Проза о войне для детей начальной школы. Ольга Колпакова, “Полынная ёлка”

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Доброго дня, дорогие читатели! Скажите, как Вы воспитываете в своих чадах дух патриотизма и любовь к Родине? Наверно, в ответ Вы также спросите меня о том, с которого возраста надо это делать. А я скажу, что для дошколят, это вполне актуально. Удивлены? Ну, ведь наверняка на Ваших книжных полках есть рассказы о животных, растениях. Так?

В садах их учат уважению и трудолюбию, помощи семье и другим людям. Именно с этого начинается воспитание и любовь к стране в целом. Но книжные издания для правильного воспитания являются неотъемлемой частью! Вы согласны? В школе в это понятие вкладывается нечто большее, сюда добавляются более серьёзные произведения. К таким относятся книги о Великой Отечественной войне для школьников. Какими они должны быть по возрастам? И на что надо обратить особое внимание?

Люди нашего поколения ещё понимают смысл таких сочинений, а, главное, их необходимость. Помните, как нам рассказывали учителя о том нелёгком времени? А знаете, для чего это делалось и делается? Чтобы не было повтора событий тех страшных лет. Но, кроме этого, авторы пытаются донести до маленького читателя, что необходимо уважать близких, любить семью и Родину, быть мужественными.

Но какие именно произведения будут интересны деткам? Наверное, о таких же, как они сами. Ведь война стирала грань взросления. Дети там сразу становились взрослыми, трудясь в тылу и на стрельбищах (ведь и такое было). Да, вот это геройство! Все книжки должны учить только уму и трудолюбию! Чтобы и мысли в голову детишек не закрадывалось о тех ужасах, которые происходят с нынешней молодёжью!

Особенности изданий для 1 ― 2 класса

Дух патриотизма тут, несомненно, должен присутствовать! Но изучив информацию и пообщавшись с одним педагогом, скажу: чем прощу, тем лучше. Не давайте сразу килограммовых мемуаров для прочтения. И тут должны отсутствовать цифры, это пока дитя не поймёт в 7 лет. Подойдут небольшие рассказы. Например, такие:

  • «Письмо с фронта» Анатолий Митяев. Небольшие рассказы о геройстве и мужестве. А самое интересное, что тут есть правдивые факты! Значит, детки пройдутся по будням солдат.
  • «Твои защитники» Лев Кассиль.
  • «Я солдат, и ты солдат» А. Меркуша.
  • «Рассказы о великой Московской битве» С. Алексеев.
  • «Рассказ о громком барабане» Софья Могилевская.

Конечно, многое зависит от учителя, как он донесёт это до первоклашек. Но ведь и семья должна тоже влиять на мировоззрение малыша. Вы согласны с этим утверждением?

Для 3 класса о войне

С каждым годом детки растут, и их восприятие жизни тоже меняется. Литература должна становиться немного серьёзнее. Но тексты также не должны быть слишком длинными, а то и интереса не будет у дитя читать. Нам ведь его необходимо заинтересовать, не так ли?

  • «Рассказы о маршале Жукове» А.С. Алексеев.
  • «Клятва Тимура» А. Гайдар.
  • «Витя Коробков» Е. Суворина.
  • «Сын полка» В. Катаев. Когда остаёшься совсем один, без близких людей, становится страшно. Но если ты ещё ребёнок, страшнее вдвойне. Как часть, где служат военные, может стать и матерью, и отцом для сироты? Оказывается, может.
  • «Девочка из города» Л. Воронкова. Ещё одна история о сиротке, проделавшей большой путь, но нашедшей новую семью.
  • «Девочки с Васильевского острова» Ю. Яковлев. Честно, комок подступает к горлу, когда просто читаешь краткое описание. За основу был взят дневник маленькой девочки, которая погибла вместе со своей семьёй от голода.

Читая эти издания, есть над чем подумать. Авторы пытаются донести до маленького читателя, какому примеру стоит следовать по этой жизни. И нельзя терять своё достоинство в любых, даже самых сложных, ситуациях.

