Рафаэль художник эпохи возрождения краткая биография. Рафаэль санти творчество и основные идеи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Живопись Рафаэля Санти

Эпоха Возрождения - время высочайшего художественного подъема, когда в Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов, архитекторов.
Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений евпропейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства.
Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Произведения Рафаэля являют собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве Высокого Возрождения. Рафаэлем был создан “универсальный образ” прекрасного человека, совершенного физически и духовно, воплощено представление о гармонической красоте бытия.

Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль был рождён, чтобы выразить идеалы Возрождения, мечту о прекрасном человеке и прекрасном мире.

Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино. Первые уроки живописи он получил у отца, Джованни Санти. Когда Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (маль он потерял за 3 года до кончины отца). По-видимому, в течение последующих 5-6 лет он обучался живописи у Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити, второстепенных провинциальных мастеров.
Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно благотворной. Отец Рафаэля был придворным художником и поэтом герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро. Мастер скромного дарования, но человек образованный, он привил сыну любовь к искусству.

Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500 - 1502 годов, когда ему было 17-19 лет. Это миниатюрные по размерам композиции “Три грации”, “Сон рыцаря”. 2,3 Эти простодушные, еще ученически робкие вещи отмечены тонкой поэтичностью и искренностью чувства. С первых же шагов творчества дарования Рафаэля раскрывается во всем своеобразии, намечается его собственная художественная тема

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна - «Мадонна Солли» 4

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры - «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.5,6

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502-1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504-1505) и портреты - «Портрет Пьетро Бембо» (1504-1506)7,8,9 . Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка, и не случайно она станет одной из главных в его искусстве. Композиции, изображающие мадонну с младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность и популярность. На смену хрупким, кротким, мечтательным мадоннам умбрийского периода пришли образы более земные, полнокровные, их внутренний мир стал более сложным, богатым по эмоциональным оттенкам. Рафаэль создал новый тип изображения мадонны с младенцем - монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой теме невиданную значительность.

Флоренция

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.» 10

«Портрет дамы с единорогом» (1505-1506, Рим, галерея Боргезе) числился в музейном каталоге XVIII века как «Святая Екатерина»;

в самом деле: руки женщины были сложены иначе, плечи покрывал плащ, здесь же были разбитое колесо и пальмовая ветвь - эмблемы мученичества святой. Во время реставрации в 1935 году под рентгеновскими лучами выяснилось, что эти элементы были приписаны другой рукой, и когда верхний слой сняли, картина предстала в первозданном, мирском виде. «Святое Семейство с агнцем» (Мадрид, Прадо), с датой - 1507, - почти доскональное воплощение этюдов Леонардо, и, наконец, «Святое Семейство» (ныне в Старой пинакотеке Монако), выполненное в 1507-1508 годах для Доменико Каниджани, зятя Лоренцо Нази.11,12

Как и единорог и колье на предыдущей картине, украшение на «Портрете Маддалены Дони» (1506, Флоренция) символизирует целомудрие. характерному изображению лиц. В «Портрете дамы с единорогом» (Рим, галерея Боргезе), «Портретах супругов Дони» (Флоренция, галерея Питти), «Беременной» (Флоренция, галерея Питти) и, наконец, «Немой» (Урбино, Национальная галерея Марке) Санцио работает над позами, придает лицам выражение достойное, строгое, спокойное, иногда немного печальное, тщательно выписывает костюмы. 13. 14

Флорентийские мадонны

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506-1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504-1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507-1508).15,16

Ватикан

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию - «Диспута» (1508-1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509-1510) и «Афинскую школу» (1510-1511).17-20

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов. «Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же - бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием - и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»

«Афинская школа» - блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. «На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура - очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511-1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513-1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513-1514)21 . «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, - такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»

В 1513-1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).22

Римские мадонны

В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна Фолиньо» (1512), «Мадонна с рыбой» (1512-1514), «Мадонна в кресле» (около 1513-1514).

Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512-1513)23 . Эту картину заказал Папа Римский. «Сикстинская мадонна» поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне - это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника - заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии."

В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской капеллы.

Последнее произведение – «Преображение » (1518-1520) – исполнено со значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.24

Особенности творчества Рафаэля

В деятельности Рафаэля Санти поражает прежде всего неистощимая творческая фантазия художника, подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого. Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров; во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью, и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии. Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. У Рафаэля нет ничего преобладающего, все соединено в необычайном равновесии, в совершенной красоте. Глубина и сила замысла, непринужденная симметрия и законченность композиций, замечательное распределение света и тени, правдивость жизни и характерность, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.

