Литературное чтение "устное народное творчество". Этапы урока с временной раскладкой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Русские народные потешки и прибаутки.

2. Сборник народных потешек и прибауток "Радуга - дуга"

3. Заря-Заряница. Русские народные песенки-потешки и загадки

Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Устное народное творчество". Воспользуйтесь тематическим каталогом.

1. Путешествие по русским народным сказкам

2. Курочка Ряба

3. Колобок

4. Народные русские сказки в обработке Афанасьева

5. Морозко

Собери пословицы

1. Какие труды, такие и плоды.

2. Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

3. Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить.

5. Терпенье и труд все перетрут.

6. С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

7. Пока железо в работе, его и ржа не берет.

Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни ее смысл.

Мне понравилась пословица "Нужно наклониться, чтоб с ручья воды напиться".

В ней заложен глубокий смысл – чтоб чего-то добиться, надо приложить усилия.

Не нужно ждать манны небесной, нужно действовать!

Ведь только так можно достичь успеха.

Возможно, путь к цели будет долгим и трудным.

Но, даже передвигаясь маленькими шажочками, ты все-таки двигаешься вперед.

Как говорится в другой пословице: "Терпение и труд все перетрут".

Поэтому нужно забыть о лени, не ждать, что кто-то сделает все за тебя. Чем сложнее будет путь, тем слаще победа.

В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде? Выбери ответ:

1. В интернете

2. В сборнике "Пословицы русского народа"

3. у мамы или бабушки.

Прочитай русские народные песни в учебнике "Литературное чтение" на странице 16. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Белая и кудрявая

Опиши березу

Береза белая, плакучая, кудрявая, юная, молодая, нежная, романтичная, скромная, смущенная, прекрасная, задумчивая, нарядная, белоствольная, косматая, ветвистая, поникшая, белобокая.

Обсудите с другом, почему именно береза является символом России.

Есть несколько причин того, что береза – символ нашей любимой России.

Многие считают, что символом это дерево сделали именно поэты и живописцы, в особенности Сергей Есенин, который очень любил и воспевал березу.

Но есть и опровержения этого мнения.

Несомненно, культурные деятели сделали немало для прославления прекрасной березы, но символом она стала гораздо раньше.

Береза является одним из самых распространенных деревьев в России.

Насчитывается более сотни видов этого дерева.

Славянские народы веками использовали дерево для строительства различных зданий и изготовления бытовых предметов.

Востребованными были, как древесина, так и берест, кора, березовый сок.

Последний используется в медицине и имеет невероятный вкус.

Наши предки активно использовали лучину березы, ведь прекрасно знали, что она создает больше всего света и тепла.

К тому же, горит намного дольше других, не создавая копоти.

Березовые дрова лидеры по силе своего жара и дают ровное пламя. Д

аже, если береза сыровата, пламя ничуть не «стреляет».

Еще одно применение березы – веник для бани.

Слово «береза» походит от «обережа», а уже оно от «оберег».

Поэтому береза считалась берегиней человеческого духа.

Она всегда была символом юности, чистоты, красоты и возрождения.

В образ берез славяне закладывали то, к чему стремились.

Поэтому она и мила всем поистине русским сердцам.

Какие слова часто используют в колыбельных песенках? Допиши.

Спокойной ночи, спать пора, мой маленький, малыш, младенец (доченька, сыночек), ангел, дитя родное, мамина радость, пора засыпать, глазки закрывай, ночька темная, настала ночь, поздний час, месяц ясный, будет день, песенку спою, люли-люли.

Попробуй сам сочинить колыбельную песенку.

Люлю-люли-люленьки,

Спят уже Николеньки.

Улеглись и Машеньки,

Тетеньки и дяденьки.

И ты, маленький, усни.

Ведь погасли все огни.

Ночка темная настала,

Солнца красного не стало.

Поздний час уже настал.

Всем детишкам спать сказал.

И мы глазки закрываем,

Сладенькие сны встречаем.

Будут сниться нам зайчата,

И лесички, и утята.

Тетя-фея в сон придет,

Много счастья принесет.

Завтра будет новый день,

Засыпай малыш скорей.

А я песенку спою

Баю-баюшки-баю!

Маму слушает малыш,

Завтра будет он крепыш!

Найди информацию о потешках и прибаутках в разных источниках.

