Режиссёр е вахтангов. Вахтангов евгений багратионович

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Имя: Евгений Вахтангов (Evgeny Vakhtangov)

Возраст: 39 лет

Деятельность: актёр, театральный режиссёр

Семейное положение: был женат

Евгений Вахтангов: биография

Евгений Вахтангов - выдающийся режиссер, а также актер и преподаватель. Евгений Багратионович не только подарил театралам множество талантливых постановок, но и основал собственную студию, позже переименованную в Театр имени Вахтангова.


Будущий режиссер родился 13 февраля 1883 года. Детство Евгения Багратионовича прошло во Владикавказе, в семье фабриканта. Однако мальчика не привлекали финансовые дела и коммерция. Душа Евгения Вахтангова тянулась к творчеству.

В 1903 году юноша поступил на факультет естественных наук Московского университета. Там Евгений Вахтангов проучился только год, а затем перевелся на юридическое отделение того же университета. Но и юриспруденция не смогла покорить сердце Вахтангова, и молодой человек вскоре нашел возможность заняться любимым делом.


Уже в 1905 году Евгений Вахтангов самостоятельно поставил первый спектакль в студенческом театре. Это была пьеса «Педагоги» по одноименному произведению Отто Эрнста. Эта постановка не была бесплатной: студенты собирали средства для помощи нуждающимся людям. Спустя год Евгений Багратионович открыл студенческий кружок драматического искусства.


Окончив университет, Евгений Вахтангов решил продолжить театральную карьеру и отправился учиться в знаменитую школу драмы Александра Адашева. Молодому дарованию снова повезло: там преподавали талантливые педагоги Василий Лужский, Леопольд Сулержицкий и Василий Качалов. Позже Евгений Вахтангов признается, что непосредственно Сулержицкий оказал серьезное влияние на формирование его таланта.

Театр

Всерьез театральная биография Евгения Вахтангова началась, пожалуй, с Московского художественного театра, где молодой режиссер ставил первые профессиональные спектакли и занимался с группой студентов, применяя экспериментальную модель . Кроме того, Вахтангов придерживался устоев Леопольда Сулержицкого: нравственность, искренняя игра и проповедование добра, по мнению Евгения Багратионовича, составляют основу актерского мастерства.


Евгений Вахтангов в спектакле "Мысль"

Режиссерские работы Евгения Вахтангова того времени во многом строились на противопоставлении добра и зла. Таковыми являлись, например, спектакли «Потоп» и «Праздник мира». Также актеры и роли, которые тщательно прописывал Вахтангов, несли контраст внешнего аскетизма и богатства внутреннего мира (как, например, в спектакле «Росмерсхольм» по произведению Генриха Ибсена).

Педагогические усилия Евгения Вахтангова не ограничивались студией МХТ. Евгений Багратионович также с удовольствием преподавал в московских театральных школах и даже любительских театрах, помогая любителям спектаклей готовить интересные постановки.


Особой любовью Евгения Вахтангова пользовалась так называемая Мансуровская студия, получившая имя по названию переулка, в котором находилось здание. В 1920 году студия получит имя Московской драматической студии имени Вахтангова, а в 1921-м станет гордо называться Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова.

Послереволюционные постановки Евгения Багратионовича отличались особым трагизмом: режиссер старался передать образ революции и переживания людей, которых коснулись эти исторические события. Сломанные судьбы, социальные проблемы и трагедия отдельно взятого человека - вот то, что интересовало Вахтангова в тот момент.


Евгений Вахтангов в спектакле "Сверчок на печи"

В 1920 году зрители увидели «Свадьбу» по произведению . Вахтангову удалось передать трагедию застойного мещанства в плохом его смысле. Это явление Евгений Багратионович называл пиром во время чумы.

Противопоставление власти и народа получило воплощение в постановке «Эрик XIV»: в спектакле отражены противоречия в намерениях власть имущих и простых людей, что неизменно оборачивается трагедией даже в том случае, если властитель, с первого взгляда, добивается лишь честных и благородных целей.


