Проблема героя и толпы в комедии А. Грибоедова "Горе от ума"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста.

Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим «высоким и прекрасным».

Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.

В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.

Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.

Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким. И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали. И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».

Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.

Действие комедии «Горе от ума» происходит в годы, когда становится очевидным раскол в дворянской среде. Это время с 1816 по 1824 год.

Главным достижением комедии является отражение основного конфликта эпохи – столкновение «века нынешнего» и «века минувшего».

Мировоззрение представителей «века минувшего» сложилось в «золотой» екатерининский век. «Век минувший» - это люди разного возраста и положения: Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, Загорецкий, гости на балу. Основная черта, их объединяющая, - консерватизм, сохранить все «как делали отцы», «сужденья черпают из забытых газет». «Новизна» неприемлема для Фамусова.

Жизненный идеал – «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб», «угождать всем людям без изъятья», «с ключом, и сыну ключ умел доставить», «богат и на богатой был женат».

«Век нынешний» представлен в пьесе Чацким. Взгляды Чацкого на жизнь противоположны мировоззрению «фамусовского общества». Конфликт между Чацким и его противниками – это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше, честнее, справедливее.

Герой комедии вместил в себя не только реальные черты лучших людей декабристской эпохи, но и воплотил лучшие качества передового общественно-политического деятеля России 19 века. Для нас Чацкий – это художественный образ бессмертной комедии, в которой «отразился век и современный человек». Каждое новое поколение узнает в Чацком своего современника. У И.А.Гончарова в «Мильоне терзаний» есть такие слова: «Чацкий неизбежен при каждой смене века другим…Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…»

История жизни героя в пьесе намечена отдельными штрихами.

Детство, проведенное в доме Фамусова вместе с Софьей, затем служба с Горичем в полку «назад тому лет пять», Петербург – «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу – и возвращение к сладкому и приятному дыму Отечества. Он молод, а за плечами уже много событий и жизненных перипетий, отсюда не случайна его наблюдательность и понимание того, что происходит. Чацкий хорошо понимает людей, дает им меткие характеристики. Драма Ч. В том, что он видит трагические моменты в судьбе общества, но исправить людей не может, и это также приводит его в отчаяние.

Умный, трепещущий от негодования, занятый неотступно размышлениями о судьбе России, Чацкий не только раздражает погрязшее в косности общество, но и вызывает его активную ненависть.



Чацкий появляется в комедии как герой-любовник, однако характер его начинает раскрываться в двух аспектах: личном и общественном.

Обе линии развиваются параллельно, достигая кульминации в 4 действии. Любовная интрига получает развязку, а решение общественного конфликта вынесено за рамки произведения. Чацкий изгнан из фамусовского общества, но по-прежнему верен своим убеждениям. Общество также не намерено менять своих взглядов. Борьба на время утихла, но дальнейшее столкновение неизбежно.

Пьеса писалась в те времена (1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности - вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… - прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.
Стремление Чацкого - служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.
И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал - «умеренность и аккуратность», их мечта - «забрать все книги бы да сжечь».
Итак, в центре комедии - конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.
Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!
«Так! Отрезвился я сполна!»- восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких - «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.
Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь - таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с
сердцем не в ладу»,- говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому - это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад»,- писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты - как они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.
И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. «Чацкий - декабрист»,- писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедо­ва «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий — передовой человек своего времени, каким был и его создатель, выдаю­щийся писатель и общественный деятель. В уста своего героя писатель вкладывает заветные чувства и представления о на­значении человека, его участии в прогрессивном развитии сво­его народа. Но этот герой попадает в среду, которая совершен­но невосприимчива к его идеям. Более того, она их отвергает и осуждает, что и составляет общественный конфликт рассмат­риваемого произведения.

Что же представляет собой та общественная среда, в кото­рой оказывается Чацкий, вернувшись после трехлетних стран­ствий в Москву? Это «фамусовское общество», названное так по имени главного антагониста Чацкого — Павла Афанасьеви­ча Фамусова. Фамусов — типичный московский барин нача­ла девятнадцатого века. В его образе сочетаются патриархаль­ность и самодурство. Он привык быть барином и не представ­ляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика.

Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это вы­годная карьера, причем неважно, какими способами она дос­тигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. Фамусов не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажет­ся, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. В то же время это не ходульная фигура, а живой человек с не­однозначным характером. Он обладает здравым смыслом, яв­ляющимся результатом богатого житейского опыта. Язык Фа­мусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторо­го остроумия. Он может быть обаятельным и гостеприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посочувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен раскрывшимся любов­ным романом между его дочерью и секретарем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадле­жит власть. А безнравственность власти приводит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.

Еще более страшным представителем фамусовского обще­ства является внешне неприметный и кажущийся безобидным Молчалин, который вслух заявляет: «В мои года не должно сметь свое суждение иметь», а втайне имеет те же «идеалы», что и Фамусов. Но пока он только в начале своей карьеры, ему приходится скрывать свои честолюбивые замыслы, и он про­являет главные достоинства: «умеренность и аккуратность». Верно сказал Николай Васильевич Гоголь, характеризуя Мол­чалина: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающе­еся в люди…» Можно предположить, что, когда подобные Мол­чалины «проберутся в люди», они своими пороками превзой­дут и самого Фамусова.

