Основная тема повести шинель. В чём особая драма жизни ситуации с кражей Шинели? Жанр и направление

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пушкинский Петербург. Петербург Достоевского. Образ Петербурга в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского. Ф.М.Достоевский «Белые ночи». Поставленные задачи. Скованные рабы, чувствующие себя в родном городе как на чужбине. Черты сходства. Цель работы. Характерные особенности Петербурга. Н.В.Гоголь «Шинель». Достоевский открыл в городе незримый мир, полный фантастики. Невский проспект является «выставкой».

«Поэтесса Анна Ахматова» - Мраморный барельеф. Анна Ахматова. Фамилия при рождении. Ахматова известна своей трагической судьбой. Автобиографическая поэма «Реквием». Любовь к родной земле. Первые стихи Ахматовой. Умерла в санатории в Домодедове. Памятник Анне Ахматовой. Ахматова подвергалась замалчиванию. Стихотворение. Двор филологического факультета.

«Патриотическая тема в лирике Лермонтова» - Примечания. Дали, покрытые синеватой дымкой. Творчество М.Ю.Лермонтова. Тема Родины. Патриотизм Лермонтова. А.С.Пушкин. Герцен. Список использованных печатных источников. Обвинение. Гиперссылки. Рисунки М.Ю.Лермонтова. Полный гордого доверия покой. Родина. Настоящее русской жизни. Своеобразие патриотической темы. Люблю отчизну я. Степей холодное молчанье. О степени участия народности в развитии русской литературы.

«История в произведениях Пушкина» - Баллада. Повесть временных лет. Песнь о вещем Олеге. Васнецов. Жанр произведения. Повесть «Капитанская дочка». Герои поэмы. Полтавский бой. Гринёв и Швабрин. Емельян Пугачёв. Поэма «Полтава». Карл и Мазепа. Поэма. Вожди героя. История в произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Герои исторической повести. Отрывок поэмы. Петр Гринев. Иллюстрация В.Васнецова. Отрывок из поэмы. Пушкин.

«Жюль Верн «Таинственный остров»» - Жюль Габриель Верн. Гедеон Спилет. Жюль Верн написал около 60 романов. Роман «Таинственный остров». Учитель. Мирное пребывание «робинзонов» на острове. Роман Жюля Верна. Краткий перечень научно-технических предвидений. Жилище. Достижения науки превзойдут силу воображения. Покорил полюс. Поселенцы обустраивают свою жизнь. Пятеро смельчаков-северян. Роман. Таинственный остров. Взаимовыручка. Изготовление кирпичей.

«Лермонтов «Герой нашего времени»» - Путь к роману. «На краю пропасти…». Дуэль. Психологический роман. Романтизм в повести. «Опрокинутый» романтизм Лермонтова. Найдите в пейзаже элементы романтизма и реализма. «Странный был малый». О роли героев повести. «Я решил твердо достать ключ к этой загадке». Печорин глазами Печорина. Княжна Мери. Композиционное обрамление повести. Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости.

Тема: Н.В. Гоголь. «Шинель». Традиции и новаторство темы «маленького человека» (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин) в повести (житийное начало, фантастический элемент в сюжете как черта романтизма).

Цели урока:

Проследят традицию изображения “маленького” человека в русской литературе;

Сформируют умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала;

Привили навыки передачи личностного восприятия; развили умения выделять главное;

Воспитали интерес к классическому наследию русской литературы; воспитали нравственные начала; прививать культуру умственного труда.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник,раздаточный материал

Ход урока.

1.Организационный этап.

Псих.настрой «Круг улыбок»

Записать число и тему

2.Целеполагание

Какова цель ваша сегодня на уроке?

Что бы вы хотели узнать?

3. Этап подготовки учащихся к активизации, сознательному усвоению знаний.

В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей», в который вошла повесть «Шинель». Обратите внимание на эпиграф к уроку, который стал афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели? Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины 19 века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести Гоголя «Шинель». Тема нашего урока "С днем рождения, Акакий Акакиевич!" И сегодня на уроке мы все вместе проследим традицию изображения “маленького” человека в русской литературе, ее развитие в повести Гоголя «Шинель», поближе познакомимся с главным героем повести Н.В.Гоголя «Шинель», постараемся ответить на вопросы:

Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни?

