Радик гафуров. у слов «сембер» и «симбирск» – общие корни

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

КОСМОПОЛИТ

КОСМОПОЛИТ

(греч. kosmopolites , от kosmos - вселенная, и polites - гражданин). Человек, принимающий участие в интересах всего человечества, отвергающий преобладание привязанности исключительно к своему отечеству, родине и семье, а считающей всю вселенную своим отечеством.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

КОСМОПОЛИТ

греч. kosmopolites , от kosmos , вселенная, и polites , гражданин. Гражданин вселенной, человек, считающий всю землю своим отечеством.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

КОСМОПОЛИТ

относящейся одинаково ко воем людям, не считаясь с национальностью, т. е. с принадлежностью данного лица к тому или другому государству; умеющий подчинять интересы отечества и свои - интересам всего человечества; не видящей разницы между соотечественником и иностранцем.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

КОСМОПОЛИТ

человек, подчиняющий национальные интересы интересам всего человечества и считающий себя гражданином не только своего отечества, но и всего мира.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Космополи́т

(гр. kosmopolites гражданин мира)

1) сторонник космополитизма; человек, лишенный чувства патриотизма, оторванный от интересов своей родины, чуждый своему народу, не считающий себя принадлежащим ни к какой национальности;

2) космополиты - в биологии - виды животных или растений, широко распространенных по земному шару (напр. , береговая ласточка, крапива); ср. эндемики .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Космополит

космополита, м. [греч. kosmopolites от kosmos – вселенная и polites – гражданин ] (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, признающий весь мир своим отечеством.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Космополит

а, м. (фр. cosmopolite греч. kosmopolitēs гражданин мира).
1. одуш. Сторонник космополитизма , человек, не считающий себя принадлежащим ни к одной национальности.
Космополитка - женщина-к.
|| Ср. апатрид , аполид .
2. одуш. и неодуш. ., биол. Животное или растение, широко распространенное по земному шару, не имеющее определенной географической локализации (напр. , береговая ласточка, крапива).

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КОСМОПОЛИТ" в других словарях:

    космополит - а, м. cosmopolite <гр. kosmopolites гражданин мира. 1. Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, признающий весь мир своим отечеством. Сл. 18. Космополит.. иногда означает оно человека, равно любящего все… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Гражданин вселенной, гражданин мира Словарь русских синонимов. космополит гражданин мира (или вселенной) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    КОСМОПОЛИТ, космополита, муж. (греч. kosmopolites от kosmos вселенная и polites гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    КОСМОПОЛИТ, а, муж. 1. Последователь космополитизма. 2. Растение или животное, встречающиеся на большей части обитаемых областей земли (спец.). | жен. космополитка, и (к 1 знач.). | прил. космополитический, ая, ое (к 1 знач.) и космополитный, ая … Толковый словарь Ожегова

    космополит - Виды растений и животных, обитающие в разных условиях и имеющие обширные ареалы (например, тростник обыкновенный растет от тропиков до Арктики, в водоемах и на суше), противопоставляются эндемичным видам. Syn.: убиквист; эвритопобионт … Словарь по географии

    Космополит - (от гр. kosmopolites гражданин мира; англ. cosmopolite, cosmopolitan; фр. citoyen du monde; нем. Weltkind) человек, не считающий себя принадлежащим к какой либо национальности, гражданином определенного государства, а признающий своим отечеством… … Энциклопедия права

    Всемирный гражданин Ср. Храня пристойный вид, Кто поумней, зовет себя: космополит. Я иначе людей подобных называю... Космополиты вы? прочь громкие слова! Всегда я презирал и ныне презираю Бродяг, не помнящих родства! А.М. Жемчужников. Сумасшедшие … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Космополитизм (от др. греч. κοσμοπολίτης космополит, гражданин мира) мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации. Содержание 1 История 2 Космополитизм и патриотизм … Википедия

    космополит - КОСМОПОЛИТ, а, м Человек, проповедующий отказ от национальных традиций и культуры, выдвигающий идеи «мирового государства» и «мирового гражданства». // ж космополитка, и, мн род. ток. дат. ткам. Мой друг, убежденный космополит, тем не менее… … Толковый словарь русских существительных

    Через нем. Kosmopolit или франц. соsmороlitе от лат. соsmороlitа, греч. κόσμος вселенная, πολίτης гражданин … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Книги

  • Космополит. Географические фантазии , Генис А.. Александр Генис - писатель, кульуролог, радиоведущий, автор многих книг ("Вавилонская башня", "Иван Петрович умер", "Довлатов и окрестности", "Колобок", "Фантики", "Камасутра книжника" и…

Радик Мансурович Гафуров родился в 1978 году в Ульяновске. В 2001-м стал индивидуальным предпринимателем, в 2005 году возглавил транспортную компанию. Ныне – председатель совета директоров Группы компаний «Глобал», президент Ульяновской областной общественной организации татарских бизнесменов «Сембер».

В 2010 году за добросовестный труд и профессиональное мастерство был занесен на Доску Почета «Лучшие люди Ульяновской области».

Учится в УВАУГА (специальность «экономист»).

Женат, воспитывает сына.

— Радик Мансурович, татары – народ предприимчивый, трудолюбивый. А когда вы почувствовали в себе предпринимательскую жилку?

— Практически в юном возрасте почувствовал. Половину детства и юношества я рос в деревне, сколько себя помню, мой бабай учил меня: «Радик, надо быть шустрым!». Вот именно не хитрым, а шустрым. Я на дедушкином примере видел, как надо работать: вставать в четыре утра и ложиться в двенадцать ночи. И родителям своим благодарен за то, что показали мне пример трудолюбия. Я с шести лет ездил на сенокос. И эта закалка, понимание того, что мужчина по жизни должен «пахать», – помогло мне в дальнейшем.

