Тема мистики в творчестве гоголя. Научно-исследовательская работа «Мистические образы в произведениях русских и зарубежных писателей и их влияние на сознание подростков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Человек со сложной судьбой, имевший непростые отношения с властью, он писал довольно едкую сатиру на общественный строй, а его пьеса о "белых” с большим успехом шла на сцене МХТ. Но благодаря самому знаменитому роману - "Мастер и Маргарита” - Михаила Афанасьевича причисляют к писателям-мистикам. Сегодня мы решили вспомнить русских писателей, которые увлекались мистицизмом, что и нашло отражение в их произведениях.

Николай Гоголь (1821-1852)

Николай Васильевич немало сделал для развития русского языка, кроме того ему удалось оказать влияние на писателей-современников и потомков. Творчество Гоголя пронизано мистикой, религиозностью, фантастикой и мифологией и народным фольклором.

Мистическое у Николая Васильевича появилось в первых же книгах. "Вечера на хуторе близ Диканьки" просто наполнены потусторонними силами. Но все же более всего нечисти и мрака - на страницах повести "Вий", в которой Хома Брут пытается противостоять ведьме, вурдалакам и оборотням. Однако борьба бурсака, три ночи отпевающего паночку, идет прахом, когда он глядит в глаза Вию - чудовищу из преисподней с тяжелыми веками, скрывающими смертельный взгляд.

Гоголь в своей повести использует мотивы славянской мифологии, поверья и фольклор о страшном демоне. Писателю удалось создать из сказочного сюжета произведение, считающееся эталоном мистической литературы. Этот опыт спустя сто лет будет использовать Булгаков.

Федор Достоевский (1821-1881)

Федор Михайлович наряду с Гоголем считается одним из крупнейших писателей-мистиков XIX века. Однако основа его мистицизма совершенно иной природы и носит другой характер - в творчестве Достоевского есть противостояние добра и зла, Христа и антихриста, божественного и демонического начал, поиск и раскрытие мистической природы русского народа и православия. Ряд исследователей связывает наличие "потустороннего” в творчестве писателя с эпилепсией, считавшейся у древних "священной болезнью”. Вероятно, именно припадки могли служить "окном” в иную реальность, где Достоевский и черпал свои откровения.

Некоторые герои Достоевского также "одержимы” - они страдают от схожих болезней; таковыми можно назвать и князя Мышкина, и Алешу Карамазова. Но и персонажи другие произведений терзаются внутренними противоречиями и поиском в себе божественного начала. Разговор Ивана Карамазова с чертом, кошмары Свидригайлова о вечной жизни в комнате с пауками. Вершиной же религиозно-философского антропологического откровения Достоевский достигает в "Легенде о Великом Инквизиторе”, рассказанной Иваном Карамазовым. Эта история, по мнению Бердяева, является своеобразной квинтэссенцией путей, пройденных человеком в "Преступлении и наказании”, "Идиоте”, "Бесах” и "Подростке”. Достоевский соединяет тайну человека с тайной Христа.

Леонид Андреев (1871-1919)

Андреев творил на рубеже XIX-XX веков, в период Серебряного века. Его произведения близки по духу символистам, а его самого часто называют родоначальником русского экспрессионизма, однако сам писатель не принадлежал к какому-либо кружку писателей и поэтов.

Формирование Андреева как писателя несомненно проходило под влиянием модных модернистских веяний (и социальных тенденций - революционных настроений и жажды перемен), однако у него сложился свой собственный стиль. Творчество Андреева сочетает в себе черты скептицизма, религиозности и мистики (писатель серьезно увлекался спиритуализмом), все это находит отражение в его романах, повестях и рассказах - "Жизнь Василия Фивейского”, "Иуда Искариот”, "Воскресение всех мертвых”, "Дневник Сатаны”.

Так в "Жизни Василия Фивейского” сельский поп пытается воскресить мертвеца - в безумие героя Андреев вкладывает стремление стать сверхчеловеком, получить энергию Христа. Акт воскрешения необходим для перехода из смерти в творчество, в бесконечное бессмертие. Другая сторона мистики Андреева заметна в "Рассказе о семерых повешенных” - начиная от символического числа казненных и заканчивая страшным финалом, где жизнь продолжается несмотря на смерть.

Кстати, по стопам отца пошли и дети - трое из его сыновей и дочь стали литераторами. Причем Даниил Леонидович Андреев стал писателем-мистиком уже в годы СССР, самым значительным произведением его стал роман "Роза мира”, который он сам называл религиозно-философским учением. Андрееву удалось в одной книге объединить искусство и религию, объяснить существование нескольких земных измерений, метаистории России и значения ее для творчества, а также дать прогнозы на историческую перспективу.

Михаил Булгаков (1891-1940)

В творчестве Михаила Афансьевича оккультного не меньше, чем фантастического и мифологического. Исследователь В.И. Лосев назвал Булгакова самым загадочным писателем XX века, который был способен "проникать в сущность происходящих событий и предвидеть будущее. Его персонажи вынуждены существовать на стыке двух миров, иногда пересекая разделяющую их грань. Подобно Гоголю Михаил Афансьевич соединил в своих книгах невидимую жизнь с жизнью действительной.