Рафаэлло Санцио да Урбино – итальянский живописец и архитектор эпохи Высокого Возрождения. Его работы отличаются изяществом форм, простотой композиции и тонким пониманием гуманизма Ренессанса.

Рафаэль родился в 1483 году (точная дата рождения не установлена) в городе Урбино. Его отец - Джованни Санти, придворный художник местного герцога – был весьма образованным человеком; писал стихи, хорошо разбирался в истории гуманитарных наук; свою любовь к искусству и тонкий вкус сумел внушить и передать сыну.

Рафаэль рано потерял своих родителей – мать умерла, когда мальчику было восемь, спустя еще три года ушёл из жизни его отец. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. В юности Рафаэль работал – по разным версиям – в мастерских выдающихся урбинских художников – Пьетро Перуджино или Тимотео Вити. Первая версия кажется более вероятной; главным образом потом, что влияние Перуджино очень хорошо прослеживается в ранних работах Рафаэля. Однако работы юного художника этого периода непросто отличить от полотен его учителя из-за схожести стиля и стремления Рафаэля во всём подражать мастеру.

Первая точно задокументированная работа Рафаэля – «Ангел» (1500 – 1501), полотно, написанное масляными красками для церкви святого Николаса Толентинского. В последующие годы Рафаэль активно работает, создавая полотна и фрески для церквей и частных коллекций. Среди картин этого периода – «Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами», «Обручение Девы Марии», фрески для Сиенского собора.

С 1504 начинается «флорентинский период» в творчестве Рафаэля, хотя нет точных указаний на то, что художник действительно жил во Флоренции в это время. Тем не менее, искусство севера Италии оказало на творческую манеру Рафаэля большое влияние. К этому периоду относятся такие произведения, как «Мадонна в зелени», «Святая Екатерина Александрийская», «Положение во гроб».

В 1508 году Рафаэль переезжает в Рим по приглашению папы Юлия II, где остаётся до конца своей жизни. Самый знаменитый и масштабный проект живописца этого времени – «Станцы Рафаэля», комнаты в папском дворце в Ватикане, которые художник украсил своим фресками. Роспись дворца занимала большую часть времени живописца, однако в это время он создаёт несколько шедевров, которым суждено приобрести всемирную известность – «Триумф Галатеи», «Крестный путь», «Святое семейство».

Рафаэль скончался 6-го апреля 1520-го года. Причины его смерти остаются неизвестными. Надпись на его могиле гласит: «Здесь покоится Рафаэль; живой, он стал достойным соперником самой Природы; умирающего, она оплакала его, страшась, что теперь погибнет сама».

Интересные факты и даты из жизни

Рафаэль родился в городе Урбино в 1483 году в семье художника Джованни Санти. Атмосфера города и дело отца предопределили судьбу мальчика.

В XV веке Урбино - один из самых важных городов Италии, крупный культурный центр. Правители Урбино, герцоги Монтефельтро, - известные меценаты и коллекционеры, они осознавали важность образования и просвещения, обожали математику, картографию, философию, ценили искусство и оказывали покровительство художникам.

Джованни Санти был придворным живописцем и поэтом. В мастерской отца юный Рафаэль знакомился с основами живописи, и как отмечает Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях…», «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».

Мальчику не было и десяти лет, когда он потерял родителей и был отправлен (по желанию отца) в Перуджу учеником в мастерскую Пьетро Перуджино.

Рафаэль быстро учится, ему едва исполнилось 17 лет, когда он уже упоминается как самостоятельный художник, создающий работы для своих первых заказчиков. К этому периоду относится рисунок-автопортрет художника. Пройдет совсем немного времени, и Рафаэль станет непревзойденным портретистом, умеющим передавать не только поразительное сходство, но и индивидуальность своих моделей при помощи цвета, света, деталей. Но пока Рафаэль - скромный ученик в мастерской большого художника.

2. Обручение Девы Марии, 1504
Пинакотека Брера, Милан

Пьетро Перуджино, ставший учителем Рафаэля, - звезда умбрийской школы живописи, один из самых востребованных художников своего времени. Его стиль мелодичен и поэтичен, приятен глазу и проникнут особым лиричным настроением. Образы Перуджино прекрасны и сладостны. Ему свойственны декоративность и равновесие. В атмосфере гармонии и безмятежности - весь Перуджино.

Рафаэль, тонкий и восприимчивый, так точно сумел уловить самую суть искусства своего учителя, что его первые работы можно было принять за шедевры мастера Перуджино.