В концентрированном виде фамусовское общество пред­ставлено на балу в его доме. Кто же присутствует там? Самый важный гость для хозяина — это полковник Скалозуб. Важ­ный потому, что Фамусов прочит его в женихи для своей до­чери Софьи. Достоинства будущего жениха в глазах Павла Афанасьевича выражает емкой формулой служанка Софьи Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы». Чацкий же со­всем иначе оценивает эту личность: «Хрипун, удавленник, фа­гот, созвездие маневров и мазурки». Тупая ограниченность это­го персонажа прослеживается и в его собственных репликах. Когда его спрашивают о впечатлениях от Москвы, он отвеча­ет: «Дистанции огромного размера». Скалозуб не лишен свое­образного юмора (отсюда, вероятно, и его фамилия), но юмор этот казарменного, так сказать, свойства. Когда его спрашива­ют, кем доводится ему Настасья Павловна, он пытается ост­рить: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили».

Другие гости представлены впавшей в старческий маразм княжеской четой Тугоуховских с шестеркой дочерей; девяно­столетней графиней Хрюминой с внучкой, которую она уже десятый год выдает и никак не может выдать замуж; старым плутом и картежником Загорецким, старухой Хлёстовой и им подобными.

Несколько особняком в этом ряду стоит Платон Михайло­вич Горич. Когда-то он считался весельчаком и лихим воякой, был близок с Чацким, но пребывание в фамусовском обществе коренным образом изменило его. Теперь он женился, отпустил брюшко и делает всё, что прикажет ему жена.

Каковы же представления и интересы фамусовского об­щества? Разговор на балу ведется о таких предметах, в кото­рых никто из присутствующих ничего не смыслит. Суть раз­говоров: вред обучения, отношение к школам, университетам, книгам — свидетельствует о глубоком невежестве присутству­ющих. Вершиной их представлений становится призыв Фаму­сова: «Забрать все книги бы да сжечь!»

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедо­ва “Горе от ума” Александр Андреевич Чацкий – передовой человек своего времени, каким был и его создатель, выдаю­щийся писатель и общественный деятель. В уста своего героя писатель вкладывает заветные чувства и представления о на­значении человека, его участии в прогрессивном развитии сво­его народа. Но этот герой попадает в среду, которая совершен­но невосприимчива к его идеям. Более того, она их отвергает и осуждает, что и составляет общественный конфликт рассмат­риваемого произведения.

Что же представляет собой та общественная среда, в кото­рой оказывается Чацкий, вернувшись после трехлетних стран­ствий в Москву? Это “фамусовское общество”, названное так по имени главного антагониста Чацкого – Павла Афанасьеви­ча Фамусова. Фамусов – типичный московский барин нача­ла девятнадцатого века. В его образе сочетаются патриархаль­ность и самодурство. Он привык быть барином и не представ­ляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще

всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика.

Вершина жизненных устремлений для Фамусова – это вы­годная карьера, причем неважно, какими способами она дос­тигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. Фамусов не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажет­ся, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. В то же время это не ходульная фигура, а живой человек с не­однозначным характером. Он обладает здравым смыслом, яв­ляющимся результатом богатого житейского опыта. Язык Фа­мусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторо­го остроумия. Он может быть обаятельным и гостеприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посочувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен раскрывшимся любов­ным романом между его дочерью и секретарем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадле­жит власть. А безнравственность власти приводит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.

Еще более страшным представителем фамусовского обще­ства является внешне неприметный и кажущийся безобидным Молчалин, который вслух заявляет: “В мои года не должно сметь свое суждение иметь”, а втайне имеет те же “идеалы”, что и Фамусов. Но пока он только в начале своей карьеры, ему приходится скрывать свои честолюбивые замыслы, и он про­являет главные достоинства: “умеренность и аккуратность”. Верно сказал Николай Васильевич Гоголь, характеризуя Мол­чалина: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающе­еся в люди…” Можно предположить, что, когда подобные Мол­чалины “проберутся в люди”, они своими пороками превзой­дут и самого Фамусова.

В концентрированном виде фамусовское общество пред­ставлено на балу в его доме. Кто же присутствует там? Самый важный гость для хозяина – это полковник Скалозуб. Важ­ный потому, что Фамусов прочит его в женихи для своей до­чери Софьи. Достоинства будущего жениха в глазах Павла Афанасьевича выражает емкой формулой служанка Софьи Лиза: “И золотой мешок, и метит в генералы”. Чацкий же со­всем иначе оценивает эту личность: “Хрипун, удавленник, фа­гот, созвездие маневров и мазурки”. Тупая ограниченность это­го персонажа прослеживается и в его собственных репликах. Когда его спрашивают о впечатлениях от Москвы, он отвеча­ет: “Дистанции огромного размера”. Скалозуб не лишен свое­образного юмора (отсюда, вероятно, и его фамилия), но юмор этот казарменного, так сказать, свойства. Когда его спрашива­ют, кем доводится ему Настасья Павловна, он пытается ост­рить: “Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили”.

