Рембрандт жил и писал свои картины в. Занимательная биография загадочного сына мельника: художник Рембрандт Харменс ван Рейн

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Республика Башкортостан

Детская Художественная школа № 2

Реферат на тему:

Рембрандт Харменс ван Рейн

Выполнила Ученица 33 гр.

Пилюгина Анна

Проверила Севастьянова И. А.

Уфа, 2007 год

1. Введение

2. Биография

3. Творчество

4. Анализ работ

5. Заключение

Введение.

Голландия в 17-м веке была одной из самых богатых стран Европы. В её столицу Амстердам стекались товары со всех концов мира. Разбогатевшие голландские купцы и банкиры хотели, чтобы произведения искусства отражали всю их жизнь. Живопись была в ту пору наиболеепопулярным и развитым видом искусства. Каждый мало-мальски состоятельныйголландец считал картину лучшим украшением своего жилища. По словамсовременника, в голландских городах «все дома были напичканы картинами». Несмотря на то, что одни художникиписали в основном портреты, другие - жанровые сцены, третьи - натюрморты,четвертые - пейзажи, все они стремились изображать окружающую жизньреалистически: правдиво, просто, без прикрас. Это им удалось, и многие из нихпрославились на века. Но как ни высоко было мастерствоголландских живописцев 17-го века, всехих превзошёл своим великим искусствомРембрандт ван Рейн - голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник всех времен и народов. Он жил в эпоху, когда разум уже делал попытки восторжествовать над верой, когда право сильного оспаривалось правом богатого, а слабые и бедные были в презрении и поругании. Мир расширялся в своих границах, благодаря великим географическим открытиям и изучению вселенной, но в то же время он сужался до масштабов частного дома или даже единичной души, потому что вера объявлялась частным делом, никак не влияющим на процессы в обществе. Порой масштабы одной души могут превзойти масштабы вселенной, и тогда эта душа оказывается способной порождать свои миры, свои вселенные. Такие люди рождаются раз в столетие, если не реже. Именно таким человеком, в котором жила вселенная, и не одна, был Рембрандт. Он велик удивительной простотой и человечностью. Средствами живописи Рембрандт сумел, как никто до него, раскрыть внутренний мир человека, его сложные душевные переживания.

Рембрандт никогда не был окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. На официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. И он не любил и избегал тех, которые им пренебрегали. Обычную и любимую им компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники – самый простой люд. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы, старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки. Он с удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и порой зарисовывая интересные лица, которые потом переносил на свои полотна.

Биография.

15 июля 1606 г. в г.Лейдене у зажиточного мельника Хармена Герритса и его жены Неелтге Виллемс ван Зейтбрук родился шестой ребенок, названный Рембрандтом. Мельница находилась недалеко от пересекавшего город Рейна, поэтому Хармена Герритса стали называть ван Рейн, и это добавление к фамилии получила и вся семья.

Родители, давая Рембрандту хорошее образование, хотели, чтобы он стал ученым или чиновником. Он учится в латинской школе, а затем с 1620 г. – в Лейденском университете, который покидает, не закончив его. Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Но обучение продолжилось всего полгода. В 1624 Рембрандт возвращается в Лейден и там вместе со своим другом Яном Ливенсом открывает свою живописную мастерскую.

Рембрандт учится у художников прошлого и своих современников, овладевает техникой живописи и гравюры. Он изучает искусство Италии по слепкам, гравюрам, копиям и воспринимает гуманистическое начало итальянского искусства. В конце 1631 Рембрандт, известный портретист и автор исторических полотен, переезжает в Амстердам, крупнейший торговый город. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. Картина вызвала огромный интерес, и Рембрандт становится одним из самых модных молодых портретистов Амстердама.

В 1634 г. Рембрандт женится на дочери бывшего бургомистра Леувардена – Саскии ван Эйленбург, знатной и богатой патрицианке.Ее образ был увековечен Рембрандтом на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью.От этого брака рождается сын Титус, дитя любви и радости. В творчестве Рембрандт также удачлив и счастлив, как и в браке. Ему заказывают портреты самые состоятельные люди города, богатые корпорации ремесленников заказывают групповые портреты, магистрат просит написать картины на разные темы, в том числе религиозные, его офорты продаются в лавках самых знаменитый антикваров. У него много учеников. Рембрандт покупает большой трехэтажный дом на улице Бреестраат, где у него мастерская, жилые комнаты, и даже лавка. Обставляя дом роскошными вещами, художник создает богатую коллекцию, куда входили произведения Рафаэля, Джорджоне, Дюрера, Мантеньи, ван Эйка, гравюры с произведений Микеланджело, Тициана. Рембрандт собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, подлинные античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, дорогие восточные ткани, костюмы различных народов, гобелены, музыкальные инструменты.

К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый живописец. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. У него около 15 учеников. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – «Даная» (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Работу над картиной он начал писать в период семейного счастья, в зените славы. Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев скончалась любимая жена Саския (1642), которая оставляет на его руках малолетнего Титуса. Вскоре он лишается матери и сестер. После смерти Саскии жизнь Рембрандта словно дала трещину, которая не затянется до конца его дней. В 1650-х у него все меньше и меньше заказов. Богатые люди уже не заказывают у него свои портреты, магистрат не дает средств на картины для общественных зданий. В церквях этого времени картины также не требовались, так как в Голландии победил протестантизм, отрицательно относившийся к религиозному искусству. Офорты Рембрандта, еще несколько лет назад так хорошо продававшиеся, теперь не находят покупателя. Какое-то время Рембрандт, привыкший жить на широкую ногу, живет по-прежнему, но это ему уже не по средствам. Из-за непогашенных долгов кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму. В 1656 по решению суда Амстердамская ратуша объявляет Рембрандта несостоятельным должником, была проведена опись имущества, в 1656–1658 состоялась его распродажа. Реальная стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов: коллекция была оценена в 17 тыс. гульденов. Однако была продана всего за 5 тыс., дом был оценен вдвое дешевле его первоначальной стоимости. Но не все кредиторы были удовлетворены. И суд постановил, что все картины, которые будут создаваться художником, должны продаваться в счет погашения долгов, суд также лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования, что означало нищенское существование. В кампанию травли художника включаются и родственники Саскии, с которыми еще при жизни Саскии у Рембрандта произошел конфликт, т.к. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Хотя в тот период Рембрандт нажил своим трудом состояние, превышавшее придание его жены, собрал великолепную коллекцию художественных ценностей. Знаменитый живописец, который рано познал славу и богатство, к пятидесяти годам оказался бедняком, он живет одиноко, забытый почитателями и друзьями. Правда, он по-прежнему много пишет, но все его полотна сразу забирают кредиторы...
Утешением в бедственном положении Рембрандта, помимо живописи, становится его вторая жена Хендрикье Стоффелс. Вернее, она была его экономкой, и он жил с ней, что называется, в гражданском браке. Пуританское общество жестко порицало его за это «сожительство».Художник не мог официально жениться на ней, т.к. по завещанию Саскии Рембрандт при заключении нового брака лишался бы права быть опекуном наследства своего сына Титуса. Однако Хендрикье была не только хозяйственной, но и доброй женщиной, для Титуса она стала настоящей матерью. В 1654 г. она родила Рембрандту дочь Корнелию. Образ Хендрикье Стоффелс также запечатлен на полотнах Рембрандта. Она не так молода и красива как Саския, но художник смотрит на нее глазами любви, изображает ее с большой теплотой. Снова церковь выступает с осуждением его сожительства с Хендрикье, их дочь Корнелия объявляется незаконнорожденной. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Титус после разорения отца, чтобы сделать свое имущество полностью недоступным кредиторам Рембрандта, составляет завещание, в котором все свое состояние оставляет сестре Корнелии, а Рембрандта назначает опекуном с правом пользования деньгами. Несмотря на тяжелое положение, Рембрандт продолжает писать.