Потешки - это произведение устного народного творчества, короткие, рифмованные, предназначенные для того, чтобы играть с маленьким ребёнком.

Прибаутки - произведения устного народного творчества, небольшие по размеру, имеющие рифму и ритм, произносятся во время каких-либо действий с маленьким ребёнком.

Придумай сам потешки про щенка задиристого, спящего, игривого

Наш задиристый щенок

Замолчать никак не мог.

Чем-то недоволен вечно,

На всех лает бесконечно.

Его надо воспитать –

В школу шкодника отдать!

Устал к вечеру щенок

Больше бегать он не мог.

Ослабел, много зевал,

То ложился, то вставал.

Теперь сны он наблюдает,

Сил на завтра набирает!

Миленько щенок сопит,

Сладенько он, видно, спит!

Наш щенок очень игривый,

Бегает такой счастливый

Он веселый и задорный,

Бойкий, умный и проворный.

Радостно на всех он лает,

Поиграть с ним призывает.

Ищет маленьких друзей,

Подружись с ним поскорей!

Сначала подбери слова, которые помогают увидеть, например, игривого щенка.

Щенок игривый: … счастливый, умный, поиграть, подружись.

Щенок задиристый: недоволен, лает, надо воспитать, шкодник.

Щенок спящий: устал, ослабел, зевал, сны наблюдает, сил набирает, сопит, сладенько спит.

Вспомни, с какой целью сочиняются потешки. Начни потешку, например, со слов "Весёлый щенок громко косточку грызёт". Подбери к последнему слову рифму.

Весёлый щенок громко косточку грызёт,

И трогать ее никому не дает.

Жонглирует с ней, бросает и бежит,

На месте щенок никогда не сидит.

Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?

Небылица – это один из жанров устного народного творчества.

Может быть, как в прозаическом, так и стихотворном виде.

Как правило, имеет небольшой объем.

В ее основе - события, которых на самом деле не было и даже не может быть.

Поэтому и название этого жанра походит от слова «небыль».

Написана в шуточной форме и направлена развивать логику и фантазию ребенка.

На различных Интернет-ресурсах я нашел интересную мне информацию о небылицах, которую раньше не знал.

Один из исследователей выделил интересный факт о небылицах – чтоб достичь юморного эффекта, авторы могли просто менять порядок слов.

Например, вместо «мальчик смотрит телевизор», говорится: «телевизор смотрит мальчика».

Также есть мнения, что небылицы являются своеобразными пародирующими произведениями на волшебные сказки. Но в этом жанре сказочные события характеризируется абсурдом и бессмыслецей.

Еще я узнал, что каждые 2 года одна из международных организаций проводит конкурс по ораторскому искусству.

Одним из этапов является рассказ небылицы.

На это участникам выделяется 2-3 минуты, затем жюри оценивают их.

В 20-м веке стало популярно изображать небылицы на почтовых открытках.

Многие известные писатели также включают небылицы в свои произведения.

Обсудите с другом, от какого слова произошло слово небылица.

Слово " небылица" произошло от слова "не бывает", потому что небылица - это то, чего не может быть в реальном мире.

Прочитай стихотворение Ю. Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.

Я считаю, что это произведение является небылицей.

Ведь в нем рассказывается о событиях, которых на самом деле не происходило, они нереальны и абсурдны.

Ведь коты петь и разговаривать не умеют, да и покупают их не на птичьем рынке.

Марсиан не существует, а если и существуют, то мы этого не знаем.

И сидеть на небе тоже невозможно.

К тому же стихотворение имеет небольшой объем, что также характерно для небылиц.

Ачегу Светлана Софижовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 15 им.Н.Н.Белоусова г. Сочи

учителя начальных классов

Методические разработки по теме «Устное народное творчество» для учащихся начальных классов.

Вводное слово

Для устного народного творчества характерно разнообразие жанров. Художественный талант народа находит свое выражение в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, песня, в таких уникально малых жанровых формах, как пословица, поговорка, прибаутка и др.

Неисчерпаема сила воспитательного воздействия произведений устного народного творчества на человека, особенно в период его детства.

