Печорин и его женщины. Сочинение на тему «печорин и его женщины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лидия Михайловна – один из ключевых персонажей в рассказе В. Распутина. Молодая, двадцати пяти лет, учительница французского со слегка косящими глазами оказывается своего рода ангелом-хранителем для главного героя рассказа.

Для деревенского мальчишки Лидия Михайловна, его классная руководительница, казалась каким-то неземным, необыкновенным созданием. «Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных». Здесь сыграло свою роль всё: привлекательность молодой женщины, её аккуратность и городской, непривычный мальчику вид, её чуткость и внимательность к ученикам, даже загадочный французский язык, который она преподавала – по мнению рассказчика, было в нём что-то «сказочное».

На деле, конечно же, Лидия Михайловна не была никаким ангелом или феей. Она помогала тощему неопрятному мальчишке совсем не по воле каких-нибудь высших сил, просто у неё было доброе сердце. Молодая учительница французского языка не просто не выдала директору ученика, который играл на деньги в «чику», но ещё и попыталась подсунуть ему посылку с едой, зная, что он голодает. Рассказчик посылку не принял, и Лидия Михайловна решила поступить хитрее – назначила ему дополнительные уроки французского у себя дома.

Конечно, французскому она его тоже учила, но гораздо больше старалась растормошить мальчика и понять его, помочь ему. Неравнодушная к своим ученикам, Лидия Михайловна считала, что в первую очередь учитель должен оставаться человеком, чтобы «живым людям скучно с ним не стало». Её целеустремлённый и лёгкий, порой совсем девчачий характер в итоге помогли рассказчику освоиться и с французским языком, и с ней самой.

К сожалению, история их замечательного знакомства заканчивается грустно: чтобы помочь мальчику достать еды, Лидия Михайловна играет с ним на деньги, и за этим их застаёт директор. Учительница вынуждена уехать на Кубань и напоследок говорит, что за этот «дурацкий случай» ответственность несёт только она.

В конце рассказа мальчик получает посылку с макаронами и тремя большими красными яблоками: Лидия Михайловна, его добрый ангел-хранитель, несмотря на расстояние, не забыла о нём и старается помочь.

Вариант 2

Повесть «Уроки французского» во многом биографична. Писатель Валентин Распутин писал о себе и о той учительнице французского языка, которую запомнил на всю жизнь. Несмотря на молодость, ведь ей было всего двадцать пять лет, Лидия Михайловна вполне сложившаяся личность и славный педагог.

Как классный руководитель, она вдвойне внимательна к своим подопечным. Ее интересует все, что с ними связано, начиная от внешнего вида до глубоких переживаний. Рассказ ведется в тяжелое послевоенное время, когда советские люди были заняты восстановлением страны.

Для мальчика, выросшего в глухой сибирской деревне эта учительница напоминала ему небожителей. Он не мог даже представить себе, что она могла есть обычную еду, а не манну небесную. Лидия Михайловна красива, молода, женственна, обаятельна и добра. Все эти качества мальчик смутно угадывает. Даже духи, которыми она пользуется он принимает за само дыхание.

Автор пишет, что молодая женщина скорее всего уже побывала замужем, так как ведет себя естественно, но главное ее отличие от других учителей - это отсутствие жестокости в облике, которая так присуща учителям, даже самым добрым.

Лидия Михайловна немного косит, поэтому прищуривает глаза. Это придает ее лицу лукавое выражение, а тот факт, что она не принимает себя и свою профессию всерьез делает учительницу французского языка уникальной. Ее невозможно не любить, ведь все, что говорит Лидия Михайловна сказано искренно и с огромным тактом.

Узнав, что мальчик голодает, молодая женщина пытается ему помочь. Мальчику трудно дается французский и она приглашает его к себе домой якобы лишь с одной целью - подтянуть в усвоении языка. На деле она хочет его накормить, так как понимает, что здоровье ученика под угрозой. Он плохо питается, картошку, которую мать привозит из деревни у него крадут, а денег на молоко нет.

За несколько месяцев пребывания в городе мальчик научился мастерски играть в «чику». Это игра на деньги, но его цель - купить себе молоко, чтобы не умереть с голоду. Однако местные пацаны жестоко отбирают его деньги. Узнав об этом, молодая учительница вначале анонимно посылает ему посылку с макаронами. Чрезмерная гордость не позволяет ему запросто принять помощь.