По свидетельствам театралов и критиков того времени, наибольшего развития конфликт светлого и темного, зла и добра, смерти и возрождающейся жизни достиг в постановке под названием «Гадибука» по пьесе Семена Ан-ского (таков псевдоним Шлоймэ-Занвла Раппопорта). Это история, созданная на основе древнееврейского мифа о диббуках - демонах, в которых обращаются души, проданные дьяволу.

Еще одним ярким творческим триумфом Евгения Вахтангова считается спектакль «Принцесса Турандот» по произведению Карла Гоцци. Сюжет сказки традиционен: капризная китайская принцесса по имени Турандот не хочет покидать отчий дом и выходить замуж. Однако родственники настаивают на замужестве красавицы. Тогда хитрая девушка ставит условие: рядом с ней достоин оказаться лишь тот, кто разгадает три загадки. Загвоздка в том, что загадки эти не так просты.


Десятки смельчаков, не справившись с задачей, теряли жизни. Однако принц Калаф, влюбленный в своенравную красавицу, умудрился преодолеть препятствия и влюбить в себя Турандот. Постановка задумывалась как смелый эксперимент в плане игры актеров: лицедеи изображали не только персонажей пьесы, но и самих себя, играющих в спектакле.

Кроме того, многие сцены Вахтангов отдал на откуп импровизации, что позволило добиться невероятного эффекта. К сожалению, режиссеру так и не удалось увидеть премьеру этой постановки: на тот момент Евгений Багратионович уже смертельно болел, и состояние здоровья не позволило мужчине присутствовать на спектакле.


Евгений Вахтангов в спектакле "Каменный гость"

Принято считать, что работы Евгения Вахтангова сформировали классический багаж русского театра. Среди учеников великого мастера - актеры Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Борис Щукин, Юрий Завадский и множество других звездных имен.

Евгений Вахтангов считал, что театр - не прерогатива обеспеченных и образованных людей. Актерское искусство, по мнению Евгения Багратионовича, принадлежит народу. Этого же принципа режиссер придерживался и в собственных постановках: происходящее на сцене было понятно каждому, и каждый зритель мог найти в переживаниях героев нечто близкое себе.

Личная жизнь

Евгению Вахтангову повезло встретить женщину, которая стала любовью целой жизни.


Школьная подруга Надежда Байцурова стала избранницей режиссера. В семье Евгения Багратионовича и Надежды Михайловны рос сын Сергей.

Смерть

Последние годы жизни режиссера омрачились страшной болезнью: Евгению Вахтангову диагностировали рак желудка. Однако, несмотря на столь серьезный диагноз, Евгений Багратионович до последнего продолжал работать, целые дни проводя в стенах родного театра.


В 1922 году, за некоторое время до премьеры спектакля «Принцесса Турандот», режиссер почувствовал себя хуже. Евгений Вахтангов оставался дома несколько дней, не в силах отправиться на репетиции. В день премьеры режиссер также не нашел сил встать с постели, и в антракте Евгения Багратионовича навестил Константин Станиславский, принесший восторженные отзывы о постановке.

29 мая 1922 года Евгения Вахтангова не стало. Спустя два дня состоялись похороны великого мастера. Могила Евгения Багратионовича расположена на московском Новодевичьем кладбище. Надгробие мастера, помимо традиционного фото, украшает обелиск в виде человека в плаще.

Работы в театре

Актер

  • 1913 - «Усадьба Ланиных»
  • 1913 - «Праздник мира»
  • 1914 - «Мысль»
  • 1914 - «Сверчок на печи»
  • 1915 - «Каменный гость»
  • 1915 - «Потоп» Бергера»

Режиссер

  • 1913 - «Праздник мира»
  • 1915 - «Потоп»
  • 1918 - «Росмерсхольм»
  • 1920 - «Свадьба»
  • 1921 - «Чудо Святого Антония»
  • 1921 - «Эрик XIV»
  • 1922 - «Принцесса Турандот»

(1883-1922) русский актер и режиссер

Имя Евгения Багратионовича Вахтангова вошло в историю русской и мировой театральной культуры и заняло место в ряду самых выдающихся ее деятелей.

