Литература на летние каникулы 3. Сказки, произведения фольклора

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лето - прекрасное время для чтения! Некоторые дети с удовольствием читают сами, другие соглашаются это делать только потому, что мама не разрешает играть в планшет, пока не прочитаешь несколько страниц. Почти все дети волей-неволей читают книги из списка, который выдали в школе в качестве задания на лето. Итак, что нужно прочитать летом после окончания 2-го класса?

Читать ли ребенку, перешедшему в 3 класс, летом те же произведения, которые он будет затем изучать в школе на протяжении учебного года? Это решать родителям. Необходимости в этом нет, поскольку произведения не такие уж большие и дети вполне успевают их читать во время учебного года. Если вы думаете, что чистать одно и то же второй раз ребенку будет скучно, то тем более лучше выбрать другие произведения тех же писателей, или же книги, рекомендованные детям 8-9 лет для внеклассного чтения. Тем не менее, для удобства мы публикуем список произведений, взодящих в школьную программу 3 класс.

В программу курса по литературному чтению УМК «Школа России» для 3 класса входят следующие произведения:

  1. Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
  2. Стихи - Тютчев, Фет, Никитин, Суриков.
  3. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», стихи
  4. И.А. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
  5. М.Ю. Лермонтов стихи
  6. Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и др.
  7. Стихи - Некрасов, Бальмонт, Бунин
  8. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
  9. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
  10. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
  11. М. Горький «Случай с Евсейкой»
  12. К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
  13. А.И. Куприн «Слон»
  14. Стихи - Саша Черный, Блок, Есенин
  15. Рассказы о любви к животным (Пришвин, Соколов-Микитов, Белов, Бианки, Житков, Астафьев, Драгунский)
  16. Стихи - Маршак, Барто, Михалков, Благинина
  17. М. М. Зощенко «Великие путешественники»
  18. Н.Н. Носов «Федина задача»
  19. Зарубежная литература: «Храбрый Персей», Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Список книг для внеклассного чтения учащимся, перешедшим в 3 класс (программа «Школа России»):

  • Русская народная сказка «Царевна Лягушка»
  • Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»
  • Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька»
  • Г.Андерсен «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине»
  • Энн Хогард «Мафин печет пироги»
  • Н.Носов «Ступеньки», «Заплатка». «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей»
  • С.Михалков «Дремота и Зевота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»
  • С. Маршак «Детка в клетке», «Школьнику на память», «Рассказ о неизвестном герое»
  • Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
  • Братья Гримм «Три брата»
  • М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Еж»
  • А.П. Гайдар «Чук и Гек», «Совесть»
  • В.А. Осеева «Волшебное слово», «Совесть», «Сыновья»
  • В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», Аришка- Трусишка», «Кто чем поет»
  • Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»
  • Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста», «Вредные советы»
  • В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
  • В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
  • М.М. Зощенко «Елка»
  • В.В. Медведев «Обыкновенный великан»

Списков литературы может быть много. Некоторые учителя сами составляют списки для летнего чтения, другие пользуются готовыми рекомендациями - распечатывают списки и раздают детям. Следует иметь в виду, что списки книг на лето не являются чем-то жестким, это лишь рекомендации по выбору произведений, которые будут интересны третьеклассникам. Можно выбирать и читать любые произведения по своему выбору. Кроме того, списки для чтения на лето отличаются в зависимости от программы по литературному чтению, по которой обучается ребенок.

