«Маленькая душа», рассказ, притча. Размышления о душе человеческой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мёртвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулёзно трудился в течение долгих 17 лет. История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.

Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» . Кстати, в те времена эта история была не единственной. О героях вроде Чичикова говорилось постоянно, поэтому можно сказать, что в своём произведении Гоголь отразил реальность. Гоголь считал Пушкина своим наставникам в вопросах писательства, поэтому первые главы произведения читал ему, ожидая, что фабула вызовет у Пушкина смех. Однако великий поэт был мрачнее тучи – слишком безнадёжна была Россия.

Творческая история «Мёртвых душ» Гоголя могла бы оборваться на этом моменте, однако писатель с энтузиазмом вносил правки, стараясь убрать тягостное впечатление и добавляя комичные моменты. В дальнейшем Гоголь читал произведение в семье Аскаковых, главой которой был известный театральный критик и общественный деятель. Поэма была высоко оценена. Жуковский тоже был знаком с произведением, а Гоголь несколько раз вносил правки в соответствии с предложениями Василия Андреевича. В конце 1836 года Гоголь пишет Жуковскому: «Всё начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись.… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Николай Васильевич всячески старался показать все стороны русской жизни, а не только негатив, как это было в первых редакциях.

Первые главы Николай Васильевич писал в России. Но в 1837 году Гоголь уезжает в Италию, где продолжает работу над текстом. Рукопись перенесла несколько правок, множество сцен были удалены и переделаны, а автору пришлось идти на уступки, чтобы произведение вышло в печать. Цензура не могла пропустить в печать «Повесть о капитане Копейкине», поскольку в ней сатирически изображалась жизнь столицы: высокие цены, произвол царя и правящей верхушки, злоупотребление властью. Гоголь не хотел убирать историю капитана Копейкина, поэтому ему пришлось «потушить» сатирические мотивы. Автор считал эту часть одной из лучших в поэме, которую легче было переделать, чем убрать вовсе.

Кто бы мог подумать, что история создания поэмы «Мёртвые души» полна интриг! В 1841 году рукопись была готова к печати, однако цензура в последний момент изменила своё решение. Гоголь был подавлен. В расстроенных чувствах он пишет Белинскому, который соглашается помочь с изданием книги. Через время решение было принято в пользу Гоголя, однако ему было поставлено новое условие: сменить название с «Мёртвые души» на «Похождения Чичикова, или мёртвые души». Это было сделано с целью отвлечь потенциальных читателей от актуальных общественных проблем, сделав акцент на приключениях главного героя.

Весной 1842 года поэма была напечатана, это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.

Гоголь вновь уезжает за границу, где продолжает работу над вторым томом «Мёртвых душ». Работа шла ещё более тяжело. История написания второй части полна душевных страданий и личной драмы писателя. К тому моменту Гоголь чувствовал внутренний разлад, с которым никак не мог справиться. Реальность не совпадала с христианскими идеалами, на которых был воспитан Николай Васильевич, и эта пропасть с каждым днём становилась всё больше. Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, - положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы.

К сожалению, Гоголь не воплотил свой изначальный замысел, однако «Мёртвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.