Он родился в городе Владикавказе в русско-армянской купеческой семье. Отец Евгения был известным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Однако юноша еще в гимназические годы увлекся театром, который и стал делом всей его жизни. Несмотря на жесткий запрет отца, Вахтангов начал выступать на сценах любительских театров Владикавказа. После окончания гимназии он поступил на физико-математическое отделение Московского университета, где также вступил в студенческий театральный кружок.

На втором курсе Евгений Вахтангов перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе О. Эрнста. Чуть позже, оставив юридический факультет, он поступил в Школу драмы А. Адашева, по окончании которой в 1911 году был принят в труппу Московского Художественного театра.

Вскоре на молодого актера обратил внимание Константин Станиславский и поручил ему вести практические занятия по своей методике актерского мастерства в Первой студии МХАТ. Атмосфера «студийности» с ее бескомпромиссными морально-этическими требованиями оказалась очень благоприятной для Вахтангова, соединившего режиссерский дар и талант педагога. Именно в студии оба этих качества развились в нем в полной мере.

На сцене студии он создал несколько камерных спектаклей, где выступал и как актер. В них Евгений искал новые приемы изображения психологического состояния героя. Не приняв жестких рамок системы Станиславского, он на некоторое время увлекся идеями Мейерхольда, однако вскоре отверг и их.

Вахтангов Евгений Багратионович выдвинул лозунг «фантастического реализма», на основе которого и построил теорию собственного театра. Как и К. Станиславский, он считал, что главное лицо в спектакле - актер, но всегда отделял личность исполнителя от того образа, который воплощается на сцене.

В конце концов, Евгений Вахтангов стал ставить спектакли по-своему. Декорации в них состояли из самых обычных бытовых предметов. На этой конкретной основе с помощью света и драпировок художник создавал фантастические виды сказочных городов, как, например, это сделано в его любимом спектакле «Принцесса Турандот».

Соответственно и костюмы актеров также соединили конкретное и условное. Например, на современный костюм надевался необычайно изящный, расшитый и разукрашенный халат. Чтобы подчеркнуть условность происходящего на сцене, актеры надевали костюмы прямо на глазах публики, перевоплощаясь в своих персонажей.

Реализуя свои творческие замыслы, в 1921 году Евгений Вахтангов поставил на сцене своей студии пьесу Мориса Метерлинка «Чудо Святого Антония». Это было яркое театральное зрелище, в котором режиссер и актеры составили единый творческий ансамбль. Им удалось донести до зрителя сложную символику пьесы, раскрыть своеобразие метафорического мышления драматурга, условность характеров.

Следующая работа режиссера - «Принцесса Турандот» по сказке итальянского драматурга Карло Гоцци - позволила критикам сделать вывод о том, что Вахтангов уже не просто осуществлял сценический эксперимент, а начал создавать новое направление в театральной режиссуре.

Используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, режиссер наполнил сказку современными проблемами. Каждый его спектакль становился событием, потому что все то, что происходило в это время в России, герои активно обсуждали на сцене. Однако современную проблематику Евгений Вахтангов преподносил в виде своеобразной игры, полемики, спора, диалога героев. Поэтому актеры уже не просто произносили тексты, а давали характеристику, нередко злую и ироничную, всему, что происходило в стране.

«Принцесса Турандот» стала последней работой Евгения Багратионовича Вахтангова, который скоропостижно умер за несколько дней до премьеры. Однако заложенные им принципы динамичного, подвижного спектакля, который как бы создается на глазах зрителей, навсегда сохранились в традициях театра.

Любопытно, что постановка «Принцессы Турандот» стала своеобразной «визитной карточкой» театра. Через пятьдесят лет после премьеры театр возобновил ее постановку, в которой показал верность традициям своего великого основателя. Эта работа добавила славы старейшим актерам-вахтанговцам и сделала известными имена новых исполнителей. Принцессу Турандот в разные годы играли блистательные Цецилия Мансурова и Юлия Борисова, а принца Калафа - Юрий Завадский, Рубен Симонов, Василий Лановой.

13.02.1883—29.05.1922

Евгений Богратионович Вахтангов — выдающийся режиссер, актер, педагог.
Основатель и руководитель Студенческой драматической студии (1913), с 1921 года — 3-я Студия МХТ, а с 1926 года — Театр имени Евгения Вахтангова.