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость, отличавшаяся в отточенные языковые формы пословиц и поговорок, увлекательная неожиданность загадок, веселый юмор большинства произведений - все это и многое другое открывает путь к сердцу и уму маленького слушателя и читателя, поселяется в них не заметно, исподволь, безотчетно сказывается на формирующихся взглядах, привычках, поведении, расширяет зрительные представления детей, развивает образное мышление, творческое воображение, формирует определенный строй чувств, предоставляет возможность ощутить радость познания красоты родного языка, утверждает добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие, осуждает зло, лень, спесь, глупость, вражду.

Побывать на страницах летописи устного народного творчества может только тот, кто знает и любит предания, легенды, песни, прибаутки, сказки и другие чудесные вымыслы народной фантазии.

Побывал там наш любимый А.Пушкин, когда сочинял сказки и поэму « Руслан и Людмила ». Побывал и художник В.Васнецов, на картинах которого живут могучие богатыри и прекрасные царевны. Гостили на этих страницах наши чудесные сказители Б.Шергин и С.Писахов.

Есть возможность отправиться туда и у нас с вами благодаря поисковой деятельности учащихся третьих классов.

Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной и прочностью.

Это не просто уроки, а дело, в которое вложена частица души, труд каждого ребенка.

Уже начальные этапы поиска показали, насколько эмоциональны были отклики в душах детей. Активными участниками в процессе работы были родители, соседи. Дети стали более частыми посетителями библиотек, находят в книгах, газетах нужную информацию.

Поисковая мотивация помогла пробудить в детях любопытство, оценить красоту родного края, людей, которые живут рядом, понять их души, быт, культуру. И все это надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать смолоду.

Собирая произведения разных жанров фольклора Кубани, дети окунулись в седую старину своей малой родины.

Проведенная работа дала «свои» положительные результаты. Она не только научила чуткости, доброте, отзывчивости, но и послужила сплочению детей, развила их активность.

УРОК ПЕРВЫЙ

Тема:

Цель : Познакомить учащихся с устным народным творчеством Кубани. Развивать интерес к истории и литературе малой родины. Воспитывать преемственность поколений.

Оборудование: Карточки с заданиями, грамзапись песни «Варэнички», картинки с отгадками, карта Краснодарского края, тетради по Кубановедению.

Ход урока:

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Учитель. Расскажите об известных людях в истории Кубани.

Ученики. Ответы.

Учитель. Сегодня, вы познакомитесь с устным народным творчеством Кубани.

Кто является создателем произведений устного народного творчества?

Ученики. Ответы.

Учитель. К устному народному творчеству, в отличие от художественной литературы, относятся произведения, сочиненные не одним человеком, а многими людьми. Песня или рассказ передаются из поколения в поколение, и каждый новый певец или рассказчик добавляет в них что - то свое.

Проходит много времени, пока это произведение появиться в печатном виде. Автором таких коллективных сочинений является народ.

Учитель. Какие жанры произведений устного народного творчества вы можете вспомнить?

Ученики. Ответы.

Учитель. Что объединяет эти произведения?

Ученики. Ответы.

Учитель. Устное народное творчество Кубани питается духовными соками двух великих славянских народов - русского и украинского. В разных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине.

Перелистаем страницы этой удивительной летописи. Одним из жанров устного народного творчества являются пословицы и поговорки.

В пословицах и поговорках запечатляются национальные черты народа. В них можно встретить много поучительного.

Дети читают пословицы написанные на доске.

Учитель. Г

Где труд там и счастье.

Счастье и труд рядом идут.

Кто рано встает, тому и Бог дает.

Держись за соху, она кормилица.

Не суди по красоте, суди по сердцу.

Без хозяина и дом - сирота.

Какие корни, такие и отростки.

Для хорошего гостя и ворота настеж.

Умел в гости звать - умей и угощать.

Красному гостю - красное место.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак в беде не плачет.

Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.

Терпи, казак, - атаманом будешь.

Понравившиеся пословицы и поговорки дети записывают в тетрадь.

Учитель. О чем рассказывают эти пословицы?

Ученики. Ответы:

Учитель. Какой совет дают нам сочинители этих пословиц?

Ответы.

Учитель. Пословиц и поговорки это своеобразные, краткие наставления из народного опыта. У пословиц и поговорок, бытующих на Кубани, есть свои особенности, потому что в нашем крае селились казаки –

запорожцы, казаки - линейцы, крестьяне - переселенцы из центральных губерний России.