А как должно быть в жизни?

3 . Этап усвоения новых знаний.

1. Вы должны были прочитать повесть, и сейчас мы отгадаем кроссворд , который отразит ваше знание текста – это будет наш первый подарок Акакию Акакиевичу.

Кроссворд:

По вертикали:

9. ГУМАНИЗМ.

По горизонтали:

    Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)

    Место действия повести; (Петербург)

    Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)

    Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)

    Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)

    Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)

    Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)

    В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?

( Гуманизм . Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений)

2. Аналитическая работа с текстом повести:

А теперь обратимся к самой повести.

Говорят… впрочем, что говорят, перескажет нам….(Заранее подготовленная ученица пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любители охоты, который долго копил деньги на хорошее ружье, отказывая себе во всем, купил его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружье стащило с лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник, вернувшись домой, слег в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружье). Кто знает, может быть Гоголь взял за основу своей повести именно этот случай.

-В чем сюжет «Шинели»?

(Сюжет прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.)

- Какова главная тема повести “Шинель”?

(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)

- В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?

(Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).

- Как подчеркивается типичность героя и ситуации?

(“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников.)

- Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.

Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг…

3. Элемент драматической постановки:

Девушки, к нам пожаловали гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.

Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…

А сейчас вы услышите мнение «молодого человека» о нашем герое, который служит в том же департаменте, что и Башмачкин.

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

- Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?

- Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?

- Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?

(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

- Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели?

(Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение).

- В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?

(Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

- С какой целью Гоголем вводится фантастический финал?

(Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

4. Этап закрепления новых знаний.

Инсценировка любого эпизода с Акием Акакиевичем

Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)

5.Итог урока.

Что унесете вы сегодня с собой с урока?

Чему научились?

Над чем задумались?

6. Заключительное слово учителя:

И в заключение нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.

7.Физминутка

5.Рефлексия.

    Довольны ли тем, как прошёл урок?

    Было ли тебе интересно?

    Сумели ли получить новые знания?

    Ты был активен на уроке?

    Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

    Учитель был внимателен к тебе?

    Ты сумел показать свои знания?

6.Домашнее задание

Стр 270-272-коспект

Повесть Гоголя “Шинель” принадлежит к циклу произведений под названием “Петербургские повести”. Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему “маленького человека”, поднятую Пушкиным в “Станционном смотрителе”, Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к маленьким обиженным людям. Судьба каждого из них – это или смешная, хотя и невеселая, комедия, или тяжелая драма. Смех и горькие слезы так слиты в повестях, что у читателя создается волнующее впечатление трагизма жизни “маленького человека”, задавленного бюрократическим строем кре-постническогогосударства.
Повесть “Шинель” – самое значительное произведение петербургского цикла. Сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями.
Гоголь повествует о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. Вся жизнь Акакия Акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. Необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что “Бог пошлет переписывать завтра”. Даже внешность его в изображении Гоголя какая-то незначительная, незаметная: “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек”. В департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: “как будто бы через приемную пролетела простая муха”. Он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. Акакий Акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. На службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. С этой шинели в жизни Башмачкина и начинаются сплошные неприятности. Портной посоветовал Акакию Акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. В безрадостной жизни героя появляется цель – собрать деньги на покупку новой шинели. Башмачкин начинает экономить. Он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит “почти на цыпочках”, чтобы “не истереть подметок” раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. Гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. “Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели”.
Однако изображенный Гоголем Акакий Акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. Гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. В этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к Башмачкину: “И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” – и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой””.
Шинель сшита. С этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни Баш-мачкина наступает трагический момент. Возвращаясь ночью домой, Акакий Акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. “На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее”. Баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к “значительному лицу”, но никому нет дела до трагедии одинокого “маленького человека”. Горе героя так велико, что он умирает. Но на службе даже не заметили этого. “Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь”.
Зато в жизни городка со смертью Башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. Однажды этот призрак сорвал шинель с “значительного лица”, напугав его тем самым так, что тот “даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка”. После этого случая “значительное лицо” стало лучше относиться к людям.
В “Шинели” Гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. Гоголь создал жанр русской социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. Автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. Белинский объявил Гоголя самым ярким представителем реалистического направления в русской литературе, которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого “маленького человека”. Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания. Взяли Read More ......
  2. Кто-то крикнул швейцару: “Гони! Наш не любит оборванной черни!” И захлопнулась дверь. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается “Нев ским проспектом”. Петербург Read More ......
  3. Новая шинель круто изменяет жизнь Акакия Акакийовича и отношение к нему чиновников. Но вечером в тот же день, когда он впервые одел шинель, она “пошла от него с новолунием с большими усами”. Тему “маленького человека” в повести “Шинель” Гоголь раскрывает Read More ......
  4. Повесть “Шинель” завершает цикл Гоголя “Петербуржские повести”. Она стала своеобразным итогом размышлений писателя о чиновничье-бюрократическом Петербурге. В ней Гоголь затрагивает почти все темы других петербургских повестей, но и с поразительной глубиной раскрывает трагедию человеческой личности, раздавленной безжалостным и бездушным государством. Read More ......
  5. Н. В. Гоголь раскрыл в своих “Петербургских повестях” истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности “натуральной школы” в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы “маленьких людей”. В “Петербургских записках” 1836 года Read More ......
  6. Тема “маленького человека” традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. В повести “Станционный смотритель” он “выводит” Read More ......
  7. Тема “маленького человека” в Петербуржском цикле Н. В. Гоголя представлена в повестях “Шинель” и “Записки сумасшедшего”. Главный герой повести “Шинель” – Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий департамента, занимающий низкий чин титулярного советника. Мечтой всей его жизни является “постройка” новой шинели, а Read More ......
  8. Почему вот уже полтора столетия нас так трогает история скромного титулярного советника, если даже сторожа департамента, в котором он служил, “не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха”? Почему бессмертны творения Гоголя, его сатира, соединяющая в Read More ......
ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ”