Тест по произведению

Размышления о душе человеческой. Из рассказов рыбака.
Костёр догорал, язычки пламени лениво слизывали хвоинки, брошенные неугомонным ветром на угли, от чьего таинственного мерцания не хотелось отвести взгляд. Усталость дня отступала, ощущение покоя, умиротворённости охватывало тело и душу, позволяя острее чувствовать свою слиянность с окружающим миром. Митрич, как мы все называли нашего наставника по рыбалке, вёл неторопливыё разговор с внуком, впервые оказавшемся с ним на этом озере.
- Вот ты спрашиваешь, что такое человеческая душа…Думаю, что и в различных словарях не удастся найти её точного определения. Душа, дух, духовность… Часто слышим мы эти слова, но не всегда над ними размышляем. Я считаю, что дух человека – это его собственное «я», его совесть, его сознание. Всё в нас определяется совестью, что мы выбираем, положительное или отрицательное, доброе или злое, идём к свету или во тьму. Поэтому для меня совесть – голос Бога внутри каждого из нас; если человек живёт по совести, значит у него светлая душа, значит он – духовная личность. Да, таких людей не часто встретишь, но мне посчастливилось.
Елена Ефимовна, бабушка Лена, была простой бесхитростной женщиной. Вокруг неё всегда находились люди, одним помогала сочувствием или советом, других покормит, чаем напоит, поделится копейкой, приютит. Никому не отказывала, часто говорила, что в войну ей люди добрые помогали, вот теперь и она это должна делать. Вот запомнившийся случай из её жизни, он поможет нам с тобой лучше понять, что же такое душа человеческая.
Была Елена ещё подростком, когда военное время оставило её без родителей, выживать надо было самостоятельно. Она с подружками частенько ходила по окрестным деревням, просила Христа ради, и люди подавали им кто хлебушка, кто оладушек, кто картошечки. Так было и на этот раз, собрали девчушки пропитание себе на два – три дня и хотели уже возвращаться, но решили зайти в последний дом. Хозяин, сидевший за починкой чьих-то сапог, встретил их виноватой улыбкой: «Уж простите вы меня, нечем угостить вас, разве только поделюсь картошечкой. Чиню обувь односельчанам, да платить им нечем, вот и перебиваемся, как можем.» Он откинул фартук с колен, потянулся за посудиной и девчушки увидели, что хозяин без ног, перемещается по комнате с помощью рук. А когда он подал им ковшик, в котором сиротливо лежало пять варёных картофелин, то Елену как будто током ударило, жалость затопила сердце, ни слова не сказав товаркам, а взяв их торбочку, развязала и вытряхнула содержимое ему на стол. «Вот возьмите, а мы ещё походим,» - сказала она. На глазах мужчины появились с трудом сдерживаемые слёзы.
С тем и вышли на улицу, на недовольство подружек она просто сказала, что они -то ходить могут, а ему нечем…
Вот такими моментами и определяется душа человеческая, способна ли она на проявление возвышенных чувств, наполнена ли добротой, порядочностью, любовью к людям.
А над озером расплескалось роскошной синевы небо, узорчатые облака прихотливо раскинулись на всём его пространстве. Облачное отражение этого чуда захватывало своей неповторимостью и удивительной глубиной. Хотелось думать, мечтать, жить…
Татьяна Иванищева

Однажды жила-была Маленькая Душа , и сказала она Богу:
- Я знаю, кто я есть!
И Бог сказал:
- Это прекрасно! Кто же ты?
И Маленькая Душа прокричала:
- Я Есть Свет!
- Это верно, - улыбнулся Бог. - Ты есть Свет.
Маленькая Душа была страшно счастлива, так как она выяснила то, что Всем душам Королевства предстоит выяснять.
- О! - сказала Маленькая Душа. - Это действительно здорово!
Но вскоре знание того, кем она была, показалось ей недостаточным. Маленькая Душа почувствовала