В 1504 году Рафаэль создает «Обручение Девы Марии», немногим раньше картину с тем же сюжетом (венчание Марии и Иосифа) написал Перуджино.

Перед нами свадебная церемония: Иосиф в присутствии священника протягивает Марии обручальное кольцо.

Рафаэль, следом за учителем, помещает героев в идеальное пространство, созданное по законам линейной перспективы. Позади высится величественный, тоже «идеальный», храм. Однако своим «Обручением» 21-летний ученик превосходит своего учителя в искусстве изображения людей. Взгляните на торжественную статику персонажей Перуджино и на разнообразие характеров и движений у Рафаэля. Согласитесь, герои Рафаэля больше похожи на реальных людей.

Необычайно важно и то, что предшественники Рафаэля, в совершенстве владевшие приемами построения перспективы, выстраивали персонажей как по линейке и на первом, и на втором планах. Рафаэль же изображает присутствующих на свадебном торжестве более реалистично, хаотичной толпой.

Именно «Обручение Девы Марии» стало итогом обучения в мастерской Пьетро Перуджино. Порывистого юношу уже влекла цветущая Флоренция…

3. Автопортрет, 1506
Галерея Уффици, Флоренция

По Италии ходят слухи, будто во Флоренции творится нечто необыкновенное. В главном зале здания городского совета Микеланджело и Леонардо состязаются в искусстве фрески. Рафаэль решает непременно оказаться на месте событий.

В 1504 году Рафаэль прибывает во Флоренцию, у него руках рекомендательное письмо от его покровительницы, Джованны Фельтриа делла Ровере правителю Флорентийской республики Пьеру Содерини. Представьте, как Рафаэль идет в палаццо Веккьо и останавливается, пораженный, на площади Синьории. Перед ним величайшее произведение искусства - Давид, скульптура невиданной красоты и мастерства. Рафаэль поражен, ему не терпится встретиться с Микеланджело.

Следующие четыре года он проживет во Флоренции. Этот этап станет для него временем упорного труда, дисциплины и пристального изучения искусства Микеланджело и Леонардо. Рождался его уникальный стиль. Несомненно, Рафаэль не стал бы Рафаэлем без этих непростых для него лет напряженной работы.

Позже Вазари напишет: «Те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры».

23-летний художник пишет свой автопортрет, пока еще проникнутый лиричными чертами умбрийской живописи. Этот образ переживет века. Именно таким, нежным, порывистым и вечно юным, навсегда останется Рафаэль для потомков.

4. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци, 1506
Палаццо Питти, Флоренция

Мягкий нрав, безупречные манеры и удивительная легкость в общении позволяли Рафаэлю добиваться благосклонности влиятельных покровителей и богатых заказчиков, дружбы с самыми разными людьми и популярности у женщин. Ему удалось расположить к себе даже Микеланджело и Леонардо, каждого из которых природа наделила великим даром и настолько тяжелым характером, что многие предпочитали держаться от них подальше.

Одним из важных заказчиков для Рафаэля в его флорентийский период стал Аньоло Дони, богатый торговец тканями, меценат и коллекционер произведений искусства. В честь свадьбы с Маддаленой Строцци он заказывает парный портрет. Подобную роскошь, могли себе позволить лишь немногие.

Для Рафаэля-портретиста важным было не только умение передать внешнее сходство, но и характер. Достаточно одного взгляда на портрет Аньоло Дони, и становится понятно, что перед нами влиятельный и сильный человек, об этом говорит и его властная поза, и умный, спокойный взгляд. Он одет добротно и скромно, не стремится к показной роскоши. Скорее всего, его интересы разнообразны: его привлекает торговля, политика, искусство, литература, наука. Он воплощение идеального человека эпохи Возрождения, но вместе с тем это не обобщенный собирательный образ, а живой, узнаваемый современниками флорентиец.

Того же эффекта Рафаэль добивается в изображении Маддалены Строцци. С одной стороны, перед нами богатая горожанка, гордая и высокомерная, с другой - молодая женщина, невеста. Изящное дерево призвано подчеркнуть мягкий характер новобрачной. Особым смыслом наделена и подвеска на шее Маддалены, возможно, свадебный подарок Аньоло: драгоценные камни указывают на жизненную силу, крупная жемчужина - на чистоту и непорочность невесты.