Список литературы на лето для учащихся, перешедших в 3 класс (программа «Перспектива»)

  • Александров Т. « Домовенок Кузька»
  • Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок», « Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Огниво»
  • Бажов П. «Серебряное копытце»
  • Братья Гримм «Бременские музыканты»
  • Бианки В. «Лесная газета», «Лесные домишки»
  • Былины: Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Илья Муромец и Соловей Разбойник
  • Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
  • Гайдар А. «Чук и Гек»
  • Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
  • Гауф В. «Карлик Нос», «Маленький Мук»
  • Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»
  • Драгунский В. «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Он живой и светится», «Первый день», «Где это видано?», «Хитрый способ»
  • Дмитриев Ю. «О природе для больших и маленьких»
  • Дуров В. « Мои звери». Рассказы
  • Житков Б. «Как я ловил человечков»
  • Жуковский В. «Как мыши кота хоронили»
  • Зарубежные сказки: «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка), «Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка)
  • Заходер Б. «Про все на свете». Стихи и сказки
  • Зощенко М. «Учёная обезьянка»
  • Катаев В. «Цветик-семицветик»
  • Киплинг Р. «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб»
  • Крылов И. А. «Басни»
  • Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
  • Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки», «Серая Шейка»
  • Мифы Древней Греции (1-2 сюжета на выбор)
  • Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»
  • Носов Н. «Фантазёры», «Незнайка на Луне», «Ступеньки»
  • Одоевский В. «Городок в табакерке»
  • Осеева В. «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье»
  • Паустовский К. «Заячьи лапы». Рассказы и сказки
  • Перро Ш. «Рикки с хохолком», «Спящая красавица»
  • Платонов А. «Разноцветная бабочка»
  • Пляцковский М. «Карусельные лошадки»
  • Прокофьева С. «Ученик волшебника», «Приключения желтого чемоданчика»
  • Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  • Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-Несмеяна», «Летучий Корабль», «Финист-ясный сокол»
  • Стихи Ю. Мориц, А.Барто, Я.Аким, Б. Заходер, И. Токмакова, Г. Граубин «Незнакомые друзья»
  • Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
  • Толстой Л. «Филиппок»
  • Ушинский К. «Два плуга»
  • Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»
  • Чарушин Е. «Никитка и его друзья»
  • Шварц Е. «Сказка о потерянном времени», «Рассеянный волшебник», «Новые приключения кота в сапогах»

Немного отличается от двух предшествующих список для чтения на лето для третьего класса по программе «Школа XXI века»:

  • Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
  • Андерсен Г.Х. «Русалочка», «Улитка и розовый куст»
  • Астафьев В.П. «Весенний остров», «Конь с розовой гривой»
  • Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Голубая змейка»
  • Булычёв К. «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля»
  • Велтистов Е.С. «Приключения Электроника»
  • Гаршин В.М. «Сказка о жабе и розе»
  • Георгиев С.Г. «Домик солнечного зайца»
  • Горький М. «Про Иванушку-дурачка»
  • Даль В.И. «Про мышь зубастую и про воробья богатого»
  • Драгунский В.Ю. «На Садовой большое движение»
  • Зальтен Ф. «Бемби»
  • Зощенко М. М. «Галоши и мороженое», «Глупая история»
  • Иванов С.А. «Зимняя девочка»
  • Лагерлёф С. «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»
  • Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
  • Лесков Н.С. «Лев старца Герасима»
  • Одоевский В.Ф. «Город в табакерке», «Бедный Гнедко»
  • Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога»
  • Платонов А.П. «Солдат и царица», «Волшебное кольцо»
  • Пришвин М.М. «Курица на столбах»
  • Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке»
  • Свифт Д. «Путешествие Гулливера»
  • Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи»
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот»
  • Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона»
  • Толстой А.К. «Илья Муромец»
  • Толстой Л.Н. «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни»
  • Тургенев И.С. «Собака»
  • Ушинский К.Д. «Сумка почтальона», «Слепая лошадь»
  • Чёрный С. «Серебряная ёлка»
  • Чехов А.П. «Беглец», «Детвора»

Лето - прекрасное время для чтения! Некоторые дети с удовольствием читают сами, другие соглашаются это делать только потому, что мама не разрешает играть в планшет, пока не прочитаешь несколько страниц. Почти все дети волей-неволей читают книги из списка, который выдали в школе в качестве задания на лето. Итак, что нужно прочитать летом после окончания 2-го класса?