Удостоверившись в упрямстве и гордыне мальчика, Лидия Михайловна сверхтактично «помогает» ему заработать деньги. Она предлагает сыграть с ней в «чику» и всеми силами старается проиграть. Делает это так незаметно, что мальчик не догадывается о подвохе. В итоге в порыве игры они забываются и начинают громко разговаривать забыв, что за стенкой живет директор школы.

Услышав шум директор входит в квартиру и застигает их врасплох. В ужасе от «преступления», не разобравшись с проблемой, директор увольняет живую и непосредственную учительницу из школы. Она уезжает незапятнанной, оставшись навсегда в сердце ученика.

Валентин Распутин надолго запомнил свою учительницу, поэтому сделал ее образ бессмертным и самым любимым в современной литературе.

Сочинение про Лидию Михайловну

Рассказ Валентина Григорьевича Распутина относится к автобиографическому произведению, потому что все события, описанные в нем, были пережиты и выстраданы самим автором в его послевоенном детстве. Рассказывая о мальчике с нехитрой, но такой тяжёлой судьбой, он словно сам вновь проживает послевоенные голодные годы.

С большой любовью раскрыты образы героев рассказа: мальчика и его учительницы английского языка Лидии Михайловны. В ту голодную послевоенную пору, когда полуразрушенная страна начинала восстанавливать народное хозяйство, особенно трудно приходилось выживать в городах и районных центрах. И самыми уязвимыми были дети. Понимая, что образование необходимо, ребята с усердием занимались. Часто приходилось до школы добираться, преодолевая не один километр. А в некоторых отдаленных селениях были только начальные классы.

Наш герой по этой же причине должен был после четырех лет продолжить учение в районной школе. И всё было бы ему по силам: и учёба с нелёгким французским языком, произношение которого никак ребёнку не давалось, и жизнь на чужой квартире, где ему приходилось самому готовить еду. Да вот обнаружил доктор признаки истощения организма, доводящие до голодных обмороков. Мама ничем не могла помочь, младших надо было кормить. Да и за трудодни денег платили мало. А доктор приписал пить хотя бы кружку молока в день для восстановления сил. Пришлось ему самостоятельно искать, где бы заработать копеек. И случай подвернулся, когда он стал играть с ребятами в чику. Выигрывая понемногу денег, он забирал их и уходил. Это не понравилось остальным, и его с детской жестокостью поколотили. На урок он пришёл с синяком, что тут же заметила его учительница и классная руководитель Лидия Михайловна. И вот с этого ключевого момента начинают раскрываться во всей полноте характеры наших героев.

Вообще, желание творить добро заложено природой в человеке, если он вполне адекватен. Прийти на помощь, протянуть руку в трудную минуту – это нормальные проявления человеческого характера. А если этот человек – учитель, это его вдвойне обязывает делать. Поэтому вполне нормальным было желание Лидии Михайловны помочь своему ученику.

Понимая, что из гордости он не примет от неё никаких хитро переданных посылок с продуктами, ни ужинов после якобы необходимых дополнительных занятий у неё дома. Учительница искренне желала накормить и обогреть человеческим вниманием и теплом этого истощённого, но непокорного ребёнка. Но всё было напрасно. И она пошла на хитрость: вызвала мальчика на игру в «замеряшки», выигрыш в которой тоже был денежный. Учительница понимала, что поступает противозаконно, что играет на деньги с учеником, но другой возможности помочь не находила. Ничем хорошим эта затея не закончилась. Директор школы, случайно вошедший в комнату Лидии Михайловны, был ошеломлён и шокирован. Это же недостойно советского учителя: играть с учеником, да ещё на деньги! Ей пришлось уехать. Но то добро, которое она подарила своему ученику, от души желая ему помочь, не осталось без внимания. Он будет с глубокой благодарностью о ней помнить всю жизнь. Эти уроки французского станут для него уроками добра и человечности.

Валентин Распутин (он же – герой рассказа) посвятит свой рассказ «Уроки французского» Копыловой Анастасии Прокопьевне, всю свою жизнь проработавшей в школе. Об этом он так и пишет в предисловии к рассказу. И ещё Валентин Григорьевич добавляет, что придумывать ничего не приходилось, потому что он был знаком лично с Лидией Михайловной Молоковой, учительницей из Мордовии, которую сделал героиней произведения.