В это время Рафаэль ищет себя и свой стиль, он очарован Джокондой, которую совсем недавно закончил Леонардо. Своей Маддалене он придает схожую позу и увлеченно ищет свои способы наполнить портрет магнетизмом. Рафаэль станет мастером психологического портрета, но позже, в период своего расцвета в Риме.

5. Немая (La Muta), 1507
Национальная галерея Марке, Урбино

Этот камерный портрет действительно необычен. Художник не дает никаких явных намеков, и то, что перед нами женщина, лишенная способности говорить, следует лишь из названия. Самое поразительное в этом портрете - это то ощущение, что от него исходит. Немота героини чувствуется по выражению лица, по взгляду, по бездействующим, плотно сжатым губам. В этом заключен выдающийся талант Рафаэля: он не только знаком с мельчайшими чертами и оттенками человеческой натуры, но и способен точно передать свои знания и наблюдения языком живописи.


6. Мадонна со щеглёнком, 1507

Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Тонкий и ранимый, он всю жизнь чувствовал острую потребность в материнской любви и нежности. И конечно, это нашло отражение в его искусстве. Мадонна с младенцем - один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.

Одна из таких картин - «Мадонна со щеглёнком». Перед нами Дева Мария, младенец Иисус и Иоанн Креститель, передающий ему щеглёнка, символ страшных испытаний Спасителя.

С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери, и молодого Св. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того, и другого. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом - и луг, и дубрава, и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».

7. Афинская школа, 1509–1510
Апостольский дворец, Ватикан

В 1508 году Рафаэль прибывает в Рим по приглашению Папы Юлия II и снова оказывается в центре невероятных событий: великий Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы, Браманте, главный папский архитектор, перестраивает собор Святого Петра, а в Станцах (комнатах Папы) работают видные художники своего времени: Лоренцо Лотто, Перуцци, Содома, Брамантино, а также бывший учитель Рафаэля, Пьетро Перуджино.

Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства. Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Так началась история Рафаэлевых Станц.

Самой знаменитой фреской по праву считается «Афинская школа», которая занимает стену Станцы делла Сеньятура, отведенную для собрания книг по философии.

«Афинская школа» - массовая сцена, собрание философов, мудрецов и ученых мужей всех времен в Идеальном храме Мудрости (архитектурное пространство, в котором собраны персонажи перекликается с проектом собора Святого Петра, который в это самое время возводится по проекту Браманте). В центре фрески Платон и Архимед. Первый указывает на небо, одним лишь жестом выражая суть своей идеалистической философии, второй - на землю, подчеркивая важность естественных наук и познания.

Кроме того, «Афинская школа» - место встречи Диогена, Сократа, Пифагора, Гераклита, Евклида, Эпикура, Зороастра и других выдающихся деятелей.

Интересно и то, что три самых важных творца Высокого Возрождения также изображены на собрании «Афинской школы». Если присмотреться, то в Платоне вы узнаете Леонардо да Винчи, в могучем титане-Гераклите, что сидит на ступенях, облокотившись о глыбу мрамора, - Микеланджело, самого Рафаэля ищите вторым справа в первом ряду.

За годы работы над Станцами Рафаэль становится знаменитостью, самой яркой звездой Рима. После смерти Браманте Рафаэль назначен главным архитектором собора Святого Петра и главным хранителем римских древностей. Он окружен покровителями, заказчиками, учениками, друзьями и прекрасными женщинами.

8. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1514–1515
Лувр, Париж

В Риме Рафаэль пишет портрет своего друга и мецената Бальдассаре Кастильоне. Взгляните на это необыкновенное лицо и вообразите, как далека нынешняя манера художника от сладостного стиля Перуджино, как ловко сумел художник переплавить приемы Леонардо и Микеланджело, создав свой уникальный почерк!

Граф Бальдассаре Кастильоне - философ, поэт, дипломат, один из самых образованных людей своего времени. К тому же он был известен мягкостью, кротостью и уравновешенностью характера. Именно эти качества по мнению самого Рафаэля отличали идеального человека Возрождения.

С картины на нас смотрит приветливый, немного задумчивый зрелый мужчина. Он одет скромно, но с большим вкусом. Лицо его спокойно и гармонично, взгляд проницательный и открытый. При всей внешней простоте, портрет этот наделен особым магнетизмом и психологической глубиной, сопоставимой с эффектом, что производит на зрителей изображение Моны Лизы.

9. Форнарина, 1518–1519 (слева)
Палаццо Барберини, Рим

О личной жизни Рафаэля ходили самые разные слухи. По некоторым из них, художник был распутником и скончался в 37-летнем возрасте от сифилиса, по другим, менее скандальным, от лихорадки. В любом случае, Рафаэль постоянно находился в центре женского внимания, и можно только догадываться, женщины какого происхожденияи рода занятий позировали для образов его нежных мадонн и нимф.