Читать ли ребенку, перешедшему в 3 класс, летом те же произведения, которые он будет затем изучать в школе на протяжении учебного года? Это решать родителям. Необходимости в этом нет, поскольку произведения не такие уж большие и дети вполне успевают их читать во время учебного года. Если вы думаете, что чистать одно и то же второй раз ребенку будет скучно, то тем более лучше выбрать другие произведения тех же писателей, или же книги, рекомендованные детям 8-9 лет для внеклассного чтения. Тем не менее, для удобства мы публикуем список произведений, взодящих в школьную программу 3 класс.

В программу курса по литературному чтению УМК «Школа России» для 3 класса входят следующие произведения:

  1. Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
  2. Стихи - Тютчев, Фет, Никитин, Суриков.
  3. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», стихи
  4. И.А. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
  5. М.Ю. Лермонтов стихи
  6. Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и др.
  7. Стихи - Некрасов, Бальмонт, Бунин
  8. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
  9. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
  10. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
  11. М. Горький «Случай с Евсейкой»
  12. К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
  13. А.И. Куприн «Слон»
  14. Стихи - Саша Черный, Блок, Есенин
  15. Рассказы о любви к животным (Пришвин, Соколов-Микитов, Белов, Бианки, Житков, Астафьев, Драгунский)
  16. Стихи - Маршак, Барто, Михалков, Благинина
  17. М. М. Зощенко «Великие путешественники»
  18. Н.Н. Носов «Федина задача»
  19. Зарубежная литература: «Храбрый Персей», Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Список книг для внеклассного чтения учащимся, перешедшим в 3 класс (программа «Школа России»):

  • Русская народная сказка «Царевна Лягушка»
  • Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»
  • Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька»
  • Г.Андерсен «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине»
  • Энн Хогард «Мафин печет пироги»
  • Н.Носов «Ступеньки», «Заплатка». «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей»
  • С.Михалков «Дремота и Зевота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»
  • С. Маршак «Детка в клетке», «Школьнику на память», «Рассказ о неизвестном герое»
  • Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
  • Братья Гримм «Три брата»
  • М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Еж»
  • А.П. Гайдар «Чук и Гек», «Совесть»
  • В.А. Осеева «Волшебное слово», «Совесть», «Сыновья»
  • В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», Аришка- Трусишка», «Кто чем поет»
  • Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»
  • Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста», «Вредные советы»
  • В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
  • В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
  • М.М. Зощенко «Елка»
  • В.В. Медведев «Обыкновенный великан»

Списков литературы может быть много. Некоторые учителя сами составляют списки для летнего чтения, другие пользуются готовыми рекомендациями - распечатывают списки и раздают детям. Следует иметь в виду, что списки книг на лето не являются чем-то жестким, это лишь рекомендации по выбору произведений, которые будут интересны третьеклассникам. Можно выбирать и читать любые произведения по своему выбору. Кроме того, списки для чтения на лето отличаются в зависимости от программы по литературному чтению, по которой обучается ребенок.

Список литературы на лето для учащихся, перешедших в 3 класс (программа «Перспектива»)