— С чего начинался ваш бизнес?

— В 1999 году я уехал в Питер, где мне предложили интересную высокооплачиваемую работу. Через два года вернулся в Ульяновск, оформил ИП. Строил бизнес, не имея специальных навыков в коммерции. Не все сразу получилось, много ошибок совершил, деньги терял. Много работал руками, осваивал по две-три специальности. Например, на мебельном производстве – чтобы заработать больше денег и пустить их на развитие компании. С кредитами тогда трудно было, да мне и не подо что было кредитоваться. Но я поставил себе цель – чего-то добиться в бизнесе. И добился.

В 2005 году открыл свое предприятие, где работали я и приходящий бухгалтер, потом набрали специалистов, через год к нам пришел мой младший брат, мои друзья. В течение четырех лет общий коллектив по группе компаний составил свыше двухсот человек. Транспортно-логистическая компания «Глобалтранс» (сейчас здесь идет большая реструктуризация) вошла в пятерку крупнейших в Поволжье. Кроме транспортного направления бизнеса наш холдинг развивает производство мебели, гофротары, дверей.

— Какое из этих направлений лично вам интереснее всего?

— Сейчас мне интересны не столько сами бизнес-процессы, сколько деятельность нашей общественной организации. Здесь такой огромный поток информации, такое уникальное общение, такой широкий круг знакомств! В один момент пришло понимание, что ты уже достаточно денег заработал на то, чтобы обеспечить семью, ездить на хорошей машине, иметь возможность отдыхать иногда. Но если не делиться этими деньгами, то морального удовлетворения от них не будет. Бесконечная погоня за выгодой, стяжательство убивает человеческие качества, с такими людьми мне неинтересно.

У нас, мусульман, один из основных принципов такой: надо все время работать, чтобы быть успешным, успешность поощряется, но она должна сочетаться с другими добродетелями. И, в первую очередь, человек должен помогать людям. Многие члены «Сембера» и помимо рамок клуба занимаются благотворительностью, их никто не заставляет – они по велению души тратят свое время, деньги и не жалеют об этом. И одна из основных положительных черт клуба состоит в том, что когда к нам приходит новый человек (даже если только с корыстными намерениями – познакомиться с влиятельным бизнесменами, развить свой бизнес), то видя, как эти люди помогают другим, как строят взаимоотношения с обществом, он искренне проникается этими благородными идеями.

Сам я вступил в «Сембер» в 2007 году, а спустя два года меня избрали президентом клуба. Приятно, что мне оказали такое доверие, но вместе с тем было и понимание, какую работу необходимо проделать, какой на тебе лежит груз ответственности перед людьми, перед тем, что ты делаешь. Хотя наш клуб и не политическая организация, но мы существуем в политическом социуме, постоянно в контакте с другими общественными организациями, с властью. Нам импонирует, что губернатор откликается на наши инициативы, видит, что мы люди реальных дел.

— У вас был опыт ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, Казани. Можно ли говорить о более благоприятном климате ведения бизнеса в нашем регионе?

— Когда я уезжал в Питер, этот город однозначно был более привлекательным для ведения бизнеса, на тот момент в Ульяновске я перспектив не видел. Сейчас вижу неплохие тенденции развития нашего региона, инвестиционный климат становится более привлекательным, и то, что мы делаем в своей общественной организации, часто пересекается с тем, что предпринимает власть. На недавней встрече губернатора с участниками клуба «Сембер» мы предложили для более привлекательных условий ведения бизнеса в регионе понизить порог требований при присвоении статуса приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области.

Сейчас люди более охотно идут в бизнес – если ты трудолюбив, если хочешь чего-то добиться, то можешь ничего не бояться и открывать собственное дело. Молодым вообще проще: не давит груз ответственности за семью. Когда я в 2005 году начал ставить бизнес на серьезные рельсы, то еще не был женат, и мне было проще.

— По российским меркам вы женились поздновато – в 30 лет…

— Это наша семейная традиция (смеется): дедушка по отцовской линии женился, когда ему шел четвертый десяток, в 33 года у него родилась первая дочь, а всего они с бабушкой воспитали семерых детей, все выросли достойными людьми. У другого бабая, по маминой линии, – пятеро детей. Мой отец женился в 31 год. Правда, традицию многодетности прервал: у него только два сына. Моему сыну Абдул-Малику исполнился год, и я надеюсь, что у нас с женой все еще впереди, что Всевышний даст нам минимум пять детей. Хотя, конечно, тяжело: моя семья живет в Казани – у жены там бизнес, точнее, теперь уже семейный бизнес. Гульнур еще до того, как мы с ней познакомились, занималась продажей оборудования, косметических средств для салонов красоты. Пока у нас есть молодость, энергия, нам надо реализовывать себя. Но мы мечтаем о большой семье.

Беда России в том, что многие семьи у нас малочисленные. Люди оправдывают это так: а как я буду кормить своих детей, а вдруг не сумею дать им достойное образование… Но в исламе есть такое понятие «ризык» – это все, что едят, пьют и используют живые создания. Как сказал Всевышний: «Нет на земле ни одного живого существа, которого Аллах по Своей Милости не обеспечил бы пропитанием». В свою очередь, обязанность человека – зарабатывать ризык разрешенным путем, согласно повелениям Аллаха.

— Ваша фамилия происходит от татарского от слова «гафу», что значит «прощение, извинение». А что бы вы не смогли простить?

— Скорее всего, если в отношении моей семьи, близких мне людей будут совершены какие-то нехорошие поступки, тут я приму очень жесткую позицию. Но вообще, по натуре я оптимист, у меня такое жизненное кредо: доверять, быть открытым людям. Иногда это по мне «бьет», но я морально не готов быть черствым человеком, губить свою душу, сам себя не буду за это уважать. Однако, как говорит мой товарищ: я человек добрый, но некоторые путают доброту со слабостью.

