собой уникальный художественный сплав, который придает особый колорит литературному процессу советского времени.

В-третьих, как три главных участника литературного процесса 1950-1990-х годов исследуются в их исторической динамике и взаимодействии такие литературные направления, как социалистический реализм (включая его мутации), традиционный реализм, модернизм (авангард, постмодернизм) и набирающее силы новое направление, которое мы называем постреализмом.

Что же представляют собой в свете истории художественного сознания 1950-1990-е годы - ограниченный социальными вехами хронологический отрезок или целостный и относительно завершенный историко-литературный цикл, имеющий свои собственно эстетические координаты и свои стержневые тенденции?

1. Методологические основы

и теоретические принципы курса

Как изучать современную литературу? Ведь очень многое еще находится «во взвешенном состоянии», многие тенденции только самоопределяются, и нет уверенности в том, что все они обретут устойчивость традиции, ко многим новым именам еще только приглядываются, вокруг многих произведений, созданных в эти годы, еще не утихли критические страсти.



Рассказать друзьям