внутренний дискомфорт, теперь ей захотелось быть тем, что она есть. Итак, Маленькая Душа вернулась к Богу (что совсем неплохая идея для всех душ, которые хотят узнать, Кто Они Есть в Действительности) и сказала:
- Теперь, когда я знаю, Кто Я Есть, скажи, можно ли мне быть этим?
И Бог сказал:
- Ты хочешь сказать, что хочешь быть Тем, Кто Ты Уже Есть?
- Ну, - ответила Маленькая Душа, - одно дело знать, Кто Я Есть, и совсем другое - фактически быть этим. Я хочу почувствовать, как это - быть Светом!
- Но ты уже есть Свет, - повторил Бог, вновь улыбаясь.
- Да, но я бы хотела узнать, как это - чувствовать себя Светом! - воскликнула Маленькая Душа.
- Хорошо, - сказал Бог с улыбкой. - Я полагаю, я должен знать: ты всегда любила приключения.
И затем Бог продолжил уже по-другому.
- Есть только одна деталь…
- Что это? - спросила Маленькая Душа .
- Видишь ли, нет ничего иного, кроме Света. Понимаешь, я не создал ничего отличного от тебя; и поэтому тебе не так просто будет познать, Кто Ты Есть, пока нет ничего, что есть не ты.
- Хм… - сказала Маленькая Душа, которая была теперь несколько смущена.
- Подумай над этим, - сказал Бог. - Ты подобна свечке на Солнце. О, ты там, не сомневайся, вместе с миллионом, квадриллионом других свечей, которые составляют Солнце. И Солнце не было бы Солнцем без вас. Нет, это бы осталось солнце без одной из своих свечей. И это было бы вовсе не Солнце, так как оно бы уже не было такое же яркое. И всё-таки, как же познать себя, как Свет, когда ты внутри Света - вот вопрос.
- Ну, - подпрыгнула Маленькая Душа, - ты - Бог. Придумай что-нибудь!
Бог опять улыбнулся.
- Я уже придумал. Раз ты не можешь увидеть себя как Свет, когда ты внутри Света, мы окружим тебя темнотой.
- Что такое темнота? - спросила Маленькая Душа.
Бог ответил:
- Это то, что не ты.
- Я буду бояться темноты? - вскрикнула Маленькая Душа.
- Только, если ты выберешь бояться, - ответил Бог. - В действительности нет ничего, чего можно было бы бояться, пока ты не решаешь, что это так. Видишь ли, мы всё это придумываем. Мы притворяемся.
- О, я уже чувствую себя лучше, - сказала Маленькая Душа.
Затем Бог объяснил, что для того, чтобы что-либо испытать в полной мере, должно случиться нечто полностью противоположное.
- Это величайший подарок, - сказал Бог, - потому что без этого ты не можешь знать, что есть что. Ты не можешь знать, что такое Тепло без Холода, Верх без Низа, Быстро без Медленно. Ты не можешь знать Лево без Право, Здесь без Там, Теперь без Тогда. И поэтому, - заключил Бог, - когда ты окружена темнотой, не грози кулаком, не кричи, не проклинай темноту. Лишь оставайся Светом внутри темноты и не сердись на неё. Тогда ты узнаешь, Кто Ты Есть в Действительности, и все остальные тоже это узнают. Позволь своему Свету светить так, чтобы каждый узнал, какая ты особенная.
- Ты полагаешь, хорошо показывать другим, что я особенная? - спросила Маленькая Душа .
- Конечно! - хихикнул Бог. - Это очень хорошо! Но запомни, «особенный» не означает «лучший». Каждый является особенным, каждый своим уникальным образом! Только многие забыли об этом. Они увидят, что это хорошо для них быть особенными только тогда, когда ты поймёшь, что это хорошо быть особенной для тебя самой.
- О, - сказала Маленькая Душа, танцуя, подпрыгивая и смеясь от радости. - Я могу быть такой особенной, какой мне хочется быть!
- Да, и ты можешь начать прямо сейчас, - сказал Бог, который танцевал, подпрыгивал и смеялся вместе с Маленькой Душой. - Какой частью особенного ты хочешь быть?
- Какой частью особенного? - переспросила Маленькая Душа. - Я не понимаю.
- Ну, - объяснил Бог, - быть Светом - это быть особенным, а быть особенным - это иметь массу частей особенного. Особенно - быть добрым. Особенно - быть нежным. Особенно - быть творческим. Особенно - быть терпимым. Можешь ли ты придумать какой-нибудь другой способ быть особенным?
Маленькая Душа помолчала мгновение, а затем воскликнула:
- Я думаю о множествах способов быть особенной. Особенно быть щедрым, особенно уметь дружить. Особенно сочувствовать другим!
- Да! - согласился Бог. - И ты можешь быть всем этим или любой частью особенного, которой ты пожелаешь быть, в любой момент. Это то, что означает быть Светом.
- Я знаю, чем я хочу быть! - сообщила Маленькая Душа с огромным воодушевлением. - Я хочу быть частью особенного, которое называется «прощением». Это особенно - быть прощающим?
- О, да, - подтвердил Бог. - Это очень особенно.
- Хорошо, - сказала Маленькая Душа. - Это то, чем я хочу быть. Я хочу быть прощающей. Я хочу испытать себя именно как прощающая.
- Ладно, - сказал Бог, - но есть одна вещь, которую тебе необходимо знать.
Маленькая Душа начала проявлять лёгкое нетерпение. Так всегда бывает, когда есть некоторые сложности.
- Что же это? - воскликнула Маленькая Душа.
- Нет никого, кого надо было бы прощать.
- Никого? - Маленькая Душа с трудом верила услышанному.
- Никого, - повторил Бог. - Всё, что я создал, - совершенно. Среди всего сотворённого нет ни одной души менее совершенной, чем ты. Оглянись вокруг!
И тут Маленькая Душа обнаружила, что собралась огромная толпа. Души собрались отовсюду, со всех концов Королевства. По нему разнеслась весть, что между Маленькой Душой и Богом происходит необыкновенная беседа, и все захотели послушать, о чём они беседуют. Вглядываясь в бессчётное число других душ, собравшихся там, Маленькая Душа была вынуждена согласиться. Не было ничего менее прекрасного, менее чудесного и совершенного, чем сама Маленькая Душа. Так удивительны были собравшиеся вокруг души, так ярок был излучаемый ими Свет, что Маленькая Душа едва могла на них смотреть.
- Кого тогда прощать? - спросил Бог.
- Это становится вовсе не смешно! - проворчала Маленькая Душа. - Я хотела испытать себя как Та, Которая Прощает. Я хотела познать, что чувствует эта часть особенного.
И Маленькая Душа поняла, что означает чувствовать печаль. Но как раз в это время вышла вперёд из толпы Дружественная Душа.
- Не печалься, Маленькая Душа, - сказала Дружественная Душа, - я помогу тебе.
- Ты? - посветлела Маленькая Душа . - Но как ты это сделаешь?
- Я могу дать тебе кого-то, кого можно бы было простить!
- Ты можешь?
- Разумеется! - прощебетала Дружественная Душа. - Я могу прийти в твоё следующее воплощение и сделать тебе что-то такое, что ты должна будешь простить.
- Но почему? Почему ты это сделаешь? - спросила Маленькая Душа. - Ты, которая сейчас пребываешь в состоянии абсолютного совершенства! Ты, вибрации которой создают такой яркий Свет, что я едва могу смотреть на тебя! Что может заставить тебя хотеть понизить твои вибрации до такой степени, что твой яркий Свет превратится в густую темноту? Что может заставить тебя, которая так светла, что может танцевать со звёздами и перемещаться по всему Королевству с любой задуманной скоростью, прийти в мою жизнь и сделать себя настолько тяжёлой, что ты сможешь совершить плохое?
- Очень просто, - промолвила Дружественная Душа, - я сделаю это, потому что я люблю тебя.
Маленькая Душа, казалось, была удивлена таким ответом.
- Не изумляйся так, - сказала Дружественная Душа. - Подобную вещь ты уже делала для меня. Ты не забыла? О, мы танцевали друг с другом множество раз. Мы скользили сквозь вечности и через все века. Через все времена и во многих-многих местах танцевали мы друг с другом. Разве ты не помнишь? Мы обе были Всем От Этого. Мы были Верхом и Низом от Этого, Левым и Правым от Этого. Мы были Здесь и Там Этого, Теперь и Тогда Этого. Мы были мужским и женским, добром и злом. Мы обе были жертвой и злодеем Этого. Так мы приходили вместе, ты и я, множество раз прежде, каждый принося другому точное и совершенно противоположное, чтобы выразить и испытать, Кто Мы Есть в Действительности. И поэтому, - объяснила чуть погодя Дружественная Душа, - я приду в твоё следующее воплощение и на этот раз буду «плохой». Я сделаю что-нибудь воистину ужасное, и тогда ты сможешь испытать себя как Та, Которая Прощает.
- Но что ты сделаешь такое, настолько ужасное? - спросила Маленькая Душа, уже слегка нервничая.
- О, мы что-нибудь придумаем, - ответила Дружественная Душа, подмигнув.
Затем Дружественная Душа стала серьёзной и тихим голосом добавила:
- Тебе надо бы знать об одной вещи.
- Что это? - пожелала узнать Маленькая Душа .
- Я замедлю свои вибрации и стану очень тяжёлой, чтобы сделать эту, не такую уж приятную вещь. Мне придётся стать чем-то очень непохожим на себя. А взамен я попрошу у тебя лишь одно доброе дело.
- О, что угодно, что угодно! - закричала Маленькая Душа и принялась танцевать и петь. - Я стану прощающей, я буду прощающей!
Тут Маленькая Душа увидела, что Дружественная Душа остаётся по-прежнему очень тихой.
- Что это? - спросила Маленькая Душа. - Что я могу сделать для тебя? Ты просто ангел доброжелательства, что сделаешь это для меня!
- Конечно, эта Дружественная Душа - ангел! - вмешался Бог. - Каждый - ангел! Всегда помни: я никого, кроме ангелов, вам не посылаю.
И тогда Маленькой Душе ещё больше захотелось сделать ответный подарок Дружественной Душе, и она снова спросила:
- Что я могу сделать для тебя?