  • Александров Т. « Домовенок Кузька»
  • Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок», « Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Огниво»
  • Бажов П. «Серебряное копытце»
  • Братья Гримм «Бременские музыканты»
  • Бианки В. «Лесная газета», «Лесные домишки»
  • Былины: Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Илья Муромец и Соловей Разбойник
  • Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
  • Гайдар А. «Чук и Гек»
  • Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
  • Гауф В. «Карлик Нос», «Маленький Мук»
  • Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»
  • Драгунский В. «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Он живой и светится», «Первый день», «Где это видано?», «Хитрый способ»
  • Дмитриев Ю. «О природе для больших и маленьких»
  • Дуров В. « Мои звери». Рассказы
  • Житков Б. «Как я ловил человечков»
  • Жуковский В. «Как мыши кота хоронили»
  • Зарубежные сказки: «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка), «Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка)
  • Заходер Б. «Про все на свете». Стихи и сказки
  • Зощенко М. «Учёная обезьянка»
  • Катаев В. «Цветик-семицветик»
  • Киплинг Р. «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб»
  • Крылов И. А. «Басни»
  • Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
  • Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки», «Серая Шейка»
  • Мифы Древней Греции (1-2 сюжета на выбор)
  • Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»
  • Носов Н. «Фантазёры», «Незнайка на Луне», «Ступеньки»
  • Одоевский В. «Городок в табакерке»
  • Осеева В. «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье»
  • Паустовский К. «Заячьи лапы». Рассказы и сказки
  • Перро Ш. «Рикки с хохолком», «Спящая красавица»
  • Платонов А. «Разноцветная бабочка»
  • Пляцковский М. «Карусельные лошадки»
  • Прокофьева С. «Ученик волшебника», «Приключения желтого чемоданчика»
  • Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  • Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-Несмеяна», «Летучий Корабль», «Финист-ясный сокол»
  • Стихи Ю. Мориц, А.Барто, Я.Аким, Б. Заходер, И. Токмакова, Г. Граубин «Незнакомые друзья»
  • Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
  • Толстой Л. «Филиппок»
  • Ушинский К. «Два плуга»
  • Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»
  • Чарушин Е. «Никитка и его друзья»
  • Шварц Е. «Сказка о потерянном времени», «Рассеянный волшебник», «Новые приключения кота в сапогах»

Немного отличается от двух предшествующих список для чтения на лето для третьего класса по программе «Школа XXI века»:

  • Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
  • Андерсен Г.Х. «Русалочка», «Улитка и розовый куст»
  • Астафьев В.П. «Весенний остров», «Конь с розовой гривой»
  • Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Голубая змейка»
  • Булычёв К. «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля»
  • Велтистов Е.С. «Приключения Электроника»
  • Гаршин В.М. «Сказка о жабе и розе»
  • Георгиев С.Г. «Домик солнечного зайца»
  • Горький М. «Про Иванушку-дурачка»
  • Даль В.И. «Про мышь зубастую и про воробья богатого»
  • Драгунский В.Ю. «На Садовой большое движение»
  • Зальтен Ф. «Бемби»
  • Зощенко М. М. «Галоши и мороженое», «Глупая история»
  • Иванов С.А. «Зимняя девочка»
  • Лагерлёф С. «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»
  • Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
  • Лесков Н.С. «Лев старца Герасима»
  • Одоевский В.Ф. «Город в табакерке», «Бедный Гнедко»
  • Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога»
  • Платонов А.П. «Солдат и царица», «Волшебное кольцо»
  • Пришвин М.М. «Курица на столбах»
  • Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке»
  • Свифт Д. «Путешествие Гулливера»
  • Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи»
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот»
  • Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона»
  • Толстой А.К. «Илья Муромец»
  • Толстой Л.Н. «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни»
  • Тургенев И.С. «Собака»
  • Ушинский К.Д. «Сумка почтальона», «Слепая лошадь»
  • Чёрный С. «Серебряная ёлка»
  • Чехов А.П. «Беглец», «Детвора»

Лето! Ах, лето! Каникулы и ничегонеделанье для всех детей. Но правильно ли это? Многие поспорят. Но так или иначе, учителя дают на лето задания своим ученикам, особенно в начальных классах - с первого по третий. В том числе, ежегодно детям выдается список литературы на лето, чтобы ученики не разучились читать за три месяца отдыха. Это известная проблем, во время летних каникул дети теряют технику чтения и первого сентября они с трудом читают, медленнее в два, а то и три раза, чем в конце прошлого учебного года. Отсюда и проблемы с выполнением заданий по всем другим предметам, ведь любое задание нужно сначала прочитать и понять, а как это сделать, если читать ребенок за лето разучился? Должен ли ребенок выполнять какие-либо задания летом во время каникул? Оставьте свое мнение в комментариях.

Дети, учащиеся по программе Перспектива итак не сильно загружены чтением во время учебы, даже в третьем классе задается не так много читать, как в некоторых других программах, и если им дать еще и летом расслабиться, беды не избежать. Поэтому вашему вниманию предлагаются списки литературы на лето после третьего класса для программы Перспектива. Списки разработаны учителями специально по возрасту учеников, адаптированы к современной программе.