Долгое время личность черноглазой красавицы с портрета «Форнарина» была неизвестной. Вазари предполагает, что это портрет «…женщины, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая».

Несколькими годами ранее Форнарина позировала Рафаэлю для еще одного шедевра «Дама под вуалью». Если присмотреться, то головные уборы и Форнарины, и Дамы под вуалью скрепляет одна и та же заколка, возможно, подарок Рафаэля.

По легенде, Рафаэль встретился с Форнариной, дочерью пекаря (форнарина - с ит. «булочница»), когда работал над фресками виллы Фарнезина. Тогда красавица, вроде как, собиралась замуж, но Рафаэль выкупил её у отца и поселил в доме, где и встречался с ней, пока их не разлучила смерть. Ходили слухи, что именно Форнарина погубила Рафаэля. Говорили также, что после его смерти она ушла в монастырь от горя, или что она вела настолько развратный образ жизни, что была насильно пострижена в монахини.

10. Сикстинская мадонна, 1513–1514
Галерея старых мастеров, Дрезден

« Одной картины я желал быть вечно зритель…» - писал А. C. Пушкин о самой знаменитой Мадонне Рафаэля.

Именно в «Сикстинской мадонне» Рафаэлю удалось достичь вершины своего мастерства. Картина эта поразительна. Распахнутый занавес являет нам небесное видение: окруженная божественным свечением, Дева Мария спускается к людям. У нее на руках младенец Иисус, в лице её нежность и тревога. Кажется, что всё в этой картине: и сотни ангельских лиц, и почтительный жест святого Сикста, и смиренная фигура Святой Варвары, и тяжелый занавес - созданы для того, чтобы мы ни на секунду не могли отвести взгляд от лица Мадонны.

И конечно, Рафаэль не был бы Рафаэлем, если бы в прекрасном образе Марии не были бы заметны черты его Форнарины.

Рафаэль скончался в Риме 6 апреля (в день своего Рождения) 1520 года в возрасте 37 лет в зените своей славы.

Много веков спустя, изучая искусство Рафаэля, Пабло Пикассо скажет: «Если Леонардо обещал нам рай, то Рафаэль нам его подарил!»

Рафаэль Санти — итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ - «Мадонна Конестабиле» (1502- 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)

Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506-1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).

В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра.

В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.

(1483-1520) является одним из самых ярких гениев . Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. что он хотел, — многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин. Восхищенные почитатели называли его «божественным». Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер.

Рафаэль был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении собора св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла живопись.

В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало.

Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений — «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Мадонна лишена святости, она выражает не только материнскую любовь, но воплощает собой идеал прекрасного человека. В картине все отмечено совершенством: композиция. цветовая гамма, фигуры, пейзаж.

За этим полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему — «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница». «Мадонна среди зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна под балдахином». А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.

После некоторого перерыва, когда Рафаэль был занят фресковыми росписями, он вновь возвращается к теме Мадонны. В некоторых ее изображениях он как бы варьирует ранее найденные модели. Таковыми, в частности, являются «Мадонна Альба» и «Мадонна в кресле», композиция которых подчинена круглому обрамлению. В то же время он создает и новые типы изображения Мадонны.

Вершиной в развитии темы Богоматери явилась «Сикстинская Мадонна ». ставшая настоящим гимном физического и духовного совершенства человека. В отличие от всех других Мадонн Сикстинская выражает неисчерпаемый человеческий смысл. Она сочетает в себе земное и небесное, простое и возвышенное, близкое и недоступное. На ее лице можно прочитать все человеческие чувства: нежность, робость, тревогу, уверенность, строгость, достоинство, величие.

Главным среди них, по мнению Винкельмана, являются «благородная простота и спокойное величие». В картине царит мера, уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рисунок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса.

К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев (станц) в Ватикане, посвященные библейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспруденции.

Фреска «Афинская школа» изображает собрание философов и ученых Античности. В центре ее находятся величественные фигуры Платона и Аристотеля, а по сторонам от них располагаются древние мудрецы и ученые.

Фреска «Парнас» представляет Аполлона и муз в окружении великих поэтов древности и итатьянского Возрождения. Все росписи отмечены высочайшим мастерством композиции, яркой декоративностью, естественностью поз и жестов персонажей.



Рассказать друзьям