4 ― 5 классы

Уже такие взрослые в этом возрасте… Самостоятельные детки. Много интересов у них теперь появляется, им любопытно общаться друг с другом, появляются увлечения вне дома. Но книга ведь должна сопровождать и на этом этапе! И, главное, чтобы она вызывала большой интерес! Я почитала много отзывов о литературе на этот возраст. И вот список того, что больше всего нравится деткам:

  • «Иван. Зося» Владимир Богомолов. Как и многие книги, эта передаёт страшные военные события глазами маленького ребёнка.
  • «Васёк Трубачёв и его товарищи» В.А. Осеева.
  • «Как Серёжа на войну ходил» Ю. Яковлев.
  • «Крайний случай» И. Туричин.

Тяжело представить, что победа нам досталась и ценой детских жизней. Некоторые из них пока живы. Эти сочинения покупают для деток, но многие взрослые, открыв книгу, зачитываются сами. Ведь интересно знать, что испытали наши бабушки и дедушки в те жуткие времена. А у Вас есть любимые произведения на военную тематику?

6 ― 8 классы

В пересчёте на возраст, это 12 ― 14 лет. Вполне взрослый человек, способный многое понять, имеющий свою позицию. А ведь в этом возрасте детишки уже шли на фронт. У моей знакомой бабуля в 14 лет стала бригадиром в колхозе. А кто ещё будет кормить страну?

Именно такие подвиги достойны, чтобы о них писали и говорили ещё многие годы. А вот что будет интересно прочесть нашим школьникам в 6 ― 8 классе.

  • «Великие Победы» Алексеев С. Думаете, что наши солдаты одержали лишь одну победу, в Берлине? А вот и нет! Ведь каждый освобождённый город, это большая победа!
  • «Улица младшего сына» Лев Кассиль.
  • «Последние холода» А. А. Лиханов.
  • «Три девочки. История одной квартиры» Елена Верейская. Повесть о настоящей дружбе и преданности.
  • «До свидания, мальчики» Борис Блатер.

Но чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с такими вещами, тем лучше. Знаете почему? Потому что на воспитание нового поколения отводится определённый промежуток времени. Сегодня это покажется сложным и слишком печальным нам, завтра, уже будет неинтересным для детишек. Приучайте к хорошей книге, пока есть интерес у малыша.

Мне очень интересно, какие произведения стоят на полках у Вас дома? Что даёте читать детям о войне? Быть может, дополните мой список? Делитесь мыслями, оставляя комментарии! И подписывайтесь на обновления блога. Всего доброго!


1. Состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. 2. Поэзия периода Великой Отечественной войны: детство, опаленное войной.

3. Проза о войне. Жанровое многообразие. Проблематика, образы. Гуманистический пафос повести Катаева «Сын полка». Образ Вани Солнцева.

4. Развитие темы «война и дети» в современной литературе для детей.
С наступлением Великой Отечественной войны 1941-45 с особой остротой встала перед Детской литературой задача усиления её гражданственности. В центре внимания детских писателей были две основные темы: героизм современных воинов на фронте и трудовой героизм народа (в том числе и подростков) в тылу.
Написанные для взрослых «Молодая гвардия» (1945, 2-я редакция 1951) А. Фадеева и «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Полевого сразу стали любимыми книгами подростков. О борьбе народа против немецко-фашистских захватчиков рассказывает повесть В. Катаева «Сын полка» (1945); Л. Кассиль и создают документальную повесть о юном разведчике партизанского отряда «Улица младшего сына» (1949). Глубоко психологическая повесть Л. «Девочка из города» (1943), о гуманизме советских людей, была переведена на многие языки. О том, как дети заменили в труде ушедших на фронт отцов и братьев, рассказано в повестях Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки» (1944), И. «Малышок» (1947), В. Осеевой Васёк и его товарищи» (книги 1-2, 1947-51). Со времени войны темы еского подвига и темы труда, участия детей в больших делах отцов заняли в Детская литература главенствующее место. О жизни учеников енного училища рассказывает И. Василенко в повести «Звёздочка» (1948), о ной деревне, о восстановлении хозяйства - Л. в повести «Село Городище» (1947), А. Мусатов в повести «Стожары» (1948). О жизни советских школьников и труде учителей рассказали писатели, обладающие опытом еской работы: М. Прилежаева («Юность Маши », «С тобой »), («Мой класс», «Дорога в жизнь») и многие др. Жизни советских детей, вопросам коммуеской нравственности и морали посвящены повести и рассказы В. Беляева, С. Баруздина, А. Л. Ю. Сотника, Я. Е. Н. Р. Погодина, Ю. Ю. Яковлева и др.
Большая советская энциклопедия