В 1660 Титус и Хендрикье открывают антикварный магазин, куда Рембрандт был оформлен на работу экспертом. И хотя по решению суда, вновь написанные Рембрандтом картины, должны были переходить в распоряжение кредиторов, договор о найме его на работу, давал возможность художнику передавать свои произведения в антикварный магазин. Это позволило семье увеличить свои доходы и купить дом.

Беды не перестают сыпаться на художника: в 1663 году он потерял свою любимую Хендрикье Стоффелс, которая по завещанию оставляет Титусу антикварный магазин, а Рембрандту – небольшое наследство. В 1668 г. - умирает сын Титус. С ним осталась только его дочь Корнелия, которой в то время было 14 лет. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. И все же, несмотря ни на что, Рембрандт продолжает писать картины, резать гравюры, вынашивает все новые и новые планы.

В феврале 1668 Титус женился на Магдалене ван Лоо, но вскоре скончался. Это нанесло сокрушительный удар Рембрандту, и 8 октября 1669 он умирает на руках своей дочери Корнели.

Творчество.

Творчество Рембрандта, без сомнения, вершина голландской школы. Этот мастер был одинок среди собратьев по искусству. Они считали его «первым еретиком в живописи», хотя впоследствии их самих стали называть «малыми голландцами» - чтобы подчеркнуть, насколько перерос их Рембрандт.

Большое влияние на его творчество оказал и стиль барокко, зародившийся в 17 в., но изысканность, пышность, подчеркнутая театральность этого стиля была далека от исканий Рембрандта. Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в.

Рембрандт писал то, что наблюдал в жизни, и всё, что он изображал, становилосьнеобычайно поэтичным. Это чудо совершала кисть великого мастера. В картинахРембрандта господствует полумрак, и мягкий золотистый свет выделяет из негофигуры. Сами краски, словно согретые внутренним теплом, мерцают, как

драгоценные камни.Особое место в творчестве Рембрандта занимает религиозная тема, именно здесь и проявляется своеобразие мастера. Главным источником вдохновения для Рембрандта была Библия. Даже когда картины на религиозные темы не пользовались спросом, художник писал их для себя, потому что испытывал в этом настоящую потребность. В этих картинах воплощена его душа, его молитва, его глубокое прочтение Евангелия.Художник читал Библию на своем родном языке, который не отличается изяществом. Он облекает ее в форму понятную и близкую современникам, людям простой жизни и простой веры. Такой хлев, в котором родился Спаситель, есть в каждой голландской деревне. Иерусалимский храм, где старец Симеон принимает на свои руки Богомладенца, напоминает старинные соборы Амстердама. А все персонажи его библейских картин, и даже ангелы, похожи на бюргеров и крестьян, которых можно встретить повсюду в этой стране.

В манере художника с годами все большее значение приобретает светотень, с помощью которой он расставляет духовные и эмоциональные акценты, всюду свет является «главным героем» картины и ключом к трактовке сюжета. Его интересует потаенная суть явлений, сложный внутренний мир людей.В 1648 г. он пишет картину «Христос в Эммаусе», где светотень создает напряженную эмоциональную атмосферу. «Изгнание торгующих из храма" было написано Рембрандтом в двадцатилетнем возрасте. Некоторые черты этогопроизведения говорят о неопытности начинающего мастера, хотя многое ужепредвещает его будущие шедевры. Нетрудно заметить в картине профессиональныеогрехи: ошибки в перспективе и в пропорциях. Однако уже сам выбор сюжета -свидетельство независимых устремлений молодого живописца. Вопреки привязанностямбольшинства голландских живописцев к бытовому жанру, он обращается кисторической картине на библейский сюжет и пишет ее с непривычным для „малыхголландцев" драматическим накалом страстей. Воссозданные на полотне крайние эмоциональные состояния - страха, ужаса, гнева - свидетельство раннегоинтереса художника к внутреннему миру чело века. Это несколько гротескноезаострение душевных проявлений и было исходной точкой в творческом путиРембрандта, который привел его в дальнейшем к открытию многоплановой жизничеловеческой души.

При всем том живописный язык Рембрандта удивительно тонок и изощрен, художник добивается невероятных нюансов цвета, игры света и тени, виртуозно строит композицию. Типажи его картин нарочито простонародны, но их чувства и переживания глубоки и возвышенны. Этот контраст и придает картинам мастера неповторимость. Особой утонченности Рембрандт достигает в графике. Здесь он добивается невероятной тонкости линии и штриха, но это лишь средство для глубинного проникновения в сюжет. По существу Рембрандт - создатель офорта, но и после него редко кому удавалось так психологически точно передать духовное состояние героев. Библейская тема и здесь является главной. Графические варианты притчи о блудном сыне поражают накалом драматизма и воздействуют на зрителя они не меньше, чем знаменитое живописное полотно на эту тему.

Картины и гравюры Рембрандта гораздо шире известны публике,нежели его рисунки, остававшиеся на протяжении долгого времени предметоминтересов небольшого круга собирателей и знатоков. Между тем фигураРембрандта-рисовальщика ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу илиофортисту. Рисунки мастера, сохранившиеся в огромном количестве - около 1700листов, составляют автономную область его творчества. И одной из самыхзамечательных особенностей рембрандтовских рисунков является их способностьделать зрителя свидетелем и соучастником рождения художественной мыслигениального мастера. К числу таких листов относится и небольшая зарисовка„Женщина с ребенком”. Исполненная тростниковым пером, она сохраняет всю свободу и непосредственность мгновенного наброска с натуры или по памяти, когда рукахудожника едва успевает наметить главные линии.

Последние работы мастера поражают отточенностью стиля, глубиной проникновения во внутренний мир образов, светотеневые эффекты еще более усиливаются, превращая полотна в мерцающие как драгоценные камни росписи. В графике Рембрандт также достигает невероятных вершин мастерства.

Он и теперь нередко пишет автопортреты, вглядываясь в них, как в зеркало, возможно, пытаясь разгадать собственную судьбу или постигнуть замысел Божий, так причудливо ведущий его по жизни. Автопортреты Рембрандта являются не только вершиной его творчества, они не имеют аналогов в мировой портретной галерее. На автопортретах последних лет перед нами предстает человек, героически переносящий тяжелые испытания и горечь утрат. Как портретист, он явился создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего достижениями в области портрета. Внешне портреты этого периода отличаются,как правило, большим размером, монументальными формами, спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жизненным опытом люди старики и старухи с печатью невеселых дум па лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека. В необычайно волнующих и проникновенных портретах Рембрандта как бы ощущаешь прожитую человеком жизнь. Изображая своих близких, друзей, нищих, стариков, каждый раз с удивительной зоркостью передавал он изменчивые душевные движения, живую трепетность выражений лица, смену настроений.

Анализ работ.