Николай Васильевич Гоголь является одной из самых значительных фигур в русской литературе. Именно его по праву называют родоначальником критического реализма, автором, который наглядно описал образ «маленького человека» и сделал его центральным в русской литературе того времени. В дальнейшем очень многие писатели использовали этот образ в своих произведениях. Не случайно Ф. М. Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели».

История создания

Литературный критик Анненков отмечал, что Н. В. Гоголь часто прислушивался к анекдотам и различным историям, которые рассказывали в его окружении. Иногда бывало, что эти анекдоты и комичные истории вдохновляли писателя на создание новых произведений. Так случилось и с «Шинелью». По словам Анненкова, однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Этот чиновник жил в лишениях, экономил на всем только ради того, чтобы купить себе ружье для любимого хобби. И вот, долгожданный момент настал - ружье приобретено. Однако, первая же охота оказалась не удачной: ружье зацепилось за кусты и утонуло. Чиновник был так шокирован происшествием, что слег с лихорадкой. Гоголя этот анекдот совсем не рассмешил, а, наоборот, навел на серьезные размышления. По словам многих, именно тогда в его голове зародилась идея написания повести «Шинель».

При жизни Гоголя повесть не вызвала значительных критических дискуссий и дебатов. Это связано с тем, что в то время писатели достаточно часто предлагали своим читателям комические произведения о жизни бедных чиновников. Однако, значимость произведения Гоголя для русской литературы оценили по прошествии лет. Именно Гоголь развил тему «маленького человека», протестующего против законов, действующих в системе, подтолкнул других писателей к дальнейшему раскрытию этой темы.

Описание произведения

Главный герой гоголевского произведения - младший государственный служащий Башмачкин Акакий Акакиевич, которому постоянно не везло. Даже в выборе имени родителям чиновника попадались не удачные, в итоге ребенок был назван в честь отца.

Жизнь главного героя - скромна и ничем не примечательна. Он живет в маленькой съемной квартирке. Занимает мелкую должность с нищенской зарплатой. К зрелому возрасту чиновник так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями.

Башмачкин носит старый линялый мундир и дырявую шинель. Однажды, лютый мороз заставляет Акакия Акакиевича отнести старую шинель к портному на починку. Однако, портной отказывается чинить старую шинель и говорит о необходимости покупки новой.