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Портрет героя в лирике о Великой Отечественной войне (МИНЕРАЛОВА)
А.Ф. Лосев делает в повести “Жизнь” 1941 г. важные для нас выводы, которые по большому счету диктовала и русская история, и русская философия, и русская литература: “Наша философия должна быть философией Родины и Жертвы «...» Нет осмысления и для каждой отдельной жизни, если она не водружена на лоне общего, если она не уходит корнями в это родное для нее общее, если она не любит этого общего, т.е. если она не жертвует себя для этого общего, не отрекается от себя ради вожделенной и сокровенной для всякого чужого взора Родины“
Зачем?

Отдать дань тем немногим, что еще живы

Вспомнить тех, кто отдал жизнь

Поклониться народному страданию.

Постараться понять, как выстоял Советский Союз и победил

Все труднее понять современной молодежи, потому что из лексикона уходят слова

Равенство и братство

Чувство Родины

Героизм
Все доминантней определение трагическая эпоха вместо героическая эпоха, хотя должно быть ясно, что одно не отменяет другого, но расставляет акценты, которые ближе по каким-то соображениям нашему времени.
Сколько камней “поминальных” как будто брошено уже и еще будет брошено в лицо моей Родины?

Сколько рассуждений о том, что защищать ее можно было бы изящней и эстетичней. Наверное, сегодня можно и порассуждать, еще каких-нибудь четверть века это казалось пошлым и святотатственным: ни одна жертва не напрасна.

Наверное, когда пройдет 1000 лет и я забуду, что 22 июня 1941 г. был выпускной вечер у моего отца, и что из 7 Георгиев, учившихся в их классе, он живым вернулся один, а в 37 лет получил свой первый инфаркт, потому свинец войны догонял и догоняет их и сегодня.

НО есть еще одна особенность: родившиеся в начале 50-х, мы не ощущали себя “послевоенным поколением”, уже другое десятилетие распахнуло нам свои объятья, но, чем дальше от Великой победы, тем (парадокс) мы ближе к войне.

Так вот по праву той памяти я и хочу говорить о портрете героя в литературе ВОВ


Тема необъятная:

1. Лирика, явленная в песне Великой Отечественной войны Исаковский, Фатьянов, Долматовский


2. В прозе военной и послевоенной: галерея, но вглядитесь в Егора Дремова (Русский характер Алексей Толстой) и Андрей Соколов (М.Шолохов Судьба человека) или героев рассказа “Пятница” Б. Васильева.
3. Поэзия ВОВ: сотни имен
Живой портрет времени и его героя:

Симонов


“Сын артиллериста”

Алигер “Зоя”

Твардовский “Василий Теркин”

“Новая война разразится тогда, когда вырастет поколение, не помнящее ее” (Ромэн Роллан)


Лубочный” – Теркин

Монументальный”

Набросок”

Эскиз”

Гравюра”

Жанровая зарисовка”

В годы Великой Отечественной детская литература была представлена публицистическими очерками (А. Гайдар «Война и дети», «Мост», «Переправа»; С. Маршак «Родные дети»; К.И. Чуковский «Война и дети»).
ЛЕВ КАССИЛЬ О ГАЙДАРЕ: (Чуда Гайдара)
Помочь подрастающим мальчишкам и девчонкам увидеть место, которое они должны занять в нерасторжимом строю строителей коммунистического будущего, среди борцов за радостную человеческую жизнь, за великое, светлое спокойствие и мир во всем мире, – вот то «самое важное», про что с такой изумляющей, убедительной простотой умел говорить детям Гайдар.

К пониманию э того «самого важного» ведет Гайдар маленького читателя каждой своей строкой. Все у него – и речь героев, и авторские отступления, и пейзаж – подчинено мыслям о величии Советской страны, о ее могучей силе, все зовет оберегать ее счастье, отвоеванное в жестокой борьбе.