1. Возвращение блудного сына

К К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь, находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и технических приемов, которые выработал художник за долгие десятилетия творчества. Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состояние и покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная светлая радость этих двоих старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом и раскаянием, прячущего лицо на груди отца, составляет главное эмоциональное содержание произведения. Молча, потрясенные, застыли невольные свидетели этой сцены. Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доминируют золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. В нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпатель, и черенок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным. Он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности. Краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся изнутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным. Только умудренный огромным жизненным опытом человек и великий, проделавший большой путь художник мог создать это гениальное и простое произведение. В «Возвращении блудного сына» ничего не происходит и ничего не произносится. Все было сказано, передумано, выстрадано и перечувствовано давным-давно, в годы долгого ожидания, но есть радость встречи, тихой и светлой... «Возвращение блудного сына» было последним большим произведением мастера. 2. Даная

Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.

Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества. Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.

На картине молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка - всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскутавшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели. Даная получила углубленную психологическую характеристику и противоречивая гамма ее чувств и переживаний. «Даная», благодаря которой раскрылся сокровенный внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и переживаний. «Даная», таким образом, наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрандтовского психологизма. Картина «Даная» признаётся одним из лучших произведений художника. 3. Урок анатомии доктора Тульпа

Личности двух человек на этом портрете известны. Один из них - доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека. Другой - труп: Арис Киндт по прозвищу Младенец, настоящее его имя было Адриан Адрианзон. Покойник тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдиихирургов.

Подобные открытые анатомические уроки были обычным явлением не только в Нидерландах но и по всей Европе. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Зрителями были коллеги по цеху, студенты, уважаемые граждане и простые горожане.

Групповой портрет гильдии

Аутопсии проходили в анатомических театрах, имевших круглую форму с поднимающимися кверху рядами. Стол с телом, стоящий в центре театра, был хорошо виден с любого места. Об амстердамском Teatrum Anatomicum известно немного, Рембрандт лишь обозначил его на своем полотне. Наполненное зрителями помещение можно представить на месте наблюдателя.

Тульп обладает более высоким саном в сравнении с остальными персонажами, он один изображен на картине в шляпе. Скорее всего остальные собратья по цеху не имеют академического образования. Может быть они совместно финансировали эту картину - групповой портрет служил прославлению изображенных на нем и украшением резиденции гильдии.

Рембрандт изобразил на своем полотне персонажи иначе, чем его предшественники. Как правило они изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж расположен не на ее вершине.

Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся. Два человека наклонились вперед, их осанка и взгляды указывают на то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее, при этом с трудом верится в то что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес. Маловероятно чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, Рембрандт сконцентрировал происходящее на узком пространстве, окружив мертвеца напряженным вниманием и жизнью.

Аутопсия

Удивительно что аутопсия начата с руки. Обычно хирурги сначала вскрывали брюшную полость и вынимали внутренние органы. 24 года позднее Рембрандт написал полотно «Лекция по анатомии доктора Деймана» на котором изображено тело с открытой брюшной полостью - по существующим тогда канонам.

Это могло объясняться двумя причинами. Первая - дань Андреасу Везалию, основоположнику современной анатомии, ставшему известным благодаря исследованию анатомии руки. Вторая - изобразив руку художник мог легче привнести религиозное послание на картину. Также как сухожилия управляют рукой, управляет бог людьми. Наука должна была доказывать людям могущество бога.

Доктор Николас Тульп

Доктора Николаса Тульпа на самом деле звали Клаусом Пиетерзоном, он родился в 1593 и умер в 1674 году. Фамилия Тульп берет свое начало из родительского дома, где когда-то был аукцион по продаже цветов.

Тульп принадлежал к верхушке амстердамского общества, несколько раз он был амстердамским бургомистром. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. Тульп был практикующим врачем в Амстердаме, анатомия была одной из областей в которых он специализировался. Рембрандт подчеркнул его особое положение тем, что изобразил его в стороне от сидящих плотно друг к другу хирургов. Кроме того художник изобразил Тульпа единственного в шляпе - в помещении иметь привелегию носить головной убор всегда было признаком принадлежности к высшему обществу.

Тело Ариса Киндта

Художники до Рембрандта обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение - он изобразил его лицо наполовину покрытое тенью. Типичная для Рембрандта игра на контрасте света и тени, как будто в полумраке видна ombra mortis - тень смерти.

Хотя Доктор Тульп и центральный персонаж, тело Ариса Киндта занимает б́ольшую площадь на полотне. На него падает также основной свет, его нагота и окоченелость отличают его от изображенных на картине людей. Кажется что Рембрандт лишь затем так близко изобразил хирургов и придал такую динамику полотну чтобы подчеркнуть тем самым неподвижность тела, сделать осязаемой его мертвость.

Заключение.

Творческое наследие мастера огромно, Рембрандт был невероятно работоспособен: им создано более 250 картин, 300 гравюр и 1000 рисунков. Художник умер в нищете, но после смерти его работы стали цениться чрезвычайно дорого.

Творчество Рембрандта оказало огромное влияние на развитие мирового изобразительного искусства. Его работы находятся сегодня во многих музеях мира и частных коллекциях. А в Голландии день рождения Рембрандта - 15 июля - отмечается как национальный праздник.

Художник поднял изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой

Жизненностью и психологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный,

эмоционально напряженный колорит.

Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи - матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов. В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописсца его большая заказная картина "Урок анатомии". Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: "Флора", "Автопортрет с Саскией на коленях". Но счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: "Синдики", "Возвращение блудного сына", поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.

Флора - италийская богиня цветов, юности. Культ Флоры - один из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно племени сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой и праздновали в ее честь весной так называемые флоралии, во время которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали на себя яркие платья.
В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы.

Все полотно пронизано откровенным ликованием! Автопортрет изображает супругов за веселой пирушкой. Рембрандт, огромный по сравнению со своей тоненькой женой, держит ее на коленях и поднимает хрустальный кубок пенящегося вина. Они как будто захвачены врасплох, в интимной обстановке бьющей через край жизни.

Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей, и ему не приходит в голову, что его могут порицать. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.

Картина выражает радость жизни, сознание молодости, здоровья и благополучия.

После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. Он часто писал ее, но в названиях работ, где она служила моделью, никогда не упоминал ее имени.

История о библейском патриархе Иосифе рассказывается в книге Бытие.
Еще в родительском доме Иакова и Рахили их любимый сын Иосиф выступает как сновидец. Отец выделяет Иосифа среди братьев, и они, завидуя его особому положению и красивой одежде, продают Иосифа в рабство караванщикам, направляющимся в Египет.
В Египте Иосиф служит рабом у богатого вельможи Потифара, начальника телохранителей фараона. Потифар доверяет Иосифу весь свой дом, но жена Потифара покушается на его целомудрие, и Иосиф убегает, оставив в руках женщины свою одежду. Жена Потифара, влюбившись в Иосифа, и не добившись взаимности, обвиняет его в изнасиловании.
В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Иосиф толкует их сны, согласно которым хлебодар будет казнен, а виночерпий прощен через три дня. Пророчество Иосифа исполняется, и виночерпий вспоминает о нем, когда египетские жрецы затрудняются истолковать сон фараона о семи тучных коровах, пожранных семью тощими и о семи хороших колосках, пожранных тощими. Вызванный из тюрьмы Иосиф толкует сон как предвестие того, что после ближайших семи лет хорошего урожая придет семь лет жестокого недорода. Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода.
Фараон назначает доверенным лицом Иосифа, жалует его своим перстнем, дает ему египетское имя, а в жены - египтянку Асенеф, дочь жреца из Гелиополя.

Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса схватились за голову: сын и так причинил им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем. Родителям ничего не оставалось делать - тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сына. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты.
Однажды, когда Самсон бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочья и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому не рассказав о своем приключении. Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось много меду. Самсон принес соты родителям, не сказав ни слова, где он их взял.
В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пир, все поздравляли жениха и невесту, назначили день свадьбы. По филистимлянскому обычаю свадебное торжество продолжается семь дней.
На пиру родители невесты, опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать молодых сильных филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на "стражников", предложил им разгадать загадку. Разгадать ее надо было к концу свадьбы, на седьмой день.
Загадка звучала так: "Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое". Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар (пчелы и есть "ядущие"), о меде ("ядомое") и о сильном льве. При этом Самсон выставил условия: если она будет разгадана, они получат 30 рубашек столько же верхнего платья, а если нет - они расплатятся с ним так же.
Огорошенные филистимляне думали три дня над этой странной загадкой. Отчаявшись, они пошли к его молодой жене и пригрозили, что если она не выведает у мужа ответ загадки, они сожгут и их самих, и дом ее отца. Уж очень не хотелось филистимлянам выплачивать Самсону богатый куш.
Хитростью и лаской жена выведала у мужа ответ на загадку, и на следующий день филистимляне дали верный ответ. Разгневанному Самсону нечего было делать, как отдать условленный долг, а родители его были очень бедны. Тогда он убил 30 филистимлян и их одежду отдал в качестве долга. Сам же Самсон, понимая, что выдала его жена, хлопнул дверью и ушел снова к своим родителям.

Артемида (Артемис) - дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально почиталась как богиня животного и растительного мира. Она - "владычица зверей", Тавропола (защитница быков), Лимнатис (болотная), медведица (в этом облике ей поклонялись в Бавроне). Позднее - богиня охоты, гор и лесов, покровительница рожениц.
Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Шестьдесят Океанид и двадцать нимф были ее постоянными спутницами на охоте, участницами в ее играх и танцах. Ее главная функция - охранение установленных обычаев, жертвоприношений богам, за нарушение которых она жестоко карает: на Калидонское царство она насылает страшного вепря, на брачное ложе царя Адмета - смертоносных змей. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами, и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву - его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).
Артемида - защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь, превращает Актеона, случайно увидевшего богиню обнаженной, в оленя, которого разорвали его собственные псы, а нимфу Калипсо, нарушившую обет, - в медведицу. Она обладает решительностью, не терпит соперничества, использует свои меткие стрелы как орудие наказания. Артемида вместе с Аполлоном истребила детей Ниобы, возгордившейся перед матерью богов Лето своими семью сыновьями и семью дочерьми; ее стрела поразила Ориона, осмелившегося состязаться с богиней.
Как богиня растительности, Артемида связана с плодородием.Этот культ особенно распространился в Эфесе (Малая Азия), где в ее честь был сооружен храм Артемиды Эфесской (одно из "семи чудес света"), сожженный Геростратом. Артемида почиталась здесь как богиня-кормилица, "многотрудная"; она же покровительница амазонок.
Артемида почиталась и как богиня войны. В Спарте перед боем в жертву богине приносили козу, а в Афинах ежегодно в юбилей Марафонской битвы (сентябрь-октябрь) на алтари возлагалось пятьсот коз.
Артемида нередко сближалась с богиней месяца (Гекатой) или богиней полной луны (Селеной). Известен миф об Артемиде-Селене, влюбленной в красавца Эндимиона, пожелавшего вечной юности и бессмертия и получившего их в непробудном сне. Каждую ночь богиня приближалась к гроту Карийской горы Латм, где спал юноша и любовалась его красотой.
Атрибут богини - колчан за спиной, в руках лук или факел; ей сопутствуют лань или свора охотничьих псов.
В Риме Артемида отождествляется с местным божеством Дианой.

Художник изобразил в образе Юноны Саскию, свою жену. Юнона - древнеримская богиня брака и рождения, материнства женщин и женской производительной силы. Покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Главный атрибут этой богини - покрывало, диадема, павлин и кукушка. У Рембрандта павлин в левом нижнем углу картины.

В библейской мифологии Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.
По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой.
Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабли, и колена его от ужаса стали биться одно о другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы пригласили престарелого пророка Даниила, который всегда проявлял необыкновенную мудрость. И он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин" Это означало:"Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидянам и персам".
В ту самую ночь - продолжает библейское повествование, - Валтасар, царь халдейский, был убит.

Товит - израильтянин, отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, в том числе слепоту, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим. Его сын - Товия, исцелил с помощью ангела.

К Аврааму и его жене Сарре явился Бог в образе трех путников, трех прекрасных юношей (Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух). Пожилые супруги оказали им щедрое гостеприимство. Приняв угощение, Бог возвестил супругам чудо: несмотря на глубокую старость, у них родится сын, и от него произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы мира.

Один из самых загадочных эпизодов в Ветхом завете.
Когда Иаков остается один, появляется Некто (принято считать его ангелом) и борется с ним всю ночь. Ангелу не удается одолеть Иакова, тогда он касается жилы на бедре и повреждает ее. Тем не менее, Иаков выдерживает испытание и получает новое имя - Израиль, означающее "тот, кто борется с Богом и будет одолевать человеков".
Вот почему в какой-то степени естественны и оправданы позы Иакова и ангела, скорее обнимающихся, нежели борющихся.

Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа - все глубоко продумано. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Иудейский царь Сеул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Предупрежденный своим другом, царевичем Ионафаном, победитель Голиафа Давид прощается с Ионафаном у камня Азайль (древнееврейское значение - расставание, разлука.) Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Давид в отчаяньи припадает к груди своего друга, он безутешен.

Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет "самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер".
Действительно, так и случилось, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном.
При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям - Соломону и Нафану.

Одна из последних картин Рембрандта. Это глубокая психологическая драма. В полотне с потрясающей силой звучит призыв к глубокой человечности, утверждение духовной общности людей, красота родительской любви.

Здесь изображен библейский сюжет о беспутном сыне, после долгих скитаний возвратившемся в отчий дом. Вся комната погружена во мрак, ярко освещены лишь отец и сын. Сын с обритой головой каторжника, в лохмотьях, с голой пяткой, с которой свалился дырявый башмак, упал на колени и прижался к отцу, спрятав свое лицо у него на груди. Старый отец, ослепший от горя в ожидании сына, ощупывает его, узнает и прощает его, благословив.

Художник естественно и правдиво передает всю силу отцовской любви. Рядом присутствуют оцепеневшие фигуры зрителей, выражающие удивление и равнодушие - это члены того общества, которое сначало развратило, а затем осудило блудного сына. Но отцовская любовь торжествует над их равнодушием и враждебностью.

Полотно стало бессмертным благодаря общечеловеческим чувствам, выраженным в нем - бездонной рдительской любви, горечи разочарований, потерь, унижений, стыда и паскаяния.

Это лучшее произведение Рембрандта 30-х годов.