Религиозно-философский подтекст у Булгакова прослеживается уже в 1920-х годах, когда герои его повестей открывают условный ящик Пандоры, выпуская в реальность неведомые силы. Персонажи "Дьяволиады”, "Роковых яиц”, "Собачьего сердца” примеряют роли богов, открывая в мир двери для потустороннего - изобретают волшебный луч, влияющий на эволюцию, или создают человека из собаки.

Но более всего религиозной философией и мистикой пронизан центральный роман Булагоква - "Мастер и Маргарита”. Стоит ли пересказывать сюжет о пришествии в Москву Сатаны со своей удивительной свитой и о том, что произошло дальше? Миры как будто смещаются, реальности меняются местами и по улицам разгуливает кот с примусом, по небу летают ведьмы, в столице хозяйничают демоны… Кроме того, в книге есть и библейский и исторический подтексты (роман Мастера о Иешуа и Понтии Пилате) и серьезная сатира на советское общество, обличающая его пороки (за что и караются представители этого общества, хоть и не Богом).

Борис Пастернак (1890-1960)

Пастернака обычно не причисляют к какому-либо течению Серебряного века, хотя он дружил с символистами и одно время общался с футуристами. Все же Пастернак, как и Андреев, стоит особняком. Первые поэтические опыты Бориса Леонидовича относятся к 1913 году, когда вышла первая книга его стихов. Только после публикации сборника "Близнец в тучах” Пастернак назвал себя "профессиональным литератором”.

Апофеозом творчества Пастернака стал роман "Доктор Живаго” - грандиозный по своему замыслу. Книга охватывает период русско-советской истории на протяжении почти 50-ти лет, рассказанной через жизнь Юрия Живаго, врача и поэта. Дмитрий Быков в биографии писателя отмечает, что в многослойном повествовании романа, который довольно реалистичен, можно отыскать и символическое начало - в основе произведения лежит собственная жизнь Пастернака, но только та, которую он хотел бы прожить.

Несмотря на весь реализм, "Доктор Живаго" пронизан религиозной мистикой и христианской философией - и ярче всего это раскрывается в тетрадке стихов Юрия Живаго. Мистицизм Пастернака не похож на гоголевский или булгаковский, поскольку в романе нет нечистой силы как таковой (есть лишь аналогии или метафоры), скорее он перекликается с тем, что можно увидеть у Андреева - человек и его судьба, сверхчеловек или песчинка в потоке истории. А вот стихи - совсем иное, в их лирике много христианской и библейской мифологии, жизни Марии Магдалины и Христа находят отражение в реальности, наполненной символами и знаками.

Владимир Орлов (р. 1936 г.)

Орлов пришел в литературу из журналистики. Считается, что в большинстве случаев подобные переходы более удачны, чем обратные. Владимир Викторович всем своим творчеством подтверждает эту гипотезу.

Если говорить о мистике в его произведениях, то наиболее ярко она выражена в романе, положившем начало цикла "Останкинские истории”, "Альтист Данилов". Книга вышла в начале 80-х годов прошлого века и рассказывает о демоне на договоре. Владимир Данилов успевает в перерывах между работой в оркестре посещать потусторонние миры, путешествовать во времени и космосе, общаться с различной нечистью. Мистика сплетается с фантастическим и музыкальным, причем музыке в романе уделяется очень много внимания - и порой создается ощущение, что она звучит на страницах книги.

Виктор Пелевин (р. 1962 г.)

Жизнь и творчество Виктора Пелевина окутаны мистикой, или мистификацией, если угодно. Он ведет жизнь затворника и редко появляется на публике, и еще реже дает интервью. Но в любом случае, даже эти редкие и скупые слова, записанные журналистами, не уступают по силе и глубине романам писателя.

Восточным мистицизмом и дзен-буддизмом Виктор Олегович увлекся будучи сотрудником журнала "Наука и религия". Эзотерической литературой Пелевин проникся, занимаясь переводами текстов Карлоса Кастанеды. Поиск Тайны, потусторонних символов в реальном мире, теоретическая и практическая магия являлись на рубеже 80-90-х годов прошлого века частью повседневности.

Увлечения писателя нашли отражение в его работах - яркие тому примеры "Омон Ра", "Колдун Игнат и люди", "Чапаев и Пустота", "Священная книга оборотня", "Нижняя тундра" и другие. Реальность в книгах Пелевина ускользает от читателя, миры меняются местами, и не понятно, в каком измерении сейчас находится персонаж, рассказчик, читатель. При этом часто Пелевину приписывали создание собственной религии, однако еще в 1997 году он пресек пересуды на эту тему.