Не раз говорил ребятам Гайдар о том, что он считает самым важным на свете:

«Совсем рядом с ней проносились через площадь глазастые автомобили, тяжелые грузовики, гремящие трамваи, пыльные автобусы, но они не задевали и как будто бы берегли Натку, потому что она шла и думала о самом важном.
Рецензия на Фронтовые записи

Первое обращение А. П. Гайдара к молодежи и детям в дни Великой Отечественной войны было написано в Москве для радио-это был страстный призыв писателя: «Берись за оружие, комсомольское племя!» Позднее, в конце 1941 года, это обращение было напечатано в сборнике «Советским детям», выпущенном Детгизом.

В июле 1941 года А. П. Гайдар уехал на фронт, под Киев, в качестве специального военного корреспондента газеты «Комсомольская правда». Фронтовые записи Гайдара печатались на страницах «Комсомольской-правды» и «Пионерской правды». Его корреспонденции с фронта имели пометку «От специального корреспондента «Комсомольской правды» и подписаны: «Действующая Армия. Аркадий Гайдар».
Первая корреспонденция - «У переправы» - была послана Гайдаром в самом начале августа и опубликована в газете 8 августа, на третьей странице, под общей шапкой: «Героическим комсомольцам орденоносного 306-го полка - слава!»
20 августа в «Комсомольской правде» появился второй военный очерк писателя - «Мост».
Третий очерк А. П. Гайдара - «Война и дети» - был опубликован в «Комсомольской правде» 21 августа. В этот же день очерк «Война и дети» был напечатан и в «Пионерской правде».
30 августа в «Пионерской правде» было напечатано письмо Гайдара пионерам и школьникам перед началом нового учебного года - «В добрый путь!». Это письмо известно несколько менее других фронтовых корреспонденции А. П. Гайдара.
Очерки «У переднего края» и «Ракеты и гранаты» были напечатаны в «Комсомольской правде» 17 сентября и 4 октябри 1941 года.
«Ракеты и гранаты» - последнее произведение, созданное писателем.
26 октября 1941 года А. П. Гайдар погиб.
Источники:
Аркадий Гайдар.Собрание сочинений в четырех томах. Том третий. Издательство: Детская литература. Москва. 1964 год.
Наряду в публицистикой, бытовала психологическая проза . Рассказы: Л. Пантелеев «На ялике», А. Платонов «Маленький солдат». М. Пришвин «Рассказы о Ленинградских детях», М. Зощенко «Бедный Федя».
Во время войны Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Он пошел туда, где в тяжелом ратном труде со всей полнотой раскрылись душа и разум народа, поднявшегося на защиту Родины. Летом 1943 года он был на Курской дуге, а весной 1944 года во время наступательных боев нашей армии – на Украине.

Собрат по перу, Виктор Полторацкий, неоднократно встречавшийся с Платоновым на фронте вспоминает: « Был он мягок и прост в обращении, умел найти свое слово для каждого – будь то солдат, генерал, старуха крестьянка или ребенок. Говорил глуховато, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству. Цепкий, острый взгляд его насквозь видел собеседника. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны. Мне помнится его разговор с саперами, наводившими переправу на Горынь-реке. Меня поразило тогда глубокое профессиональное знание писателем того дела, которым были заняты эти солдаты. Да, вероятно, не только меня, а и солдат, увидевших в военном корреспонденте своего, рабочего человека»).
Сюжетно-композиционные особенности.

– Мы можем выделить три части, три основных эпизода. 1 часть – сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями. 2 часть – рассказ о судьбе Сережи Лабкова, услышанный из уст майора Бахичева. 3 часть – побег, можно озаглавить словами «Бог весть, куда он ушел».

нравственно-философской проблеме несовместимости войны и детства, ответственности взрослых за судьбы детей, важности эстетического и нравственного воспитания детей.

– Ребенку лет 9-10, а одет как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги – все это привычная для него одежда, бережно сшитая по мерке взрослыми. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. Но на обветренном лице «приспособленного к жизни человека» автор в то же время замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Ребенок не отпускает от себя одного из майоров, прильнув лицом к руке дорогого ему человека», и, несмотря на ласку, теплые слова другого майора, остается к нему равнодушен. Наверное, он уже испытывал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком.

Психологические детали волнуют нас, читателей, и нам хочется узнать загадку ребенка, о его судьбе, найти объяснение поведению мальчика.