Картина посвящена вечной теме любви. Сюжетом послужил миф о дочери царя Акрисия Данае. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от рук своего внука.Тогда царь навечно заточил свою дочь в башню.Но всемогущий Зевс превратился в золотой дождь и в таком виде проник к Данае и стал ее возлюбленным. У них родился сын Персей, а затем опять по приказу Ариксия Даная вместе со своим сыном в ящике были брошены в море. Но Даная и ее сын не погибли.

Художник изображает момент, когда Даная радостно ожидает Зевса. Старуха-служанка отодвигает занавес ее ложа, и золотистое сияние вливается в комнату. Даная, в предчувствии счастья, приподнимается навстречу золотому дождю. Покрывало спало и обнажило уже не юное, отяжелевшее тело, далекое от законов классической красоты. Тем не менее, оно подкупает жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. И хотя художник обращается к теме из античной мифологии, картина явно написана в духе реализма.

Рембрандт много писал на темы библейских историй, и все они были у него на свой лад, обновленными по содержанию. Часто он писал картины вопреки логике - освещение, краски, все только по своему представлению. Ту же независимость художник проявляет и в манере одевать своих персонажей. Он наряжал их в странные одеяния - и Саскию, и Юнону, и других...
То же и с четой в картине "Еврейская невеста". Название странное, ведь на полотне изображена супружеская пара, причем жена беременна.
На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Два лица и четыре руки мужчина наклоняется к женщине, взор которой обращен к самой себе, к своим мыслям. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. В лице - доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Пальцы касаются друг друга. Легкое прикосновение. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной.

На картине Рембрандт полностью отказался от классического идеала обнаженной женской фигуры. Здесь он изобразил Хендрикье, свою вторую жену, раздевающейся перед купанием, вопреки всем канонам красоты. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина, стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду. Она будто возникает из коричневой темноты, ее застенчивость и скромность читаются и в легко написанном лице, и в руках, поддерживающих рубашку.

Великий голландец Рембрандт Харменс ван Рейн появился на свет в 1606 году в городе Лейден. После учебы в подмастерьях уже в 19 лет он начал работать самостоятельным художником.

В его первых библейских композициях заметно влияние итальянского барокко: в резких контрастах светотеней и динамике композиции. Но вскоре Рембрандт нашёл свой стиль в использовании светотени для выражения эмоций на портретах.

В 1632 году живописец переехал в Амстердам и взял в жёны богатую патрицианку. В этот период он был особенно успешен, знаменит и счастлив. И его работы насыщены сочными красками и дышат радостью. Он пишет большие религиозные композиции, много портретов и автопортретов с любимой женой.

Особенно Рембрандт прославился как портретист, написав за свою карьеру более сотни портретов и десятки автопортретов. Именно в изображении себя художник смело экспериментировал в поисках особой выразительности лица.

Рембрандт первый решил проблему скучных групповых портретов, объединив изображённых людей общим действием, что придавало лицам и фигурам естественную непринуждённость.

Прославил художника групповой портрет под названием «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором изображены не ровные ряды помпезных лиц, а герои увлекательной истории, словно застигнутые художником в разгар действа.

Венцом таланта Рембрандта-портретиста исследователи считают «Ночной дозор» (1642) – заказной портрет стрелкового общества. Однако заказчики не приняли картину, отвергнув новаторскую идею, где вместо выстроенных в ряд стрелков, была изображена героическая композиция на тему освободительной борьбы. Стрелкам, среди которых были и знатные, эти образы показались чуждыми и политически несвоевременными.

Это неприятие стало первым трагичным аккордом в жизни художника. А когда умерла любимая жена, творчество Рембрандта потеряло радостные нотки. 1640-е годы становятся периодом спокойных библейских мотивов, где художник всё тоньше раскрывает оттенки душевных переживаний героев. В его графике ещё изящнее играют светотени, создавая драматическую атмосферу.

В «Данае» (1647) художник выявил свои эстетические взгляды на женскую красоту, бросив вызов эпохе Возрождения. Его обнажённая Даная подчёркнуто далека от классических идеалов, но чувственна и тепла, как живая женщина.

Период творческой зрелости Рембрандта пришёлся на 1650-е годы – время тяжёлых жизненных испытаний. Его имущество за долги было продано на аукционе, но живописец практически не выполнял заказов. Он писал портреты близких, простых людей и стариков. Особое внимание художника с помощью пятен рассеянного света сосредоточивалось на лицах с богатыми, но едва уловимыми эмоциями, и натруженных руках.

Библейские образы Рембрандт трактовал по-своему, явно «приземляя» религиозные легенды, лишая их потустороннего. Нередко лицам святых он придавал черты конкретных людей, которые ему позировали для картин.

К середине 1650-х годов живописец стал настоящим мастером, умело покоряя свет и цвет ради эмоциональной выразительности образов. Но доживал свой век он в нищете и одиночестве, похоронив вторую жену и сына. Последние работы художника посвящены размышлению о столкновении в человеческой душе зла с добром. Завершающим аккордом стал главный шедевр мастера – «Возвращение блудного сына», написанный в 1669-м, в год смерти художника. Раскаявшийся сын, стоящий на коленях, выразил весь трагизм жизненного пути человека, а в образе отца можно увидеть саму любовь и бесконечное всепрощение.

Атрибуция картин Рембрандта проставлена согласно последним исследованиям группы авторитетных ученых по его творчеству и обновляется по ходу исследований, проходящих в настоящее время. "Исследовательский проект Рембрандт" был основан 1968 году и поставил для себя цель проверку подлинности и принадлежности кисти мастера картин на основе детального изучения каждой с применением последних искусствоведческих и технических достижений в этой области.

Компановка альбома и перевод - Константин (koschey)

Судьба этого человека, как и многих его коллег «по цеху», то есть художников, сложилась довольно необычно и странно. Эта творческая братия в основной своей массе предпочитает хаос порядку. Точно также поступал и Рембрандт Харменс ван Рейн – рисовальщик, гравер, один из наиболее ярких представителей «золотого века» голландской живописи, а кроме того, авантюрист и просто рисковый парень.

Его назвали величайшим мастером светотени, хотя до конца жизни он так и не научился реалистично рисовать лошадей. Зато портреты вельмож удавались ему очень хорошо, что и принесло этому выдающемуся человеку всемирную славу. Давайте разберемся, кем на самом деле являлся этот живописец и действительно ли стоит ли он той репутации, которую ему старательно создавали при жизни и после смерти.

Сказка о трех братьях: биография Рембрандта – неудавшегося чиновника

Кроме хвалебных речей и од, которые современники отпускают в адрес прославленного мастера портрета, о нем известно очень много неприглядных вещей, которые следовало бы озвучить. Его называли наиболее скандальным художником эпохи, потому что вокруг его творчества постоянно что-то происходило.

Он никогда не занимался «украшательством», писал только то, что видел перед собой, а всех своих «моделей» действительно «просвечивал» насквозь, как рентген. Его ругали, порицали, называли отвратительным и пошлым, но все равно шли, чтобы заказать картину или просто посмотреть на то, что уже было изготовлено ранее. Сам же художник только слегка посмеивался – такого сарказма и скрытой издевки, как на его полотнах, стоит еще поискать.

В двадцатом году семнадцатого века, сразу же после тринадцатилетия, Рембрандт был отправлен на обучение в Лейденский университет. На то время возраст студента был никому не интересен, главное было иметь подобающие знания, а круглолицый смешливый паренек их имел. Поговаривали, что таким образом родители пытались «отмазать» его от службы в армии, но так ли это, доподлинно неизвестно.