Список литературы на лето после 3 класса, УМК Перспектива

  1. Г. Скребицкий « Сказки следопыта»
  2. А. Гайдар «Военная тайна», «РВС»,
  3. В. Катаев «Сын полка».
  4. Л. Пантелеев «На ялике», «Главный инженер».
  5. В. Беляев «Старая крепость».
  6. А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».
  7. А. Волков «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
  8. А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик».
  9. Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  10. Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста».
  11. Э. Д"Эрвильи «Приключения доисторического мальчика».
  12. Д. Родари «Джельсомино в стране Лгунов», «Сказки по телефону»
  13. В. Георгиев «Шуршики», «Елки-Палки: фельдмаршал Пулькин»
  14. Губарев В. Повести «Путешествие в утреннюю звезду», «Трое на острове», «В Тридевятом царстве», «Преданье старины глубокой»
  15. Л. Давыдычев «Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника».
  16. Ю. Коваль «Самая лёгкая лодка в мире»
  17. В. Коржиков «Мореплавание Солнышкина»
  18. С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
  19. Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
  20. В. Медведев «Неизвестные приключения Баранкина», «Капитан Соври-голова»
  21. Ю. Олеша «Три толстяка»
  22. О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной»
  23. С. Прокофьева «Лоскутик и облако», «Глазастик- невидимка»
  24. Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»
  25. Ю. Сотник «Архимед Вовки Грушина», «Ясновидящая, или эта ужасная»
  26. П. Трэверс «Мэри Поппинс»
  27. Э. Успенский «Вниз по волшебной реке», «Меховой интернат».
  28. С. Алексеев «Рассказы из русской истории», «История крепостного мальчика», «Рассказы о великой московской битве», « Рассказы об обороне Ленинграда»
  29. А. Ишимова История России в рассказах для детей.
  30. Ю. Крутогоров « Александр Невский», «Крещение Руси»,» Куликовская битва».
  31. М. Галлай « Валерий Чкалов»
  32. Б. Житков «Морские истории».
  33. Надежда Вальнер «Ольгин град».

Список литературы на лето после 3 класса №2, программа Перспектива

  1. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек
  2. А.П. Чехов. Каштанка
  3. А.М. Горький. В людях
  4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч
  5. В. Катаев. Сын полка
  6. А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители
  7. Ю. Олеша. Три толстяка
  8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы
  9. К. Булычев. Приключения Алисы
  10. Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок
  11. Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг
  12. Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище
  13. Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен
  14. Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес
  15. М.Твен. Приключения Тома Сойера
  16. Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король
  17. Дж.Свифт. Приключения Гулливера
  18. Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена
  19. А.С.Экзюпери. Маленький принц
  20. В.Гюго. Гаврош. Козетта
  21. Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста

Как читать книги летом

Любой список - это ориентир. Совсем не принципиально искать и читать абсолютно все книги из всех списков. Но следите, чтобы ребенок занимался чтением как минимум 1 час в день. Кто-то читает в запой и может читать долго, к примеру перед сном. Кто-то не может смотреть в книгу дольше 15 минут. Приспосабливайтесь к ребенку, пусть читает 4 раза по 15 минут, но читает обязательно. Не заставляйте ребенка читать в качестве наказания. Что-то сами прочитайте ему вслух, обсудите прочитанное для лучшего запоминания. И тогда чтение будет в удовольствие.

Сегодня, в период активной реорганизации образовательных стандартов и программ, большое внимание уделяется предмету литературы. Особенно данная тенденция характерна для младшей школы, ведь учителя стараются заложить в детские сердца и умы любовь к книге как можно раньше. Поэтому в настоящей статье мы рассмотрим, что включает в себя современное внеклассное чтение (3 класс). Список литературы с подробными разъяснениями, рекомендациями и советами для учителей, родителей и всех желающих будет представлен далее.