В начале произведения автор отмечает из всего многообразия вокзальной суеты только то, что напоминает о доме, счастье, семье: на усталых лицах красноармейцев было запечатлено счастье отдыха, не спавшие еще люди, казалось, шептали друг другу уговаривающие, теплые слова и даже пение котла дежурного паровоза будто напоминает «однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома». Так уже в начале рассказа начинает звучать тема мирной жизни, тема дома, семьи.


– Он проникся заботами и тревогами взрослых. Однажды помог отцу-полковнику сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, перерезав взрывной провод. Затем неоднакратно пробирался в тыл противника, запоминая расположение немецких войск, давал отцу-командиру «верные засечки», то есть выполнял работу, какую делали обычно опытные разведчики.
– Мать, не выдержав напряжения, тревожилась за жизнь сына, решила отправить его в тыл, но Сергей уже не мог уйти из армии. «Характер его втянулся в войну», – пишет Платонов, и в этих словах заключен огромный смысл. Сережа не мыслит себя в другой жизни, категорически отказываясь отправиться в тыл. На войне серьезно ранило отца, и он вскоре умер. Недолго прожила без мужа мать Сережи. И остался он сиротой. Нам становится ясно, почему Сережа не хочет расстаться с майором Савельевым, ведь он заменил ему родителей.

Платонову важно донести до нас, читателей, сокровенную мысль: какие бы бесстрашные подвиги ни совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своим отчаянным мужеством, все-таки ребенок остался ребенком. Мы как бы слышим голос майора Бахичева, хотя автор не вводит собственно прямую речь военного человека. Его слова просты и бесхитростны, скупы на чувства, в речи преобладают факты, нет того накала эмоций, психологических деталей, как в первой части рассказа. В этой части много разговорной лексики, просторечий, иногда автор специально передает речевые недочеты («в бой-то», «захворала», «затомилась», «указал отцу на карте, как оно есть и где находится», «дескать», «мать не могла терпеть его неудобного положения» и др.)


– В его устах рассказ этот выглядит более достоверно. К тому же военный человек чаще всего обращает внимание на фактическую, а не эмоциональную сторону дела, а от этого становится яснее главная идея рассказа. Автору важно понять душу, истоки поведения ребенка: делал то, что, может быть, было не всегда под силу взрослым, и то, что принято называть подвигом.
5) Третья часть рассказа подтверждает эту мысль.
Является ли концовка неожиданной для нас?

– Нет, мы предчувствовали, что что-то должно случиться. Весь предыдущий рассказ о герое готовил нас к этому. Сережа остается верен себе – побег от хорошего, порядочного майора Бахичева – не случайность. Сережа ведет себя вопреки взрослой логике. Да, с майором Бахичевым ему было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут и обихожен во всяком случае он был бы всегда. Но сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять. Какое дело Сереже до военной необходимости, до того, что майору Савельеву нужно пройти курсы усовершенствования! Не случайно Платонов заканчивает рассказ на такой же пронзительной ноте, как и начал: «…он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, – может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.


Главная мысль рассказа: по Платонову, война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее, так как никто, ничто не сможет восполнить потерю родителей, семьи, друга.

И взрослые, все мы в ответе за то. Чтобы страшное не повторилось. Не случайно на последней странице рассказа вновь звучит тема счастья, детства. Рассказчик и майор Бахичев видят спящего мальчика в комнате общежития перед побегом и не узнают его: «Лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда его увела война».


Повести, написанные в годы Великой Отечественной войны принято условно разделять на две группы:

1. Произведения, сюжет которых развивается непосредственно во фронтовой обстановке (в тылу врага, на передовой): В. Катаев «Сын полка», С. Заречная «Орленок», «Горячее сердце».

2. Произведения, действие которых по преимуществу связаны с тылом: Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», М. Прилежаева «Старшеклассницы», Н. Раковская «Мальчик из Ленинграда», А. Кононов «Дни Сергея Глушкова», Г. Матвеев «Зеленые цепочки» и др.

Тема памяти в повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты», в рассказе Ю. Яковлева «Зимородок».

ольга пирожкова

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей дошкольного возраста можно посоветовать прочитать педагогам дошкольных учреждений?

Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях?

Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, требующей огромной предварительной работы как детей, так и самих педагогов. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, ужасаются звертвам фашизма, нападения на мирных жителей.