— А как вы относитесь к космополитам, людям, считающим весь мир своим отечеством, отвергающим свою принадлежность к какой бы то ни было национальности?

— Неприятно слышать, что вторая по численности нация, проживающая за рубежом, – русская, что люди теряют свои корни. Среди татар, особенно среди молодых, тоже есть космополиты. Может быть, это отголосок советского прошлого, когда были размыты национальные традиции, но это неправильно. Я всегда говорю: как татары должны возрождать свои традиции, так и русские. Я участвовал в работе различных съездов предпринимателей, видел, что созданы союзы православных бизнесменов, и это делается не для обострения национальной розни, а в пику как раз космополитизму.

И у нас, татарских предпринимателей, душа болит о своем народе, своей религии, культуре, искусстве, языке, мы все это хотим сохранить. Но мы живем в одной большой стране и чувствуем себя не просто татарами, а россиянами. Наш бизнес-клуб открыт для других национальностей. У нас экономическое объединение, и мероприятия, которые мы проводим, спонсируем – как татарской направленности, так и межнациональной, укрепляющие дружбу между народами, патриотизм. Например, «Сембер» стал организатором и спонсором кадетского бала в Карсуне. Может быть, мы пример другим дадим. Каждый предприниматель должен понять, что он не будет в полной мере благополучен, пока не станет благополучным общество, в котором он живет, – с точки зрения морали, экономики.

— В марте Правительство Ульяновской области заключило с бизнес-клубом «Сембер» соглашение о мерах по повышению уровня жизни работающих граждан. А на своем предприятии вы планируете реализовывать основополагающие тезисы этого соглашения?

— Нужно подходить к этому вопросу с экономической точки зрения. Если у тебя менеджер эффективно работает, приносит тебе доход, то в любом случае ты будешь его мотивировать – повышать зарплату, вводить дополнительные социальные гарантии. В нашей группе компаний, например, я заключил договоры долгосрочного страхования жизни для ключевых сотрудников, топ-менеджеров.

— На недавней встрече с губернатором вы делали доклад, посвященный созданию первого в регионе халяльного мясокомбината. А устраивает ли вас ульяновский рынок халяльного общепита?

— Не устраивает вовсе. В Казани, например, работает более ста халяльных кафе, не считая различных фастфудовских точек, где есть шаурма-халяль и прочие блюда, которые разрешены исламом, но не запрещены другими религиями. Причем, как замечают мои казанские друзья-предприниматели, во время Великого православного поста посещаемость таких заведений падает, и это наглядно показывает, что среди потребителей халяльных продуктов много не мусульман. Халяль – это вкусно, недорого, качественно, и нашему городу этого недостает.

Мы решили, что будем развивать рынок внутренними инвестициями, станем выстраивать целую систему, начиная от производства, которое организуем в Старой Кулатке на месте закрытого мясокомбината. Планируем открыть сельскохозяйственный халяльный рынок в Ульяновске, на Верхней террасе. В отличие от ярмарок он будет работать круглогодично. Каждый фермер, сельхозпроизводитель сможет выставить свою продукцию, а для населения города это будет возможность выгодно купить свежие, экологически чистуые продукты. Далее будем развивать сеть халяльных кафе, магазинов.

– Вы член совета Всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям. Чем эта общественная организация может быть полезна ульяновскому бизнесу?

— В ассоциацию входят крупнейшие татарские предприниматели России из строительной, нефтяной и прочих отраслей – со своими бизнесами, со связями и большими возможностями. Через эту организацию мы можем заявить о себе, найти новые рынки сбыта, дать новый толчок развития своим предприятиям. Сейчас мы реализуем через эту ассоциацию большой логистический проект, организуем конференцию, на которую планируем привлечь логистов со всей России.

— В прошлом году вы принимали участие в работе Второго Международного саммита исламского бизнеса и финансов в Казани, на котором состоялась презентация Ульяновской области. Есть ли уже конкретные результаты?

Главный результат состоит в том, что многие исламские инвесторы вообще впервые услышали о существовании нашего региона. Саммит освещался в 65 странах мусульманского мира – это миллиард 600 миллионов населения, это быстрорастущие «тигры» экономики Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Европы. Для них интересны любые потенциальные рынки, где они могут внедрять свои идеи, которые уже реализовали у себя на родине. Они не боятся инвестировать в развивающие страны, они сами такими были, прошли и до сих пор проходят через тернии. Рынок свободных денежных средств халяльных (то есть разрешенных исламом) инвестиций – самый крупный по капиталоемкости. Он оценивался в прошлом году в один триллион долларов, в 2015 году возрастет уже до пяти триллионов. Эти деньги должны куда-то прийти.

Нужно пользоваться моментом, особенно, когда такая нестабильная ситуация в арабском мире и инвесторы вряд ли туда будут активно вкладывать.

На форуме в Татарстане мы показали Ульяновскую область потенциальным инвесторам, и в этом году снова будем участвовать в открытом саммите – он пройдет в Казани и станет крупнейшим подобным мероприятием на территории бывшего СССР и Евросоюза. В прошлом году мы представили пять проектов, теперь их нужно довести до более привлекательного уровня. Наши предприниматели понимают, что если создать проекту достойную «обертку», то можно привлечь действительно реальные деньги.

— Каким вы видите бизнес-клуб «Сембер» через пять лет?

— Думаю, мы выстроим более четкую организационную структуру, активнее будем развивать наш экономический потенциал. Своими делами, уверен, мы привлечем в наше объединение еще больше бизнесменов, станем еще активнее сотрудничать с региональной властью, с обществом. У слов «Сембер» и Симбирск – общие корни. Для родного города, для региона мы сделали немало дел, которыми можно гордиться. А сколько еще хороших дел впереди!

