Последняя синичка.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».

Продолжение работы над повествованием. Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту.

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

Подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут прочные знания.

Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?

Откройте тетради и запишите число.

Итак, сегодня у нас урок развития речи – вы будете писать изложение по рассказу Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».

Значит цель на шей работы какая?

Формулировка темы, целей и задач урока.

  1. Мы должны познакомиться с рассказом В.И. Белова «Последняя синичка».
  2. Мы должны разобрать это произведение, а затем написать по данному тексту изложение.

А сейчас, ребята, переходим к нашей основной работе. Я познакомлю вас с автором рассказа «Последняя синичка»

  1. Слово учителя об авторе текста.

Василий Иванович Белов известный прозаик. Он родился в 1932 году в деревне Тимонихе Вологодской области, и материалом его книг в основном служит крестьянская жизнь этой северной области. Он – автор повести «Привычное дело», романа «Кануны», повести «Воспитание по доктору Споку», глубокого исследования о народной жизни «Лад», ряда сборников повестей и рассказов.

Миниатюра последняя синичка завершает «Рассказы о всякой живности» - небольшой сборник В. Белова, изданный в 1978 году.

В книге, адресованной детям, добродушно, с любовью ко всему живому рассказывается о том, что видел автор летом в деревне – о собаке, петухе, кроликах…В предисловии к книге писатель Е.Н. так пишет о её авторе:»Василий Иванович Белов… родился и вырос в северной деревушке. И хотя, став писателем, он поселился в городе Вологде, всё же и теперь не забыл прежних навыков: умеет навострить косу и сметать высокий северный стожок, запрячь лошадь и пойти за плугом… И рассказать о всякой сельской живности слов ему не занимать.»

Рассказ «Последняя синичка» - это прощание с деревней, в которой писатель прожил всё лето.

Ребята, в тексте вам встретятся непонятные слова, давайте посмотрим, что они обозначают?

  1. Объяснение слов.

Горница чистая половина крестьянской избы. От слова горний – высокий, небесный.

Мошкара – мошки в собирательном значении. Подобные случаи: дети – детвора, комары – комарьё, листы – листва, звери – зверьё и другие.

Околица – окраина села. От слова коло – круг. С этим же корнем: кольцо, колесо, около, околыш, окольный и другие.

  1. Советы перед слушанием.

А теперь я читаю текст.

  1. Чтение текста.

Последняя синичка.

  1. Беседа по прочтении.

5.1. Каково ваше отношение к прочитанному?

5.2. Что нового вы узнали?

5.4. Какого типа речи текст?

Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие типы речи мы с вами знаем?

Верно, ребята, все тексты, устные и письменные, можно разделить на три типа: описание, повествование и рассуждение.

  1. Если память сфотографировала, зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание .
  2. Слово повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, о чём-нибудь, а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т.е. повествование , мы мысленно прокручиваем киноплёнку памяти.
  3. А теперь о том, что нельзя представит в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга, - о рассуждении. Рассуждение бывает несколько типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением.

Молодцы, ребята, типы речи вы знаете.

5.5. Определите тему рассказа. Какой ответ точнее: «Наступление зимы», «Прощание с летом» или «Прощание с деревней»?

5.6. Удачно ли будет, если мы изберём другое заглавие: «Синичка», «Ленивая синичка», «Странная синичка», «До свидания, лето!»? А как вы объясните авторское заглавие?

5.7. Покажите, как развивается действие, составьте план.

План.

  1. Потемнело в воздухе.
  2. Синичка под окном.
  3. Пошёл снег.
  4. Что же делала синичка?
  5. Отъезд.
  1. Как связаны начало и конец текста?
  2. По какому слову первого предложения можно понять, что речь пойдёт о деревне?
  3. Почему в рассказе много ласкательных слов о синичке?
  4. Объясните, почему в рассказе употреблены вопросительные предложения Что это она делает?; А может, она принимала снежинки за мошкару?
  5. Слово живность – это мелкие животные, всё вместе. Можно ли в рассказе заменить это слово словом животные ? Хорошо ли будет? Почему?
  6. Сформулируйте идею рассказа.
  1. Пересказ текста.

7. Написание изложения.

Последняя синичка.

Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.

Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?

Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.

Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.

Последняя синичка.

Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.

Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?

Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.

Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.

Памятка для анализа пересказа.