Правила чтения дошкольникам литературы о войне:

Обязательно предварительно прочитайте произведение, при необходимости перескажите его детям, зачитав лишь небольшой кусок художественного произведения.

Проведите обязательную предварительную работу, раскрыв все необходимые информационные моменты.

Подбирайте художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию расскажите своими словами).

Обязательно прочитайте произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.

Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают, а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:

Младшая группа:

Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет».

«Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.

Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе.

Средняя группа:

Георгиевская С. «Галина мама»

Митяев Анатолий «Почему Армия родная»

«Таежный подарок».

Чтение стихотворений: «Мать- Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский

Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин»,

Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин,

Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева,

Л. Кассиль "Твои защитники". Митяева А. «Дедушкин орден»

Когда дети становятся старше (5-7 лет, взрослые постоянно напоминают им о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени на взросление – они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни. Дошкольникам старшего дошкольного возраста можно предложить следующие литературные произведения:

Старшая группа:

Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г

Соболев Леонид «Батальон четверых»

Алексеев Сергей «Орлович-воронович», «Шинель» Е. Благинина, 1975

Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Длуголенский «Что могут солдаты»

О. Высотской «Мой брат уехал на границу»

Чтение рассказа А. Гайдара «Война и дети»

У. Бражнина «Шинель»

Черкашин «Кукла»

Подготовительная группа:

Л. Кассиль «Главное войско», 1987

Митяев Анатолий «Землянка»

Лавренев Б. «Большое сердце»

Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991

«Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева)

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»

С. Баруздин «Рассказы о войне»

С. Михалков «День Победы»

С. П. Алексеев «Брестская крепость».

Я. Тайц «Цикл рассказов о войне».

пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прослушав книги о второй мировой войне. Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ?

Сохранить память о войне, о ее героях нам помогают книги. Знакомить детей с такими произведениями можно уже с младшего школьного возраста. Но чтение книг о войне - это не развлечение, это серьезная работа, интеллектуальная и духовная, во многом сложная и тяжелая, особенно для детей. Однако без этой работы обойтись нельзя… Прежде чем начать чтение книг о войне, стоит поговорить с ребенком об истории, в доступной форме изложить основные факты, рассказать о том, что солдаты защищали свои дома и своих родных от жестоких захватчиков, проявляя при этом мужество и героизм. Книги можно читать вместе, а можно оставить ребенка с выбранной книгой наедине и обсудить, когда он сам к этому будет готов.

Как говорится в книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»: «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая».

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

* Воронкова Л. Девочка из города (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом) — ссылка

* Кассиль Л. Улица младшего сына (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана - героя Великой Отечественной войны.) — ссылка

* Катаев В. Сын полка (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.) — ссылка

* Осеева В. А. Васёк Трубачёв и его товарищи (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.) — ссылка

* Симонов К. Сын артиллериста (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.) —ссылка

* Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.) — ссылка

* Маркуша А. Я - солдат, и ты - солдат

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 5-7 КЛАССОВ

* Соболев А. Тихий пост (Повесть о мужестве и героизме вчерашних школьников во время Великой Отечественной войны.) —ссылка

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 8–9 КЛАССОВ

* Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга (Документальная хроника, которая основана на свидетельствах ленинградцев, переживших блокаду.) — ссылка

* Айтматов Ч. Ранние журавли (Повесть о судьбах подростков в годы Великой Отечественной войны, их жизни в далеком киргизском ауле, испытаниях и радостях, выпавших на их долю.) — ссылка

* Бакланов Г. Навеки - девятнадцатилетние (Повесть о юных лейтенантах Великой Отечественной, их трагически коротком фронтовом пути.) — ссылка

* Полевой Б.Повесть о настоящем человеке (Повесть о советском летчике Мересьеве, сбитом в бою и получившем тяжелые ранения, но вновь, несмотря ни на что, вернувшемся в боевой строй.) — ссылка

* Твардовский А. Василий Тёркин (Глубоко правдивая и наполненная юмором поэма, в которой создан бессмертный образ советского бойца.) —ссылка

* Шолохов М. Судьба человека (Рассказ о трагической судьбе простого человека, исковерканной войной, и силе характера, мужестве и сострадании.) — ссылка

Учащиеся старшей школы уже вполне готовы узнать о самых трагических страницах Великой Отечественной войны. Чтение таких книг можно сочетать с просмотром военных фильмов, как советских, так и современных.