Учитель. Один из наиболее любимых жанров - это загадки . В загадках всегда заключен вопрос: что это? Они не называют предмета, указывают на особые признаки по которым нужно догадаться, что имеется ввиду. Тем самым загадки заставляют думать нас, соображать.

Учитель. Послушайте загадку и постарайтесь выделить основные признаки предмета о котором идет речь:

Загадка записана на доске.

Какая обувь в огне изготавливается, с ног не снимается?

(Подкова)

Учитель. О какой обуви идет речь?

Ученики. Ответы:

Учитель. Почему она не снимается с ног?

Ученики. Ответы:

Учитель. Кто носит эту обувь?

Ученики. Ответы:

Следующие загадки читают дети, у которых карточки, остальные отгадывают и пытаются объяснить, как им удалось отгадать?

Учитель. Кто родился не умирая?

(Род человеческий)

Крепка, звонка да отточена, Кого целует, тот с ног долой.

(Сабля)

Летит птица крылата

Без глаз, без крыл,

Сама светит, сама бьет.

(Стрела)

На чужой спине едет ,

На своей груз везет.

(Седло)

Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне)

Сто братьев в одну избушку соткнулись ночевать. (Зерно)

Понравившиеся загадки дети с карточек могут переписать себе в тетрадь.

Учитель. По каким особым признакам удалось отгадать эти загадки?

Ученики. Ответы:

Учитель. Загадки - это краткое, образное и замысловатое описание предмета или явления, которое остается скрытым, о котором нужно догадаться.

В станицах и хуторах края сохранились интересные обычаи, связанные с народными праздниками. Чаще всего это - Святки, Рождество, Масленица.

Святки - праздничное время от Рождества до Крещения . Сначала в Святой вечер , по улицам замелькают дети с белоснежными узелками, разнося «вечерню» своим «крещеным батькам», то есть, нареченным отцу - матери.

Наутро - Рождество , потом - колядки и щедровки . И в заключении посевание и посыпание. Среди этих праздников ожидаемым был - Мыланка . Обряд был очень красочным и эффектным.

У вас на карточках тексты колядок и щедровок. Внимательно прочитайте. Попробуйте инсценировать их. Хочу предупредить, что тексты могут повторяться. В этом случае в инсценировке можно участвовать группой.

Ученики.

Щедровочка щедрувала,

Дай у всех она пытала:

«Что ты, тетка, наварила,

Что ты, тетка, напекла?

Неси к нам пока тепла,

Чтоб я губы опекла!»

Коляд, коляд, коляда

А дай, дядька, пятака,

Не досыпешь до рубля -

Возьму быка за рога,

А кобылку за чубрику,

Ай поведу со дворику,

Щедровочка щедровала.

До виконца припадала.

Шо ты, тетка, напыкла,

Нысы нам до викна.

Колядин, колядин,

А я в бабушке один,

А вы мене не пытайте,

Три копейки дайте.

Щедрык, вэдрык,

Датэ варэник,

Трубочку кашкы,

Килъце ковбаскы!

Учитель. Чья инсценировка больше понравилась?

Ученики. Ответы:

Учитель. Какое настроение они создают?

Ученики. Ответы:

Учитель. Понравившиеся колядки и щедровки можете записать себе в тетрадь.

Дети записывают в тетрадь колядки, щедровки.

Учитель. А какое самое любимое блюдо на Кубани?

Ученики. Ответы:

Учитель. Самое любимое блюдо Черноморца - вареники.

Не случайно из этой самой старины к нам дошла песня «Варэнички». И, как всегда бывает с хорошей песней, она не забыта новыми поколениями людей. Эта песня и сегодня часто звучит в исполнении ансамбля «Кубанцы».

Учитель. Послушайте запись этой песни. Знаете слова - подпевайте.

Учитель. Какая песня по характеру?

Ученики. Ответы: Веселая, шуточная.

Учитель. Может вы слышали какие-нибудь другие народные песни Кубани?

Ученики. Ответы:

Открывается запись на доске и дети читают названия песен.

«Казачья колыбельная песня»

Учитель. В горе и радости человек изливает свою душу песней.

Песня - это историческая память, пропущенная через сердце. В ней наиболее полно выражается внутренний мир трудового человека, его чувства, самые различные переживания.

Учитель. Какие жанры произведений устного народного творчества Кубани нам встретились на страницах удивительной летописи?