Кратко о жизни и творчестве великого живописца

Родившись в крохотном голландском городке Лейдене в семнадцатом веке, едва ли можно было рассчитывать на ослепительную карьеру, тем более если являешься десятым ребенком в семействе и третьим по старшинству сыном. Однако Рембрандт сумел преломить стереотипы и прославить свое имя, вписав его золотыми буквами в историю живописи. Ему пришлось рано повзрослеть, но с годами он не утратил того юношеского задора и неуемного чувства юмора, которое помогало ему пройти через все невзгоды.

Из него не получился чиновник и деятель науки, священнослужителем ему тоже было стать не суждено. Зато художником он был действительно великолепным, так как сумел покорить своим мастерством не только современников, но и потомков. Он учился у таких мэтров, как Питера Ластман и Якоб ван Сваненбюрх, но выработал абсолютно обособленную, свою манеру рисования. В конце жизни на его голову посыпались несчастья, будто открылся ящик Пандоры, но и это не сломило великого мастера. Благодаря ему мы, далекие потомки, можем насладиться «Данаей», «Ночным дозором» и «Возвращением блудного сына».

Рождение маленького Рембрандта

Состоятельный и зажиточный хозяин водяной мельницы Хармен Герритсзон ван Рейн в конце шестнадцатого века проживал в Лейдене на реке Старый Рейн, откуда и происходит его фамилия. Он женился на неприметной девушке – дочке пекаря Корнелии, которая нарожала ему кучу ребятишек, большинство из которых было девочками. Семейство ни в чем не нуждалось, жили в достатке и могли себе позволить многое.

Пятнадцатого июня 1606 года она произвела на свет своего последнего младенца. Ему было дано имя Рембрандт Харменсзон («сын Хармена»), и он стал младшим также из троих братьев. Сперва, в раннем детстве, парнишку учила мама, а затем отец. Говорят, что уже в четыре года он научился читать, а к пяти писать и считать.

Детство и юность влюбленного в искусство

Далее все развивалось, как в настоящей сказке о трех братьях: отец дал старшим хорошее наследство, помог устроиться в жизни и обеспечил процветающим бизнесом. Впоследствии они стали буржуа, которые не беспокоятся о завтрашнем дне и судьбе собственных детей. Самому старшему досталась мельница, а среднему пекарня.

Однако Рембрандт в число счастливчиков не попал. Возможно, не было в нем той самой коммерческой жилки, а может, родители просто решили, что одному из их детей следует все же получить образование, стать священником (семейство было католическим), учёным или чиновником. На самом деле, в те времена это было престижным и выгодным делом, а люди подобного рода занятий – уважаемыми в обществе. Да и денег так можно было заработать достаточно, чтобы содержать дом и семью.

Как складывалась карьера художника

Мальчик рос смышленым, потому уже в возрасте десяти лет, научив всему, что знал сам, папа записал его в латинскую школу при Лейденском университете. Спустя три года он уже был студентом учебного заведения, а также стал брать уроки живописи у католического художника Якоба ван Сваненбюрха, о котором в истории сохранились лишь отрывочные сведения. Известно только, что писал он исторические полотна. По всей видимости, именно он оказал на юного живописца такое мощное влияние, что первые его работы практически все посвящены библейским сюжетам.

Учеба в Амстердаме и своя мастерская

Если наука и писания никак не желали оставаться в кудрявой голове подростка, то кисти и краски буквально преображали его. Он мог с упоением работать по много часов с одной лишь деталью, чтобы довести ее до совершенства. В семнадцать лет он оставляет родной Лейден и уезжает в Амстердам, чтобы продолжить обучение у Питера Ластмана. Тот и сам стажировался в Италии, а сюжеты его картин тоже были направлены на библейские истории.

В двадцать шестом году Рембрандт познакомился, а потом и подружился с еще одним видным живописцем, который тоже учился у Ластмана – Яном Ливенсом. Он пригласил его в родной городок, и уже спустя год молодые люди вместе открыли художественную мастерскую в Лейдене. В это время приятели зачастую брались рисовать один и тот же сюжет, потому полотна их похожи. В них ощущается влияние Караваджо и Рубенса, который в Европе вообще считался чуть ли идеалом. Однако со временем мастер выработал собственный стиль, детальный, насыщенный светотенью, интригующий и менее пестрый, чем свойственно эстетике барокко.

Особенности творчества художника Рембрандта

Весь ранний период работы мэтра назвали лейденским, потому что писал он в мастерской у себя на родине. Полотна того времени, к примеру, «Крещении евнуха», «Аллегория музыки», «Симеон и Анна в Храме», а также многие другие наполнены пестрыми и яркими образами. Они отличаются четкой прорисовкой восточных нарядов и сверканием драгоценностей в ветхозаветных сюжетах. Со временем он приходит к необходимости передачи эмоционального состояния персонажей. Подражая немецкому рисовальщику Адаму Эльсхеймеру, Рембрандт начинает использовать для этого характерно вылепленные светотени.

В тридцать первом году, закрыв студию в Лейдене, мастер кисти перебирается в более продвинутый Амстердам. Этот этап творчества ознаменовался созданием огромного количества портретов, заказанных знатными господами. Этюды мужских и женских голов, включая и свою собственную, он писал пачками, но все удавалось завершить. Возвышенная эстетика барокко привлекала много клиентов, которые платили за труды звонкой монетой. Однако художник все равно находил время для экспериментов с мимикой и новаторскими техниками, которые не всегда вызывали восторг у публики.

Апогеем этого периода можно назвать картину «Урок анатомии доктора Тульпа», в которой явно заметна эволюция стиля мастера. Тут уже нет той статичности и «портретности», а люди составляют настоящую группу, объединенную одной идей. Каждое лицо выражает эмоции, благодаря тонкой игре светотени.

Тогда же он женился на дочке бургомистра, что открыло для него двери любого аристократического дома. Множество набросков и портретов его супруги было написано как раз в период с тридцать четвертого до сорок первого года. Игру света и тени он преимущественно отрабатывал в гравюрах по металлу (офортах), что приносили тоже немалый доход. К началу сороковых, кто такой Рембрандт, знал каждый ценитель искусства на территории Старого Света.

Стоит узнать

В сорок втором году в мастерскую художника поступил заказ, который переломил так успешно складывающуюся до этого жизнь. Ему предложили написать масштабное полотно, изображающее мушкетеров Амстердама для нового здания Стрелкового общества. Оно стало самым масштабным из всех работ мэтра. При создании картины он полностью «отключился» от канонов голландской портретной живописи. Им были использованы приемы, которые предвосхитили время, только впоследствии их изобретут художники эпохи реализма и импрессионизма начала двадцатого века. Как бы там ни было, но все это вызвало явное понижение градуса эмоций нидерландской публики по отношению к нашему персонажу.

Сороковые и пятидесятые годы считаются завершающим поздним этапом творчества Рембрандта. За все это время у него появился только один ученик – соотечественник Николас Мас из Дордрехта, который впоследствии прославился своими искусными портретами. После кончины его супруги, а затем и любимого сына, мэтр закрывается в себе, что отразилось в его картинах. Несколько последних лет, наполненных болью и отчаянием, стали пиком его творческого пути. Невероятная чувственная трагичность, настоящая человеческая драма отражена в «Возвращении блудного сына», «Еврейской невесте», «Отречение апостола Петра» и прочих последних работах художника.