СПИСОК КНИГ О ВОЙНЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ 10–11-Х КЛАССОВ

"...Нельзя быть человеком и оставаться равнодушным к судьбе страны, в которой родился и живешь, так же, как нельзя безразлично относиться к любимой женщине и к тем, кто пулю, предназначенную тебе, перехватил своим сердцем" - писатель Борис Балтер (1919-1974).

Для того чтобы дети знали и помнили о героических подвигах наших дедов и отцов - в них нужно воспитывать патриотические чувства. Рассказать о войне, о погибших родственниках, о тяжелых испытаниях, которые пришлось пережить миллионам людей, о борьбе с фашизмом и о Победе. Только тогда ребенок сможет понять, что такое любовь к Родине и как важно уметь защитить своё Отечество и своих близких в случае необходимости.

Уже младшим школьникам можно начинать читать детские книги на военную тематику. Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Книги о войне помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни. Наши дети, знакомясь с литературой о Великой Отечественной войне, должны знать о том, что их сверстники в далекие сороковые годы прошлого века не только боролись с трудностями военного времени в тылу, но и внесли свой непосредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом наравне со взрослыми!

Предложите детям прочитать:

Для дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Баруздин С. «Шел по улице солдат»
  • Кассиль Л. «Твои защитники»
  • Маркуша А. «Я - солдат, и ты - солдат»
  • Гайдар А. «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
  • Артюхова Н. «Светлана»
  • Воронкова Л. «Девочка из города»
  • Голявкин В. «Рисунок на асфальте»

Для среднего школьного возраста:

  • Алексеев С. «Рассказы о войне». В книгу вошли рассказы о героической Московской битве, великих битвах на берегах Волги, на Курской дуге, об обороне Севастополя, блокаде Ленинграда, о штурме Берлина. Автор, встретив войну курсантом лётного училища, будто списал с памяти увиденное и пережитое в те юные годы, адресовав свою книгу тем, кто любит родную страну и гордится её великим прошлым.
  • Митяев А. «Письмо с фронта». В книгу вошли рассказы автора, участника войны, о военных буднях. Это не простая книга, в которой автор анализирует причины и следствия происходящих на фронте событий. Мы вместе с героями переживаем трудности пути солдата-фронтовика к Победе. Автор заострил внимание на трогательных подробностях тогдашней жизни. И они больше, чем разбор боев и сражений, приближают нас к пониманию человеческих чувств. Мы вместе с автором сочувствуем юным солдатам, которые прямо на наших глазах становятся взрослыми. Для них война - тяжелая работа, и меньше всего они думают о геройских поступках. Но, честно ее выполнив, вчерашние мальчишки становятся героями.
  • Катаев В. «Сын полка». Это яркий, правдивый рассказ о непростой судьбе Вани Солнцева, воевавшего наравне со взрослыми солдатами и доказавшего, что подвиг - это не только смелость и героизм, но и великий труд, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине. Произведения Валентина Катаева входят в программу внеклассного чтения.
  • Балтер Б. «До свидания, мальчики!». "До свидания, мальчики!" - самое известное произведение Балтера, сразу же покорившее читателей, переведенное и по достоинству оцененное едва ли не во всех странах Европейского континента. В 1964 г. по повести был снят фильм, а спектакль, поставленный в Московском театре им. Ленинского комсомола, собирал неизменные аншлаги. Эта повесть - о южном городе, наполненном зноем и запахом акаций, о юных героях, вчерашних школьниках и будущих солдатах, о дружбе, пробуждающейся любви и ощущении бесконечности жизни, счастливой и непредсказуемой.
  • Лиханов А. «Последние холода»
  • Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи»
  • Богомолов В. «Иван», «Зося»
  • Ильина Е. «Четвертая высота»
  • Кассиль Л. «Улица младшего сына»
  • Алексеев С. «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»
  • Для старшего школьного возраста: Бондарев Ю. «Батальоны просят огня»
  • Медведев Д. «Сильные духом»
  • Полевой Б. "Повесть о настоящем человеке"


Рассказать друзьям