Родился в городе Владикавказе в русско-армянской купеческой семье. Его отец был крупным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело.
Вахтангов еще в гимназические годы увлекся театром и решил посвятить ему всю свою жизнь. Несмотря на запреты отца, Евгений в гимназические годы много и успешно выступал на любительских сценах Владикавказа.
Окончив гимназию, поступил в Московский университет на физико-математическое отделение и сразу же влился в студенческий театральный кружок. На втором курсе Евгений Вахтангов перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе О. Эрнста. Спектакль состоялся 12 января 1905 года и был дан в пользу нуждающихся.
Со своим отцом Вахтангов рассорился окончательно, когда женился на своей школьной подруге — Надежде Михайловне Бойцуровой. Вскоре у них родился сын Сережа. Отец был просто в ярости, он жалел, что дал сыну образование, и лишил его наследства.
В студенческие годы, часто приезжая из Москвы во Владикавказ, Вахтангов пытается и в родном городе организовать свой театр, он мечтает о том, чтобы здание фабрики отца было отдано под театр.
В 1904-1905 годах Вахтангов участвует в нелегальных сходках молодежи. В день декабрьского восстания 1905 года строит баррикады в одном из московских переулков, участвует в создании санитарной помощи раненым.
Летом 1909 года Евгений Вахтангов руководит Владикавказским художественно-драматическим кружком и ставит в нем пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова и «У врат царства» К. Гамсуна. Его отец снова был в ярости, считая, что расклеиваемые по городу афиши спектаклей с фамилией Вахтангов позорят его и наносит моральный ущерб фабрике.
Лето 1910 года Вахтангов снова проводит во Владикавказе, вместе с женой и маленьким сыном Сережей. Евгений Богратионович ставит здесь оперетту местного автора М. Попова, которая шла с успехом во Владикавказе и Грозном.

Вахтангов оставил юридический факультет и поступил в Школу драмы А. Адашева в Москве, по окончании которой в 1911 году был принят в труппу Московского Художественного театра.
Вскоре на молодого актера обратил внимание К. С. Станиславский. Он поручил Вахтангову вести практические занятия по своей методике актерского мастерства в Первой студии МХТ. Именно в этой студии дарование Евгения Вахтангова раскрылось в полной мере. А как актер он прославился в роли Фрезера в «Потопе» Бергера.
На сцене студии Е.Б. Вахтангов создал несколько камерных спектаклей, в которых играл и как актер. В Первой студии Евгений Богратионович постоянно искал новые приемы изображения психологического состояния героя. Со временем Вахтангову стали казаться тесными жесткие рамки рекомендаций Станиславского. Он увлекся театральными идеями Всеволода Мейерхольда, но довольно скоро их отверг. У Евгения Вахтангова формируется свое понимание театра, довольно отличное от Станиславского, которое он сформулировал в одном коротком лозунге — «фантастический реализм». На основе этого «фантастического реализма» Вахтангов и построил теорию собственного театра.
Как и Станиславский, он считал, что главным в театральном спектакле является, естественно, актер. Но Вахтангов предлагал жестко отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене.
Вахтангов начал ставить спектакли по-своему. Декорации в них состояли из самых обычных бытовых предметов. На их основе, с помощью света и драпировок, художники создавали фантастические виды сказочных городов, как, например, это было сделано в последнем и самом любимом вахтанговском спектакле «Принцесса Турандот».
В костюмы актеров Вахтангов тоже предлагал внести изменения. Например, на современный костюм надевался необыкновенный театральный халат, расшитый и разукрашенный. Чтобы еще более подчеркнуть условность происходящего на сцене, актеры надевали костюмы прямо на глазах у публики, таким образом в считанные секунды перевоплощаясь из актера в персонаж пьесы. Впервые в истории театра возникла граница между персонажем и артистом. Сам Вахтангов, восторженно принявший революцию 1917 года, считал, что такая манера актерской игры вполне соответствует новому времени, ведь и революция резко отделяла новый мир от старого, уходящего.
После революции 1917 года Вахтангов пытался создать новый не элитарный, но «народный» театр. С утра до вечера он был на ногах — репетиции проходили в трех студиях: МХТ, еврейской студии «Габима» и в труппе Народного театра, уроки, подготовка спектакля к годовщине революции.
Вахтангов мечтал поставить «Каина» Байрона и Библию, но смерть помешала этим планам.