Личная жизнь и смерть Мастера

Согласно письменным историческим свидетельствам, дошедшим до наших дней, этот мужчина никогда не был чужд женской любви и ласке. Женщины буквально сыпались к его ногам, особенно в период расцвета его популярности. Однако, несмотря на всю кажущуюся любвеобильность, он всегда оставался верен своей истинной любви и музе – изобразительному искусству.

Жены, любовницы и дети

Первая супруга нидерландского художника, Саския ван Эйленбюрх или Эйленбург (Saskia van Uylenburgh), родилась в Леувардене приблизительно в 1612 году. Она была дочкой бургомистра, потому воспитание и образование имела соответствующее. Однако уже к двенадцати годам она стала сиротой. В доме двоюродной сестры она познакомилась с Рембрандтом, который к тому времени уже обрел популярность и славу. В тридцать третьем году состоялась их помолвка, а в следующем году он обвенчались. Горячо любимая женщина родила мужу четверых детей: Ромберта, двух Корнелий, а также Титуса. Первые трое умерли, не дожив до года, а последний сын скончался в возрасте двадцати девяти лет. Сама женщина, заразившись туберкулезом, умерла в сорок втором году.

Смерть Саскии стала тяжелым ударом для художника, но вскоре он нашел способ утешится. Малышу Титусу на тот момент исполнилось всего девять месяцев, и у него была нянька, которую звали Гертье Диркс. Она была вдовой, и художник с головой бросился в омут плотских наслаждений, чтобы спастись от тоски и горя. Он даже подарил ей драгоценности покойной супруги, что в обществе стали обсуждать и осуждать. Однако, на удивление, Гертье оказалась намного благороднее, чем кто-то мог предположить: спустя пару лет она написала завещание, в котором все это она отдавала Титусу, которого полюбила, как собственного ребенка, если верить словам биографа Поля Декарга.

Жениться на этой веселой вдовушке мужчина не мог, так как по завещанию супруги, тогда все ее состояние перешло бы одной из ее трех сестер, да и была она «птицей совсем иного полета», как говорит другой биограф – Саймон Шама. Она со временем совсем потеряла голову, стала требовать большего и даже пыталась через суд женить на себе мастера или хотя бы выбить побольше денег. Он нанял адвокатов, и те доказали, что она повредилась рассудком, после чего поместили несчастную в исправительный дом для женщин. Считается, что ее черты можно узнать в знаменитой «Данае».

В сорок седьмом году жизнь Рембрандта встала на совершенно иные рельсы. В его двери постучалась грациозная, черноокая и миловидная девушка, вдвое младше него – Хендрикье Стоффелс из семейства военных. Она желала получить место экономки, вела себя смело и сразу же понравилась мэтру. Биограф Мелисса Рикетс считает, что она была скромной, но стойкой и выносливой, а также сразу же влюбилась в престарелого художника, даже понимая, что он никогда на ней не жениться из-за наследства. Она попала под церковный суд, который запретил ей даже являться к причастию и чуть не отлучил. Но в пятьдесят четвертом женщина благополучно родила любимому дочь, названную опять же Корнелией, в честь его матери. Девочка пережила младенчество, выросла и успешно вышла замуж. Своих малышей она назвала Рембрандтом и Хендрикье.

Смерть живописца: признание и почитание памяти великого художника

Потеряв в конце жизни все свои деньги, утратив любимого сына и девушку, которая скрасила его пожилые годы, художник все равно не впал в депрессию и продолжал работать, пока смерть не пришла за ним четвертого октября 1669 года в своем доме в Амстердаме, за который так никогда и не смог выплатить средства. Его похоронили в кальвинистской церкви Вестеркерк неподалеку, где его прах покоится и в наши дни.

Человечеству потребовалось достаточно много времени, чтобы по заслугам оценить значение творчества этого выдающегося художника. Почти два столетия его работы просто пылились в частных коллекциях. Только в девятнадцатом веке русские передвижники и французские последователи Курбе достали их из темного царства забвения и возвели на пьедестал, как те и заслуживали.

В день четырехсотлетия художника в Амстердаме, в том самом здании, где он проживал все долгие годы, был открыт дом-музей, в которой восстановлена все убранство и обстановка тех времен. Первая художественная кинолента о нем вышла в 1936 году. Она называлась «Рембрандт», и снял ее британский режиссер Александр Корда. В 2009-м вышла на экраны картина «Рембрандт. Я обвиняю!» Питера Джона Гринуэя, вызвавшая широкий резонанс в обществе.

Интересные факты о голландском рисовальщике

Мельница отца будущего художника «выпускала» вовсе не муку, как можно было бы подумать, а пивной солод.

За свою жизнь Рембрандт написал более трехсот пятидесяти картин, столько же офортов, сотни рисунков и набросков, большая часть из которых – портреты.

Именно этого мастера считают наиболее «подделываемым» в мире за всю историю человечества.

Благодаря рентгенографии ученым удалось обнаружить первичный силуэт на картине «Даная», который в корне отличался от конечного результата.

Рембрандт писал в манере, несвойственной большинству художников. Он всегда начинал с заднего плана и более глубоких- теней, из которых будто «проступали» фигуры основных персонажей.

Одним из самых инновационных методов живописи, художник считал процарапывание тонкой металлической иглой по свежей краске, которое применял во время прорисовки волос. Также он использовал острые окончания рукоятки кистей и даже лопатки и палочки из дерева или других материалов.

В Лондоне в галерее Далвича (Dulwich Picture Gallery) хранится оригинальный «Портрет Якоба де Гейна III», который даже внесен в Книгу рекордов Гиннеса. Его похищали четыре раза, после чего он был найден и водружен на свое место.

О том, что по-настоящему любишь, всегда тяжело говорить. Тщательно выбираешь нужные слова, обороты речи, не знаешь с чего начать... Поэтому начну с небольшого откровения: Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn) − мой любимый художник, и я узнавал его очень долго.

В детстве − в Эрмитаже, с рассказами профессора-отца. В юности − на уроках МХК в институте, со старыми слайдами в темной аудитории в долгие декабрьские вечера. В молодости - в удивительном Амстердаме, радостно смеющимся в лучах заходящего августовского солнца. Я прочел про Рембрандта уже сотни лекций, провел не один десяток экскурсий, а все равно остается ощущение, что сейчас тебе предстоит окунуться в нечто неведомое, огромное, непостижимое.

Это, как прыжок с пирса в воды моря, на котором ты оказался впервые. Ты не знаешь, холодная ли там вода, сколько камней на дне. Это предвкушение и сомнение, заставляющее нервно дрожать твои руки. Победить это можно только одним способом - прыгнуть с разбега, ощущая, как колотится сердце и как в один момент весь мир вокруг тебя уносится куда-то вдаль, и ты теперь наедине с чем-то абсолютно новым... Ну, что же! Прыгаем, открываем глаза и смотрим!

В 27 лет у него было все, о чем только может мечтать художник. Слава, известность, деньги, любимая женщина, сотни заказов. Он считался лучшим мастером портретной живописи в одном из самых богатых городов своего времени, в жемчужине северной Европы − Амстердаме.