Научно-исследовательская работа

« Мистические образы в произведениях русских и зарубежных писателей и их влияние на сознание подростков»

I. Введение……………………………………………………………………………………3

II. Основная часть…………………………………………………………………………….4

1. Что такое страх?……………………………………………………………………………4

2. Мистические образы в произведениях русских писателей……………………………..6

3. Мистические произведения современной русской литературы и зарубежных

писателей………………………………………………………………………………………9

III. Заключение……………………………………………………………………………….12

IV. Литература………………………………………………………………………………..13

V. Приложение ……………………………………………………………………………….14

I. Введение

Человеку свойственны различные эмоциональные чувства: испуг, опасение, радость, печаль, страх и другие, проявление которых зачастую зависит от влияния внешних факторов. Эти чувства являются неизбежной принадлежностью нашей жизни. Постоянно изменяясь, они сопровождают нас в течение всей жизни. Одним из распространенных и вызывающих наибольший интерес является страх. Человек пытается преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх различными способами. Некоторые люди стараются не думать о своих страхах, заменяя их проявлениями положительных эмоций. Другие, наоборот, стремятся узнать о страхе больше, обращаясь к чтению литературы и просмотру фильмов.

Страх – это эмоциональное проявление человеческих чувств, которое изучается в психологии на достаточно глубоком уровне. Мистические страхи - одни из распространенных, но малоизученных типов страха. К мистическим страхам относят страх темноты, боязнь оставаться одному, страх несуществующих чудовищ, инопланетян, сглаза, и т. п.

В истории психологии исследования «мистических» страхов обычно проводились с детьми или подростками. В своем исследовании мы обратились к поиску взаимосвязи уровня выраженности мистических страхов и общего творческого потенциала современных подростков, а также уровня развития их воображения.

Целью нашего исследования - определить влияние мистических образов произведений русской и зарубежной литературы на подростков.

Задачи:

· представить описание эмоции страха по данным словарей русского языка ;

· выявить литературные средства создания мистических образов в произведениях и определить, как они влияют на сознание подростков.

Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы – наблюдения, анализ, сравнение, метод анкетирования.

Гипотеза исследования: по нашему мнению, мистические образы оказывают различное влияние на подростков в зависимости от особенностей литературного произведения и их интересов.

Объект исследования : мистические образы из произведений русской и зарубежной литературы разных периодов.

II . Основная часть

1. Что такое страх?

Каждое живое существо испытывает страх. Как говорил Эдмунд Берк, «ни одно из чувств не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх». Но что такое страх?

Страх - чисто негативная эмоция, однако у нее есть и некоторые положительные аспекты: страх - психологическая основа выживания, страх - стимул жить и одновременно умереть, от страха иногда умирают, а иногда только благодаря нему спасаются, страх мобилизует все физические и умственные силы, чтобы выжить. Поэтому чрезвычайно важно "взглянуть страху в лицо", понять его влияние на человека и освободиться от устаревших стереотипов. Обращение к различного рода словарям позволяет выявить семантические компоненты понятия страх.

Этимологический словарь русского языка дает следующее объяснение происхождения слова страх:

Страх - общеславянское, имеющее соответствие в германском и балтийском языках (средне-литовское stregti коченеть, каменеть и немецкое strecken вытягивать) Первоначально страх означало оцепенение, остолбенение .

В таком случае, можно предположить, что слово страх со временем претерпело изменения в лексическом значении: в современном русском языке страх обозначает меньшую степень боязни, нежели обозначал раньше, а очень сильный испуг обозначается словом ужас, тогда как изначально оно обозначало очень сильный ужас, кошмар, от которого кровь стынет в жилах, а волосы на голове встают дыбом.

Теперь обратимся к определению слова страх в толковом словаре :

Страх - страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия .

В этом определении слово «страх» толкуется через синонимы страсть, боязнь, робость, сильное опасение. Прилагательное «сильный» указывает на интенсивность проявления эмоции.

Толковый словарь русского языка дает следующее толкование лексического значения страха:

Страх - очень сильный испуг, сильная боязнь .

В энциклопедическом словаре «Общая психология» под редакцией мы находим следующее определение: «Страх - это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности» .

Подводя итог, можно сказать, что страх – это тревожное состояние человека, сила проявления которого связана с уровнем развития воображения.

В ходе своего исследования мы сделали вывод, что 70% респондентов готовы испытывать страх, обращаясь к литературным произведениям с целью пробуждения новых ощущений, повышения уровня адреналина и создания необычных картин собственного воображения.

Давайте вспомним наших родителей, сидящих вечером у костра в пионерском лагере или в темной комнате и рассказывающих друг другу так называемые «страшные истории» о Гробе на колесиках, Черной Руке или Черном Пианино. Сколько эмоций и напряжения они вызывали! Но до сих пор живы в памяти у старшего поколения.

Итак, исходя из результатов нашего исследования, мы доказали, что мистические образы оказывают различное влияние на подростков в зависимости от особенностей литературного произведения и их интересов. Таким образом, гипотеза доказана.

В заключение хотелось бы отметить, что популярность мистической литературы с годами лишь увеличивается. Из мистики вышла современная литература ужаса, направление в кинематографе, культурная эстетика. Огромное количество людей по всему миру следуют за сказочным миром мистической литературы, ища красоту во мраке и таинстве.

IV. Литература

1. Головин практического психолога.- Минск: Харвест, 1998-800с.

2. Даль словарь живого великорусского языка. – Изд. «РООССА», Тверь, 2010 – 1000с.

3. , Шведова словарь живого русского языка/Российская академия наук. Институт русского язка им. .- 4-е изд., дополненное.-М.: Азбуковник, 1999 – 944с.