1.Выскажите общее впечатление о пересказе.

  1. Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
  2. Вспомните начало пересказа и его окончание.
  3. Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
  4. Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
  5. Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
  6. Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
  7. Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.

Памятка для анализа пересказа.

  1. Выскажите общее впечатление о пересказе.
  2. Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
  3. Вспомните начало пересказа и его окончание.
  4. Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
  5. Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
  6. Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
  7. Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
  8. Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.

Советы перед слушанием.

  1. Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
  2. Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
  3. запоминайте слова, которыми создаются картины.
  4. Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
  5. Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

Советы перед слушанием.

  1. Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
  2. Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
  3. запоминайте слова, которыми создаются картины.
  4. Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
  5. Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

Советы перед слушанием.

  1. Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
  2. Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
  3. запоминайте слова, которыми создаются картины.
  4. Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
  5. Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл ближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето закончилось. Пришло время уезжать из деревни.

Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

(По В. Белову)

Задания

  1. Определите тему и идею текста.
  2. Составьте план, в котором отразилось бы развитие действия.
  3. Напишите изложение, близкое к тексту, без изменения лица рассказчика и дайте развёрнутый ответ на вопрос: «О чём этот рассказ?»

Ответы

  • Тема рассказа: «Прощание с деревней»; идея рассказа: «Хорошо жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться».
  • План.
  • Потемнело в воздухе.
  • Синичка за окном.
  • Пошёл снег.
  • Что же делала синичка.
  • Пришло время уезжать из деревни.
  • Это рассказ о том, как грустно расставаться с деревней, с летом. Из рассказа видно, что автор - наблюдательный человек. Ему интересен окружающий его мир, он любит природу. Именно поэтому он увидел то, что другие бы не заметили: синичка ловит снежинки, думая, что это мошкара. Вряд ли в городе автору доведётся так близко соприкоснуться с миром птиц и животных, поэтому ему грустно и не хочется уезжать из деревни, где было так хорошо.
  • Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.

    скачать

    Аудио рассказ Василия Ивановича Белова "Последняя синичка" для детей младшего школьного возраста.
    "Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл ближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из этой деревни.
    Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит ртом снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару и ловила? Не зря ведь говорят про первый снежок: "Полетели белые мухи".
    Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето..."

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе

    Устный пересказ.

    Рассказ В. Белова «Последняя синичка».

    Продолжение работы над повествованием.

    Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту .

    Цель урока: написать изложение по данному тексту.

    Задачи:

    Обучающие: научить ребят писать изложение, продолжить знакомство с типами речи, отработать понятие о повествовании, его отличии от других типов речи, учить выделять ключевые слова.

    Развивающие : развивать навыки анализа текста, навыки подробного изложения, умение пересказывать текст, развивать навыки монологической речи.

    Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к русскому языку, к родному краю, природе, животным.

    Тип урока: урок развития речи

    Техническое оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

    Методические приёмы: объяснение учителя, беседа, выразительное чтение, словарная работа, Объяснение учителя, выполнение заданий, наблюдение, составление плана, письменная работа (изложение).

    Требования.

    Использование Интернета, книг, словарей для подготовки д.з.

    Формы работы с учащимися: фронтальный опрос, поисковый метод, творческие задания, работа с текстом, работа со словарём.

    Ресурсы: электронное приложение к уроку - презентация, словарь, творческое задание.

    Структура и ход урока.

      Оргмомент.

      Актуализация опорных знаний.

      Целеполагание и мотивация (как важно в жизни)

      Изучение нового материала.

      Творческая работа (закрепление, отработка, практическая работа).

      Итог урока.

      Оценки за урок.

      Домашнее задание.

    Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы проводим урок развития речи. Прочитайте, пожалуйста, тему урока. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

    Когда мы улыбаемся,

    Мы реже ошибаемся.

    И чаще награждаемся

    Подарками судьбы.

    Пусть этими подарками станут прочные знания.

    Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

    Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?

    Откройте тетради и запишите число.

    Повторение.

    Предлагаю вспомнить то, что нам известно уже по этой теме: сыграем в игру «Верите ли вы, что…»

    Формулировка темы, целей и задач урока.

    Мы должны познакомиться с рассказом В.И. Белова «Последняя синичка».

    А что нам для этого нужно?

    Мы должны разобрать это произведение, а затем написать по данному тексту изложение.