В тот момент, когда я буду мучить тебя и избивать, в тот момент, когда я сделаю тебе самое плохое, что ты только можешь вообразить, в этот самый момент…
- Что? - не выдержала Маленькая Душа. - Что же?
Дружественная Душа стала ещё тише и спокойнее:
- Помни, Кто Я Есть в Действительности.
- О, я буду помнить! Я обещаю! - воскликнула Маленькая Душа. - Я всегда буду помнить, как я видела тебя здесь, именно сейчас!
- Хорошо, - сказала Дружественная Душа, - потому что, видишь ли, я притворюсь так сильно, что забуду себя. И если ты не будешь помнить, кто я есть в действительности, я не смогу это вспомнить очень-очень долго. И если я забуду, Кто Я Есть, ты можешь забыть, Кто Есть Ты, и мы обе потеряемся. Тогда мы будем нуждаться в приходе другой души, чтобы она напомнила нам обеим, Кто Мы Есть.
- Нет-нет, мы не забудем, - вновь пообещала Маленькая Душа. - Я буду помнить тебя! И я буду благодарна тебе за этот подарок - шанс испытать себя, Кто Я Есть.
Итак, соглашение было достигнуто. И Маленькая Душа отправилась в новое воплощение, чтобы стать частью особенного, имя которому «Прощение». И Маленькая Душа с волнением ожидала возможности испытать себя как Прощающую, и поблагодарить любую другую душу, сделавшую это возможным. И в любой момент времени в этом новом воплощении, когда бы новая душа ни появилась на сцене, что бы эта новая душа ни принесла, радость или печаль, и особенно, если она приносит печаль - Маленькая Душа думает о том, что сказал Бог:
- Всегда помни, никого, кроме ангелов, я вам не посылаю.