4. Пальцев, Н. Страшные сказки Стивена Кинга. Фантазии и реальность [Текст] / Н. Пальцев. - http://kingclub. narod. ru/wdove/WIN1251/terror. htm1. Боулби, 1973. – В кн.: Изард человека. – МГУ, М., 1980.

5. Петровский лексикон. – М.: ПЭР СЭ, 2005 – 250с.

6. King Stephen Danse Maccabre. – Warner Books, London, 1993.

7. Шанский этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ , . - 7-е изд., М.: Просвещение, 2000, 995с.

8. Неелова современной литературы на детей. Режим доступа: www. imago. spb. ru/soulbody/articles/article8.htm.

9. Психологические курсы, психологические тренинги, консультации. Режим доступа: www. imago. spb. ru/soulbody/articles/article8.htm

Приложение

Результаты исследования

Мы провели исследование, объектами которого стали учащиеся 9-11 классов нашего учебного заведения, и им были предложены различные анкеты. Вот его результаты.

Анкета №1

1) Привлекают ли вас книги (фильмы), в которых присутствуют мистические картины или картины страха?

Да-73%, нет – 15%, еще не читал 12%

2) Испытываете ли вы после прочтения неприятные чувства, ощущения?

Да – 52 %, нет – 48 %

Анкета № 2

1. Вызвало ли у вас интерес чтение произведений, ?

Да – 74%, нет – 26%

2. Испытывали ли вы чувство страха при прочтении данных произведений?

Да – 4%, нет – 96%.

Анкета №3

Читаете ли вы мистические произведения?

4. Испытывали ли вы чувство страха при прочтении данных произведений?

Да – 68%, нет –32%.

Какие чувства и ощущения вы испытываете после прочтения данных произведений? (см. стр.11.) Хотелось бы вам снова перечитать данные произведения?

Да - 54%, нет - 46%.

7. Какое, по вашему мнению, влияние оказывает произведения мистического жанра

на подростков?

Положительное – 66%, отрицательное – 25%, затрудняюсь ответить – 9%.

ГБОУ гимназия № 505

Красносельский район

Исследовательская работа

« Мистика в творчестве Николая Васильевича Гоголя»

Выполнила: Мёдова Кристина Олеговна

Руководитель: Крюкова Татьяна Викторовна

2016

Санкт Петербург

Цели и задачи

Цели:

    Выяснить, действительно ли мистика присутствует в произведениях Н.В.Гоголя?

Задачи

    Познакомиться с биографией писателя, с произведениями писателя;

    Проследить историю возникновения мистических мотивов в творчестве Н.В.Гоголя

    Увидеть роль мистических мотивов в творчестве писателя

План

    Введение. Гоголь как самая загадочная фигура русской литературы.

    Основная часть.

    1. Путь Н.В. Гоголя в литературу

      Народная фантастика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

2.1 Образ черта в «Ночи перед Рождеством».

2.2 Фантастический сюжет в «Страшной мести».

2.3 Мистический образ кошки в «Майской ночи или Утопленнице» и в «Старосветских помещиках».

    1. Страсть Гоголя к мистике и розыгрышам.

      Загадочная смерть писателя.

  1. Заключение

    1. Список литературы.

Введение

Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852) – один из самобытнейших русских писателей. Его книги читаются всю жизнь, каждый раз по-новому. Его слово воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь – человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель, стремившийся разгадать историческую судьбу России.

Невозможно переоценить влияние, которое Гоголь оказал на русскую, да и на мировую литературу. Достоевский, говоря о себе и своих литературных современниках, сказал, что все они вышли из «Шинели» Гоголя.

К творчеству Гоголя обращался и обращается отечественный и зарубежный театр и кинематограф, находя в нём новое содержание.

Нет более загадочной фигуры в русской литературе, чем этот великий русский писатель. Бесспорно, одна из причин загадочности Гоголя - мистика в его творчестве.

Проблемный вопрос: Действительно ли мистика присутствует в произведениях Н.В.Гоголя?

Задачи :

    познакомиться с биографией писателя, с произведениями писателя;

    проследить историю возникновения мистических мотивов в творчестве Н.В.Гоголя

    увидеть роль мистических мотивов в творчестве писателя

Цель работы :

Рассмотреть особенности мистических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя.

    Сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В. Гоголем, с их фольклорными прототипами, выявление сходства;

    Рассмотрение особенности гоголевских мистических персонажей;

    Исследование причин проявления мистики в изучаемых произведениях, их ценности для сюжета и идейного содержания

Объект исследования: творчество Н.В.Гоголя

Предмет исследования: произведения Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Чтобы понять смысл мистических мотивов в творчестве Н.В. Гоголя, необходимо проследить их связи с собственно народным творчеством, с объективной реальностью, которая окружала писателя, выявить место каждого из двух миров в целостной системе каждого из рассматриваемых произведений.

В данной работе мистические мотивы в творчестве Н.В. Гоголя исследуются с трех точек зрения:

    С фольклористской точки зрения, то есть исследуются мифологические и фольклорные источники, использованные Н.В. Гоголем для создания произведений;

    С литературной точки зрения, т.е., рассматривается специфика мистических персонажей в произведениях Гоголя, их отличие от первоначальных фольклорных прообразов;

    С точки зрения их места в повседневной реальности, которая тоже находит себе место в повестях Гоголя.