  • Сочинение по картине Машкова Клубника и белый кувшин 5 класс

    И.И.Машков любил изображать на своих картинах пейзажи или натюрморты. Они на его картинах выглядят такими яркими, насыщенными. Любая деталь его картины очень важна. Переливы света и теней способствуют как можно больше развернуть задумку художника

  • Мы – всего лишь песчинка в огромном и необъятном космосе. Наши проблемы, радости, взлеты и падения происходят на одном маленьком зеленом шарике, что одиноко вращается вокруг очередной звезды

    Уверенность в себе является неотъемлемым свойством для человека. Ведь только уверенность позволяет достигать каких-то высот и получать нужные результаты.

    Наделенный умом и знанием жизни, защищенный своим скептицизмом от увлечения и иллюзий – лермонтовский Печорин (см. полный текст , краткое содержание и анализ «Героя нашего времени», а также описание образа и характеристику Печорина) знает людей, их страсти в слабости, умеет играть людьми, как пешками (ср. отношения его к Грушницкому, к Максиму Максимычу). Особенно хорошо знает он женщин. Как Онегин , он изучил в совершенстве «науку страсти нежной», и ведет свою игру наверняка, как Ловелас, – этот опытный охотник за женскими сердцами.

    Лермонтов. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955

    «Никому не будет принадлежать, кроме меня! – решительно говорит он о Бэле , – она будет моя!» «Женщины любят только тех, которых не знают»; «если ты над нею не приобретешь власти, то даже её первый поцелуй не дает тебе права на второй». «Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, – надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами», – вот образцы тех афоризмов, правил и наблюдений, которые вынес Печорин из знания женщин.

    Он сам сознается, что «кроме них на свете ничего не любит» . Это, конечно, опять «фраза», но любопытная. Отношение Печорина к Бэле, к княжне Мери и Вере дает нам образцы различных «приемов», которые он выработал в течение своей практики. Он подкупал женщин, выставляя себя «несчастливым»; он их занимал тем, что он был загадочен и интересен, – заглянуть в его душу манило, как заглянуть в пропасть... Он покорял их силой своей души.

    Сильнее всех женщин он захватил Веру, и, в письме к нему, она объяснила, что любовь её выросла из жалости к нему, из интереса к нему (она находила в нем что-то таинственное), наконец, на женском стремлении к подчинению (она нашла в нем «власть непобедимую»). «Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым, ни в ком зло не бывает так привлекательно!» – говорит Вера. Она сознает, что он – эгоист («ты любил меня, как собственность»); она убедилась, что её жалость не согреет его сердца, но это не убило её любви, – любовь её потемнела, но не угасла. В её обществе Печорин не ломается, – он ей не говорит «фраз» – напротив, он с нею прост, искренен, поскольку он может быть таким. Вера – образчик женщины, с любовью полной, самоотверженной.

    Княжна Мери – романтически настроенная девица – увлеклась «загадочностью» Печорина, ведь этим даже Грушницкий сумел ей импонировать! Печорин, поняв ее, рисуется перед ней, говорит ей «фразы», сгущает тени и краски в своих автобиографических признаниях, – и княжна Мери теряется, путается, – у неё кружится голова, ее тянет в эту таинственную туманную бездну...

    Бэла покорена силой Печорина; для неё, дикарки, выросшей в обстановке восточного рабства, мужчина, прежде всего, – господин, она перед ним – раба, и она сделалась рабой Печорина, который другого отношения к женщине и не признавал.

    «Я никогда не делался рабом любимой женщины, – напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь». «Отчего это?» – задает себе вопрос Печорин, и с интересом естествоиспытателя-наблюдателя старается разобраться в поставленной психологической загадке: «оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу, и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? или это магнетическое влияние сильного организма? или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным характером?»

    И ненавидим мы, и любим мы случайно,

    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

    М. Ю. Лермонтов

    Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страданий» и «груст-ной думой» о 30-х годах XIX века. Эту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Мрачное время порождало мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет его во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

    Женские образы в романе оттеняют холодность, противоречивость характера глав-ного героя.

    Гордая черноокая красавица Бэла, «дочь горных ущелий», горячо и сильно по-любила Печорина. Она молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его подаркам. «Я не раба его», — гордо говорит она. Но, полюбив его, она жертвует всем: родным домом, отцом, честью: «У меня нет родных». Вся ее жизнь сосредоточилась на любви. Ее чуткая, искренняя натура не могла мириться с холодностью Печорина. А он скоро охладел к ней, в сравнении с ее страстной любовью увлечение Печорина оказалось неглубоким и несерьезным. «Любовь дикарки», ее простосердечие и невежество ему так же надоели, как и кокетство знат-ной барышни: «Я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно».