Всего за год до смерти он основал Третью студию МХТ, ставшую позднее Государственным театром имени Е. Б. Вахтангова.
В самом начале 1921 года репетиции Вахтангова в Третьей студии временно прекратились. Евгений Богратионович все свое время отдавал студии Габима, где завершал работу над «Гадибуком» (1922).
В 1921 году на сцене своей студии он ставит пьесу М. Метерлинка «Чудо Святого Антония» (вторая редакция). В этой постановке Вахтангов уже попытался реализовать свои новаторские идеи. Это было очень яркое зрелище, в котором и режиссер и актеры составили единый творческий ансамбль. В спектакле удалось донести до зрителя сложную символику пьесы и метафорическое мышление драматурга.

По сказке итальянского драматурга Карло Гоцци Вахтангов, уже незадолго до смерти, ставит «Принцессу Турандот». Этим спектаклем он открыл новое направление в театральной режиссуре. Используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, Вахтангов наполнил сказку современными проблемами и злободневными вопросами.
Все, что происходило в послереволюционной России, герои сказки тут же со сцены обсуждали по ходу действия. Однако современную проблематику Вахтангов предлагал преподносить не прямо, а в виде своеобразной игры — полемики, споров или диалогов героев друг с другом. Таким образом актеры не только произносили заученный текст пьесы, но давали характеристики, нередко весьма ироничные и злые, всем событиям, происходящим в стране.

В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась последняя репетиция в жизни Вахтангова. Репетировал он в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем. Вернувшись домой после репетиции, Вахтангов лег и более уже не вставал.

После первого репетиционного прогона «Принцессы Турандот» Константин Сергеевич Станиславский сказал своему гениальному ученику, уже не встававшему с постели, что тот может заснуть победителем.

29 мая жена Вахтангова Надежда Михайловна позвонила в Третью студию МХТ и сказала: «Приходите скорее!» Умер Евгений Богратионович, окруженный своими учениками. Перед самой смертью сознание вернулось к нему. Он сел, окинул учеников долгим взглядом и очень спокойно сказал: — Прощайте.
«Принцесса Турандот» стала последней работой Вахтангова.
Похоронили Вахтангова на Новодевичьем кладбище.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Вахтангова Евгения Багратионовича

Вахтангов Евгений Багратионович , российский театральный режиссер, актер, педагог, основатель Театра им. Вахтангова.

Ранний период

Вахтангов вырос в семье армянского фабриканта. Еще в юности отказался от коммерческой карьеры и наследства отца, занявшись театральным любительством. В 1903-1909 учился на естественном, затем на юридическом факультетах Московского университета. В 1906 организовал драматический кружок студентов университета. В 1909-11 - ученик школы драмы А. И. Адашева, где преподавали В. В. Лужский, В. И. Качалов и Л. А. Сулержицкий, оказавший воздействие на ранние театральные взгляды Вахтангова. По окончании школы зачислен в МХТ, вел экспериментальные занятия по «системе Станиславского» с группой театральной молодежи, составившей ядро 1-й Студии МХТ (1912; открыта в 1913; с 1924 - МХАТ 2-й). Как педагог Вахтангов разделял эстетическую и этическую программу директора Студии Сулержицкого: цель искусства - нравственное совершенствование общества, студия - община единомышленников, актерская игра - правда переживаний, спектакль - проповедь добра и красоты. Как режиссер Вахтангов предпочитал резкие контрасты добра и зла в построении спектакля и стиле актерского исполнения («Праздник мира» Г. Гауптмана, 1913; «Потоп» Г. Бергера, 1915). В «Росмерсхольме» Г. Ибсена (1918, 1-я студия) на противопоставлении аскетической формы (серые сукна, контрастное световое решение, минимум аксессуаров) и напряженной внутренней жизни актеров раскрывалась главная тема спектакля: дерзкий прорыв к свободе, пусть даже ценой смерти. В «Чуде Святого Антония» М. Метерлинка (первый вариант, 1918) возобладала традиция Сулержицкого: человечность, юмор, мягкая ирония. Одновременно с МХТ и его студией Вахтангов вел педагогическую работу в ряде московских театральных школ и любительских кружках. Особое место в его творческой судьбе принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской» - по названию переулка, где она находилась), с членами которой он в 1913 начал репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева (с 1917 - Московская Драматическая студия под руководством Е. Б. Вахтангова, с 1920 - 3-я студия МХТ; с 1926 - Театр им. Евг. Вахтангова).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Создание нового театра