Ученики. Ответы:

Учитель. Задание на дом: Найдите и запишите в тетради произведения понравившегося жанра. Обратитесь за помощью к бабушкам, дедушкам, родителям, посетите библиотеку. Продолжим изучение данной темы на следующем уроке.

Если все мои заданья

Вы освоили без труда,

Если было интересно,

Л не скука - маята

Вы МОЛОДЦЫ!

И бегите гулять скорее

На сегодня все, конец!

УРОК ВТОРОЙ

Тема: Устное народное творчество Кубани.

Цели: Познакомить с устным творчеством Кубани. Развить интерес к истории и литературе малой родины. Воспитать преемственность поколений.

Оборудование: тетради по Кубановедению, записи на доске, картинки к словарю.

Ход урока:

Учитель. Здравствуйте! Садитесь!

Учитель. Назовите жанры произведений устного народного творчества.

Ученики. Ответы:

Учитель. Произведения каких жанров вам удалось найти и записать в тетради?

Ученики. Ответы:

Ученики читают записи произведений.

Учитель. Сегодня мы продолжаем изучать устное народное творчество Кубани. Листаем следующую страницу удивительной летописи.

Учитель. Я знаю, что самый любимый жанр для вас - сказки.

Каждый народ создает свои песни и загадки, пословицы и поговорки и, конечно, сказки. Сказка, как художественное произведение, представляет собой поэтический вымысел; она исполнена фантазии, выдумки, хотя ее содержание отражает многие черты реальной жизни людей, их повседневных забот, быта.

Учитель. Сейчас мы познакомимся с одной из Кубанских народных сказок «Заветный колос».

Учитель. Почему все люди любят сказки?

Ученики. Ответы:

Ученики. Ответы:

Учитель. Какие сказки бывают? Ученики. Ответы:

Учитель. Как вы понимаете слова А.С.Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

Ученики читают запись на доске.

Знакомство с текстом сказки «Заветный колос». Чтение текста сказки учителем до слов: «А глаза у старика ясные, зоркие, как у сокола».

Учитель. Как вы думаете, что произойдет дальше? Ученики. Ответы:

После обсуждения возможных вариантов продолжение чтения текста сказки.

Учитель. Вспомните пословицы и поговорки, загадки с которыми познакомились на предыдущем уроке, подходящими по смыслу к этой сказке.

Ученики. Ответы:

Открывается доска. На доске запись правильных ответов.

Где труд - там и счастье.

Счастье и труд рядом идут.

Сто братьев в одну рубашку соткнулись ночевать.

(Зерно в колосе)

Учитель. Сравните со словами в тексте:

Учитель. Кто запомнил текст и мог бы его пересказать?

Ученики. Ответы:

Учитель. Составим план текста сказки.

План составляется коллективно. Запись на доске и в тетрадях.

Сказка «Заветный колосок»

План.

1. Особое место.

2. Все равно свое возьму.

3. Ожидание казака.

4. Ночной гость.

5. Пробуждение Батога.

Учитель. Перескажите сказку по плану (Дети пересказывают сказку «Заветный колосок»)

Учитель. Найдите в тексте сказки словарные слова... Ученики называют слова и записывают их на доске.

Словарь: хутор, колхоз, червонное золото, коренной казак, Запорожская Сечь, чащоба, батраки, курень, терн, дремота, косая сажень.

Толкование слов из словаря.

Учитель. Почему старик Урожай подарил казаку заветный колос?

Ученики. Ответы:

Учитель. Какой урок могли мы извлечь из этой сказки?

Ученик. Ответы:

Учитель. Задание на дом: Придумайте сказку «Цветок подсолнечника» и запишите её в тетради. Модно выполнить рисунки к сказке.

До следующей встречи!

Большое вам спасибо за работу!

Вы, молодцы! До свидания!

ЛИТЕРАТУРА:

1. Примерное учебно-методическое планирование по курсу «Кубановедение» для 1-11 классов. Краснодар, 2004г.

2. Н.Я. Паскевич. Любимый уголок земли. Учебное пособие для 3-4 классов. Краснодар, 2005г.

3. Литература Кубани. Хрестоматия. Краснодар, 2000г.

4. Игра и дети. Сценарий праздников, игр, викторин. Краснодар, 2003г.