Что такое внеклассное чтение?

Зачем оно нужно современному ребёнку? Чем полезно для развития внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы, наиболее важные произведения из перечня и интересные авторы - вот что позволит дать ответы на интересующие вопросы.

Данный процесс характеризуется актом самостоятельного чтения, которое лишь педагогически организуется, направляется и корректируется взрослыми. В то время как дети сами познают материал и черпают информацию из художественной, публицистической, научно-популярной и других видов литературы.

Самостоятельное чтение - это одно из важнейших составляющих постепенного становления зрелой личности, так как именно во время личного восприятия и переработки прочитанных сведений у учащегося происходит формирование читательских вкусов, дисциплинированности, умения самостоятельно выбирать, отделять главное от второстепенного. Закладываются базисные основы нравственного, эстетического и умственного развития, постепенно вырабатываются личностные мировоззренческие установки.

Именно поэтому список литературы для внеклассного чтения (3 класс не является исключением) и его составление требуют грамотной и рациональной организации со стороны более опытных в этом деле взрослых людей.

Почему внеклассное чтение в 3 классе так важно?

Ответ на этот вопрос заключается в понимании самой сути развития ребёнка как человека, а также субъекта школьной системы. Что представляет собой внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы школа формирует исходя из установленной программы. И на этом этапе ученического становления он качественно расширяется.

К 3-4 классу дети уже могут охватывать более разнообразные литературные жанры. Так, к художественной литературе, изучаемой в предыдущих классах, постепенно добавляются журнальные и газетные статьи, заметки, очерки. Это связано с тем, что к возрасту 9-10 лет у учеников, как правило, появляется интерес к периодике для детей, происходит непрерывное расширение кругозора, возникают новые увлечения и хобби, например коллекционирование, моделирование.

Внеклассное чтение (3 класс), список литературы для которого будет представлен далее, - это отличный инструмент для родителя и преподавателя научить детей более глубокому психологическому восприятию прочитанного, ведь произведения можно связать с абсолютно любыми сторонами обычной жизни. Ребенку этого возраста, как никому другому, требуются ориентиры, которыми могут выступить книжные герои. Пластичное, податливое сознание учеников 3 класса жаждет разговоров о персонажах, их поступках, выражении собственного отношения к происходящему на страницах книг. Игнорировать такие порывы - неправильно и непедагогично.

Главное лицо, организующее процесс внеклассного чтения

Как может заинтересовать учеников внеклассное чтение (3 класс)? Список литературы, пугающие кипы книг - как-то все не вяжется. До того ли детям, которые хотят гулять, играть и веселиться с друзьями? Конечно, сначала именно так и можно подумать. Универсального и во всех случаях действенного совета, как регулярно подогревать ученический интерес к книге, не существует. Учитель - главное действующее лицо в данном процессе, поэтому он должен быть максимально компетентен и чуток. Вместе с учетом художественного своеобразия определенного произведения, индивидуальных и возрастных особенностей и характеристик конкретного школьника, педагог всегда должен задаваться двумя основными вопросами:

  1. Что читает ученик?
  2. Как он воспринимает прочитанный материал?

Исходя из собственных наблюдений, учитель должен реализовать с каждым ребёнком индивидуальную линию читательского развития. Часто список книг на лето (3 класс в данном случае является особенно важной ступенью) зависит не только от выбранной программы, рекомендаций ФГОС или советов учебно-методических пособий, но и от того, к чему больше расположен тот или иной ребёнок.

Конечно, основной материал одинаков для всех, но нередко заинтересованные и неравнодушные учителя, которые даже ведут специальные дневники с фиксированием динамики читательской активности учеников, предлагают одному прочесть занимательный рассказ о детях, второму - научную повесть о животных, третьему - оценить сказку. Это - непростой путь, ведь уследить и обсудить прочитанное вне школьных стен нужно со всеми, однако он крайне продуктивен. Кроме этого, от педагога требуется постоянное саморазвитие - он должен быть в курсе выходящих новинок в области детской книги, а классику детства знать безукоризненно.