Вместе с послеоктябрьскими спектаклями В. Э. Мейерхольда постановки Вахтангова в 1919-22 заложили фундамент нового театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней драматургии, он пытался воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются его эстетические взгляды и художественные пристрастия, корректируются важные положения теории и педагогики. Сохраняя верность общим законам искусства переживания и органике актерского существования в образе, Вахтангов утверждает необходимость нового сценического языка, соответствующего времени социальных схваток и взрывов, отказывается от поэтики интимно-психологического и бытового театра, от «четвертой стены» - рампы МХТ, отделяющей мир сцены от зала, провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера и зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности. Яркой театральностью и предельным сгущением сатирических красок отмечен второй вариант «Чуда Святого Антония» (1921). В чеховской «Свадьбе» (1920) Вахтангов прозрел «пир во время чумы», паноптикум мещанства, затхлую провинциальную одурь. В «Эрике XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я студия) воплотил трагедию власти, неправедной и враждебной народу даже тогда, когда властитель (в трактовке Вахтангова и исполнении М. А. Чехова) полон добра и благородства. Каждая из постановок 1921-22 с огромной экспрессией выявляла противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни. Наибольшей силы достиг трагедийный конфликт в поэме торжествующей любви «Гадибуке» С. Ан-ского (студия «Габима»). Вахтанговская формула «фантастического реализма», новые выразительные возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур вошли в арсенал театра 20 века.

«Принцесса Турандот»

Свойственное натуре и творчеству Вахтангова гармоническое начало («веселый Мейерхольд», говорил о нем М. А. Чехов) воплотилось в искрящемся спектакле режиссера - «Принцессе Турандот» по К. Гоцци (1922). Спектакль был задуман как эксперимент в области актерской техники: студийцы одновременно играли самих себя, артистов итальянской комедии дель арте, разыгрывающих сказку Гоцци, и, наконец, персонажей сказки. Спектакль строился и репетировался импровизационно (репризы на темы дня, интермедии-пантомимы, слуг просцениума, иронические «выходы из роли»), сознательно разрушал сценические иллюзии при сохранении максимальной актерской искренности и правды переживания. Значительно превзойдя первоначальное режиссерское задание, он стал классикой театра, произвел «сильный сдвиг» (Немирович-Данченко) в искусстве русской сцены. Премьера спектакля состоялась, когда Вахтангов был уже смертельно болен. Его творческая деятельность оборвалась, возможно, в высшей своей точке. Среди учеников Вахтангова - Б. В. Щукин, Р. Н. Симонов, Ц. Л. Мансурова, Ю. А. Завадский и др.

Eugene Bagration Vakhtangoff

Русский советский театральный режиссёр, актёр, педагог.

Евгений Багратионович Вахтангов родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе в армянской зажиточно-партриархальной семье табачного фабриканта. Отец его, человек властный и самолюбивый, видел сына наследником дела. Но Евгений увлекся театром. Вначале он выступал в домашних спектаклях, позже стал посещать гимназический драматический кружок, Владикавказское музыкально-драматическое общество.

Окончив весной 1903 года гимназию, Евгений провалился на экзаменах в Рижский политехнический техникум и поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). Но его больше интересовали литература и театр.
В 1904 году была организована Грозненская труппа Евгения Вахтангова, которая положила начало театральной жизни в г. Грозном.
В 1910 году работал в Грозненском драматическом театре (антреприза Е. Вахтангова).
В 1905 году Вахтангов женился на Надежде Байцуровой, тоже театралке. Она стала настоящей хранительницей семейного очага, любящей матерью их сыну Сергею.