5. Кубановедение в работе школьной библиотеки. Краснодар, 2004г.

Примечание: тема рассчитана на 2 часа. Материал распределяется на уроках по усмотрению учителя. *

Владимир Даль. Пословицы русского народа,
Заря-зарница. Русские народные сказки, песенки-потешки, загадки,
Русские народные потешки, прибаутки,
Радуга-дуга.

  • Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку «Устное народное творчество». Воспользуйтесь тематическим каталогом.

Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

  • Собери пословицы

Какие труды, такие и плоды.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Терпенье и труд всё перетрут.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Пока железо в работе, его и ржа не берёт.

  • Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни её смысл.

Терпенье и труд всё перетрут. Смысл: терпенье и настойчивость победят все препятствия и преграды. Говорят, когда хотят кого-то ободрить перед трудностями, напомнить, что всё случается не вдруг. Надо не отступать и не сдаваться, а продолжать упорно добиваться своего.

  • В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде? Выбери ответ:

в Интернете;
в сборнике “Пословицы русского народа”;
у мамы или бабушки;
в толковом словаре (в качестве примера)

  • Прочитай русские народные песни в учебнике «Литературное чтение» на странице 16. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая ,
Берёза кудрявая !
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки ;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные ;
Под тобой, берёзонька,
Трава шёлковая…

  • Прочитай стихотворение Ф.Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.

Люблю березу русскую,
То светлую , то грустную ,
В белёном сарафанчике ,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками .
Люблю ее нарядную ,
То ясную , кипучую,
То грустную , плакучую .
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнется – но не ломится !

А. Прокофьев.

  • Опиши берёзу.

Берёза белая, плакучая, кудрявая , ясная, кипучая, грустная, светлая.

  • Обсудите с другом, почему именно берёза является символом России.

Берёза — это дерево истинно русской природы. Красота её так поражает, что люди, думая о России, представляют сразу белую берёзку.

  • Какие слова часто используются в колыбельных песенках? Допиши.

Баю-баю-бай, усни, солнышко встаёт, угомон тебя возьмёт, спят усталые игрушки, баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок, спать пора, глазки закрывай, спокойной ночи, смотрит месяц ясный.

  • Попробуй сам сочинить колыбельную песенку. Не забудь про слова, которые в колыбельныхпесенках часто используются. Окончания слов должны совпадать по звучанию, рифмоваться. Колыбельные песни звучат мягко, напевно.

Люли-люли-люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели, посидели,
Песенку пропели:
«Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Будешь очень крепко спать —
Станем часто прилетать».

  • Найди информацию о потешках и прибаутках в разных источниках.
    Попробуй воспользоваться Интернетом.
    В любой поисковой системе (Rambler, Yandex, Mail) набери интересующие тебя слова ПОТЕШКА, ПРИБАУТКА. Прочитай об этих произведениях устного народного творчества.

ПОТЕШКА — небольшое стихотворение или песенка, позволяющее в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения. («Сорока-ворона»).

ПРИБАУТКА — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему малышу («Сова — большая голова»).

  • Придумай сам потешки про щенка ЗАДИРИСТОГО, СПЯЩЕГО, ИГРИВОГО.

Игривый щенок

Мой щенок со мной играет,
Звонко, радостно он лает.
Ищет он себе друзей —
Поиграйте с ним скорей!

Спящий щенок

Вот устал щенок играть —
Важно всем нам отдыхать!
Лёг, уткнулся носом в лапы.
— Спи, Дружочек мой, лохматый.

Задиристый щенок

Мой задиристый щенок
Завертелся, как волчок.
Громко, радостно залаял,
Всех играть с собой заставил.

  • Сначала подбери слова, которые помогут увидеть, например, игривого щенка.

Игривый: Весёлый, бойкий, ищет друзей, радостно лает.
Спящий: Устал, важно отдыхать, уткнулся в лапы, спи, Дружочек.
Задиристый: Завертелся волчком, залаял, играть заставил.

Вспомни, с какой целью сочиняются потешки.
Начни потешку, например, со слов «Весёлый щенок громко косточку грызёт». Подбери к последнему слову рифму.

Весёлый щенок громко косточку грызёт,
Громко косточку грызёт, а котёнку не даёт.
Ты, щеночек, не скупись
И с друзьями поделись.

        • Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?
          Обсудите с другом, от какого слова произошло слово НЕБЫЛИЦА.

НЕБЫЛИЦА — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого заключена несуразность.
Мне раньше было неизвестно, что «небылицы» по-другому называют «небывальщины».
Интересные факты помогают найти словари, справочники, Интернет.
Слово «небылица» произошло от слова «небыль», то чего не было, не могло произойти в действительности.

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения в 1 классе «Устное народное творчество»


Автор: Шеломова Елена Юрьевна, учитель начальных классов высшей категории МАОУ СОШ №115 Индустриального района г.Перми
Цель: знакомство с произведениями устного народного творчества
Задачи:
сформировать интерес к произведениям устного народного творчества;
развивать стремление читать детскую художественную литературу;
развивать познавательные интересы, творческое мышление, фантазию, речь;
пополнять активный словарный запас.
Оборудование: выставка книг, иллюстрации
Рекомендации: данный материал может быть использован учителями начальных классов на уроках литературного чтения при изучении раздела «Устное народное творчество».

Скороговорки


Скороговорка в русском фольклоре– это быстрая речь, специально придумывались фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. Этот детский фольклор служил не только забаве и развлечению деток, но и так же скороговорки, или чистоговорки, учили правильно произносить звуки, развивали мышцы языка, органы речи, память.

Примеры скороговорок:
Стрекотали три сороки на рассвете во дворе,
Разбудили три сороки злого Рекса в конуре.
Грозно «сторож» зарычал,
Со двора сорок прогнал.

Маленький карасик попал на удочку Тарасика.
Пожалел Тарасик, отпустил карасика.


Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Примеры песен:
Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку,
Дам и зёрнышек.

Кисонька-мурысонька,
Где была?
- Коней пасла.
- Где кони?
- За ворота ушли.
- Где ворота?
- Огонь сжёг.
- Где огонь?
- Вода залила.
- Где вода?
- Быки выпили.
- Где быки?
- За гору ушли.
- Где гора?
- Черви выточили.
- Где черви?
- Утки склевали.


Сказки. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Сказки волшебные
По щучьему веленью. Мальчик с пальчик. Гуси-Лебеди. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Сказки о животных
Звери в яме. Теремок. Бобовое зернышко. Лисичка-сестричка и волк. Колобок.
Сказки социально-бытовые
Морозко, Сказка о том, как мужик двух баринов прокормил.

Сказка Колобок

Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:
- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку - и дальше по дорожке.

Катится колобок, а навстречу ему заяц:

- Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился колобок дальше - только заяц его и видел!

Катится колобок, а навстречу ему волк:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше!

Катится колобок, а навстречу ему медведь:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь только его и видел.

Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
- Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
- Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по…
А лиса его - ам! И съела!


Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть, несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Примеры загадок:
Алый сапог
В земле горит.
(Свекла)
* * *
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса наружи.
(Морковь)
* * *
Ни шит, ни кроен,
А весь в рубцах:
Без счету одежек
И все без застежек.
(Кочан капусты)
* * *
Железный нос
В землю врос;
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
(Плуг)

Шел я лесом,
Нашел я древо;
Из этого древа
Выходят четыре дела:
Перво дело - слепому посвечение
Второ дело - нагому потешение
Третье дело - скрипучему поможение
Четверто дело - хворому полегчение.
(Береза: лучина, веник, береста, сок)

Пословицы и поговорки


Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами. Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество. Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.
Примеры:
О Родине
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Где смелость, там и победа.
О дружбе
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Все за одного, один за всех.
Об умении и трудолюбии
Делу время, а потехе – час.
Учение – путь к умению.
Терпение и труд всё перетрут.
Семь раз отмерь, а один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Землю солнце красит, а человека – труд.

Считалки


Считалки - это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены прежде всего для случайного выбора одного участника из группы людей. Чаще всего считалкой выбирается ведущий в игре.
Раньше, русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву.

Примеры считалок:
Ай, чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Я горошек молочу,
Я горошек молочу
На Ивановом току.
Ко мне курочка бежит,
Конопаточка спешит.
Ой, бежит она, спешит,
Ничего не говорит.
А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далёко, далеко,
На Иваново село.
Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.
* * *
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
* * *
Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт,
Тот и вон пойдёт.



Рассказать друзьям