Космополитизм называют и буржуазной идеологией, и философией гражданства мира, суть ее в том, что она отрицает право на национальность и культурное наследие предков. Люди, признающие себя космополитами, призывали считать себя гражданами мира, чтобы искоренить распри между жителями разных стран и доказать, что все человечество должно жить в мире.

Что такое «космополитизм»?

Термин «космополитизм» включает несколько трактовок, которые были сформулированы с учетом политических акцентов:

  1. Расширение идеи единства всех людей, которые должны ощущать себя единым народом.
  2. Буржуазная идеология, провозгласившая лишним патриотизм.
  3. Совокупность идей, отвергающих право народов на самостоятельность.

Космополит – это человек, который отказывается от своего гражданства и корней, признавая себя гражданином всех стран мира одновременно. В философии таких личностей называли жителями единого государства – Космополиса, той же Вселенной. В эпоху Просвещения эту идею интерпретировали, как вызов феодальному праву, заявляя, что человек принадлежит не стране или правителю, а самому себе.

Символ космополитизма

Знак космополитизма – эмблема на флаге Всемирного правительства граждан мира – организации, которая превозносит идею мировой гражданственности. Выдают паспорта гражданина мира, на сегодняшний день в ней зарегистрировалось 750 тысяч человек из разных стран. Пока что такие документы принимают только Мавритания, Танзания, Того и Эквадор. На флаге изображена фигура человека, вписанная в глобус, как в круг. Это символизирует право любого человека считать своей родиной любую точку планеты, потому что родная земля – это весь огромный мир.


Космополитизм - плюсы и минусы

Понятие «космополитизм» в советское время имело отрицательные черты, хотя многие известные деятели смело называли себя приверженцами этой идеи. Исследователи пришли к выводу, что она имеет ярко выраженные, как плюсы, так и минусы. Главные позитивные моменты:

  1. Не исключает любви к своей родине, а только определяет высшие категории оценки общественного блага.
  2. Блокирует проявления шовинизма, попытки возвысить одну нацию над другими.
  3. Пробуждает интерес к культуре других народов.

Основные отрицательные моменты:

  1. Стирает и нивелирует память предков, духовные и национальные ценности в сознании человека.
  2. Снижает чувство гордости за свою страну.

Как стать космополитом?

  1. Нет конкретных стран и народностей, есть одна земля, и единый человеческий род.
  2. Благо общества - превыше личного.
  3. Не приемлемо преследование людей за цвет кожи, веру и физические недостатки.

В современной трактовке космополиты - это люди, которые с пониманием относятся к предпочтениям других, уважают за индивидуальность, а не принадлежность к конкретной нации. Международное право представляет приверженцев этих идей личностями, не признающими расовые или политические привилегии, проявления нацизма и провозглашение исключительности той или иной нации.


Разоблачение космополитизма

«Космополит» или «гражданин мира» - такая свободная от привычных устоев позиция не могла устраивать правителей. Поскольку гордость за свою страну, стремление ее оберегать и защищать, всегда было важной составляющей патриотического воспитания и внутренней политики любого государства. Особенно рьяно ополчились на космополитизм советские руководители, начиная со Сталина, который уделял разоблачению этой идеологии большое внимание.

Борьба с космополитизмом

Борьба с космополитами в середине прошлого века в Советском Союзе ярко проявилась в репрессиях против интеллигентов, которых считали сочувствующим идеям Запада. Кампания против сторонников этой идеологии проявлялась не только в дискуссиях, они получали ярлык «враг народа» вместе с ссылкой в лагеря, замеченных в подобном инакомыслии увольняли с работы, преследовали.

Второй виток борьбы с этой идеологией припал на период «холодной войны», когда народ требовалось сплотить верностью идеалам партии. Признание себя гражданином всех стран сразу, в том числе, и враждебных существующему строю, практически приравнивалось к измене. Периодически устраивались шумные кампании против космополитов, на эту роль почему-то всегда выбирали евреев. Хотя им чувство патриотизма и избранности своего народа присуще больше, чем остальным народностям.

Известные космополиты

Мировоззрение «космополитизм» считали привлекательным многие известные личности, и каждый из них имел свое представление и трактовку этого понятия.

  1. Первым объявил себя космополитом философ Диоген, подчеркивал, что личностные интересы стоят выше местечкового патриотизма.
  2. Знаменитый физик Эйнштейн объявил, что человечество должно объединиться и признать единое правительство – конгресс, созданный при Генеральной Ассамблеи ООН.
  3. Президент Америки Трумен превозносил идею создания всемирной республики, с руководством Соединенных Штатов.
  4. Актер Гарри Дэвис провозгласил себя гражданином мира, и даже основал организацию, которая выдает всем желающим такие паспорта.

Книги о космополитизме

Политика космополитизма привлекала многих исследователей из разных стран, каждый из них пытался найти свои аргументы «за» и «против» существующих теорий.