    Тяжело страдает от встречи с Печориным и княжна Мери. Княжна принадлежит к тому же кругу, что и Печорин. Она полная противоположность Бэле. Если Бэла ску-па в своих высказываниях, то княжна Мери «шутила очень мило, ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен, ее замечания иногда глубоки». Она не глупа, романтически настроена. Ее интересует все загадочное и таинственное. Вна-чале ее воображение пленил Грушницкий своими мнимыми несчастьями и эффект-ными фразами. Но она отдает сердце загадочному, разочарованному, дерзкому Печо-рину. Странность Печорина, непохожесть на окружающих ее поклонников заинтересовывают ее. Его рассказ о себе, о том, как свет его не понял и исковеркал его характер, глубоко трогает ее добрую и доверчивую душу. Она полюбила его, но не поняла его мятежной, противоречивой души. Мери живет законами светского обще-ства, подходит к нему с нравственными мерками воспитавшей ее аристократической среды.

    Печорин не может найти забвения в женской любви. «Я все это знаю уже на-изусть — вот что скучно!» В то же время душа его хочет любви. Ему свойственны живые порывы сердца, человечность. Острое сострадание вызывает у него оскорбленная его ответом «безмолвно страдающая» Мери. Но тихое семейное счастье не для него. «Нет, я не ужился бы с этой долей», признается он. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ни-чем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удоволь-ствия». Именно так любил Печорин Веру — единственную женщину, к которой он испытывал сильное чувство.

    Вера любит беззаветно, самозабвенно, ее любовь не знает границ, она преступает через запреты среды. Ради него она готова на любую жертву. Вера понимает не толь-ко достоинства, но и недостатки Печорина. Только такая любовь, беспредельная, по-корная, жертвенная, и может раскрыть ожесточенное сердце Печорина. В отношени-ях с Верой он хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа, — глубоко чувствующим и переживающим человеком. Материал с сайта

    Холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который смеется над всем на свете, особенно над чувствами, становится искренним, когда дело касается Веры. «Вос-поминание о ней останется неприкосновенным в душе моей... Она единственная жен-щина, которую я не в силах обмануть», — признается себе он. Только она своим вне-запным и вынужденным отъездом вызывает у него горячие слезы. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть соб-ственного существа. Загнав коня, он прижимается к мокрой траве, рыдает исступлен-но и беспомощно. Утрата Веры — это, пожалуй, самая большая потеря, но его лич-ность с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, рассудочным эгоистом. Однако под этой маской эгоиста проступает су-щественная черта «героя нашего времени» — глубина человеческого чувства.

    Встречи с Печориным не прошли бесследно. Бэла погибла, но она узнала любовь и счастье, которых в ее жизни могло не оказаться совсем. Княжна Мери испытала страдания, но зато навсегда утратила симпатию к «разочарованным героям» вроде Грушницкого. Но сам Печорин не нашел счастья ни в чем. Ему не хватило «жажды бытия» Лермонтова, способности и желания идти к людям. «Под ношей бытия» охла-дела и устала его душа, и ему уже не оставалось ничего, кроме надежды: «Авось где-нибудь умру на дороге!»

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • характер печорина в романе герой нашего времени сочинение
    • сочинение женские образы романа герой нашего времени
    • эпиграф к сочинению женские образы из романа герой нашего времени
    • женские образы и их роль в романе герой нашего времени
    • Женские образы в романе оттеняют холодность, противоречивость характера глав­ного героя.

    Тема любви в «Герое нашего времени» является одной из центральных тем, которые исследует автор. Любовных коллизий в романе действительно много. Даже главный герой – внешне холодный и эгоистичный Печорин ищет любви, он находит ее в сердцах трех женщин Веры, Мери Лиговской и Бэлы, однако любовь этих прекрасных женщин не приносит Печорину счастья.

    В этом романе любовь вообще радости никому не приносит, она является испытанием для каждого из героев, и часто их любовные переживания оканчиваются трагически.

    Попробуем рассмотреть основные любовные линии этого произведения.

    Печорин – Бэла – Казбич

    Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
    Действительно, любовных треугольников здесь очень много.