Да, еще никогда в мире не было художника, способного создать такое! Портрет должен был быть идеальным, должен был скрашивать все недостатки человека, но Рембрандт думал иначе. Его портреты были живые. Они передавали характер, в них был конфликт. Перед вами фрагмент портрета главного сборщика налогов провинции Голландия Яна Втенбогарта.



Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. И его одежда - воздушный кружевной воротник, длинная шуба из русского соболиного меха - явно свидетельствует о его состоянии. А теперь просто посмотрите на эти глаза. В них вы видите печаль... И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта - . Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе? Этот портрет - история очень богатого, но очень несчастного человека, и голландский живописец способен был показать это в одном застывшем мгновении.

Все свободное время Рембрандт Харменс ван Рейн тратил на изучение мимики. Он часами стоял у зеркала и строил рожи, которые потом переносил углем на бумагу. Ему важно было поймать малейшие оттенки эмоций.

Лицо человека, по мнению художника, было зеркалом души, это он осознал еще задолго до Оскара Уайлда с его «Портретом Дориана Грея». Но портреты не единственное, в чем преуспел Рембрандт. Его большие полотна впечатляют нас не меньше. Игра светотени, которую так развивал в своей живописи Караваджо, у нашего мастера приобретает поистине гигантских размах.

Ему было всего 28 лет, когда он создал свой первый абсолютный шедевр. Это полотно «Снятие с креста». Вы просто не можете пройти мимо этой картины в Эрмитаже. В одном моменте художнику удалось изобразить всю суть христианства, рассказать одну из величайших человеческих историй максимально честно и трогательно, так, как не делал никто ни до, ни после него.



Иерусалим на заднем плане тонет во тьме. Спаситель мертв. Его безжизненное тело мы и видим в центре картины. Это момент наивысшего отчаяния, никто еще не верит в воскресение. Люди видят только труп человека, которого любили и которому поклонялись как богу, и Дева Мария падает в обморок, её кожа мертвенно-бледна - только что она потеряла своего единственного сына.

Есть на этом полотне одна деталь, которая не сразу бросается в глаза. Это освещение. Источник света - это фонарь в руках мальчишки, но тело Христа и одежда апостола, держащего его на руках, отражают свет подобно зеркалу. И именно через свет здесь рассказывается истинная история, раскрывается философский смысл картины.

Свет фонаря - это свет веры, а то, что мы видим на картине, это приобщение к ее тайне. Создается ощущение, что источником света здесь становится само тело Спасителя. Из мрака выделяется еще лицо Богоматери и подсвеченная тусклым светом свечи плащаница, в которую должны завернуть тело Христа. На этом полотне Рембрандт впервые применил прием, который в последние годы жизни стал основным в его творчестве.

И вот мы видим, как человек, идеально владевший техникой письма, в мельчайших деталях выписал все центральные фигуры на полотне, но, по мере удаления от света, лица людей становились все более размытыми, почти неразличимыми. Все очень просто - таинство происходящего прошло мимо них.

Впрочем, на этом полотне есть и еще один персонаж, который не заметен с первого взгляда. Несмотря на то, что он находится в тени, Рембрандт изображает его очень четко. В правом нижнем углу полотна, из самого темного места, скрываясь за стеблями чертополоха, смотрит на вас Дьявол в образе собаки и как будто задает вам вопрос:

«А ты приобщился к происходящему?»

Да, голландскому мастеру всегда было мало рамок картины, он мечтал о том, чтобы его полотна стали частью этого мира, а зритель - непосредственным участником происходящего. Но именно это желание и низвергло его с вершин славы в пучину векового забвения.

Несчастье и забвение приходят столь же стремительно, как удача и слава. Рембрандт Харменс ван Рейн ощутил это на себе в 1642 году. Конечно, огорчения были и до этого: его дети умерли во младенчестве. Выжил только один сын, Титус, рожденный в 1641 году. Но год спустя покинула этот мир его любимая жена Саския, с которой он прожил долгие годы. А вместе с этой утратой от художника отвернулась и удача, отвернулась в тот момент, когда он создал одну из величайших своих картин.

О «Ночном Дозоре» Рембрандта можно говорить бесконечно. Это полотно настолько масштабно по своему содержанию, настолько уникально по выстроенной композиции, что история его создания вполне достойна отдельной книги, а не статьи. Но, как часто бывает в жизни, именно это творение, впоследствии в корне изменившее все развитие мировой живописи, было отвергнуто современниками.



Заказчикам не понравилось, как они были изображены, и многие из них отказались оплачивать работу художника. Такого унижения самый известный живописец Нидерландов не испытывал никогда. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов), и вскоре имущество художника распродали за долги. Из огромного особняка в самом центре Амстердама он был вынужден перебраться на окраину города, в Еврейский квартал, где снимал несколько комнат со своим любимым сыном Титусом.

Самое интересное, что Рембрандт легко бы мог приспособиться под последние модные тенденции в искусстве и вновь получать большие деньги за свои полотна. Но живописец был убежден в том, что должен создать абсолютно новый стиль. На его портретах теперь были не богатые люди, а самые обычные граждане города Амстердама. Таков, например, «Портрет старика еврея».



Рембрандту стало не интересно детальное изображение всех предметов одежды, он стремился к большей абстракции, стремился в идеальной точности показать чувства своих персонажей. За свое упорство он получал только страдание и пощечины. Так произошло с его картиной «Заговор Юлия Цивилиса».

Вместо классического, помпезного, исходящего патриотизмом изображения старый мастер представил на суд общественности вот это.



Перед нами картина варварского пира, грубого, неприглядного. Это полотно почти на 300 лет опередило свое время, предвосхищая живопись экспрессионизма. Не удивительно, что шедевр мастера был отвергнут, а его имя было покрыто несмываемым позором. Но именно эти последние восемь лет жизни, проведенные в абсолютной, непроглядной нищете, являются одним из самых плодотворных периодов в творчестве Рембрандта.

Я думаю, что про картины того периода, в том числе про его «Возвращение блудного сына» я напишу в отдельной статье. Сейчас же я хочу рассказать о другом. Меня всегда поражало, как мог Рембрандт работать и развивать свой талант, когда отовсюду на него сыпались удары судьбы. Долго так продолжаться не могло, и художник предчувствовал это.

Завершающий удар всегда наносится в самое больное место. Им был единственный сын Титус - очень болезненный мальчик, похожий на свою умершую мать. Именно его Рембрандт изображал тогда чаще всего: и в виде ангела на картине «Матфей и ангел», и за чтением, и в различных костюмах. Возможно, живописцу казалось, что с помощью своего таланта ему как-то удастся отсрочить неизбежное... Не удалось...

На мой взгляд, «Портрет Титуса в монашеской рясе» − одна из самых проникновенных картин Рембрандта. В ней проявилась вся отцовская любовь, весь талант живописца. Во всех этих грубых мазках, в этой тьме, наступающей слева на юношу, в растениях, уже окружающих его тело, выделяется одно - бледное лицо сына художника с опущенными, полными смирения глазами.



Титус умер в 1668 году, Рембрандт пережил его только на год.

Он умирал на окраине Амстердама, абсолютно один, получив в этой жизни все и все потеряв. О его полотнах забыли надолго... Но прошло 150 лет, и уже другие художники услышали то, о чем пытался рассказать своим современникам мастер, вместо славы и денег выбравший свой уникальный путь.



Рассказать друзьям