В 1909 году Вахтангов поступил в театральную школу при МХТ, сразу на второй курс.
15 марта 1911 года Вахтангов был принят в МХТ, и уже через несколько месяцев Станиславский поручил ему вести занятия с группой актеров.

В 1913 году Вахтангов возглавил Студенческую студию. Первый спектакль провалился и в течение двух последующих лет студийцы воздерживались от искушения играть на публике.

Участвовал в спектаклях: "Живой труп" Л. Н. Толстого (Цыган), "Синяя птица" Метерлинка (Сахар), "Гамлет" Шекспира (Второй актёр), "Мысль" Андреева (Крафт) и др. Вахтангов стал активным проводником идей и системы Станиславского, принял участие в работе Первой студии МХТ.
Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных В. ролях (Текльтон в "Сверчке на печи" по Диккенсу, 1914; Шут в "Двенадцатой ночи" Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: "Праздник мира" Гауптмана (1913), "Потоп" Бергера (1919, играл роль Фрезера).

В это время Евгений Багратионович ощущает первые тревожные толчки болезни - язвы желудка.
Летом 1915 года, после гастролей Первой студии, Вахтангов вместе с Надеждой и сыном Сережей отдыхал в Евпатории. Вскоре дачи и курорты сменились больницами, отдых с веселыми играми - лечением и хирургическими операциями.

В 1919 возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса.
2 января 1919 года Вахтангов уехал в санаторий "Захарьино" в Химках. Врачи настаивали на операции желудка. Евгений Багратионович согласился, не сообщая ничего жене и сыну - не хотел их волновать.
В конце января он возвратился в Москву, с головой ушел в дела, успел завершить постановку "Потопа" в своей студии - для показа в Народном театре, а в марте - снова санаторий "Захарьино" и снова операция.

Вахтангов хотел успеть как можно больше. В 1921 году он трудился в своей студии над "Принцессой Турандот", которая принесла ему всемирную славу. Стремление к поискам "современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально" , нашло блестящее воплощение в его последней постановке - пронизанный духом светлого жизнеутверждения. Спектакль "Принцесса Турандот" Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят Станиславским, Немировичем-Данченко и другими театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.

Поглощенный работой, Вахтангов за своим здоровьем следил эпизодически, одно время занимался гимнастикой йогов, переходил на диетическое питание, но затем нарушал режим - непрерывно курил, сидел после спектакля на театральных вечеринках, по-прежнему завораживая молодежь своими песенками, пародиями, мандолиной. И случалось, ночь напролет с азартом играл в карты.
В декабре 1921 года по настоянию родственников и близких был созван консилиум врачей: у Вахтангова появились особенно сильные боли. Консилиум собирался в театре на Арбате. Врачи вынесли приговор - рак, но от больного это скрыли.

31 января 1922 года состоялась премьера "Гадибука", а 13 февраля Вахтангов в последний раз вышел на сцену - сыграл Фрэзера в "Потопе". Доктор сообщила Надежде Михайловне, что ее мужу осталось жить не более двух-трех месяцев.
Однако вплоть до 16 февраля Вахтангов репетировал новую роль - мастера Пьера в пьесе Н.Бромлей "Архангел Михаил".

Последний спектакль Вахтангова "Принцесса Турандот" Гоцци давно стал легендой и визитной карточкой его театра. Он торопился закончить спектакль, работал днем и ночью. 24 февраля 1922 года - последняя репетиция в жизни режиссера.
После репетиции его отвезли на извозчике домой. Больше в театре он не появлялся.
После 24 мая самочувствие режиссера резко ухудшилось. Он перестал узнавать близких; забываясь от морфия, представлял себя полководцем.

Вахтангов умер в понедельник 29 мая 1922 года в 10 часов вечера. Он лежал среди цветов...в туфлях принцессы Турандот. В последний момент вдруг обнаружилось, что заготовленные тапочки не подходят, и Надежда Михайловна, увидев случайно оставленные кем-то туфли принцессы, в спешке надела их на ноги Евгения Багратионовича...
Умер 29 мая 1922 года в Москве.
Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, в том ряду, где похоронены артисты Художественного театра.
В 1926 году Вахтанговская студия стала государственным театром имени Вахтангова.



Рассказать друзьям