    В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра. Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.
    В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.

    В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.

    В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости. Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма. В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

    Печорин – Мери – Грушницкий

    Тема любви в романе «Герой нашего времени» представлена еще одним любовным треугольником, в котором находятся Печорин, княжна Мери Лиговская и влюбленный в нее Грушницкий, которого Печорин, сам того не желая, убивает на дуэли.

    Данный любовный треугольник также трагичен. Он приводит всех его участников либо к бесконечному горю, либо к смерти, либо к осознанию своей душевной никчемности.

    Можно сказать, что главным действующим лицом этого треугольника является Григорий Александрович Печорин. Именно он постоянно подсмеивается над влюбленным в Мери юношей Грушницким, что в итоге приводит последнего к ревности и к роковому для него вызову на дуэль. Именно Печорин, заинтересовавшись княжной Лиговской, доводит эту гордую девушку до того, что она сама признается ему в любви. А он отвергает ее предложение, чем вызывает с ее стороны чувство тоски и обманутых надежд.

    Печорин недоволен сам собой, однако он, пытаясь объяснить мотивы своего поведения, лишь говорит о том, что свобода ему дороже любви, он просто не хочет изменять свою жизнь ради другого человека, даже такой девушки, как княжна Мери.

    Печорин – Вера – муж Веры

    Любовь в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» находит свое выражение в еще одни страстном любовном треугольнике.
    В него входят Печорин, светская замужняя дама Вера и ее муж, о котором романе лишь говорится. С Верой Печорин познакомился еще в Петербурге, он был в нее страстно влюблен, однако ее замужество и страх перед светом помещали дальнейшему развитию их романа.

    В Кисловодске Вера и Печорин случайно встречаются, и прежние отношения вновь вспыхивают с былой силой.

    Печорин проявляет Вере нежность, когда она внезапно уезжает из Кисловодска, он до смерти загоняет коня, чтобы успеть за ней, что ему, однако, не удается. Однако эти любовные взаимоотношения не приносят счастья ни Вере, ни Печорину. Это подтверждают слова героини: «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила она, – ты ничего мне не дал, кроме страданий».

    Фактически, данный любовный треугольник предвосхищает любовную коллизию, описанную в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Там ведь тоже светская замужняя дама встречает молодого офицера, влюбляется в него и понимает, что ее муж ей стал неприятным. В отличие от Веры Анна Каренина идет на разрыв с мужем, уходит к любовнику, но обретает только несчастья, что и приводит ее к самоубийству.

    Печорин – Ундина – Янко

    И, наконец, последним любовным треугольником романа является история, которая произошла с Печориным на Тамани. Там он случайно раскрыл банду контрабандистов, которые его за это чуть не лишили жизни.

    На этот раз участниками любовного треугольника стали Печорин, девушка, которую он прозвал «ундиной», то есть русалкой, и ее возлюбленный контрабандист Янко.

    Однако эта любовная коллизия являлась скорее авантюрой, в которой Печорин решил отвлечься от своих переживаний. Ундина не была влюблена в него, а завлекла его только ради того, чтобы утопить как нежелательного свидетеля. Девушка пошла на такой опасный шаг, повинуясь чувству влюбленности к Янко.

    Печорин осознал всю опасность своего положения и пришел к выводу, что он зря подвергнул себя такому риску.

    Как мы видим, любовная тема в романе «Герой нашего времени» представлена достаточно ярко. При этом в произведении нет примеров счастливой любви. И это неудивительно, ведь любовь и дружба в творчестве Лермонтова – это всегда трагические темы. По мнению писателя и поэта, на земле человек никогда не сможет обрести настоящей любви, потому что он сам несет в себе печать несовершенства. Поэтому люди будут любить и страдать от того, что их любовь не может принести им ни счастья, ни радости, ни покоя.

    С описанием основных любовных линий романа будет полезно ознакомиться учениками 9 классов перед написанием для сочинения на тему «Тема любви в романе «Герой нашего времени»».

    Тест по произведению

    Введение

    Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.

    Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

    Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

    В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

    Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

    Бэла

    Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
    В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

    Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
    Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

    Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

    Княжна Лиговская

    Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

    Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

    Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
    Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

    В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

    Вера

    Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
    Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

    Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

    Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

    «Ундина»

    Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

    Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

    Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

    Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

    Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему «Женские образы в романе «Герой нашего времени»».

    Тест по произведению



    Рассказать друзьям