Нил Доналд Уолш

Главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ "Мертвых душ" будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения - вовсе не уродливые помещики и не губерния, а "тайна", которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

"Бледное начало" грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего - это фрагменты грандиозной "постройки", осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично. Проводя анализ "Мертвых душ", следует понимать, что первый том - это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это "бледное начало" труда, по определению самого писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к "дворцу" губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла "Мертвых душ". У истоков произведения стоял Пушкин. Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать "нечто вроде поэмы". Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем "мысль" была "подсказкой" Пушкина Гоголю. Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми "мертвыми душами". В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

"Мертвые души" в России времен Гоголя

"Мертвые души" - которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей "ревизской сказки". Только после нее они официально считались умершими. Именно после помещики переставали платить за них - особый налог. Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

Покупатель "мертвых душ" при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, - следствие "вдохновеннейшей мысли", осенившей его, - опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал "анекдот" с "мертвыми душами". Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью. Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Жанровая модель интересующего нас произведения - это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ "Мертвых душ". Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение "поэма", которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь ("Мертвые души").

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности. "Вся Русь явится в нем" - тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла "Мертвых душ" по сравнению с первоначальным стремлением "хотя с одного боку" показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее. Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась "одиссея" Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в "Мертвых душах", остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, - тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы "Мертвые души", следует непременно отметить, что Чичиков является человеком "середины". Сам автор говорит про него, что он "недурной наружности", но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно "Мертвые души". Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой. Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает "пошлость", заурядность своего героя. Он пишет о том, что "скромно" и "темно" его происхождение. Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова - это "приобретатель", "хозяин".

Чичиков - "средний" человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет - это так называемый "средний" человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную. Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление "человеческой бедности", скудости и духовных интересов - всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается. Анализ "Мертвых душ" показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения "тайну" его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую "часть Чичикова".

"Положительные" герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной "пружиной" является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не "совершенства образцом". Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя. Проводя анализ произведения "Мертвые души", мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают "положительные" герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор. Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, "похождениях" героев-плутов. А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их "материальный" результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство "зеркалом", отражающим современную Россию в произведении "Мертвые души". Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают "воздух" (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему. Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения - на реальную его основу накладываются различные слои других значений - символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков ("Мертвые души"). Каждый из пяти персонажей весьма символичен - в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет. Каждое событие произведения вызывает "лавину" авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя "Мертвые души". Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен - он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения "Мертвые души". Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за "предметным" или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение - символически-обобщенное. Столь же необходимо, как и Пушкину в "Евгении Онегине", сотворчество читателей автору "Мертвых душ". Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения "Мертвые души". Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово "лирического поэта". Рассуждения о двойственной природе явлений жизни - излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ ("Мертвые души"). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.


…Когда-то, очень давно,Творец сотворил маленькую красивую Душу!
ТВОЮ Душу!