    Молодцы, ребята, вы правильно определили цели нашей работы. Но прежде мы с вами должны вспомнить то, что мы знаем о типах речи.

    Понятие о типах речи. Повествование.

    Все тексты, устные и письменные, можно разделить на три типа: описание, повествование и рассуждение.

    Попытаемся представить себе, какие картины запечатлелись в памяти после прочтения текста. Что можете вспомнить, мысленно обрисовать, представить в виде фотографии? Если память сфотографировала, зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание.

    Слово повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, о чём-нибудь, а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т.е. повествование, мы мысленно прокручиваем киноплёнку памяти.

    А теперь о том, что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга, - о рассуждении. Рассуждение бывает нескольких типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением.

    3 –5 слайды.

    А сейчас, ребята, мы переходим к нашей основной работе. И вначале я познакомлю вас с автором рассказа «Последняя синичка» Василием Ивановичем Беловым.

    Василий Иванович Белов – известный прозаик. Он родился в 1932 году в деревне Тимонихе Вологодской области, и материалом его книг в основном служит крестьянская жизнь этой северной области. Он – автор повести «Привычное дело», романа «Кануны», повести «Воспитание по доктору Споку», глубокого исследования о народной жизни «Лад», ряда сборников повестей и рассказов.

    Миниатюра последняя синичка завершает «Рассказы о всякой живности» - небольшой сборник В. Белова, изданный в 1978 году.

    В книге, адресованной детям, добродушно, с любовью ко всему живому рассказывается о том, что видел автор летом в деревне – о собаке, петухе, кроликах…В предисловии к книге писатель Е.Носов так пишет о её авторе: «Василий Иванович Белов… родился и вырос в северной деревушке. И хотя, став писателем, он поселился в городе Вологде, всё же и теперь не забыл прежних навыков: умеет навострить косу и сметать высокий северный стожок, запрячь лошадь и пойти за плугом… И рассказать о всякой сельской живности слов ему не занимать».

    Рассказ «Последняя синичка» - это прощание с деревней, в которой писатель прожил всё лето.

    Советы перед слушанием.

    Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.

    Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.

    Запоминайте слова, которыми создаются картины.

    Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.

    Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

    В тексте вам встретятся непонятные слова, давайте посмотрим, что они обозначают.

    7 слайд

    Объяснение слов.

    Горница – чистая половина крестьянской избы. От слова горний – высокий, небесный.

    Мошкара – мошки в собирательном значении. Подобные случаи: дети – детвора, комары – комарьё, листы – листва, звери – зверьё и другие.

    Околица – окраина села. От слова коло – круг. С этим же корнем: кольцо, колесо, около, околыш, окольный и другие.

    А теперь я читаю текст.

    Чтение текста.

    Последняя синичка.

    Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.

    Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимал а снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

    Беседа по прочтении.

    5.1. Какого типа речи текст?

    5.2. Каково ваше отношение к прочитанному?

    5.3. Что нового вы узнали?

    5.5. Определите тему рассказа. Какой ответ точнее: «Наступление зимы», «Прощание с летом» или «Прощание с деревней»?

    5.6. Удачно ли будет, если мы изберём другое заглавие: «Синичка», «Ленивая синичка», «Странная синичка», «До свидания, лето!»? А как вы объясните авторское заглавие?

    5.7. Покажите, как развивается действие, составьте план.

    План.

      Потемнело в воздухе.

      Синичка под окном.

      Пошёл снег.

      Что же делала синичка?

    5. Отъезд.

    Как связаны начало и конец текста?

    По какому слову первого предложения можно понять, что речь пойдёт о деревне?

    Почему в рассказе много ласкательных слов о синичке?

    Пересказ текста.

    7. Написание изложения.

    8. Проверка домашней работы (самостоятельно написанные стихи, рисунки, выученные стихи).

    9. Подведение итогов урока.

    Ребята, достигли ли мы с вами цели урока?

    Мы познакомились с рассказом В.И. Белова «Последняя синичка».

    Разобрали это произведение и написали по данному тексту изложение.

    Послушали пение синицы.

    10. Оценки за урок (объяснить).

    11. Объяснение д/з.

    Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом ее тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошел к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из этой деревни.

    Синичка все поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит ртом снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежки за мошкару и ловила. Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

    Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. Ночью Федя проводил меня за околицу на автобус. Мне не хотелось покидать эти места.



    Рассказать друзьям