Н. В. Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии . Гоголь происходил из старинного Малороссийского рода; в смутные времена Малороссии некоторые из его предков приставали и к польскому шляхетству. Дед Гоголя Афанасий Демьянович Яновский (1738-начало 19 века). Происходил из священников, окончил Киевскую духовную Академию, дослужился до секунд-майора и, получив потомственно дворянство, придумал себе мистическую родословную, восходящую к мифическому казацкому полковнику Андре Гоголю, будто бы жившему в середине восемнадцатого века. Он писал в официальной бумаге, что «его предки, фамилией Гоголь, польской нации», хотя сам он был настоящий малоросс, и иные считали его прототипом героя «Старосветских помещиков». Прадед, Ян Гоголь, питомец киевской академии, «вышедши в российскую сторону», поселился в Полтавском крае, и от него пошло прозвание «Гоголей - Яновских». Сам Гоголь, по- видимому, не знал о происхождении этой прибавки и впоследствии отбросил ее, говоря, что ее поляки выдумали.

Очень рано мать стала приводить Николая в церковь. Она настаивала, что необходимо соблюдать нравственную чистоту во имя спасения. рассказы о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умершего. На лестнице этой – семь мерок; последняя седьмая поднимает бессмертную душу человека на седьмое небо, в райские обители. Этот пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвании человека к духовному подъему и нравственному росту, к самоусовершенствованию.

С тех пор Гоголь постоянно жил «под террором загробного воздаяния».

На воображение мальчика повлияли в детстве и хранившиеся в народе верования в домовых, ведьм, водяных и русалок. Таинственный мир народной демонологии с детских лет впитала впечатлительная гоголевская душа.

Его внутренний мир Гоголя был очень сложен и противоречив. Он никогда никому не открывался в своих стремлениях, планах – житейских и тем более - творческих. Ему нравилось вводить в заблуждение друзей и. Любая удачная мистификация доставляла ему величайшую радость.

Во всех малейших событиях жизни он усматривал Божью волю. Грубый окрик в классе, плохая отметка, насморк рассматривалось им как сверхъестественное внимание. Его мучили необъяснимые предчувствия, заставлявшие повиноваться Божественной воле.

Склонности Гоголя вполне определились уже в Нежинской гимназии. Там его называли Таинственным Карло – по имени одного из героев романа Вальтера Скотта «Черный карлик».

К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения, под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был совершенно неспособен.

В конце декабря 1828г. Гоголь попал в Петербург.

Представления о Петербурге до такой степени изменили внешний вид Николая Гоголя, что из неопрятного гимназиста он превратился в настоящего денди. Без ладно скроенной одежды он не мог бы достичь, как ему казалось, социального преуспевания.

Петербург ему казался местом, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, но вдруг вместо всего этого грязная, неуютная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать.

Гоголь пытался найти свое призвание в актерском, педагогическом труде, а тем временем в его сознании крепла мысль о писательской деятельности.

Постоянно общаясь с друзьями, он не открылся им в своих намерениях и не пожелал воспользоваться их советами. Никто из них не ведал о его планах издать «Ганца». Все это объяснялось не его робостью, а желанием напустить на себя некую загадочность.

Критики заметили способности автора, но сочли это произведение незрелым; читателей оно не привлекло. Гоголь так был потрясен неудачей, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Так было положено начало актам самосожжения, которые Гоголь повторял не однажды и завершил уничтожением второго тома «Мертвый душ».

Провал поэмы был сопряжен и еще с одной особенностью поведения, которая в дальнейшем также оказалась постоянной для Гоголя: испытав потрясение, он бросался вон из России в приморский город Германии – Любек.

В своих письмах к матери он пишет о причинах своего уезда, каждый раз придумывая новые оправдания. Сначала он объяснил свой отъезд необходимостью лечения сильной золотушной сыпи, выступившей на лице и руках, затем сообщил, будто бы бог указал ему путь в чужую землю, потом встречей с женщиной. В итоге Мария Гоголь свела вместе две истории – о болезни и о любовной страсти и сделала заключение, что ее сын заразился венерической болезнью. Это заключение повергло Гоголя в ужас. Так же как и герой его поэмы Гоголь бежал, чтобы оказаться лицом к лицу наедине с собой, он бежал от самого себя, от разлада своих высоких мечтаний с практической жизнью.

Гоголь пробыл недолго на чужбине. Позже, собственное благоразумие заставило его одуматься и после двухмесячного отсутствия вернуться в Петербург.

Постепенно, Гоголь начинает убеждаться, что именно литературное творчество является главным его призванием. Гоголь снова начинает писать, посвящая этой работе весь свой досуг. До конца своей жизни, Гоголь так никому и не признался, что В. Алов - его псевдоним.

Гоголь находит свой путь и добивается успеха. Перед Гоголем открылись двери в избранное литературное общество: он знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, а в мае 1831г. на вечере у последнего был представлен Пушкину.

Уже после приезда в Петербург он начинает просить своих близких: регулярно присылать ему сведения и материалы об обычаях и нравах «малороссиян наших».