И вдохнул в нее дыхание Жизни, улыбнулся и вложил в нее часть своего большого сердца, полюбовался на свое творение и решил подарить ей еще и частичку своей Силы!

И эта Душа улыбаясь полетела в мир, наслаждаясь солнечными лучиками и играя с другими солнечными душами….

Они видели, как сотворяются планеты и Вселенные, как они растут и меняются, как солнечный свет включает формы жизни на этих планетах.

Потом началось сотворение планеты Земля…. Появлялись люди… Большие, красивые, светловолосые, они общались через образы и мысли, передавая энергию этих образов глазами…

Они сотворяли формы на планете, колонны и здания, кристаллы и природу, управляли стихиями и потоками энергии… Тогда не было ночи и не было темноты, был свет и радость…

…От того момента остались только почти забытая фраза «БОГ создал нас по образу и подобию своему». ДА, точно, по образу и подобию своему! Он сотворил тебя как самое любимое дитя Бога и долго любовался своим творением. А потом, как любящий родитель, верящий в своего ребенка, отпустил его самого ходить ножками по Земле, самому изучать свою землю, строить дома и корабли, любить и со-творять детей по образу и подобию своему).

И люди начали жить, творить, созидать, растить, строить… Это все было давно, тогда люди жили в гармонии с собой, с природой, с Богом, чувствовали связь с ним через свой Дух и свою Душу.


А поскольку Бог всем дал свободу воли, люди начали экспериментировать, что же они могут создавать и начали многочисленные эксперименты, которые в чем-то помогали им расти, но в чем-то наращивали их гордыню, приводили к зависти, ревности, жадности, желанию разделять и властвовать. И наступала темнота, темная ночь души и души засыпали, забывая свою истинную суть, теряя контакт со своим внутреннем светом Души…

Желание управлять и властвовать породило религии, жрецов, тайные собрания, магов, правителей… И жизнь человека начала течь по совсем другой спирали развития, и она была направлена не вверх, а вниз, к падению, к забвению себя в своей истине…

И люди забыли кто они есть, забыли что в груди каждого горит маленький огонек — Искра Божья, которая была создана Богом изначально в своей чистоте и силе проявления.

И много лет, да что там лет, много веков провели в спячке.

А им спящим наговаривали в уши «..ты раб божий, во грехе рожден и во грехе зачат и будешь ты искупать свои грехи веки вечные…» .

Все слышали эти заповеди? А кто их придумал? Мог БОГ создать себе раба? Нужны ли Богу рабы? Или ему нужны Творцы, которые могут продолжить его игру под названием «жизнь» и со-творять ее во всей красоте и многогранности проявлений?

Это то чего я не читала в книгах. Это то что я узнала когда научилась общаться со своей Душой. Когда открыла «Машину времени» и смогла путешествовать со своей Душой во все времена и эпохи бывшие на планете.

Эта «Машина времени» и открытие каналов память Души сейчас доступна многим).
И все больше людей соединяются со своей Душой и обретают свою Силу! Ту Силу которая изначально дана нам Богом. Ту Силу творения которая помогает стать нам истинными Творцами своей Жизни. И забыть о состоянии жертвы и раба обстоятельств.

Да, кому то это кажется непривычным, кому то сказкой. Но я точно знаю, что та Сила которую моей (и твоей) Душе дал Бог настолько огромна, что я могу помочь любому человеку на планете стать сильнее, обрести свою целостность, свою связь с Душой, отбросить все ограничения, чувство вины, обиды, страхи, борьбы и увидеть какую любовь изливает на нас сверху Бог, нам стоит только поднять голову! И когда любовь откроется в нас у нас завибрирует та самая наша Сила, которая дана каждому и которую можно вернуть себе.

Да, этот рискованно. Потому что вспомнив это состояние вы никогда больше не вернетесь в состояния раба, подчиненного религиям, социуму, правительствам, финансовым концернам и пр… Вы поднимете голову и отбросите свои цепи сковывавшие вас много веков. И вы начнете творить свою Жизни сами!

Хотите лир вы этого? Не все хотят…И это выбор каждого. Кем ты хочешь быть в своей жизни — Жертвой или Творцом?

Выбор за тобой, любой твой выбор будет хорош, правил нет, просто услышь о чем тебе шепчет твоя Душа……

Прямо сейчас идет создание группы, которая начнет увлекательное 2х месячное обучение-путешествие по волнам памяти своей Души.

А сегодня у нас первое открытое занятие — приходите!



Рассказать друзьям