  1. Ю. Киршин «Космополитизм – будущее человечества» . Автор раскрывает идеи космополитизма в Древней Греции, Китае и других странах, анализирует цели, которые важны для будущего.
  2. Цукерман Этан. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху» . Ученый и популярный блогер описывает социальные сети и новые технологии, которые изменят будущее.
  3. А. Потресов «Интернационализм и космополитизм. Две линии демократической политики» . В книге поднимаются проблемы
  4. противостояния этих двух течений в партии меньшевиков, анализируется их роковое значение.
  5. Д. Наджафаров. «Сталин и космополитизм 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК КПСС» . Рассматривает кампанию против этой идеологии, как важную часть политики советского руководства.
  6. Фужере де Монброн. «Космополит или Гражданин мира» . Автор описывает, как идеология отрывает от отечества, подчеркивая, что мир похож на книжку, и тот, кто знаком лишь со своей страной, прочел только одну из страниц.
  • подготовить учащихся к написанию сочинения по типовому варианту заданий ЕГЭ (часть С1);
  • формировать и развивать у выпускников коммуникативные навыки (способность понимать высказывание, строить монологическое высказывание на общественно значимую тему), умение обобщать информацию, убедительно аргументировать мысль.
  • Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновать свою мысль.
  • Задачи: проанализировать текст С.Довлатова; познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему; сформулировать авторскую позицию; помочь старшеклассникам выразить свое мнение по проблеме, предложенной в тексте; аргументировать собственную позицию по поводу прочитанного.

    Подготовительный этап: знакомство с текстом, работа со словарём.

    Задание к уроку (группам): выписать из толкового словаря значения слов, близких словам толерантность и нетерпимость.

    Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    Тип: развитие речи.

    Оборудование: исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; портфолио; наглядный материал.

    1. Лексическая разминка.
    2. Индивидуальные собщения.
    3. Работа с текстом.
    4. С/р №1 (в парах): тест.
    5. С/р № 2(в группах) + инд. задание.
    6. Д/з: написать сочинение-рассуждение; индивидуальное задание: сочинение по тексту С.Довлатова “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”. Дополнительное задание: объяснить орфограммы из лексической разминки.
    7. Работа с текстом художественной литературы (С.Довлатов “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”).

    1. Вводно-мотивационный этап:

    Учащиеся стоят.

    Здравствуйте. Все готовы к уроку?

    Сегодня на занятии мы с вами будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения. Данный урок второй. Первый был посвящен теоретической подготовке. Мы с вами собрали теоретический материал в портфолио. На сегодняшнем занятии мы будем с вами реализовать на практике полученные знания. Целью нашего урока является отработка критериев части С, а также развитие умения анализировать текст.

    Оценивать на занятии вы будете себя сами. Система оценивания у нас, как всегда, накопительная. В конце урока каждый получит оценки, в зависимости от успешности выполнения заданий. Работать мы будем по следующему плану.

    Обратите внимание, что работать вы будете и в парах, и в группах, а некоторые получат индивидуальные задания. Дома вы напишите сочинение по тому тексту, с которым мы будем работать сегодня на уроке.

    Садитесь.

    Сегодня урок развития речи. И начать разговор хотелось бы со слов Дорис Лессинга: “Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами”. - Какой смысл скрыт в этих словах?

    Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития мышления свидетельствует умение владеть письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Именно этим мы занимались на уроках развития речи, и работу эту продолжим сегодня и на последующих уроках.

    Запишите тему урока.

    1. Начнём урок с лексической разминки.

    Дома у вас было задание выписать из Толкового словаря слова и выражения, связанные с понятиями толерантность и нетерпимость.

    Ч то обозначают эти слова? (Терпимостъ к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям. То есть уважение к другим культурам).

    Итак, какие слова вы нашли? (Ребята называют слова, учитель вывешивает карточки со словами на доске)

    Космополитизм (от др. греч. - космополит, гражданин мира) - мировоззрение, идея мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, либо такое понятие отрицающая.

    КОСМОПОЛИТ

    космополита, м. (греч. - вселенная и - гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством.

    Веротерпимость - терпимость к чужой религии, признание её права на существование.

    Миролюбие - стремление к сохранению мира, мирных отношений.

    Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

    Терпимость - умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.

    Ксенофобия - 1) болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми людьми; 2) ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.

    Конфронтация - противостояние, противоборство (политическая).

    Рознь - вражда, ссоры(религиозная рознь).

    Расизм - реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.

    Шовинизм - крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть.

    Национализм - 1) проявление психологии национального превосходства; 2) идеология и политика, исхлодящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

    Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам. (Обычно в политике)

    Агрессия - открытая неприязнь, вызывающая враждебность.

    Учащийся называет слово и значение, вставая.

    Кто выписал более 5 слов? Поставьте 5 баллов на полях.

    У кого от З до 5 - 4 балла. 1-2 слова - 3 балла. Кто не выполнил это задание - 0 баллов.

    Тема лексической разминки не случайна. Слова, с которыми мы познакомились сегодня, я надеюсь, помогут нам лучше понять смысл текста, над которым мы будем работать, а также пополнят ваш словарный запас.

    2. Дома, кроме работы с Толковым словарём, некоторые получили и индивидуальные задания.

    2 человека готовили выразительное чтение текста и 1 человек-индивидуальное сообщение. Анализировать мы будем очерк “Понадобились мне...” из цикла “Сентиментальный марш” Сергея Донатовича Довлатова. О нём небольшое сообщение, а также стенд подготовила Филина Оксана. Посмотрите...

    Послушайте сообщение. Особое внимание обратите на следующую информацию: в какой стране Довлатов получил широкое признание? В каких городах и странах он проживал?

    Чтение сообщения.

    Ответы на вопросы.

    (В Америке)

    Эту информацию вы можете использовать в сочинениях.

    1. А в какой части сочинения вы можете это сделать? Вспомним структуру сочинения.

    Учащиеся называют.

    Проверим! Откройте портфолио и посмотрите.

    (Памятка №1) Всё правильно назвали, ничего не перепутали? (Вывесить на доску).

    А что такое тема текста? Прочитайте определение из портфолио памятка №2 ).

    Итак, сейчас вы прослушаете текст и ответите на вопрос: Какова тема данного текста? У вас на столах лежат тексты, можете маркером или ручкой отметить ключевые слова (слова с одинаковым или похожим значением, которые чаще всего употреблены в этом тексте).