Таким образом, одна из ипостасей гоголевского беса заключается в явлении «бессмертной пошлости людской». Эта пошлость есть «начатое и неоконченное, которое выдает себя за безначальное и бесконечное», она отрицает Бога и отождествляется со всемирным злом.

Как и в прежних произведениях Гоголя, большое место в повести «Страшная месть» занимает фантастический сюжет. Ужасны кровавые злодеяния злого колдуна-предателя из этой повести, но неминуемое возмездие настигнет его в положенный час.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Первая часть «Вечеров» вышла в свет в сентябре 1831 года.В нее вошли четыре повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Майская ночь» и «Пропавшая грамота».шесть месяцев, в начале марта 1832 года появилась и вторая часть («Ночь перед рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место»).

Мир, открывавшийся в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», мало имел общего с той реальной действительностью, в условиях которой жил Гоголь. Это был веселый, радостный, счастливый мир поэтической сказки

Рассказы словно бы сотканы из украинских сказок, песен, былей.

Рассказ «Ночь перед Рождеством» начинается с того, что ведьма вылетает из трубы на метле и прячет в рукав звезды, а черт ворует Месяц и, обжигаясь, прячет его в карман. Ведьма - мать кузнеца Вакулы, она умеет «причаровывать к себе степенных казаков». Человек не только не боится «нечистой силы», он заставляет ее служить себе. Черт, хоть и явился прямо из Ада, не так уж и страшен: верхом на черте Вакула летит в Петербург, чтобы привезти своенравной красавице Оксане такие же черевички, как у самой царицы.

В ранних циклах («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород») черт имеет реальные типологические черты. У него «узенькая, беспрестанно вертящаяся и нюхающая все, что ни попадется, мордочка, оканчивающаяся, как у наших свиней, круглым пятачком», «острый и длинный хвост». Это мелкий бес, осмысленный в фольклорных традициях.

Гоголевский черт – это «недоразвитая ипостась нечистого; трясущийся, хилый бесенок; дьявол из породы мелких чертей, которые чудятся нашим пьяницам»

Фантастика «Петербургских повестей»

В 1836 г. в Александринском театре в Петербурге состоялась премьера «Ревизора». Но вскоре Гоголь вновь уезжает за границу. Уезжает неожиданно для его знакомых и друзей. Оказалось, Гоголь принял решение об отъезде еще до премьеры «Ревизора», не так-то просто объяснить и этот поступок. Гоголь пробыл за границей с 1836г. по 1848 г. Он объездил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего прожил в любимой Италии – в общей сложности около четырех с половиной лет. Передвигался Гоголь и по Средиземному морю, а перед окончательным возвращением в Россию совершил паломничество в Святую землю, к Гробу Господню в Иерусалиме.

Долго он ждал напрасно, но вдруг получил образ Спасителя от проповедника Иннокентия. Это исполнение его желания показалось ему чудесным и было истолковано им, как повеление свыше ехать в Иерусалим и, очистив себя молитвой у гроба Господня, испросить благословение Божие на задуманный литературный труд».

В марте 1837года Гоголь был в Риме. Как говорил Гоголь про свой любимый Рим: « Мне казалось, что, будто я увидел свою родину, в которой несколько лет не бывал, а в которой жили только мои мысли. Но нет, это все не то: не свою родину, но родину души своей я увидел, где душа моя жила еще прежде меня, прежде чем я родился на свет».

Город произвел на него обаятельное впечатление. Природа Италии восхищала, очаровывала его. Под живительными лучами итальянского солнца здоровье Гоголя укреплялось, хотя вполне здоровым он себя никогда не считал. Знакомые подтрунивали над его мнительностью, но он еще в Петербурге говорил совершенно серьезно, что доктора не понимают его болезни, что у него желудок устроен совсем не так, как у всех людей, и это причиняет ему страдания, которых другие не понимают.

Страсть Гоголя к розыгрышам и мистификациям.

Но именно в Риме слабый организм поэта не выдержал нервного напряжения, сопровождающего усиленную творческую деятельность. Он схватил сильнейшую болотную лихорадку. Острая, мучительная болезнь едва не свела его в могилу и надолго оставила следы, как на физическом, так и на психическом состоянии его. Припадки ее сопровождались нервными страданиями, слабостью, упадком духа.

Гоголь с ранних лет отличался мнительностью, всегда придавал большое значение своему нездоровью.

Серьезные мысли, на которые наводит нас близость могилы, охватили его и не покидали более до конца жизни.

Несколько раз пришлось ему перенести тяжелые болезни, которые еще увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации, - он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и, в конце концов, приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он теперь считал себя призванным.

«Создание чудное творится и совершается в душе моей, - писал он в1841году, - и благодарными слезами не раз теперь полны глаза мои.

Этот мистический, торжественный взгляд на свое произведение Гоголь высказывал пока еще очень немногим из своих знакомых. Для остальных он был прежним приятным, хотя несколько молчаливым собеседником, тонким наблюдателем, юмористическим рассказчиком.

.

Загадка смерти писателя

Трагический конец Гоголя ускорили беседы с фанатичным священником- Матвеем Константиновским, духовником Гоголя, в последние месяцы жизни писателя.