Цена шинели - 80 рублей. Это огромные деньги для мелкого служащего. Чтобы собрать необходимую сумму, он отказывает себе даже в маленьких человеческих радостях, которых итак в его жизни не много. Через некоторое время чиновнику удается скопить нужную сумму, и портной наконец-то шьет шинель. Приобретение дорогого предмета одежды - грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника.

Однажды вечером Акакия Акакиевича догнали на улице не известные люди и отобрали шинель. Расстроенный чиновник отправляется с жалобой к «значительному лицу» в надежде найти и наказать виновных в его беде. Однако, «генерал» не поддерживает младшего служащего, а, наоборот, делает выговор. Башмачкин, отвергнутый и униженный, оказался не в состоянии справиться со своим горем и умер.

В конце произведения автор добавляет немного мистики. После похорон титулярного советника в городе начали замечать призрак, который отнимал шинели у прохожих. Немного позже этот самый призрак отобрал шинель у того самого «генерала», отругавшего Акакия Акакиевича. Это послужило уроком для важного чиновника.

Главные герои

Центральная фигура повести, жалкий государственный служащий, который всю жизнь занимается рутинной и не интересной работой. В его работе отсутствуют возможности для творчества и самореализации. Однообразие и монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается - переписывание никому не нужных бумаг. У героя нет близких. Свободные вечера он проводит дома, иногда переписывая бумаги «для себя». Внешность Акакия Акакиевича создает еще более сильный эффект, героя становится по-настоящему жалко. Есть что-то ничтожное в его образе. Впечатление усиливает рассказ Гоголя о постоянных неприятностях, постигающих героя (то неудачное имя, то крещение). Гоголь как нельзя лучше создал образ «маленького» чиновника, который живет в страшных лишениях и каждый день борется с системой за свое право на существование.

Чиновники (собирательный образ чиновничества)

Гоголь, рассказывая о сослуживцах Акакия Акакиевича, делает акцент на таких качествах, как бессердечность, черствость. Коллеги несчастного чиновника всячески издеваются и подшучивают над ним, не испытывая ни грамма сочувствия. Весь драматизм отношений Башмачкина с коллегами заключен в сказанной им фразе: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

«Значительное лицо» или «генерал»

Гоголь не называет ни имени, ни фамилии этого человека. Да это и не важно. Важен чин, положение на социальной лестнице. После пропажи шинели, Башмачкин впервые в жизни решается отстоять свои права и отправляется с жалобой к «генералу». Тут то «маленький» чиновник и сталкивается с жесткой, бездушной бюрократической машиной, образ которой заключен в персонаже «значительного лица».

Анализ произведения

В лице своего главного героя Гоголь словно объединяет всех бедных и униженных жизнью людей. Жизнь Башмачкина - вечная борьба за выживание, нищета и однообразие. Общество с его законами не дает чиновнику права на нормальное человеческое существование, унижает его достоинство. При этом сам Акакий Акакиевич соглашается с таким положением и безропотно терпит тяготы и трудности.

Пропажа шинели - переломное событие в произведении. Оно заставляет «маленького чиновника» в первый раз заявить обществу о своих правах. Акакий Акакиевич направляется с жалобой к «значительному лицу», которое в повести Гоголя олицетворяет всю бездушность и обезличенность бюрократии. Натолкнувшись на стену агрессии и непонимания со стороны «значительного лица», бедный чиновник не выдерживает и умирает.

Гоголь поднимает проблему чрезвычайной значимости чина, которая имело место в обществе того времени. Автор показывает, что такая привязанность к чину губительна для людей с самым разным социальным статусом. Престижная должность «значительного лица» сделала его равнодушным и жестоким. А младший чин Башмачкина привел к обезличиванию человека, его унижению.

В конце повести Гоголь не случайно вводит фантастическую концовку, в которой призрак несчастного чиновника снимает с генерала шинель. Это некоторое предостережение важным лицам о том, что их бесчеловечные поступки могут иметь последствия. Фантастика в конце произведения объясняется тем, что в российской действительности того времени практически невозможно представить ситуацию возмездия. Так как «маленький человек» в то время не имел прав, не мог требовать к себе внимания и уважения со стороны общества.



Рассказать друзьям