    Итак, слушаем.

    Выразительное чтение текста 2 учениками. (2-3 минуты) !

    По мере чтения вывешиваются портреты А.Эйнштейна, Д.Джойса, Мохаммеда Али.

    Итак, о чём этот текст? Назовите тему... Какие ключевые слова вы выделили? (Все люди - братья).

    А какое слово из лексической разминки подойдёт больше всего?

    Толерантность, космополитизм.

    А что такое проблема текста? Прочитайте определение из портфолио. (Памятка №2 )

    Можете друг с другом совещаться.

    Обратите внимание на это при выборе ответа.

    Выполняя тестовые задания, вы можете выбрать 1 или несколько вариантов ответа.

    Время - 5 минут. Та пара, которая справится с заданием раньше, делает дополнительное задание на оценку.

    Дополнительно: 2, 4, 5.

    Самопроверка. Выставление оценок. (1 задание - 1 балл: дополнительное – максимально З балла)

    В каких заданиях вы ошиблись?

    Фронтальный опрос.

    Итак, проблема текста - проблема единства народов и культур. Кто выбрал другую? Почему

    Авторская позиция выражена словами Кеннета Бауэрса, что “люди всего мира - родственники”. Т.е. Кеннет Бауэр, герой очерка, всех людей мира разных национальностей считает своими родственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих. Безусловно, его можно назвать толерантным человеком, космополитом.

    Какие слова из нашей разминки близки мировоззрению Кеннета Бауэрса? Распределите на 2 колонки. 2 ученика выходят к доске.

    Космополитизм

    Веротерпимость

    Гуманизм

    Миролюбие

    Терпимость

    Милосердие

    ксенофобия

    шовинизм

    национализм

    конфронтация

    Экстремизм

    агрессия

    В каких произведениях нам встречается подобная проблема? ...

    Назовите...

    (“Война и мир” Толстого, “На дне”Горького, “Тихий Дон”Шолохова.)

    Можно ли назвать эту проблему важной и острой?

    Да, она актуальна, так как в России проживает около двухсот народов и народностей, и обострение межнациональных отношений может привести к трагическим последствиям. Что мы и наблюдаем сейчас, например, на Северном Кавказе и в других местах мира. Подобные столкновения являются следствием национализма(например, акции скинхедов).

    Продолжим работу с текстом.

    Разделимся на 2 группы (по рядам), каждая группа получает индивидуальное задание. Распределите обязанности в группе, чтобы успеть выполнить все задания. Выберите в каждой группе человека, который будет отвечать Вспомним ешё раз структуру сочинения... (Называют)

    Начинать надо со... вступления.

    Я предлагаю несколько вариантов вступления. Выберите подходящее к нашему тексту. Прокомментируйте эту проблему. При затруднении можете воспользоваться подсказкой.

    В этом случае - минус 1 балл при оценивании.

    Этой работой будет заниматься группа № 1 .

    2 группа сформулирует авторскую позицию, выразит своё согласие или несогласие с мнением автора и приведёт аргументы (не менее 2-х). Вы также можете в случае затруднения обратиться к подсказке, но на тех же условия (минус 1 балл).

    Время работы - 7 мин.

    У каждой группы есть и дополнительные задания, за правильное выполнение которых вы получите дополнительный балл.

    А один учащийся получает индивидуальное задание: написать сочинение из предложенного материала, вернее, соединить части “конструктора” устно.

    Проверка: Чтение ответов учащимися. Обсуждение. Выставление оценок: в группах ставят самостоятельное 1 балл за каждое задание) +1 балл за дополнительное.

    Дополнительное задание проверяется по контрольной карте (взаимопроверка между группами).

    Чтение сочинения (индивидуальное задание).

    Итог урока.

    Итак, сегодня на уроке мы...Что делали? Что запомнилось? (Проанализировали предложенный текст с учетом требований, предъявляемых к выполнению части С: выделили проблему, авторскую позицию, охарактеризовали языковые особенности текста С. Довлатова, попытались корректно и доказательно выразить собственную точку зрения.)

    Ещё раз обращаю ваше внимание на эпиграф . Сегодня вы рассуждали, размышляли, ошибались, но всё-таки сами. И, я надеюсь, вы это умение будете развивать и совершенствовать.

    Надеюсь, что это занятие поможет вам успешно выполнить домашнее задание - написать сочинение.

    А некоторые получают индивидуальное задание - сочинение по тексту С.Довлатова “Однажды мы ехали в нью-йоркском метро...”. Дополнительное задание: объяснить орфограммы в словах из лексической разминки.

    Самостоятельная работа № 1

    Ответы (на обратной стороне доски):

    1. 2) 3) 4)
    2. 2)
    3. 2) 3) 5)
    4. Дополнительное: 2, 4, 5

    Самостоятельная работа №2 (устная проверка)

    2. 2 (назвать ошибки)

    Нельзя не заметит, что рассказчик изумлён беседой с Кеннетом Бауэрсом, для которого все люди- родственники. В самом деле, кому из нас приходила мысль считать человечество одной большой и дружной семьёй? Однако автор так выстраивает диалог своих героев, что читатель невольно задумывается о несомненной правоте мудрого мастера.

    1. Авторская позиция выражена словами Кеннета Бауэрса, что “все люди- родственники...братья”
    2. Любые два аргумента.

    Дополнительное.

    Проверка по контрольной карте:

    1. Мне импонируют те люди, которые всех людей считают братьями.
    2. Недавно мы приехали из санатория, в котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.
    3. Мнение многих по этой проблеме неоднозначно.
    4. Кеннет Бауэрс сказал, что он американец, и попросил меня занести ему свою фотографию.