Какие формы организации процесса действенны?

Поддержание ученического интереса к внеклассному чтению может обеспечиваться за счет:

  • Налаженных связей с районной или городской детской библиотекой, где проходят тематические мероприятия, обсуждения, вечера.
  • Создания определенной атмосферы, привлечения детей (и даже их родителей) к участию в книжных ярмарках, беседах, играх и утренниках, просмотре фильмов, выставках, постановке спектаклей.
  • Продуктивной методикой являются читательские дневники, в которых ученики могут не только сухо писать о своих эмоциях и отношении к действующим в историях лицам, но и рисовать, придумывать иллюстрации и обложки, выписывать понравившиеся цитаты, давать краткую оценку и характеристику персонажей.

Совокупность произведений, которые должны быть прочитаны преимущественно в летнее время ребенком 9 лет, не является константой и изменяется в зависимости от реализуемой в классе учебной программы, а также выбора самого учителя. Однако здесь были собраны ключевые произведения, которые входят в превалирующее большинство всех списков:

  • русские народные сказки, сказки народов мира;
  • А. Милн, «Винни-Пух и все-все-все»;
  • А. Гайдар, «Тимур и его команда», «Чук и Гек»;
  • рассказы В. Драгунского для детей;
  • басни Эзопа;
  • русские былины;
  • Н. Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы»;
  • К.С. Льюис, «Лев, колдунья и платяной шкаф»;
  • Д. Родари, «Приключения Чиполлино»;
  • Ф. Баум, «Волшебник страны ОЗ»;
  • Р. Киплинг, «Маугли» и др.;
  • Э. Успенский, рассказы и сказки;
  • С. Маршак, «12 месяцев»;
  • М. Лермонтов, «Бородино»;
  • Е. Чарушин, В. Бианки, рассказы о животных.

Теперь пришло время рассмотреть ключевые, наиболее примечательные произведения списка и понять, как меняется с течением периода развития ребёнка внеклассное чтение (2-3 класс). Список литературы будет в чем-то одинаков, а в чем-то - различен.

Сказки, произведения фольклора

Всё, что создано русским народом, «кочует» из класса в класс начальной школы. Постепенно к загадкам, пословицам, поговоркам, прибауткам присоединяются сначала сказки о животных, затем - волшебные и бытовые. В 3 классе происходит знакомство с былинами. Фольклорные жанры для правильного воспитания младших школьников крайне важны, ведь в них в выкристаллизованной, выработанной веками форме заключена предельная народная мудрость и опыт.

К.С. Льюис: первое знакомство с миром фэнтези

Указанное в списке произведение данного автора может считаться пунктом экспериментальным, ведь тенденция к знакомству ребёнка с фантастическим миром только приобретает свою силу. В 1-м и 2-м классах ребёнок к восприятию подобной литературы готов ещё не до конца, ведь эта книга - облечённое в форму детской сказки переложение библейского сюжета о сотворении богом мира. В ней львом Асланом создана страна Нарния. Поднимаются такие важные вопросы, как грехопадение людей, необходимость борьбы со злом, а занимательность сюжета для ребёнка объясняется тем, что главные действующие лица - такие же обыкновенные ребята, в мгновение ока попадающие в мир волшебства.

Басни

Этот жанр вообще является одним из самых любимых детьми. Только ли в этом возрасте он входит во внеклассное чтение? 3-4 класс (список литературы для первого из них представлен в этой статье) действительно в этом плане различаются. Если с учениками в возрасте 9 лет учитель уделяет басням особое внимание, то далее этот жанр вытесняется произведениями более крупными, преимущественно повестями или рассказами.

Однако это издержки программного времени, которое не может вместить всё. Тем не менее басни способствуют и нравственному, и этическому, и эстетическому развитию. Они активизируют образное мышление, которое оказывается необходимым для понимания басенных метафор, аллегорий, скрытых смыслов.



Рассказать друзьям