Вместо того, чтобы страдающего человека успокоить и обнадежить, он подталкивал его, ищущего духовной поддержки, далее к мистицизму. Эта роковая встреча завершила кризис.

В кругу близких приятелей он был по-прежнему весел и шутлив, охотно читал свои и чужие произведения, напевал своим «козлиным»,- как он сам называл, - голосом малороссийские песни и с наслажденьем слушал, когда их пели хорошо. К весне он предполагал уехать на несколько месяцев в свою родную Васильевку, чтобы там укрепиться в силах, и обещал приятелю своему Данилевскому привезти уже совсем готовый том « Мертвых душ».

В 1850 г. скончалась Надежда Николаевна Шереметева, она была близким другом Гоголя, они сошлись на почве набожности и очень сблизились. Эта смерть укрепила в Гоголе стремление воссоединиться с ее душой на небесах и приблизила его мученическую кончину.

К естественной горести об утрате близкого человека у него примешивался ужас перед открытой могилой. Его охватил тот мучительный «страх смерти», который он испытывал не раз и прежде.

Его трагическая гибель - род самоубийства, когда писатель сознательно уморил себя голодом, была вызвана осознанием невозможности примирить эстетику и мораль.

Спустя три дня граф опять пришел к Гоголю и застал его грустным.

21 февраля, он скончался. Весть о смерти Гоголя поразила всех его друзей, до последних дней, не веривших страшным предчувствиям. Тело его, как почетного члена московского университета, было перенесено в университетскую церковь, где оставалось до самых похорон.

На похоронах присутствовали: московский генерал-губернатор Закревский, попечитель московского учебного округа Назимов, профессора, студенты университета и масса публики. Профессора вынесли гроб из церкви, а студенты на руках несли его до самого Данилова монастыря, где он опущен в землю рядом с могилой друга - поэта Языкова.

Вывод

Сами обстоятельства смерти Гоголя отдают мистическим ужасом последней страницы «Вия». Николай Васильевич Гоголь – один из самых таинственных, загадочных русских писателей, человек глубоко верующий, православный, был не чужд мистики и верил, что черт водил за собою людей, заставляя их совершать злые поступки. Что ж, его соотечественники украинцы веками жили по принципу: «Бога люби, но и черта не гневи».

Умер великий писатель, а с ним вместе погибло и произведение, которое он создавал так долго, с такою любовью. Было ли это произведение плодом вполне развитого художественного творчества или воплощением в образах тех идей, которые выражаются в «Выбранных местах переписки с друзьями»- это тайна, которую он унес с собой в могилу.

«Он умер жертвою недостатка своей природы, - и образ аскета, жгущего свои сочинения, есть последний, который оставил он от всей странной, столь необыкновенной своей жизни. «Мне отмщение, и Аз воздам»,- как будто слышатся эти слова из-за треска камина, в который гениальный безумец бросает свою гениальную и преступную клевету на человеческую природу».

Николая Васильевича Гоголя, не вытерпевшего и глянувшего открыто на безобразия происходившего вокруг, похоронили по всем церковным канонам на подворье Свято-Данилевского монастыря.

Список литературы:

«Николай Гоголь». Анри Труайя, М.,»Эксмо», 2004 г.

Вечера на хуторе близ Диканьки. Н.В. Гоголь. Лекции – Л.: 1962.

Искусство детали: наблюдение и анализ: о творчестве Гоголя./ Е.Добин. Л.: «Сов. писатель».

О народности Н.В.Гоголя. – Киев, изд. Киев. Ун-та, 1973.

Н.В.Гоголь и русская литература XIX века: Межвуз. сб. науч. тр. - Л.: ЛГГИ, 1989. – 131с.

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя: Материалы для выставки в шк. и дет.биб-ке. – М.: Дет.лит., 1980.

Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 352с.

Мистика в произведениях знаменитых русских писателей

Пятнадцатый век

Первые литературные произведения, которые содержали элементы ужасного и мистического, появились ещё в XV веке. К таким относится древнерусская повесть « о Дракуле воеводе», увидевшая свет в 80-е годы данного века. Как отмечал : легенда о -вампире проникла в Западную Европу не напрямую из Румынии, а через посредство древнерусской « » (80-е годы XV века)

Картинка

«Был в Мунтьянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его по-валашски Дракула, а по-нашему -Дьявол. Так жесток и мудр был, что, каково имя, такова была и жизнь его.»
«Сказание о Дракуле воеводе»

Сейчас жанр литературы, связанный с мистикой, называется хоррор. В литературе жанр связан со сверхъестественным в прямом смысле слова; имеет ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.

Девятнадцатый век

Первая в русской литературе фантастическая повесть « » написана в 1825 году была достаточно самобытна. В её основе лежали народные верования о связях людей с потусторонними силами, которые дают богатство и власть, но ведут к гибели человека. Однако к относится иронически.

- Батюшка! это бабушкин чёрный кот, - отвечала Маша, забывшись и указывая на гостя, который странным образом повертывал головою и умильно на неё поглядывал, почти совсем зажмурив глаза.