Другие гости представлены впавшей в старческий маразм княжеской четой Тугоуховских с шестеркой дочерей; девяно­столетней графиней Хрюминой с внучкой, которую она уже десятый год выдает и никак не может выдать замуж; старым плутом и картежником Загорецким, старухой Хлёстовой и им подобными.

Несколько особняком в этом ряду стоит Платон Михайло­вич Горич. Когда-то он считался весельчаком и лихим воякой, был близок с Чацким, но пребывание в фамусовском обществе коренным образом изменило его. Теперь он женился, отпустил брюшко и делает всё, что прикажет ему жена.

Каковы же представления и интересы фамусовского об­щества? Разговор на балу ведется о таких предметах, в кото­рых никто из присутствующих ничего не смыслит. Суть раз­говоров: вред обучения, отношение к школам, университетам, книгам – свидетельствует о глубоком невежестве присутству­ющих. Вершиной их представлений становится призыв Фаму­сова: “Забрать все книги бы да сжечь!”

Естественно, что нормальный человек, каким является Чацкий, среди таких людей кажется инородным телом. Ино­родным настолько, что его монологи и рассуждения вызывают протест, выражающийся в пущенной жалким лгунишкой Заго­рецким с подачи Софьи сплетне, будто бы Чацкий повредил­ся в рассудке. Сплетня дружно подхватывается всеми осталь­ными, и Чацкого объявляют сумасшедшим.

Такова судьба человека с умом и талантом, стремящегося своей деятельностью приносить людям пользу, в фамусовском обществе.

Глоссарий:

    • сочинение образ чацкого
    • образ чацкого сочинение
    • образ Чацкого
    • образ чацкого в комедии горе от ума сочинение
    • образ чацкого и проблема героя и толпы в комедии горе от ума

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова “искренним и горячим деятелем”, превосходящим Онегина и Печорина. “…Чацкий не только умнее...
  2. Известный русский драматург А. С. Грибоедов является автором бессмертной классицистической пьесы “Горе от ума”, в которой изображены две важнейшие общественные проблемы: любовный конфликт и недопонимание...
Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии «Горе от ума» Грибоедова

Именем Грибоедова открывается одна из блистательных страниц в истории русской литературы. По выражению В.Г.Белинского,

А.С.Грибоедов принадлежит к числу "самых сильных проявлений русского духа". Его комедия "Горе от ума" заняла свое достойное место в ряду выдающихся произведений русской литературы.

Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями простых русских людей и тем бедственным положением, в котором они находились по воле сильных мира сего, в стране свирепствовала аракчеевская реакция. Честные люди того времени не могли мириться с этим. В среде прогрессивно настроенного дворянства назревали протест, недовольство существующими порядками, создавались тайные общества. И вот появление этих ростков протеста и воплотил в своей комедии А.С.Грибоедов, столкнув лицом к лицу "век нынешний и век минувший".

Сюжетную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, живое, передовое, что зарождалось в его недрах.

Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая уже осознает всю косность окружающей действительности, все ничтожество и пустоту людей, которые его окружают.

Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляются- это веяние времени. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени.

Чацкий- человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, который видит пороки и противоречия своего общества и хочет бороться с ними (пока словом).

Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца "угождать всем людям без изъятия", даже "собаке дворника, чтоб ласкова была". Молчалин - "низкопоклонник и делец", как характеризует его Чацкий.

Фамусов- высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей; тупой солдафон и мракобес Скалозуб- вот те люди, которых встречает Чацкий. В этих персонажах Грибоедов дал точную и яркую характеристику дворянского общества того времени.

В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии ("чинишки,местечки"), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", но ему "прислуживаться тошно". Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. С горечью говорит он:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

Этим людям глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по таким репликам Фамусова: "Забрать все книги бы да сжечь", ибо "ученость- вот причина", что "безумных развелось людей, и дел, и мнений". Иного мнения Чацкий, он ценит людей, которые готовы "в науке вперить ум, алчущий познанья", или заняться искусством "творческим, высоким и прекрасным".

Чацкий восстает против общества фамусовых, скалозубовых, молчалиных. Но его протест слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонение обречены любовь, дружба, всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются. "С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут!" "Вон из Москвы! сюда я больше не ездок",-горестно восклицает Чацкий.

В комедии Чацкий одинок, но людей, подобных ему, становится все больше (вспомним двоюродного брата Скалозуба, которому "чин следовал", а он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать, или племянника княгини Тугоуховской- "химика и ботаника"). Именно им предстояло осуществить первый этап революционно- освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить миг, когда народ освободиться от цепей рабства, когда восторжествуют те принципы справедливых общественных отношений, о которых мечтают Чацкий, сам Грибоедов, декабристы.



Рассказать друзьям