    Кто не любит своего отечества более чем другие государства, потому только, что вообще не имеет сочувствия к человечеству и частям его. Н. Кириллов СИС. // Бельчиков 46. Космополит. Человек принимающий участие в интересах всего человечества, отвергающий привязанности исключительно к своему отечеству, родине, семье, а считающий всю вселенную своим отечеством . Чудинов 1902. Козмополит, то есть гражданин всего света, может удивиться, что Франции правительство не прилагает бОльшаго старания о земледелии. 1768. Бильф 232. Космополит, - и зритель мира. Бобор. Херс. 283. // Сл. 18 8 231. По признанию всех честных людей, космополит, или гражданин мира, для достойнейших членов человеческого общества; оное никому не приличествует, кроме показывающему самим делом, что не токмо, совестной гражданин отеческого своего города, не токмо верной подданой, но и член того великого союза, по коему различия между народами, нет гонения для закона, нет призрения нижних, но всем людям всякого звания равномерное доброхотство и благодеяние. Сих качеств исполненной человек может по правде космополитом, или гражданином всего света, называться и то приносит великую честь.. не все имеют о нем точного и справедливого понятия. ЕС 1783 5. // РР 2003 1 114. Сей космополит хвастающийся иметь везде по своему желанию отечество, осмелится равняться с славными мужами, служившими славой своему отечеству? 1787. Обществ. человек 94. // Сл. 18 10 198. Но, раб, умираю за отечество и, как космополит за свет. 1800. Суворов. // С. Письма 382. "Как раб, умираю за отечество, как космополит за свет" - несколько повторит Суворов. Н. Молева Москва невечная. // Лепта 1996 31 149. Я люблю состояние космополита и не мешаюсь в партии. Корифей 1802 кн. 1. Космополит, человек всяческий, равносторонний, непривязанный ни к одной (партии) стороне. Там же. А. В. Зеленин. // РР 2003 1 114. Некоторой Философ Космополит говаривал: я предпочитаю.. род человеческий моему отечеству. Ян. 1804 2 419. Некоторые ученые почитают себя и почитаемы космополитами, как мне помнится. 1807. АБТ 1 86. Если вы въезжаете в чужую землю с целью изучить нравы и обычаи, вы должны забыть на время, что вы гражданин своей земли, и сделаться совершенным космополитом. Белинский 3 373. // Бельчиков 45. Космополит есть какое-то ложное, двусмысленное, странное и непонятное явление. Белинский. // РР 2003 1 114. Космополит, сиречь человек гуманный, не хочет знать никакой исключительной любви, любит всех одинаким образом и заботится не о частном одного поколения или народа, но о всемирном, общем благе всего рода человеческого; для него мало быть хорошим отцом семейства, полезным членом общества, верным сыном своей родины, - выше всего этого: он гражданин вселенной. 1842. Загоскин Москва и москвичи 349. Француз природы простодушен, легковерен, идет скоро на ласку, скоро дружится, особенно срусскими, к тому же и космополит. Его отечество там, где ему хорошо. Лажечников Неск. зам. по восп. по поводу статьи "Мат. для биографии А. П. Ермолова" // Л. Бусурман 448. Мы находим далее статьи.. космополита. ЖСХ 1851 10 3 22. Мне кажется, что этот господин, Космополит и мира гражданин, - Воспитан у бурят, иль в школе самоедов! 1856. Растопчина Возврат Чацкого. Я.. родился космополитом, не был связан ни с какою почвою, не был человеком сословия, кружка, семьи. Помяловский Молотов. // РР 2003 1 115. Я стал безнациональным народником, известной степени космополитом, как и вся русская интеллигенция моего поколения. Короленко 8- 8 119. || расш., шутл . Политические распри не входят в расчет женских склонностей - в этом отношении они истинные космополиты. Марлинский Вечер на кавказских водах. // РР 2003 1 114. Я уже успел сделаться космополитом в отношении к музыке. В Карабахе слушал даже, sans sourciller , полный персидский , от которого того-и-гляди падут стены. ОЗ 1848 10 2 164. - Ты, брат, какое больше пьешь? Акцизное, или пошлинное <т. е. заграничное>? - Я, Архип Архипыч, в выпивке космополит! отозвался актер. - Это что за черт такой? Мигилист <нигилист? >. - Всякое, значит пью, что под рукой. - Умница! .. Такой же выходит , как и я. 1899. Проказники 342. На примере Ладоги рушится представление о спокойной самобытности славян. Город в низовьях Волхова являлся новым для раннего средневековья городом-космополитом, где встречались разные племена и народы Европы и Азии. Родина 2001 1 36. ♦ устар. Желтолицый космополит. Золото . На пороге XX века это называемый "желтолицый космополит", некогда носивший название золотого тельца. РБ 1900 10 2 152. От сыновей, отправляемых в Питер 12 лет,. .нельзя ожидать... привязанности к родительскому крову; они становятся невольно космополитами. Ленин Развитие капитализма в России. // РР 2003 1 116. < Рабочие> старались держаться земляк к земляку, и только космополиты босяки сразу выделялись. Горький Коновалов. // РР 2003 1 116. || полит. Космополит, безродный космполит. Еврей - во время антиеврейской кампании, развернутой в СССР после Великой отечественной войны . Антипатриотическая критиков-космополитов. Из газет. А. В. Зеленин. // РР 2003 1 116. Космополит - человек без родины. есть идейное оружие империалистической реакции. Эта реакционная буржуазная имеет своей целью подорвать советский . оплевать все советское, социалистическое, насаждать и антипатриотические, чуждые советскому обществу взгляды. Михайлов Отчетный доклад на XI съезде комсомола. // РР 2003 1 117. Изо дня в день бранились словами , формалист, безродный космополит. На консерваторской афише "Игорь Безродный" кто-то, естественно, приписал: космополит. А. Сергеев Альбом для . // ДН 1995 8 72. Кинотеатр повторного фильма. Его недавно переименовали: был "Люкс" - стал "Свет".. Бабушка шутит, что пирожное "Наполеон" теперь Кутузов. Борьба помполитов с космополитами. А.Битов Последовательность текстов. // Звезда 1998 9 27. В какой-то газете (кажется, в "Комсомольской правде"), в большой статье о космополитах, окопавшихся в Литературном институте, промелькнула "Вождь эстетствующих юнцов и космополитенок Поженян". Б. Сарнов. // ВЛ 2000 1 282. В одной газетке-сплетнице, газетёнке-потаскухе, занятой чем угодно, кроме своего прямого дела - литературы, кто-то шепнул ядовитое слово космополит. И слово было найдено! Прекрасное, гордое слово, объединявшее мир, слово, которым венчали гениев самой широкой души - Данте, Гете, Байрона - это слово в газетке слиняло, сморщилось, зашипело и стало значить - жид. А. Солженицын В круге первом. // НМ 1990 4 95. У него <Гольцева> я познакомился с будущим "безродным космополитом", а тогда заведующим кабинетом печати МК партии Яковлевым-Хольцманом. Н. Коржавин В соблазнах кровав. эпохи. // ДН 2000 12 16. прост . В прошлом году какие-то космолиты <так> заграничным капиталистам продали, а в этом году академики. Абрамов Пряслины 564. || перен . Русские водевили.. какие-то космополиты, без отечества и языка, какие-то тени без образа. Белинский. // РР 2003 1 114. А наука - космополит. 1833. Герц. // 30-21 22.