- С ума ты сошла! - вскричал Онуфрич с досадою. - Какой кот? Это господин титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, который делает тебе честь и просит твоей руки.

А. Погорельский, «Лафертовская Маковница».

картинка

Немаловажное значение в развитии жанра приобрёл сборник произведений « », вышедший осенью 1831 года. Из произведений, входящих в книгу, наиболее полно отражает жанр ужасов произведение « ».

картинка

«- Ведьма? Старухи выдумали, что с той поры все утопленницы выходили в лунную ночь в панский сад греться на месяце; и сотникова дочка сделалась над ними главною. В одну ночь увидела она мачеху свою возле пруда, напала на нее и с криком утащила в воду. Но ведьма и тут нашлась: оборотилась под водою в одну из утопленниц и через то ушла от плети из зеленого тростника, которою хотели ее бить утопленницы. Верь бабам! Рассказывают еще, что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо, стараясь узнать, которая из них ведьма; но до сих пор не узнала. »

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница»

картинка

«Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма... много еще дряни встречали они.»

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

«Вдруг... среди тишины... с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапанья когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища повсюду философа.»

Н.В.Гоголь «Вий»

«Гробовщик» - повесть А.С.Пушкина из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанная в 1830 и изданная в 1831 году. Читая эту повесть мы можем убедиться, что и Пушкину мистика была не чужда.

картинка

«Комната полна была мертвецами. Луна сквозь окна освещала их желтые и синие лица, ввалившиеся рты, мутные, полузакрытые глаза и высунувшиеся носы... Адриян с ужасом узнал в них людей, погребенных его стараниями, и в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя. Все они, дамы и мужчины, окружили гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром похороненного, который, совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался и стоял смиренно в углу. Прочие все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах.»

картинка

- Да, она точно была Сугробина несколько лет тому назад, но теперь она не что иное, как самый гнусный упырь, который только ждет случая, чтобы насытиться человеческою кровью. Смотрите, как она глядит на эту бедную девушку; это ее родная внучка. Послушайте, что говорит старуха: она ее расхваливает и уговаривает приехать недели на две к ней на дачу, на ту самую дачу, про которую вы говорите; но я вас уверяю, что не пройдет трех дней, как бедняжка умрет. Доктора скажут, что это горячка или воспаление в легких; но вы им не верьте!

А.К.Толстой «Упырь»

«Семья вурдалака » - готическая новелла 21-летнего графа А.К.Толстого, написанная им в 1839 году на французском языке, также носит мистический характер. На русском языке впервые издана в 1884 году в журнале «Русский вестник». Повесть имеет подзаголовок: «Неизданный отрывок из записок неизвестного».

картинка

- Вурдалаки - это как зараза, - продолжал отшельник и перекрестился, - сколько уж семей в деревне пострадало, сколько их вымерло до последнего человека, и вы меня послушайтесь и переночуйте в монастыре, а не то, даже коли вас в деревне не съедят вурдалаки, вы от них всё равно такого страху натерпитесь, что поседеете прежде, чем я прозвоню к заутрене. Я, - продолжал он, - всего лишь бедный монах, но путешественники сами от щедрот своих дают столько, что и я могу позаботиться о них. Есть у меня отменный сыр, изюм такой, что посмотреть на него - слюнки потекут, да несколько бутылок токайского - не хуже того, что изволит пить сам святейший патриарх.

А.К.Толстой «Семья вурдалака»

«Призраки» - повесть И.С.Тургенева, задуманная писателем в 1855 году, законченная в 1863-м и опубликованная в 1864.

картинка

«Да, это была она, моя ночная гостья. Когда я приблизился к ней, месяц засиял снова. Она казалась вся как бы соткана из полупрозрачного, молочного тумана -- сквозь ее лицо мне виднелась ветка, тихо колеблемая ветром,-- только волосы да глаза чуть-чуть чернели, да на одном из пальцев сложенных рук блистало бледным золотом узкое кольцо. Я остановился перед нею и хотел заговорить; но голос замер у меня в груди, хотя собственно страха я уже не ощущал. Ее глаза обратились на меня: взгляд их выражал не скорбь и не радость, а какое-то безжизненное внимание. Я ждал, не произнесет ли она слова, но она оставалась неподвижной и безмолвной и всё глядела на меня своим мертвенно-пристальным взглядом. Мне опять стало жутко.»

И.С.Тургенев «Призраки»

Советская эпоха

соцреализма исключила сверхъестественное из арсенала литературных средств, и первые нарушения этого запрета относятся уже к 60-м годам, когда канон начал размываться. Тогда же был впервые опубликован « » . Отдельные образцы «ужасного» встречаются в советской фантастике.

«Ма́стер и Маргари́та» - роман М.А.Булгакова, работа над которым началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти писателя. Первое полное издание книги на русском языке вышло в 1969 году.

картинка

Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо сильнее, был поражен поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:

Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».

Вывод

Окунитесь в интересный мир книги, на её страницах вы можете столкнуться со странным, неизведанным, мистическим и даже ужасным, но захватывающем дух. Откройте для себя эти произведения, расширьте список авторов и произведений, которые заинтересовали вас мистицизмом.



Рассказать друзьям