    2. мн., биол. Животные или растения, широко распространенные по всему земному шару (напр. воробьи, тростник и т. п.) . БАС-1. Один - космополит - трепещет в вышине Как точка малая, веселый жаворонок, .. Да воробей еще - другой космополит - По кровлям и в садах и скачет, и пищит. Огарев Летом. // РР 2003 1 114. Если взять мягкую пшеницу.. как вид.. то его можно считать до известной степени космополитом. Природа 1927 4 295. Гнездятся здесь и птицы-космополиты, например, ворон и беркут. Этим все равно, где жить, они обитают и в тундре, и в пустыне, и лесу, и в горах. А.А. Кузнецов Последн. восхождение. // НИЖ 1993 4 48. Многие считают, что орхидеи - всегда с крупными и яркими цветами - растут только в тропиках. На само деле эти растения - космополиты. Природа 1997 2 114. - Норм . Всеградник вместо космополит. Шишков. // Якимович 57. Вероятно, господа космополиты, сиречь - граждане вселенной, оправдывают это странное гражданство своею любовью к всему человечеству; следовательно, гуманный человек и космополит почти одно и то же. М. Н. Загоскин. // Николина 2000 1 413. Космополитка и, ж. БАС-1. В мнениях своих она < Растопчина> была, так сказать, космополитка, и поэтому у нее собирались люди всевозможных лагерей и профессий. 1892. Д. М. Погодин Восп. // Р. Счастливая женщина 401. Человек, которого никогда не видали на берегу в обществе "космополиток-дам" или туземных разноцветных красавиц. Станюкович Пассажирка. // РР 2003 1 115. Мой муж напротив - , саратовский помещик, привязанный всеми нервами к земле, а я тоскующая космополитка. Лухманова Жизнь мстит. // Л. 1897 84. - Норм . Извлеченное из благопристойного европейского лексикона, это слово <космополит> наполнилось у нас в конце 40-годов особым, зловещим смыслом: стало ругательным, звучащим, как строка приговора. Космополитами называли тех, кто якобы пресмыкался перед буржуазным Западом, восхищался его мнимыми достижениями, недооценивал наше национальное наследие, важные завоевания русского ума... но все это было лишь прикрытием: понятие "космополит" (часто с эпитетом "безродный"), стало синонимом слова "еврей". НМ 2002 1 198. - Лекс. Ян. 1804: космополит; САН 1847: космополи/т; Сл. 18: космополит 1763; Даль-1: космополи/тка.


    Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "космополит" в других словарях:

      КОСМОПОЛИТ - (греч. kosmopolites, от kosmos вселенная, и polites гражданин). Человек, принимающий участие в интересах всего человечества, отвергающий преобладание привязанности исключительно к своему отечеству, родине и семье, а считающей всю вселенную своим… … Словарь иностранных слов русского языка

      космополит - гражданин вселенной, гражданин мира Словарь русских синонимов. космополит гражданин мира (или вселенной) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

      КОСМОПОЛИТ - КОСМОПОЛИТ, космополита, муж. (греч. kosmopolites от kosmos вселенная и polites гражданин) (книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим к какой бы то ни было национальности, собств. признающий весь мир своим отечеством. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

      КОСМОПОЛИТ - КОСМОПОЛИТ, а, муж. 1. Последователь космополитизма. 2. Растение или животное, встречающиеся на большей части обитаемых областей земли (спец.). | жен. космополитка, и (к 1 знач.). | прил. космополитический, ая, ое (к 1 знач.) и космополитный, ая … Толковый словарь Ожегова

      космополит - Виды растений и животных, обитающие в разных условиях и имеющие обширные ареалы (например, тростник обыкновенный растет от тропиков до Арктики, в водоемах и на суше), противопоставляются эндемичным видам. Syn.: убиквист; эвритопобионт … Словарь по географии

      Космополит - (от гр. kosmopolites гражданин мира; англ. cosmopolite, cosmopolitan; фр. citoyen du monde; нем. Weltkind) человек, не считающий себя принадлежащим к какой либо национальности, гражданином определенного государства, а признающий своим отечеством… … Энциклопедия права



    Рассказать друзьям